Классификация вещей
Важнейшим объектом частноправовых отношений было имущество, которое в римском праве называлось словом res - «вещь». Это были вещи в привычном нам понимании как осязаемая, пространственно ограниченная часть живой или неживой природы - вещи «телесные» (res corporales). Но под вещью римские юристы понимали иногда и нечто неосязаемое - «бестелесную» вещь (res incorporates), например: право требования долга, право на наследство и т. п. Помимо того, римские юристы делили вещи: на движимые,которые можно переместить в пространстве без изменения их сущности (орудия труда, рабы, скот, утварь, одежда) и недвижимые (земля, строения, лес или урожай на корню); простые (бревно, доска) и сложные (дом, забор); находившиеся в обороте и изъятые из оборота (государственные постройки, храмы, дороги, проточная вода и пр.); делимые (земельные участки, сырье) и неделимые,разделить которые было невозможно (статуя, раб); определяемые родовыми признаками,ценность которых определялась мерой, весом, числом (деньги, зерно, масло, вино), и индивидуально-определенные (конкретные раб, вол, статуя); главные (сама вещь) и побочные (части вещи, ее принадлежности, плоды); потребляемые (продукты питания, деньги) и непотребляемые (золото, серебро в слитках, драгоценные камни). Примерно такая же классификация вещей существует и в современном гражданском праве. Но в древнейшем римском праве очень важным было и специфическое, своеобразное деление вещей на вещи манципируемые (res mancipi), отчуждаемые посредством обряда ман-ципации (земля, постройки, рабы, тягловый скот, земельные сервитуты), и неманципируемые (res пес mancipi), отчуждаемые без манципации (все прочие виды имущества). Обряд манципации (буквально «захват рукой») состоял в передаче имущества или его символа в присутствии пяти свидетелей и особого «держателя весов»; при этом произносились строго определенные формулы и совершались специальные жесты: приобретатель касался чаши весов куском меди, что символизировало взвешивание денег, и налагал руку на приобретаемое имущество. По-видимому, все это действо являлось пережитком контроля общины, соседей-общинников за отчуждением жизненно важных для крестьянина средств производства. С развитием товарно-денежных отношений обряд манципации оказался неудобным, и к нему стали прибегать все реже. Наконец, вещи в римском праве делились на вещи «божественного права» (res divini iuris) и вещи «человеческого права» (res humani iuris). К первым относились вещи «священные» (res sacrae) - храмы, жертвенники, статуи богов, городские стены и «религиозные» (res religiosae) - места погребения. Они не входили в чье-либо имущество и находились в коллективной собственности религиозных общин. Вещи «человеческого права», в свою очередь, делились на публичные,принадлежащие совокупности людей (res publicae), - общественные здания, укрепления - и частные,принадлежащие отдельным лицам (res privatae) - любое другое имущество.
|