Уровни текста.
(вид практики)
_______________________________________________________________ (место прохождения практики)
Студент______________ ____________ __________________________ группа, курс подпись, дата ФИО
Руководитель ____________ __________________________ от предприятия подпись, дата ФИО
Руководитель ____________ __________________________ от университета подпись, дата ФИО
Члены комиссии ____________ __________________________ подпись, дата ФИО
____________ __________________________ подпись, дата ФИО
Семей 20__
Никого в подлунной нет, Только я да Бог. Знает только он мою Мертвую печаль, Ту, что я от всех таю… Холод, блеск, мистраль. (1952)
«Творец всегда изображается в творении и часто – против воли своей» (Н.М. Карамзин).
Уровни текста. Количество и характер уровней ХТ в трактовке разных исследователей не совпадают. Во-первых, из-за разных аспектов его изучения и сложности самого текста, во-вторых, в связи с возможностью выделения уровней художественной формы, так и произведения в целом. В связи с коммуникативно-деятельностным подходом к тексту как системно-структурному образованию, Н.С. Болотнова выделяет два универсальных уровня текста – информативно-смысловой и прагматический. Их необходимо в рассматривать в лингвистическом (речевые средства) и экстралингвистическом (коммуникативной деятельности).
Текст как лингвистически репрезентированная форма информации автора является объектом познавательной деятельности читателя. Текстовая информация, отражаясь в сознании читателя, приобретает статус смысла текста. С лингвистической точки зрения информативно-смысловой уровень включает подуровни: звуковой, морфологический, лексический, синтаксический), объединенные общей смысловой направленностью на выражение смысла. Каждый из них по-своему информативен.
Л.Ф. Тарасова: «Все уровни поэтической речи связаны между собой именно благодаря тому, что каждый из них ориентирован на содержание и принимает прямое или косвенное участие в формировании и выражении содержания поэтического произведения, так что каждый из них в большей или меньшей степени содержателен, а не формален».
С экстралингвистической точки зрения информационно-смысловой уровень текста рассматривается как содержащий когнитивную информацию, воплощенную в тексте при помощи языковых средств. Под когнитивной информацией понимается лингвистически эксплицированный в тексте фрагмент концептуальной картины мира автора. С учетом этого к данному уровню относятся подуровни: тематический, предметно-логический (денотативный) и сюжетно-композиционный. Каждый из них по-своему отражает фрагмент действительности, «стоящей» за текстом: конкретизирует объект изображения, его структуру, связи с другими явлениями, воплощает динамику в развитии объекта и способах его представления читателю.
По мнению Н.С. Болотновой, под эстетически обусловленной прагматичностью текста понимается способность вызывать эстетический эффект, предусмотренный интенцией автора, его коммуникативной стратегией и эстетическим отношением к действительности. Прагматичность текста связана с его функциональными свойствами (образностью, ассоциативностью, неоднозначностью интерпретации, предсказуемостью/непредсказуемостью) и обусловлена такими структурно-языковыми качествами художественного произведения как модальность, экспрессивность, выразительность, многозначность, узуальность/окказиональность. С лингвистической точки зрения прагматический уровень текста включает два подуровня: экспрессивно-стилистический и функционально-стилистический. К экспрессивно-стилистическому подуровню следует отнести системно-структурную организацию экспрессивных, эмоционально-оценочных, стилистически окрашенных языковых средств (морфологических, лексических синтаксических), обладающих прагматическим эффектом. К функционально-стилистическому подуровню относятся стилистические приемы (например, повтор, контраст) и типы выдвижения (скопление, объединение стилистических приемов). С экстралингвистической точки зрения прагматический уровень можно назвать эстетическим – это высший уровень текста, синтезирующий все остальные. В рамках этого уровня выделяют эмоциональный, образный, идейный подуровни. Данная концепция уровневой организации текста имеет комплексный, многоаспектный характер и основана на коммуникативном подходе к тексту.
Анализ стихотворения стр. 48-49 Ч.3.
|