Студопедия — Альбедиль М.Ф., Дубянский А.М. - Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь 29 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Альбедиль М.Ф., Дубянский А.М. - Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь 29 страница






 

Тиртха

 

дивида. Выполняется с помощью краски, лака, различных паст (в т. ч. сандаловой), пеплом от сожжения коровьего навоза. Прежде по Т. можно было узнать принадлежность к секте, касте, семейное положение индивида. Теперь Т. преимущественно сохраняется в сфере сугубо магико-ритуальной: используется жрецами, аскетами; простыми верующими — во время праздников и особых обрядов (напр., свадебного, рак-шя-бандхан и т. п.), а также повседневно — замужними женщинами (в виде красного пятнышка на лбу между бровями; оно называется также бинду, потту и т. д.), для к-рых появление на людях с Т. и окрашенным в красный цвет пробором в волосах считается обязательным. Новацией является использование Т. в женском уборе (в т. ч. даже девичьем) как украшения — под цвет сари; такие Т. теперь иногда изготовляются из бумаги, картона, мишуры и наклеиваются на лоб. Я. Краснодембская ТИРТХА — термин, обозначающий объект паломничества, святое место, обычно расположенное у реки или на морском берегу, где на мелководье удобно совершать риту-

личное совершенное существо, праведное, всеведущее и сосредоточенное. Он действует во благо создаваемых им существ, периодически творит и разрушает миры для них. Выдвигаются доказательства бытия бога. В веданте предложены многочисл. варианты Т. i Адвайта понимает бога как < безличное единое; господь — творец мира ею признается условно реальным. В теистич. школах веданты бог мыслится как демиург, вечный дух, упра-; витель мира, творящий мир из материи; души же вечны, как ] и он. Аналога библейскому; творению из ничего нет. В виш- < нуизме (в шиваизме меньше ] распространено) есть учение ] о "нисхождении" бога в мир ради блага существ (аватара), к к-рому бог прибегает в опас- ] ные для мира эпохи. Есть представление и об имманентном, i и о трансцендентно-имманент- ] ном боге. Бог как верховное существо всегда строго отли- < чается от старых политеистич. i божеств; для обозначения их «употребляются разные санскритские слова.

А. Парибок

 

ТЙЛАК/ТЙКА — знак, нано- <

симый на тело, чаще всего на- ]

лобный, свидетельствующий i

об определенном статусе ин- ]

 

альные возлияния и омовения. Буквально Т. означает "переправа", "брод", но необходимо учитывать, что глагол "три", от к-рого образован термин, имеет, помимо значения "переправляться", еще и значение "спасаться" (в религ. смысле). К Т. обычно относятся также местные храмы и др. "религиозные достопримечательности", с к-рыми за плату знакомят паломников местные брах-лшны-"гиды".

 

Я. Васильков

 

ТИРУМАЛЬ — см. Маль.

ТИРУПАТИ (Тирумала-Тиру-пати девастханам) — богатейший храм в Индии. Расположен в штате Андхра-Прадеш на границе с Тамилнадом в 200 км от Мадраса. Посвящен Вишну в образе Венкатешвары (Балад-жи). Его изображают существом, у к-рого видны только голова и ступни ног. Божество украшено бесчисл. цветочными гирляндами. Глаза Венкатешвары закрыты, ибо он способен взглядом испепелить мир, но уши — открыты и слышат жалобы и просьбы верующих. Индийцы считают, что просьба, произнесенная верующим в храме Венкатешвары, обязательно будет исполнена. Мн. миллионы индийцев ежегодно посещают храм, делая богатые приношения. Полукружье возвышающихся в этом месте 7 горных вершин мыслится верующими как кольца Шеши, на к-ром возлежит бог, называемый также Ежумалеиян ("Се-мигорец"). Это место считалось святым с древности, но основание храма относят к IX в. Первонач. храм посещался как вишнуитами, так и шиваитами, но в XI в. их борьба завершилась в пользу первых, чему способствовал не раз посещавший Т. Рамануджа, к-рый упорядочил систему богослужения и праздников в храме. Ныне работающие здесь брахманы считают себя его потомками. Расположенный в горном районе храм оказался недосягаемым для исламских завоевателей. Благодаря этом> он превзошел богатством не раз подвергавшиеся разграблению храмы Матхуры и Варанаси. Храм — интересный памятник архитектуры. Здесь хранит -ся богатейшая коллекция скульптуры. Среди дарений — золотые и серебряные украшения и деньги. На средства храма содержатся ун-т и школы, места ночлега паломников Часть денег идет на поддержк\ бедных, на значит, штат служителей храма.

И. Котин

 

ТЙТХИ — лунные сутки, осн. временная единица для датировок ритуалов, празднеств, паломничеств и др. религ. событий. В лунном месяце содержится прибл. 30 Т. (4 фазы луны). Лунные сутки не совпадают с солнечными. Их начало может приходиться на любое время солнечных суток. Месяц (синодический) делился на две половины — светлую и темную (шукла-пакша и кри-щна-пакша), по 15 Т. в каждой. Светлая половина начинается с новолуния, темная

— с полнолуния. В Сев. Индии месяц начинается и заканчивается полнолунием, в нек-рых областях Юж. Индии — новолунием.

М. Альбедиль

 

ТРАДИЦИЯ ДУХбВНАЯ

— в Индии до XIX в. единственный способ существования, -трансляции и развития духовной культуры. Т. предполагает, что обучение ее содержанием охватывает всю личность человека, во всех ее аспектах

— интеллектуально, эмоционально, поведенчески, деяте-льностно. Возможность обучения открывается инициацией; оно продолжается в тесной личной связи с учителем (гуру), в т. ч. в быту, и подразумевает научение подражанием, т. е. воспроизведение в себе существенных черт его личности. Такое личностно-свя-занное содержание нередко крайне существенно и для чисто интеллектуальной области деятельности, тем более для духовного опыта. Оно никогда не претворялось в текстовую форму и плохо для этого приспособлено. Без него, однако, и текстовое содержание зачастую вовсе не понимается, понимается частично или извращенно. Для разных конкретных духовных традиций Индии характерны различные соотношения элементов, к-рые в европ. терминах называются философскими, научными, религиозными, духовно-практическими и т. п.: традиция может быть школой логики, адвайтийской метафизики, общиной почитателей Вишну или сектой хатха-йогов. Традиционность имеет положительной стороной высочайший профессионализм и такой уровень личной развитости адепта, к-рый в Европе кажется почти чудом (в Европе аналог этому способу бытия культуры есть разве что у цирковых артистов и колдунов); недостаток ее — в затрудненности обмена содержаниями между отдельными традициями и хрупкость: если цепь поколений прерывается, то по текстам восстановить традицию будет уже невозможно.

А. Парибок

 

ТРЁТА-ЮГА — в мифологич. хронологии 2-я из 4 юг. Она длится 3600 (3000 + 300 х 2 — "время сумерек") "божественных лет" или 1 296 000 человеческих. Добродетель людей при этом уменьшается на 1/а по сравнению с предыдущим периодом (крита-юга): дхарма "стоит на трех ногах", люди начинают приносить жертвы и обращаться к богам для удовлетворения мирских желаний.

М. Альбедиль

 

ТРИВАРГА (три разряда) — 1) Три жизненных цели индуи-ста: дхарма, артха, кама. 2) Объединенное обозначение трех высших варн: брахманов, кшатриев, вайшьев.

А. Дубянский

 

ТРИВИКРАМА (Трижды шагнувший) — наименование Вишну в "Ригведе" согласно его деянию — трем космическим шагам, интерпретируемым, исходя из солярной природы образа Вишну, как три фазы солнца (восход, зенит, закат) либо же в космогонич. плане — как установление трех сфер мироздания (земля, атмосфера, небо). Заслуживает внимания т. зр., по к-рой первый шаг Вишну соответствует нижнему миру (включая землю), второй

— верхнему, а третий, наиб, существенный, представляет собой синтез первых двух и символизирует целокупность вселенной. Этим определяется и мифологич. роль самого Вишну, скрепляющего, поддерживающего и т. обр. охраняющего мир. Эпизод трех шагов Вишну трансформировался в миф об одной из его аватар — Вамане.

 

С. Невелева

 

ТРЙКА, ТРИКАШАСАНА

— шиваитская секта, основанная в Кашмире Васугуптой (770—830). К X в. сложилась как комплексная мистико-пси-хологич. система. Ее название обусловлено тем, что она опиралась на три гл. принципа: 1) Шива как высшая реальность, 2) Шакти как трансцендентная энергия и 3) ану как индивидуальная душа, связанная путами сансары. Наиб, крупный и выразительный представитель кашмирского шиваизма — Абхина-вагупта (X в.), блестящий поэт и теолог. В 105 стихах его произведения "Парамартхасара" изложены все осн. аспекты кашмирского шиваизма.

М. Альбедиль

 

ТРИЛбКА (букв, три мира) — три сферы мироздания в индуистской космологии: небо, земля и пространство между ними, отражавшие представления др. индийцев об упорядоченном мире (в противоположность хаосу). Наиб, важной считалась промежуточная сфера, соединявшая небо и землю: с ней связывалась сложная символика центра. Космогонич. акт сводился к отделению неба от земли и к установлению посредника, их соединяющего. Каждая из трех сфер могла и далее делиться на три. См. Л ока.

М. Альбедиль

 

ТРИМУРТИ ([имеющий] три образа) — божественная триада Брахма, Вишну и Шива, выполняющая в мифологии функции сотворения, сохранения и разрушения вселенной и мыслимая как единое целое. Воплощает в себе др. идею троичности и триединства божеств, сил. Разл. секты и учения толкуют Т. по-разному, исходя из своих осн. постулатов. В иконографии изображается в виде трех божеств или стоящих рядом, или словно вырастающих один из другого.

М. Альбедиль

 

ТРИПУРА — Троеградье или тройная крепость, тройное ограждение. В брахманах встречаются упоминания о "тройном городе", к-рым боги оградили место жертвоприношения от козней асуров; в ритуале этому мифологич. мотиву соответствовал троекратный обход места жертвоприношения участниками обряда с огнем в руках по кругу пра-дакшины. В индуистском мифе ("Махабхарата", пураны) Т.

— три неприступных города, дарованных Брахмой асурам за их подвижничество: железный — на земле, серебряный

— в воздушном пространстве, золотой — на небесах. Разрушить их мог бы только Шива, если бы ему удалось поразить их все вместе одной стрелой. Видя в этом гарантию своей безнаказанности, асуры развязали жестокую борьбу с богами за власть над миром. Решил дело в пользу богов только Шива, выступивший против асуров на чудесной колеснице с Брахмой в роли возничего. При уникальных астрономич. обстоятельствах все три города (до этого двигавшиеся, по-видимому, как планеты — по разным орбитам) сблизились, оказавшись на одной линии; тут и поразил их

Шива своей стрелой. В каменной и бронзовой скульптуре существует несколько вариантов иконографии Шивы-Три-пурантаки (Разрушителя Т.). В земном географическом пространстве действие мифа традиционно привязывается к городу Теор (Трипури) на р. Нармаде, неподалеку от г. Джабалпура в Центр. Индии.

 

Я. Васильков

 

ТРИШУЛА (трезубец) — эмблема и атрибут Шивы, означающие в шиваизме его тройственную функцию бога, сотво-ряющего, сохраняющего и разрушающего вселенную. В ранних скульптурных изображениях, а также в нумизматике Т. ассоциируется не только с Шивой, но и с Вишну, а также является свящ. символом шакти Шивы-Дурги. Божеств, оружие богов служит объектом культового почитания: в его честь совершаются специальные ритуалы. Нередко трезубец помещается на верхушках шиваитских святилищ. В разных школах и учениях символика трезубца толкуется по-разному. Так, согласно одной из йогических интерпретаций три зубца связываются с тремя тонкими каналами: ида, пигала и сушумна, к-рые проходят вдоль позвоночника от его основания до верхней чакры на макушке головы.

М. Альбедиль

 

ТУКАРАМ (1598/1608—1649/ 1650) — последний великий поэт традиции варкари, автор более 4500 абхангов. Родился в деревне Деху недалеко от г. Пуны в касте кунби (шудра). В соответствии с семейной традицией занимался торговлей и ростовщичеством, в неурожайные годы разорился, потерял много близких и, забросив дела, обратился к богу — Виттхалю. В результате многодневных медитаций, повторения имени бога, пения киртанов и бхаджанов был одарен мантрой явившимся во сне Бабаджи, последователем Чайтаньи. Импульс к творчеству был также получен во сне — поэт-проповедник XIII—XIV вв. Намдэв попросил Т. продолжить традицию создания песнопений во славу Виттхаля. Брахманы, считавшие кощунственным превращение низкого шудры в проповедника, жестоко преследовали Т. Но после того как свершилось чудо и р. Индраяи вернула Т. брошенные в воду поэтич. труды, брахманы отступили, а мн. из них стали преданными его учениками. Мировоззрение Т. не укладывается в четкие рамки, его поэзия — это история человеческой души, ищущей слияния с божеством. Абханги Т. отличает явное переплетение ви-шнуитских и шиваитских мотивов, что является характерной чертой традиции варкари. Его творчество считается жемчужиной маратхской лит-ры, хотя нек-рым его произведениям не чужды и вульгаризмы, и острое словцо. Множество строк из его произведений стали афоризмами, вошли в идиоматику языка маратхи. И. Глушкова

Т^ЛАСИ/ТУЛСИ — базилик священный (Ocium sanctum), кустарник, имеющий большое ритуально-магич. значение в вишнуитском культе. Специально выращивается верующими в садах, дворах, горшках. Т. является символом Вишну и самостоятельным объектом поклонения. По мифу, Т. первоначально — заколдованная Вишну жена демо-ш-асура Джаландхара; позже начинает считаться любимой женой самого бога. В кришнаитских легендах листок Т. выступает выкупом за Кришну от имени Рукмини у риши Нарады. В ритуале Т. почитается преимущественно женщинами, особенно в месяце карттик (окт.—нояб.). См. Туласи-ви-ваха. Из веток Т. вытачивают бусы (туласи-лшля), свящ. атрибут вишнуитов и кришнаитов. Я. Краснодембская

ТУЛАСИ-ВИВАХА (букв, свадьба туласи) — обряд, совершаемый женщинами-виш-нуитками в 11—12-й день светлой половины месяца карттик (октябрь—ноябрь). Символизирует брак туласи с Вишну. Совершающая обряд женщина выступает как бы в роли матери туласи и исполняет все ритуалы, положенные к совершению матерью, выдающей дочь замуж и соответственно обретающей опред. нравственные заслуги. Среди высших индуистских каст распространен обычай начинать свадебный "сезон" именно после Т.-в. Я. Краснодембская

ТУЛСИДАС (прибл. 1532—1623) — крупнейший поэт рамаит-ского бхакти, автор поэтич. сборников "Дохавали" ("Собрание двустиший") и "Кави-тавали" ("Собрание строф"). Гл. сочинением поэта является эпич. поэма "Рамачаритама-наса" ("Священное озеро деяний Рамы"), излагающая "Рамаяну" Вальмики в духе ра-маитского бхакти, с чем связаны значит, изменения в сюжетной канве и ценностной ориентации классич. эпоса. В поэме социально-этич. идеалы бхакти органично слиты с традиционными кастовыми ценностями, в нарушении к-рых поэт видел причину социального зла. "Рамачарита-манаса" и в наши дни является популярнейшим произведением везде, где понимают язык хинди; это и свящ. текст, и любимая в широких массах лит-ра, вызвавшая к жизни множество интерпретаций в живописи, на сцене, экране и т. д. Е. Ванина

ТЬЯГА (покидание, оставление, отказ, самопожертвование) — обозначение духовной практики, связанной с самоотречением, аскезой.

А. Дубянский

 

ТЬЯГАРАДЖА (царь тьяги) — 1) Эпитет Шивы в образе аскета, подвижника. Крупнейший храм Т. находится в Тиру варуре (Тамилнад). 2) Великий музыкант, принадлежавший к карнатакской традиции. Родился в Тируваруре (Тамилнад) в 1757. Был глубоко духовным человеком, бхактом Рамы, выдающимся йогом. В Индии почитается как святой. Пел, играл на вине, сочинял вдохновенные композиции в форме крити, близкой к киртану. Автор циклов кир-танов и двух музыкальных драм — "Наукачарита" (по "Гитаговинде*) и "Прахлада бхактивиджая" ("Победа бхакти ПрахладьГ). Проникновенность и эмоциональность, в то же время простота и естественность его музыки, совершенство и разнообразие композиций сделали имя Т. синонимом и символом карнатакской традиции. Дом в Тирувеи-яру неподалеку от Танджаву-ра, где жил Т., в наст. вр. является местом паломничества, центром ежегодных фестивалей духовной музыки. Умер Т. в 1847, став в конце жизни сан-ньясином.

А. Дубянский

 

УДГАТАР — один из четырех гл. жрецов на большом жертвоприношении сомы ведийского ритуала, сопровождающий исполнение обряда пением гимнов согласно текстам "Сама-веды".

В. Эрман

 

УДДЖАИНИ (совр. Удджайн в зап. части штата Мадхья-Прадеш) — столица др. царства Аванти, в VI—V вв. до н. э. соперничавшего с Мага-дхой. Впоследствии управлялся магадхскими династиями (На-нда, Маурья, Шунта), Сатава-ханами, Шаками, Гуптами, Па-рамарами и др. Захвачен мусульманами в 1401. На протяжении своей долгой истории был крупнейшим центром торговли и культуры. В фольклоре У. выступает как столица легендарного царя Викрамадитьи, при дворе к-рого блистали величайшие ученые и литераторы. При Маурьях здесь распространился буддизм и, в меньшей степени, джайнизм, однако изображения Шивы на местных монетах начиная с III в. до н. э. свидетельствуют о раннем начале в У. брахманистско-инду-истского возрождения.

 

Я. Васильков

 

УДУМБАРА — один из инд. видов фигового дерева, смоковницы (в европ. классификациях — Ficus glomerata или Ficus racemosa). Отличается плодоносностью; согласно "Айтарея-бряхлшне" (V.24) плодоносит три раза в год. Уже с ведийского периода — одно из наиб, почитаемых свящ. деревьев. Особое значение У. имела в кшатрийской обрядности; напр., в обряде царского посвящения использовались трон и чаша, изготовленные из У., производились разл. манипуляции с ветвью У., выступавшей как символ плодородия и изобилия. В брахманских ри- • туалах также употреблялись разл. изготовленные из У. предметы: жертвенные ложки, чаши, мутовки, всевозможные амулеты и т. п.

 

Я. Васильков

 

УМА (букв, свет, сияние, величие) — богиня, впервые в др.-инд. лит-ре появляющаяся в "Кеиа-упанишаде" как У.-Хаймавати — "дочь Химава-та" (т. е. бога Гималаев); здесь она выступает в связи с идеей царской власти (см. Шри) и мифологич. ассоциируется с богом Индрой. В индуизме У. — др. имя Парвати — юной богини, подвижничеством добившейся осуществления своего заветного желания и ставшей супругой Шивы.

 

Я. Васильков

 

УПАНАЯНА — посвящение в ученичество, инициация, один из осн. обрядов жизненного цикла (санскара). Название — от глагола "упа-ни" (приводить), ибо отец приводил мальчика в дом учителя — гуру. У. рассматривалась как "второе рождение" и была доступна лишь для семей, принадлежавших к одной из трех высших варн, т. е. к "дваждырожденным", или ариям. Отдельные детали церемонии указывают на символич. смерть, далекое путешествие и возрождение, на причастность ведийскому культу и особый характер тех отношений, к-рые устанавливаются с учителем. Основными элементами У. являлись повязывание мальчику "жертвенного шнура" (яд-жнопавита) через левое плечо, вручение ему страннического посоха, сделанного из дерева, пригодного для жертвоприношений (удумбара, палаша и др.), повторение мантры Гаятри (или Савитри). При этом нек-рые действия и формулы сходны со свадебным ритуалом. После У. учитель нек-рое время должен был воздерживаться от супружеской жизни, как "забеременевший учеником". У. совершалось обычно над мальчиком 8—12 лет, хотя возраст для начала ученичества, его сроки, последовательность совершения процедур в разных источниках варьируют. С У. начиналась ашрама брахмачарина (жизнь в доме гуру, приобщение к ведийским обрядам и текстам, соблюдение особых обетов, собирание милостыни для учителя, поддержание свящ. огня и т. д.). Прохождение У. и постоянное ношение "жертвенного шнура" являлись необходимыми условиями принадлежности к "дваждырожденным", давая право участвовать в ведийских ритуалах. Не прошедшие своевременно У. считались вра-тьями, "отпавшими от Савитри". Они могли быть приняты в среду ариев лишь после определенных покаяний и совершения У. Окончание ученичества знаменовалось церемонией са-мавартана. Со вт. пол. XIX в. представители т. наз. низких и неприкасаемых каст предпринимают попытки приобщиться к индусской обрядности, дабы добиться более высокого социального статуса. Типичным примером этого является публичное исполнение членами каст, не считающихся "дваждырожден-ными", запрещенного для них обряда У. Часто этот обряд сводится у них только к надеванию на юношу "жертвенного шнура". Совершение представителями указанных групп обряда У. приводило и приводит до сих пор к многочисл. столкновениям с представителями др. каст.

А. Вигасин

 

,

И. Котин

 

УПАНИШАДЫ — произведения, составляющие завершающий цикл канонич. свода Вед, сложившийся в осн. в VII—VI вв. до н. э.; объединяется с ара-ньяками названием Веданта. Слово "упанишад" означает "сокровенное учение" (букв, подсаживание [ученика к учителю]), доступное лишь избранным. Выделяют 6 древнейших прозаич. У.: "Брихадаранья-ка", "Чхандогья", "Тайтти-рия", "Айтарея", "Каушитаки" и "Кена" (наполовину стихотворная). Позднее сложились стихотворные "Катхака", "Иша", "Шветашватара", "Му-ндака" и "Маха-Нараяна", еще позднее — прозаич. "Прашна", "Майтраяния" и "Мандукья". Название У. носит еще около 200 произведений, но они создавались много позже (на всем протяжении ср. веков) в подражание древним У. Формально У. продолжают традицию Вед, но содержание их не ограничивается ритуальными, мифологич. и космогонич. темами предшествующей лит-ры. Не отрицая традиционные ритуальные толкования брахман и развивая их, они проповедуют новые идеи и учения, основывающиеся на положении о предпочтении "внешнему" ритуалу "внутреннего", отвечающего "должному почитанию" (упасана) божества. Внимание сосредоточивается на символике обряда, и У. посвящены уже не столько толкованию правил ритуальных действий, сколько отвлеченным от него и более глубоким проблемам мироздания и человеч. бытия. С У. начинается развитие философской и научной мысли древней Индии. Центральными в учениях У. становятся разрабатываемые в них понятия Брахмана и Атмана. Первое эволюционирует от ранних текстов Вед, где оно означает "свящ. слово", до отвлеченного понятия "божественной сущности мироздания", первопричины бытия, в У. приобретая значение, близкое философскому понятию Абсолюта. В "Брихадараньяке" Брахман определяется как высшая реальность, неописуемая в позитивных выражениях, единственное действительное, существующее за внешними явлениями мира, в к-рых оно выражается. С ним сопоставляется в У. Атман ("душа", в санскрите также возвратное местоимение, означающее "себя", собственное существо в противопоставлении внешнему миру); это — сокровенная сущность человека, к-рая остается, если отвлечься от всего внешнего, включая органы чувств. Она бессмертна и остается, когда после смерти тела чувства и мысль и органы их исчезают, растворяясь в стихиях. В основе учения У. — идея тождества Брахмана с Атманом; в "Чхан-догье" она выражена сжато в изречении мудреца Уддалаки Аруни: "ты еси то" (тат твам аси), т. е. все, что тебя окружает, едино с тобою. С этим положением тесно связано в У. учение о карме, к-рое составляет впоследствии самую характерную черту инд. религий. Карма (букв, деяние) — то, что остается от человека после смерти и физического исчезновения.

В У. развивается восходящее к "Ригведе" представление о двух путях после смерти. Знание истины (постижение тождества Брахмана и Атмана) ведет после смерти "путем богов" (дэваяна) в мир вечного блаженства (мир Брахмана, Брахма-лока), откуда нет возврата. Ограничивающиеся предписанной обрядностью идут "путем предков" (питрияна) и после ряда превращений возвращаются в круговорот бытия (мир сансары), чтобы прожить новую жизнь, вновь умереть и вновь родиться, если остается необретенной высшая истина. Новое рождение на более высокой или более низкой ступени в иерархии мирского существования (в нее кроме людей включаются и небожители и животные) зависит от кармы — итога добрых и дурных деяний в предшествующей жизни. Новые учения У. еще связаны в своем становлении с древними мифологич. представлениями. К ним восходит получающее развитие в У. магическое учение о дыхании-ветре (прана) как единственном божественном начале, дающем жизнь и движение природе; в дальнейшем это животворное начало рассматривается как один из аспектов Атмана. С Атманом отождествляется также переосмысляемое в У. понятие пуру-ши, к-рый рассматривается как некая всепроникающая субстанция, одушевляющий живые существа принцип (также отождествляется с праной). Важное место занимает в У. неразрывно связанное с ритуальной символикой учение Праваханы Джайвали о "пяти огнях" (пан-ча-агни-видья), сакрализующее рождение человека и объединяющее его с природными процессами. Учение Уддалаки о карме в "Чхандогье" основывается на космогонич. теории, утверждающей начало вещей в "Сущем" (cam), к-рому противопоставляется "He-сущее" (асат), возвращение к "Сущему" и заключает в себе тайну посмертной судьбы человека. В У. исследователи отмечают и отражение наивно-материалистич. или гилозоистических представлений о мироздании, восходящих к древнейшей эпохе. В "Чхандогье" приводится ма-териалистич. толкование понятия Атмана; в "Шветашватаре" упоминается космогонич. теория, согласно к-рой мир возник в силу "собственной природы" (свабхава), в чем усматривают зарождение концепции "естественного закона". С др. стороны, утверждение тождества Атмана Брахману породило опасность отрыва познающей мысли от реальности окружающего мира. Атман как чистое сознание провозглашается в У. единственной реальностью и единственным объектом познания; Брахман, с ним отождествляемый, признается между тем непознаваемым в конечном итоге. В "Брихадараньяке" Яджнавалкья отрицает возможность позитивного познания Атмана, поскольку она предполагает "двойственность", к-рая исключается признанием единственной реальности познающего духа. Мудрец обращается к мистич. формам познания и ищет освобождение от власти вселенского неведения (авидья) в сновидениях; здесь усматривают предпосылки к развитию позднее учения о йоге. Учения У. окончательно подрывают архаический политеизм ранних Вед и дают основание для развития идеи единого бога, к-рый понимается как персонифицированный аспект Брахмана. В "Шветашватаре" Брахман отождествляется с богом Рудрой (Ишварой, см. Шива), к-рый признается творцом мира, всеведущим и всемогущим, охраняющим целостность вселенной.

В нек-рых текстах У. высшая объективная реальность, выступающая как зародыш всего существующего (Хиранъягарбха) и творческое начало (Ишвара, букв. Владыка) мыслится од-новр. как безличный принцип и как божественная личность. После изжившей себя обрядовой схоластики брахман У. знаменуют определенный подъем в развитии духовной культуры в новую историческую эпоху, когда доминирование жреческой идеологии преодолевается более свободным поиском мысли, проникающей в тайны мироздания. Тексты У. отмечены яркой образностью языка, подчиненной проповедническому пафосу внушения новых идей и провозглашения высшей ценности знания. Средствами выражения этих идей служат мно-гочисл. метафоры и сравнения, переходяпгие в отождествления, звуковая символика; широко используются параллелизмы и повторы. Догматич. тексты объединяются повествовательным обрамлением. Живости и выразительности изложения этих учений часто способствует характерная диалогическая форма, к-рая впоследствии утверждается в индийской ре-лиг.-философской лит-ре. Беседа состоит обычно из вопросов и ответов: один, ведающий истину, проповедует, другой внимает и поучается, вопрошая. Употребителен прием риторич. вопросов; нек-рые проблемы предлагаются в форме загадок (загадочность и неоднозначность нек-рых текстов, допускающих разл. толкования на "сакральном" и "мирском" уровнях, также характерна для У.). Участниками философских диалогов в У. выступают представители разных сословий: иногда — безродные бедняки и даже женщины, также боги или иные мифич. существа; в именах нек-рых участников предполагают имена историч. личностей, древних мыслителей и философов; но определение индивидуального авторства отдельных текстов У. теперь невозможно. На учения У. опираются сложившиеся позднее классические философские школы древней Индии (даршаны). На прямую преемственность от них претендует учение школы веданты или уттара-мимансы, крупнейшему философу к-рой Шанкарачарье (IX в.) принадлежит наиб, авторитетный комментарий к циклу У. Их влияние обнаруживается в ранней буддийской лит-ре, позднее — во мн. направлениях средневековой инд. философии. Оно распространяется и за пределы Индии. Идеи У. находят отражение в учениях иранских суфиев, у ранних христианских богословов, с XIX в. — в западной философии нового времени (у А. Шопенгауэра, Р. У. Эмерсона и др.).

В. Эрман

 

УРВАШИ — прекраснейшая из апсар (первонач., очевидно, олицетворение зари). В "Ригведе" один из гимнов-диалогов строится на сюжете любви земного царя Пурураваса к не-божительнице У.; впоследствии он неоднократно используется в индийской лит-ре (лежит в основе знаменитой драмы Калидасы). В Ведах миф связывается с ритуалом добывания свящ. огня, воплощением к-рого считается сын Пурураваса и У. Аюс.







Дата добавления: 2015-08-27; просмотров: 335. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Понятие массовых мероприятий, их виды Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан...

Тактика действий нарядов полиции по предупреждению и пресечению правонарушений при проведении массовых мероприятий К особенностям проведения массовых мероприятий и факторам, влияющим на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, можно отнести значительное количество субъектов, принимающих участие в их подготовке и проведении...

Тактические действия нарядов полиции по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков В целях предупреждения разрастания групповых нарушений общественного порядка (далееГНОП) в массовые беспорядки подразделения (наряды) полиции осуществляют следующие мероприятия...

Случайной величины Плотностью распределения вероятностей непрерывной случайной величины Х называют функцию f(x) – первую производную от функции распределения F(x): Понятие плотность распределения вероятностей случайной величины Х для дискретной величины неприменима...

Схема рефлекторной дуги условного слюноотделительного рефлекса При неоднократном сочетании действия предупреждающего сигнала и безусловного пищевого раздражителя формируются...

Уравнение волны. Уравнение плоской гармонической волны. Волновое уравнение. Уравнение сферической волны Уравнением упругой волны называют функцию , которая определяет смещение любой частицы среды с координатами относительно своего положения равновесия в произвольный момент времени t...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия