ФИЛОСОФИЯ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ. Рассмотренный выше подход к диагностике состояния кризисного предприятия, состоящий в последовательном проведении анализа от внешней среды предприятия к
Рассмотренный выше подход к диагностике состояния кризисного предприятия, состоящий в последовательном проведении анализа от внешней среды предприятия к внутренней, должен завершиться анализом основных производственных функций, требующихся для успешной предпринимательской деятельности. Эти функции, которые еще называют основными направлениями деятельности предприятия, таковы: 1) стратегия; 2) реализация продукции (услуг); 3) маркетинг; 4) финансы; 5) закупки; 6) производство; 7) менеджмент и организация труда; 8) обеспечение качества продукции (услуг); 9) применяемые технологии. Любой план, который не может продемонстрировать, что был проделан комплексный, тщательный и систематический анализ всех этих девяти основных направлений деятельности предприятия, не может считаться адекватным планом в смысле его масштабов или полноты охвата. Именно путем точного выявления причин кризисного состояния предприятия обоснованный план способен предусмотреть корректирующие мероприятия, требующиеся для успешного выведения предприятия из кризиса. Если причины не выявлены и четко не сформулированы, то трудно оценить, являются ли действия, включенные в план, правильными или хотя бы приемлемыми. Необходимо определить не только, какие изменения физического характера необходимо осуществить, но и рассчитать их финансовые последствия в зависимости от затрат, необходимых для достижения этих изменений. Также требуется определить разумные сроки для достижения этих изменений. Определение сроков в отношении того, что возможно и когда возможно сделать, часто является самым важным вопросом, так как обычно это такие изменения, которые должны привести предприятия от убыточного состояния к прибыльному.
Тема 1.1. философиЯ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН
ВОПРОСЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ:
Философия и мировоззрение. Предмет философии и структура философского знания. Проблема метода в философии. Философия и основные формообразования культуры: религия, искусство, наука.
Концептуальным каркасом данного раздела являются следующие философские понятия или ключевые слова: философия, мировоззрение, культура, миф, религия, анимизм, тотемизм, фетишизм, онтология, гносеология, аксиология, социальная философия, монизм, дуализм, плюрализм, материализм, идеализм, скептицизм, агностицизм, метод, диалектика, метафизика.
ФИЛОСОФИЯ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ
Философия существовала не с начала человеческой истории. Философия – продукт духовного развития человечества и особая форма общественного сознания. Как специфическая область знаний она возникла на социальном переломе в эпоху разложения первобытного общества и перехода от варварства к цивилизации. В те далекие времена произошло общественное разделение труда, утвердилась моногамная семья, появились антагонистические классы и государство. Социальные взаимодействия стали более разнообразными, накапливались знания, совершенствовалось искусство. Преобразования в сфере материального производства, в общественных отношениях и культуре привели к серьезным изменениям во взглядах людей на окружающий мир и послужили причиной возникновения философии. Философия зародилась в I тыс. до н. э. в странах Древнего мира: Древней индии, Древнем Китае и Древней Греции. Именно в древней Греции и Риме, в период с VII в. до н. э. по V в. она достигла своей классической формы.
Слово «философия» образовано из двух древнегреческих слов: phileo – любовь и Sophia – мудрость. В буквальном переводе «философия» означает «любовь к мудрости» или «любомудрие». По преданию, слова «философия» и «философ» первым употребил Пифагор. Он объявил себя не «софистом» (мудрецом), а лишь философом, т. е. любящим мудрость и испытывающим влечение к ней, а точнее – к истине. Он говорил, что «мудростью» может обладать только Бог, а человек может лишь стремиться к мудрости, любить ее. По свидетельству Диогена Лаэртского, среди поучений Пифагора «главное же было – стремиться к истине, ибо только это приближает людей к Богу…[1]». Таким образом, греки были убеждены, что мудрость есть идеал знания и человеческого поведения. Многими людьми понятия любви и мудрости считаются наиболее загадочными. Однако уже в памятниках древней культуры можно найти не утратившие до сих пор значения представления об их смысле. Так, в одном древнеиндийском трактате утверждается, что любовь образуется в результате пересечения влечений тела, ума и души, представляет собой уникальное единство страсти, дружбы и уважения. Столь же древни взгляды о том, что мудрость сопрягается со знанием и жизнью, что она является, по словам Л.Н. Толстого, «знанием вечных истин, приложимых к жизни». А каков спрос на мудрость сегодня? Быть может, человечество научилось обходиться без нее, заменив ее новейшими технологиями? Увы, жизнь становится все более сложной, каждый день приносит все больше и больше проблем. Глобализация, политика, загрязнение окружающей среды, международный терроризм, финансовый кризис, образовательные реформы, информационное общество, демографические проблемы, кризис духовности – эти и другие проблемы, как и прежде, ждут мудрых решений. Не случайно IV–й Российский философский конгресс «Философия и будущее цивилизации», проходивший в Москве в мае 2005 г., был открыт докладом ректора МГУ, академика В.А. Садовничего на тему: «Знание и мудрость в глобализирующемся мире». Лейтмотивом доклада был, как и в эпоху зарождения философии, вопрос о соотношении рационального, научного знания и мудрости. Одной из главных задач курса «Философия» является пробуждение у читателя если и не страсти, то дружеского отношения, а если не дружеского, то, по крайней мере, уважительного отношения к мудрости, а значит и к философии. Ответить на вопрос: «Что есть мудрость?» далеко не просто. Хотя мудрость и не сводится к знаниям, без них она попросту невозможна. Авторы надеются, что изучение философии поможет Вам стать мудрее, справляться с жизненными трудностями, будет способствовать Вашему профессиональному и личностному становлению. Проблема сущности (что есть философия?) и роли философии в жизни человека и общества возникла вместе с появлением самой философии. Выдающийся французский мыслитель Р. Декарт был убежден, что «… философия… одна только отличает нас от дикарей и варваров и что каждый народ тем более гражданствен и образован, чем лучше в нем философствуют; поэтому нет для государства большего блага, как иметь истинных философов[2]». Это суждение подтверждает, что люди архаического периода не нуждались в философии. Их образу жизни соответствовала мифологическая картина мира, позволявшая ощущать свою слитность с природой, приспособиться к таинственным стихиям и подчиниться естественному порядку вещей. Новые социальные условия, рост товарно-денежных отношений, появление частной собственности на землю, становление теории права, доминирующая роль городской жизни, практическое использование научных знаний порождали иное мироощущение. Содержательно меняется отношение человека к миру. Отношение приспособления сменяется установкой на его преобразование. Появление философии означает разрешение противоречия между мифологическим сознанием и зарождающимся научным мышлением. Задачей философии становится обобщение имеющихся у человека знаний о мире в единую систему. При этом сам человек оказывается включенным в это целостное представление о мире благодаря своей способности активного и сознательного воздействия на окружающий мир. Постепенно философия превращается в систему обобщенных знаний о природе, человеке и обществе. Таким образом, философию можно определить как исторически изменяющуюся, обобщенную систему знаний о мире, человеке и о месте человека в этом мире (табл. 1). Таблица 1.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ ФИЛОСОФИИ
Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-69). «Философ».
Как любомудрие философия является особым типом знания. В составе человеческих знаний без труда различаются три больших и относительно самостоятельных группы: обыденные, конкретно-научные и мировоззренческие знания. Первые приобретаются человеком в процессе самой жизни, они обслуживают повседневные интересы людей. Совокупность обыденных знаний человека иногда называют опытом, а слово «опыт», по выражению О.Уайльда, является «обозначением человеком собственных ошибок». Ограниченность обыденных знаний связана с допускаемыми в них ошибками. Она обнаруживается чаще всего при столкновении человека с неизвестными ранее фактами и явлениями. Когда обыденных знаний явно недостаточно для разрешения проблем бытия и познания, мы обращаемся к знаниям конкретно-научным и (или) мировоззренческим. Их специфика состоит в том, что они выражают общее и наиболее общее в мире и его постижении. Если знания естественнонаучные (физические, химические и т.п.) раскрывают общее в мире самом по себе, то знания гуманитарные (исторические, лингвистические и т.п.) воспроизводят по преимуществу общее в человеческой природе. В отличие от конкретно-научных, мировоззренческие знания нацелены на изучение наиболее общего не столько в мире и человеке по отдельности, сколько во взаимоотношениях между ними. Философия является историческим типом мировоззрения, сменившим мифологию и религию.
Мировоззрением называется система взглядов, переживаний и чувств человека о мире и своем месте в нем, основанных на этих взглядах убеждений и идеалов, определяющих отношение человека к миру, его жизненную позицию, принципы поведения и ценностные установки. Философское знание является знанием мировоззренческим. Вместе с тем не любое мировоззренческое знание есть знание философское. Понятие «мировоззрение» шире понятия «философия» и значительно «старше» его. Мировоззрение – способ духовной ориентации человека в окружающей действительности, способ ее духовно-практического освоения. Оно включает не только представления человека о внешнем мире, но и оценку человеком своего места в этом мире, убеждения и идеалы, реализующиеся в поведении людей. Мировоззрение имеет сложную структуру и включает следующие компоненты: знания, ценности, убеждения, чувства, переживания (табл. 2). Таблица 2. Структура мировоззрения
Знания являются основным компонентом и образуют основу мировоззрения в виде обобщенной модели мира и места человека в нем. Благодаря знаниям мировоззрение выполняет функцию миропонимания и задает те предельные основания или универсалии культуры, посредством которых создается целостная картина действительности (космос, Бог, судьба, закон, истина, благо и др.). Ценности выражаются в нормах и идеалах и выполняют регулятивную функцию. Они служат духовным ориентиром человеческой деятельности, придают ей положительную значимость и целеустремленность. На основе знаний и ценностей формируются убеждения (моральные, эстетические, религиозные, политические, научные) и программы действия. Чувственно-эмоциональные компоненты мировоззрения делают его субъективно значимым, наполняют его личностным смыслом и значением. В них выражается личное восприятие человеком мира, его переживания и оценка своего места в этом мире. Таким образом, мировоззрение существует как в форме индивидуального, так и общественного сознания. Последнее выражает общечеловеческие ценности и позволяет выделять мировоззрение первобытного общества, античности, средневековья, эпохи Возрождения, Нового времени и т. д.
|