Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Культура народов России в 19 веке





Начало XIX века - время культурного и духовного подъёма России. Отечественная

война 1812 года ускорила рост национального самосознания русского народа, его

консолидацию. Рост национального самосознания народа в этот период оказал

огромное воздействие на развитие литературы, изобразительного искусства,

театра и музыки. Самодержавно-крепостнический строй с его сословной политикой

сдерживал процесс развития культуры Росси. Дети недворянского происхождения

получали начальное образование в приходских училищах. Для детей дворян и

чиновников создавались гимназии, они давали право поступления в университет.

В первой половине XIX века в России было образовано семь университетов. Кроме

действовавшего Московского были учреждены Дерптский, Виленский, Казанский,

Харьковский, Петербургский и Киевский университеты. Высших государственных

чиновников готовили в привилегированных учебных заведениях - лицеях.

Продолжало развиваться книгоиздательское и журнально-газетное дело. В 1813

году в стране было 55 казённых типографий.

Положительную роль в культурной жизни страны играли публичные библиотеки и

музеи. Первая публичная библиотека была открыта в Петербурге в 1814 году

(ныне Государственная Национальная библиотека). Правда, в то время её

богатейшее книжное собрание оставалось недоступным массовому читателю.

Первую треть XIX называют “золотым веком” русской культуры. Начало его

совпало с эпохой классицизма в русской литературе и искусстве.

Здания, построенные в стиле классицизма отличаются чётким и спокойным ритмом,

выверенностью пропорций. Ещё в середине XVIII века Петербург утопал в зелени

усадеб и был во многом похож на Москву. Затем началась регулярная застройка

города. Петербургский классицизм - это архитектура не отдельных зданий, а

целых ансамблей, поражающих своим единством и гармоничностью. Работа началась

с возведения здания Адмиралтейства по проекту Захарова А. Д. Принципиальное

значение имело возведение в начале XIX века здания Биржи на стрелке

Васильевского острова. Невский проспект, главная магистраль Петербурга,

приобрёл вид единого ансамбля с постройкой Казанского собора. Сорок лет

строился, начиная с 1818 года, Исаакиевский собор в Петербурге - самое

большое здание, возведённое в России в первой половине XIX века. По замыслу

правительства собор должен был олицетворять мощь и незыблемость самодержавия,

его тесный союз с православной церковью. По проекту Росси были построены

здания Сената и Синода, Александринского театра, Михайловского дворца. Старый

Петербург, оставленный нам в наследство Растрелли, Захаровым, Воронихиным,

Монферраном, Росси и др. выдающимися архитекторами, - это шедевр мирового

зодчества.

В палитру разностилья Москвы классицизм внёс свои яркие краски. После пожара

1812 года в Москве были возведены Большой театр, Манеж, памятник Минину и

Пожарскому, под руководством архитектора Тона построен Большой Кремлёвский

дворец. В 1839 году на берегу Москвы-реки был заложен храм Христа Спасителя в

память избавления России от наполеоновского нашествия. В 1852 году в

культурной жизни России произошло примечательное событие. Открыл свои двери

Эрмитаж, где были собраны художественные сокровища императорской фамилии. В

России появился первый общедоступный художественный музей.

В театральной жизни России большую роль по-прежнему играли иностранные труппы

и крепостные театры. Некоторые помещики становились антрепренёрами. Многие

талантливые русские артисты вышли из крепостных. М. С. Щепкин до 33-х лет был

крепостным, П. С. Мочалов вырос в семье крепостного актёра. Большим событием

в театральной жизни России была премьера гоголевского “Ревизора”, где роль

городничего играл Щепкин. В эти же годы в Большом театре была поставлена

опера М. И. Глинки “Жизнь за царя”. Некоторые сцены в опере поражают своим

проникновением в самую глубину народного творчества. Вторую оперу Глинки

“Руслан и Людмила” публика встретила холодно. В те времена ещё далеко не все

осознавали подлинное значение его творчества. Обаятельно талантливые Алябьев,

Варламов, Гурилёв обогатили русскую музыку очаровательными романсами. В

первой половине IX века русская музыкальная культура поднялась на невиданную

ещё высоту.

А. С. Пушкин стал символом своей эпохи, когда произошёл стремительный взлёт в

культурном развитии России. Время Пушкина называют “Золотым веком” русской

культуры. В первые десятилетия века ведущим жанром в русской литературе была

поэзия. В стихах поэтов-декабристов Рылеева, Одоевского, Кюхельбекера звучит

пафос высокой гражданственности, поднимались темы родины и служения обществу.

После разгрома декабристов в литературе усилились настроения пессимизма, но

упадка в творчестве не наблюдалось. Пушкин является создателем русского

литературного языка. Его поэзия стала непреходящей ценностью в развитии не

только русской, но и мировой культуры. Он был певцом свободы и убеждённым

патриотом, осуждавшим крепостничество у себя на родине. Можно сказать, что до

Пушкина в России не было литературы, достойной внимания Европы по глубине и

разнообразию равной удивительным достижениям европейского творчества. В

произведениях великого поэта звучит высокопатриотический пафос любви к родине

и веры в её могущество, отзвук событий Отечественной войны 1812 года,

великолепный, по истине державный образ родины. А. С. Пушкин - гениальный

поэт, прозаик и драматург, публицист и историк. Всё, что им создано, - это

классические образцы русского слова и стиха. Поэт завещал потомкам:

“Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно... Уважение к

минувшему - вот черта, отличающая образованность от дикости...”

Ещё при жизни Пушкина широкую известность стал приобретать Н. В. Гоголь.

Знакомство Гоголя с Пушкиным состоялось в 1831 году, тогда же в Петербурге

двумя частями вышли “Вечера на хуторе близ Деканьки”. Первая печатная форма

“Ревизора” появилась в 1836 году.

В его произведениях воссоздание правды жизни сопровождалось беспощадным

разоблачениями самодержавных российских порядков.

Звонкую лиру Пушкина принял в свои руки М. Ю. Лермонтов. Смерть Пушкина явила

Лермонтова русской публике во всей силе поэтического таланта. Творчество

Лермонтова протекало в годы николаевской реакции. Его поэзия будила у

молодого поколения мысль; поэт отказывался принять существовавшие

деспотические порядки. Стихотворение “Смерть Поэта”, ходившее в рукописях и

другие поэтические произведения возбудили к автору такую ненависть со стороны

толпы, стоявшей у трона, что поэту не дали дожить десяти лет до пушкинского

возраста.

Развитие русской культуры первой половины XIX века в конечном счёте

определялось экономическими и социально-политическими процессами,

происходившими в жизни страны. Кроме того, в середине XIX века всё более

осознавалось растущее мировое значение русской культуры.

 







Дата добавления: 2015-08-27; просмотров: 1018. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...


Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...


Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...


Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Тема 5. Организационная структура управления гостиницей 1. Виды организационно – управленческих структур. 2. Организационно – управленческая структура современного ТГК...

Методы прогнозирования национальной экономики, их особенности, классификация В настоящее время по оценке специалистов насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования, но на практике, в качестве основных используется около 20 методов...

Методы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия   Содержанием анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия является глубокое и всестороннее изучение экономической информации о функционировании анализируемого субъекта хозяйствования с целью принятия оптимальных управленческих...

Тема: Кинематика поступательного и вращательного движения. 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью, проекция которой изменяется со временем 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью...

Условия приобретения статуса индивидуального предпринимателя. В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Каковы же условия такой регистрации и...

Седалищно-прямокишечная ямка Седалищно-прямокишечная (анальная) ямка, fossa ischiorectalis (ischioanalis) – это парное углубление в области промежности, находящееся по бокам от конечного отдела прямой кишки и седалищных бугров, заполненное жировой клетчаткой, сосудами, нервами и...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия