Тема 11. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ. ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИЕРАРХИИ И РЕПУТАЦИИ
Проблема функционирования литературы, ее «верха» и «низа» особенно актуальна для современных литературоведов. Изложим концепцию, которая представлена в работах В.Е. Хализева. Художественное творчество по своей природе коммуникативно. Произведения ориентированы их авторами на чье-либо восприятие, к кому-то обращены. Вполне понятно, что литературоведение рассматривает художественные произведения в их отношении не только к автору, но и к воспринимающему сознанию, то есть к читателю, к читающей публике. В читательском восприятии различают непосредственное, первичное восприятие и углубленное, вторичное (вспомним стадии «восторга» и «художественного наслаждения», о которых говорил еще Белинский). Некоторые литературоведческие школы отстаивали истинность первоначального, непосредственного восприятия («рецептивная критика» - А. Потебня, «постструктурализм» – Р. Барт), якобы читатель самоценен и независим от авторского сознания. А. Скафтымов, полемизируя с Потебней, подчеркивал зависимость читателя от автора: «Сколько бы мы ни говорили о творчестве читателя в восприятии художественного произведения, мы все же знаем, что читательское творчество вторично, оно в своем направлении и гранях обусловлено объектом восприятия. Читателя все же ведет автор… И хорошим читателем является тот, кто умеет найти в себе широту понимания и отдать себя автору». Герменевтически ориентированное литературоведение (герменевтика – наука о понимании) рассматривает отношение читателя к автору как диалог, собеседование, встречу. Литературное произведение для читателя – это одновременно и вместилище определенного круга чувств и мыслей, принадлежащих автору и им выражаемых, и возбудитель, стимулятор его собственной духовной инициации и энергии. Чтобы диалоги-встречи обогащали читателя, ему нужны и эстетический вкус, и живой интерес к писателю и его произведениям, и способность непосредственно ощущать их художественные достоинства. Чтение – это «труд и творчество» (В.Ф. Асмус). Не всякий читатель при чтении способен вести диалог с писателем – стараться понять писателя. Но всякий большой писатель всегда ведет диалог с читателем. Это может быть открытый или скрытый диалог. Читатель может присутствовать в произведении впрямую, будучи конкретизированныи и локализированным в тексте. Авторы порой размышляют о своих читателях, а также ведут с ними беседы, воспроизводя их мысли и слова. В связи с этим можно говорить об образе читателя. Такой диалог ведется в «Евгении Онегине» Пушкина, в прозе Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Тургенева. Можем продолжить этот перечень. Автору важен читатель. Но истинный писатель никогда не пойдет на поводу у читающей публики, не будет писать на заказ и на потребу массового читателя. Автор должен быть «взыскательным художником» (Пушкин «Поэту») и не зависеть от мнения «толпы». Каков же реальный читатель? Реальный читатель разный, у него могут быть самые разные установки и требования. Эти установки и требования могут либо соответствовать природе литературы и ее состоянию в данную эпоху, либо с ними расходиться. Рецептивной эстетикой они обозначаются понятием «горизонт ожидания». Горизонты ожидания необычайно многообразны. От литературных произведений ждут и гедонистического удовлетворения, шокирующих эмоций, вразумлений и поучений, выражения хорошо знакомых истин, расширения кругозора (познание реальности), погружения в мир фантазий. Но у истинного читателя всегда один горизонт ожидания: он жаждет эстетического наслаждения в органическом сочетании с приобщением к духовному миру автора, творчество которого отмечено оригинальностью и новизной. Вот аннотация к книге современного русскоязычного писателя Беларуси: «Роман… рассчитанный на читателей разных уровней подготовленности и запросов. Для ищущих «чистого» развлечения – острый сюжет, эротика, яркая словесная сторона стиля. Воспитанных на литературной классике увлекут иронически обыгранные экзистенциальные проблемы бытия. Для литературных гурманов – изыски в стиле постмодернизма. Наконец, знатоки разглядят неслучайную родословную героя, идущую от «лишних». Читателю представлен современный вариант мыслящего героя, чувствующего глубоко и тонко». Учитывая, что чаще всего аннотации к своим книгам пишет сам автор, нетрудно догадаться об истинных намерениях писателя: написать роман, который будет пользоваться, прежде всего, спросом массового читателя, создать, что называется, коммерческий роман. В аннотации писатель уже все объяснил читателю. Горизонт ожидания ясен как день. Кстати, читающая публика с ее установками и пристрастиями, интересом и кругозором изучается не столько литературоведами, сколько социологами. Есть специальный предмет – социология литературы. К сожалению, специалистов в этой области немного, государство пока не заинтересовано в подобных социологических исследованиях. Если они и возникают, то чаще всего по инициативе узкого круга специалистов. Так, в конце 90-х годов 20 века – начале 2000-х в Российской государственной детской библиотеке проводились подобные исследования библиотекарями. Они исследовали круг и мотивы детского чтения, стремясь выявить изменения, произошедшие в детском чтении, понять, кто он такой – читатель 21 века. Они выяснили, что произошла смена моделей чтения. Литературоцентристская модель чтения (с ее любовью к медленному чтению, с установкой на чтение высокой литературы) сменилась моделью досугового, развлекательного и делового чтения. Причины библиотекари (в роли социологов) видят в том, что, по их мнению, вероятно, современные дети представляют собой носителей совершенно новой – визуальной, «мозаично-клиповой» культуры (см. статью Борисенко Н. Что они читают без нас? // Литература. – 2005, № 4). Сегодня читающая взрослая публика очень резко разделилась на массового читателя (установка многих коммерческих издательств) и требовательного читателя. В этой связи оказываются насущными такие понятия, как, с одной стороны, высокая литература (подлинно художественная), а с другой – массовая («тривиальная») литература («паралитература», «литературный низ»), а также беллетристика. То есть неизбежно в современном литературном процессе встает вопрос о литературных иерархиях и репутациях. «Высокая литература». Литературная классика. Это та литература, которая выделяется из всей «литературной массы» (включающей в себя и конъюнктурные спекуляции, и графоманию, и, по выражению одного американского ученого, «пакостную литературу», какова порнография). Это та литература, которая достойна уважительного внимания и, главное, верна своему культурно-художественному призванию. Некий «пик» этой литературы составляет классика – та часть художественной словесности, которая интересна и авторитетна для целого ряда поколений и составляет «золотой фонд» литературы. Писатели-классики – это вечные спутники человечества. Это верх верха литературы. Она, как правило, опознается лишь извне, из другой, последующей эпохи. Классическая литература активно включена в межэпохальные диалогические отношения («вечные сюжеты и темы»). Поспешное возведение автора в высокий ранг классика рискованно, хотя пророчества о будущей славе писателей порой оправдываются (вспомним статьи Белинского о Лермонтове и Гоголе). Кумиры своего времени еще не классики (так, кумирами своего времени были Н. Кукольник, С. Надсон, В.А. Крылов – драматург 1870 – 80-х гг.). Вопрос о том, кто достоин репутации классика, как видно, призваны решать не современники писателей, а их потомки. Классика призвана к тому, чтобы, находясь вне современности читателей, помогать им понять самих себя в широкой перспективе культурной жизни – как живущих в большом историческом времени, она обращена к людям «духовно оседлым» (выражение Лихачева), которые живо интересуются историческим прошлым и причастны ему. Массовая литература. Словосочетание «массовая литература» имеет разные значения. В широком смысле это все то в литературе, что не получило высокой оценки художественно образованной публики: либо вызвало ее негативное отношение, либо осталось ею незамеченным. Но гораздо более распространено представление о массовой литературе как литературном «низе». Это совокупность популярных произведений, которые рассчитаны на читателя, не приобщенного (или мало приобщенного) к художественной культуре, невзыскательного, не обладающего развитым вкусом, не желающего либо не способного самостоятельно мыслить и по достоинству оценивать произведения, ищущего в печатной продукции главным образом развлечения. Для массовой литературы в различных странах существуют разные названия: «популярная» – в англоязычной критике, «Тривиальная» – в немецкой, «паралитература» – во французской. Так, повесть об английском милорде некоего Матвея Комарова много раз переиздавалась с 1782 по 1918 гг. Она исполнена весьма примитивной сентиментальности, банальных мелодраматических эффектов и одновременно грубоватого просторечия в языке. Паралитература обслуживает читателя, чьи понятия о жизненных ценностях, о добре и зле исчерпываются примитивными стереотипами, тяготеют к общепризнанным стандартам. Представитель массы, по словам Ортеги-и-Гассета (Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры), - это «всякий и каждый, кто ни в добре, ни в зле не мерит себя особой мерой, а ощущает таким же, как все, и не только не удручен, но доволен собственной неотличимостью». В соответствии с этим герои книг паралитературы лишены, как правило, характера, психологической индивидуальности, особых примет. Персонажи превращены в фикцию личности, в некий знак. Поэтому неслучайно авторы бульварных романов любят значимые фамилии-маски. Пушкин едко писал о своем литературном анатагонисте Ф. Булгарине: «Г. Булгарин наказует лица разными затейливыми именами: убийца назван у него Ножевым, взяточник – Взяткиным, дурак – Глаздуриным и проч. Историческая точность одна не дозволяла ему назвать Бориса годунова Хлопоухиным, Дмитрия Самозванца Каторжниковым, а Марину Мнишек княжною Шлюхиной, зато и лица сии пердставлены несколько бледно». Крайний схематизм паралитературных персонажей отличает их от героев высокой литературы и добротной беллетристики. Отсутсвие характеров паралитература компенсирует динамично развивающимся действием, обилием невероятных, фантастических происшествий (бесчисленные книги о невероятных приключениях Анжелики). Герои такой литературы обычно не обладают собственно человеческим лицом. Нередко мужские персонажи выступают в обличии супермена. Беллетристика. Слово «беллетристика» (в пер. с фр. Означает «изящная словесность») используется в различных значениях. Чаще всего – это литература «второго» ряда, необразцовая, неклассическая, но в то же время имеющая неоспоримые достоинства и принципиално отличающаяся от маслитературы. То есть серединное пространство литературы. Беллетристика неоднородна. В ее сфере значим прежде всего круг произведений, не обладающий художественной масштабностью и ярко выраженной оригинальностью, но обсуждающих проблемы своей страны и эпохи, отвечающие духовным и интеллектуальным запросам современников, а иногда и потомков. Таковы произведения писателей 19 в.: графа Вл. Соллогуба (повесть «Тарантас»), М. Загоскина, Д. Григоровича, И. Потапенко. Однако среди этой литературы встречаются произведения сугубо эпигонского характера (назойливое повторение и эклектическое варьирование хорошо известных литературных тем, сюжетов, мотивов). Так, за новаторской повестью Н. Карамзина «Бедная Лиза» последовал целый поток – «Бедная Маша», «История несчастной Маргариты» и т.п. В ряде случаев беллетристика волевым решение сильных мира сего на какое-то время возводится в ранг классики («Как закалялась сталь» Н. Островского, «Разгром» и «Молодая гвардия» А. Фадеева). Их правомерно назвать канонизированной беллетристикой. Наряду с беллетристикой, обсуждающей проблемы своего времени, широко бытуют произведения, созданные с установкой на развлекательность, на легкое и бездумное чтение. Эта ветвь беллетристики тяготеет к «формульности» и авантюрности, отличается от безликой массовой продукции. В ней неизменно присутствует авторская индивидуальность. Вдумчивый читатель всегда видит различия между такими авторами, как А. Конан-Дойль, Ж. Сименон, А. Кристи. Не менее ощутимо индивидуальное своеобразие в таком роде беллетристики, как научная фантастика (Р. Бредбери, Ст. Лемм, И. Ефремов, бр. Стругацкие). Право на существование развлекательной беллетристики и ее положительная значимость сомнений не вызывает. Беллетристика как «серединная» сфера литературного творчества тесно соприкасается как с «верхом» литературы, так и с «низом». В наибольшей мере это относится к таким жанрам, как авантюрный роман и роман исторический, детектив и научная фантастика.
Рекомендуемая литература по теме Хализев, В.Е. Теория литературы / В.Е. Хализев. – М., 2002.
|