Студопедия — Альбедиль М.Ф., Дубянский А.М. - Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь 37 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Альбедиль М.Ф., Дубянский А.М. - Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь 37 страница






— в знак того, что стали братьями. Приняв посвящение, новообращенные сикхи получают все права члена общины: они могут отныне посещать все святыни и вступать в брак. Все обязанности сикха должны отныне исполняться ими неукоснительно. В сикхизме

Обряды жизненого цикла в сикхизме

 

предусмотрена возможность повторной инициации для тех, кто по к.-л. причинам (в т. ч. ритуального характера) выбыл из общины. Бракосочетание, "а н а н д к а р а д ж" имеет много общего с индуистской церемонией бракосочетания, но нет обычая обязательно давать за невестой приданое. Обряд проводится рано утром на рассвете. Читаются гимны из "Ади Грантха". Гл. содержательный момент ритуала состоит в том, что жених и невеста четыре раза обходят вокруг "Ади Грантха". В тот же день молодая жена может перейти жить в дом мужа. В сикхской традиции нет запрета на замужество вдов. Похоронный обряд.Сикхи кремируют умерших, и обряды, связанные с этим печальным событием, во мн. общие с индуистскими. Читаются гимны из "АдиГрантха". Считается, что ни в коем случае нельзя давать волю эмоциям. Период траура длится четыре—десять дней. Сикхизм запрещает совершать поминальные жертвоприношения (шраддха).

 

ПАНТХ — сикхская община, халъса. В сикхской традиции П. является со времен гуру Гобинд Сингха законодателем и судьей. Решения, принятые выборными представителями об-ва в присутствии гуру Грантх (т. е. "Ади Грантха") и П., представленным не менее чем пятью сикхами, становятся обязательными для исполнения как "гурумата", решение гуру. Е. Успенская

ПЯТИ "К" ПРАВИЛО

— мнемотехнический прием для заучивания названий (на панджаби) тех символич. особенностей, к-рые определяют внешний вид сикха. Их ввел в практику десятый гуру Гобинд Сингх как знаки принадлежности к халъсе, имея к-рые легко быть узнанным и трудно отречься от своей веры. П. "к", обязательные для сикхов хальсы, следующие; кеш — длинные волосы, борода и усы, никогда не стриженные и не бритые; кангха — гребень в волосах, к-рый помогает аккуратно их уложить, а не распускать в беспорядке, как это делают порицаемые сикхами аскеты; кара — стальной (железный) браслет на правом запястье; качх — штаны особого покроя; кирпан — меч. Е. Успенская

РАМ ДАС, гуру (1534—1581)

— четвертый гуру сикхов. Р. родился в индусской семье, но рано пришел к гуру Амар Дасу, став его лучшим учеником и преемником. Р. был прекрасным знатоком и толкователем сочинений своих предшественников; ему приписываются 679 гимнов, включенных в "Ади Грантх". Р. вошел в сикхскую историю как создатель свящ. города Амритсара. В 1577 он купил участок земли и заложил город Гуру Чакк. В этом городе был при Р. вырыт свящ. пруд Амритсар ("Океан амриты")

— отсюда название выросшего здесь большого города. Считается также, что именно Р. стал назначать масандов в сикхские общины. Е. Успенская

РАМДАСИ — сикхская ремесленная каста, соответствует джулаха-ткачам в индусской кастовой структуре. Р. считают себя последователями четвертого гуру Рам Даса, к-рому, по преданию, помогали копать свящ. пруд в Амритсаре Научные изыскания, однако, заставляют думать, что эта группа ведет свое происхождение от чамаров, к-рые, став сикхами, повысили свой статус и изменили род занятий. Зато они особо почитают санта Равидаса, чама-ра по происхождению, чьи стихи вошли в "Ади Грантх", а гуру Рам Дас, как они говорят, принял их в сикхизм из уважения к Равидасу. Е. Успенская

РАМГАРХИЯ — ремесленная каста в сикхской общине. Ее основу составили плотники-таркханы, вошедшие в общину вслед за землевладельца-ъш-джатами, которым они служили. В сикхской общине плотники стали называть себя "рамгархия" по имени одного из знаменитых представителей своей касты. Джасса Сингх Рамгархия, глава одного из мисалов (см. Мисал), командовал крепостью Рамгарх в Амритсаре и прославился своей храбростью в сражениРанджит Сингх

 

ях. В касту Р. влились также представители других ремесленных каст, перешедшие в сикхизм: кузнецы (лохар), каменщики (радж), парикмахеры (наи). Р. в значит, степени сохранили свои традиционные занятия, применяясь к новым условиям. Мн. из них повысили свой экономич. и социальный статус. Большое кол-во Р. эмигрировало в страны Восточной Африки, а также в Англию. Л. Хохлов а

РАНДЖИТ СИНГХ

(1780—1839) — создатель независимого сикхского гос-ва, короновавшийся в 1801 махараджей Пенджаба, род. в семье главы мисаля Сукерчакия и унаследовал его. В условиях распада Могольской империи и вмешательства англичан в политику на сев.-западе Индии Р. сумел объединить сикхские мисали и создать сильное гос-во с хорошо оснащенной и организованной армией. Период существования независимого сикхского гос-ва в сикхской идеологии воспринимается как "золотой век" в истории Пенджаба, а Р. является любимым нац. героем. Е. Успенская

 

G

САНТ (Святой человек) — уважительное звание, к-рое сикхи дают человеку, имеющему особые заслуги перед общиной, ведущему праведный образ жизни и заслужившему высокий авторитет. Е. Успенская

САРДАР — уважительное обращение к сикху, особенно незнакомому. Исторически С. — сикхский феодал-землевладелец и военный глава мисаля в XVIII—XIX вв. Е. Успенская

САХАДЖДХАРИ — одно из двух основных подразделений сикхской общины — Си кеш-дхари (хальса).С. — те, кто не принимает новаций десятого гуру Гобинда, т. е. не становится членом хальсы. С. сикхи и хальса имеют концептуальные идеологич. различия: С. не приемлют воинственности хальсы, лояльно относятся к индуистскому влиянию и т. д. Различия проявляются и во внешнем облике, т. к. С. не принимают обязательных для хальсы знаков отличия (см. Пяти "к" правило) — стригу! волосы, бреются и т. д. С. называются также Нанакпантхи (следующие по пути Нанака). Е. Успенская

САХАДЖ-ЙОГА см

Нам-марг.

СИКХ — последователь религии сикхизма. Слово произошло от санскритского "шишья" — "ученик". По традиции считается, что С. — тот, кто следует учению десяти гуру и почитает "Ади Грантх". Две большие группы С, различающиеся своим отношением к реформам Гобинд Сингха, это: ортодоксальная хальса (кешдхари) и бритые сахадждхари. Сикхские секты могу г быть отнесены к сикхизму лишь условно, т. к. ортодоксальный сикхизм их не признает. Это удаси, отличающиеся неверием в десять гуру, а также намдхари и ниранкари, к-рые считают, что традиция живых гуру продолжается и после гуру Гобинд Сингха, и поэтому имеют своих гуру, к-рых почитают наравне с десятью сикхскими. Есть и нек-рые другие сикхские секты. По переписи 1971 в Индии насчитывалось 10 378 797 С. Из них 8,8 млн проживало в штатах Пенджаб и Хариана. Ко вт. пол. XX в. община С. получила такое развитие, что сейчас можно говорить о сложившейся этноконфессиональ-ной общности С. Е. Успенская

СИНГХ САБХА — одно из реформаторских движений в сикхизме во вт. пол. XIX

— нач. XX в. Просветительская направленность С. с, имевшая целью соц. реформы, стремление к восстановлению чистоты веры и учения десяти гуру, имела огромное влияние на духовное развитие сикхской общины. Во вт. пол. XIX в. в духовной жизни инд. об-ва отчетливо обозначилось противостояние традиц. ценностей и европ. влияния в культуре, что привело к буржуазной реформации индуизма. С. с.

— реакция сикхской интеллигенции на сложный период в жизни сикхской общины, когда очевидным стал отход от учения гуру и преобладание индуистского влияния в доктрине, ритуале, повседневной бытовой практике, чему способствовала деятельность махантов. Положение усугублялось повсеместным распространением христ. миссионерского влияния. Вызов зап. науки и христ. морали традиционным сикхским обычаям привел к необходимости творческого осмысления места сикхов в об-ве. Задача осложнялась тем, что сикхизм рассматривался в это время как ересь индуизма, а сами сикхи — как составная часть инд. нации (в противоположность мусульманам). Активные политич. процессы в стране вызвали необходимость осознания сикхами своих интересов, и С. с. способствовала возрождению конфес. и нац. самосознания сикхов Пенджаба и их самоопределению как отдельной от индуистов общины. В 1873 была создана ассоциация Шри Гуру С. с, провозгласившая задачи восстановления чистоты сикхизма, издания религ. и историч. книг, пропаганды совр. знания на языке панджаби, создания просветительских программ, возвращения в лоно сикхизма вероотступников. Просветительская деятельность С. с. имела долговременное значение. Были открыты многочисленные школы, в т. ч. для девочек, колледжи, в т. ч. знаменитые Хальса Колледжи в Амритсаре и Гуджранвале, госпитали, сиротские дома. Началось издание газет и журналов, религ. и историч. литературы на панджаби. Были узаконены сообразующиеся с сикхской традицией обряды и церемонии. Было обращено внимание на положение дел в сикхских храмах. С. с. получила широкую поддержку в сикхском об-ве, мн. авторитетные люди присоединились к движению. В 1879 была создана С. с. в Лахоре, а в 1880 — объединенная С. с. в Амритсаре.

Эти орг-ции получили поддержку правительства Индии. В 1902 образовался Главный совет хальсы (ЧХД), и все С. с. оказались под его руководством, а ЧХД стал политической орг-цией. Со временем, когда речь зашла о борьбе за контроль над гурдварами, инициатива перешла or ЧХД и С. с. к Акали, а к 1940 ЧХД потерял влияние в сикхских массах. Е. Успенская

"СУКХМАНИ" — поэма гур\ Арджуна, вошедшая в 'Ади Грантх". Считается, что в ней гуру Арджун изложил основные догматы сикхской веры. Е. Успенская

 

If"

 

ТЕГХ БАХАДУР, гуру (1621—1675) — девятый сикхский гуру, преемник гуру Хар Кришана. Т. был младшим из пяти сыновей гуру Харгобинда и получил совершенное сикхское образование и воспитание: классич. науки, физическое развитие, верховая езда, стрельба из лука. Он достиг большого мастерства во всем и обнаружил глубоко мистич. характер, любовь к размышлениям и одиночеству. Т. был талантливым поэтом — в "Ади Грантх" представлены 118 написанных им гимнов. Т. в юности принимал участие в военных сражениях рядом с отцом, а позже жил с отцом в Киратпуре, где гуру Харго-бинд создавал сикхскую общину. Через неск. лет Т. уехал с матерью и женой в родную деревню матери Бакала. В 1644 стал сикхским гуру и пользовался большим уважением современников. Гл. внимание он уделял развитию духовной стороны жизни общины, учил сикхов всепрощению. Т. заложил новый город Анандпур, бывший при нем гл. городом сикхов. При Т. была восстановлена связь с отдаленными общинами через масандов. В 1665 Т. отправился в длительное путешествие на восток — до Дакки и Ассама; он хотел повторить путь гуру Нанака и донести слово гуру до самых отдаленно живущих своих учеников. В 1666 в г. Патне родился его единственный сын Гобинд Дас, к-рого отец впервые увидел уже трехлетним мальчиком по окончании своего путешествия. Служение гуру Т. проходило во времена Мо-гольского падишаха Ауранг-зеба, отличавшегося крайней нетерпимостью к иноверцам. Желая превратить страну в оплот ислама, он жестоко подавлял сопротивление методично проводившейся им политике исламизации коренных жителей Индии. Гуру Т. был вынужден вступить в открытое противостояние с Ау-рангзебом. Понимая, что обречен, он назначил своим преемником сына Гобинд Даса. По приказу Аурангзеба Т. более трех месяцев держали закованным в цепи в тюрьме, принуждая отречься от своей веры и принять ислам. Несломленный, он был посажен в железную клетку и доставлен в Дели, где и был публично казнен — обезглавлен на Чандни Чау-ке 11 нояб. 1675. Мученическая гибель гуру Т., защищавшего право сикхов сохранить свою веру, сплотила их в борьбе за выживание. Считается также, что своей смертью Т. утвердил право немусульман Индии на свою религию. Сын и преемник Т. гуру Гобинд Сингх радикально реформировал сикхскую общину и сделал ее способной защищать себя. Е. Успенская

 

УДАСИНЫ, УДАСИ — аскетическая сикхская секта, основанная старшим сыном гуру Нанака Шри Чандом (1494—1629). У. особо почитают первых гуру и не признают установлений десятого гуру Гобинд Сингха. У. — сахаджд-хари-сикхи. По обычаям и обрядности они мало отличаются от индуистов. До начала XX в. У. пользовались большим влиянием в сикхской общине, т. к. члены этой секты по традиции управляли сикхскими гурдварами (см. Маханты). Сейчас У. имеют мало соприкосновений с халъсой, имеют свои собственные молитвенные дома, школы и т. д. £ Успенская

X А ЛИСТ АН, произв. от "хальса". В ходе борьбы за независимость Индии в 1940 конференция Акали дал приняла резолюцию с требованием в случае раздела Индии на доминионы создать особое сикхское гос-во X. на территории Пенджаба. С тех пор радикальное требование создания Азад Пенджаба, Сикхистана, Халистана активно используется идеологами сикхского сепаратизма.

ХАЛЬСА (от арабск. чистый) —название, данное гуру Гобинд Сингхом сикхской общине, принявшей его нововведения. Гобинд Сингх провел в жизнь крупнейшую реформу сикхизма и создал по-новому организованную сикхскую общину — X. X. — воинственное, бескастовое, готовое к самопожертвованию братство сикхов. Первое посвящение в X. Гобинд Сингха произошло 30 марта 1699. С этого времени в сикхской общине выделяются два основных подразделения: X. и сахадждхари. Приняв посвящение, пройдя специальную церемонию, верующий сикх становится членом X. и отныне имеет право посещать самые свящ. места сикхов. Все члены X. — мужчины получают дополнение к имени (нечто вроде единой для всех фамилии) — Сингх ("лев"), в знак равенства независимо от касты. Члены X. должны носить пять эмблем принадлежности к X. (см. Пяти "к"правило) и соблюдать обязательные заповеди: не стричь волос; воздерживаться от курения, употребления алкоголя и др. интоксикантов; не есть мяса животных, убитых обескровливанием, как это делают мусульмане (надо употреблять мясо животного, убитого одним ударом); воздерживаться от интимных отношений с мусульманками. Принадлежность к X. означает принятие сикхом идеи гуру Гобинд Сингха о том, что "Ади Грантх" стала вечным гуру сикхов, а сами сикхи должны помогать слабым, бороться с угнетателями, верить в единого бога и считать всех людей равными независимо от касты. См. также Пантх. Е. Успенская

ХАР КРЙШЛН, гуру (1656—1664)

— восьмой сикхский гуру, сын и преемник гуру Хар Раи. Был еще маленьким мальчиком, когда стал гуру после смерти отца в 1661. Вскоре после этого X. приехал в Дели посетить двор падишаха Аурангзеба, но неожиданно заболел оспой и умер. Его преемником стал гуру Тегх Бахадур, брат деда X. Е. Успенская

ХАР РАИ, гуру (1630—1661)

— седьмой сикхский гуру, внук и преемник гуру Харгоби-нда. Больших военных конфликтов с Моголами при X. не было, но идейное противостояние продолжалось и отличалось большой напряженностью и драматичностью. X. сумел сохранить позиции сикхской общины, он имел возможность укрепить ее в духовном отношении — X. Р. и его ученики вели большую миссионерскую работу, проповедуя учение сикхизма. Е. Успенская

ХАРГОБИНД, гуру (1595—1644)

— шестой сикхский гуру, сын и преемник гуру Арджуна. X. было всего 11 лет, когда мученически погиб его отец. Но сикхская община сумела сохранить единство и выстоять, а позже и усилить свое влияние. Служение гуру X. прошло в ситуации противостояния Моголам и необходимости защищаться от все растущего религ. и политич. давления имперских властей Дели. X. стремился пробудить воинственный дух сикхов и преуспел в этом. X. был образованным и отлично физически подготовленным человеком. Став гуру, он начал создавать сикхскую армию, построил крепость Ло-хгарх для защиты Амритсара. Но по приказу падишаха Джа-хангира был схвачен и заточен в крепость Гвалиор якобы за неуплату налогов. Вернувшись в Пенджаб, X. стал много ездить и проповедовать учение сикхских гуру, чтобы поднять дух своей общины. Военные столкновения с Моголами продолжались, и в 1634 уже при Шах Джахане X. был вынужден покинуть Амритсар навсегда, чтобы поселиться в предгорьях Гималаев в г. Киратпуре, к-рый стал при нем центром сикхской веры. Сюда отовсюду стекались сикхи, и время проходило в военных упражнениях и религ. занятиях. К концу жизни X. сикхи уже имели хорошо подготовленную в военном отношении армию, что стало важнейшим фактором в истории сикхского общества. Е. Успенская

 







Дата добавления: 2015-08-27; просмотров: 362. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Билет №7 (1 вопрос) Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка Важнейшая функция языка - коммуникативная функция, т.е. функция общения Язык представлен в двух своих разновидностях...

Патристика и схоластика как этап в средневековой философии Основной задачей теологии является толкование Священного писания, доказательство существования Бога и формулировка догматов Церкви...

Основные симптомы при заболеваниях органов кровообращения При болезнях органов кровообращения больные могут предъявлять различные жалобы: боли в области сердца и за грудиной, одышка, сердцебиение, перебои в сердце, удушье, отеки, цианоз головная боль, увеличение печени, слабость...

Условия, необходимые для появления жизни История жизни и история Земли неотделимы друг от друга, так как именно в процессах развития нашей планеты как космического тела закладывались определенные физические и химические условия, необходимые для появления и развития жизни...

Метод архитекторов Этот метод является наиболее часто используемым и может применяться в трех модификациях: способ с двумя точками схода, способ с одной точкой схода, способ вертикальной плоскости и опущенного плана...

Примеры задач для самостоятельного решения. 1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P   1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия