Студопедия — Тема 4. Формирование мирового сообщества и процессы глобализации.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Тема 4. Формирование мирового сообщества и процессы глобализации.

¾ тактики врахування типів темпераменту дітей полягають як у створенні сприятливих зовнішніх умов, так і в озброєнні дітей уміннями саморегуляції.

Тема 4. Формирование мирового сообщества и процессы глобализации.

План.

1. Понятие, основные этапы и предпосылки глобализации.

2. Положительные и отрицательные последствия глобализации.

3. Классические теории глобализации.

Литература.

  1. Арсеенко А. Глобализация: социальные изменения и последствия в преддверии XXI века // Социология: теория, методы, маркетинг, 1999. – № 1. – С. 42–58.
  2. Валлерстайн І. Глобалізація або вік змін? Довгостроковий погляд на шлях розвитку світової системи // Глобалізація. Регіоналізація. Регіональна політика. Хрестоматія з сучасної зарубіжної соціології регіонів / Укладачі Кононов І. Ф. (наук. ред.), Бородачов В. П., Топольсков Д. М. – Луганськ: Альма-матер; Знання, 2002. – С. 49–66.
3. Галкин А.А. Глобализация и политические потрясения XXI века // Полис. – 2005. –№4. – 54-70.

4. Чугров С.В. Япония: гибридизация и гармонизация // Полис. – 2008. – №3. – С. 59-67.

5. Гидденс Э. Социология. – М: Едиториал УРСС, 2005. – С. 55-75.

  1. Уткин А. И. Глобализация: процесс и осмысление. – М.: Логос, 2002. – 254 с.
  2. Франк А. Г. Развитие неразвитости. – Режим доступа: http://www.left.ru/2005/9/frank126.phtml?print
8. Штомпка П. Социология социальных изменений / Пер. с англ, под ред. В.А.Ядова. – М.: Аспект Пресс, 1996. – С. 60-67.

 

1) Если Вам скажут, что расположенный по соседству супермаркет может иметь непосредственное отношение к социологии и нашей сегодняшней теме, то Вы вряд ли с этим согласитесь. Однако супермаркет – одно из мест, в котором находят своё отражение современные социальные преобразования, возрастающие масштабы глобализации – явлении, которое будет обсуждаться в данной теме. Огромное количество продуктов из разных стран на прилавках супермаркетов является результатом сложной сети социальных и экономических связей, которые соединяют между собой государства и народы по всему миру. Подобной взаимозависимости местного и глобального история ещё не знала. На протяжении большей части человеческой истории общества существовали более или менее обособлено. В прошлом общество представляло собой чрезвычайно пеструю, разнородную мозаику, со­ставленную из изолированных социальных единиц, начиная от племен, царств, империй и заканчивая национальным государством. Каждое из этих политических образований имело независимую и самодостаточную экономику, собственную куль­туру. Взаимодействию между разными регионами препятствовало слабое развитие средств коммуникации, транспорта и связи. Кроме того, при доминировании натурального хозяйства (в древних и средневековых империях), фактически, каждый населенный пункт представлял собой самодостаточную экономическую единицу.

Современное общество представляет собой совершенно иную кар­тину. В политической сфере наметилась тенденция перемещения всё большего объёма власти с уровня национальных государств на уровень наднациональных межгосударственных структур. При этом происходит ослабление суверенитета национальных государств и возможностей национальных правительств проводить самостоятельную внутреннюю политику. Так, возникают наднациональные еди­ницы различного масштаба, которые активно влияют на характер внутренней и внешней политики целых государств:

- военные блоки, на­пример, НАТО, участники которого брали на себя обязательства оказывать друг другу помощь в случае создания угрозы независимости или безопасности любой из договаривающихся сторон;

- всемирные международные организации, в первую очередь ООН, основной целью которой является поддержание мира и безопасности, развитие международного сотрудничества в решении проблем экономического, социального, гуманитарного характера.

- континентальные или региональные объеди­нения, например, Европейское сообщество, целью создания которого – усиление экономической интеграции, введение единой валюты.

Экономика становится всё более глобальной, производственные цепочки охватывают всё большее количество стран. Её главными агентами становятся транснациональные корпорации (ТНК), некоторые из них обладают доходом, превышающим доход национального государст­ва.

В культуре доминирует тенденция к едино­образию. СМИ, в частности ТВ, превращают нашу планету в «большую деревню». По всей планете люди смотрят одни и те же фильмы, журналистские репортажи, знают одних и тех же актёров, телеведущих, писателей. Миллионы людей становятся свидетелями событий, произошедших в разных местах, приобщаются к одному и тому же культурному опыту (олимпиады, рок- и поп- концерты), что способствует унификации их вкусов, восприятий, предпочтений. Одни и те же потребительские товары распространяют­ся повсюду (феномен «кока-колизации»). Местные культурные традиции (национальная одежда, кухня, модели поведения) размываются, массо­вая потребительская культура западного типа становится «универсальной», распространяясь по всем странам и континентам. Миграции, временная работа за границей, туризм обеспечивают непосредственное зна­комство с образом жизни, обычаями, нормами поведения в дру­гих странах.

Для обозначения таких транснациональных процессов, которые способствуют развитию социальных связей и углублению взаимозависимости между странами, социологи используют термин «глобализация». Один из ведущих современных теоретиков, американский социолог Энтони Гидденс определяет глобализацию достаточно просто – как усиливающуюся взаимозависимость обществ, составляющих современную человеческую цивилизацию. Глобализация воздействует сегодня на все аспекты социальной и культурной жизни, меняет сложившиеся представления и ценности, разрушает привычный уклад жизни, втягивает представителей разных культур в постоянный диалог, размывает границы между национальными экономиками, государствами и культурными мирами.

Этимологически термин «глобализация» связан с латинским словом «глобус» – т.е. Земля, земной шар, и означает общепланетарный характер тех или иных процессов. Если попробовать выделить то общее, что есть в разных определениях глобализации, то глобализацию можно определить как процесс количественного роста и интенсификации политических, экономических, социальных, правовых, культурных связей и отношений государств мира, все большей интеграции и взаимозависимости человечества. Таким образом, в современную эпоху по сравнению с прошлыми историческими эпохами неизмеримо возросло общепланетарное единство человечества, спаянного общей судьбой и ответственностью.

Постараемся разобраться, что представляет собой глобализация, как она проявляется и к чему может привести. Обозначим основные этапы и предпосылки глобализации.

По мнению ряда исследователей (в частности, А.Уткина) процесс глобализации прошел два этапа.

Первый этап – рубеж XIX–XX веков, период активного развития международных экономических связей. Некоторые западные исследователи говорили о том, что свободная торговля способна вызвать всеобщий экономический рост и процветание, уничтожить почву для политических конфликтов. Но этот период завершился Первой мировой войной, похоронившей надежду на единый процветающий мир.

Второй этап глобализации начался в 70-е годы ХХ века. По мнению украинского ученого Арсеенко, он связан с интеграцией мировой экономики и возникновением транснациональных корпораций (ТНК). ТНК – это компании, которые продают товары или услуги на рынках более чем одного государства. Это могут быть небольшие фирмы, владеющие одной-двумя фабриками за пределами страны или гигантские международные предприятия, сферы влияния которых простираются до самых дальних уголков земного шара. В 70-е годы насчитывалось 10 ведущих транснациональных корпораций. Сегодня их численность исчисляется сотнями, и среди них не только американские, но и японские, швейцарские, британские и др. Транснациональные корпорации рассредоточивают своё производство по всему миру и постепенно утрачивают явную «национальную принадлежность». В ТНК работает персонал самых разных национальностей.К числу известных ТНК можно отнести: Кока-Кола, Пепси-Кола, Кодак, Макдональдс, Мицубиси, Тойота, Колгейт, Палмолив, Панасоник, Тошиба, LG и т.д. На долю ТНК приходится 2/3 всей международной торговли. Доходы ТНК превосходят национальные бюджеты многих государств. Например, доходы таких компаний, как IBM и «Дженерал моторс», в которых работают соответственно 395 и 748 тыс. человек, соотносимы с величинами национального дохода Бирмы и Эфиопии с населением 35,5 и 40,9 млн. человек.Благодаря современным коммуникационным технологиям банки и корпорации одним щелчком мыши могут перемещать свои средства по всему миру.

Одной из главных предпосылок глобализации является распад «социалистического лагеря». Бывшие социалистические экономики вынуждены были интегрироваться в капиталистическую систему, мировой рынок, стали перестраивать свою экономику и политическую систему на западный манер.

Среди технических предпосылок глобализации следует выделить создание реактивных самолётов, большегрузных быстроходных контейнеровозов и других эффективных транспортных средств, что позволило осуществить непрерывную перевозку людей и товаров по всему земному шару. Также сюда можно отнести развитие спутниковой связи,котораяобеспечивает передачу информации практически в любую точку земли. Результат использования спутниковых систем оказался ошеломляющим. В странах с высокоразвитой телекоммуникационной инфраструктурой люди из дома и в офисе оказываются связанными с внешним миром множеством различных информационных каналов, включая факс, Интернет, сотовые телефоны. Люди имеют возможность практически мгновенно устанавливать друг с другом контакт.

Ещё одним немаловажным фактором, ведущим к усилению процессов глобализации, стало возникновение новых международных и региональных механизмов управления. ООН и ЕС – два наиболее ярких примера международных организаций, собравших национальные государства на общем политическом форуме.

Главным следствием глобализации являетсяпоявление мирового сообщества – объединение народов и государств мира, связанных между собой общими целями, интересами, разнообразными отношениями. Благодаря распространению информационных потоков люди получают сведения о событиях, происходящих в других концах света. Гибель принцессы Дианы, опустошительные землетрясения в Армении и Турции, экологические катастрофы переворачивают сознание людей от национального уровня восприятия к уровню восприятия глобального. Теперь каждый человек в большей степени осознаёт свою взаимосвязь с другими людьми и эмоционально соучаствует в глобальных процессах, чем когда-либо. Люди начинают осознавать, что их личная ответственность не ограничивается рубежами государства, гражданами которого они являются. Многие люди считают, что международное сообщество в критических ситуациях не должно пассивно наблюдать за происходящим, его обязанность защищать людей. В случае стихийных бедствий такое вмешательство может осуществляться в виде гуманитарной помощи.

 

2) Влияние глобализации на мировое сообщество противоречиво. Положительные следствия современной глобализации на границе ХХ-ХХІ ст.:

- Рост количества товаров на мировом рынке.

- Бушующий прогресс развития информационных технологий, в результате которого уменьшается себестоимость продукции, и снижаются цены на значительную часть товаров массового спроса (например, распространение использования компьютеров и мобильных телефонов).

- Создание новых рабочих мест, главным образом в непроизводственной сфере благодаря развитию информационных технологий.

- Вследствие интенсификации глобального информационного обмена состоялось ускорение и улучшение взаимопонимания между представителями, как наций-государств, так и разных культур и цивилизаций.

- Стимулирует распространение демократических ценностей (свободы, правовой защищённости граждан). Волна демократизации, которая началась с 1975 г. и длится по сей день, ознаменовалась падением авторитарных режимов в Греции, Португалии, Испании. Потом она охватила Латинскую Америку и страны Азии. Тут на путь демократии стали Доминиканская Республика, Гондурас, Перу, Турция, Филиппины, Южная Корея. Затем демократические преобразования настигли страны советского блока. Коммунистические режимы потерпели поражение в Южной и Центрально-Восточной Европе, а затем в республиках Советского Союза. Главным в этой волне является появление современных признаков демократии:парламентаризма, многопартийных систем, всеобщего избирательного права, распределения власти и т.д.

Отрицательные следствия современной глобализации на границе ХХ-ХХІ ст.:

- Мировая экономика стала более взаимосвязанной, из-за чего отрицательные последствия быстро пересекают границы наций-государств.

- Увеличение социально-экономического разрыва между богатым Севером и бедным Югом, между богатыми и бедными слоями населения, усиление разрыва между технологически развитыми и технологически отсталыми государствами в условиях быстрого развития науки, информационных технологий. В ООН подсчитали, что в 1960 г. доходы 20% самой богатой части населения планеты превышал доходы 20% самых бедных в 30 раз, а в конце XX ст. этот показатель составлял уже 78:1. Мир, в котором 1% населения обладает 40% всех богатств, 50% мирового населения живёт менее чем за 2 доллара в день, а ежегодно 11 миллионов детей умирает от бедности и болезней, 3 миллиона умирает от СПИДа, в значительной мере перечёркивает достижения мирового сообщества на ниве распространения демократии. Поэтому левые партии, исповедующие социалистическую идеологию, критикуют антинародный, антирабочий характер глобализации, подчёркивая то, что она служит интересам «золотого миллиарда» планеты.

- Рост динамики миграционных потоков, которая имеет отрицательные следствия: от роста преступности до распространения эпидемий.

- Усиление экономического, и, что особенно важно, политического влияния транснациональных корпораций, а также международных (наднациональных) организаций на правительства наций-государств.Национальные правительства становятся беззащитными перед расширяющимся и неподконтрольным рынком. У правительств недостаточно власти над деятельностью больших бизнес-корпораций (ТНК). Отдельная корпорация США, например, может принять решение закрыть свои производственные заводы в Великобритании и построить вместо этого новую фабрику в Мексике, чтобы уменьшить затраты на налоги, з/п, охрану окружающей среды и тем самым эффективнее конкурировать с другими корпорациями. В результате тысячи рабочих Великобритании останутся без работы. Они, скорее всего, захотят, чтобы правительство что-то предприняло по этому поводу, но национальные правительства не в состоянии контролировать процессы, связанные с мировой экономикой. ТНК часто шантажируют национальные элиты выводом инвестиций, закрытием производств в случае, если они будут повышать для них налоги, оказывать давление по повышению социальных и экологических стандартов в их деятельности. То же самое можно сказать и о существовании транснациональных банков (ТНБ). Многие государства мира «сидят на кредитной игле», их внешний долг составляет значительную часть ВВП. ТНБ имеют реальную возможность требовать сокращения социальных стандартов, либерализации (уменьшение препятствий) рынков для иностранных товаров взамен на продолжение сотрудничества. Отсюда проистекает одна из причин отрыва элиты от интересов и потребностей своего народа. Избирая национальные правительства, люди делегируют ему право представлять свои интересы, но элитные группы, стоящие у власти не могут адекватно влиять на ситуацию, т.к. экономика и политика страны тесно связана с ТНК и международными организациями, либо сами эти элитные группы представляют интересы крупного капитала.

Таким образом, глобальное движение капитала, финансовые и информационные потоки, выходя из-под контроля национальных государств, влияют на внутреннюю политическую жизнь стран, ограничивая государственный суверенитет. Национальное государство попадает в ловушку транснациональных связей, в которых преобладают неподвластные ей межгосударственные силы, и становится неспособной определять собственную судьбу. Процесс экономической глобализации приводит к лишению государства ее регулятивных функций, особенно при условиях интенсивной коммерциализации средств массовой информации и динамизма транснациональных информационных потоков. Правомерно возникают вопросы: не служит ли глобализация распаду или трансформации нации-государства, а вместе с ней и либеральной демократии? Каким образом можно согласовать эффективное демократическое управление с транснациональным масштабом современной экономической организации?

- Ухудшение состояния окружающей среды.

- Чрезмерная концентрация собственности в секторе СМИ и господство на рынке информации нескольких больших мультимедийных корпораций. Развитие современных средств коммуникации дает возможность странам, которые являются ведущими в этой области, контролировать поток и содержание информации во всем мире. Возникают гигантские транснациональные медиа-корпорации с огромными сверхприбылями. Их владельцы сосредоточивают в своих руках огромную финансовую и политическую власть. Например, Руперт Мердок, возглавляет концерн «News International» в Великобритании, владеет также пакетами акций СМИ в Австралии и США. В собственности его концерна 130 газет в городах США, 22 телестанции, 25 журналов.

- Рост отрицательного влияния стандартизированной массовой культуры, которая угрожает культурному разнообразию. Практически все жители планеты за исключением обитателей самых глухих уголков на Амазонке и в Африке испытали на себе влияние «западного мира». Местные нормы и ценности, обычаи и мораль, религиозные верования, модели семейной жизни исчезают под натиском современных западных институтов. Например, деятели массовой культуры (популярные артисты, певцы, ведущие телепередач), продавая свою продукцию (компакт-диски, телепередачи, футболки), одновременно с этим продают западные ценности (потребительство и расточительность). ТНК для завоевания внешних рынков через рекламу и СМИ продуцируют ценности потребления (т.н. идеологию «консюмеризма», ориентацию на потребление товаров и услуг, погоню за ними как наивысшую ценность человека), стимулирующие потребность в их товарах. От этого неограниченного потребительства страдает экология.

Данное обстоятельство вызвало две противоположные реакции. Одни социологи стали говорить о «культурном империа­лизме», который ведет к катастрофическим последствиям: унич­тожению самобытности, утрате культурной автономии зависимыми обществами, культурному обеднению в целом. Особенно «достаётся» от критиков глобализма и американского влияния кока-коле, ресторанам быстрого питания «McDonald's» и американским боевикам. Все это «подрывает традиционный образ жизни», разрушает «культурную идентичность», способствует «культурной унификации» и т.д.

При этом возникают трансконтинентальные социальные движения (антиглобалисты), выступающие против ТНК, Всемирного банка, МВФ, ВТО, за списание долгов с наименее развитых стран. Провозглашая лозунг «Другой мир возможен!» они выступают за глобализацию с «человеческим лицом» – в интересах людей труда, сохранения разнообразия культур, пытаются привлечь внимание правителей государств и всего человечества на разрушительные глобальные экологические изменения, которые составляют угрозу планете, особенно в связи с глобальным потеплением вследствие «парникового эффекта». По мнению антиглобалистов, само понятие «глобализация» было преднамеренно «вброшено» в массовое сознание, чтобы скрыть своим семантическим значением подоплеку дискриминационной политики, проводимой промышленно развитыми странами применительно к остальному миру.

Подобные упреки в адрес культурного глобализма базируются на вполне реальных фактах. И, тем не менее, сводить сущность культурной глобализации лишь к этому было бы упрощением. Даже пресловутое американское воздействие вовсе не исчерпывается кока-колой, джинсами и голливудскими фильмами. По меньшей мере, это воздействие подразумевает также и распространение компьютеров, мобильных телефонов и других важных и полезных изобретений, предоставляющих людям новые возможности.

Кроме этого нередко распространение западной (или американской) культурной модели, парадоксальным образом сопровождается «гибридизацией»приспособлением к местным культурным особенностям. Например, экономический аспект глобализации – деятельность ТНК, имеет важную культурную составляющую. Перед ТНК часто возникает проблема: как вписаться в новое культурное окружение? Взять к примеру специфические трудности, связанные с локальными культурными особенностями, возникшие у компании McDonald's. Продукция McDonald's создает определенные рыночные проблемы в такой стране, как Индия, и идея кусочка говядины в булочке оказалась непривлекательной для большинства индийцев, исповедующих индуизм, даже наиболее европеизированных из них. Компания McDonald's потратила много времени и средств на создание в каждом ресторане двойной кухни, чтобы предотвратить смешивание вегетарианских и мясных продуктов. Такие понятия, как чистота и осквернение, очень важны для индийского потребителя. Несмотря на все усилия McDonald's, потребители связывают компанию с изделием, изображенным на ее фирменном знаке, – булочкой с начинкой из говядины. На юге Дели можно было видеть, как старшие члены семейств тайком обнюхивали тарелки в McDonald's, пытаясь установить, не подавалось ли на них мясо; более же агрессивные клиенты настояли на осмотре обеих кухонь, чтобы удостовериться, что вся посуда хранится отдельно. Другие же долго выпытывали у служащих, какие меры предосторожности принимаются для того, чтобы держать мясные продукты подальше от вегетарианских кухонь.

Кроме того, McDonald's попытался приспособить к местным условиям, т.е. «индианизировать» своё меню. Менеджеры компании изменили надписи на своих гамбургерах с обычного биг-мака на махараджа-мак – так называется индийский гамбургер с некоторыми вегетарианскими компонентами. Не привлекло индийского потребителя настолько, насколько привлекает многих в других частях света, и меню, составленное из гамбургера, картофеля фри и стакана кока-колы.

Несмотря на известную политику «Макдональдса» - обслуживать клиентов так, чтобы они могли как можно быстрее поесть и покинуть ресторан, гонконгские старшеклассники превратили «Макдональдсы» в места «зависания» после уроков. Они часами сидят и общаются там, делая уроки и время от времени, покупая что-либо; для них «Макдональдс» стал своеобразным молодёжным клубом.

В такой способ возникает множество «синтетических» культурных форм и образцов, сочетающих в себе глобальное и локальное (так называемая «гибридизация»). Кроме этого не только «Запад» выступает в качестве «донора» и «поставщика смыслов» для других культур, но и сам подвергается ответному воздействию. Если в Индию вторгаются силы культурной глобализации, то и из Индии исходит множество моделей культуры. То, что обычно называют упражнениями нового поколения (New Age), которые включают в себя медитацию, йогу, духовное оздоровление, массаж и тантризм, сегодня пользуется большой популярностью на Западе. Такие гуру (или учителя жизни), как Дипак Чопра и Шри Сатья Саи Баба, имеют массу последователей в Нью-Йорке, Сантьяго и Мюнхене. В Касселе (Германия) можно пройти восьмидневный оздоровительный курс аюрведы, предполагающей питание по рецептам аюрведы, травяные чаи, массаж и индивидуальное лечение с частым погружением в горячие целебные источники.

Элементы индийской культуры можно встретить и приобрести во всем мире: шелковое сари и постельные принадлежности, индийские драгоценности и одежду, татуировки из хны, индийские сорта чая – все это каждый день покупают и европейцы, и американцы.

Источником «смыслов» для многих западных «искателей истины» становятся такие религии, как буддизм (и его японский вариант – дзэн) и даосизм, языческие культы Африки и Латинской Америки.

Другие же начали превозносить цивилизационную миссию Запада; они приветствовали борьбу с варварством, дикарскими обычаями, разрушение примитивных институтов. Достичь уровня наиболее продвинутых, передовых государств мира можно, лишь следуя западной модели развития.Такого мнения всегда придерживались представители образованной политической и экономической элиты в колониальных странах, а сейчас она весьма популярна и в посткоммунистических странах (Восточной и Центральной Европы).

Не представляется возможным отнести однозначно к позитивным или, наоборот, негативным следствиям глобализации рост индивидуализма как расширение возможности выбора ролевых моделей и жизненных стилей. В наше время каждый имеет гораздо больше возможностей строить свою жизнь так, как ему хочется, чем это могли позволить себе предшествующие поколения. В прошлом традиции и обычаи оказывали сильнейшее влияние на жизнь людей. Такие факторы, как принадлежность к определённому социальному классу, полу, национальности, религиозной конфессии могли закрыть перед человеком один путь и открыть другой. Молодому человеку, являвшемуся сыном портного, практически наверняка было суждено освоить ремесло своего отца и посвятить ему всю свою жизнь. Традиция предписывала женщине заниматься домашним хозяйством. В то время индивидуальность человека формировалась в контексте того сообщества, которому он принадлежал от рождения. Превалирующие ценности, бытовой уклад и этические воззрения определяли образ жизни людей.

В условиях глобализации наблюдается сдвиг в сторону индивидуализации, подталкивающему к процессу создания своего «Я», и выражению собственной индивидуальности. Власть традиций и установившихся ценностей ослабевает, по мере того как местные сообщества начинают всё больше взаимодействовать с новым мировым порядком. Сегодня старший сын портного, строя своё будущее, имеет возможность выбирать из множества профессий; женщины не привязаны к домашнему очагу. Глобализация заставляет людей жить более гибко, свободно выбирать образ жизни, идентифицировать себя с культурами из других стран. Отрицательным моментом в этом смысле является то, что происходит размывание национально-культурной идентичности. Граждане национальных государств утрачивают многие атрибуты принадлежности к своей культуре и своему государству (одежда, еда, музыка, образ жизни и т.д.), реже связывают свои интересы и своё будущее с интересами и будущим своей Родины.

 

3) Три теоретических подхода к глобализации могут считаться классическими: теория империализма, теория зависимости и тео­рия мировой системы. Они имеют общую исходную посылку и несут схожую идеологическую нагрузку. Каждая из них касается в основном экономической сферы и нацелена на то, чтобы раскрыть механизмы эксплуатации и несправедливости. Таким образом, у них явно марксистские корни и левая ориентация.

Зачатки теории империализма обнаруживаются в трудах Влади­мира Ленина, который дал критическую характеристику современного ему капитализма начала XX ст. Он определяет империализм как последнюю стадию развития капитализма, когда перепроизводство и падение нормы прибыли вынуждают его прибегать к экстренным мерам. Империалистическая экспансия, которая проявляется в завоевании, колонизации, экономическом контроле над другими странами составляет суть стратегии капитализма, необходимой ему для спасения от неизбежного краха. Империализм, по Ленину, есть капитализм на той стадии развития, когда сложилось господство монополий и финансового капитала, приобрел выдающееся

значение вывоз капитала, начался раздел мира международными трестами и закончился раздел всей территории земли между крупнейшими капиталистическими странами.

Экспансия преследует три основные экономические цели: получение дешевой рабочей силы, приобретение дешевого сырья и открытие новых рынков сбыта товаров. В результате господства империализма мир стано­вится асимметричным: на него экстраполируется ситуация внут­ри государства с его классовой борьбой, эксплуатацией меньшин­ством большинства. В мировом масштабе это выражается в том, что несколько капиталистических метрополий эксплуатируют подавляющее большинство менее развитых или слаборазвитых обществ. Как результат – несправедливый односторонний поток ресурсов и прибылей, увеличение разрыва между богатыми и бедными странами (богатые становятся богаче, бедные – бед­нее). Только всемирная революция эксплуатируемых людей может разорвать этот порочный круг.

В середине XX ст. схожая идея была взята на вооружение тео­ретиками, исследовавшими отношения между странами первого и третьего мира в постколониальный период, когда прямому политическому правлению извне пришел конец, но осталась экономическая зависимость. «Теория зависимости» была разработана в Латинской Америке и отразила в основном ситуацию в этом регионе, но её основные идеи могут быть применены для объяснения причин отставания от Запада и многих других стран. Ее исходная посылка заключается в том, что причина отсталости латиноамериканских стран коренится не только во внутренних факторах; большую роль сыграло здесь и внешнее воздействие.

Анри Гюндер Франк выдвинул пессимистическое объяснение постоянного и непреодолимого отставания Латинской Америки. По его мнению, этому способствует, во-первых, то обстоятельство, что между капи­талистическими метрополиями (в частности, США и подчиняю­щимися им ТНК) и зависимы­ми «сателлитами» установились неравноправные взаимоотноше­ния. В производстве затрачиваются местные ресурсы, а большая доля прибавочного продукта присваивается иностранным капи­талом, т.е. этот продукт идет из стран-сателлитов в метрополии.

Во-вторых, элита зависимой страны (крупные предпринимате­ли, менеджеры, высококлассные специалисты, политики), побуж­даемая личным интересом, вывозит свои деньги и ищет возмож­ности их вложения за пределами собственного государства. Ина­че говоря, местная элита переходит на службу иностранному ка­питалу и неукоснительно выполняет все его требования. Даже если представители местной элиты не уезжают из страны, то в своих надеждах, привязанностях и предпочтениях они все равно уже далеко от нее. По сути дела это послушные стражи зависимого статуса своей родины.

В результате возникает «цепь зависимости». Местная элита, встроенная в ме­ханизм внешней эксплуатации и получающая некоторую долю прибыли, не желает добиваться экономического суверенитета. Единственная социальная сила, потенциально способная разорвать эту «цепь зависимости», – низшие классы, кото­рые не участвуют в прибылях и несут бремя эксплуатации. Од­нако, по сравнению с объединенной мощью метрополий и их преданных слуг, возможности этого класса крайне невелики. Шансов на то, чтобы изменить ситуацию, у них практичес­ки нет, за исключением отчаянных народных восстаний «снизу».

Несколько более оптимистическую картину рисуют в теории «зависимого развития» Ф. Кардозо и Е. Фалетто. Глав­ная проблема, считают они, заключается в отсутствии собствен­ных самостоятельных технологий и развитого производства ос­новных товаров.

Но проглядывает и луч надежды. Приток иностранных инвестиций обеспечивает появление в море отсталости островков высо­котехнологичных, современных предприятий, на которых обуча­ется квалифицированный рабочий класс, формируется и накап­ливает опыт местная элита менеджеров, возникает стимул следовать по пути, приводящему к экономическому успеху. Получает распространение мотивация, побуж­дающая к предпринимательству, постепенно складывается средний класс, начинается накопление местного капитала. На определенной стадии эти скопившиеся количественные из­менения могут привести к качественному скачку, экономичес­кому «прорыву» и тем самым уменьшить зависимость. «Новые индустриальные страны» (например, Бразилия или Мексика), так называемые азиатские тигры (Тайвань, Юж­ная Корея, Сингапур, Гонконг), страны бывшего коммунисти­ческого блока демонстрируют развитие событий именно по тако­му сценарию.

Наибольшее распространение среди теорий мировой эконо­мической зависимости получила теория «мировой системы» Им­мануила Валлерстайна. Мировая система представляет собой капиталистическое мировое хозяйство, и это означает, что ею управляет стремление к безграничному накоплению капитала.

Глобализация, по мнению Валлерстайна, обуславливает позитивные изменения в одних государствах и негативные последствия для других. Мировая система подразделяется на ядро, полупериферию и периферию. Доминирующее положение в мировой экономики занимают государства ядра (богатые государства), которые эксплуатируют страны мировой системы. Это высокоразвитые государства Западной Европы, США, Канада, Япония и Австралия. Периферия (бедные государства) – обеспечивает сырьевыми материалами государства ядра и эксплуатируются ними. К государствам периферии относятся наиболее бедные, слабые и отсталые государства, расположенные главным образом в Африке на юг от Сахары, Азии и Латинской Америки.

Полупериферия (государства со средним доходом) занимает промежуточное положение между эксплуатированными и странами-эксплуататорами. Наиболее продвинутыми среди них являются Южная Корея, Тайвань, Сингапур и Гонконг.

Теория исходит из того, что ТНК заинтересованы в эксплуатации мировых ресурсов и дешёвой рабочей силы за границами ядра. Без этого государства ядра не смогли бы сохранить достигнутый комфортабельный уровень жизни.

Однако, И. Валлерстайн указывает на тенденции, которые свидетельствуют о приближающемся кризисе мировой капиталистической системы. Первая тенденцияразрушения сельского уклада жизни. На протяжении пятисот лет капиталисты вовлекали людей из сельской местности на работу, которые, не имея политического влияния, соглашались работать за более низкую з/п. Его разрушение подрывает способность капиталистов сохранять прежние масштабы прибылей. Вторая тенденция – экологический кризис. Величина прибыли всегда отчасти определялась тем, что капиталисты не возмещали полных издержек производства. Например, сброс заводом химических отходов в реку и экономия затрат на её очистку. Но сейчас экологи всё чаще отмечают сокращение территорий, которые ещё можно загрязнить, деревьев, которые можно срубить и т.д. Мир стоит перед выбором между экологической катастрофой или увеличением затрат на охрану окружающей среды, что угрожает возможностям накопления капитала. Третьей опасной тенденцией для капиталистов является демократизация мира. Для сохранения стабильности в своих государствах ещё в XIX ст. капиталисты увеличили расходы на социальные нужды: детей и престарелых, образование и медицинское обслуживание. Сегодня же аналогичных благ ожидают рабочие в самых разных регионах, а уровень их требований значительно повысился. Естественно, расходы на социальные нужды предполагают уменьшение накопления капиталов.




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ІНДИВІДУАЛЬНИЙ ПІДХІД У ВИХОВАННІ ДІТЕЙ РІЗНИХ ТИПІВ ТЕМПЕРАМЕНТУ | Античная драма

Дата добавления: 2015-08-17; просмотров: 636. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

ПУНКЦИЯ И КАТЕТЕРИЗАЦИЯ ПОДКЛЮЧИЧНОЙ ВЕНЫ   Пункцию и катетеризацию подключичной вены обычно производит хирург или анестезиолог, иногда — специально обученный терапевт...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Особенности массовой коммуникации Развитие средств связи и информации привело к возникновению явления массовой коммуникации...

Тема: Изучение приспособленности организмов к среде обитания Цель:выяснить механизм образования приспособлений к среде обитания и их относительный характер, сделать вывод о том, что приспособленность – результат действия естественного отбора...

Тема: Изучение фенотипов местных сортов растений Цель: расширить знания о задачах современной селекции. Оборудование:пакетики семян различных сортов томатов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия