Структура философского знания
Философия как специфическая мировоззренческая наука имеет сложную структуру. При всей своей важности основной вопрос философии не исчерпывает, разумеется, всего содержания отношения человека к миру. Кроме научного аспекта (стремление к объективной истине, критичность) в структуре философского знания особую значимость приобретает ценностный аспект. Человеку свойственно всё предметное многообразие бытия и своих общественных отношений оценивать в понятиях добра и зла, справедливого и несправедливого, идеала и реальности, истины и лжи, красоты, гуманности, счастья и несчастья, разумного и неразумного и т.д. Воспринятая сквозь призму подобных оценок действительность придаёт мировоззрению человека соответствующую духовную ориентацию: оптимизм или пессимизм, конформизм или нигилизм, апологетику или критичность, нетерпимость или толерантность, консервативность или революционность и т.п. Выражающее потребности и интересы людей их ценностное отношение к миру определяет направленность человеческих действий в сферах материального производства, техники, политики, науки, духовной культуры, быта. Тем самым в осмыслении системы "человек-мир" обозначается еще одна составляющая философского знания - его собственно социальный аспект. Проблема здесь в том, что сам человек - активное начало природы и социального бытия. Своей возрастающей производственно-технической деятельностью он вносит в мир существенные изменения. Ныне это ощущается все более неоспоримо. Никогда еще человек не взимал с природы столько дани и никогда не оказывался столь уязвимым перед мощью, которую сам же создал. Интенсифицируются глобальные процессы энерго- и массообмена, преобразования вещества, создания сложнейших технических систем, компьютеризации и информатизации. Они протекают в условиях чрезвычайного углубления и обострения экологического кризиса и социальных противоречий. Возникает вопрос о мере допустимого воздействия человека на природу и свое собственное бытие, об ответственности людей за их творения. В начале нового тысячелетия сформулированный Кантом вопрос "Что я должен делать?" встает перед каждым человеком и в первую очередь перед тем, кто приводит в движение все более могущественные силы современной техники. Смысл ее развития и совершенствования видится ныне только в гуманизации социального бытия, в создании достойной человека ноосферы. Итак, в содержании философской проблематики интегрируются главные мировоззренческие темы – "мир", "человек", "человек-мир". Ими образуется специфика предмета философии как формы общественного сознания. Философия – это исторически изменяющаяся система фундаментальных идей, теоретически объясняющих отношение человека к миру в его целостности и ориентирующих людей в их социальных действиях. Соответственно отмеченным ранее сторонам отношений в системе "человек-мир" следует дифференцировать и само философское знание. Оно образует своеобразный «философский квадрат», состоящий из четырех частей, задающих определенную логику философского исследования (табл. 4).
Таблица 4. Структура и функции философии
В качестве разделов философии выделяются: онтология - философия бытия, учение о фундаментальных принципах существования природы, общества, человека; гносеология – теория познания, раздел философии, в котором обсуждаются вопросы возможности познания действительности, проблемы истины; аксиология - философское учение о ценностях, их месте в духовном мире человека и роли в его индивидуальной и социальной жизни; праксиология – философия социального (человеческого) действия, теоретическое рассмотрение проблем человека как субъекта общественных отношений и социальных изменений (табл. 5).
Таблица 5. ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ
Не в каждом философском учении четко просматривается данная структура. В них могут акцентироваться в большей степени, например, проблемы гносеологии, чем онтологии, или онтологии, чем аксиологии. Современная постклассичекая философия представляет собой специализированную область философских дисциплин, не претендующих на целостную систему философского знания. В ней выделяются философская антропология, философия науки, философия техники, философия религии и др. И все же в историческом процессе развития философии вполне определенно выявились ориентированные на человека темы мировоззренческих размышлений: бытие, познание, ценность, социальное действие (табл. 6). Таблица 6. Исторические формы материализма
Философия как особое проявление общественного сознания фиксирует в самом абстрактном и интегрированном виде "дух времени". В ней опосредованно находят отражение уровень выработанных человечеством знаний, характер социальных отношений, состояние культуры, степень цивилизованности общества. С прогрессом общества в философском сознании происходили существенные изменения при сохранении и воспроизводстве некоторых его основополагающих идей. Это справедливо, прежде всего, в отношении материализма. Крупные, составляющие эпоху открытия в области естествознания, перевороты в технике, радикальные события в истории человечества неизбежно трансформируют материалистическую философию. Ее наиболее известными историческими формами являются: наивный материализм древних философов, метафизический материализм ХУП-ХУШ вв., диалектический материализм. 1. Материалистические воззрения древних мыслителей (Фалес, Гераклит, Демокрит и др.) в силу неразвитости в те времена научных знаний носили во многом наивный характер. Упорядочивающий принцип бытия, первоначало всего существующего они видели в конкретных природных стихиях (вода, воздух, огонь и др.). Древние материалисты осмысливали мир диалектически, т.е. как целое в его становлении и движении, в постоянном процессе возникновения и исчезновения вещей. 2. Вторая историческая форма материализма - метафизический материализм XVII - XVIII вв. (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Б. Спиноза, П. Гольбах и др.). Называется он так потому, что в отличие от древних мыслителей с их идеями качественного изменения и взаимопревращения противоположностей в философии нового времени утвердился взгляд на вещи и их мысленные отражения в понятиях как на неизменные, изолированные друг от друга и раз навсегда данные предметы. К тому же этот материализм преимущественно был механистическим, поскольку наиболее совершенная тогда наука - механика - служила мерилом понимания всех природных (физических, химических, биологических), а часто и социальных процессов. Важно и то, что с позиций метафизики оказалось невозможным дать материалистическое понимание общества, человеческой истории. 3. С именем К. Маркса и Ф. Энгельса связано возникновение в середине XIX в. новой формы материалистической философии - диалектического материализма. Философия марксизма, сохраняя традиции и достижения прежнего материализма, преодолевает его историческую ограниченность. Это касается, в первую очередь, фундаментальных проблем онтологии. Диалектический материализм опирается на выводы науки, является теоретическим обобщением опыта развития человеческой цивилизации и культуры. В этой философии связаны в единое мировоззрение теория диалектики и материализм, придавшие философии необходимую целостность распространением этих теорий на понимание истории общества.
Как в многовековой истории цивилизации, так и в духовной жизни общества наших дней материализм не был и не является единственной формой философского миропонимания. Философская мысль - всегда проблематизация действительности, стремление разума выявить ее противоречия и тенденции изменения. В множестве учений и школ, течений и направлений находят свое мировоззренческое выражение богатство связей и отношений человека с миром, существенные особенности в историческом развитии народов, национальное своеобразие культуры, социальная специфика цивилизаций. По самой своей сути философия плюралистична. Но в пестроте и оригинальности ее конкретных учений более или менее четко прослеживается противостояние двух главных направлений в философском понимании мира. Фиксируя этот несомненный факт, христианский теолог Августин призывал верующих "остерегаться тех, кто философствует сообразно стихиям мира сего, а не сообразно Богу, которым сотворен сам мир". Религиозный мыслитель прямо определил исходные позиции противоположности материализма и идеализма. Современному студенту порой трудно понять, почему в XXI в. сохраняются идеалистические взгляды при всем, казалось бы, торжестве научного знания и достижениях технического прогресса. Конечно, здесь нельзя не учитывать некоторые социальные обстоятельства. Так, наряду с философским мировоззрением, теоретически обобщающим результаты научного познания и опыт социальных действий людей, всегда существовали и иные философские учения. Они не были ориентированы и не ориентируются на достижения научных исследований. Они больше отражают многообразие интересов, потребностей, культур разных народов, социальных групп, своеобразие их верований, ценностей, духовных устремлений и т.д. Существенно и то, что распространению мистико-религиозных и идеалистических настроений и воззрений способствуют изменения в жизни людей, возникающие при резком обострении социальных противоречий в кризисных ситуациях. И все-таки, ссылки лишь на социальные условия недостаточны для уяснения, почему в том или ином виде идеализм постоянно воспроизводится как способ философского освоения действительности. Необходимо выявлять гносеологические корни идеализма. Они связаны с самим ходом человеческого познания. Процесс отражения людьми действительности чрезвычайно сложен и многообразен. Истоки наших знаний - в ощущениях и восприятиях, которые, по сути своей, чувственно-субъективны. А работа мысли нуждается в обобщениях, абстракциях, в условности, воображении, символизации и т.д. В мышлении большую роль играют также интеллектуальные чувства - сомнение, интуиция, вера. В этой сложности и противоречивости познавательного процесса возникают предпосылки идеалистических воззрений. Они проявляются тогда, когда допускается (непроизвольно или сознательно) преувеличенное раздувание одной из граней, черточек познания, противопоставление ее всему целостному мыслительному процессу. Именно в прямолинейности и односторонности мышления, субъективизме, игнорировании объективной противоречивости человеческого познания заключаются гносеологические корни идеализма. В зависимости от того, какой познавательный момент возводится в абсолют, порождается соответствующая разновидность идеалистической философии. Так, гносеологические причины объективного идеализма заключаются в возможности отрыва абстракции от реальности; общего понятия от эмпирического существования отдельного; в чрезмерном преувеличении способности мышления к обобщению. Если же абсолютизируется непосредственная данность чувственных восприятий при игнорировании их объективного источника и содержания, то вполне вероятно возникновение субъективно-идеалистических воззрений вроде известного тезиса английского философа XVIII в. Дж. Беркли: "Существовать - значит быть воспринимаемым". Кому-то может показаться, что многообразие (плюрализм) философских мировоззрений является свидетельством слабости и отсутствия в философии истины. Такое впечатление однако является ошибочным. Философская истина, как, впрочем, и истина конкретных наук и жизни, всегда устанавливается в процессе соотнесения знания (сознания) с фактами и законами науки, историческим опытом человечества и т.п. При этом ее важной особенностью является сращенность с философскими аргументами. Испытывая последние на обоснованность, человек раскрывает истинность философских знаний для себя. Это значит, что если философские положения (истины и поддерживающие их аргументы) усваиваются кем-либо некритически, иначе говоря, просто принимаются на веру, то они перестают быть философскими, превращаются, к примеру, в мифологически-религиозные предрассудки и т.п. Философские положения (идеи, точки зрения) всегда выражаются на особом языке. Хотя в философском мировоззрении используются слова, знакомые каждому, - "движение", "мир", "человек", "истина", "качество" и т.п., их понимание отличается от обыденного и конкретно-научного. Философские понятия являются высказываниями (категориями) о наиболее общих связях и отношениях человека с миром. Философские категории в человеческой культуре выполняют роль инструментов разрешения споров философов, нефилософов, выступают условиями взаимопонимания ученых разных специальностей, ступеньками развития человеческого познания. Понимание языка философии – необходимое условие приобщения к проблемам философского знания и сознания. Философия как деятельность является, в первую очередь, "школой" категориального мышления и аргументации. Аргументируя философски, мы демонстрируем умение обосновать некоторую истину или опровергнуть ее отрицание. Философская аргументация является необходимым условием и средством разрешения споров и дискуссий по любым вопросам. Когда, например, об экономических перспективах Беларуси в 2020 году спорят два "человека с улицы", арбитром в их споре может быть ученый-экономист. Когда об этом же спорят ученые-экономисты, то спор между ними соответствует нормам культуры либо тогда, когда они прибегнут к философской аргументации, либо когда обратятся за помощью к специалисту-философу. Дело заключается в том, что философия как деятельность является академией аргументации и моделирования различных ситуаций межчеловеческого общения. Для того, чтобы научиться философской аргументации, надо овладеть искусством постановки вопросов. Вопрошая: "Что?" "Где?" "Когда?" "Как?", философ старается не заблудиться в этом лабиринте и получить ответ на самый главный для себя вопрос: "Почему?" Почему сомнение помогает отысканию истины? Почему демократия предпочтительнее диктатуры? -типично философские вопросы. Философия как знание, сознание и деятельность оказывает влияние на ход человеческой истории через отдельного человека и социальные институты. Сегодня философия сама представляет собой специфический социальный институт. Как таковой она имеет инфраструктуру - книги, журналы, конференции, исследовательские и образовательные организации. Их назначение состоит в служении интересам всего человечества и отдельных народов. Изучение философии в Беларуси и России имеет давние традиции, оно связано с именем Франциска Скорины, деятельностью братских школ и других учебных заведений. Знание проблематики национальной философии - важное условие сопричастности человека культуре своего отечества. Важно отметить, что влияние философских учений определяется не числом приверженцев, а способностью дать убедительные ответы на жгучие проблемы современности. В XX веке дистанция между философией и жизнью стала короче. Современная философия уже привычно воспринимается как форма жизни, а не только как особая форма эрудированного сознания, профессиональных занятий и социальный институт. Однако готовой дороги, от философии к ее осуществлению в жизни, нет. Каждый отыскивает и вступает на нее самостоятельно. Другое дело, что для более легкого вхождения в область владений современной философии имеются некоторые надежные ориентиры. О них, т.е. о том, что необходимо прежде всего знать о современной философии, и будет говориться в нашем курсе. Сегодня отличить человека, имеющего современное университетское образование, от не имеющего такового, проще всего по уровню его философской культуры. Современная философия является мировоззренческим и методологическим ядром культуры XXI века, в том числе естественных, технических, общественных и гуманитарных наук. Усвоение современной физики и экономики, политологии и программирования предполагает знание их философского подтекста. Знание этого подтекста - условие приобщения к ценностям современной философской культуры. Что же на практике означает требование быть философски образованным (культурным) человеком? Нам кажется, что это означает усвоить место и назначение философии в прошлом и настоящем, правильно понимать роль языка в науке и жизни, смысл собственного бытия, умение излагать мысли в форме, доступной для критики, понимать отношение философии к науке и религии, стремиться к достижению взаимопонимания с другими людьми, иметь представление о роли, играемой в жизни социальными структурами и институтами, рассматривать все сказанное выше в качестве относительной истины, и многое другое. Современная философская культура предполагает не только понимание принципов мировоззрения, овладение содержанием определенных философских учений, но и умение их проговаривать вслух, строить карьеру и жизнь в соответствии с ними. Свою задачу авторы посчитают исполненной, если Вы освоите основные понятия современной философии и сможет их применять со знанием дела на своем месте.
|