Семеновка
Местность, где расположена Семеновка, необычайно красива. У западного въезда в деревню сотню лет встречает гостей деревянная ветряная мельница… Сельская улица протянулась вдоль узкой речки Малая Локня, у подножия высокого лесистого холма, на вершине которого, в окружении необъятных далей, находится старинная барская усадьба. Усадебный дом, отмеченный многочисленными перестройками, и сегодня не потерял своего индивидуального облика провинциального помещичьего дома в скромных классических формах. Это одноэтажное деревянное, обложенное кирпичом, «Г»-образное в плане здание, с анфиладной системой комнат. Изразцовые печи, филенчатые двери, лепные плафоны и карнизы в интерьерах дома сохраняют старинный дух помещичьего особняка. Усадебный дом окружают каменная хозяйственная постройка, плодовый сад и свидетели регулярного парка – старинные липовые аллеи. На протяжении века Семеновкой владели три поколения семьи Бартрам, предки которых – выходцы из Шотландии – в начале XVII века стали русскими подданными. В 1820-х годах приобрел (или получил от государства) эти земли полковник Эрнест Иванович Бартрам, который, возможно, и основал усадьбу в Семеновке. Он был женат на Анастасии Николаевне (девичья фамилия неизвестна), которая умерла в 1839 году в возрасте двадцати лет, оставив двух малолетних сыновей. Анастасия Николаевна была похоронена в ограде Успенской церкви села Нижние Деревеньки, что подо Льговом. Храм и ее могила сохранились до сих пор. В конце XIX века усадьбой владел один из сыновей Эрнеста Ивановича – Дмитрий, в семье которого родился известный художник прикладного, декоративного искусства Николай Дмитриевич Бартрам (1873 – 1931). Конец XIX века навсегда вошел в историю культуры как время признания возрождения народного творчества. Интерес к нему со стороны русской общественности необычайно возрос. Во многих глубинках России появились мастерские и школы художественных ремесел, в частности, Абрамцевская учебно-столярная мастерская, организованная в 1882 году Е.Г. Мамонтовой в деревне Репехово Московской губернии; школа художественных ремесел в селе Талашкино Смоленской губернии, организованная в 1890-х годах художницей М.К. Тенишевой; учебно-игрушечная мастерская в Сергиевом Посаде, организованная Московским губернским земством в 1891 году, которая во многом обязана своим существованием попечителю Московского кустарного музея С.Т. Морозову. В то же время были организованы школы-мастерские в Волгоградской, Владимирской, Нижегородской и других губерниях. Николай Дмитриевич Бартрам, ставший художником после окончания в 1891 году Московской школы живописи, ваяния и зодчества, не мог быть в стороне от движения, каким была охвачена вся передовая русская общественность. Так же, как и Е.Г. Мамонтова и М.К. Тенишева, он ездил по деревням и селам Курской губернии, собирая старинные женские головные уборы, одежду, вышивки, доски, предметы быта. Вся собранная им коллекция была пожертвована археологической комиссии Курской губернии. В 1893 году в старинной усадьбе «Семеновке» Николай Дмитриевич открыл учебно-столярную мастерскую для ребят ближайших деревень, которой руководил десять лет, до 1903 года. Назначение этой мастерской, по его замыслу, состояло в том, чтобы дать возможность крестьянским подросткам получить знание основ столярно-резного дела. А.Н. Изергина вспоминает о Семеновской мастерской: «...В маленьком флигельке, крытом соломой, поставили стол, верстаки, шкаф с инструментами и примитивный токарный станок. Здесь под руководством местного столяра Константина Дементова работали десять ребят. Следом за отцом, по шатким ступеням, я пробиралась в мастерскую, она притягивала меня, как магнит. Большая комната, полная света. Верстаки, пол, засыпанный завитками и кольцами стружек, доски, бруски, пахучие горки опилок; на стенах, на гвоздиках шаблоны образцов: тут и лисица, волк, петух, богатырь на лошади, и дьяк, и еще что-то; у верстаков мальчишки, один проверяет рубанок, стуча по его торцу молотком, у другого звенит, врезаясь в дерево, пила. Было весело и шумно. От ребят я получала кудрявые стружки и кусочки дерева, из которых тут же, в уголке, строила фантастические постройки. Большая фигура отца в парусиновой длинной блузе возвышалась среди ребят, в солнечном луче искрились и танцевали пылинки, я думала, что это самые маленькие кусочки опилок, ловила их ладошкой, но ладошка оставалась пустой. Пахло деревом и столярным клеем в клеянке. Такой была Семеновская мастерская моего детства. Программу обучения отец составил сам. По его мнению, знакомство подростка со столярным делом нельзя было начинать с изготовления палочек и табуреток, то есть с предметов, ничем не возбуждавших творческих исканий у учеников. «Учащийся, – говорил он, – должен получать радость и удовлетворение от своей работы, видеть в своих руках ее начало и конец, чувствовать ее. Уверен, именно выполнение деревянных игрушек больше всего отвечает этим требованиям. В работе над ней будет сочетаться и творческий замысел, и производственные навыки». При обучении подростков отец не только знакомил их с производством, но и вводил ребят в область прекрасного в искусстве и природе, будил в них любознательность и желание творческих поисков. У бабушки для намотки клубка шерсти был привезенный отцом из Семеновки выпиленный из дерева силуэт летящей птицы. Он рассказал историю ее создания. Под вечер, на закате, ребята увидали пролетавших грачей. Их черные силуэты так ярко вырисовывались на алом фоне неба, что кто-то тут же зарисовал, а придя в мастерскую, выпилил и раскрасил. Так получилась игрушка-моталка. ...В одно время с маленькими комплектами игрушек Семеновская мастерская начала выпускать, по рисункам отца, более крупные игрушки. Почти все они имели чисто утилитарное значение. Боярыни и богатыри были укладками, боярин – копилкой, «земля на трех китах» – солонкой, кутафья и Аника-воин – спичечница. ...Завершением программы столярного дела было изготовление деревянной мебели. В процессе выполнения игрушек ученики знакомились со всеми процессами, включая рельефную резьбу, поэтому переход к изготовлению мебели был уже не труден и интересен. Мебель по рисункам отца по своей конструкции шла от старинных форм. Широкие кресла-скамейки с перекидными спинками, полки с затейливыми шкафчиками, зеркала в резных рамках, ларцы с забавными запорами, столы – вся мебель была из немореного дерева, отделана геометрической резьбой. Работы Семеновской мастерской много раз выставлялись на выставках и имели ряд наград и дипломов». С 1917 года и до сего дня в доме Бартрам работает общеобразовательная школа. И может быть, пришло время установить на одном из ее фасадов доску: «...Школа имени Н. Д. Бартрам», а в одной из комнат усадебного дома организовать Музей семеновской игрушки. (По Е. Холодовой)
|