Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Метафизические основания аксиологии





Теоретическая аксиология, как полноправный раздел метафизики, имеющий к тому же и отчетливую практическую направленность, не может успокоиться на сугубо дескриптивной констатации многообразия идеальных ценностных содержаний, фундирующих и направляющих ценностные акты. Не могут, думается, смириться с подобным безбрежным ценностным плюрализмом и такие конкретные аксиологические философские разделы, как этика и эстетика, а также дисциплины философского и нефилософского характера, так или иначе включающие в себя ценностную проблематику: философия культуры, социология, философия истории, религиоведение, политология и даже философия науки. В этом случае они лишаются какого-либо нормативного и, соответственно, социально-регулятивного содержания.

В самом деле, если все идеальные мотивы и основания ценностных поступков человека сущностно равноценны, то это означает их сугубую относительность. Отсюда неизбежно следует равноправие всех систем ценностей, включая самые что ни на есть аморальные. ”Если аксиологический Бог-Абсолют умер, то значит - все дозволено”, и нет никаких принципиальных различий между глупцом и мудрецом, подлецом и праведником, кощунником и человеком долга. Все равно ценно и равно неценно; все равно объективно, но при этом столь же и субъективно.

Данный вывод ведет к теоретическим нелепостям и недопустимым практическим следствиям.

Во-первых, при таком подходе абсурдной становится сама проблематика ценностей, ибо ценное ничем от неценного уже не отличается.

Во-вторых, суждение “все в ценностном плане субъективно и относительно” самопротиворечиво и должно быть отброшено как ложное, ибо, постулируя тотальную относительность и субъективизм, оно само претендует на всеобщность и объективность.

В-третьих, бессмысленным становится всякий жизненный выбор, связанный с предпочтением одних и отказом от других целей, норм и идеалов деятельности. Что выбирать-то, если все дозволено и абсолютно равноценно?

В-четвертых, насколько практически разрушительны и опасны псевдотолерантные уступки ценностному релятивизму - этому порочному идейному наследию скептико-софистической линии в аксиологии[1071]- хорошо видно на примере современной просвещенной Европы с ее юридическим и, самое главное, моральным уравниванием нормальной и гомосексуальной половой ориентации, а также с защитой прав проституток и наркоманов. Более того, здесь совершенно сознательно и авторитарно – без всякой пресловутой толерантности – соответствующими девиантными социальными группами и криминальными структурами делается попытка утвердить свою абсолютную иерархию - воинствующую иерархию антиценностей. К сожалению, в ценностном сознании современного интеллигента неприятие насилия и подавления человеческой свободы[1072] сплошь и рядом перетекает в прямое потакание пороку и моральную бесхребетность, а ценностный релятивизм как раз и провоцирует авторитаризм самого дурного толка.

Отсюда следует объективный и необходимый вывод: последовательный субъективизм и релятивизм в сфере ценностей теоретически невозможен, а практически - порочен. Поэтому философская аксиология, не являясь в строгом смысле слова ни дескриптивной, ни нормативной аксиологической дисциплиной (хотя эмпирические констатация и нормативные суждения ей вовсе не чужды), имеет своей метафизической задачей утверждение и обоснование истинной иерархии ценностей.

Весь вопрос заключается только в том, чтобы в ходе такого обоснования непротиворечиво совместить формальное с содержательным, абсолютное с относительным, объективное с субъективным, личную свободу с необходимостью подчинения всеобщим нормам и ценностным максимам. Именно это является центральной задачей теоретической аксиологии.

Логика наших рассуждений будет следующей: сначала мы обратимся к чисто формальным моментам, выявляя устойчивую архитектонику идеального “царства ценностей”, а потом, на основе проведенного анализа, постараемся сформулировать какие-то содержательные ценностные идеи и руководящие максимы. К существенным чертам строения «царства ценностей» можно отнести следующие:

 







Дата добавления: 2015-08-27; просмотров: 472. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...


Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...


Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...


Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Дизартрии у детей Выделение клинических форм дизартрии у детей является в большой степени условным, так как у них крайне редко бывают локальные поражения мозга, с которыми связаны четко определенные синдромы двигательных нарушений...

Педагогическая структура процесса социализации Характеризуя социализацию как педагогический процессе, следует рассмотреть ее основные компоненты: цель, содержание, средства, функции субъекта и объекта...

Типовые ситуационные задачи. Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической   Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической нагрузке. Из медицинской книжки установлено, что он страдает врожденным пороком сердца....

Стресс-лимитирующие факторы Поскольку в каждом реализующем факторе общего адаптацион­ного синдрома при бесконтрольном его развитии заложена потенци­альная опасность появления патогенных преобразований...

ТЕОРИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ В современной психологической литературе встречаются различные термины, касающиеся феноменов защиты...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.007 сек.) русская версия | украинская версия