Поэтика эпохи синкретизма
При использовании прибора обязательно его заземление на контур заземления, батарею отопления или другие заземленные металлические предметы. При применение прибора на местности (в лесу, в поле) заземление осуществляется с помощью заземлителя, входящего в комплект изделия, заглубляемого в грунт.
Историческая поэтика. Периодизация истории поэтики
Поэтика – учение о сущности, свойствах и законах словесного художественного творчества. Слово «поэтика» имеет два основных смысла: оно означает и науку о литературе, и поэтическое искусство. Оба эти значения, не смешиваясь, присутствуют в литературоведении. Теоретическая поэтика разрабатывает систему литературоведческих категорий и дает их понятийно-логический анализ, то есть в теоретической поэтике акцент ставится на первом значении слова «поэтика». Историческая поэтика изучает происхождение и развитие этой системы, то есть в исторической поэтике акцент ставится на втором значении этого слова. Историческая поэтика более, чем теоретическая, погружена в живую плоть литературы: она изучает генезис и развитие системы категорий, само искусство в его историческом становлении, сближаясь с историей литературы. Периодизация истории поэтики выявляет больших стадий или исторических типов художественных целостностей. Еще А.Н. Веселовский выделял две стадии в развитии словесного художественного творчества: эпоху синкретизма и эпоху личного творчества. Большинством ученых принята трехчастная периодизация, так как то, что Веселовский называет периодом личного творчества, распадается на два больших периода: рефлективный традиционализм и художественную модальность. Итак, в истории поэтики выделяются три периода: - эпоха синкретизма (фольклор, мифопоэтическое творчество), от предыскусства до Античности; - эпоха рефлективного традиционализма (другие наименования – эйдетическая поэтика, традиционалистская, нормативная, риторическая) – начинается в 7 – 6 вв. до н.э. в Греции и в первые века новой эры на Востоке и длится до середины 18 в.; - эпоха художественной модальности (другие названия – неканоническая, нетрадиционалистская, историческая, индивидуально-творческая) – начинает складываться с середины 18 в. в Европе и с начала 20 в. на Востоке и длится по сегодняшний день. Если говорить о традиционной точке зрения на литературный процесс, то выделяются следующие этапы развития европейской и русской литературы: долитературное творчество (мифы, фольклор), Античная литература (7 – 6 вв. до н.э. – 3 – 4 вв. н. э.), Средневековая литература (5 – 6 вв. – 13 – 14 вв., в русской литературе 10 – 17 вв.), литература эпохи Возрождения (15 – 16 вв.), классицизм (17 – перв. пол. 18 в.), сентиментализм (втор. пол. 18 в.), романтизм (10 – 20-е гг. 19 в.), реализм – ранний (с 20-х гг. 19 в.) и критический (вторая пол. 19 в.), модернизм и его течения – символизм, акмеизм, футуризм (1890-е – 1910-е гг.), соцреализм - применительно к советской литературе и странам содружества (начиная с повести М. Горького «Мать» по 1970-е гг.), постмодернизм (современное состояние литературы). Литературный процесс в его традиционном понимании будет являться предметом вашего самостоятельного изучения, учитывая полученные знания в курсах истории зарубежной и русской литературы. В следующих разделах будет изложена концепция истории поэтики, изложенная в пособии по теории литературы под редакцией Н.Д. Тамарченко (2004). Поэтика эпохи синкретизма Синкретизм (термин А. Веселовского) в переводе с греческого обозначает неразличение. Этот термин очень точно передает отличие архаического сознания от современного, это его нерасчлененно-слитная природа, или синкретизм. Он пронизывает всю древнюю культуру, начиная с непосредственных чувственных восприятий ее носителей до их идеологических построений – мифов, религии, искусства. Архаический человек синкретически воспринимает данные разных органов чувств (в русских деревнях, например, до сих пор могут сказать: «Идем смотреть гром а»). Так же синкретически он воспринимает себя и природу, «я» и «другого», слово и обозначаемый им предмет, ритуальное и бытовое действа, искусство и жизнь. Нерасчлененно-слитное восприятие предполагает не смешение, а отсутствие различий. Синкретизм, по Веселовскому, это выражение свойственного архаическому сознанию целостного взгляда на мир, еще не осложненного отвлеченным, дифференцирующим и рефлексивным мышлением. В обрядовом синкретическом действе были представлены в нерасчлененном виде жизнь и искусство, будущие литературные роды и жанры. Казалось бы, перед нами глубокая и древняя архаика, а с точки зрения строго аналитического сознания – едва ли не хаос. Но давно замечено, что чем архаичнее искусство, тем оно современнее. Древнее искусство магически действует на современников. Оно воспринимается как первооснова искусства (стадия яйца), как обладающее архетипическим значением для всей будущей истории (мифологическая школа в литературоведении). Действительно, современное сознание и искусство возникли на почве синкретического искусства.
|