Студопедия — Альбедиль М.Ф., Дубянский А.М. - Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь 32 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Альбедиль М.Ф., Дубянский А.М. - Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь 32 страница






Р. Рыбаков

 

ШИВАРАТРИ — праздник "ночь ШивъГ. Празднуется шиваитами в каждое новолуние, но особенно торжественно (Махашиваратри — "великая ночь Шивы") — раз в году, в 13-ю ночь темной половины месяца магха (янв.-февр.); по другим сведениям — в месяце пхальгуна (февр.-март) или чайтра (март-апр.). Дата праздника, т. обр., колеблется в промежутке от февр. до апр. С Ш. в пуранах связан миф

 

о невежественном и ритуально нечистом охотнике-аборигене, к-рый в святую ночь шел мимо храма Шивы и, передразнивая повторявшийся в песнопениях жрецов возглас, научился повторять имя бога: "Шива, Шива". Накануне он не встретил добычи и потому в эту ночь как бы невольно "соблюдал пост". Забравшись для ночлега на ветви дерева бэль (бильва) и повторяя запомнившиеся слова "Шива, Шива", он стряхнул несколько листьев на камень под деревом, к-рый оказался заброшенным в лесу лингамом — символом Шивы. Т. обр., дикий охотник, сам того не сознавая, выполнил все гл. ритуалы, совершение к-рых предписывается в эту ночь шиваитам (пост, повторение имени Шивы, осыпание лингама листьями дерева бэль); тем самым он искупил все свои грехи и немедленно был вознесен в небесную обитель Шивы. В ряде областей почитание лингама в ночь Ш. сопровождалось экстатическими плясками и даже сексуальными оргиями.

 

Я. Васильков

 

ШМАШАНА (от "шмаша" — приподнятый край ямы, окопа) — площадка для кремации покойников. Располагается, как правило, недалеко от реки, куда сбрасывают несго-ревшие останки и пепел. В древней и ср.-век. лит-ре Ш. описывается также как место, где трупы оставляли на съедение птицам, хищникам и разного рода нечистой силе — бхутам, претам, веталам, пишачам. Частый посетитель Ш. — Шива, к-рый, надев на себя гирлянду из черепов, покрытый белым пеплом, исполняет на ней танец самхара-тя-ндава, символизирующий гибель вселенной.

А. Дубянский

 

ШРАДДХА — общее название ряда поминальных обрядов, призванных обеспечить и поддерживать благополучное существование умерших предков (питри) в загробном мире. Разновидностями Ш. являются: 1. экоддишта, имеющая целью приобщить умершего к сонму предков; 2. парвана-Ш., совершаемая в дни смены лунных фаз для всех предков трех ближайших поколений; 3. маси-Ш.. совершаемая раз в месяц; 4. сапиндикарана, совершаемая на 12-й день или ровно через год после смерти человека; 5. аб-хьюдайика-Ш., устраиваемая для того, чтобы порадовать предков к.-л. приятной семейной новостью, напр. о рождении сына — продолжателя рода; 6. камья-Ш., совершаемая для того, чтобы предки помогли в исполнении конкретного желания. Устраивать III. имел право только старший мужчина в роде; если наследование по мужской линии прерывалось, всем предкам рода грозило лишение загробного блаженства. Во всех видах Ш. употреблялась спец. пища — рисовые клецки пинда; приглашенные брахманы выступали как заместители предков, принимая от их лица угощение и дары. Мн. действия в Ш. совершаются "наоборот" в сравнении с обычными жертвоприношениями, предназначенными для богов: круговое движение производится не по солнцу, а против солнца; жертвенный шнур брахманы перекидывают через правое, а не через левое плечо; приглашается нечетное, в отличие от нормального — четного, кол-во брахманов и т. д. (исключение составляет абхьюдайика, в ней все совершается так же, как в обычных, не заупокойных обрядах). Ш., как и жертвоприношения богам, по существу является разновидностью обряда приема почетного гостя, входящего в систему ритуалов церемониального обмена (предки и боги выступают как сообщества, состоящие в отношениях обмена с сообществом людей). Обряды Ш. подробнейше описаны в спец. ритуалистических текстах — шраддхакальпах. Начиная с эпоса, появляется идея о том, что Ш. особенно действенна, если совершается в определенных тиртхах, напр. в Праяге (Аллахабад) или в Гайе.

 

Я. Васильков

 

ШРАМАНА (от корня "шрам" — утруждаться, стараться) — в VI—III вв. до н. э. профессиональный искатель духовной истины, порвавший связи с мирским об-вом, с хозяйств, деятельностью, живущий милостыней, нередко странствующий. Ш. объединялись вокруг видных учителей и наставников. Традиц. брахманство относилось к ним настороженно-неприязненно. Большая часть шраманских школ и групп вымерла уже в древности, нек-рые вылились в духовные традиции: адживики (до XIII в.), буддисты, джайны. Все шраманские учения не были ортодоксально-ведическими (ср. настика). Ш. впервые в Индии опробовали на себе монашеский статус и создали соотв. социальный институт, в индуизме позже отраженный в саннъясе. Из несохранивших-ся шраманских учений известны в древности были имморализм, материализм, фатализм, скептицизм.

А. Парибок

 

ШРАУТА-СУТРА — разновидность сутр, посвященных описанию ведийского ритуала (кальпа-сутра). Содержат изложение обрядов шраута, т. е. считавшихся восходящими к шрути и имевших характер коллективных празднеств. Особенно большое место уделяется т. наз. "царским жертвоприношениям" (помазание на царство, жертвоприношение коня и др. См. Абхишека, Ашвамедха, Раджасуя). Ритуал шраута осуществлялся обычно в течение длительного срока (дни, недели и месяцы), иногда большими группами жрецоъ-брахманов: на специально сооруженном алтаре с несколькими священными огнями. Заказчиком чаще всего выступал царь. Ритуальные процедуры включали возлияния сомы, состязания, широкие раздачи даров участникам.

А. Вигасин

 

ШРИ (ЛАКШМИ) — богиня богатства, счастья и красоты. Упоминается в текстах не ранее "Шатапатха-6/>яхм#«ы", но умолчание в Ведах свидетельствует, по-видимому, о жреческом неприятии популярного образа Ш., имеющего широкие индоевропейские аналогии. В сохраненных "Махабхаратой" архаических мифах Ш. — прежде всего богиня царской власти, удачи и процветания, связанного с плодородием. Ш. — супруга Индры, точнее — всякого дэвы или асуры, к-рый добивается статуса "Индры", становясь небесным царем. Земной царь также мыслился супругом Ш. (осознаваясь при этом воплощением Индры). В "Махабхарате" братья Пандавы — воплощения Индры — имеют общую супругу Драупади — воплощение III. В послеве-дийскую эпоху Ш. сливается с Л. (первоначально, по-видимому, богиней красоты и личного счастья); Ш.-Л. ассоциируется теперь не с Индрой, а с Вишну и выступает как супруга (в нек-рых поздних течениях вишнуизма — как шакти) последнего. В эпико-пу-ранической лит-ре воплощениями Ш.-Л. признаются Сита, супруга Рамы, и Рукмини, супруга Кришны (оба героя считаются аватарами Вишну).

 

Я. Васильков

 

ШРИНГЕРИ — местечко в штате Карнатак, священное для шиваитов. В VIII в. Шанкара основал здесь храм богини Шарады (разновидность Дурги) и монастырь (питху), где сейчас находится резиденция одного из Шанкарачарий.

А. Дубянский

 

ШРИРАНГАМ — населенный пункт в Тамилнаде на р. Каве-ри вблизи Тируччираппалли, где находится храм Вишну, именуемого Ранганатхасвами ("Владыка арены [мира]"). Это крупнейший центр вишнуизма, известный с древности и достигший расцвета в период средневековой династии Чолов (IX—XII вв.). Наиб, ранние сведения о храме относятся к X в. Храм постепенно разрастался и превратился в громадный храмовый комплекс, самый большой в Южной Индии. Он состоит из семи концентрич. прямоугольников, обозначенных высокими стенами с многочисленными гопура-ми. В гарбагрихе основного храма находится скульптурное изображение Вишну-Ранганат-хи, возлежащего вместе с Лакшми на тысячеголовом змее Шеше. С Ш. связана значительная часть жизни Рамануджи. Здесь он преподавал теологию, участвовал в религ. диспутах, стал санньясином. Ш. часто упоминают альвары, чьи статуи присутствуют в храме и чьи гимны до сих пор распевают перед Ранганатхой. Дважды в году (в январе и апреле) в храме проводится ратха-ятра. Многие части храма замечательны в архитектурном отношении — т. н. Зал тысячи колонн, Гаруда-мшлгпа, Ше-шарая-мандапа и др. Последняя содержит выдающиеся произведения скульптуры — изображения всадников, фантастических животных, танцовщиц и т. п. i. Дубянский

ШРУТИ (букв, услышанное) — откровение, противополагаемое смрити — свящ. преданию. Ш. включает наиб, авторитетную часть Вед — самхиты и брахманическую прозу (см. Араньяки, Брахманы, Упанишады), к-рые считаются вечными и не сотворенными, а лишь "увиденными" мудре-цамк-риши. Непосредственно к Ш. возводится ритуал шраута, излагаемый в шраута-сутрах.

А. Вигасин

 

ШУКРА — название планеты Венера и имя соответствующего персонифицированного божества. В мифологии Ш. (иначе Шукрачарья), называемый также Ушанас, считается

 

сыном святого мудреца древности Бхригу, наставником асуров и дайтьев; он владеет великой тайной оживления мертвых. Противником Ш. выступает сын Брихаспати Кача, к-рому с помощью дочери Ш. Дэваяни удается узнать эту тайну и сообщить ее богам. Иконографически Ш. представляется в виде престарелого брахмана, слепого на один глаз. В инд. календаре Ш. связан с 5-м днем недели (шукравара). Астрологич. этот знак считается самым благоприятным; тем, кто родился под ним, суждены мудрость, просвещенность, высокий авторитет, семейное счастье. Символич. цвет Ш. — белый. П. Краснодембская

ШУНЬЯ (букв пустое, т. е. бессущностное, ничтожное). Такими, согласно буддийской философии, оказываются все явления во внешнем и внутреннем мире — положение, яростно критиковавшееся индуистскими философами, хотя и находящее себе ближайшую параллель (вероятно, возникшую под буддийским влиянием) в ведантийском понятии майя.

А. Парибок

 

ШУДРЫ — члены низшей из четырех варн в древней Индии. Согласно брахманским трактатам, обязанностью Ш. является услужение трем высшим варнам. Иногда эта обязанность расшифровывается как послушание, ремесло, актерство. Им не разрешалось совершать обряд упанаяна (в связи с чем они считались однорож-денными) и изучать Веды. Принято считать, что варна Ш. сложилась позже других, из местного населения, подчиненного ариями. К Ш. отнесли также рабов, зависимых, арендаторов, др. лиц, не имеющих своей земли. К нач. н. э. дхармой Ш. начинают считаться также земледелие и скотоводство. В эту варну попадают, помимо ремесленников, земледельческие и скотоводческие касты. Касты Ш. в ср. века начинают подразделяться на "чистых Ш." (от к-рых брахман может принимать пищу) и "нечистых". В наст. вр. к Ш. относится большинство населения Индии. Л. Алаев

 

ЩЕРБАТСКОЙ ФЕДОР ИППОЛИТОВИЧ (1866— 1942) — крупнейший русский индолог и тибетолог; исследователь классич. инд. философии. Действительный член РАН (с 1918). Выдающимися достижениями Щ. являются: доказательство автохтонности инд. философии и типологического соответствия ее европейской, в силу чего ее следует рассматривать как равноправную составляющую мирового историко-философского процесса; показ роли буддистов в развитии инд. философии, отсюда необходимость изучать буддийскую и индуистско-бра-хманскую философии совокупно, как два взаимосвязанных течения в рамках инд. философской традиции. Особо значителен вклад Щ. в изучение буддийских систем видж-нянавада (йогачара) и мадхъя-мика, индуистской системы ньяя. Разработанный Щ. "философский" метод перевода предполагал, что инд. философские идеи должны передаваться преимуществ, в терминах европ. философии. Щ. создал блестящую школу индологов и тибетологов, к-рая, однако, была полностью уничтожена репрессиями 30-х гг. Сам Щ. в последние годы жизни был практически лишен возможности заниматься изучением инд. философии.

 

Я. Васильков

 

ЭКАДАНТА (Однобивневый) — эпитет Ганеши. Согласно одному из мифов, бивень отсек топором Парашурама, когда Ганеша помешал ему проникнуть к спящему Шиве на Кайласу. По др. версии, бивень отсек Шива, когда Ганеша не позволил ему войти в покой Парвати. Иногда говорят, что Ганеша, борясь с демоном Га-джамукхой, сам вырвал свой бивень и запустил его во врага. Считается, что он сделал это, чтобы записать им "Ма-хабхарату". Историч. интерпретация темы одного бивня подчеркивает его параллель с простым плугом и тем связывает образ Ганеши с древними земледельч. культами. Относительно того, какой бивень был Ганешей утерян, в его иконографии определенности нет.

А. Дубянский

 

ЭКНАТХ (1553—1599) — один из наиб, радикальных, как считается, поэтов традиции варкари; представляет собой среди поэтов-сантов редкий пример значит, совпадения проповедуемых идей и мирского поведения. Род. в Пайтхане — махараштранс-ком Варанаси — в семье брахманов, традиц. почитавших Виттхаля. Своим гуру считал суфия Дзанардану. Э. оставил огромное наследие. Издал используемый ныне вариант "Днянешвари" — поэтич. комментарий к "Бхагавадгите", созданный основоположником маратхского бхакти Дня-нешваром; записал биографии ранних сайтов, включая неприкасаемого Цокху Мелу; перевел с санскрита 2-ю скандху "Бхагавата-пураны", известную на маратхи как "Экнатхи Бхагавата". Создал "Рукми-ни-сваямвара" (1571), поэму, описывающую свадьбу Рук-мини и Кришны как духовное соединение дживы и Шивы. Оставил незаконченную поэму "Бхавартха-Рамаяна", завершенную его учеником Гава-бой; писал философские монографии в стихах, популяризируя принципы веданты, а так

 

же абханги и др. песнопения, объединенные в "Экнатхига-тха". Э. — автор множества бхаруд — драматич. поэм, обладающих двойным смыслом — секулярным и духовным, в к-рых птицы, собаки, неприкасаемые, проститутки, нищие и прочие являются выразителями идей бхакти. И. Глушкова

ЭКОДДИШТА (предназначенная для одного) — разновидность шраддхи, заупокойного обряда; имела целью приобщение усопшего, пребывавшего в состоянии преты (неупокоенного бесплотного духа), к сонму "отцов" (питри). Покойного "кормили" рисовыми клецками (пинда), что должно было способствовать обретению им нового, "тонкого" тела. В теч. 10 дней после кремации в результате приношения клецок пинда у покойного, как считали, каждый день появлялась новая часть "тонкого" тела: в 1-й день — голова, затем глаза, уши, нос и т. д. На 10-й день новое тело мыслилось созданным, на 12-й день (или через полтора месяца — в том случае, если покойный не был брахманом, поддерживавшим при жизни священный огонь) особой церемонией отмечалось приобщение покойного к сонму питри, после чего его "кормили" уже не персонально, а в ходе общей шраддхи для всех "праотцев".

 

Я. Васильков

 

ЭЛЕФАНТА - пещерный храм VI—VIII вв. на острове Элефанта (против гавани Бомбея). Образец брахманской скальной архитектуры. До XVI в. был одним из главнейших культовых центров Индии. После разрушения португальцами утратил свое значение. Гл. святилище в пещерном комплексе — храм Брахмы. Элефанта знаменита выдающимися скульптурными памятниками. Один из них изображает Шиву — Махешва-рамурти — бюст с тремя головами, обращенными ликами в разные стороны. Большой храм Шивы высечен в скале в зап. части о-ва на высоте 76 м над уровнем моря.

М. Альбедиль

 

ЭЛЛОРА — комплекс храмовых скальных сооружений (примерно в 100 км от Аджан-ты). В период с V по VIII в. здесь было высечено более 30 пещерных храмов, большая часть к-рых — индуистские.

Жемчужиной Э. является храм Кайласанатха. Гора Кайласа считается обителью Шивы, и потому пирамидальные башни храма воспринимаются как ее символ. Вместе со святилищем, залом, колоннами, входами храм высечен из цельного сплошного скального массива и украшен изумительными фигурами и сценами, к-рые дают основания считать памятник образцом пластического и живописного искусства мирового значения. По площади храм приблиз. равен Парфенону, а по высоте в полтора раза превосходит его. Храм был выстроен при Кришне II из династии Рашт-ракутов (2-я пол. VIII в.).

М. Альбедиль

 

ЭПОС — в древней Индии

— "Махабхарата" и "Рамаяна ", созданные сказителями-импровизаторами на санскрите как литературном наддиа-лекте в устной традиции за период приблиз. с VI—V вв. до н. э. по IV—V вв. н. э. Типологически первичный слой содержания составляет героич. сказание о борьбе за престол внутри царского рода куру между двумя его ветвями

— Кауравами и Пандавами, завершающейся "великой битвой", всеинд. по своим масштабам: в ней принимают участие все известные эпосу племена и народы. По данным историч. типологии, в "Махабхарате" получило отображение длит, этнокультурное противостояние Мадхьядеши, "Срединной земли" Ямуно-Гангского междуречья, бывшего родиной эпоса, ее зап. и юго-вост. соседям. Основой содержания "Рамаяны" Вальмики, создание к-рой связывается с сев.-вост. Индией, является борьба героя Рамы, сына царя Дашаратхи, за возвращение его супруги Ситы, похищенной демоном Раваной, правителем Ланки, к-рого Рама убивает в бою, поддерживаемый полчищами обезьян и медведей. Сюжет "Рамаяны" традиц. интерпретируется в свете продвижения индоари-ев на юг субконтинента. В процессе т. наз. брахманского "редактирования" "Махабхарата" прошла эволюцию от героич. песенного фольклора до религ.-философской эпопеи, в к-рую был введен обширный "дидактический" материал (типологически вторичный слой эпического содержания), тогда как "Рамаяна" с ее обилием сказочной фантастики превратилась в лирик о-эпич. поэму со следами авторской индивидуальности в стиле и характере образов. Оба памятника, отражая ранний этап становления индуизма, могут служить источниками, проясняющими осн. вехи этого процесса. Многие мифологич. сюжеты и образы эпоса, нашедшие отражение в лит-ре и искусстве Индии, содействовали распространению индуизма, в т. ч. и за пределами региона. Ведущая свое начало от "Ригведы" тенденция — наряду с усилением монотеистич. начала отождествление принадлежащих к разнородным культам мифологич. фигур и создание, через циклизацию мифов, синкретических образов — ощутима и в эпосе, причем едва ли не осн. источником эпич. мифологии выступают локальные верования. Эпич. пантеон отмечен чертами системности. Главный для эпоса из трех "великих богов" индуистской триады (подходы к к-рой здесь еще только намечаются), Вишну осуществляет свою осн. функцию — охранителя людей (см. аватара), однако иногда (в части., когда он выступает в форме Нараяны) ему приписывается роль созидателя

— Брахмы и разрушителя

— Шивы. В развитой космологии индуизма ведийские по происхождению боги (Индра, Варуна, Яма, божества стихий и светил) распределяются вначале согласно четырем, а впоследствии — восьми сторонам света как их хранители (см. локапалы). "Основной" индоевропейский миф, принимающий в Индии форму демоноборче-ства царя богов Индры, не только входит в эпическую сю-жетику, но в кач-ве композиционного архетипа определяет действия и соотношение персонажей эпоса; так, Пандавы ассоциируются с богами как их сыновья, а Кауравы — с демонами как их воплощения. Риг-ведийские связи Индры и Виш-ну-Упендры ("Малого Индры") выражаются в родственных отношениях и боевом союзе героя Арджуны, сына Индры, с Кришной, верховным божеством и воплощением Вишну; при этом Арджуна и Вишну-Кришна иногда сближаются вплоть до идентификации. В эпич. космографии вертикаль трехчастна, соединяя небо (местопребывание богов), землю (обиталище людей) и подземный мир (край демонов); поздняя относительно героики эпоса брахманская теория использует также имеющую параллели в упанишадах идею

 

"многоярусности" надземных и подземных миров. Жизнь вселенной в эпической "дидактике" воспринимается как пе-риодич. смена циклов, состоящих из четырех юг; каждый из них завершается гибелью вселенной (см. Пралая) в результате моральной деградации человечества. Космогонич. концепции эпоса предполагают наличие персонифицированной силы творения, к-рое связывается обычно с именем Праджапати-Брахмы, однако оба направления индуистской веры — вишнуизм и шиваизм — наделяют статусом творца верховное для каждого божество. Представления о посмертной судьбе человека как о наказании грешника в аду и райском блаженстве праведного на небесах сосуществуют в эпосе с концепцией переселения душ. Те, что следуют "путем богов" (дэваяна), освобождаются от перерождений; блюдущие дхарму идут "путем предков" (пи-трияна), рождаясь снова среди людей; преступившие же религ. закон рождаются животными. Всеми течениями индуистской мысли было воспринято известное и эпосу учение о карме, детерминированности участи человека исполнением в прошлом его рождении сословно-варновых обязанностей. Понятие бесконечности бытия выражено образом ко-песа-сансары, выход за пределы к-рого, т. е. религ. освобождение, осознается как результат йогического постижения тождества индивидуального Атмана и мирового Абсолюта — Брахмана. "Бхагавадгита", фрагмент из VI книги "Махабхараты", демонстрирует синтез религ.-философских и этич. доктрин. Один из самых значит, текстов индуизма, "Гита", проповедует единство трех путей к освобождению: знания (джняна), любви к богу (бхакти) и действия (карма), определяемого законом дхармы К числу важнейших сторон религ. практики индуизма эпос относит аскезу, ритуальное паломничество и йогическое самосовершенствование.

 

С. Невелева

 

ЭТИКА. Философской дисциплины, подобной европ. Э., т. е. а) позитивно изучающей и конструирующей понятия поступка, деяния, характера, нрава и пр. и б) созидающей нормативные понятия блага, зла и др., в Индии не возникло. В целом сфера Э. поделена в инд. культуре между дхармой и мокшей. При этом дхармой предписываются социальные нормы поведения, обязательные для каждого члена об-ва, но, поскольку они существенно связаны с его кастой, варной, возрастным статусом, трудноотделимы от обычного права, на долю этического остается немного. Понятия благого и злого обосновываются законом кармы; это, т. обр., не античная автономная Э. и тем более не разумный эгоизм (поскольку речь идет о следующем рождении), но и не теоло-гич. обоснованная этика христ-ва. Дурно то, что приведет к тягостным переживаниям в будущих жизнях; добродетельные поступки приведут к посмертному счастью, но и то и другое в силу безличного устройства мира (бог как устроитель или наблюдатель за кармой — редкий теологич. вариант). Перечень типов дурных поступков был впервые сформулирован в буддизме, но затем воспринят индуизмом. Он включает три дурных телесных действия: 1) намеренное убийство или, при расширенном толковании, причинение физич. ущерба; 2) воровство и 3) нарушение половой морали; четыре словесно дурных действия: 1) обман; 2) сеяние розни; 3) оскорбление и 4) пустословие и три дурных внутренних действия: 1) жадность; 2) зависть; 3) нигилизм — непризнание закона кармы, блага даров и т. д. Воздержание от них суть благие поступки; это может толковаться и положительно: спасение жизни, щедрость и пр. Аналога европ. учению о мирских добродетелях (стоическая четверка, воспринятая христ-вом) вовсе нет, хотя словарный запас санскрита в этой области несравненно богаче европ. языков, а частных наставлений в поэзии и иной дидактике предостаточно. Однако вся дхарма принадлежит области благого мирского, ибо и небесное рождение не выводит за пределы конечного мира, сансары. Поэтому соответствие религ. западной Э. с понятием конечного блага относится к учению о мокше, т. е., по одному из синонимов, "сверхблаге" (нихшреяса) и входит в состав наставлений для духовного пути. Здесь рассматриваются уже субъективные возможности свершения дурных поступков или даже склонности к ним; при этом блюдение мирской нравственности подразумевается. Основания, говоря языком Канта, "злой воли" усматриваются в "удручителях" сознания (клеша)

— аффективных эмоциях, производных из гл. их причины

— неведения, метафизического незнания, что поясняется в разных терминах, но прежде всего как смешение в сознании представлений о вечном и невечном, радости и страдании, подлинном "я" и ложном "я",

— как нек-рая иллюзия относительно себя и мира. Устранение их считается возможным, т. е. достижение кантов-ской "абсолютно доброй воли" осуществимо. На этом пути — уже не добродетели, а святости — обретаются и такие морально значимые результаты, как совершенство в невреждении (йога, джайнизм) — упрочение святого в ненасилии, так что агрессивность др. существ в его присутствии гаснет. Требования святости как этапа духовного пути постоянны во всех традициях, и опасность темной вне-моральной духовности отчетливо осознавалась. Однако дальнейший путь к освобождению уже сверхморален. Представление о морально совершенных святых, снявших своей жизнью конечные ограничения дхармы, о людях, на к-рых держится мир, оставалось неизменно значимым для следующих путем дхармы индуистов.

— А. Парибок

с®

 

ЙГА (букв, ярмо, упряжка для скота) — в мифологич. хронологии понятие, к-рое обозначает самую мелкую единицу исчисления времени, основанную на представлении о божественном, в противоположность человеч. времени. 4 юги образуют махаюгу и обозначаются терминами для игры в кости (крита, треща, двапара и кали), что соответствует костям в 4, 3, 2 и 1 очко. Теми же цифрами обозначается сравнит, длительность юг: каждая последующая укорачивается на V4 по сравнению с предыдущей. Укорачивание, ускорение времени свидетельствует об ухудшении дхармич. состояния вселенной. Предела падения оно достигает в Кали-югу.

По окончании ее все погружается в состояние хаоса (пра-лайи) до нач. нового цикла творения (сришти). В индуизме 12 тыс. человеч. юг составляет 1 божественную югу, 1 тыс. божественных юг — ка-льпу или день Брахмы. Каждая юга подразделяется на время дня, ночи и сумерек. В праздничном календаре начало и конец юги отмечается специальными ритуалами.

М. Альбедиль

 

ЮДХИШТХЙРА — в "Махабхарате " старший среди пятерых братьев Пандавов, по "небесной" родословной — сын бога Дхармы, провозглашаемый образцом верности дхарме, универсальному надличностному религ. долгу.

 

С. Невелева

 

 

ЯДАВЫ — потомки царя Яду из Лунной династии, основателя рода, давшего название скотоводческому племени, к-рое прославилось благодаря принадлежности к нему Кришны, жившего в детстве и юности среди пастухов. Столицей ядавов при Кришне была Дварака (Гуджарат), к-рую после его смерти поглотило море вместе со всеми обитателями.

 

С. Невелева

 

ЯДЖАМАНА — учредитель жертвоприношения, для к-рого оно совершается жрецами, профессиональными исполнителями обряда; Я. призывает их с этой целью и оплачивает их труд.

В. Эрман

 

ЯДЖНА/ЯДЖНЯ (жертвоприношение) — осн. форма ве--дийского обряда, восходящая к архаич. магич. представлениям древнейшей эпохи; жертва, приносимая богам в точном согласии с определенными правилами, неукоснительно обеспечивает исполнение желаний почитателей. Эту веру в Я. отвергает Шанкара, крупнейший философ веданты. В индуизме Я. сменяет пу-джа.

В. Эрман

 

ЯДЖНАВАЛКЬЯ — риши, с именем к-рого ассоциировалась Белая "Яджурведа" (Вад-жасанея-самхита). В индуистской традиции почитался как Йогешвара ("Владыка йоги"). Один из мудрецов в "Брихада-ряяъяка-упанишаде".

А. Вигасин

 

ЯДЖНАВАЛКЬЯ-СМРЙТИ

— одна из дхарма-шастр, составленных в стихотворной форме. Приписывается риши Яджнава-лкье. Содержит краткое изложение всех вопросов дхармы. Делится на три раздела: о добродетельном поведении, о судебных делах, о покаянии. Судя по тому, что в Я.-с. заметно влияние "Ману-смрити" и "Артхаша-стры ", текст может быть датирован III—IV вв. Можно говорить о единстве авторской манеры изложения в Я.-с, видимо, не подвергавшейся многократной переработке. В XI—XII вв. Виджнянешвара написал комментарий к Я.-с. под названием

 

"Митакшара". Последний стал самым авторитетным памятником классич. индийского права.

А. Вигасин

 

"ЯДЖУРВЁДА" (Книга жертвенных изречений) — одна из четырех свящ. Вед, собрание яджусов, изречений и молитв, к-рыми сопровождается жертвоприношение и к-рым приписывается магич. сила; руководство для жрецов-адхварью. Текст "Я." сохранился в нескольких редакциях, принадлежащих разл. брахманским школам: "Катхака" и "Капиштха-ла-катха-самхита" — "северные" редакции, весьма близкие между собой и считающиеся более ранними; "южные" — "Майтраяни-самхита" и "Тайт-тирия-самхита"; эти четыре редакции объединяются под названием "Черная (Кришна) Я."; материал в них расположен по одному принципу, и они отличаются от пятой редакции — "Ва-джасанейи-самхиты", называемой "Белой (ЙГукла) Я.", тем, что, кроме самих яджусов и гимнов, содержат описание обрядов, а также комментарии, называемые брахманами ("Черная Я." представляет переход к этому циклу). "Белая Я." состоит из 40 1лав, в к-рых литургич. формулы расположены в соот-

"Яджурведа"

ветствии с исполнением обряда (упорядочение, чем в более ранней "Черной Я."). Содержание "Я." целиком посвящено ритуалу, в ней находит отражение чрезвычайно сложная система обрядов древнего брахманизма, разработанная до мельчайших деталей (каждой придаются величайшая важность и символич. значение); ориентируется на ритуальный календарь, определяющий цикл годовых праздников. Предполагается, что знание тайн ритуала дает жрецу магич. власть, приравнивающую его к божеству. В "Я." детали описываемых обрядов толкуются как символы божественных сил, стихий, отвлеченных понятий и т. п.; символизация основывается на отождествлении, восходящем к архаич. формам сознания, и нередко представляется алогичной. Язык яджусов затруднен для понимания, его характерной чертой являются магич. священные слова, лишенные конкретного значения; особенно почитается таинственный слог Ом, сохраняющий свящ. значение в последующей религиозной лит-ре. Выделяются также три "великих слова" (ма-хавьяхрити): бхур, бхувас, свар, отождествляемые потом соответственно с землей, воздушным пространством и небом.







Дата добавления: 2015-08-27; просмотров: 374. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Измерение следующих дефектов: ползун, выщербина, неравномерный прокат, равномерный прокат, кольцевая выработка, откол обода колеса, тонкий гребень, протёртость средней части оси Величину проката определяют с помощью вертикального движка 2 сухаря 3 шаблона 1 по кругу катания...

Неисправности автосцепки, с которыми запрещается постановка вагонов в поезд. Причины саморасцепов ЗАПРЕЩАЕТСЯ: постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых автосцепное устройство имеет хотя бы одну из следующих неисправностей: - трещину в корпусе автосцепки, излом деталей механизма...

Понятие метода в психологии. Классификация методов психологии и их характеристика Метод – это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С...

Понятие о синдроме нарушения бронхиальной проходимости и его клинические проявления Синдром нарушения бронхиальной проходимости (бронхообструктивный синдром) – это патологическое состояние...

Опухоли яичников в детском и подростковом возрасте Опухоли яичников занимают первое место в структуре опухолей половой системы у девочек и встречаются в возрасте 10 – 16 лет и в период полового созревания...

Способы тактических действий при проведении специальных операций Специальные операции проводятся с применением следующих основных тактических способов действий: охрана...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия