Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Комментарии. Lister R. P. The Travels of Herodotus




 

 

Lister R. P. The Travels of Herodotus. L., 1979. P. 1.

 

 

Например, из той же схемы исходит трактат Л. А. Тихомирова «Монархическая государственность», написанный в начале XX века и до сих пор остающийся одним из лучших памятников русского государство-ведения.

 

 

Сообщение Птолемея Хенна дошло до нас через посредство византийского эрудита IX века — константинопольского патриарха Фотия (см.: Фотий. Библиотека. Кодекс 190. С. 148Ь).

 

 

Андреев Ю. В. Греки и варвары в Северном Причерноморье: Основные методологические и теоретические аспекты проблемы межэтнических контактов // Вестник древней истории (далее — ВДИ). 1996. № 1. С. 5.

 

 

Purcell N. Mobility and the Polis // The Greek City: From Homer to Alexander. Oxford, 1991. P. 29–58.

 

 

См.: Meiggs R., Lewis D. A Selection of Greek Historical Inscriptions to the End of the Fifth Century В. C. Revised edition. Oxford, 1989. P. 12–13. № 7.

 

 

Боннар А. Греческая цивилизация. Ростов н/Д., 1994. Т. 1. С. 41.

 

 

Фролов Э. Д. Факел Прометея: Очерки античной общественной мысли. Л., 1981. С. 104.

 

 

См.: Cook J. М. The Greeks in Ionia and the East. L., 1962. P. 30.

 

 

См.: Meiggs R., Lewis D. Op. cit. P. 69–70. № 32.

 

 

См.: Берве Г.Тираны Греции. Ростов н/Д., 1997. С. 153.

 

 

Myres J. L. Herodotus Father of History. Oxford., 1953.

 

 

См.: Matthews E. Making the Book Again // A Lexicon of Greek Personal Names / Ed. by Fraser P. M., Matthews E. Oxford, 1994. Vol. 2. P. VI.

 

 

Подробнее см.: Кузнецова Т. И., Миллер Т. А. Античная эпическая историография: Геродот. Тит Ливий. М., 1984; Суриков И. Е. «Несвоевременный» Геродот: Эпический прозаик между логографами и Фукидидом // ВДИ. 2007. № 1. С. 143–151: Он же. Космос — Хаос — История: типы исторического сознания в классической Греции // Время — История — Память: историческое сознание в пространстве культуры. М., 2007. С. 72–92.

 

 

См., например: Solmsen F. Two Crucial Decisions in Herodotus. Amsterdam; L., 1974. P. 3; Momigliano A. The Classical Foundations of Modern Historiography. Berkeley, 1990. P. 35.

 

 

См.: Лэнг M. Геродот и ионийское восстание // Studia historica. Вып. 7. М., 2007. С. 157–170.

 

 

См.: Badian Е. From Plataea to Potidaea: Studies in the History and Historiography of the Pentecontaetia. Baltimore, 1993. P. 1—72.

 

 

См.: Mansel A.M. Halikarnassos // Der Kleine Pauly: Lexikon der Antike. Stuttgart, 1964. Bd. 2. S. 922–924.

 

 

Meiggs R, Lewis D. Op.cit. P. 72.

 

 

Лучшее исследование по истории Самоса см.: Shipley G. A History of Samos 800–188 В. С. Oxford, 1987.

 

 

См.: Jeffery L. Н. Archaic Greece: The City-States c. 700–500 В. C. L., 1978. P. 67.

 

 

Подробнее см.: Суриков И. Е. Нумизматическое свидетельство о самосской колонизации Причерноморья? // Проблемы истории, филологии, культуры. 2001. Вып. 10. С. 90–97.

 

 

См.: Osborne R. Greece in the Making, 1200-479 В. С. L.; NY, 1996. P. 262 f.

 

 

Пожалуй, лучшим исследованием древнегреческой тирании остается книга немецкого ученого Г. Берве (Berve Н. Die Tyrannis bei den Griechen. Miinchen, 1968 Bd. 1–2), переведенная на русский язык под названием «Тираны Греции» (к сожалению, в сокращенном варианте, без обширного справочного аппарата).

 

 

См.: Momigliano A. Op. cit. Р. 51.

 

 

См.: Shay a J. The Greek Temple as Museum: The Case of the Legendary Treasure of Athena from Lindos // American Journal of Archaeology. 2005. Vol. 109. № 3. P. 423–442; Kaplan P. Dedications to Greek Sanctuaries by Foreign Kings in the Eighth through Sixth Centuries В. C. // Historia. 2006. Bd. 55. Ht. 2. S. 129–152.

 

 

См.: Neer R. The Athenian Treasury at Delphi and the Material of Politics//Classical Antiquity. 2004. Vol. 23. № 1. P. 63–94.

 

 

См.: Meiggs R., Lewis D. Op. cit. P. 57–60. № 27.

 

 

См.: Доддс Э. P. Греки и иррациональное. СПб., 2000.

 

 

Мы упомянем лишь несколько важнейших работ: Amandry P. La mantique apollinienne a Delphes. P., 1950; Defradas J. Les themes de la pro-pagande delphique. P., 1954; Delcourt M. L'oracle de Delphes. P., 1955; Parke H. W., Wormell D. E. W. The Delphic Oracle. Oxford, 1956. Vol. 1–2; Roux G. Delphes: son oracle et ses dieux. P., 1976; Fontenrose J. The Delphic Oracle: Its Responses and Operations. Berkeley, 1981; Maass M. Das antike Delphi: Orakel, Schatze und Monumente. Darmstadt, 1993; Morgan С Athletes and Oracles: The Transformation of Olympia and Delphi in the Eighth Century В. C. Cambridge, 1994; Giuliani A. La citta e l'oracolo: I rap-porti tra Atene e Delfi in eta arcaica e classica. Milano, 2001. На русском языке имеются две книги по этой теме: Приходько Е. В. Двойное сокровище. Искусство прорицания Древней Греции: мантика в терминах. М., 1999; Кулишова О. В. Дельфийский оракул в системе античных межгосударственных отношений (VII–V вв. до н. э.). СПб., 2001.

 

 

См.: Каллистов Д. П. Очерки по истории Северного Причерноморья античной эпохи Л., 1949. С. 87; Ruschenbusch Е. Die Quellen zur alteren griechischen Geschichte: Ein Uberblick iiber den Stand der Quellenforschung unter besonderer Berucksichtung der Belange des Rechtshistorikers // Sympo-sion 1971: Vortrage zur griechischen und hellenistischen Rechtsgeschichte.

Koln, 1975. S. 70 f; Baker J. M. Herodotus and Bisitun. Stuttgart, 1987. P. 26; Evans J. A. S. Herodotus, Explorer of the Past. Princeton, 1991. P. 89 f; Murray O. Herodotus and Oral History // The Historian's Craft in the Age of Herodotus. Oxford, 2001. P. 16 f; Patzek B. Mundlichkeit und Schriftlichkeit im Geschichtswerk Herodots//Klio. 2002. Bd. 84. Ht. 1. S. 7-26.

 

 

См.: Суриков И. E. Античная Греция: политики в контексте эпохи. Архаика и ранняя классика. М., 2005. С. 211–269.

 

 

См.: Meiggs R., Lewis D. Op. cit. P. 20–22. № 12.

 

 

См.: Robinson E. W. Reexamining the Alkmeonid Role in the Liberation of Athens//Historia. 1994. Bd. 43. Ht. 2. S. 363–369.

 

 

См.: Суриков И. E. Гостеприимство Креза и афиняне // Закон и обычай гостеприимства в античном мире. М., 1999. С. 72–79.

 

 

См.: Frost F. J. Faith, Authority, and History in Early Athens // Religion and Power in the Ancient Greek World. Uppsala, 1996. P. 83–89.

 

 

См.: Forrest W. G. Colonisation and the Rise of Delphi // Historia. 1957. Bd. 6. Ht. 2. S. 160–175.

 

 

См.: Безрученко И. M. Древнегреческая Киренаика в VII–IV вв. до н. э. // Проблемы истории, филологии, культуры. 1999. Вып. 7. С. 96.

 

 

См.: Кулишова О. В. Дельфийский оракул и тирания в архаической Греции // Античный полис: Проблемы социально-политической организации и идеологии античного общества. СПб., 1995. С. 12–27.

 

 

См.: Макаров И. А. Тирания и Дельфы в рамках политической истории Греции второй половины VII–VI в. до н. э. // ВДИ. 1995. № 4. С. 117–131; Brandt Н. Pythia, Apollon und die alteren griechischen Tyrannen // Chiron. 1998. Bd. 28. S. 193–212; Libero L. de. Delphi und die archaische Tyrannis//Hermes. 2001. Bd. 129. Ht. 1. S. 3-20.

 

 

См.: Зелинский Ф. Ф. Из жизни идей. Пг., 1916. Т. 1. С. 22 и след.

 

 

Leahy D. М. The Bones of Tisamenus//Historia. 1955. Bd. 4. Ht. 1. S. 26–38; Huxley G. Bones for Orestes // Greek, Roman and Byzantine Studies. 1979. Vol. 20. № 2. P. 145–148.

 

 

См.: Donner U. Beitrage zu einer Geschichte der Politik des delphischen Apollon // Klio. 1922. Bd. 18. Ht. 1/2. S. 27–40.

 

 

Ср.: Finley M. I. The Ancient Economy. Berkeley, 1973. P. 173.

 

 

См., например: Strasburger H. Herodot und das perikleische Athen // Historia. 1955. Bd. 4. Ht. 1. S. 1—25; Schwartz J. Herodote et Pericles// Historia. 1969. Bd. 18. Ht. 3. S. 367–370; Ostwald M. Herodotus and Athens// Illinois Classical Studies. 1991. Vol. 16. № 1/2. P. 111–124; Forsdyke S. Athenian Democratic Ideology and Herodotus' Histories // American Journal of Philology. 2001. Vol. 122. P. 329–358; Moles J. Herodotus and Athens // Brill's Companion to Herodotus. Leiden, 2002. P. 33–52; Fowler R. Herodotos and Athens // Herodotus and his World. Oxford, 2003. P. 303–318.

 

 

См., например: Суриков И. Е. Была ли Сицилийская экспедиция авантюрой? // Antiquitas aeterna. 2007. Вып. 2. С. 30–39.

 

 

См.: Meiggs R., Lewis D. Op. cit. P. 28. № 15.

 

 

Критику этой тенденции см.: Синицын А. А. Геродот, Софокл и египетские диковинки (Об одном историографическом мифе) // Античный мир и археология. Вып. 12. Саратов, 2006. С. 363–405.

 

 

Критику этой идеализации см.: Will W. Perikles. Reinbeck, 1995.

 

 

См.: Hart J. Herodotus and Greek History. L., 1982. P. 13.

 

 

См.: Суриков И. E. Antiphontea I: Нарративная традиция о жизни и деятельности оратора Антифонта//Studia historica. Вып. 6. М., 2006. С. 40–68; Он же. Antiphontea II: Антифонт-оратор и Антифонт-софист — два лица или все-таки одно? // Там же. Т. 7. М., 2007. С. 28–43.

 

 

См.: Hart J. Op.cit. P. 12.

 

 

См., например: Lister R. P. Op. cit.

 

 

Это подчеркивается в работе: Stein-Holkeskamp E. Kimon und die athenische Demokratie // Hermes. 1999. Bd. 127. Ht. 2. S. 144–164.

 

 

Подробнее см.: Delvoye С Art et politique a Athenes a l'epoque de Cimon//Le monde grec: Hommages a Claire Preaux. Bruxelles, 1978. P. 801–807.

 

 

См.: Кузнецов В. Д. Организация общественного строительства в Древней Греции. М., 2000. С. 39.

 

 

См.: Wycherley R. Е. Literary and Epigraphical Testimonia // The Athenian Agora. Vol. 3. Princeton, 1957; Thompson H. A., Wycherley R. E. The Agora of Athens: The History, Shape and Uses of an Ancient City Center // The Athenian Agora. Vol. 14. Princeton, 1972; Kolb F. Agora und Theater, Volks- und Festversammlung. В., 1981; Camp J. M. The Athenian Agora: Excavations in the Heart of Classical Athens. L., 1986; The Athenian Agora: A Guide to the Excavations and Museum. 4 ed. Athens, 1990.

 

 

См.: Delvoye С Op. cit. P. 803; Mattusch С The Eponymous Heroes: The Idea of Sculptural Groups // The Archaeology of Athens and Attica under the Democracy. Oxford, 1994. P. 73 f.

 

 

Jacoby F. Abhandlungen zur griechischen Geschichtsschreibung. Leiden, 1956. S. 116 f.

 

 

См.: Ruschenbusch E. Weitere Untersuchungen zu Pherekydes von Athen (FGrHist 3) // Klio. 2000. Bd. 82. Ht. 2. S. 335–343.

 

 

См.: Суриков И. E. Перикл и Алкмеониды // ВДИ. 1997. № 4. С. 26, 33–34; Он же. Аттическая трагедия и политическая борьба в Афинах// Античный вестник: Сборник научных трудов. Вып. 4–5. Омск, 1999. С. 190–191; Он же. Из истории греческой аристократии позднеархаической и раннеклассической эпох: Род Алкмеонидов в политической жизни Афин VII–V вв. до н. э. М., 2000. С. 198–199, 206–208; он же. Эволюция религиозного сознания афинян во второй половине V в. до н. э. М., 2002. С. 267–268.

 

 

См.: Ehrenberg V. Sophokles und Perikles. Munchen, 1956.

 

 

См.: Macurdy G. H. References to Thucydides, Son of Melesias, and to Pericles in Sophocles ОТ 863–910 // Classical Philology. 1952. Vol. 37. № 3. P. 307–310; Schachermeyr F. Sophokles und die perikleische Politik // Perikles und seine Zeit. Darmstadt, 1979. S. 359–378; Redfleld J. Drama and Community: Aristophanes and Some of his Rivals // Nothing to Do with Dionysos? Athenian Drama in its Social Context. Princeton, 1990. P. 325.

 

 

См.: Padel R. Making Space Speak//Nothing to Do with Dionysos? P. 349, 352, 357.

 

 

См.: Fuscagni S. La condanna di Temistocle e YAiace di Sofocle // Istituto lombardo. Accademia di scienze e lettere. Rendiconti. Classe di let-tere e scienze morali e storiche. 1979. Vol. 113. P. 167–187; Podlecki A.J. Polis and Monarch in Early Attic Tragedy // Greek Tragedy and Political Theory. Berkeley, 1986. P. 86–87.

 

 

См.: Суриков И. E. Трагедия Эсхила «Просительницы» и политическая борьба в Афинах// ВДИ. 2002. № 1. С. 15–24.

 

 

См.: Badian Е. Op. cit. Р. 99 f

 

 

См.: Суриков И. Е. Остракизм в Афинах. М., 2006; Он же. Остракизм Кимона//Античный вестник: Сборник научных трудов. Вып. 7. Омск, 2005. С. 98–108.

 

 

См.: Wade-Gery И. Т. Essays in Greek History. Oxford, 1958. P. 246.

 

 

См.: Kerferd G. B. The Sophistic Movement. Cambridge, 1981. P. 25.

 

 

См.: Фролов Э. Д. Политические лидеры афинской демократии (опыт типологической характеристики) // Политические деятели античности, средневековья и нового времени. Л., 1983. С. 6—22; Knox R. А. «So Mischievous a Beaste»? The Athenian Demos and its Treatment of its Politicians//Greece & Rome. 1985. Vol. 32. № 2. P. 132–161.

 

 

См.: Meiggs R., Lewis D. Op. cit. P. 71–72.

 

 

См.: Mayer В. Uberlegungen zum Vortragskontext und zur Aussage der «Plataia-Elegie» des Simonides (Fr. 10–18 W2)//Hermes. 2007. Bd. 135. Ht. 4. S. 373–388.

 

 

Подробнее см.: Суриков И. Е. Клио на подмостках: классическая греческая драма и историческое сознание // «Цепь времен»: проблемы исторического сознания. М., 2005. С. 89—104.

 

 

См: Шичалин Ю. A. 'Επιοτροφη, или Феномен «возвращения» в первой европейской культуре. М., 1994. С. 37 и след.

 

 

См.: Суриков И. Е. История как «пророчество о прошлом» (формирование древнегреческих представлений о труде историка) // Восточная Европа в древности и средневековье: Время источника и время в источнике. М., 2004. С. 193 и след.; Он же. Парадоксы исторической памяти в античной Греции // История и память: Историческая культура Европы до начала нового времени. М., 2006. С. 61 и след.

 

 

Оценку уровня грамотности в классической Греции см.: Harris W. К Ancient Literacy. Cambridge Mass., 1989; Thomas R. Literacy and the City-State in Archaic and Classical Greece // Literacy and Power in the Ancient World. Cambridge, 1991. P. 33–50; eadem. Literacy and Orality in Ancient Greece. Cambridge, 1992; Hedrick С W. Writing, Reading, and Democracy//Ritual, Finance, Politics. Oxford, 1994. P 157–174; Lazza-rini M. L. La scrittura nella citta: iscrizioni, archivi e alfabetizzazione // I Greci: Storia, cultura, arte, societa. Vol. 2. II. Torino, 1997. P. 725–750.

 

 

Цит. по: Фролов Э. Д. Факел Прометея. С. 95–96.

 

 

См., например: Heidel W. A. Hecataeus and the Egyptian Priests in Herodotus, Book II. NY.; L., 1987. P. 119. Ср.: West S. Herodotus' Portrait of Hecataeus //Journal of Hellenic Studies. 1991. Vol. 111. P. 144–160. Согласно автору этой работы, достоинства Гекатея как историка преувеличены, а на самом деле фрагменты разочаровывают.

 

 

О мифологичности платоновского рассказа об Атлантиде в диалогах «Тимей» и «Критий» наиболее подробно см.: Панченко Д. В. Платон и Атлантида. М., 1990.

 

 

См.: Вейнберг И. П. Рождение истории: Историческая мысль на Ближнем Востоке середины I тысячелетия до н. э. М., 1993.

 

 

Cм.: Ruschenbusch Е. Die Quellen zur alteren griechischen Geschichte… S. 68.

 

 

Фрагменты афинского списка архонтов, высеченного на каменной плите в конце V века до н. э., см: Bradeen D. The Fifth-Century Archon List//Hesperia. 1964. Vol. 32. № 2. P. 187–208; Meiggs R.f Lewis D. Op. cit. P. 9–12. № 6.

 

 

См.: Коллингвуд P. Д. Идея истории. М., 1980. С. 30 и след.

 

 

См.: Аверинцев С. С Риторика и истоки европейской литературной традиции. М., 1996. С. 44–45.

 

 

Цит. по: Монтэ Л. Египет Рамсесов. М., 1989. С. 249–250.

 

 

Цит. по: Заблоцка Ю. История Ближнего Востока в древности. М., 1989. С. 292.

 

 

Цит. по: Герни О. Р. Хетты. М., 1987. С. 23.

 

 

2-я книга Паралипоменон. 13. 1.

 

 

См.: Тахо-Годи А. А. Ионийское и аттическое понимание термина «история» и родственных с ним // Вопросы классической филологии. Вып. 2. М., 1969. С. 107 и след.

 

 

См.: Sealey R. Thucydides, Herodotos, and the Causes of War // Classical Quarterly. 1957. Vol. 7. № 1/2. P. 1–12.

 

 

Cм.: Diller H. Zwei Erzahlungen des Lyders Xanthos // Navicula Chiloniensis. Leiden, 1956. S. 66–78.

 

 

Heidel W.A. Op.cit.

 

 

См.: Lendle O. Einfuhrung in die griechische Geschichtsschreibung. Darmstadt, 1992. S. 38.

 

 

См.: Toyl D. L. Dionysius of Halicarnassus on the First Greek Historians // American Journal of Philology. 1995. Vol. 116. № 2. P. 279–302.

 

 

Каллистов Д. П. Указ. соч. С. 87.

 

 

См.: Суриков И. Е. Эволюция религиозного сознания афинян… С. 242.

 

 

См.: Hart J. Op. cit. P. 179.

 

 

См.: Wipprecht F. Zur Entwicklung der rationalistischen Mythendeutung bei den Griechen. Tubingen, 1902. S. 46.

 

 

См.: Зелинский Ф. Ф. Указ. соч. СПб., 1907. Т. 3. С. 153 и след.

 

 

См.: Доватур А. И. Повествовательный и научный стиль Геродота. М., 1957.

 

 

Cм.: Decharme P. La critique des traditions religieuses chez les Grecs des origines au temps de Plutarque. P., 1904. P. 65 f.

 

 

Фролов Э.Д. Факел Прометея. С. 111.

 

 

См.: Hart J. Op. cit. P. 179.

 

 

См.: Momigliano A. Essays in Ancient and Modern Historiography. Oxford, 1977. P. 142.

 

 

См. также: Myres J. L. Op. cit.; Solmsen F. Op. cit.

 

 

Jacoby F. Herodotos // Paulys Realencyclopadie der classischen Alter-tumswissenschaft. Supplbd. 2. Stuttgart, 1913. S. 205–520.

 

 

См.: Кузнецова Т. К, Миллер Т. В. Указ. соч. С. 37.

 

 

Ср.: HartJOp. cit. P. 177.

 

 

См.: Myres J. L. Op. cit.

 

 

См.: Распаров M. Л. Неполнота и симметрия в «Истории» Геродота // Избранные труды. М., 1997. Т. 1. С. 483–489

 

 

Cм., например: Кузнецова Т.Н., Миллер Т. А. Указ. соч.; Артог Ф. Первые историки Греции: историчность и история//ВДИ. 1999. № 1. С. 178 и след.

 

 

См.: Connor W. R. Thucydides. Princeton, 1984. Passim; Buck R. J. The Sicilian Expedition // Ancient History Bulletin. 1988. Vol. 2. № 4. P. 78 f; Will W. Thukydides und Perikles: Der Historiker und sein Held. Bonn, 2003. S. 67 f.

 

 

См.: Herman G. Nikias, Epimenides and the Question of Omissions in Thucydides//Classical Quarterly. 1989. Vol. 39. № 1. P. 83–93; Badian E. Op. cit. P. 27 f, 59; Hanson V. D. Introduction // The Landmark Thucydides: A Comprehensive Guide to the Peloponnesian War. NY, 1996. P. XXII.

 

 

Дискуссию по поводу источников Геродота см.: Fehling D. Herodotus and his 'Sources1: Citation, Invention and Narrative Art. Leeds, 1989; Vandiver E. Heroes in Herodotus: The Interaction of Myth and History. Frankfurt a. M., 1991; Pritchett W. K. The Liar School of Herodotus. Amsterdam, 1993; Thomas R. Herodotus in Context: Ethnography, Science and the Art of Persuasion. Cambridge, 2000; Bichler R. Herodots Welt: Der Aufbau der Historie am Bild der fremden Lander und Volker, ihrer Zivilisation und ihrer Geschichte. 2 Aufl. В., 2001

 

 

См.: Raubitschek А. E. The School of Hellas: Essays on Greek History, Archaeology, and Literature. Oxford, 1991. P. 292–294.

 

 

Противопоставление Геродота и Фукидида см.: Коллингвуд Р. Д. Указ. соч. С. 30–31.

 

 

Гуревич А. Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М., 1990. С. 9.

 

 

См.: HartJ.Op. cit. P. 177.

 

 

См.: Cook Е. F. The Odyssey in Athens: Myths of Cultural Origins. Ithaca, 1995; Sauge A. «LTliade», poeme athenien de l'epoque de Solon. Bern, 2000.

 

 

О категориях времени и пространства у Геродота см.: Рауеп Р. Comment resister a la conquete: temps, espace et recit chez Herodote // Revue des etudes grecques. 1995. Vol. 108. P. 308–338; Alonso-Nunes J. Herodotus. Conception of Historical Space and the Beginnings of Universal History// Herodotus and his World. P. 145–152.

 

 

 

Cм.: Hall E. Inventing the Barbarian: Greek Self-definition through Tragedy. Oxford, 1991.

 

 

См.: Виц-Маргулес Б. Б. Античные теории общественного развития и прогресса // Античный полис: Проблемы социально-политической организации… С. 134–144.

 

 

См.: Gschnitzer F. Die sieben Perser und das Konigtum des Dareios: Ein Beitrag zur Achaimenidengeschichte und zur Herodotanalyse. Heidelberg, 1977; Baker J. M. Op. cit.

 

 

См.: McGlew J. F. Tyranny and Political Culture in Ancient Greece. Ithaca, 1996. P. 146.

 

 

См.: Herman G. Patterns of Name Diffusion within the Greek World and Beyond // Classical Quarterly. 1990. Vol. 40. № 2. P. 349–363.

 

 

См.: Huxley G. L. Herodotos on Myth and Politics in Early Sparta // Proceedings of the Royal Irish Academy. Section С — Archaeology, Celtic Studies, History, Linguistic, Literature. Vol. 83. № 1. P. 3.

 

 

См., например: Georges P. Barbarian Asia and the Greek Experience: From the Archaic Period to the Age of Xenophon. Baltimore, 1994. P. 152 f.

 

 

См.: Badian E. Op. cit. P. 109 f.

 

 

См.: Баклер Д. Спарта, Фивы, Афины и равновесие сил в Греции (457–359 гг. до н. э.) // Межгосударственные отношения и дипломатия в античности. Казань, 2000. Ч. 1. С. 75–94.

 

 

См.: Mancini М. Erodoto е il nominative dei nomi propri persiane // Atti della Accademia nazionale dei Lincei. Classe di scienze morali, storiche e filosofiche. Rendiconti. 1991. Vol. 2. Fasc. 2. P. 179–190.

 

 

См.: Baker J. M. Op. cit.

 

 

Cм.: Немировский А. А. Мелитена, Армения и «Царская дорога» Ахеменидов // Studia historica. Вып. 6. С. 25–39.

 

 

См.: Там же. С. 32.

 

 

См.: Борухович В. Г Территория Эллады и Египет в древнейший период (III — середина II тысячелетия до н. э.) // Ученые записки Горьковского государственного университета им. Н. И. Лобачевского. Серия историческая. Средние века и Древний мир. Вып. 67. Горький, 1965. С. 3–25.

 

 

См.: Burkert W. The Orientalizing Revolution: Near Eastern Influence on Greek Culture in the Early Archaic Age. Cambridge Mass., 1992.

 

 

См.: Борухович В. Г Египет и греки в VI–V вв. до н. э. // Ученые записки Горьковского государственного университета. Серия историческая. Средние века и Древний мир. Вып. 67. С. 74—137.

 

 

См., например: Lloyd А. В. Herodotus Book II. Introduction. Leiden, 1975. P. 55–57.

 

 

См.: How W. W., Wells J. A Commentary on Herodotus with Introduction and Appendixes. Oxford, 1989. Vol. 1. P. 411–414. Это переиздание книги, впервые опубликованной еще в 1912 году.

 

 

Lloyd А. В. Op. cit. Р. 61 f.

 

 

См.: Pallantza Е. Der Troische Krieg in der nachhomerischen Literatur bis zum 5. Jahrhundert v.Chr. Stuttgart, 2005. S. 152 f.

 

 

См.: Solmsen F. Op. cit. P. 5; Доватур А. И. Указ. соч.

 

 

Cм.: How W. W., Wells J. Op. cit. Vol. 1. P. 156; Lloyd A. B. Herodotus Book II. Commentary 1—98. Leiden, 1976. P. 5.

 

 

Эта точка зрения фигурирует, например, уже в классическом комментарии к Геродоту, неоднократно переиздававшемся: How W. W., Wells J. Op. cit. Vol. 1. P. 413.

 

 

См.: Кузнецова Т. И., Миллер Т. А. Указ. соч. С. 37.

 

 

См.: Lloyd А. В. Herodotus Book II. Introduction… P. 109.

 

 

Ibid. P. 94 f.

 

 

См.: How W. W., Wells J. Op. cit. Vol. 1. P. 413.

 

 

А. Ллойд отмечает, что в данном случае Геродот дословно переводит египетский термин (см.: Lloyd А. В. Herodotus Book II. Commentary… P. Ill); это прибавляет достоверности всему свидетельству.

 

 

См.: Стратановский Г. А. Примечания // Геродот. История: В 9 кн. М., 1993. С. 512. Прим. 115.

 

 

См.: Lloyd А. В. Herodotus Book II. Introduction… P. 92–93, 100.

 

 

См.: Безрученко И. М. Указ. соч. С. 61 — 166.

 

 

Cм., например: Доватур А. И., Каллистов Д. Я., Шишова И. А. Народы нашей страны в «Истории» Геродота. М., 1982.

 

 

См.: Суриков И. Е. Историко-географические проблемы понтийской экспедиции Перикла//ВДИ. 1999. № 2. С. 98–114.

 

 

См.: Завойкин А. А. Боспорская монархия: от полисной тирании к территориальной державе // Античный мир и варвары на юге России и Украины: Ольвия. Скифия. Боспор. М.; Киев; Запорожье, 2007. С. 219–243.

 

 

См.: Виноградов Ю. Г Западное и Северное Причерноморье в классическую эпоху // История Европы. Т. 1. М., 1988. С. 379, а также другие работы этого автора.

 

 

Об этом описании см.: Hennig R. Herodots Handelsweg zu den sibirischen Issedonen // Klio. 1935. Bd. 28. S. 242–254; Пьянков И. В. Аристей: путешествие к исседонам // Исседон. Вып. 3. Екатеринбург, 2005. С. 15–35.

 

 

См.: Пьянков И. В. Указ. соч. С. 34.

 

 

См Круглове Е. А. Аристеева Гиперборея: «профанная» география или сакральный идеал? // Исседон. Вып. 2. Екатеринбург, 2003. С. 13–14.

 

 

См.: Высокий М. Ф. История Сицилии в архаическую эпоху: Ранняя греческая тирания конца VII — середины V в. до н. э. СПб., 2004. С. 150 и след.

 

 

См.: Суриков И. Е. Эволюция религиозного сознания афинян… С. 80.

 

 

См.: Gill D. W. J. Hippodamus and the Piraeus // Historia. 2006. Bd. 55. Ht. 1. S. 1 f.

 

 

Cм.: Wade-Gery H. T. Op. cit. P. 255 f.; Ehrenberg V. Polis und Imperium: Beitrage zur alten Geschichte. Zurich; Stuttgart, 1965. S. 298–315; Строгецкий В. M. Политика Афин в Западном Средиземноморье в середине V в. до н. э. и проблема основания колонии Фурии // Город и государство в античном мире. Л., 1987. С. 55–79; Касаткина Н. А., Антонов В. В. Внутриполитическая борьба в Афинах в середине 40-х гг. V в. до н. э. и основание Фурий // Из истории античного общества. Вып. 6. Нижний Новгород, 1999. С. 55–63.

 

 

См.: Brown Т. S. The Greek Sense of Time in History as Suggested by their Accounts of Egypt // Historia. 1962. Bd. 11. Ht. 3. S. 257 f.

 

 

См.: Раевский Д. С. Очерки идеологии скифо-сакских племен. М., 1977; Он же. Модель мира скифской культуры. М., 1985.

 

 

См.: Connor W. R. Tribes, Festivals and Processions: Civic Ceremonial and Political Manipulation in Archaic Greece // Journal of Hellenic Studies. 1987. Vol. 107. P. 40–50; Тумане X. Рождение Афины. Афинский путь к демократии: от Гомера до Перикла (VIII–V вв. до н. э.). СПб., 2002. С. 310–314.

 

 

См.: Snell В. The Discovery of the Mind: The Greek Origins of European Thought. NY, 1960. P. 33.

 

 

Петров M. К Античная культура. M., 1997. С. 11–12.

 

 

Вен П. Греки и мифология: вера или неверие? Опыт о конституирующем воображении. М., 2003. С. 45.

 

 

См.: Суриков И. Е. Лунный лик Клио: элементы иррационального в концепциях первых европейских историков//Проблемы исторического познания. М., 2002. С. 223–235.

 

 

О привлечении данных мифологической традиции для реконструкции исторических реалий крито-микенской эпохи см.: Молчанов А. А. Социальные структуры и общественные отношения в Греции II тысячелетия до н. э. (Проблемы источниковедения миноистики и микенологии). М., 2000.

 

 

Критику этого подхода см.: Утченко С J1. Факт и миф в истории // ВДИ. 1998. № 4. С. 4–14.

 

 

Видаль-Накэ П. Черный охотник: Формы мышления и формы общества в греческом мире. М., 2001. С. 228. Ср.: Starr Ch. G. The Origins of Greek Civilization 1100-650 В. C. L., 1962. P. 68.

 

 

См.: Суриков И. E. Эволюция религиозного сознания афинян… С. 247 и след.

 

 

О не дошедших до нас исторических работах о Греко-персидских войнах, созданных до Геродота или примерно одновременно с его «Историей», см.: Baker J. М. Op. cit. P. 24.

 

 

См.: Рыбаков Б. А. Геродотова Скифия: Историко-географический анализ. М., 1979.

 

 

См.: Baker J. M. Op. cit. P. 26

 

 

См.: Ibid.

 

 

См., например: Дандамаев M. А. Мидия и ахеменидская Персия // История древнего мира. 3-е изд. М., 1989. Кн. 2. С. 133.

 

 

См.: Суриков И. Е. Геродот и «похищение Европы»: первый грандиозный этноцивилизационный миф в истории Запада//Диалог со временем: Альманах интеллектуальной истории. Вып. 21. Специальный выпуск: Исторические мифы и этнонациональная идентичность М 2007. С. 149–160.

 

 

См.: Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1993. С. 87; Он же. История античной философии в конспективном изложении. М., 1989. С. 15–16; Он же. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. М., 1992. Кн. 1. С. 314 и след.; Vernant J. P. Myth and Society in Ancient Greece. Brighton, 1980. P. 101 f.

 

 

Зелинский Ф. Ф. Указ. соч. Т. 3. С. 11.

 

 

См.: Snell В. Aristophanes und die Asthetik // Die Antike. 1937. Bd. 13. S. 263.

 

 

См.: Baker J. M. Op. cit. P. 76.

 

 

Зелинский Ф. Ф. Указ. соч. Т. 1. С. 47.

 

 

См., в частности: Lachenaud G. Mythologies, religion et philosophie de l'histoire dans Herodote. Lille, 1978; Shimron B. Politics and Belief in Herodotus. Stuttgart, 1989; Mikalson J. D. Herodotus and Religion in the Persian Wars. Chapel Hill, 2003.

 

 

См.: Cartledge P. The Greeks: A Portrait of Self and Others. Oxford, 1993. P. 60.

 

 

См.: Funke P. Herodotus and the Major Sanctuaries of the Greek World // The World of Herodotus. Nicosia, 2004. P. 159–167.

 

 

См.: Доватур А. И. Феогнид и его время. Л., 1989. С. 102–113.

 

 

См.: Жуанна Ж. Гиппократ. Ростов н/Д., 1997. С. 202 и след.

 

 

См.: Fehling D. Op. cit. P. 211. Принимая данный тезис Д. Фелинга, мы не разделяем его гиперкритический подход к историческому труду Геродота.

 

 

См.: Chiasson С. The Herodotean Solon // Greek, Roman and Byzantine Studies. 1986. Vol. 27. № 3. P. 249–262; Lloyd M. Cleobis and Biton (Herodotus 1, 31)//Hermes. 1987. Bd. 115. Ht. 1. S. 22–28; Shapiro S. O. Herodotus and Solon // Classical Antiquity. 1996. Vol. 15. № 2. P. 348–364.

 

 

См.: Суриков И. E. Гостеприимство Креза и афиняне. С. 73–74. Возможно, Геродот опирался на какое-то не дошедшее до нас стихотворение Солона. Отмечалось, что именно в этом месте «Истории» в прозаическое повествование вторгаются ямбы (см.: Myres J. L. Op. cit. P. 77).

 

 

См.: Суриков И. E. Солон и Дельфы // Studia historica. Вып. 3. М., 2003. С. 38–52; Он же. Проблемы раннего афинского законодательства. М., 2004. С. 79 и след.

 

 

Cм.: Funke P. Herodotus and the Major Sanctuaries… P. 165; idem. Die Nabel der Welt: Uberlegungen zur Kanonisierung der «panhellenischen» Heiligtiimer // Gegenwartige Antike — antike Gegenwarten. Munchen, 2005. S. 2.

 

 

См.: Shapiro S. O. Op. cit. P. 362.

 

 

См.: Solmsen F. Op. cit. P. 13.

 

 

См.: Gentili B. La giustizia del mare: Solone fr. 11 D., 12 West. Semiotica del concetto di dike in greco arcaico // Quaderni urbinati di cultura classica. 1975. Vol. 20. P. 159–162.

 

 

См.: Solmsen F. Op. cit. P. 15.

 

 

См.: Prakken D. W. Studies in Greek Genealogical Chronology. Lancaster, 1943. P. 47, 71–72; Broadbent M. Studies in Greek Genealogy. Leiden, 1968. P. 4–7; Суриков И. E. Место аристократических родословных в общественно-политической жизни классических Афин // Из истории античного общества. Вып. 7. Нижний Новгород, 2001. С. 138–147.

 

 

См.: Toepffer J. Attische Genealogie. В., 1889. S. 225 f.

 

 

См.: Shapiro H. A. Painting, Politics, and Genealogy: Peisistratos and the Neleids//Ancient Greek Art and Iconography. Madison, 1983. P. 87–96; Молчанов А. А., Суриков И. E. Писистратиды — потомки отказавших в гостеприимстве (Актуализация династического мифа) // Закон и обычай гостеприимства в античном мире. С. 122–130.

 

 

См.: Доддс Э. Р. Указ. соч. С. 49 и след.

 

 

См.: Hart J. Op. cit. P. 49.

 

 

Фролов Э. Д. Фукидид и тирания (у истоков научного представления о древнегреческой тирании) // Власть, человек, общество в античном мире. М., 1997. С. 28.

 

 

См.: Shear Т. L. Tyrants and Buildings in Archaic Athens //Athens Come of Age: From Solon to Salamis. Princeton, 1978. P. 1–2; Lavelle В. M. The Sorrow and the Pity: A Prolegomenon to a History of Athens under the Peisistratids, c. 560–510 В. C. Stuttgart, 1993.

 

 

Тумане X. Указ. соч. С. 363.

 

 

См.: Farrar С The Origins of Democratic Thinking: The Invention of Politics in Classical Athens. Cambridge, 1989. P. 20.

 

 

См.: Fornara С. W. Evidence for the Data of Herodotus' Publication // Journal of Hellenic Studies. 1971. Vol. 91. P. 25–34.

 

 

См.: Will W. Thukydides und Perikles. S. 321 f.

 

 

См.: Myres J. L. Op. cit. P. 299.

 

 

См.: Momigliano A. The Historians of the Classical World and their Audience: Some Suggestions // Annali della Scuola normale superiore di Pisa. Classe di lettere e filosofia. 1987. Vol. 8. Fasc. 1. P. 63.

 

 

Подробнее см.: Суриков И. Е. ЛОГОГРАФОI в труде Фукидида (I. 21. 1) и Геродот (Об одном малоизученном источнике раннегреческого историописания) // ВДИ. 2008. № 2. С. 25–37.

 

 

См.: Hart J. Op. cit. P. 179; Legon R. P. Thucydides and the Case for Contemporary History//Polis and Polemos: Essays on Politics, War and History in Ancient Greece in Honor of D. Kagan. Claremont, 1997. P. 3— 22; Суриков И. E. «Несвоевременный» Геродот. С. 150; Он же. Геродот и египетские жрецы (К вопросу об «отце истории» как «отце лжи») // Исседон. Вып. 4. Екатеринбург, 2007. С. 9.

 

 

См., например: Seidensticker В. Dichtung und Gesellschaft im 4. Jahrhun-dert: Versuch eines uberblicks // Die athenische Demokratie im 4. Jahrhun-dert v. Chr. Stuttgart, 1995. S. 181.

 

 

См.: Cartledge P. Op. cit. P. 104.

 

 

Фролов Э. Д. Огни Диоскуров: Античные теории переустройства общества и государства. Л., 1984. С. 155.

 

 

О Востоке в труде Геродота см.: Georges P. Op. cit. Р. 167–206.

 

 

См.: Lloyd А. В. Herodotus Book II. Introduction… P. 110–111.

 

 

См.: Суриков И. Е. «Солон» Плутарха: некоторые источниковедческие проблемы// ВДИ. 2005. № 3. С. 151–161.

 

 

См.: Momigliano Л. Studies in Historiography. NY, 1966. P. 127–142.

 

 

См.: Ibid. P. 1 f.

 

 

См.: Мищенко Ф. Г. Не в меру строгий суд над Геродотом // Геродот. История: В 9 кн. / Пер. Ф. Г. Мищенко. М., 1886. Т. 2. С. I–LX.

 

 

Так называется книга У. К. Притчетта (см.: Pritchett W. К. Op. cit.).

 

 

См.: Fehling D. Op. cit.

 

 

Вен П. Указ. соч. С. 30–31.

 

 

См.: Бессмертный Ю. J1. Некоторые соображения об изучении феномена власти и о концепциях постмодернизма и микроистории // Одиссей. 1995. С. 5 и след.

 

 

Cм.: Hartog F. Le miroir d'Herodote: Essai sur la representation de l'autre. P., 1980.

 

 

См.: Лурье С Я. Геродот. М.; Л., 1947.

 

 

См.: Доватур А. И. Повествовательный и научный стиль Геродота.

 

 

См.: Momigliano A. Studies in Historiography. P. 141.

 

Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке Royallib.ru

Оставить отзыв о книге

Все книги автора


[1]Правильным является написание «Галикарнасс», именно в этом виде оно приводится и в русских изданиях труда Геродота. Однако в советской и постсоветской российской энциклопедической литературе закрепилась форма написания «Галикарнас», и мы вынуждены ее придерживаться.

 

[2]Здесь и далее труд Геродота цитируется в переводе Г. А. Стратановского по изданию: Геродот. История: В 9 кн. М., 1993. Иногда в перевод нами вносятся незначительные поправки. При дальнейших ссылках на «Историю» Геродота в скобках указываются только номера книг (римскими цифрами) и глав (арабскими цифрами). В ссылках на другие источники указываются также имя античного автора и название произведения; римская цифра обозначает номер книги, первая арабская цифра — номер главы внутри книги, а вторая (при ее наличии) — номер параграфа. В ссылках на авторов, чьи сочинения сохранились Фрагментарно, сокращение «фр.» означает фрагмент; указывается издание, по которому дается номер фрагмента. (Здесь и далее, кроме особо оговоренных случаев, примечания автора.).

 

[3]Все данные очень приблизительны. В греческих полисах чрезвычайно редко проводились переписи населения, да и учитывались обычно только граждане; женщины, дети, рабы в круг внимания переписчиков не входили. К тому же до нашего времени данные переписей дошли лишь очень фрагментарно.

 

[4]Стадий — мера длины, составляющая около 180 метров.

 

[5]Так принято называть проливы Геллеспонт (ныне Дарданеллы) и Боспор Фракийский (ныне Босфор), а также лежащую между ними Пропонтиду (ныне Мраморное море), соединяющие Черное море с Эгейским.

 

[6]Геродот называет сатрапа Артафреном на греческий манер. Более распространенное в современной научной литературе написание Артаферн ближе к собственно персидскому.

 

[7]Арголида — область в Южной Греции на северо-востоке полуострова Пелопоннес. Получила название от ее важнейшего центра — города Аргос.

 

[8]Лакедемон — другое название Спарты. Соответственно, лакедемоняне — спартанцы.

 

[9]Пифия — жрица-прорицательница в оракуле при храме Аполлона в Дельфах.

 

[10]Писистрат (560–527 с перерывами) — знаменитый афинский тиран.

 

[11]Мильтиад Старший — дядя афинского полководца Мильтиада, выигравшего Марафонскую битву.

 

[12]Фера (Тира) — один из островов вулканического происхождения, входящих в островную группу Санторини архипелага Киклады. (Прим. ред .)

 

[13]Эпоним — у древних греков мифологический или исторический персонаж, давший чему-нибудь свое имя (например, городу, стране, народу и т. п.).

 

[14]То есть между юго-востоком и юго-западом.

 

[15]Впрочем, в геродотовском сочинении прослеживаются симпатии и к Аргосу. Этот крупный дорийский центр Пелопоннеса, извечный противник Спарты, в годы Греко-персидских войн заявил о своем нейтралитете, что в тогдашних условиях фактически равнялось курсу на поражение греков и подчинение Ахеменидам. Поговаривали даже, что Аргос Вступил в тайный сговор с персидским царем. Геродот пишет по этому поводу; «Одно только я знаю: если бы все люди однажды вынесли на рынок все свои грешки и пороки, то каждый, разглядев пороки соседа, Радостью, пожалуй, унес бы свои домой. Поэтому-то и поступок аргосцев еще не самый постыдный» (VII. 152).

 

[16]Крупнейшая в мире индоевропейская языковая семья включает в я десятки древних и современных языков (среди последних — все славянские, германские, романские, иранские и др.).

 

[17]Пританей — важное общественное здание в ранних греческих полисах, где собирались правители государства и постоянно поддерживался священный огонь.

 

[18]Талант — мера веса, около 26 килограммов.

 

[19]«Великим царем» греки называли любого правителя Персидской державы.

 

[20]Памфила — греческая писательница I века н. э., происходившая из Эпидавра, жившая в Риме и занимавшаяся историей литературы. Ее труд «Разнообразные исторические записки» в 33 книгах до нашего времени не дошел; сохранились лишь небольшие фрагменты у Диогена Лаэртского и Авла Геллия.

 

[21]В этот перечень входили также Антимах из Колофона и Писандр из Камира (на Родосе).

 

[22]В Афинах ежегодно избиралась коллегия из десяти стратегов — высших военных должностных лиц, возглавлявших вооруженные силы.

 

[23]Иасос — небольшой греческий город в Карии.

 

[24]Соответствует 480/479 — 477/476 годам до н. э.

 

[25]Здесь имеется в виду Пелопоннесская война, происходившая в конце V века до н. э. Следовательно, миссию Аминокла нужно отнести к концу VIII века, когда военные действия между Халкидой и Эретрией, поддерживаемыми многочисленными союзниками, шли полным ходом.

 

[26]Морской узел — мера для измерения скорости судов; узел соответствует прохождению морской мили (1,85 километра) в час. Следовательно, триеры могли двигаться со скоростью до 12 километров в час. (Прим. ред .)

 

[27]Стандартная вместимость амфоры составляла, в пересчете на современные меры, 40 литров. Соответственно, спартанский сосуд (кратер) был действительно огромным — вмещал около 12 тонн.

 

[28]Люди, посредством специальных ритуалов отдававшие себя под защиту и покровительство божества, как считалось, заслуживали особой милости и снисхождения; отказать им в просьбе означало нарушить неписаные религиозные нормы.

 

[29]Сесам (сезам, др. — греч, sesamon) — кунжут, травянистое растение, дающее плод — коробочку с многочисленными семенами, используемыми при выпечке мучных изделий в качестве приправы, а также для получения масла. (Прим. ред .)

 

[30]Оргия — древнегреческая мера длины, 1/100 стадия. В пересчете на нынешние меры составляет около 1,8 метра.

 

[31]Древнегреческий фут примерно соответствует современному английскому футу (около 30 сантиметров).

 

[32]Древнегреческий локоть — мера длины, составляющая около 45 сантиметров.

 

[33]В древности — крупнейший пресноводный водоем Греции; в после-античное время заболотился и в XIX веке был осушен.

 

[34]Амфиктионы — государства, члены Дельфийской амфиктионии, крупнейшего и влиятельнейшего в Греции религиозно-политического союза с центром в Дельфах.

 

[35]Мина — мера веса, 1/100 таланта.

 

[36]Гигес (692–654) — первый представитель лидийской царской династии Мермнадов, отдаленный предок Креза.

 

[37]Мидас (конец VIII — начало VII века) — царь Фригии, государства в Малой Азии, располагавшегося к востоку от Лидии.

 

[38]Феофании (греч, богоявление) — весенний праздник в Дельфах в честь ежегодного возвращения Аполлона из зимнего путешествия в страну легендарных гипербореев, якобы живущих на Крайнем Севере.

 

[39]Александр 1 — правил в Македонии в первой половине V века до н. э. Александр III (336–323), вошедший в историю под именем Александра Македонского, был его отдаленным потомком.

 

[40]Пифо — другое название Дельф, происходящее, как и слово «пифия», по преданию, от имени мифического чудовищного змея Пифона, который сторожил оракул и был убит Аполлоном. Отсюда же шло и название Пифийских игр, проводившихся в Дельфах раз в четыре года и занимавших в греческом мире второе по важности место после Олимпийских.

 

[41]Мегарон — внутреннее помещение храма.

 

[42]Тенос и Ренея — острова в Эгейском море.

 

[43]Сулица (др. — рус.) — холодное оружие, метательное копье длиной около 1,2–1,5 метра. (Прим. ред .)

 

[44]Локсий — один из культовых эпитетов Аполлона. В переводе означает «кривой, двусмысленный», что очень хорошо подходит к данному контексту.

 

[45]Писистратиды — потомки тирана Писистрата. Гиппий был его старшим сыном и преемником.

 

[46]Филы — подразделения гражданского коллектива в греческих полисах, в одних случаях весьма древнего происхождения, в других — более поздние искусственные образования.

 

[47]Эетионов Кипсел — Кипсел, сын Эетиона.

 

[48]Мегакл — представитель афинского рода Алкмеонидов, Агариста — дочь тирана Клисфена Сикионского.

 

[49]Академия — название местности в Афинах, по имени героя Ака. Позже, в IV веке до н. э., там открыл свою философскую школу Платон, и название стало нарицательным. (Прим. ред .)

 

[50]Дионисии — аттический праздник в честь бога Диониса, первоначально отмечавшийся в ноябре — декабре (сельские Дионисии). С VI века до н. э. появились также городские, или Великие, Дионисии, праздновавшиеся в течение пяти дней в феврале — марте, во время которых шли драматические представления. (Прим. ред .)

 

[51]Мнемоны — должностные лица в некоторых греческих полисах, контролировавшие от лица государства различные сделки между гражданами, в том числе относящиеся к недвижимому имуществу. (Прим. ред .)

 

[52]Гемигекта — древнегреческая монета, чеканилась из золота или его сплава с серебром (электрона) и равнялась 1/12 статера.

 

[53]Речь идет о том, что перед началом войн спартанцы заручались благосклонностью мифологических героев, почитавшихся в их городе: братьев Диоскуров Кастора и Полидевка, а также Менелая (Атрида).

 

[54]Далее — лакуна размером в половину следующей строки.

 

[55]Эпонимный магистрат — высшее должное лицо полиса, именем которого в этом полисе обозначался год в архаическую и классическую эпоху.

 

[56]В XX веке Олимпийские игры в годы Первой и Второй мировых войн не проводились.

 

[57]Фойник (Финик) — в греческой мифологии герой, родоначальник финикийцев.

 

[58]Дарик — персидская золотая монета, соответствовала 20 и более афинским драхмам.

 

[59]Бел (Баал, Ваал), от «владыка», «повелитель», «господин» (семит.) — одно из наиболее употребительных именований главных богов и богов-покровителей отдельных городов в семитской мифологии. (Прим. ред .)

 

[60]Канобид — египетский город на самом западном рукаве Нильской дельты.

 

[61]«Аримаспами» якобы именовались одноглазые люди.

 

[62]Синопа, прошедшая долгий и нелегкий исторический путь, существует и по сей день — это современный турецкий город Синоп.

 

[63]Исономия (др. — гр.) — «равнозаконие», то есть равенство всех перед законом; это было первое слово, употреблявшееся для обозначения народовластия, когда термин «демократия» еще не появился.

 

[64]Стримон — река в античной Фракии (на территории современной Болгарии), впадающая в Эгейское море. (Прим. ред .)

 

[65]Декелея — один из аттических демов (поселков), располагавшийся у подножия горы Парна.

 

[66]Нюма Дени Фюстель де Куланж — выдающийся французский ученый-историк XIX века.

 

[67]Все даты — до н. э.

 


Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой





Дата добавления: 2015-08-17; просмотров: 309. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2022 год . (0.296 сек.) русская версия | украинская версия
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7