Лидеры большевиков не предполагали немедленного «введения» социализма в России. Еще весной 1918 г. в работе «Очередные задачи советской власти» В.И. Ленин писал о «первых шагах» к социализму, об «известном времени», которое необходимо для понимания массами идей государственного учета, контроля над производством и распределением. Однако уже к середине 1918 г. Советская Россия оказалась на положении военного лагеря. Началась быстрая милитаризация экономики страны, советское государство осуществляло реализацию ряда чрезвычайных мер, направленных на централизацию государственного контроля и управления всеми сферами экономической жизни (некоторые из них начали внедряться еще в конце 1917 г.). Комплекс этих чрезвычайных мероприятий получил название «военного коммунизма».
В 1918—1920 гг. ускоренным темпом шел процесс национализации промышленности. Опасаясь того, что крупные предприятия на оккупированных Германией территориях могут перейти в ее собственность, Совнарком 28 июня 1918 г. в спешном порядке принял декрет о национализации крупных и частично средних предприятий всех основных отраслей промышленности. В тот момент подлежало национализации до 2 тыс. акционерных предприятий. К концу 1918 г. в районах Центральной России из 9,5 тыс. учтенных предприятий (около половины из них считались крупными и средними) в руки государства перешло свыше 3,3 тыс., т.е. 35%. Национализация крупного производства страны была в основном завершена к весне 1919 г.
Аграрная политика советской власти до мая 1918 г. развивалась в духе декрета о земле, принятого 26 октября 1917 г. Однако голод и гражданская война толкнули большевиков на путь чрезвычайных мер в сельском хозяйстве. Власть пошла на насильственное изъятие продуктов в деревнях. Вместе с тем хлебная разверстка и хлебная монополия не были большевистским изобретением. Постановление о хлебной разверстке было подписано управляющим министерством земледелия А.А. Риттихом 29 ноября 1916 г. и вступало в силу в январе 1917 г. Политика твердых цен, нормированного снабжения населения (введение карточек на продукты питания) осуществлялись и Временным правительством.
В мае 1918 г. советская власть осуществила ряд мер, совокупность которых получила название продовольственной диктатуры. Наркомат продовольствия и его органы наделялись чрезвычайными полномочиями в области заготовки и распределения продовольствия, подтверждалась незыблемость хлебной монополии государства и твердых цен на хлеб. Все, у кого хлеб имелся, но кто не свозил его на ссыпные пункты или использовал для самогоноварения, объявлялись врагами народа.
11 июня 1918 г. был принят декрет об организации комбедов -— комитетов деревенской бедноты. В ноябре 1918 г. в 33 губерниях европейской России и Белоруссии действовало 139 тыс. комбедов, во главе которых стояли коммунисты из рабочих и крестьян, бывших солдат. В конце 1918 — начале 1919 г. комбеды были преобразованы и слиты с советами.
Уже осенью 1917 г. в хлебородные губернии страны стали отправляться первые продовольственные отряды. Численность всех продотрядов в ноябре 1918 г. составляла 72 тыс. человек, в 1919—1920 гг. она колебалась от 55 до 82 тыс. человек. Декрет от 11 января 1919 г. заменял беспорядочные поиски продовольственных излишков централизованной и плановой системой продразверстки. Неприкрытая реквизиция произвольно установленных излишков вызывала различные формы протеста со стороны крестьянства: вооруженные выступления, сокрытие запасов, отказ засевать больше земли, чем было необходимо для пропитания своей семьи.
В годы Гражданской войны весьма распространилось мешочничество, возникшее во время Первой мировой войны на почве продовольственного кризиса. По официальным данным, в 1918—1919 гг. из 26 губерний России было вывезено в города 143,8 млн пудов хлеба, в том числе мешочниками — около 66 млн пудов, или 41%. За годы Гражданской войны в города мешочниками было доставлено около половины всего продовольствия.
Эпоха «военного коммунизма» привела к обесценению денег и росту натуральной платы (продовольственный паек по льготным ценам, бесплатная спецодежда и удешевленные коммунальные услуги). Деньги были практически вытеснены лишь из сферы государственной промышленности. Однако полностью отказаться от них государство не смогло даже в условиях «военного коммунизма». Население продолжало пользоваться «царскими» денежными знаками, «керенками» и «думскими» деньгами образца 1917 г., расчетными знаками советской поры, а также многочисленными местными деньгами.
Несмотря на чрезвычайное положение военного времени в эти годы советским правительством осуществлялся комплеке мер по социальному обеспечению трудящихся, нетрудоспособных, престарелых и детей. Создавались дома матери и ребенка, родильные дома, женские и детские консультации, молочные кухни, ясли. В 1919 г. в России действовало 1279 таких учреждений.
Высшей точки политика «военного коммунизма» достигла на рубеже 1920—1921 гг. Негативные последствия «военного коммунизма» сильнее всего отразились на крестьянстве, способствовали взрыву антибольшевистских восстаний. Вместе с тем политика и практика жесткого централизма в годы Гражданской войны была оправдана. Она помогла спасти народное хозяйство страны от краха, хотя и не способствовала экономическому росту. Одновременно Гражданская война усилила веру советских руководителей во всемогущество централизма.
Д) НЭП
Новая экономическая политика — экономическая политика, проводившаяся в Советской России начиная с 1921 года. Была принята в марте 1921 года X съездом РКП(б), сменив политику «военного коммунизма», проводившуюся в ходе Гражданской войны. Новая экономическая политика имела целью восстановление народного хозяйства и последующий переход к социализму. Главное содержание НЭП — замена продразвёрстки продналогом в деревне (при продразвёрстке изымали до 70 % зерна, при продналоге — около 30 %), использование рынка и различных форм собственности, привлечение иностранного капитала в форме концессий, проведение денежной реформы (1922—1924), в результате которой рубль стал конвертируемой валютой.
Перед советским государством стояли проблемы стабилизации денег, а, значит, дефляции и достижения сбалансированного государственного бюджета. Стратегия государства, нацеленная на выживание в условиях кредитной блокады, определила первенство СССР в составлении балансов производства и распределении продуктов. Новая экономическая политика предполагала государственное регулирование смешанной экономики с использованием плановых и рыночных механизмов. Государство, сохранившее командные высоты в экономике, применяло директивные и косвенные методы государственного регулирования, исходя из необходимости реализации приоритетов предтечи стратегического плана — ГОЭЛРО. В основе НЭП лежали идеи работ В. И. Ленина, дискуссий о теории воспроизводства и денег, принципах ценообразования, финансов и кредита. НЭП позволила быстро восстановить народное хозяйство, разрушенное Первой мировой и Гражданской войнами.
Со второй половины 1920-х годов начались первые попытки свёртывания НЭПа. Ликвидировались синдикаты в промышленности, из которой административно вытеснялся частный капитал, создавалась жёсткая централизованная система управления экономикой (хозяйственные наркоматы). Сталин и его окружение взяли курс на коллективизацию деревни. Проводились репрессии против управленческих кадров (Шахтинское дело, процесс Промпартии и др.). К началу 1930-х годов НЭП был фактически свёрнут.