Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Текст № 46





***

У А.А. Фета был свой глубоко продуманный взгляд на значение русской усадьбы в жизни, культуре и даже своеобразная теория ее возрождения. Крепостником Фет никогда не был, а свой идеал жизни владельца усадьбы осуществил в Воробьевке, старинном Екатерининском имении Ртищева, купленном им в 1877 году. Именно здесь и создавались сборники «Вечерних огней».

Старинность усадьбы была для Фета желательной. Он почитал бывшего хозяина П.М. Ртищева как «гения места» и покровителя. В стихотворном послании в его честь поэт отдал дань хозяйственным талантам вельможи:

Ты жил и пышно, и умно,

Как подобало истым барам,

Упрочил ригой ты гумно,

Восполнил дом и сад амбаром…

Твоих волос не знала пудра,

Ты каждый складывал кирпич

И каждый гвоздь вбивал премудро.

Автор просил высокого покровителя не сетовать на нового хозяина, входящего к нему с «болтливой лирой», так как, вопреки расхожему мнению о «слепоте поэтов к ежедневным терниям», Фет – лирик не менее рачителен, чем Ртищев: «Ты видишь, как я чищу сам твои замки, твои карнизы!»

Каменный дом стоял на обрывистом берегу реки Тускарь, сад постепенно переходил в дремучий парк с вековыми деревьями и густой тенью. Около дома благоухали розы, в оранжерее выращивались кипарисы, филондедроны, олеандры, лимоны, кактусы. Вода всюду оживляла пейзаж, в парке был железистый ключ, воспетый в «Вечерних огнях», и фонтан внизу у реки, бивший тонкой струей, описанный Фетом и зарисованный Полонским. В парке всегда стоял птичий гомон, не было никаких сложных садовых построек, красоту создавала естественная и как бы облагороженная человеком природа. Каждое дерево, каждый куст были индивидуальностью, произведением искусства, как и в Спасском-Лутовинове у Тургенева, но здесь растительность была богаче, цветы изысканнее. Сам хозяин ухаживал за своими любимыми розами, следил за ковром газона, за ростом дикого винограда, обвивавшего балкон. Сад и парк были для него «идеальным миром», и он пытался аранжировать его в соответствии со своим эстетическим вкусом, который отчетливо проявляется в «Вечерних огнях». Поэта радуют «тонкие краски», гибкие формы, нюансы, полутона перемены освещения. Все значительно, нет мелочей, на всем лежит отпечаток таинственной жизни космоса, отблески вечности. Даже плющ «соприсущ» шопенгауэровской воле к жизни, камень может плакать, травы – рыдать, листья – сиять от счастья или «красноречиво» трепетать. Просвещенный хозяин судьбы любит наблюдать за окружающим, как герой его небольшого рассказа: «Вне моды» Афанасий Иванович: «Но природой нельзя любоваться по заказу и во всякое время. Нужно, чтобы фотографический снаряд был надлежащим образом подготовлен для восприятия живого образа. В минуты подобного расположения он любовно смотрел на елки, как они, развешивая кругом молодые побеги, точно на показ выставляли стройные руки в светло-зеленых перчатках».

Свою Воробьевку поэт называл «зеленым раем» по «климату, положению, растительности, тени и удобствам». Солнце и звезды, мирно проступающие здесь над темными верхушками столетних дубов, – видимые края той вечности, той непорочной ризы божества, которую видит Гете».

В модернизированном комфортабельном доме, в изысканно аранжированном саду и нарочито-дремучем парке интеллектуальная жизнь была сложной и напряженной. «Спасибо тебе, – пишет Фет Полонскому, прогостившему у него целое лето, – что поэзией, музыкой, живописью и скульптурой покурил в нашем захолустье». А в письме к Л. Толстому цитирует Гете: «Кто хочет понять поэта, должен отправиться в его родную страну». Зиму Фет проводит, правда, в Москве на Плющихе, но живет воспоминаниями лета. Родная же его страна – Воробьевка, где напряженно работает его поэтическая и философская мысль и где природа не просто эстетическая среда, не декорация, украшающая жизнь, а своего рода творческая лаборатория, где делаются важнейшие наблюдения над смыслом бытия, чему не мешает, к счастью, пошлость и суета уездной жизни. Со всегдашней удивительной энергией, став Шеншиным, разбогатев, оправившись от житейских драм, Фет стремится превратить свое повседневное существование в своего рода произведение искусства, как это советовал Гораций, которого он как раз переводит. Мысль, чувство, воображение, обогащенные философией, ведут его к новым поэтическим открытиям, и в семьдесят лет он испытывает высочайший творческий подъем, напоминая Гете в пору создания Мариенбадской элегии.

(По Н.В. Вулих)







Дата добавления: 2015-08-27; просмотров: 614. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...


Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...


Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...


Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Психолого-педагогическая характеристика студенческой группы   Характеристика группы составляется по 407 группе очного отделения зооинженерного факультета, бакалавриата по направлению «Биология» РГАУ-МСХА имени К...

Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь Педагогическая культура- часть общечеловеческих культуры, в которой запечатлил духовные и материальные ценности образования и воспитания, осуществляя образовательно-воспитательный процесс...

Устройство рабочих органов мясорубки Независимо от марки мясорубки и её технических характеристик, все они имеют принципиально одинаковые устройства...

Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

Билет №7 (1 вопрос) Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка Важнейшая функция языка - коммуникативная функция, т.е. функция общения Язык представлен в двух своих разновидностях...

Патристика и схоластика как этап в средневековой философии Основной задачей теологии является толкование Священного писания, доказательство существования Бога и формулировка догматов Церкви...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия