Студопедия — Я думал-жалкий человек.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Я думал-жалкий человек.






Я думал: «Жалкий человек. Чего он хочет!., небо ясно,

Под небом места много всем, Но беспрестанно и напрасно Один враждует он — зачем?»

М. Ю. Лермонтов. «Валерик»

М. Ю. Лермонтова, как поэта-лирика, интересовала «история души человеческой» более, чем «истории це­лого народа». Впервые в русской литературе лиричес­кий герой Лермонтова был поставлен над действитель­ностью, всем своим романтическим обликом выделен из среды, противопоставлен ей. Не случайно Лермонтов часто прибегает к логическим антитезам («Я или бог, или никто», «мне грустно… потому, что весело тебе»). Лирический герой Лермонтова глубоко индивидуа­лен и носит автобиографический характер. Исследова­тели творчества поэта назвали его «лермонтовским че­ловеком», гордым, одиноким, «лишним» в окружающем его обществе. Это — поэт, мыслитель и гражданин, размышляющий о соотношении «земного» и «небесно­го», о свободе и рабстве, о жизни и смерти, о судьбе своей родины и вместе с тем придающий большое зна­чение любви к женщине. Такой образ лирического ге­роя возник в результате объединения в лирике Лер­монтова гражданской, философской и любовной линий («Мы случайно сведены судьбою…», «Не могу на роди­не томиться…», «Ужасная судьба отца и сына…» и очень многие произведения зрелой лирики) и поэтических жанров. Так, в «Думе» совмещены элегия и сатира, в «Смерти Поэта» — сатира, ода и элегия, в «Валери­ке» соединяются жанры стихотворного послания и прозаического военного очерка, а в сатире присутст­вуют лирические отступления («Булевар»). В результате смешения жанров Лермонтову уда­лось полнее раскрыть образ своего лирического героя без подробного описания окружающей его среды. От­рицательная оценка темных сторон современной рус­ской действительности почти сливается в ранней ли­рике Лермонтова с критикой человеческого рода вооб­ще, так что герой оказывается жертвой не только «идолов света» и страны, где «рабство и цепи», но и уз­ником «земной неволи» и «жребия земного». В стихо­творении «1831-го января» Лермонтов пишет:


Чтоб бытия земного звуки

Не замешались в песнь мою,

Чтоб лучшей жизни на краю

Не вспомнил я людей и муки,

Чтоб я не вспомнил этот свет,

Где носит все печать проклятья,

Где полны ядом все объятья,

Где счастья без обмана нет.

 

Лирический герой ранней лирики Лермонтова роман­тичен, как и сам молодой поэт. Он наделен байроновскими чертами: у героя «бледное чело», на котором «печать глубоких дум», «пасмурный и недовольный взгляд», его «угасший взор на тучи устремлен», он стоит, «задумчи­вость питая», «близ моря на скале» или на холме, «завер­нут в плащ» и т. п. Иногда Лермонтов говорит о своем ге­рое, как о грандиозной личности, сравнивает его с богом, а его душу — с океаном («Нет, я не Байрон, я другой…»).

Кто может, океан угрюмый,

Твои изведать тайны?

Кто Толпе мои расскажет думы?

Я — или бог — или никто!

В своих романтических поэмах Лермонтов выводит героя из обыденной среды. В произведениях поэта изо­бражены могучие, непокорные, безудержные, свободо­любивые герои и их «роковые» поступки. По своему содержанию лермонтовские поэмы не только оторваны от повседневной жизни эпохи, но и принципиально ей противопоставлены. Как правило, действие поэм при­крепляется к экзотической почве (Кавказ, романтичес­кие Испания и Италия) или переносится в древность (русская старина), а иногда и в «космическое простран­ство» (земля, небо). Большое значение в них имеет на­циональный колорит, хоть и условный. Эти национальные особенности характерны для по­эм, основанных на изображении сильных, мужествен­ных людей и феодальной России («Олег», «Последний сын вольности», «Литвинка», позже — «Боярин Орша»), Но еще важнее роль национального колорита в лермон­товских поэмах, посвященных Кавказу («Демон», «Мцы­ри»), Борьба кавказских народов за свободу, их дикая простота и яркость быта, их близость к природе и сама по себе могучая и величественная природа Кавказа, — все это вдохновляло Лермонтова на создание образа свободолюбивой и гордой личности. Вокруг героя распо­ложены другие действующие лица этих немноголюдных поэм: возлюбленная героя и его противник, иногда со­перник, и один-два второстепенных персонажа. Отношения между действующими лицами развива­ются у Лермонтова с грозно нарастающим драматичес­ким напряжением и в большинстве случаев приводят к кровавым развязкам. Герои стихов и поэм — бунта­ри и скитальцы, которые если еще не успели стать мстителями, то уже готовы в них превратиться.

Изгнаньем из страны родной Хвались повсюду, как свободой;

Высокой мыслью и душой Ты рано одарен природой;

Ты видел зло, и перед злом Ты гордым не поник челом.

(«О, полно извинять разврат!..»)

 

 

 







Дата добавления: 2015-08-27; просмотров: 572. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Особенности массовой коммуникации Развитие средств связи и информации привело к возникновению явления массовой коммуникации...

Тема: Изучение приспособленности организмов к среде обитания Цель:выяснить механизм образования приспособлений к среде обитания и их относительный характер, сделать вывод о том, что приспособленность – результат действия естественного отбора...

Тема: Изучение фенотипов местных сортов растений Цель: расширить знания о задачах современной селекции. Оборудование:пакетики семян различных сортов томатов...

Психолого-педагогическая характеристика студенческой группы   Характеристика группы составляется по 407 группе очного отделения зооинженерного факультета, бакалавриата по направлению «Биология» РГАУ-МСХА имени К...

Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь Педагогическая культура- часть общечеловеческих культуры, в которой запечатлил духовные и материальные ценности образования и воспитания, осуществляя образовательно-воспитательный процесс...

Устройство рабочих органов мясорубки Независимо от марки мясорубки и её технических характеристик, все они имеют принципиально одинаковые устройства...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия