Студопедия — Медицина и половая жизнь. Половая гигиена
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Медицина и половая жизнь. Половая гигиена






 

Общие указания. Если богословие представляет собою вероучение о боге и загробной жизни, а право — кодифицированный сборник древних и новых обычаев и законов, то медицина, как говорят, является искусством, — искусством лечить больного человека. Указанные три дисциплины имеют в корне своем одно чувство и одно сознание. Человек пришел к религии и преклонению перед богом под влиянием страха пред темными, таинственными, непостижимыми силами и пред посмертною судьбою, ощущая вместе с тем незначительность собственных знаний и сил. Право обязано своим происхождением чувству справедливости и несправедливости, находящемуся в филогенетическом соотношении с чувством симпатии или совести, базирующейся на необходимости совместной общественной человеческой деятельности. Медицину обусловили ощущение боли и страх перед болезнью и смертью, смягченные сознанием, что страдания могут быть облегчены или же устранены. Но пока богословие, если изолировать его от самовластно захваченной им этики и учения морали, базируется на мистике, силясь красивыми фразами сделать из нее нечто человечески-натуральное, право же, игнорируя свое происхождение и конечную цель, ушло в толкование и применение параграфов закона, медицина вся жива живым человеком.

«Седа, дорогой друг, вся теория, и зелено златое дерево жизни». Эти слова Гете должны быть всегда памятны врачу. Чтобы устранить болезнь, т. е. ввести в норму нарушенные функции организма, посколько это возможно, врачу необходимо знать нормальное тело и его жизненные отправления. Вследствие этого искусство неизбежно должно иметь под собою основу вспомогательных и экспериментальных наук, обусловливающих эти знания, и раньше всего, дисциплины анатомии и физиологии. В зависимости от этого в последовательном развитии медицины происходило и постепенное развитие ее вспомогательных наук. Благодаря медицине, приобрели интерес исследования таких скрытых жизненных познаний, как гистология, эмбриология, сравнительная анатомия и физиология, анатомия и физиология мозга и в новейшее время бактериология. Чем только не займется человек, чтобы охранить и починить свое дорогое я! Но углубление во все эти науки по той причине и поглотило столько места в медицине, что само искусство лечения отступило на второстепенное место, хотя оно не перестает играть самую видную роль в практике и всего больше импонировать естественнонаучно необразованной публике.

Это искусство довольно разноценно. Но оно проявляется в настоящем виде лишь в тех случаях, когда свободное от малейшей примеси шарлатанства, оперирует на основании выводов науки, так как неуч применит свой талант там, где этого не требуется, и пуская в ход ненужные в данный момент средства, шарлатан же сосредоточивает все свое внимание на капиталах больного. Наблюдаются странные сочетания истинного искусства с незнанием, знания с шарлатанством и искусством и знания с недостаточною искусностью. В идеале можно желать соединения знаний и искусности с честностью и отсутствием алчности. Бывают сочетания в лице одного и того же субъекта всех таких качеств, как невежество, бездарность, алчность и шарлатанство. К сожалению, вышеприведенные слова Гете еще мало привлекают к себе внимание даже со стороны одаренных талантов и научно-подготовленных врачей. Есть немало догм и понятий в этой среде, которые воспитаны одряхлевшими гипотезами и предположениями, которым очень далеко до сходства с плодами зеленой ветки действительного опыта жизни. Есть масса врачей, являющихся в своем роде богословами, знающих лишь указку своего руководителя и пользующихся его очками взамен самостоятельного мышления и наблюдения. К таким больше всего принадлежат люди системы (гомеопаты, приверженцы натурального метода лечения и т. д.). Но всего более это положение вещей получает горькое возмездие в сфере полового вопроса.

Нам интереснее самоопределение медицины, как науки, которая, считаясь с далеким от совершенства искусством лечения, нашла для себя удобным прибегнуть к такому гигиеническому закону: «предупреждать лучше, чем лечить».

И тут предрассудки играют крупную роль в представлениях наших врачей применительно к половому вопросу, что наблюдается и относительно алкоголизма, причем здесь не обходится без некоторого воздействия религиозной этики и непоколебимого авторитета. Однако, медицина сделала свое большое дело, так как благодаря ей у нас представилось ясное понятие о половых отношениях человека с точки зрения естественно-научной и этически-социальной. Отношения медицины к половому вопросу, если посвятить им здесь место, значительно отвлекли меня от темы; отсылаю поэтому к главам I, II, III, IV, и VIII, которые имеют своим основанием медицину и естественные науки. Рассмотрев уже в главе VIII половую патологию, мы обратим здесь внимание на половую гигиену, которую, впрочем, оставим, в ее общей и социальной части, на конец главы, чтобы предварительно указать на некоторые неправильные взгляды врачей на половой вопрос.

В сказанном в главе X мы имели возможность убедиться в том неправильном и вредном взгляде, который поощряет врачебный надзор и регламентацию проституции, не только вредные со стороны нравственной и половой, но совершенно не отвечающие своему назначению и с точки зрения гигиены, в смысле предупреждения заражения венерическими болезнями. Слепо преклоняясь перед авторитетом раз навсегда учрежденного института, врачи брали вопрос с обратной стороны и полагали, что необходимо представление доказательства того, что свободная система должна пользоваться преимуществом пред государственной регламентацией. Но ведь приверженцы регламентации должны сами доказать улучшение дела, хотя бы в отношении предупреждения заражения, с тех пор, как государство взяло проституцию под свою высокую руку. И даже при благоприятном ответе можно было бы сомневаться в необходимости таких принудительных мероприятий. Но не только такого доказательства нет, но и желание собрать такие доказательства закончилось весьма печально. Таким образом, существование этой системы обязано не желанию уменьшить число венерических заболеваний, а объясняется влечением мужчин к излишествам и разнообразию в половой сфере. Однако, можно сомневаться в правах общества продолжать покровительствовать в интересах развратников и сластолюбцев такому недостойному институту, как сводничество, получившее патент от правительства, а также унижение женщины и еще большее сокращение ее прав. В этом и сказывается воздействие старых и ложных взглядов на вещи, что немало врачей, которые рекомендуют, в качестве одного из методов своего лечения, посещение проституток и публичных домов. Но ведь такое лечение представляет больше опасности, чем сама болезнь, для которой оно предназначено, и во всяком случае хуже онанизма, поллюций и пр. Что же касается всякого рода извращений, то в домах терпимости они у каждого из их посетителей получают лишь большее усиление.

Я привожу здесь письмо одного нервно-больного, которое может служить типом такого рода историй, имевших место у бесчисленного множества лиц.

"Мне тридцать один год. Я женат был 3 1/3 года и потерял жену два года тому назад, умершую от чахотки. Болезнь эта вскоре обнаружилась у моего ребенка, которого я должен был в течение 1, 5 лет лечить в санатории.

"Под влиянием перенесенного несчастья я почувствовал себя больным и долго не мог придти в себя.

"Я не сплю по ночам, а в продолжение дня безотчетно околачиваюсь по комнатам, не будучи в состоянии освободиться от тоски и угнетенности.

"Ощущаю физические страдания, как тяжесть в голове, спазмы, сухость кожи, потерю семени.

"К сожалению, врачи не облегчили моих страданий. Меня кормили бромом и опиумом и лупулином от потери семени. Так как результатов благоприятных не получалось, то один врач посоветовал мне в качестве единственного средства получить половое удовлетворение. И вот, пренебрегши моральным чувством, я три месяца тому назад в доме порока, в объятиях проститутки, мнил найти себе исцеление от потери семени. Но взамен этого заразился гонорреей, от которой не освободился еще и по настоящее время, так как не помогают ни гоносан, ни вспрыскивания.

«Мое отчаяние не имеет границ и я не задумался бы перед самоубийством, если бы не обязанности, возлагаемые на меня моим несчастным ребенком».,. и т. д.

Разумеется, в высшей степени бессмысленно запугивать людей преувеличением вредных результатов некоторых половых излишеств. В главе IV (половое стремление) нами приведена была норма вместе с правилом Лютера. Врач же может предложить следующее:

Если молодой человек по каким-либо соображениям еще не предполагает жениться, то должен стараться отвлекать свои мысли от всяких половых представлений, удовлетворяясь ночными периодическими истечениями семени, но отнюдь не прибегая к мастурбационному акту. Это же имеет отношение и к девушкам, которые в этом смысле поставлены в более благоприятные условия, так как в нормальном состоянии инстинкт их слабее и нет выделения желез, обусловливающих половое возбуждение. Если женщина не может владеть собою до брака, то ей необходимо соблюдать большую осторожность, но вовсе нет надобности разуметь в таких случаях проституцию (см. гл.!Х, XII и XIX).

Роль моралиста или сурового прокурора совершенно неуместна для врача, к которому обратились по половому вопросу. К сожалению, часто практикуемые запугивания ипохондриков, онанистов и всяких извращенных людей дают самые скверные результаты. Весьма полезным является гипнотическое внушение при посредстве врача, которое весьма успешно воздействует, ослабляя половое возбуждение, слишком частое истечение семени и уменьшая случаи извращения. Часто в браке при моногамии много моментов, не разрешающих зачатия, как время после родов, после болезни и т. д. Врач в этом случае должен быть чрезвычайно осторожен. Запретив супружеской чете половые сношения, он поставил мужа в весьма неудобное положение, так как причинит ему страдания, если последний будет воздерживаться, что, между прочим, отдалит его от жены. Если же муж, в интересах удовлетворения своего полового влечения, обратится к продажным женщинам, то неизбежен риск заражения, которое может сделать семью несчастной навсегда.

Отсюда ясно, с какой осторожностью врач должен рекомендовать в браке воздержание. Мы затронем здесь, в связи с вышесказанным, принципиальный вопрос.

Половое воздержание успело возбудить вокруг себя массу всевозможных мнений, из которых крайние, конечно, должны быть исключены, как всякая крайность. Но можно сказать, что всегда господствовала тенденция чрезмерно преувеличивать вред от воздержания. Иногда это довольно трудно, но все же воздержание вполне возможно для обоих полов. Правильным поэтому является мнение медицинского факультета в Христиании, согласно которому заболевания действительно наблюдались, но не в зависимости от воздержания, а в связи с излишествами. Следует избегать обобщений, так как у нормальных в половом смысле людей воздержание может отразиться на их психике и душевном состоянии. Легко возбудимые в половом отношении переживают действительно тяжелые часы в борьбе со своим влечением. Хиникви, о котором мы уже упоминали, приводит случай с одним честным монахом, который, желая сохранить обет безбрачия, но не в силах совладать со своим возбуждением, вырвал рукой половые части. Такие факты не лишне было бы напомнить проповедникам морали, которые от природы имеют холодный темперамент или успели уже значительно состариться. Они тогда стали бы иначе смотреть на «безнравственность» результатов полового влечения. Одна нимфоманка, богатая и интеллигентная девушка, целомудренная, заявила, что отдастся проституции, если скоро не выйдет замуж. И вместе с тем, как странным должно казаться, когда люди с холодным темпераментом отправляются в публичные дома или обзаводятся семьей, чтобы «сделать так, как другие» и избегнуть насмешек. Мне лично известен богатый образованный молодой человек, отправившийся под влиянием насмешек товарищей в публичный дом, заразившийся там сифилисом и спустя несколько лет павший жертвой прогрессивного паралича мозга.

Раньше совершение полового акта как у человека, так и у зверя совпадало с представлением о зачатии, но в настоящее время нет места больше для естественного подбора, и, стало — быть, на нас самих лежит обязанность избегнуть появления на свет несчастных уродов, и поэтому мы должны строго различать удовлетворение половой потребности от зачатия. Это непосредственно в интересах наших и нашего потомства.

Меры для урегулирования, а в случае надобности и предотвращения зачатия. В главах I и III мы изучили уже механизм совокупления и воспроизведения, который дал нам возможность убедиться в том, что вовсе не представляет большой трудности удовлетворять половые потребности без зачатия, с каковой целью воздвигаются препятствия для проникновения семенной жидкости в матку. Для этого имеются различные способы или предохранительные меры, как для мужчин, так и для женщин.

1. Меры предупреждения со стороны женщины.

Вслед за совершением полового акта женщина может промывать влагалище тепловатой водой с уксусом, которого берется от 3 до 5%. Такой способ может быть применяем даже в том случае, когда другое средство (которое применил мужчина) было не совсем достаточно или неудачно. Однако, такое промывание не служит верным предохранением, так как сперматозоиды могли уже успеть попасть в отверстие матки.

Утверждают, что совершение полового акта до менструаций не влечет за собою зачатия, но хотя, действительно, в это время зачатия реже, однако, полагаться на такое средство не рекомендуется.

Имеет применение также маленькая губка, пропитанная каким-нибудь дезинфицирующим составом, вводимая женщиной перед совершением акта в глубь влагалища и вытягиваемая оттуда за нитку вслед за совершением акта. Но и такой способ не надежен, так как сперматозоиды могут проникнуть в матку и независимо от губки.

Так называемые замыкающие пессарии, или замыкающие каучуковые кольца, вводимые женщиной каждый раз перед совершением полового акта и располагаемые перед маточным зевом, также не достигают цели, так как при неправильном их положении они не соответствуют назначению, между тем как семя при этом способе остается во влагалище. Женщина вводит кольцо при помощи ободка, несколько сжав его; во влагалище его устанавливают при помощи пальца, на что слудует получить соответствующие указания от акушерки. Кольцо должно быть извлекаемо перед менструациями и, вообще, часто подвергаемо чистке. В последнее время предлагаются к употреблению так называемые предохранительные «шарики», которые состоят из масла какао с хинином и глубоко вводятся во влагалище перед совершением полового акта. Я мало верю в надежность этого средства. Те же самые результаты дает влагалищный пульверизатор «Атекос» д-ра Густава (вдувание во влагалище порошка из смеси борной, лимонной и дубильной кислоты в соединении с гумми-арабиком и мукой). Все это ненадежно.

Таким образом, ненадежными являются все средства, которые будет применять женщина, так как приходится иметь дело с полостью влагалища, темной и глубокой, где ничего верного нельзя предпринять. Все это дает основание убедиться в том, что эти средства непригодны.

2. Меры предупреждения со стороны мужчины. Большое распространение имеет способ так называемого coitus interruptus (прерванное совокупление), который сводится к тому, что мужчина быстро извлекает половой член из влагалища перед самым моментом эякуляции, так что семя не попадает во влагалище. Такой способ чрезвычайно тягостен, отражаясь на получаемом удовлетворении, и ненадежен, так как может произойти опоздание.

Некоторые мужчины прибегают к paedicatio mulierum, который состоит во введении члена в прямую кишку женщины или же в каком-нибудь ином его раздражении (ртом и т. д.). Помимо ненормальности и отвратительности такого способа, он не годится потому, что не удовлетворяет женщину.

Самым простым и достигающим цели средством является непроницаемая пленка, которая одевается на мужской член, находящийся в состоянии эрекции. Тогда семя задерживается в этой пленке, особенно если у основания пленки натянуть, в целях предосторожности, эластическое кольцо, не дающее пленке соскользнуть. Такие пленки называются кондомами или презервативами.

В ходу также каучуковые кондомы, имеющие у отверстия утолщенное и стягивающее кольцо. Однако, они действуют притупляюще на чувствительность головки, значительно уменьшают ощущение сладострастия, задерживая эякуляцию, и кроме того, ненадежны, так как могут прорваться. Имеются, однако, в продаже и лучшие сорта, которые меньше притупляют чувствительность, особенно если до применения ввести туда немного слюны. Каучуковые кондомы должны быть приготовлены из свежей резины, в противном случае они легко прорываются. Кондомы для головки, также приготовляемые из каучука и прикрывающие только одну головку, вряд ли приятнее, так как еще больше уменьшают чувствительность и весьма ненадежны. В настоящее время начали, поэтому, изготовлять, так называемые, цекальные кондомы из прямой кишки различных животных. Они носят название кондомов из рыбьего пузыря и, если отличаются прочностью и не очень тонки, то отлично соответствуют своему назначению. Необходимо только, в интересах предосторожности, одевать подобранное каучуковое кольцо сверх такого кондома, чтобы он не соскользнул и не покрывался складками. Перед применением его смачивают водой и вводят немного слюны. Таким способом устраняется ощущение постороннего тела у мужчины и женщины. Головку также смазывают борным вазелином. Лучше извлечь еще не совсем ослабевший половой член, осторожно снять кондом с кольцом и вымыть их в чашке, так как один и тот же кондом можно использовать несколько раз, если осторожно промывать его и высушивать между двумя тряпочками, а потом, вдунув воздух, прикрутить отверстие, оставив в таком виде до утра. Таким образом, он снова годен для пользования. Благодаря этому же способу определяется и годность его, так как, будучи проницаем, он не сможет удержать в себе воздуха.

Если кондомы очень тонки, то их можно натянуть один на другой. При обнаружившейся негодности кондома, необходимо сейчас же прибегнуть к упомянутому проспринцованию водою с уксусом. При соблюдении осторожности такой способ безусловно предупреждает зачатие. Женщина, не имеющая основания верить мужчине, может в свою очередь применить какое-нибудь из вышеуказанных средств. Мы обращаем внимание на важность всех этих подробностей, так как бедным людям недоступны слишком частые затраты. Хороший кондом допускает очень частое применение. В экстренных случаях, когда необходима полная гарантия против оплодотворения, рекомендуется одновременное применение кондома мужчиной и пессария или губки женщиной. При промывании же раствором уксуса в воде возможность оплодотворения совершенно исключается. При некотором навыке эта процедура не требует большой затраты времени и совершаются одновременно с раздеванием и одеванием.

Цекальные кондомы, приготовляемые из животной пленки, не притупляют ощущения наслаждения при совершении полового акта. Пьяные забывают всякую предосторожность и легко воспроизводят идиотов. Женщинам, которые не могут защитить себя от пьяных мужей, предлагается, по крайней мере, принимать меры предосторожности при помощи пессариев и тому подобных средств, а также промывания.

Обращаю вторично внимание на достижение дешевизны и практичности этих средств, которые, без сомнения облегчают условия нормального брака, исключают преждевременную беременность, не отражаясь на половом ощущении и на чувстве любви, и вводят таким способом дело размножения в соответствующее русло. Если же беременность для женщины безусловно опасна, то применением безвредной операции дислокации труб исключается навсегда необходимость в применении кондомов.

Практикуемое в последнее время совершенное вырезывание матки, при страданиях ее (exstirpation), разумеется, имеет следствием совершенное обеспложение женщины.

Высказывалось мнение, и особенно А. Пейером, относительно вредности кондомов. Но это не обосновано. Найденные им сперматозоиды в моче, что может иметь место в самых нормальных случаях, дали ему возможность построить целую теорию относительно нервного расстройства, которое, однако, сюда не имело никакого отношения. Но и другие врачи и простаки рассказывают всевозможные небылицы о применении презервативов и при этом без всякой тени осведомленности на теоретической или практической почве.

Некоторые в своих утверждениях доходят до уверений, что женщина лишается ощущения излияния семени в устье матки! Как-будто какая-либо женщина может это чувствовать! Невероятно, в какие формы может вылиться предубеждение в интересах своего оправдания.

Патологические субъекты, не имеющие права плодить потомство, благодаря противозачаточным мерам, могут удовлетворять свое половое побуждение, не обогащая человечество уродливыми детьми. Те же меры предоставляют возможность молодым людям вступать в брак в такие годы, когда не имеется еще возможности содержать семью. Кроме того, можно таким способом заранее определить месяц рождения ребенка. Так, в жарких странах можно приспособить роды к осени. Одним словом, является, таким образом, возможность изолировать вопрос воспроизведения от удовлетворения полового побуждения. Мне могут возразить, указывая на то, что эгоисты совершенно откажутся от деторождения, но я в этом не вижу никакого несчастья, так как увеличится лишь число жизнерадостных людей, стремящихся к воспроизведению, которые и обусловят вполне добросовестное поколение.

Эти же меры в некоторой степени ограничат развитие проституции, так как половые сношения в меньшем количестве случаев повлекут за собою беременность, рождения и связанные с ними нередко роковые последствия. Если сюда присовокуплены будут реформы, которые упомянуты были нами в главе ХIII, при рассмотрении гражданского права, то можно надеяться, что половые сношения примут более здоровые и нормальные формы. Можно указать также на относительную, но, конечно, не безусловную защиту при помощи кондомов от заражения венерическими болезнями (смотри ниже).

Вышеупомянутая операция у женщины может иметь место во всех тех случаях, когда женщине предстоит навсегда отказаться от деторождения (узкий таз, душевная болезнь, эпилепсия и т. д.).

Не верится, что у многих врачей настолько отсутствует чувство стыда, что они непосредственно толкают молодых людей в грязные объятия проституции, в то время как краска покрывает их лицо при упоминании о противозачаточных мерах. Таким образом, обыкновенно, и действуют привычка и предрассудок, давая место стыду там, где его не нужно, и одновременно оправдывая все достойное порицания и отвращения.

Правильное применение средств против зачатия представляет собою камень преткновения для всей индивидуальной и социальной половой гигиены, и святая обязанность врачей подробно ознакомиться с этим вопросом, рекомендуя и поощряя применение кондомов во всех соответствующих случаях. Вместо того, повсюду господствует предрассудок и рутина, значительная часть врачей подходит к этому вопросу с большим запасом теологических и догматических тенденций, чем даже теологи и боящиеся параграфа юристы, — и, по незнанию, или же на почве предрассудка, подвергаются заражению, жен же своих заставляют рожать детей сверх меры. Действительно, в этом случае они проявляют себя профанами. Побужденный Waadtland'cким обществом врачей, членом которого я состоял, реферировать на эту тему, после того как в Лозанне реферат на эту же тему вызвал всеобщее неудовольствие, я узнал, что некоторые из моих коллег предприняли против меня, хотя и безрезультатно, гонение. Это побудило меня, не считаясь ни с какими последствиями, еще энергичнее защищать мою точку зрения и привлечь их к ответу. Во время дискуссии (присутствовали исключительно врачи и в большом числе) никто не осмелился возражать протих моих выводов. Все, наоборот, даже со мной соглашались.

Гигиена брака. Мы посвятили этому вопросу уже достаточно места в главах VI, X и ХIII Б. Из того, что сказано было нами в главах IV и V, могут быть выведены наиболее важные физиологические и психологические условия брака. При условии заключения брака с согласия и сознательного отношения обеих сторон, когда не будут приняты во внимание ни материальные соображения, ни какие-либо источники противоестественного происхождения, ни давление религии и права, если еще при этом обеспечено будет равноправие обоих полов, — то на таких основах может вырости нормальная взаимная любовь, рука об руку с половым влечением, которая обеспечит внутреннюю связь брака, причем обязанности по отношению к потомству представят собою в той же степени прочные внешние связи. При наличности благоприятной организации происходит слияние этих двух элементов, так как свойственное им социальное чувство долга, или совесть, тесно граничат и с обязанностью, вовсе не нуждаясь в давлении закона. Рассмотрим еще целую серию вопросов на почве медицины.

В главе VII Б мы видели уже, что муж может быть старше жены на 6 — 12 лет, что особенно важно в постоянном моногамном браке. Объясняется это более ранним созреванием, но зато более ранним увяданием женщины в половом и умственном отношениях. Что же касается народов, живущих в полигамии, то здесь, правда, юные мальчики сочетаются браком с юными девочками, которых зато скоро бросают, чтобы обменять на новых юных жен. В нашем обиходе мужчина разрешает этот вопрос при содействия проституции. Развратившись еще в молодости физически и морально и к тому же нередко заразившись венерическою болезнью, вступившей в брак склонен смотреть на брачный союз, как на подобие богоугодного учреждения, где роль няньки исполняется женой. Разумеется, трудно придумать такой медицинский рецепт, который указал бы здоровый путь для моногамии, так как полигамия в той форме, в какой она дошла до нас, приближается к жизни животных, проституция же во много раз отвратительнее. Hiс Rhodus, hiс salta, — скажет эгоист, признающий лишь систему «после нас хоть потоп», «ничего не помогает, поэтому не обратим на него внимания!» — легкомысленно отвечает малодушный. «Человек обязан сдерживать свои страсти», — возражает проповедник морали. Мы изберем средний путь и скажем, что при наличности у молодого человека энергии, могущей бороться с его половыми побуждениями, причем до двадцати пяти лет он будет в состоянии оставаться целомудренным, его выигрыш в жизни будет наиболее верным. При отсутствии предрассудков и имея в виду предохранительные от забеременения средства, он может, даже не располагая материальным обеспечением, сочетаться в браке с молодой девушкой. Последняя, в свою очередь, 17-ти или 18 лет, или даже 18 — 19 лет, может стать подругою жизни, так как к этому возрасту вполне развита уже физически и духовно. Разница в летах, таким образом, будет сохранена, и в таком брачном союзе обе стороны смогут успешно продолжать свое образование, поощряя друг друга в стремлении скорее устроиться своею семьей.

Мы уяснили себе уже основы счастья в браке, которое, как мы уже упоминали (см. главы V" б и VII Б.), зависит от умственного, душевного и полового взаимного приспособления, благотворно отражающегося на чувстве любви. Необходимыми условиями их совместного существования являются общие труд и стремления, готовность быть друг другу полезными и благотворное взаимное воздействие, ничего общего не имеющее с наставничеством или деспотией. Отчуждение не должно иметь места, Мы должны повторить (см. главу V, пример 12), что изолирование спален и постелей ведет к серьезным последствиям, которые, между прочим, обусловливаются и длящейся половой воздержанностью, за исключением, разумеется, таких случаев, как старческая импотенция или серьезная болезнь. Приводилась мысль о том, что женщина должна периодически и достаточно продолжительно отдыхать от половых сношений, и, действительно, в главе IV мы видели, что дикари иногда оставляют в покое своих жен целых два года после родов (все время кормления грудью), так как женщина за этот период считается «нечистой». Но это объясняется лишь тем, что полигамные племена в это время находят удовлетворение при посредстве других женщин. В нашем же моногамном браке необходимо не устраивать перерывов и, если это необходимо, то на непродолжительные сроки. С физиологической точки зрения эти перерывы могут иметь место только во время менструаций и после родов. Грубер полагает («Hygiene des Geschlechtslebens»), что необходимо для периода после родов не меньше четырех недель, но мы допустим даже все шесть недель, и даже в таком случае это будет вполне возможно для мужа. Что касается беременности, то она совершенно не может служить препятствием для половых сношений, причем лишь в более высокие месяцы беременности необходимо соблюдать осторожность, чтобы не принести вреда младенцу.

Для замужней женщины необходим достаточно продолжительный промежуток между двумя последовательными родами, причем должно пройти не меньше года между родами и ближайшим зачатием, стало-быть, не меньше двух лет между двумя родами. Цекальный кондом благоприятно разрешает этот вопрос в интересах здоровья матери и потомства.

Нельзя заранее определять общего правила для частоты совершения полового акта. Это должно быть обсуждено совместно, но норма Лютера (2 — 3 раза в неделю), которую мы своевременно приводили, очевидно, является наиболее правильной в цветущем возрасте.

Если женщина обладает холодным темпераментом, хотя и любит детей, то она не может навязывать воздержание мужу, если бы он даже не преследовал цели воспроизведения. И не только ей полезно до брака получить соответствующие сведения о половых отношениях, но было бы необходимо, во избежание разочарования и непоправимых шагов, взаимное ознакомление друг друга с потребностями и взглядами на половые отношения.

Если девушка имеет хоть малейшее представление о половых отношениях, хотя бы все время оставалась безусловно целомудренной и от природы нормальна, то все же она инстинктивно будет сознавать, как на нее повлияет мысль о совершении полового акта с тем мужчиной, который ей нравится. Мне рассказывала одна женщина с высшим медицинским образованием, вполне целомудренная, но, разумеется, основательно знавшая, благодаря своей профессии, половые отношения, что одно представление о совершении полового акта с каким угодно мужчиной внушало ей одно лишь отвращение. Но едва явился тот, кто пленил ее сердце, как отвращение это быстро уступило место страсти. Из этого случая, между прочим, подтверждается свойственная женщине моногамность. В главе XVII мы укажем, каким образом следует посвящать молодых людей в подробности полового вопроса. При настоящем положении вещей совершенно невозможно взаимное объяснение молодых людей перед обручением по поводу их отношений.

Выросши в атмосфере проституции, мужчина часто женится уже истощенный, с большей или меньшей импотенцией, так что в состоянии лишь раздразнить свою молодую жену, но не удовлетворить ее. Это ненормальное положение вещей может быть устранено в зависимости от реформы в области половых отношений.

Различают патологическую, или истеричную, любовь, которая с внешней стороны выражается порывами страсти, но мгновенно превращается в ненависть при первом же совершении полового акта. Она свойственна обоим полам, но преимущественно женщине. На сцену выступают тогда такие объяснения: «Это было роковой ошибкой, — я никогда его не любила или не любил!» В таких случаях особенно ценными и, во всяком случае, благоразумными явились бы пробные браки и даже врачебные исследования, которыми могли бы определиться всякие ненормальности в строении женского организма (непомерно узкий таз, делающий опасными роды, и т. д.).

При следовании теории Толстого, т. е. при признании необходимости совершения полового акта лишь в интересах деторождения, девушка должна об этом своевременно предупредить своего мужа, при этом она должна разрешить мужу, в случае его несогласия, прибегать к услугам другой женщины или же отказаться от своей идеи. Я буду спорить, если кому-либо этот взгляд на вещи покажется безнравственным, так как я считаю возможным исходить лишь из основ разума и этики. Впрочем, этот вопрос слишком щекотлив, чтобы какие-либо нормы могли быть спокойно и систематически применительно к нему обсуждаемы, тем более, что наличность взаимной любви и привязанности всегда будет содействовать получению благоприятных результатов. Потворство инстинктам и страстям здесь менее всего желательно, и удовлетворенными будут вполне те, которые сумели избрать золотую середину. Важную роль играет и вопрос о рождении детей. Мы увидели уже, что тут возможна известная регулировка, и поэтому все заботы наши должны быть направлены на производство доброкачественных детей. Прежде всего важны, конечно, как духовные, так и физические особенности предков и родителей. Одновременно с развитым умом и физическим здоровьем одно из первых мест должен занимать хороший душевный склад, при наличности добропорядочности и энергичной воли. И на самом деле, ни умственные, ни физические преимущества детей не смогут покрыть их слабоволия, эгоизма и врожденной преступности. Такие дети (здоровенные канальи) являются истинным горем для честных людей, грибами-поганками для общества.

Отсылаю к сказанному о наследственности в главе I. Родители в момент зачатия должны быть вполне здоровы и ни в каком случае не пьяны, так как в таком случае потомство может быть бластофторически испорчено (см. главу I). Если родители очень стары, то и потомство более слабое.

Наблюдаемая в настоящее время тесная зависимость между деторождением и условиями чисто материального свойства достойна самого энергичного порицания. При наличности у людей всех хороших данных душевного и физического свойства, их не должна пугать перспектива обилия потомства, ибо оно при действительно лучших своих достоинствах найдет возможность развить свои силы при каких угодно условиях. Падает в борьбе с жизнью лишь все то, что по природе своей недоброкачественно, и бластофторически повреждено. Мы ие говорим, конечно, о случайностях жизненного пути, болезнях и пр. Но даже и при таких обстоятельствах от природы крепкий организм сумеет обнаружить больше стойкости и большее противодействие, если он только не будет ослабляться воздействием алкоголя, венерических болезней и пр. При естественных, не изломанных культурой условиях существования, как, например, у дикарей, дети являются не обузой, а богатством. Нам же недоступно и воспитание большого количества детей, так как нам не свойственно чувство меры относительно действительно нужных вещей, и больное тщеславие толкает на путь никому ненужной, дорого стоющей и лишь действующей развращающе роскоши. Энергия в деле воспитания должна быть направлена в сторону интеллектуальную, и к этому и сводятся, между прочим, функции государства.

Мы в этих случаях сталкиваемся с весьма щекотливым вопросом, который, однако, должен быть при более естественном положении вещей разрешаем совершенно просто. Два человека, связанные друг с другом искренней любовью, желают объединиться в браке и обращаются за советом к врачу, так как они страдают какой-нибудь болезнью (кто-нибудь из них или оба) или же наследственно обременены. И врачу вменяется в обязанность категорически воспретить брак из социальных соображений во всех тех случаях, когда кто-либо из них подвержен был душевной болезни или еще вполне от нее не оправился, носит в себе задатки туберкулеза или же не успел еще окончательно вылечиться от триппера. Я всегда придерживался такого образа действий.

При меньших осложнениях, но все же наличности сомнительности, когда можно все-таки предполагать, что потомство по своим качествам будет ниже среднего, брак может быть допустим с точки зрения медицины, но при условии неимения потом







Дата добавления: 2015-08-27; просмотров: 418. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Эндоскопическая диагностика язвенной болезни желудка, гастрита, опухоли Хронический гастрит - понятие клинико-анатомическое, характеризующееся определенными патоморфологическими изменениями слизистой оболочки желудка - неспецифическим воспалительным процессом...

Признаки классификации безопасности Можно выделить следующие признаки классификации безопасности. 1. По признаку масштабности принято различать следующие относительно самостоятельные геополитические уровни и виды безопасности. 1.1. Международная безопасность (глобальная и...

Прием и регистрация больных Пути госпитализации больных в стационар могут быть различны. В цен­тральное приемное отделение больные могут быть доставлены: 1) машиной скорой медицинской помощи в случае возникновения остро­го или обострения хронического заболевания...

Тема 5. Организационная структура управления гостиницей 1. Виды организационно – управленческих структур. 2. Организационно – управленческая структура современного ТГК...

Методы прогнозирования национальной экономики, их особенности, классификация В настоящее время по оценке специалистов насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования, но на практике, в качестве основных используется около 20 методов...

Методы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия   Содержанием анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия является глубокое и всестороннее изучение экономической информации о функционировании анализируемого субъекта хозяйствования с целью принятия оптимальных управленческих...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия