Студопедия — Синтетическая аксиология М. Шелера
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Синтетическая аксиология М. Шелера






 

Многие из недостатков классического феноменологического подхода к проблеме ценностей были преодолены Максом Шелером - выдающимся мыслителем-аксиологом ХХ века. Его взгляд на проблему ценностей можно назвать синтетическим в самом глубоком смысле этого слова, ибо ему удалось весьма тонко переосмыслить результаты не только феноменологического, но также и платонического, и неокантианского и даже натуралистического подходов. Наследие М.Шелера столь многогранно и емко, что мы ограничимся лишь перечислением его наиболее принципиальных результатов.

В-первых, развивая свою “материальную этику” ценностей, Шелер противопоставляет ее кантовскому рационализму и формализму. Он убедительно показывает огромную роль, которую играет сердце и нравственная интуиция в ценностном существовании личности, причем “у сердца в его собственной сфере имеется строгий аналог логики, отнюдь не заимствуемый им из логики рассудка”[1027]. По мысли Шелера, в жизни духа есть свой жесткий порядок предпочтений и отталкиваний - тот самый августиновский ordo amoris (порядок любви), который включает в себя внутренние критерии оценки и нравственного выбора. В отличие от обывателя, в жизни мудреца и нравственно чуткого человека нет места хаосу эмоций и слепому клубку чувств. Совсем наоборот - в их ценностном мире царит сверхрациональный порядок и логика, задаваемый внутренним самоанализом, творческой эмпатией, знанием иерархически высшего начала и волевым устремлением к нему. Здесь важен момент внутренних духовных накоплений, хотя нельзя отрицать и огромной роли врожденных ценностных установок личности[1028].

Во-вторых, подчеркивая роль свободного начала в ценностном сознании и поведении, М. Шелер признает объективно существующее и иерахически устроенное царство ценностей, где личность свободно совершает акты “разумного предпочтения одних ценностей и достоинств и небрежения другими”[1029]. При этом Шелер отделяет носителей ценности (которые могут быть и вещами, и личностями, и человеческими качествами) от ценностных модальностей, как раз конституирующих всеобщее царство ценностей и представляющих собой универсальные “смысловые матрицы” ценностных актов (прекрасное-безобразное; приятное-неприятное; справедливое-несправедливое т.д.), которые (в совершенно феноменологическом ключе – прим. авт.) “образуют материальное Apriori в собственном смысле слова, и на него направлено наше усмотрение ценностей, а также основанное на усмотрении предпочтение”[1030].

В-третьих, М.Шелер всесторонне, как никто до него, проанализировал иерархические взаимоотношения внутри ценностных модальностей - оппозиции (положительное - отрицательное) и предпочтения (выше-ниже). Соответственно, человек всегда вынужден осуществлять жесткий ценностный выбор между позитивным и негативным ценностными полюсами и осуществлять стратификацию положительных ценностей. М. Шелеру принадлежит также интересное обоснование того, почему в сфере ценностного выбора есть смысл предпочесть высокое низкому, а духовное - материальному. Об этом мы еще обстоятельно поговорим на последующих страницах.

В-четвертых, немецкий аксиолог никогда не исключал влияния на ценностную сферу бытия человека ни биологических (о чем мы уже говорили выше), ни социальных детерминант, хотя, быть может, и не уделил их анализу достаточного внимания. Впрочем, неожиданная и ранняя смерть оборвала его творческую эволюцию от сугубо феноменологической ориентации (в которой, впрочем, всегда был силен элемент самостоятельности) в сторону более реалистических философских воззрений, что отчетливо просматривается в его незаконченном “Положении человека в Космосе”. Кстати, М. Шелер был одним из самых любимых в России западных философов, а с С.Л.Франком его связывали дружеские узы. Можно предположить, что интерес к его творчеству будет неуклонно нарастать. В последней четверти ХХ века состоялся ренессанс другого выдающегося и незаслуженно остававшегося в тени мыслителя Германии ХХ века - Эрнста Кассирера. Думается, что теперь, в начале ХХI, настает черед Макса Шелера.

После трудов М. Шелера и Э. Фромма западная аксиология не породила теоретических идей столь же высокого синтетического уровня. В ее рамках шла скорее разработка отдельных разделов и проблем, а также шлифовалась аналитическая техника, преимущественно в рамках англо-американской философской традиции. Ряд эпатирующих, но, тем не менее, важных для обнаружения кризисных тенденций второй половины ХХ века, ходов аксиологической мысли был представлен в так называемой философии постмодерна.

Общая тенденция эволюции аксиологической проблематики состоит в том, что она из философских трактатов перекочевала на страницы научных и научно-популярных изданий; стала предметом жарких обсуждений в медицине и в судебной психиатрии, в физике и в биологии, в педагогике и даже в точных науках.

Обострение кризиса техногенно-потребительской цивилизации, вступившей с последней четверти ХХ века в эпоху ускоренной глобализации, породило такие невиданные ранее ценностные проблемы как системный экологический кризис, проблемы клонирования, эвтаназии, пересадки органов, манипулирования человеческим сознанием и адаптации к лавине информации (подчас совершенно некачественной), буквально захлестывающей сегодня человечество. Это, в свою очередь, привело к возникновению целого комплекса междисциплинарных аксиологических направлений типа биоэтики и этики науки, без взаимодействия с которыми сегодня не может успешно развиваться и собственно философская аксиология.

Вместе с тем, в ведении аксиологии, как имманентного раздела метафизики, по прежнему остается спектр фундаментальных теоретических проблем, далеких от своего окончательного решения и служащий предметом непрекращающихся метафизических дискуссий. Они не по плечу ни одной из конкретных наук, ибо ведутся на соответствующем категориальном языке, с применением специфических философских методов, во вполне определенном историко-философском и культурном контексте.

К таким “вечным” проблемам аксиологии относятся все те же вопросы о природе и иерархии ценностей; о ценностных абсолютах и их критериях; о механизмах понимания и трансляции ценностных смыслов; о соотношении национальных и общечеловеческих, личных и коллективных ценностей. К теоретическому анализу этих проблем нам и следует теперь обратиться.







Дата добавления: 2015-08-27; просмотров: 430. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Демографияда "Демографиялық жарылыс" дегеніміз не? Демография (грекше демос — халық) — халықтың құрылымын...

Субъективные признаки контрабанды огнестрельного оружия или его основных частей   Переходя к рассмотрению субъективной стороны контрабанды, остановимся на теоретическом понятии субъективной стороны состава преступления...

ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ОМС 001. Основными путями развития поликлинической помощи взрослому населению в новых экономических условиях являются все...

Огоньки» в основной период В основной период смены могут проводиться три вида «огоньков»: «огонек-анализ», тематический «огонек» и «конфликтный» огонек...

Упражнение Джеффа. Это список вопросов или утверждений, отвечая на которые участник может раскрыть свой внутренний мир перед другими участниками и узнать о других участниках больше...

Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия