Студопедия — Альбедиль М.Ф., Дубянский А.М. - Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь 34 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Альбедиль М.Ф., Дубянский А.М. - Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь 34 страница






— армия, (8) пракирнака

— торговцы и ремесленники, (9) абхийогья — слуги, (10) ки-лбишка — чернь, плебс. Как можно видеть, эта стратификация достаточно точно отражает социальную структуру города-государства в древней Индии. Разряды (3) и (6) отсутствуют в племенах Вьянта-ра и Джйотишка. А. Терентьев

 

КАЛАЧАКРА (колесо времени) — осн. категория джайнских представлений о "мировой истории". По этим представлениям мир вечен и неизменен, однако условия существования его центр, части, на уровне срединного мира, включающей области Бхарата и Айравата, подвержены ритмическим колебаниям. Остальная часть мира пребывает в постоянном неизменяющемся потоке времени. "Колесо времени" имеет 12 "спиц" — веков; шесть из них относятся к "прогрессивному", восходящему полуобороту колеса, а шесть — к нисходящему. А. Терентьев

"КАЛЬПА-СУТРА" (на ард-хамагадхи — Каппа, именуемая также "Брихаткальпа-сут-ра", или "Брихатсадхукаль-па-сутра") — пятый и древнейший текст из группы Чхе-да-сутр джайнского канона (Агама). Осн. содержание текста — правила поведения монахов и монахинь. Одноименная "К.-с." — сочинение Бхад-рабаху (ок. 300 г. до н. э.) является восьмым разделом "Ачарадаша" (на ардхамагад-хи Аярадаса) — 4-го текста из группы Чхеда-сутр. Содержание "К.-с." Бхадрабаху — биографии джин, и, в части., Махавиры — хорошо известно по англ. переводу Г. Якоби (1884). А. Терентьев

КОСМОГРАФИЯ ДЖАЙ-

НОВ. Вселенная делится на мир и бесконечно большой не-мир, в к-ром нет ничего, кроме пространства — акаши, и к-рый недоступен для восприятия и проникновения. Мир отделен от не-мира трехслойной бездной из густой воды, густого ветра и тонкого ветра. Мир, по представлениям джайнов, имеет весьма свое-обр, форму: он состоит из трех усеченных конусов или пирамид, из к-рых средний и верхний сложены основаниями, а вершина среднего покоится на вершине нижнего. Нижний конус — это нижний

 

мир Аддхалока, два верхних суть верхний мир — Урдхвало-ка, а в месте их соединения находится средний мир — Ма-дхьялока. Интересна неканоническая концепция, согласно к-рой мир имеет форму человеческого тела. Это Лока-пу-руша (т. е. мир-космический человек), на уровне талии к-рого находится Мадхьялока, ниже — Аддхалока, а выше

— Урдхвалока. Этим представлением можно объяснить название одного из слоев высшего мира — Грайвейака

— "шейные миры". Обитатели мира делятся на растения, низших животных, высших животных, людей, обитателей ада, божеств; всем им противопоставлены сиддхи. Нижний мир по вертикали состоит из семи слоев, названия к-рых сверху вниз следующие: Рат-напрабха, Шаркарапрабха, Ба-лукапрабха, Панкапрабха, Джумапрабха, Тамахпрабха и Тамастамахпрабха. Во всех слоях, кроме первого, расположено огромное кол-во натуралистично описываемых адов, наполненных тьмой и смрадом гнили и нечистот. По ранним представлениям, обитатели ада были людьми, страдающими от всевозможных пыток. Позднее они выделились в низший ранг телесного перерождения и описываются как отталкивающие существа черного цвета, похожие на ощипанных птиц, бесполые, дурно пахнущие, вызывающие боль при прикосновении, живущие в постоянном страхе взаимного преследования, ибо они и жертвы, и палачи. Их омерзительность увеличивается пропорционально глубине слоя. В центре среднего мира лежит круглый континент Джамбудвипа, вокруг к-рого концентрич. кругами располагаются бесчисленные океаны и др. континенты. В центре Джамбудвипы возвышается мировая гора Ман-дара (в поздних текстах

— Меру) — центр мира. У основания и по склонам ее расположены райские рощи Бхад-рашила, Нандана и Саумана-са. В каждой из них по четырем гл. сторонам света стоят храмы, по промежуточным

— расположены по четыре лотосовых пруда. В Нандане и Сауманасе среди прудов стоят дворцы, принадлежащие божествам Шакре и Ишане. Джамбудвипа разделен с запада на восток шестью горными цепями на семь земель: крайняя на юге — Бхарата или Бхаратаварша, на севере

— Еравая или Айравата. Центральную полосу занимает земля Махавидеха, к югу от к-рой лежат земли Хариварша и др. По окружности Джам-будвипы возвышается алмазная стена, за ней идет решетка из драгоценных камней. В стене и решетке расположены четверо ворот, ориентированных по сторонам света. Джам-будвипу окружает океан Лава-нода, в к-ром имеются 4 цепи островов, называемые Анта-радвипа, а также острова, принадлежащие лунам, солнцам и божеству Лаваноды — Суш-тхите. Далее идет континент Дхатакикханда. На севере и юге горные цепи делят его пополам, и каждая половина повторяет строение Джамбуд-випы. В середине каждой половины есть своя Махавидеха со своей горой Мандара (Меру), копией центральной Ман-дары, но меньших размеров. Далее следуют многочисл. океаны и континенты, в осн. копирующие друг друга. Крайний континент и океан называются Сваямбхурамана. Высший мир состоит из 10 (у шветамбаров) или 11 (у дигам-баров) слоев. Эти слои частично или все делятся на сев. и юж. половины, представляющие собой самостоят, небесные царства. Каждый слой разделяется также на неравное число подслоев, так что в сумме образуется 62 (или 63 у ди-гамбаров) самостоят, небесных уровня. В каждом из них имеется опред. число разнообразных по форме жилищ-дворцов — вимана, к-рые располагаются так, что в центре находится круглая индрака-ви-мана (дворец владыки), а остальные расходятся от него лучами ориентированно по сторонам света и называются "рядовые" или же заполняют пространство между ними — т. наз. "рассыпанные" ви-маны. Высшая центральная вимана, расположенная в вершине конуса верхнего мира, соответствует по размерам и форме Джамбудвипе. Над ней находится Ишатпрагбха-ра, имеющий форму раскрытого зонтика, увенчивающего мир. Еще выше мир кончается, и в последней его части пребывают сиддхи. О. Волкова

КЕШАЛУНЧАНА — удаление волос с головы, включая бороду и усы, у джайнских аскетов. В отличие от буддистов, джайнские аскеты не употребляли бритву и, в отличие от индуистов, не отращивали волосы. Они выщипывали их руками. К. считалась важной процедурой, и адепты собирались и присутствовали при ее совершении.

М. Альбедиль

 

КУНДАКУНДА известный также под именем Падманан-дин — джайнский философ, выходец из Юж. Индии (Анд-хры?), жил в I в. н. э. или во II—III вв. н. э. К. был одним из первых систематизаторов и теоретиков школы дигамба-ров, и к его работам восходят почти все позднейшие направления дигамбарской мысли. Для соч. К. характерно смелое диалектич. использование джайнской доктрины анэканта-вада, с помощью к-рой он пытается интерпретировать плюра-листич. онтологию джайнов в духе спиритуалистич. монизма. К. приписываются 84 труда, но до нас дошло лишь 15 из них, все написаны на пракрите. Есть мнение, что лишь 3 из упомянутых сочинений действительно принадлежат К. А. Терентьев

 

ЛЁШЬЯ (аура) — ореол, окружающий всякое живое существо, но заметный только субъектам, находящимся на высоких ступенях духовного развития (гунастхана). Л. обладает цветом, вкусом и запахом, но наиб, важной характеристикой является цвет, указывающий на нравств. качества личности: чем совершеннее джива, тем светлее его Л. 6 осн. цветов Л.: черный, синий, серо-сизый, оранжевый, розовый, белый. У сиддхов Л. отсутствует. А. Терентьев

ЛОКАНТИКИ ("На-рубеже-мира") — племя божеств неба Брахмалоки, названное так потому, что в следующем воплощении они должны стать людьми и достичь освобождения (см. Мокша). Л. имеют 8 родов: Сарасвата, Адитья, Вахни, Аруна, Гардатоя, Тушита, Авьябадха, Аришта. Они чужды чувственным удовольствиям и постоянно предаются медитации. А. Терентьев

 

[Ml

 

МАХАВЙРА — 24-й тиртха-нкар джайнизма, родившийся, согласно традиции, 30 марта 599 г. до н. э. в семье правителя государства Вадджи. Отца его звали Сиддхартха (также Шреямса, Яшашви), мать — Тришала (также Видехадат-та или Приякарни). Сам Ма-хавира на 12-й день после рождения получил имя Вардхамана, букв. — "процветающий", "растущий", ибо ко дню его рождения процветание гос-ва достигло апогея. Из др. его имен, полученных впоследствии, наиб, популярны Джина, Махавира, Вира, Ати-вира, Санмати, Гьятапутра, Натапутта. По достижении совершеннолетия Вардхамана женился на Яшоде, дочери могу ществ. царя Калинги (дига-мбарская традиция отрицает женитьбу Вардхаманы). В 30 лет, после смерти родителей, Вардхамана стал странствующим аскетом и начал суровое подвижничество. В период подвигов, как утверждает традиция, он неоднократно совершал голодовки длительностью по нескольку месяцев и почти постоянно пребывал в медитации, пока, наконец, в 557 г. до н. э. на десятый день луны месяца вайсакх (май—июнь) в местечке Амб-хигриям, что на сев. берегу р. Риджупалика, М. не достиг просветления и стал Джиной. Вскоре после этого он начал проповедовать, создал общину последователей и до конца жизни распространял учение. Кончина М. последовала на 72-м году жизни в маленьком городке Пава, недалеко от Ра-джагрихи в 527 г. до н. э. Относительно дат рождения и нирваны Махавиры в джайнской общине имеются разногласия. День рождения М. и ныне остается всенародным праздником в Индии. Во время праздника, как и во время дня рождения Ганди, в стране закрыты все бойни. А. Терентьев

МИФОЛбГИЯ ДЖАЙНОВ

насчитывает астрономическое кол-во божеств. Ими изобилует средний мир, ибо божества есть у каждой горы, озера, реки, дерева, ворот, океана, местности и т. п. В подавляющем большинстве текстов о них не сообщается ничего, кроме имен собственных, совпадающих, как правило, с названием соответствующего предмета, в к-ром они обитают и название к-рого всегда объясняется из имени божества. Кроме того, выделяются четыре класса божеств, живущих в осн. в нижнем и верхнем мирах. Это бхаванавасины, подземные божества, живущие во дворцах (бхавана) в Ратнапрабхе; въянтара или ванамантара — также подземные божества, к-рые живут гл. обр. в слое, отделяющем Рат-напрабху от среднего мира; джйотишка — божества светил, обитающие в пространстве между землей и верхним миром; вайманика — небесные божества, живущие во дворцах (виманах) верхнего мира. Каждый класс делится на подклассы, а последние в большинстве случаев — на северные и южные, в зависимости от расположения района их обитания к северу или югу от центра мира. Правитель каждого подкласса (а в случае разделения на северные и южные и правитель каждого района) носит титул индры. Боги каждого класса характеризуются опред. продолжительностью жизни, частотой дыхания и принятия пищи, размерами тела, степенью способности ясновидения и трансформации в разл. облики и т. п. Они могут иметь истинную, ложную или смешанную веру, истинное, ложное или смешанное знание. У каждого индры есть неск. главных супруг, свита к-рых состоит из неск. тысяч низших богинь. Индрам бхаванавасинов и ваймаников подчиняются (или почти равны им по рангу) хранители мира — локапалы и 33 высших сановника траястримша. Индры имеют войска и военачальников и воюют друг с другом. Кроме того, у них есть совет, члены к-рого называются паршадья, и слуги — абхийогья. Самые же низкие по социальному рангу божества, нечто вроде земных париев, называются килбиша. Как и обитатели ада, божества рождаются способом манифестации упапатти — мгновенное внезапное появление без материального основания. Джайнскую мифологию отличает тяготение к созданию сложных классификационных систем и строгих иерархий, стремление к систематическим числовым способам описания. Джайнская мифология оказала сильное воздействие на культурное развитие таких областей Индии, как Гуджарат, Раджастан, Мадхья-Прадеш. Особенным блеском архитектурного мастерства и декора с бесконечно повторяющимися, в духе джайнской мифологич. картины мира, фигурками и орнаментами отличаются джайнские храмы XI—XII вв. О. Волкова

МОКША (НИРВАНА) — освобождение, религ. идеал джайнизма, понимаемый как освобождение дживы от "кармического" вещества, т. е. превращение сансарного дживы в сиддху. А. Дюранов

 

IT

_п_

 

НА РАКА — 1) ад, 2) существа, обитающие в адах. Ады описываются как ямы, усеивающие каждую из земель нижнего мира и являющиеся их единственной достопримечательностью, т. к., кроме этих ям, на нижних землях нет ничего — "ни гор, ни морей, ни островов, ни городов, ни деревень, ни людей, ни богов". 3 млн адов расположены на земле Ратнапрабха, 2,5 млн — в Ша-ркарапрабха, 1,5 млн — в Валу-капрабха, 1 млн — в Панкапраб-ха, 300 тыс. адов — в Дхумапра-бха, 95995 — в Тамахпрабха и 5 адов — в Махатамахпрабха, итого 8 400 ООО адов. Страдания находящихся в адах обусловлены прежде всего холодом или жарой, к-рые там царят. Ады трех верхних земель горячие, затем следуют две земли, где есть и горячие и холодные ады, а в темных нижних землях ады только холодные. Н., обитатели адов, живущие там в результате греховных деяний прошлой жизни, испытывают страдания также и от своих товарищей по несчастью: внешность и нравы их настолько омерзительны, что не выносят друг друга, Н. подвергают своих собратьев разнообразным пыткам, усугубляя тем самым и свои собственные муки. Бесполые, дурно пахнущие, похожие на черных ощипанных птиц, живущие в постоянном страхе взаимного преследования, они вдобавок подвергаются гнету бывающих на первых четырех землях нижнего мира асуров (см. Дэва и асуры). Хотя время пребывания в адах и ограничено кармой, тянется оно чрезвычайно долго — миллионы и миллионы лет. Каждая земля имеет свои пределы удержания грешников в адах, причем максимальное время пребывания в адах одной земли равно минимальному времени пребывания в нижележащей. А. Терентьев

НАНДЬЯВАРТА — разновидность благопожелательной мистич. диаграммы. Графически представляет собой лабиринт, в к-ром линии свастики переплетаются т. обр., что в каждом направлении образуется 9 углов. Н. является также символом тиртханкара Арана-тхи в иконографии шветамба-ров.

М. Альбедиль

 

ПАРШВА (НАТХА) — 23-й, предпоследний тиртханкар джайнизма, живший приблизит, за 250 лет до Махавиры. Его жизнеописание резко отличается от стандартизированных жизнеописаний предшествовавших тиртханкаров и изобилует таким кол-вом реальных деталей, что позволяет рассматривать П. как историческую личность. В части., утверждается, что он был сыном раджи Бенареса Ашвасены, победил в битве раджу Явана (явана на санскр. — грек) из Калинги и был женат на Праб-хавати, дочери раджи Прасе-наджита, в 30 лет стал аскетом. В жизнеописании Махавиры говорится, что его родители были последователями учения П., а также упоминается, что уже после достижения всеведения Махавира встречался со сторонниками П. и обращал их в свою версию джайнизма. А. Терентьев

ПАРЬЮШАНА — гл. священный праздник в джайнизме. П. проводят во время сезона дождей, следуя предписанию

Махавиры, т. к. в этот сезон монахи и миряне могут совершать длительные религ. обряды. Праздник П. начинается с поста. Затем миряне принимают обеты пошадхи и живут как монахи. Целый день они проводят в медитации или в благочестивых занятиях в монастыре или в уединении. На 5-й день шветамбары празднуют день рождения Махавиры. Последний день П., называемый самватсари, и последний день ритуального года джайнов начинается с большой исповеди, имеющей целью не допустить ни одного прегрешения в новый год. О. Горовая

ПАТТАВАЛИ — генеалогические списки джайнских ача-рьев. Каждая секта имеет свой список П. У шветамбаров он начинается с Махавиры, у ди-гамбаров — с Бхадрабаху II, жившего, по преданию, на рубеже нашей эры.

М. Альбедиль

 

ПОШАДХА-УПАВАСА ВРАТА — второй дисциплинар^ ный обет (см. Шикша-враты) в джайнизме. П. в. — это обет

2-дневного абсолютного поста, к-рый необходимо соблюдать каждую неделю. А. Дюранов

ПРАМАТТА-ЙОГА — в джайнизме бесконтрольная активность, являющаяся гл. причиной химсы, т. е. причинения вреда живым существам. П.-й. включает в себя стремление к чувственным удовольствиям, деятельность под влиянием аффектов, сон и т. д. А. Дюранов

ПРАТИВАСУДЭВА — см.

Баладэва

ПУДЖЬЯПАДА — дигамбарс-кий философ, известный также под именами Деванандин и Джинендрабуддхи; жил в нач. V в. О его жизни нет достоверных сведений, однако хорошо известны его работа по грамматике "Джайнендра" и "Сар-вартхасиддхи" — комментарий на "Таттвартхадхигама-сут-ру", считающийся основополагающим текстом дигамбарской традиции. А. Терентьев

"ПУРУШАРТХАСИДДХЬЮ-ПАЯ" ("Средства для достижения истинной цели души") — работа известного джайнс-кого дигамбарского ср.-век. автора Амритачандры. Имеет еще одно название — "Джина правачана рахасья коша" ("Сокровищница сущности учения Джины"). Язык трактата — санскрит, он состоит из 226 строф, написанных в метре "арья". "П." — это изложение джайнской этики, предназначенное для мирских последователей Амритачандры. "П." начинается с разъяснения важности постижения абсолютных характеристик реальности в их соотношении с феноменальными. Осн. же содержание посвящено раскрытию джайнского учения о пути освобождения. Подробнейшим образом в трактате разбираются все обеты и предписания, к-рые должен выполнять джайн, предупреждаются самые разные вопросы относительно религ.-этической практики, ставится цель не только научить мирянина праведно жить, но и сориентировать его на конечное освобождение (мокша). Осн. средством достижения мокши, по мысли автора, является соблюдение принципа ненанесения вреда живому — ахимса. В "П." этот принцип получает универсальное значение для всей религ. практики. Амритачандар чуть ли не единственный автор в джайнской философской лит-ре, всесторонне рассмотревший все тонкости понимания ахимсы. А. Дюранов

 

РАДЖАГРЙХА — свящ место джайнов к югу от Патны, древняя столица Магадхи. По преданию, здесь родился 20-й тиртханкар, муни Суврата; Махавира провел здесь 14 дождливых сезонов.

М. Альбедиль

 

РИТУАЛ В ДЖАЙНИЗМЕ.

В джайнизме можно выделить три вида ритуальных действий: ритуалы мирянина, ритуалы монахов и аскетов и храмовая служба. Ритуалы мирянина в течение дня состоят из: чтения "Парамештха-мант-ры" (утром и вечером), ритуала авашьяка (шесть разделов его — это: самайика, поклонение 24 тиртханкарам, ванда-на, или почитание учителя, пратикрамана, кайотсарга и пратьякхьяна. Подобная практика может выполняться или дома, или в монастыре, или в храме. (Это характерно для представителей школы стханакавасинов, принимающих участие в религ. обрядах открытого типа в специальных молитвенных домах обычно один раз в день или чаще.) Нек-рые ритуалы джайнов близки индуистским обрядам, в части, обряд жертвоприношения огня. Согласно текстам Ади-пураны, его проводят трижды: утром, днем и вечером (в память о сожжении тела Ришабхи). Целый ряд ритуалов связан с важнейшими моментами жизни каждого члена джайнской общины. Это в первую очередь обряды жизненного цикла. Они инициируют возрастание благих качеств и оберегают живое существо от нечистых влияний, могущих ввергнуть его в плохие рождения. Самые первые ритуалы связаны с зачатием и рождением: обряд очищения (гарбхадхана), обряд, обеспечивающий ребенку легкое рождение и счастливую жизнь (пумвасана). Рождение ребенка происходит в доме родителей будущей матери и сопровождается следующими ритуалами: семикратное призывание богини Амбики; на третий

 

день гуру совершает обряд поклонения Солнцу, а вечером

— Луне. На шестой день гуру совершает в доме рождения ритуал почитания "восьми матерей", или богинь-защитниц,

— Брахмани, Махешвари, Ка-умари, Вайшнави, Варахи, Индрани, Чамунды и Трипуры. Церемония наречения имени (намакарана) связана с созданием гороскопа ребенка. Гуру называет имя ребенка старейшей женщине в семье, затем процессия направляется в храм, где все поклоняются тиртханкарам. Здесь старшая из женщин впервые произносит имя ребенка перед свящ. образом Джины. Обряд упа-наяна — это начало учения мальчиков-джайнов. Первое соприкосновение со знанием происходит в пять лет, когда ребенок посвящается в тайны свящ. алфавита. Учение, а также выбор учителя возможен только для мальчиков трех высших каст; от учителя (Гуру) ученики получают пояс и свящ. шнур. После окончания учения (обычно когда юноше исполняется 16 лет) проводится специальный ритуал подношения пищи гуру. Большое значение для общества имеет брак. Это сложный ритуал, переход, сопровождаемый разл. обрядами и праздничными церемониями. Время празднования свадьбы определяется астрологом. Затем в доме родителей жениха и невесты проводится ритуал поклонения богиням-матерям Шаштхи, Ганапати, Кандарпе и Кулакаре. Праздничная процессия, во главе к-рой везут роскошно одетую и украшенную невесту, направляется в специальный павильон, построенный для проведения свадебных торжеств. Здесь исполняются разнообразные ритуалы "призывания счастья", подношения молока и риса и т. п. После совершения этих многочисл. обрядов жениха и невесту несколько раз обводят вокруг свящ. огня. Весь комплекс ритуалов и обрядов призван обеспечить благополучие новой семьи. Следующим из "пятнадцати свящ. действий" для мирянина является ритуал принятия временных обетов благочестия (врата и пратима). Обеты "врата" связаны с отвержением всего, несущего зло, и с принятием благочестивого образа жизни (молитвы, почитание божественных джин, поднесение пищи, принятие в своем доме ^ монахов или аскетов, паломничество, а также монашеская

жизнь в течение определенного времени). Одиннадцать обетов "пратима" вводят мирянина в сферу аскетической практики. Они включают в себя низшие, общие практики поклонения тиртханкарам и учителям, обряды "врата", ежедневную медитацию, воздержание от пищи. Высшие практики связаны с исполнением обетов брахмачарьи. Одиннадцатый обет — уединения, молчания и медитации, принадлежит к высшим обетам и примыкает к практике полной аскезы, характерной для монашества. Последний ритуал, к-рым завершается жизнь благочестивого джайна, ритуал смерти и погребения, пятнадцатый из "священных действий" в джайнизме. Ритуал последнего священного действия длится несколько дней. Рядом с умирающим постоянно находится гуру, читающий мантры и молитвы, призванные направить стремления умирающего к высшим сферам. Перед смертью джайны передают пожертвования для храма, для монастырей, для монахов и нищих. Затем они укрепляются в следовании высшим заповедям религии и направляют свои мысли к пяти Парамештхи (Высшим божествам). После смерти и кремации траур соблюдается 10 дней. В это время близкие умершего посещают храм, где поклоняются образу Джины, и монастырь, где слушают проповедь о бренности всего земного. О. Горовая

РИТУАЛЫ МОНАХОВ И АСКЕТОВ В ДЖАЙНИЗМЕ. Их можно разделить на ежедневные и специальные. Ежедневные ритуалы исполняются всеми монахами и аскетами. В четыре часа утра монах читает парамештхи-мант-ру, после исполнения процедур очищения медитирует, читает тексты или переписывает их. Монах или аскет, в отличие от мирянина, может совершать внутреннюю духовную пуджу. Обыкновенно в десять часов утра он выходит из монастыря для сбора подаяния. Собрав милостыню, он возвращается в монастырь. Здесь он совершает практику обдумывания "всем сердцем" тех прегрешений, к-рые он мог совершить, выйдя для сбора подаяния: он мог повредить живым существам, в его сердце могли зародиться злые помыслы. Он искренне раскаивается во всех неблагих деяниях и вновь совершает обряд очищения от всего нечистого. Пищу в монастыре принимают до захода солнца. Затем совершается вечерняя медитация и повторение "Парамештхи-мантры". Подобное расписание духовных занятий характерно для монахов школы шветамбара, оно может варьироваться у монахинь этой же школы, аскетов и монахов, принадлежащих к др. направлениям джайнизма. Специальные ритуалы сопровождают всю жизнь монахов и монахинь от первого их вступления на стезю духовной практики до последнего дня жизни. Осн. ритуалы, определяющие ступени духовной практики, можно описать на опыте шветам-баров. Все, желающие посвятить себя монашеской жизни, должны иметь разрешение своих родителей, своей жены, детей или старших и одного брахмачарьи. Только затем адепта готовят к проведению специальных ритуалов, и учитель (гуру) посвящает его в брахмачарьи. Учение продолжается три года, после чего происходит испытание ученика. Если испытание выдержано, адепт получает степень кшуллака, если же он не выдержал испытание, он возвращается в мир как домохозяин.

Вторая ступень монашества — кшуллака — связана со специальным обрядом — дикша, содержащим "пять отвержений" и получение новых священных мантр. Кшуллака занимается духовной практикой еще три года, после чего происходит новое испытание. Еще три года он готовится к посвящению третьего уровня — са-майша-чаршра. Только после прохождения этого испытания окончат, разрешается вопрос о том, может ли адепт просить о полном посвящении в монашеский сан, или он должен вернуться в мир для исполнения обязанностей домохозяина. Собственно монашество начинается с проведения ритуала правраджья; он происходит в день, определенный астрологом, в чистом, уединенном месте, на к-ром произрастает "благое дерево", или перед домом гуру. Именно здесь возводится алтарь, обязательно присутствие поблизости "драгоценного дворца" (самавасарана). После совершения ритуалов и чтения гимнов посвящаемый меняет платье и ему полностью обривают голову. В конце проведения ритуала неофит получает новое имя. Затем новый садху совершает обряд поклонения

 

Ришабха

 

своему гуру и монашеской общине. Особые ритуалы связаны с посвящением монаха в звание чтеца (вачана), учителя (упадхьяя) вплоть до высшей степени — мастера (ачарья). Самым торжественным является ритуал посвящения монаха в ачарьи. Обязательный элемент этого посвящения — вдохновенная проповедь, восхваляющая учение джайнов, к-рое "как громовый перун раскалывает гору сансары". Окончание жизни монаха связано со специальными ритуалами, предваряющими его уход в высший мир. Затем тело умершего сжигают; во время соблюдения траура, длящегося 10 дней, читают проповеди о преходящем характере всего земного. Вид смерти, желанный для истинного аскета, — саллекхана, добровольная голодная смерть. Самые великие джайны исполняли ритуал саллекхана в горах, в уединении. Саллекхана разрешалась после двенадцатилетней строжайшей аскезы, с совершением специальных подношений и медитаций. Места, где джайнские аскеты совершали обряд саллекханы, становились местами паломничества верующих, полагающих, что подобные местности обладают особой силой и прямой связью с небесными сферами, что святой, ушедший из жизни в состоянии самадхи, открывает своим уходом простым мирянам прямой путь к высшим сферам. О. Горовая

РИШАБХА (также Вришабха, Адинатха, Адидэва и пр.) — первый из 24-х тиртханкаров джайнизма, к-рый играет роль культурного героя: обучает людей искусствам и ремеслам, устанавливает социальную структуру и обычаи общества, впервые проповедует религию (джайнизм). Его дочь Брахми изобретает письменность ("брахми" — одна из систем древнеиндийского письма), а сын Бхарата становится первым чакравартином, по имени к-рого называют и страну (Индию) — Бхарата. А. Терентьев

 

G

САЛЛЁКХАНА-ВРАТА — пятый дисциплинарный обет джайна (см. Шикша-враты). Саллекхана — это оставление тела при неотвратимости смерти в несчастье, в голоде, в старости, в болезни ради сохранения достигнутого уровня духовности. Св. осуществляется посредством усиливающегося до крайней степени поста и включает требование удержания сознанием нескольких свящ. мантр. Т. обр. джайны признают правомерность религ. смерти. А. Дюранов

САМАЙИКА-ВРАТА — первый дисциплинарный обет (см. Шикша-враты), к-рый берет на себя последователь джайнизма. Он состоит в обязательстве полностью соблюдать осн. обеты (см. Ану-вра-ты) в течение 48 минут. Это время проводится в медитации или чтении свящ. текстов. С. в. должен выполняться не менее одного раза в сутки. А. Дюранов

САМАНТАБХАДРА — один из величайших диалектиков-парадоксалистов школы дига-мбаров, живший, вероятно, в нач. IV в. О жизни его сохранилось мало достоверных сведений. По-видимому, он происходил из Каньчи и был сыном раджи Урагапуры. Из дошедших до нас работ С. наибольшее значение имеет написанная в стихах "Аптами-манса". Имеется много комментариев на это философское произведение. Ряд работ С. утрачен, в т. ч. и наиб, ранний дигамбарский комментарий на "Таттвартхадхигама-сут-ру" — "Гандхахастимахабха-шья". А. Терентьев

СВАСТИКА — наиб, часто встречаемый знак в джайнизме. Как символ святого знания полностью она представлена: собственно С, каждая ветвь к-рой означает одну из четырех ступеней бытия души, возрождающейся в мире (верх — существование в мире богов, низ — в адах, справа

 

Сиддха-чакра

 

и слева, геральдически, — рождение среди животных и в мире людей). Над С. изображают три точки, означающие три драгоценности: праведное знание, праведное воззрение, праведное действие. Третий член изображения С. — полумесяц с точкой над ним — олицетворяет освобождение. Близок по построению рисунка к С. знак нандьявар-та. О. Горовая

СИДДХА — джива, достигший освобождения (см. Мокша). Отделяясь от "кармического" вещества, С. лишается всех качеств, за исключением "абсолютной праведности", "абсолютного воззрения" (т. е. абсолютно правильного воззрения — джайнского), "абсолютного познания" и "сиддхо-сти" (т. е. "достигнутости"), невозможности пасть назад в сансару. Несмотря на "абсолютность" своих атрибутов, С. сохраняет индивидуальность, а не сливается с к.-л. рода "абсолютным духом", Богом и т. п. Индуистские представления о первоначале, творце мира и т. д. подвергаются джайнски-ми логиками уничтожающей критике. По их мнению, сохраняющие индивидуальность С. по достижении освобождения взлетают вертикально вверх до высшей точки вселенной, "места С", Сиддхакшетры. Эта обитель освобожденных душ, именуемая также Сиддха-шила и Ишатпрагбхара, располагается над небесами Анут-тара и имеет форму диска. А. Терентьев







Дата добавления: 2015-08-27; просмотров: 397. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Тактика действий нарядов полиции по предупреждению и пресечению правонарушений при проведении массовых мероприятий К особенностям проведения массовых мероприятий и факторам, влияющим на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, можно отнести значительное количество субъектов, принимающих участие в их подготовке и проведении...

Тактические действия нарядов полиции по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков В целях предупреждения разрастания групповых нарушений общественного порядка (далееГНОП) в массовые беспорядки подразделения (наряды) полиции осуществляют следующие мероприятия...

Механизм действия гормонов а) Цитозольный механизм действия гормонов. По цитозольному механизму действуют гормоны 1 группы...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

ТЕХНИКА ПОСЕВА, МЕТОДЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР И КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА МИКРООРГАНИЗМОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА БАКТЕРИЙ Цель занятия. Освоить технику посева микроорганизмов на плотные и жидкие питательные среды и методы выделения чис­тых бактериальных культур. Ознакомить студентов с основными культуральными характеристиками микроорганизмов и методами определения...

САНИТАРНО-МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОДЫ, ВОЗДУХА И ПОЧВЫ Цель занятия.Ознакомить студентов с основными методами и показателями...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия