Студопедия — Н.Цымбалистенко, Ю.Попов
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Н.Цымбалистенко, Ю.Попов

 

№ вопроса Правильный ответ
  Б
  Г
  Б
  Г
  В
  А
  В
  Б
  Г
  Г
  В
  Б
  В
  Г
  А
  Б
  Г
  Б
  В
  Б
  Г
  Г
  В
  Г
  Б
  В
  Б
  Б
  А
  Б
  В
  Г
  Г
  Д
  Б
  Б
  Д
  В
  Б

 

 


[1] Заполняется по всем выпускающим кафедрам, для ООП которых ведется данная дисциплина

[2] согласовывается в случае изменений в содержании и методике преподавания дисциплины

 

 

Шейх Насир Аль Фахд, «Ат-Танкиль Би Ма Баян Аль Музакафин Мин Аль Батиль», часть первая/26-31

________________________________________________________

*1 Однако лучшим в такой ситуации будет проявить терпение ради своей религии и на это много доказательств.

Сообщается, что Абу Абдуллах Хаббаб бин аль-Аратт, да будет доволен им Аллах, сказал:

(Однажды) когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, находился в тени Каабы, положив себе под голову свой плащ, мы стали жаловаться ему, говоря: «Не попросишь ли ты помощи для нас? Не обратишься ли к Аллаху с мольбой за нас?» (В ответ на это) он сказал: «Среди живших до вас бывало так, что человека хватали, вырывали для него в земле яму, помещали туда, а потом приносили пилу, клали ее ему на голову и распиливали его надвое, а его плоть раздирали железными гребнями, проникавшими глубже костей, (однако) и это не (могло заставить) его отречься от своей религии! Клянусь Аллахом, Аллах обязательно приведет это дело к завершению, и (будет так, что) всадник, направляющийся из Саны в Хадрамаут, не станет бояться никого, кроме Аллаха и волка для своих овец, но вы (слишком) торопитесь!» (Аль-Бухари)

И достоверный хадис, переданный Абу Ддарда: "Мой друг (Пророк, мир ему), дал мне совет: не делай ширк, даже если тебе отрежут орган или ты будешь брошен в огонь! " (Ибн Маджа, Аль Бейхаки)

И известный хадис, переданный Бухари и Муслимом , “Сладость веры ощутят три типа людей:.. и тот, кто не желает возвращаться к неверию после того, как Аллах спас его от него, настолько же, как не желает он быть ввергнутым в огонь”. (Аль-Бухари и Муслим.)

И множество учёных говорили об этом, пример можно найти например в "Шарх Рияд Ус Солихин" шейха Усаймина, "Шарх Сахих Муслим" Имама ан-Навави, и в других книгах имамов ахлю-Ссуна.

*2 Также известны следующие слова шейх уль Ислама Ибн Теймии, выражающие его строгий мазхаб в этом вопросе:

«Ученый который оставляет то, что он учил из Корана и Сунны, и следует за правителем, который не правит в соответствии с учением Аллаха и Его Пророка (да благословит его Аллах и приветствует),является вероотступником и неверным, который заслуживает наказания в этом мире и в ахыра». (Ал-Фатава, 35/373)

 

Перевод и примечания: Ansar, 1430год

 

 

ИА ИсламДин

 

Умолчания эпохи

Н.Цымбалистенко, Ю.Попов

На Западе из наших северян сегодня самый популярный писатель - ненка Анна Неркаги. Только во Франции по её творчеству защищено уже три диссертации. В Венгрии повести Неркаги сейчас переводит Каталин Надь. А вот американцы своего переводчика не нашли и поэтому обратились за помощью к профессору Московского университета Александру Ващенко (он недавно закончил американизированный вариант перевода повести "Илир").
Как считает большинство критиков, самая большая удача Неркаги -повесть "Анико из рода Ного", которая была написала ещё в начале 1970-х годов. Правда, почти все исследователи почему-то сосредоточились лишь на одной теме - проблеме выбора героини. Главные споры критиков развернулись вокруг будущего молодой ненки - что она сделает: останется в городе, предпочтёт технократическую цивилизацию или вернётся к своим истокам - в тундру.
А ведь повесть Неркаги не исчерпывается только одной проблемой. Она включает в себя как минимум три сюжетные линии. Первая линия связана с учёбой и городской жизнью Анико. Вторая касается драматической истории жизни Анико в стойбище её отца. И третий сюжет посвящён волку - Хромому Дьяволу. Впрочем, повесть - отнюдь не "коллаж", судьбы персонажей роковым образом связывает история волка - таким образом писательница подчёркивает единство, неразрывную связь человека и природы в мироощущении северных народов.
Образ волка - уважаемого ненцами Хромого Дьявола - наделяется писательницей человеческими чувствами и памятью. Подобная антропоморфизация животного становится понятной в свете тотемических представлений ненцев, отразившихся в мифах, легендах, преданиях. Неркаги не впервые обращается к мифу для постановки актуальных проблем современности.
Сложная архитектоника повести позволяет писательнице объединить людей и животных в "одной лодке жизни", подчеркнуть необходимость равновесия в природе, без которого невозможно сохранить человеческую и национально-родовую идентичность.
Показывая жизнь в разных плоскостях, в пересечении судеб героев, прибегая к оригинальным параллелям и ассоциациям, автор вместе с читателем ищет выход из тупика, в котором оказался род Ного.
Повесть открывается описанием Хромого Дьявола. "Волк положил морду на лапы и прислушался к вою пурги. Здесь, в укрытой снегом норе, было тепло и спокойно, но тело зверя иногда вздрагивало, и он крепко жмурился. Ему хотелось уснуть, чтобы набраться сил, - вот уже несколько дней живот волка пуст. Ненцы прозвали его Хромым Дьяволом за хитрый ум и чёрные дела. Поспит он, потом поднимется и на зимнике задерёт оленя". В описании волка сочетаются взгляд на него и оценка его действий со стороны человека с собственными ощущениями и желаниями животного. В традициях анималистической прозы в европейской и русской литературах животное либо описывается автором со стороны, либо же даются ощущения животного как бы изнутри, автор буквально "влезает в его шкуру" и даёт остранённый взгляд на окружающий мир. Неркаги сочетает оба приёма, тем самым подчёркивая неразрывную слиянность человека и животного, схожесть, аналогичность их ощущений и желаний. Эффекта остранения в данном случае не возникает. Виктор Шкловский определял остранение как "показ предмета вне ряда привычного, рассказ о явлении новыми словами, привлечёнными из другого круга к нему - отношений". Но видение волка не обнаруживает ничего странного - люди в стойбище живут нормальной, естественной жизнью, он так же естественно пытается нарушить их покой. Даже жестокость его нападения на людей укладывается в некий всеобщий закон природы - тем более, что человек в определённый момент нарушил неписаный кодекс отношения к волку - поставил на него капкан: "Хромой Дьявол потерял из-за людей заднюю лапу... Прежде у него не было к людям зла и ненависти. Он был счастлив. Имел своё логово под землёй, четырёх широколобых волчат и волчицу. Но однажды, возвращаясь с работы, попал в капкан. Капкан был большой, не такой, что люди ставят на глупых песцов, насторожен, видно, на крупного зверя. Волк провозился с ним всю ночь. А под утро, когда рядом остро запахло человеком, перегрыз себе лапу. После этого Хромой Дьявол ушёл из стаи. С годами одиночества пришли и ум, и ловкость".
Писательница объясняет жестокость волка, загрызшего мать и сестру Анико, природной необходимостью. Животный мир не знает намеренной жестокости - искалеченное животное, будучи не в состоянии тягаться с быстрыми оленями, вынуждено было напасть на людей. Нарушение человеком "правил игры" с природой приводит к трагическим последствиям для самого человека - такой смысл вытекает из истории Хромого Дьявола.
Определённая заданность, литературность описанной ситуации несомненны, Неркаги вносит свой вклад в создание архетипического образа волка как сильного, жестокого и гордого зверя, не раз фигурировавшего в произведениях мировой литературы (Дж. Лондон, Г. Гессе, М. Джалиль, Ч. Айтматов и др.). Сложные и противоречивые отношения человека с волком породили в литературе традиционный мотив оборотничества - не его ли имела в виду писательница в финале повести: "Алёшка опешил. Он не мог видеть волчьего взгляда, но чувствовал... он мог поспорить, что видел этот взгляд. В нём было что-то человеческое, и уже не жалкое, а решённое..."
Думается, не случайно повесть открывается историей волка. Драма животного становится своеобразной увертюрой к человеческой трагедии. Сообщение о смерти жены и дочери предваряется удивительным по глубине и ёмкости метафорическим высказыванием, характерным для мышления ненцев: "Отец, пусть у тебя сердце будет больше неба".
Три сюжетные линии, связанные с архетипическими образами Старика, Девушки и Зверя, позволяют писательнице создать эпическую картину жизни ненецкого народа, затронуть важнейшие проблемы его бытия в XX веке. Это и конфликт "отцов и детей" (Себеруй и Анико), и социальный антагонизм "богатый - бедный" (история старика Яка), и отношения "ненцы - русские" (образ Павла Леднева), и тема выбора пути ненецкой молодёжью, и проблема деградации ненцев вследствие неумеренного пьянства, и осознание необходимости сохранения национальной культуры, и драма безответной любви.
На более высоком, экзистенциальном уровне Неркаги затрагивает уни-версальные вопросы человеческого бытия: жизни и смерти, веры и отношения к предкам, взаимоотношений человека и природы.
Тема смерти является одной из важнейших в повести. Неркаги смело нарушает каноны соцреализма (не забудем, что произведение было написано в 1974 году), в котором на эту тему было наложено негласное табу.
Внимательное прочтение повести подводит к выводу, что мотив смерти, местами лежащий на поверхности повествования, а моментами упрятанный в подтекст, буквально пронизывает повесть. Уже говорилось о том, что повесть открывается смертью жены и дочери Себеруя. Фигура волка также прямо ассоциируется со смертью. Экскурс в историю рода Ного писательница начинает с кладбища. Сразу же упоминается Нга - "Идол смерти, свирепый, мудрый и ненасытный". В рассказе об истории рода рефреном проходит мотив смерти: "умирали сотнями"; "люди умирали целыми стойбищами"; "смерть не щадила ни молдых, ни старых"; "болезнь поглотила род" и т.п.
Тему смерти в экспозиции повести венчает описание ненецкого гроба: "Гроб имеет форму обыкновенного ящика, и его не зарывают в землю, а, наоборот, поднимают. Он стоит на четырёх метровых ножках, отдалённо напоминая египетский саркофаг". Отметим, кстати, стремление писательницы ввести культуру ненцев в мировой контекст.
Далее тема смерти развивается в детализированном описании погребального ритуала у ненцев. Подчёркивается философское приятие ненцами факта смерти, их отношение к покойнику как к обитателю "подземного стойбища", которому можно передать пищу, одежду, подарки. В сущности, смерти для ненцев нет, есть переход в иной мир: "Умерший продолжает жить в кругу родных в образе Идола. Считается, что он бережёт покой в чуме. Идолов почитают, меняют на них одежду. Они участвуют в праздниках, жертвоприношениях".
Наконец, с обитателями подземного мира можно поговорить и даже встретиться с ними в виртуальной реальности сна. Себеруй рассказывает своей горячо любимой жене Некочи о себе, о поведении оленя Тэмуйко и собаки Буро, которые являются для него членами семьи, поверяет ей свои беды и мечты, даже обнадёживает её, выдавая желаемое за действительное - возвращение дочери в родной чум. В свою очередь Некочи безмолвно является Себерую во сне, заставляя разрываться от боли сердце мужа: "Некочи уходила всё дальше, помахивала зачем-то своей ношей, и улыбка её таяла, и чем дальше она уходила, тем сильнее становилась боль в груди..."
От непосредственного описания смерти Неркаги переходит к опосредованным, косвенным, аллегорически-символическим моментам, которые опять-таки связаны с мотивом смерти. Это прежде всего тема физического старения, приближения к смерти, умирания, которая воплощается в фигурах старого Себеруя, бывшего богача Яка, волка Хромого Дьявола, собаки Буро, - писательница на всех уровнях показывает неизбежность природного закона - умирают богатые и бедные, добрые и злые, люди и звери.
Явственно прослеживается в повести глобальная тема умирания народа, брошенного бездушной социальной системой и спаиваемого чужими и своими дельцами-ловкачами. Как уже отмечалось, повесть была написана в 70-е годы, когда отношение государства к коренным северным народам изменилось в худшую сторону. Задача повышения материального и культурного уровня этих народов, которая с определённым идеологическим креном всё же выполнялась в 30 - 50-е годы, уступила место хищническому освоению богатств северных недр нередко в ущерб жизненным интересам жителей тундры. Добыча нефти и газа, появление "пришельцев" - геологов, бурильщиков, чиновников, в большинстве своём равнодушных к судьбе коренных народов, отодвинули на третий план задачу культурного просвещения северных народов. Соответственно изменилось отношение к "русским" со стороны северных народов и выразителей их чаяний - национальной интеллигенции. В их произведениях 1970 - 1990 годов появилась концепция "катастрофы", получившая наиболее яркое воплощение в повести той же Анны Неркаги "Молчащий" (1996). Однако в повести "Анико из рода Ного" писательница не столь пессимистична, она пытается указать пути спасения народа и сохранения национальной культуры - как с помощью энтузиастов-пришельцев (образ Павла Леднева), но главным образом - опираясь на самих себя, на молодое поколение ненцев, получивших образование и вернувшихся сознаниями к родному народу (образ фельдшерицы Иры Лаптандер). Определённая утопичность, несбыточность надежд Неркаги несомненны, образы Иры и Павла - скорее идеальные выразители положительной программы писательницы, чем живые люди из плоти и крови.
Гораздо более жизненно, правдоподобно, рельефно вылеплен образ Анико. Здесь мы снова сталкиваемся с темой смерти, но не в буквальном, а фигуральном смысле - это "смерть в душе" героини. С образом Анико в повесть входит проблема противостояния нового и старого, отцов и детей, народной традиции и технизированного мира. Характерно, что появление Анико в повести влечёт за собой даже изменение лексического пласта повествования - вместе с ней в текст входят такие современные понятия и термины, как "аэропорт", "рейс", "вертолёт", "радист", "иллюминатор" и прочие.
Душевная драма девушки сопряжена с мотивами разрыва, распада, в сущности, смерти: рушатся связи с родным стойбищем и родителями, с национальными традициями, обычаями, нравами, языком. Неркаги изобретает характерный и многозначительный образ-символ: письмо с сообщением о смерти матери долгое время лежит невостребованным и затерянным в студенческом общежитии - письменное общение не органично для ненцев.
Описание приезда Анико в родное стойбище представляется наиболее сильным и впечатляющим эпизодом повести. Неркаги смело говорит о том, что обычно стыдливо замалчивается, - о негативных чертах жизни собственного народа. При этом она использует достаточно хорошо известный в мировой литературе приём остранения. В сравнении с известной повестью Вольтера "Простодушный", в которой благородный гурон критически оценивает цивилизацию, в повести Неркаги ситуация переворачивается на 180 градусов - Анико оценивает "естественную" жизнь своих сородичей с точки зрения культуры. Писательница подчёркивает состояние неловкости, мучительной раздвоенности девушки, привыкшей говорить по-русски и не решающейся ответить сородичам на родном языке, что вызывает ответную реакцию и взаимное отчуждение: "Она языка нашего не помнит". Вековые традиции Анико воспринимает уже с плохо скрываемым отвращением, когда, например, ей приходится съесть кусочек сырой печени. Ещё более мучительным становится для неё общение с самым близким человеком - отцом: "Когда отец подошёл вплотную, она невольно сделала шаг назад: от старика тяжело пахнуло дымом, табаком, грязным телом..." Неркаги подчёркивает умирание любви к отцу в душе Анико: "Рядом с отцом было неловко, потому что надо было любить, а любви нет, есть только жалость". Забывание, подобное смерти, происходит и на могиле матери. Анико "попыталась представить лицо матери... и не смогла". Сама того не желая, девушка становится причиной смерти любви к ней Алёшки - парня из стойбища, трепетно сохранявшего первое чувство к ней со школьных лет.
Чувство отчуждения по отношению к близким переносится Анико на весь род, девушка с юношеским максимализмом осмысляет бытие сородичей и судит безапелляционно: "Чем они живут? Задумывался ли кто-нибудь из них, ради чего он появился на свет?" Ассоциативно Анико приходит к мысли о неживом, наблюдая свой народ: "Маленькие, некрасивые, круглые капюшоны малиц делали лица мужчин похожими на физиономии каменных идолов..."
Таким образом, мотив смерти прямо или подспудно пронизывает историю "блудной дочери" ненецкого народа - Анико из рода Ного. Зримой, овеществлённой метафорой этой темы в повести становится финальная смертельная схватка волка и собаки -Хромого Дьявола и Буро. Не жалкое старческое прозябание, а смерть в бою - таков должен быть удел настоящего Зверя, подчёркивает писательница.
Смерть людей в начале повести и гибель животных в её конце связывают мир людей и природы в закономерном диалектическом единстве жизни и смерти. Неркаги не замыкается в мрачном мире Танатоса, она находит скупые, но весьма впечатляющие краски для изображения торжества сил жизни. Такова история оленя Тэмуйко, вскормленного грудью Некочи, - писательница предлагает нам ненецкий вариант Маугли наоборот и одновременно яркую аллегорию единения человека и природы.
Так же не случайна финальная встреча Алёшки и волка - приёмного "сына" Хромого Дьявола. Молодой мужчина и молодой волк как бы перенимают эстафету у воспитавших их стариков и смело смотрят в будущее. Мужчина и волк оказываются связанными некоей особой, природномистической силой. Алёшка увидел во взгляде волка "что-то человеческое" и проникся уважением к молодому волку, который "ушёл с таким достоинством".
Встреча двух молодых, сильных, независимых натур становится кульминацией и одновременно завершающим аккордом повести - она символизирует трудное, но свободное бытие Человека в постоянной борьбе и единении с природой, олицетворённой в молодом волке. Лучше, чем Р.Киплинг, об этой коллизии не скажет НИКТО:
Что племя, родина,род,
Если сильный с сильным
Лицом к лицу у края земли встает!

 

 

Цымбалистенко, Наталья. Умолчания эпохи / Н. Цымбалистенко, Ю. Попов. - С. 54-59

Ненецкая литература [Текст]: [сборник / сост. В. Огрызко ]. - М.: Лит. Россия, 2003. - 350, [1] с.; 22 см. - (Библиотека писательской артели "Литрос"). - Библиогр.: с. 343-349. - ISBN 5-7809-0055-8 (в пер.): 70.00 р.




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
На текущий учебный год | Учебно-методическое пособие для студентов всех специальностей

Дата добавления: 2015-08-17; просмотров: 309. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Виды и жанры театрализованных представлений   Проживание бронируется и оплачивается слушателями самостоятельно...

Что происходит при встрече с близнецовым пламенем   Если встреча с родственной душой может произойти достаточно спокойно – то встреча с близнецовым пламенем всегда подобна вспышке...

Реостаты и резисторы силовой цепи. Реостаты и резисторы силовой цепи. Резисторы и реостаты предназначены для ограничения тока в электрических цепях. В зависимости от назначения различают пусковые...

Расчет концентрации титрованных растворов с помощью поправочного коэффициента При выполнении серийных анализов ГОСТ или ведомственная инструкция обычно предусматривают применение раствора заданной концентрации или заданного титра...

Психолого-педагогическая характеристика студенческой группы   Характеристика группы составляется по 407 группе очного отделения зооинженерного факультета, бакалавриата по направлению «Биология» РГАУ-МСХА имени К...

Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь Педагогическая культура- часть общечеловеческих культуры, в которой запечатлил духовные и материальные ценности образования и воспитания, осуществляя образовательно-воспитательный процесс...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия