Зарождение и развитие археографии как научн. дисциплины
Важнейшая функция археографии – создание базы опубликованных письменных источников, тем самым она способствует развитию исторической науки и других дисциплин исторического цикла. Главное требование к научной публикации – ее достоверность, а это означает не только точность воспроизведения текста источника, но и приведение необходимых сведений, позволяющих интерпретировать источник, сделать его понятным. Любой документ проходит четыре стадии бытования. Первая стадия – создание, вторая – существование, после утраты документом своего оперативного значения по итогам он может быть уничтожен либо оставлен для долгосрочного или вечного хранения в архиве-3 стадия. Описание архивного документа, снятие ограничений на доступ-4 стадия. Одним из признаков исторического источника является его публикация, т.е. воспроизведение и тиражирование документа с максимальным сохранением особенностей его содержания и внешней формы, а также конвоем – информационным сопровождением, включающим систему пояснительных элементов к документу (предисловие, комментарии, примечания, заголовок, архивный шифр и др.). История археографии и ее место в кругу других научных дисциплин: Начало систематической подготовки документальных публикаций в России связано с именем Петра Великого. Именно при нем возникла практика опубликования официальных документов – императорских указов, распоряжений высших и местных правительственных учреждений. Тогда же появились и первые документальные публикации исторических источников – летописных записей, актовых и других материалов. Во второй половине XVIII в. возникли и были частично реализованы проекты серийных документальных публикаций (летописей, актового материала, родословных книг и записей), появились первые государственные организации и общественные объединения, ставившие перед собой задачу подготовки и издания документальных публикаций исторических источников (Российская академия, кружок А.И. Мусина-Пушкина).В конце XVIII в. возникло и первое периодическое издание, специализировавшееся на документальных публикациях – «Древняя российская вивлиофика» Н.И. Новикова. В первой половине XIX в. расширился круг государственных организаций и общественных объединений, занимавшихся подготовкой документальных публикаций, стал более разнообразным с элементами системности понятийный аппарат археографии, появились первые специальные работы о методах подготовки документальных публикаций, возникли дискуссии по вопросам археографии, стало обязательным теоретико-методическое обоснование выбиравшихся археографами принципов и методов подготовки документальных публикаций. Во второй половине XIX – начале XX в. археография окончательно оформилась как научная дисциплина. В это время возникли и успешно реализовались грандиозные проекты серийных документальных публикаций, появились правила издания отдельных документов и их определенных видов, стали читаться учебные курсы археографии. На протяжении XX стремление установить определенные закономерности, единые принципы подготовки документальных публикаций документов разных эпох и разных видов – подготовка правил издания исторических источников, представлявших собой как раз попытку унификации подготовки документальных публикаций. В качестве объекта археографии выступает документальная публикация. Предметом археографии является документ, который с помощью специальных принципов, приемов и правил его издания обретает новую жизнь в документальной публикации. Архивы литературы и искусства: особенности комплектования, учета, хранения и использования Документы по истории литературы и искусства являются частью мирового культурного наследия, которое необходимо бережно сохранить. Однако, по ряду причин эти документы большей частью рассредоточены. Нередко документы одного и того же лица хранятся в составе фондов государственных архивов, в рукописных отделах библиотек, в бесчисленных музеях и различных учреждениях. Эта децентрализация усугубляется еще тем, что личные архивы, даже имеющие национальное и мировое значение, являются личной собственностью. Становясь предметом купли – продажи, они распыляются, и порой вывозятся за пределы своей страны. А вопросы собирания и хранения документов литературы и искусства уже давно тревожат архивистов. В силу исторически сложившихся условий, материалы по литературе и искусству во всех странах в течение нескольких веков преимущественно откладывались в рукописных отделах библиотек и музеев. Этому способствовали на первых порах связь рукописи с книгой, собирание библиотеками манускриптов, а также и то обстоятельство, что архивы, являясь государственными учреждениями, принимали преимущественно официальную документацию. Материалы частного происхождения туда, как правило, не поступали. Во многих странах и поныне основными хранилищами документальных материалов по истории литературы и искусства являются рукописные отделы крупных национальных, муниципальных, университетских библиотек (напр., во Франции, Великобритании, Австрии, Италии, Швейцарии, Польше и многих других странах). Поэтому при работе с творческим наследием какого-нибудь человека возникают определенные трудности, если, например, наследие это рассредоточено одновременно по музеям, библиотекам, архивам (хорошо, если в одном городе). Помочь проблеме использования, а также комплектования и хранения может координация деятельности рукописных отделов музеев, библиотек и других учреждений, занимающихся собиранием, хранением и использованием документов литературы и искусства (личные контакты, конференции, совещания и т.п.). Днем рождения архива считается 29 марта 1941 г. В этот день СНК СССР принял постановление, предусматривавшее организацию к 1 июля 1941 г. в Москве Центрального государственного литературного архива (ЦГЛА) для хранения литературных фондов государственных архивов и соответствующих документальных материалов музеев, библиотек, научно-исследовательских институтов и других учреждений. Появление нового архива с одобрением встретили и поддержали деятели культуры и общественность. Однако широко задуманной концентрации в нем рукописных материалов историко-литературного характера помешала начавшаяся Великая Отечественная война. Она выдвинула на первый план задачу спасения материалов, которые срочно вывозятся сначала в Саратов, а затем в Шадринск и Барнаул. Тем не менее кроме материалов Гослитмузея, составивших основу нового архива, уже в первый год войны были приняты из Государственного архива феодально-крепостнической эпохи (ныне РГАДА) фонды семьи Аксаковых, историков Н.П. Барсукова и Н.И. Веселовского, Салтыкова-Щедрина, издателя А.С. Суворина; из Московского областного архива – материалы Московской конторы императорских театров, Комитета по делам печати; из Центрального государственного исторического архива в Москве – фонды Н.П. Огарева, А.Н. Островского. Фонды государственных учреждений пополнялись сданными в те годы архивами редакций и издательств («Литературная газета», «Детиздат», «Искусство», «Музгиз»), журналов «Октябрь» и «Знамя». Из Третьяковской галереи поступили документы Училища живописи, ваяния и зодчества, художественного кружка «Среда» и других объединений, а также рукописные материалы художников И.К. Айвазовского, А.Г. Венецианова, И.Н. Крамского. Из Исторического музея были переданы отдельные документы П.И. Чайковского, поэта Н.М. Языкова, из подмосковного имения Мураново – архивы поэтов Е.А. Баратынского и Ф.И. Тютчева, из саратовского Дома-музея Н.Г. Чернышевского – архив Н.Г. Чернышевского, из Полтавы – материалы В.Г. Короленко, из Киева – Н.В. Гоголя и др. Наряду с комплектованием в эти трудные первые годы становления архива проводились и другие необходимые работы: проверка наличия и состояния документов, их описание и использование. Ценой больших усилий, а иногда и ошибок, связанных с отсутствием опыта, вырабатывались методы фондирования и научного описания фондов личного происхождения, составления научно-справочного аппарата, ведения учета. К работе научного совета архива привлекались известные писатели, литературоведы и искусствоведы. Они принимали участие в решении вопросов о профиле и принципах комплектования архива, подготовке путеводителя, рассмотрении первого плана научно-издательской деятельности. В 1943 г. утверждена первая структура архива в составе четырех отделов: литературных фондов, фондов искусств, научно-публикаторского, научно-справочной литературы (библиотеки). К началу 50-х годов архив укрепился организационно и в кадровом отношении, приобрел определенный научно-методический опыт. Изданы первые сборники документов, посвященные творчеству Чехова, Репина, Римского-Корсакова, а также описи отдельных фондов. В 1951 г. появился и первый путеводитель по архиву. С самого начала своего существования архив широко комплектовался не только материалами литературного характера, но принимал целые фонды и отдельные документы учреждений искусства, а также личные архивы актеров, композиторов, художников. Поэтому в 1954 в соответствии с фактическим содержанием своих материалов он был переименован и стал называться Центральным государственным архивом литературы и искусства СССР. К концу 60-х годов определился круг государственных учреждений и общественных организаций, материалами которых он комплектуется. Развернулась активная работа по выявлению и получению документов из частных архивов В апреле 1997 г. архив был включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. В настоящее время РГАЛИ является крупнейшим в России хранилищем документов по истории литературы, общественной мысли, музыки, театра, кино, изобразительного искусства. Хронологические рамки собранных документов охватывают три столетия – с ХVIII в. до наших дней, но основная часть материалов относится к XX в. Документы хранятся в двух основных архивохранилищах – фондов учреждений и организаций и фондов личного происхождения. Документы государственных учреждений и общественных организаций за дореволюционный период представлены фондами прежде всего общественных и культурных объединений и обществ, таких как Общество любителей российской словесности (1811–1930), Общество для пособия нуждающимся литераторам и ученым (Литературный фонд, 1859–1922), а также фондами редакций газет и журналов «Русский вестник», «Дело», «Русское богатство», «Современник» и др. Российское театральное искусство отражено в фондах Московской конторы Императорских театров и Русского театрального общества. Документы по истории изобразительного искусства отложились в фондах Московского общества любителей художеств, Училища живописи, ваяния и зодчества, Третьяковской галереи. История развития культуры и искусства советского периода запечатлена в фондах административных органов в области культуры – Комитетов по делам искусств при СНК СССР (1936–1953) и РСФСР (1938–1953), Главного управления по делам художественной литературы и искусства Наркомпроса РСФСР (Главискусство, 1925–1928), Министерства культуры СССР и его отделов (1953–1991), а также отраслевых органов управления отдельными видами искусства – Комитета по кинематографии СССР, Дирекции художественных выставок и панорам, Государственного объединения музыкальных, эстрадных и цирковых предприятий и проч. Культурно-просветительные и литературно-художественные негосударственные организации в области литературы представлены фондами Пролеткульта (1917–1932) и Всероссийского общества пролетарских писателей «Кузница» (1920–1932), Союза писателей СССР (1932–1991) и его предшественников – литературных объединений и кружков, литературных издательств. Аналогичные творческие организации представлены фондами Всероссийского театрального общества, Союза композиторов СССР (1934–1991) и РСФСР (1957–1991), Союзов художников (1957–1991), архитекторов (1932–1991), кинематографистов (1965–1991) СССР. Архив хранит многочисленные фонды научных учреждений в области искусства при Министерстве императорского двора, таких как Академия художеств (1757–1918), Институт истории искусств, а также фонды специализированных высших учебных заведений: театральных училищ и Государственного института театрального искусства (ГИТИС, c 1879 г.), Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского и Высшего государственного художественно-технического института (ВХУТЕИН, 1926–1930), Всесоюзного государственного института кинематографии (ВГИК) и др. Значительная часть фондов представлена творческими организациями, такими как киностудии, театры, цирки, ансамбли, хоры и оркестры, музеи, постоянные и передвижные выставки, а также издательства и редакции журналов и газет. Документация этих учреждений может быть условно разделена на три группы: управленческую, отражающую административные функции учреждения; по личному составу, включающую сведения о жизни и деятельности творческих работников; непосредственно творческую, связанную с созданием культурных ценностей. Среди управленческой документации находятся документы обобщающего характера – отчеты, справки, доклады в вышестоящие органы. Личные дела, как правило, продолжают храниться в составе фонда конкретного ведомства или учреждения. В РГАЛИ поступают личные дела, содержащие с информацию о творческой деятельности, которая отражена в анкетах, автобиографиях, личных документах. Примерно половину из них составляют материалы литературного профиля; вторая половина приходится на все остальные виды искусства (театр, балет, музыка, кино, скульптура, архитектура и изобразительное искусство). Крупнейшим фондом, большинство материалов которого относится к первой половине ХIХ в., является фамильный архив трех поколений рода князей Вяземских – «Остафьевский архив». В его документах нашли отражение общественные и литературные процессы, жизнь и творчество многих литераторов того времени. Здесь имеются письма Пушкина, Державина, Чаадаева, Гоголя. Многие фонды имеют богатые коллекции графических материалов и фотографий. Из отдельных мелких поступлений в архиве образованы специальные тематические собрания документов – альбомов, гравюр, рукописей, стихотворений, писем, воспоминаний, дневников, фотографий, фольклорных материалов, а также формулярных списков деятелей искусств (всего около 70 коллекций). Кроме того, в ряде фондов архива имеются копии документов, поступившие из зарубежных архивов, в том числе из Англии, США, Чехословакии, Франции, Югославии. Новые документы органично пополнят уже хранящиеся в РГАЛИ личные фонды выдающихся представителей отечественной культуры уникальными свидетельствами деятельности за период с середины 1990-х годов XX века до наших дней. У РГАЛИ есть собственный сайт, на котором можно найти описание фондов архива. Архивный фонд РФ. Понятие, организация документов в пределе АФ. Архивный фонд – исторически сложившаяся и постоянно пополняющаяся совокупность арх д-в, отражающих материальную и духовную жизнь общества, имеющих историческое, научное, социальное, экономическое, политическое и культурное значение, являющихся неотъемлемой частью историко-культурного наследия народов РФ, относящихся к информационным ресурсам и подлежащих постоянному хранению. В его состав входят находящиеся на территории РФ архивные фонды и арх д-ты независимо от источника образования, вида носителя, места хранения и формы собственности. Отнесение документов к АФ РФ производится на основании ЭЦД. Отдельные комплексы док-в АФ РФ, отнесенные к особо ценным объектам культурного наследия, включаются в Гос реестр уникальных док-в АФ РФ. Хран-е, комплек-е, учет и исп-е док-в АФРФ осуществляется на основе единых правил и контроля за их соблюдением. АФ РФ представляет собой самостоятельную информационную систему. Он является составной частью национальных информационных ресурсов, одним из источников для информационного обеспечения общества. АФ РФ участвует в формировании рынка информационных услуг. Документы АФ РФ если они являются государственной или муниципальной собственностью хранятся постоянно в государственных (федеральных архивах, архивах субъектов федерации) и муниципальных архивах, музеях, библиотеках и отделениях РАН, временно – в органах гос власти или МСУ, гос-х или муниц-х учреждениях. Если док-ты в частной собственности, то они могут храниться либо у собственника (владельца), либо передаваться в соответствующий архив по договору. Все док-ты АФ РФ должны быть классифицированы (организованы). Основная цель классификации – определение научной системы хранения док-в и оперативный их поиск. Организация (классификация) документов Архивного фонда страны осуществляется на трех уровнях (в три этапа): – в пределах АФРФ; – в пределах конкретного архива; – в пределах архивного фонда, как самостоятельной учетной единицы. Был определен еще и четвертый этап – это классификация информации, содержащейся в документах, с целью ее быстрого поиска и использования. Организация (классификация) документов в пределах АФ РФ – распределение документов между архивами. Государственные архивы создают Правительство РФ (федеральные) или орган государственной власти субъекта РФ (государственные архивы субъекта РФ), муниципальные – органы МСУ. Организация документов на первом уровне, т.е. Архивного фонда лежит в основе построения сети архивов. Признаки классификации, разработанные в конце 50-х годов 20 века оказали влияние на формирование современной сети архивов. принадлежность документальных материалов к определенным историческим эпохам, принадлежность документальных материалов к учреждениям общесоюзного, республиканского и местного значения; принадлежность документальных материалов к определенным административно-территориальным единицам (республикам, краям, областям, округам, районам); к определенным отраслям общественной и государственной деятельности (военно-исторический архив, архив Военно-Морского флота, архив Советской Армии, архив народного хозяйства, Архив литераторы и искусства) принадлежность к документации фондообразователя (принцип недробимости архивного фонда) способ и техника создания. (Их хранение требует особого режима, а изучение невозможно без специальной аппаратуры для просмотра и прослушивания содержания. РГАНТД, РГАКФД, архив звукозаписей и ряд архивов НТД и кинофотодокументов в ряде областей (например, в Самарской области куда мы и сдаем НТД) Наиболее общим признаком является признак группировки документов по историческим эпохам, который определяет деление: на материалы досоветского периода и материалы советского (или после 1917 г.) Так как произошла ликвидация учреждений буржуазно-помещечьего государства и созданы новые учреждения – фондообразователи, в процессе деятельности которых начали образовываться документы советской эпохи. В соответствии с классификацией документов по историческим эпохам сеть государственных архивов подразделяется на архивы, хранящие документы Советской эпохи – ЦГАНХ, ЦГАСА, документы эпохи капитализма – ЦГЦА, ЦГВИА, документы эпохи феодализма – ЦГАДА. Изменения произошедшие в стране в начале 90-х годов, появление различных форм собственности повлияли и на архивную сферу. Изменилась и организация документов и дел Архивного фонда РФ, теперь она осуществляется по следующим признакам: 1) по формам собственности: архивные фонды и документы государственной части Архивного фонда РФ архивные фонды и документы федеральной собственности архивные фонды и документы собственности субъекта РФ архивные фонды и документы, находящиеся в ведении муниципальных образований архивные фонды и документы негосударственной части Архивного фонда. 2) по видам носителей, способам и технике закрепления информации.
|