Студопедия — Анализ топохрона. Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Анализ топохрона. Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь






Анализ любого топохрона следует начинать с природно-ландшафтного уровня, с определения и характеристики его местонахождения, т.е. локуса и шире - ареала его историко-культурной зоны.

Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь расположен в городе Кострома, в одном из самых живописных её уголков. Красоту этого места гармонично дополнил ансамбль монастыря. Место, где река Кострома впадает в Волгу, костромичи издревле называли "стрелкой", а с появлением здесь монастыря оно получило название "Ипатьевский (Ипацкий) мыс". Уже этот факт подчёркивает его значимость и влияние. В древности на Ипатьевском мысу росли дубравы, в изобилии водилась дичь. Красота ландшафта и пологие берега, столь удобные для остановки судов, влекли корабельщиков и плотоводцев к отдыху. Говоря об этом монастыре, который является жемчужиной и главной достопримечательностью Костромы, стоит упомянуть историю этой местности с древности и основание города.

Освоение будущих территорий города началось в эпоху мезолита-неолита. Стоянки этого времени занимали первую надпойменную террасу р. Волги. Вблизи Ипатьевского монастыря известна стоянка эпохи мезолита, располагавшаяся на мысу, образованном впадением р. Костромы в р. Волгу (т.н. Стрелка). Здесь в 1953 г. С.Н. Райпольским была собрана коллекция мезолитических орудий. В районе Ипатьевского монастыря ещё в 1918-1921 гг. Д.Н. Сизовым были собраны мезолитические пластины, скребки, нуклеусы, фатьяновская (фатьяновская культура бронзового века) и сетчатая керамика (культура сетчатой керамики позднего бронзового века). Всё это говорит об освоении устья р. Костромы в её правобережной части, начиная с эпохи мезолита. Найденная лепная керамика середины — второй половины I тысячелетия (то есть периода, предшествующего славянской колонизации) указывает на селище финно-угров. Пришедшая сюда на рубеже 3-2 тысячелетий до н. э. фатьяновская культура впоследствии была ассимилирована племенами эпохи поздней бронзы — абашевцами и подняковцами. Финно-угорский компонент в результате этих миграций и ассимиляций только усилился, поскольку культуры раннего железного века (с VIII в. до н. э. по V в. н. э.) с их развитым искусством выплавки металла из болотных руд носят уже явно финно-угорский характер. В результате смешения финно-угорских местных ананьинской и пьяноборской культур с финно-угорской пришлой дьяковской культурой на территории будущей Костромской губернии стала складываться марийская народность. Исторически Костромская область является территорией проживания марийцев. Названия многих населённых пунктов Костромской области имеет марийское происхождение (Шарья, Пыщуг, Якшанга и др.), а финно-угорские традиции и верования оставили свои черты в местной культуре (почитание рощ и камней, язык жгонов и елманов, вышивка).

Поскольку местное мерянское (меря) население к XII в. по объективным причинам не подошло к городской культуре, становление города связывается с древнерусским населением. С конца XI в. начинается крестьянская, древнерусская по этническому характеру, колонизация Костромского края из Ростово-Суздальского ополья (природный район), верховьев Волги и Новгородчины, что находит отражение в культуре костромских курганов. В бассейне р. Костромы располагались селище Вёжи XII-XVIII вв., Большая Сандогора, Задубье, Куликово, Подолец 1-2, Ямково 3. Особенности рельефа местности с двумя террасами, изрезанный коренной правый берег р. Волги, насыщенная гидросистема с впадающими в крупную реку (Волгу) сетью более мелких рек (Кострома, Сула, Чёрная) – всё это способствовало особому интересу древних поселенцев к территории, которую в последующем охватил город.

Кострома возникает на стратегически важном участке Волжского пути. Выбор первопоселенцев был не случаен. С XII в. возрастает значение костромского участка Волжского торгового пути. Возникает необходимость военно-экономического контроля богатого пушниной Заволжья. Приобретает растущее значение р. Кострома, образующая речную систему, глубоко врезающуюся своими притоками в Заволжские леса и связывающую Волжский путь с Сухоно-Северодвинским и Сухоно-Вычегодским путями, через которые проходили торговые связи с древнерусскими землями Северо-Запада и финским Прикамьем. Имеющиеся археологические находки свидетельствуют о существовании в XI—XII вв. крепости и торгово-ремесленного посада на левом берегу Волги при впадении реки Сулы. Все эти факторы

Датой основания Костромы официально считается 1152 год. Эту дату предложил историк В. Н. Татищев, связав это событие с деятельностью Юрия Долгорукого на северо-востоке Руси. Первое летописное упоминание о существовании Костромы, как значительного города, относится к 1213 году. С середины XIII века (1246 г.) Кострома – стольный город Костромского удельного княжества. В первой половине XIV в. (1364 г.) Кострома входит в состав Московского княжества, с тех пор её история неотделима от развития и культуры общерусского государства. Естественными границами княжеской Костромы (XIII в.) были: на юге и юго-востоке – долины р. Волги и р. Сулы, на западе – р. Костромы.

Не существует единого научно обоснованного взгляда на происхождение названия города. Очевидно, это гидроним: название образовано от реки, на которой он стоит. «Костра́» (или «костри́ка») в восточнославянских диалектах обозначает солому для сжигания. В словаре Фасмера этот топоним связывается с восточнославянским ритуальным персонажем, представлявшим собой соломенную куклу, которую символически сжигали во время весенне-летнего обрядового цикла — в Семик или Петров день («похороны Костромы»). Исследователи обряда связывают его с символикой весны, весеннего возрождения сил природы.

Тем самым, можно заключить, что Ипатьевский монастырь стоит на такой земле и в такой местности, которую осваивало множество народов, как финно-угорского происхождения, так и славянского. Здесь жизнь не стояла на месте, разные культуры сменяли друг друга, народы смешивались (имел место культурный синтез), развивали ремесло, торговлю, пользовались всеми благами природы и географическими преимуществами. Каждая новая этническая трансформация не отвергала полностью существующую ранее культуру, а как бы вписывалась в неё. Народы приходили и уходили, а устойчивые характеристики региона сохранялись. Природные факторы в большой степени поспособствовали формированию у людей активного отношения к жизни. И через многие века «культурная энергия» Костромской земли не иссякнет, здесь будут происходить важные культурные и политические процессы, которые будут связаны в частности с монастырём и деятелями, связанными с ним.

Функциональный уровень. Вернёмся в современность. Что же сейчас представляет собой Ипатьевский монастырь в Костроме? Какие функции он сегодня выполняет, какое значение имеет в наши дни? Для начала следует перечислить, какие исторически сложившиеся функции несли монастыри. В Средние века монастырь был не только духовным, но и просветительским центром, также оборонительным сооружением и административным центром. Все эти задачи выполнял и Ипатьевский монастырь в период своего расцвета. Он возникает именно как укреплённый монастырь, защищающий подступы к городу. Как и любое историческое учреждение, он имеет этапы формирования, расцвета, упадка и возрождения, которые явно прослеживаются в истории обители.

С 1958 г. территория монастыря принадлежалаКостромскому государственному объединённому историко-архитектурному музею-заповеднику «Ипатьевский монастырь», который внёс огромный вклад в культурное возрождение этого памятника. В 1993 году, несмотря на протесты, территория Нового города монастыря была передана в пользование монашеской общины. В 2004 году Ипатьевский монастырь был полностью передан Русской Православной Церкви.В июне 2004 года в стенах монастыря был совершён первый монашеский постриг. Число насельников монастыря быстро выросло с четырёх до двадцати пяти человек (одиннадцать монахов и четырнадцать послушников). В августе 2005 г. музей-заповедник был реорганизован и объединён с другим крупнейшим музеем города -Костромским государственным объединенным художественным музеем.

В настоящее время комплекс монастыря входят два музея. История Костромского музея деревянного зодчества начинается в 1958 году, когда в Ипатьевский монастырь, получивший статус музея, на территорию монастырского Нового города, была перевезена первая деревянная церковь – храм Спаса Преображения из села Спас-Вёжи (1628 г.). Постепенно под стенами старинной обители вырос целый городок, напоминающий старинный монастырский посад. Там собраны церкви и часовни, воссоздана целая деревенская улица с избами, хозяйственными постройками и мельницами. В избах воссозданы интерьеры, показывающие все детали крестьянского быта разных уровней достатка – от богатых крестьян до бедняков, обитавших в курных избах. В музее проводятся разнообразные праздники, посвященные народным промыслам. К сожалению, в сентябре 2002 года храм Спаса Преображения полностью сгорел.

Церковный Историко-археологический музей Костромской епархии Русской Православной Церкви создан в 2004 году в стенах Ипатьевского монастыря. Впервые в России Государство доверило ЦИАМу более трёх тысяч уникальных экспонатов, являющихся частью Государственного музейного фонда. Основу этой коллекции составляют святыни Ипатьевского монастыря - вкладные вещи царствовавших династий Годуновых и Романовых: древние иконы и книги в драгоценных окладах, богослужебные сосуды, пелены, облачения. В экспозиционных залах используются плазменные экраны, планируется введение мультимедиа программ, дисплеев, слайд-шоу, голограмм. ЦИАМ сотрудничает с ведущими российскими музеями. Важным направлением работы ЦИАМа является сохранение памятников церковной древности и истории. Кроме масштабных реставрационных работ архитектурных памятников ансамбля Ипатьевского монастыря, проводится реставрация произведений иконописного искусства.

В течение нескольких лет Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь осуществляет паломническо-туристическую деятельность, сотрудничая с паломническими центрами, туристическими агентствами и фирмами. Монастырь предлагает услуги квалифицированных гидов, программы посещения монастыря с целью ознакомления посетителей с историей обители, её современной жизнью, действующими экспозициями церковного музея.

Исходя из этой информации, представленной на официальном сайте монастыря1, Ипатьевский действительно переживает в наши дни период возрождения и главными его функциями сегодня являются духовная (возрождение монашеской жизни и возобновление богослужений) и культурная (сохранение и трансляция духовного и культурно-исторического наследия).

Следующим этапом рассмотрения данного топохрона будет конструктивный уровень, т.е. приведение «паспортных данных» памятника.

Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь — мужской монастырь в Костромской епархии Русской православной церкви. Впервые в летописи упоминается в 1432 году, но основан был гораздо раньше - около 1330 года татарским мурзою Четом, родоначальником рода Годуновых. Территория монастыря состоит из двух частей: Старого и Нового города. Оба участка обнесены высокими каменными стенами. Старый город имеет форму неправильного пятиугольника. Композиционный центр монастыря — монументальный пятиглавый Троицкий собор; рядом стоит звонница.

Ансамбль монастыря включает в себя:

· Троицкий соборный храм (1650—1652)

Троицкий собор - главный храм Ипатьевского монастыря является открытой экспозицией выдающихся произведений церковного искусства: иконописи, монументальной живописи, русского прикладного искусства. Это храм крестово-купольного типа, увенчанный пятью главами. С трёх сторон находятся галереи, на главную площадь выходит крыльцо-шатер - торжественное и парадное. Интерьер собора расписан в конце 17 века Гурием Никитиным с артелью. Резной из дерева золочёный иконостас в стиле барокко воздвигли в 1756-1758 годах костромские резчики во главе с Макаром Быковым и Петром Золотаревым. В подклети западной галереи находится частично сохранившаяся усыпальница рода Годуновых. Средства на сооружение собора поступили от Годуновых. В настоящее время продолжается третий период научной реставрации собора, начатый в 1999 году по личному указанию первого Президента России.

1 http://ipatievsky.ru/

 

  • Звонница. Колокольня (XVII-XIX вв.)
  • Архиерейский корпус (XVIII в.)

Крупнейшее жилое здание монастыря, включающее в своем объеме Святые ворота с надвратной церковью великомучеников Хрисанфа и Дарии, казначейские и экономские кельи. В связи с размещением на территории Ипатьевского монастыря Архиерейского дома в 1744 году, корпус был значительно перестроен и приспособлен под резиденцию костромского архиерея. Фасад со стороны реки Костромы в полной мере отражает разновременность постройки XVI-XIX веков: от пластики крепостной стены с щелевидными бойницами до архитектурных форм классицизма. Западная стена, обращённая во двор монастыря, возведена во время перестройки 20-х годов XIX века, является своеобразным футляром для первоначального фасада здания XVII века.

  • Святые ворота и надвратная церковь великомучеников Хрисанфа и Дарии (сер. XIX в.)

Церковь святых мучеников Хрисанфа и Дарии со Святыми воротами возведены в 1841-1863 гг. по проекту К.А. Тона и Н.П. Григорьева на месте древнего входа в монастырь с надвратной церковью во имя святых Феодора Стратилата и Ирины. Церковь представляет собой безстолпный храм, возведенный над аркой Святых ворот, венчанный двенадцатигранным шатром с маленькой главкой на глухом барабане. В декоре фасадов храма сочетаются элементы классицизма и средневекового русского зодчества. В настоящее время храм украшен новыми живописными изображениями, устроен новый иконостас. В храме совершаются богослужения.

  • Палаты бояр Романовых (XVI в., реконстр. сер. XIX в.)

Один из самых знаменитых памятников в архитектурном ансамбле Ипатьевского монастыря. Здание возведено в конце XVI века на средства покровителей обители бояр Годуновых. Начиная с XIX века, здание получает название "Царские чертоги" или "Дворец Михаила Романова". Реставрацией памятника на "Высочайше дарованные средства" и по указу императоров Николая I и Александра II занимались дворцовые архитекторы - К.А. Тон и Ф.Ф. Рихтер. В центре главного фасада корпуса возведена "царская лестница" с широким маршем на второй этаж. Стены второго этажа снаружи расписаны специальными красками "в шашку".

  • Наместничий корпус (XVI в., реконстр. сер. XIX в.)
  • Братский корпус (XVIII в.)
  • Кельи над погребами (XVI—XVIII вв.)
  • Трапезный корпус (XVI—XVII вв.)
  • Свечной корпус (XIX в.)
  • Северные (Екатерининские) ворота (XVIII в.)

Являются главным входом в Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь. Северные врата, как новые парадные ворота в северном прясле крепостной стены, были устроены в 1767 году, к приезду в Кострому императрицы Екатерины II. Это нарядное и яркое по формам сооружение в стиле барокко, оформленное с внешней и внутренней стороны триумфальными арками. Северный (внешний) фасад увенчан высоким аттиком, в основании которого в профилированном карнизе размещен лепной картуш с монограммой Екатерины II.

  • Стены и башни Старого города (Кузнечная, Пороховая, Водяная, Воскобойная, Квасная) (XVI—XVII вв.)
  • Вотчинная контора (XVIII в.)
  • Стены и башни Нового города (XVII в.)
  • Мемориальная колонна (вторая половина XIX века)

Возведена в центре Старого города в 1839 году в память знаменитых событий и лиц, оставивших след в истории Ипатьевского монастыря. В прямоугольных нишах с четырёх сторон размещаются доски с текстами об этих событиях. С 1993 года Костромская епархия ежегодно 17 июня проводит у колонны богослужения в память царственных страстотерпцев императора Николая II и его семьи.

  • Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (XVI-XIX вв.) – не сохранилась

Впервые упоминается под 1564 годом, как небольшая шатровая каменная церковь при братской каменной трапезе. В 1760-1764 гг. на месте храма, пришедшего в ветхость, устраивается новая каменная просторная церковь с пятью деревянными главами, которая просуществовала до 1859 года. В середине XIX века по проекту архитектора К.А. Тона строится новый пятиглавый в византийско-русском стиле храм Рождества Пресвятой Богородицы с приделом во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста с южной стороны. В 1934 году храм Рождества Богородицы был полностью разрушен. Ведутся проектные работы по восстановлению храма.

  • Усыпальница бояр Годуновых (XVI-XVII вв.) – не сохранилась

Впервые упоминается под 1564 годом, как небольшая шатровая каменная церковь при братской каменной трапезе. Вплоть до нач. XVII в. в первой усыпальнице насчитывалось 22 погребения, в том числе: родителей царя Бориса и царицы Ирины - Федор и Стефания, брата Бориса и Ирины - Василия и их дяди Дмитрия Ивановича Годунова. Вторая усыпальница включала 16 погребений: в ней были захоронены представители ветви Василия Петровича Годунова, двоюродного брата Дмитрия Ивановича. Территория усыпальниц попала под фундаменты церкви Рождества Богородицы, перестроенной в 1760-е годы. В настоящее время усыпальница в подклете Троицкого собора продолжает именоваться "годуновской" не смотря на то, что только три надгробные плиты принадлежат представителям этого рода.

Какой вывод? Конструктивные особенности архитектурного ансамбля позволяют говорить о его уникальности или хотя бы своеобразии, например, в отношении стиля?

Следующим важнейшим этапом рассмотрения памятника является культурно-историчекий уровень и, связанный с ним диахронный анализ, который позволяет нам проследить объект последовательно развивающимся во времени и пространстве.

Место, на котором стоит Ипатьевский монастырь, имеет древнюю историю и связано с древнейшими культурами. Вблизи Ипатьевского монастыря была обнаружена стоянка эпохи мезолита, здесь была собрана коллекция мезолитических орудий, предметов фатьяновской культуры и культуры сетчатой керамики бронзовых веков.

Фатьяновская культура - это археологическая культура 2 пол. III — сер. II тысячелетия до н. э. (бронзовый век) на территории центральной России. Представляет собой локальный вариант культуры боевых топоров. Фатьяновцы строили укрепленные поселения c полуземляночными жилищами по берегам рек, укрепляя их рвами и валами, но также бытует убеждение, что они вели кочевой образ жизни. Керамика представляла собой глиняные сосуды шаровидные, круглодонные с штампованным и нарезным узором в виде солярных знаков, елочек и зигзагов. Западные популяции фатьяновской культуры породили начало балтским культурам железного века: днепро-двинской и юхновской культурам, а восточные растворились среди местного финно-угорского населения или даже были ими истреблены.

Культура сетчатой керамики, культура текстильной керамики — археологическая культура позднего бронзового века (вторая половина II — первая половина I тыс. до н. э.), занимавшая широкую полосу от среднего Поволжья до востока и севера Фенноскандии (включая Карелию). Характеризиуется керамикой, украшенной отпечатками грубых тканей и рыболовных сетей. Сложилась на основе элементов ямочно-гребенчатой керамики, фатьяновской и поздняковской, причём последняя отчасти синхронная сетчатой. Послужила почвой для сложения различных финно-угорских археологических культур ананьинского круга древностей, однако принадлежность собственно сетчатой керамики финно-уграм последнее время оспаривается рядом исследователей.

Языческих капищ на территории монастыря обнаружено не было, но это совсем не исключает языческого прошлого этого места. Перейдём к истории основания Ипатьевского монастыря.

Средние века.

Нужно четко обозначить эпохи как последовательные уровни диахронного анализа

Возникновение и развитие средневековых русских монастырей - явление в известной мере типическое. Истинный повод основания обители нередко остаётся скрытым за красивой легендой, но с момента возникновения монастыря его жизнь становится неотъемлемой от жизни местного края и его истории. То же мы можем сказать впоследствии и о Ипатьевском монастыре. Экономическую основу монастырей составляли земельные и денежные вклады владетельных феодалов, от них зависело благосостояние монастыря как хозяйственной единицы. В близлежащих сёлах возникали и налаживались ремёсла, плотницкое, кирпичное и каменное дело. Монополия церкви в области духовной деятельности превращала в дальнейшем монастыри в своеобразные скриптории и книжные хранилища. Нередко здесь создавались иконописные мастерские. При известной общности картины развития монастырей каждый из них имеет собственную историческую судьбу, свой складывавшийся столетиями индивидуальный внешний облик. Историческую судьбу Ипатьевского монастыря мы сейчас и рассмотрим.

Два важных фактора имели существенное значение для основания около семисот лет назад Ипатьевский монастыря и для его последующего развития: местоположение при впадении реки Костромы в Волгу на важной торговой магистрали и покровительство, оказываемое монастырю костромскими вотчинниками, родоначальниками фамилии Годуновых, а впоследствии - Романовых.

Итак, проследим интересную и богатую историю Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря поэтапно. Согласно наиболее общепринятой версии, монастырь основан около 1330 года татарским мурзою Четом, родоначальником рода Годуновых, бежавшим из Золотой Орды к Ивану Калите и принявшим в Москве крещение под именем Захария. В этом месте ему было видение Божьей Матери с предстоящими апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием Гангрским (епископ Гангры (Малая Азия), участник Никейского собора 325 года, был убит арианами), результатом которого стало его исцеление от болезни. В благодарность за исцеление, им на этом месте был основан монастырь. Первоначально был построен храм Святой Троицы, затем храм Рождества Богородицы, несколько келий и мощная дубовая стена. Вокруг располагались жилые и хозяйственные постройки. Все строения были деревянными.

Биографический уровень при анализе топохрона обычно рассматривают отдельно

Для создания убранства интерьеров Троицкого собора были определены мастера исключительных достоинств - царские иконописцы самых высоких статей. Собор, воздвигнутый во славу Пресвятой Троицы, 360 лет является олицетворением мощи царской династии Романовых символом становления и утверждения российской государственности.

Согласно менее известной версии, монастырь основал в 1275 году князь Василий Ярославич, брат Александра Невского, ставший уже Великим князем Владимирским, но предпочитавший жить в Костроме. Также деяния Василия Ярославича приписываются легендарному князю XIII века Василию по прозвищу Квашня.

После смерти князя Василия и упразднения Костромского княжества монастырь попал под покровительство рода Годуновых, возвысившегося в середине XVI века. Годуновы, как и некоторые другие знатные боярские роды (Захарьины, Вельяминовы, Сабуровы, Шеины), считали Захарию (Чета) родоначальником. Его представители становятся ктиторами (лица, выделяющие средства на строительство или ремонт) Ипатьевского монастыря. На территории монастыря была расположена усыпальница этого древнего и знаменитого боярского рода, в том числе могилы отца и матери Бориса Годунова. До наших дней в подклете западной галереи Троицкого собора сохранилось только три надгробные плиты с погребений из годуновских усыпальниц: Никиты Васильевича (1560), Василия Осиповича (1622) и младенца Тимофея Дмитриевича (1575) Годуновых.

В этот период происходит бурное развитие монастыря. Только с 1586 по 1591 г. монастырь получил от Годуновых 1 тысячу рублей и несколько сёл. В результате земельный фонд монастыря вырос вчетверо, и к 1600 г. обитель стала четвёртой среди всех российских монастырей-землевладельцев, владея более, чем 400 селами.

На средства Дмитрия Ивановича Годунова, дяди будущего царя Бориса Годунова вокруг монастыря были возведены каменные стены с шестью башнями и заложен Троицкий собор с приделами во имя апостола Филиппа и священномученика Ипатия Гангрского. В 1564 году завершилось строительство зимней церкви Рождества Пресвятой Богородицы с приделом святителя Иоанна Златоуста. Над Cвятыми вратами в 1595—1597 годах возводится храм, посвященный священномученикам Феодору Стратилату и Ирине — небесным покровителям царя Фёдора Иоанновича и его супруги царицы Ирины Фёдоровны, родной сестры Бориса Годунова. Годуновыми были сделаны многочисленные пожертвования церковных книг и утвари. В монастыре были созданы мастерская живописи и большая библиотека книг и рукописей. По имени монастыря названа найденная в нём знаменитая Ипатьевская летопись - один из древнейших русских летописных сводов и важнейших документальных источников по истории средневековой Руси, датируемый концом 1420-х гг. Данная летопись по составу разделяется на три основные части: первая — "Повесть временных лет" с продолжением до 1117; вторая (события 1118—1199) — Киевский свод конца 12 в.; третья (до 1292) — в основном галицко-волынские летописные записи.

Благодаря усилиям Годуновых к концу XVI века монастырь получил особую значимость в политической и духовной жизни средневековой Руси. Современники нередко называли обитель «Преименитой Лаврой» или «царской», а настоятелю монастыря игумену Иакову в 1599 году был пожалован сан архимандрита, что подчёркивало особую церковную и государственную значимость обители.

Благоденствие Ипатьевского монастыря, равно как и всей России, было нарушено страшным периодом Смутного времени. В эти годы монастырь переживает период упадка: после обращения царя Василия Шуйского за финансовой помощью для войны с Иваном Болотниковым и Тушинским вором архимандрит обители Феодосий и игумен соседнего костромского Богоявленского монастыря Арсений в октябре 1608 года отправились в Тушино, где и принесли присягу Лжедмитрию II. С этого времени монастырь находится в руках сторонников Лжедмитрия II и патриарха Филарета.

В конце февраля 1609 года костромичи восстали, перебили тушинский гарнизон и осадили Ипатьевскую обитель. Однако взять её сразу не удалось — она представляла из себя сильную крепость, окруженную мощными каменными стенами, на которых были установлены 27 пушек. В конце апреля к монастырю подошло войско Василия Шуйского во главе с мангазейским воеводой Давыдом Жеребцовым и приступило к осадным работам. В мае того года пан Лисовский, сняв часть войска из-под Троицы, попытался деблокировать Ипатьевский монастырь, но потерпел неудачу. Тем не менее костромская цитадель была захвачена Жеребцовым лишь в сентябре 1609 года.

В кельях монастыря, построенных в 1583 году, с осени 1612 года жили юный Михаил Романов со своей матерью монахиней Марфой. 13 марта 1613 года в монастырь прибыло посольство Земского собора, избравшего 16-летнего Михаила царём, во главе с архиепископом рязанским Феодоритом, келарём Троице-Сергиева монастыря Авраамием Палицыным и боярином Фёдором Ивановичем Шереметевым. 14 марта 1613 года в Троицком соборе Ипатьевского монастыря был совершён торжественный обряд призвания на царство Михаила Романова, положивший конец Смутному времени. И торжественный звон колоколов исторической обители возвестил всем православным, всему миру о начале новой эпохи в развитии Русского государства. 400-летие этого события будет торжественно отмечено в 2013 году.

В летописи о монастыре написано: «Гнездо, откуда с такою славою воспарил птенец орлиный и крыльями осенил разросшее под ним царство Русское во все стороны света». Но если бы не простой костромской крестьянин Иван Сусанин, то и не появилось бы этих строк, посвящённых царю Михаилу Фёдоровичу. Иван Сусанин спас новую династию, заведя польских интервентов в непроходимые леса. По преданию, его прах был перенесён сюда по распоряжению Михаила Романова.

При Романовых монастырь как «колыбель династии» занял привилегированное положение, история родовой обители Годуновых тесно переплелась с историей царствующего дома Романовых, которые стали щедрыми покровителями Ипатьевской обители. Члены царской семьи почитали Ипатьевский монастырь как свою фамильную святыню. При вступлении на престол каждый из царей считал своим долгом посетить обитель и сделать щедрые вклады.

По указу Михаила Фёдоровича вдоль западной стены был отстроен Новый город. Он был обнесён высокими стенами с двумя воротами и тремя башнями. Последняя (известная также как «Зелёная» по цвету черепичной крыши) с восьмигранным каменным шатром была заложена в месте, где 19 марта 1613 года остановился крестный ход, провожавший Михаила Фёдоровича в Москву после его избрания на царство.

Продолжая традиции предшествующей царской династии, Михаил Федорович в знак особой царской милости прислал из Московского Кремля в Троицкий собор Царское место. Из Московского Кремля государь передал в Ипатьевский монастырь чтимый Тихвинский образ Божией Матери. Сей образ сохранился до наших дней. Почти четыре столетия он почитается как одна из главных святынь Ипатьевского монастыря. В 1626 году, по велению патриарха Всея Руси Филарета, в монастырь привезли ковчег с частью Ризы Господней.

С начала XVIII века, по причине реформ Петра I, хозяйство монастыря постепенно пришло в упадок. XVIII век для России начался с поражения молодого Петра I под Нарвой и потерей практически всей русской артиллерии. Ипатьевский «царский» монастырь не мог стоять в стороне и большую часть своих «ружей, пищалей и колоколов» отправил в Москву «на ратное дело». Колокола перелили в пушки. В Полтавской битве участвовали и колокола из Ипатьевской обители.

В 1744 году по решению Святейшего Синода была учреждена Костромская епархия. Архиерейская резиденция разместилась в Ипатьевском монастыре. Троицкий собор получил статус кафедрального собора. Древняя обитель стала административным центром Костромской епархии. В истории Ипатьевского монастыря начался новый период.

В 1767 году к приезду в Кострому императрицы Екатерины II в северном прясле крепостной стены были устроены Екатерининские ворота, ставшие основным входом в монастырь.

В 1837—1863 гг. под руководством архитектора К. А. Тона была проведена масштабная реконструкция монастыря. Вдоль стен по низкому берегу реки Костромы был возведен т. н. «обруб» — плотинное сооружение, защищавшее монастырские здания и крепостные сооружения от затопления во время весенних разливов. К. А. Тон заново оформил фасад монастыря, спроектировал церковь святых мучеников Хрисанфа и Дарии над Святыми воротами и соединенный с Троицким собором храм Рождества Пресвятой Богородицы. Тогда же под видом реставрации были надстроены Романовские палаты и возведена «царская лестница».

В мае 1913 года монастырь стал средоточием празднования трёхсотлетия дома Романовых. Во время празднования юбилея в монастырь приезжал Николай II и жил в специально построенном для него деревянном доме, возведённом за стенами обители.

После Октябрьской революции, в 1919 году, монастырь был упразднён, а его материальные ценности национализированы. Большая часть монастырской ризницы комиссиями Гохрана была вывезена в Москву, остатки поступили на хранение в Костромской краеведческий музей. Монастырские постройки были приспособлены для жительства рабочих костромских текстильных предприятий, тут же размещались детский приют и военные казармы, были устроены стадион и танцплощадка. Во время массового уничтожения костромских храмов в 1934 году был разрушен храм Рождества Пресвятой Богородицы.

В середине 1950-х годов общежития в монастырских корпусах расселили, а в 1958 году в Ипатьевском монастыре создан Костромской государственный историко-архитектурный музей-заповедник. Работы, произведённые костромской реставрационной мастерской, позволили освободить древние постройки от позднейших искажений.

В 1986 году автопешеходный мост через реку Кострому соединил территорию Ипатьевской слободы с центральной частью города.

23 ноября 1989 года состоялось первое после закрытия монастыря богослужение, в 1991 году была зарегистрирована Свято-Троицкая Ипатьевская монашеская община. В 2004 году монастырь был передан в пользование Русской православной церкви.

Монастырь посещался всеми Президентами Российской Федерации в период исполнения ими своих полномочий. В марте 2005 года при посещении Ипатьевского монастыря, президент России В.В. Путин оставил памятную запись, отражающую значимость древней святыни: «Ипатьевский монастырь занимает особое место в истории Отечества и Православия. С его возрождением будет связано и возрождение России». Дмитрий Медведев в годы своего управления страной заверил, что «государство в ближайшее время восстановит разрушенный в 1934 году величественный собор Рождества Богородицы, выстроенный в середине XIX века в Ипатьевской обители по проекту К. А. Тона». На данный момент восстановление собора ведётся только на уровне проектных работ.

семантический уровень: топохрон-хронотоп

Культурно-историческая значимость Ипатьевского монастыря заключается в том, что он сохранил память об исторических событиях и личностях в памятниках своего ансамбля: сохранившиеся надгробия из Усыпальницы бояр Годуновых повествуют об этом древнем роде, оставившем яркий след в истории России и внёсшем большой вклад в развитие Ипатьевского монастыря;Палаты бояр Романовых хранят память как о первых и, что символично, последних представителях этой династии; Северные врата напоминают о приезде Екатерины Великой в Кострому; Мемориальная колонна как бы объединяет в себе все воспоминания о знаменитых событиях и лицах, оставивших след в истории Ипатьевского монастыря («сумма судеб» - одна из характеристик топохрона). Как земля, на которой стоит комплекс, хранит память о древних культурах, об активных процессах, которые здесь происходили и, которые были связаны со становлением города Кострома, так и сами стены монастыря хранят память о династии, без которой, возможно, не было бы современной России. В этом и заключается культурно-исторический потенциал этого объекта. Данный топохрон представляет собой материализацию исторического времени в культурном пространстве; он исторически значим для определённого времени (особенно XVI и XVII века) и места (Центральная Россия, Кострома). Ипатьевская обитель как бы символизирует собой историю России, разделяя с ней трудные и благоприятные времена, символизирует национальную культуру и стойкий русский дух.

Н.В. Гоголь назвал архитектуру "летописью мира", которая "говорит тогда, когда молчат и песни, и предания". Говорит о нравах, быте людей, населяющих этот город или страну, их образе жизни, их истории, культуре. Архитектура пластически воплощает особенности менталитета людей определённой эпохи и его формирует. Единство пространства, времени и значения в архитектуре можно обозначить как «архитектурный хронотоп». Эта единица соединяет архитектурное пространство-время и социальный смысл, в данном случае - смысл величия и взаимодействия государственной власти и православной церкви. Это линейный хронотоп, выражающий идею историзма, поступательного движения от прошлого к настоящему и будущему. Примером современного взаимодействия государства и церкви является передача Ипатьевского монастыря в собственность Костромской епархии. Возрождение монашеской жизни положило начало движению вперёд, в будущее после долгого запустения. Посещение монастыря всеми Президентами РФ подчёркивает значимость Ипатьевской обители во всероссийском масштабе.

Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь не включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, хотя достоин этого. Номинировать этот памятник можно по следующим критериям:

это итог исследования, все критерии необходимо конкретизировать в







Дата добавления: 2015-08-17; просмотров: 650. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

ПУНКЦИЯ И КАТЕТЕРИЗАЦИЯ ПОДКЛЮЧИЧНОЙ ВЕНЫ   Пункцию и катетеризацию подключичной вены обычно производит хирург или анестезиолог, иногда — специально обученный терапевт...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Стресс-лимитирующие факторы Поскольку в каждом реализующем факторе общего адаптацион­ного синдрома при бесконтрольном его развитии заложена потенци­альная опасность появления патогенных преобразований...

ТЕОРИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ В современной психологической литературе встречаются различные термины, касающиеся феноменов защиты...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия