Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНСТИТУЦИОННОГО ИНСТИТУТА ОСНОВНЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНСТИТУЦИОННОГО ИНСТИТУТА ОСНОВНЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
1.1 Понятие прав и свобод человека и гражданина
Вопрос о правах человека и гражданина является составной частью проблемы фактического положения личности в обществе и государстве. «Этимологически и по существу близки понятия «правовое положение» и «правовой статус» личности, в которых отражаются все основные стороны юридического бытия индивидов: их потребности, интересы, мотивы, трудовая, общественная, политическая и другая деятельность, все виды взаимоотношений друг с другом и с государством». Давая понятие правам и свободам, следует отметить, что право - это свободы или возможности поведения. Институт прав и свобод является центральным в конституционном праве. Он закрепляет свободу народа и каждого человека от произвола государственной власти. Это - сердцевина конституционного строя [8]. Право - система общеобязательных, установленных в законе норм, принципов и нормативных установок, выражающих меру свободы и ответственности в обществе выступающее регулятором общественных отношений. Философской основой этого института является учение о свободе как о естественном состоянии человека и высшей ценности после самой жизни. Люди начали осознавать эти истины на заре создания человеческого общества, но потребовались века для того, чтобы сложились ясные представления о содержании свободы и ее соотношении с государством. Свободы - права индивидов и народов, исконно от природы присущие, а не дарованные государством, которое не может регулировать их, вмешиваться в них, а лишь обязано воспринимать их как данность и констатировать существование их вне своей воли и власти и защищать их» [9]. При всей своей многогранности и сложной детерминированности современное конституционно-правовое учение о свободе может быть кратко выражено в следующих основных постулатах: 1) все люди свободны от рождения и никто не вправе отчуждать их естественные права. Обеспечение и охрана этих прав -- главное назначение государства; 2) свобода состоит в возможности делать все, что не приносит вреда другому. Свобода человека, следовательно, не может быть абсолютной, она ограничена таким же состоянием других людей. Равенство возможностей для всех - основа свободы; 3) границы свободы могут быть определены только законом, который есть мера свободы. Свобода и правопорядок не антагонисты, если закон демократический. Следовательно, все, что не запрещено, то дозволено; 4) часть дозволенного определяется через права человека. Закрепление прав необходимо для того, чтобы помочь человеку осознать свои возможности, но ни один набор прав не исчерпывает содержания свободы; 5) ограничение прав, возможно, исключительно с целью способствовать общему благосостоянию в демократическом обществе. Свободы, таким образом, есть свободы индивида, который имеет личные и политические свободы, и свободы народов, которые по содержанию можно также определить как политические свободы. Термин «свобода» употребляется в двух значениях, хотя и неразрывно связанных. В общем смысле он обозначает состояние народа и отдельного человека, которое характеризуется возможностью действовать по своему усмотрению. Этот термин в Конституции Конституция Российской Федерации выполняет роль основополагающего философского принципа, который реализуется через весь комплекс конституционно-правовых норм. Иное дело -- свобода как субъективная возможность совершать или не совершать какие-то действия (например, свобода совести, свобода слова и др.) В этом смысле термин «свобода» по существу тождествен термину «субъективное право», а различие объясняется только тем, что такая юридическая лексика сложилась исторически. Но нельзя не учитывать, что свобода в субъективном смысле (как субъективные права) является юридической формой реализации свободы народа и отдельного человека в общем, философском смысле этого слова [10]. Определив понятие свобод человека, перейдем к рассмотрению его прав. «Права человека - это определенные нормативно структурированные свойства и особенности бытия личности, которые выражают ее свободу и являются неотъемлемыми и необходимыми способами и условиями ее жизни, ее взаимоотношений с обществом, государством, другими индивидами». Юридическое выражение проблемы прав человека имеет в своей основе вопрос о характере распределения социальных возможностей и обязанностей между людьми в пределах конкретных общественных отношений, социальной реальности. Конкретизируется он в понимании соотношения социальной действительности и ее правового выражения применительно к статусу личности. В истории общественной мысли и в юридической литературе дискутируются два основных подхода к природе и сущности прав человека. Согласно первому подходу, права человека и гражданина - это его естественные, прирожденные свойства, с одной стороны, не зависящие от их признания государством, т.е. неотчуждаемые, а с другой - связывающие государство, гарантируемые и охраняемые им как требования и принципы, обусловленные природой человека. В этом смысле человек есть «мера всех вещей», так как он обладает неотъемлемыми правами, которые не дарованы ему добрым правителем или законодателем. Второй подход - позитивистский - исходит из того, что права человека производны от государства, которое по своему усмотрению определяет их вид, содержание и объем, т.е. дарует их человеку и гражданину. Институт прав и свобод в его естественно-правовой трактовке обязывает государственную власть признать и обеспечить конституционными и иными юридическими, а также всеми другими гарантиями такие прирожденные права человека, как права на жизнь, на достойный и достаточный уровень жизни, на личную неприкосновенность, свободу, и др. Однако существуют и такие права, которые получают реальное воплощение только благодаря государственной власти, принимающей соответствующие законы, закрепляющие социальные, духовные и материальные права. Конституционные права и свободы - это не все права и свободы, которыми обладает человек, а только основные, или фундаментальные. Почти все демократические конституции при самом полном перечислении прав и свобод в заключение признают, что перечень не является исчерпывающим, т.е что за человеком и гражданином остаются и другие права и свободы. «Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина». Ясно, что если бы эти «другие», да еще общепризнанные, права и свободы были законодателю известны, то они должны были бы попасть в перечень конституционных. А раз этого нет, то данную формулировку можно толковать только как признание неисчерпаемости свободы и как уважение многогранных прав и свобод, которые при всей их важности не относятся к категории основных. Такие права и свободы неконституционного уровня закрепляются всеми отраслями национальной системы права.
1.2. Способы защиты прав и свобод человека и гражданина
История развития человечества свидетельствует о том, что обретение человеком прав и свобод, расширение их номенклатуры всегда становились ареной острых столкновений между индивидом и государством. Добровольно и активно предоставлять социальные блага и политические свободы государство не стремилось никогда. Все ныне существующие права человека, закрепленные в международных документах, конституциях, законодательстве, были выстраданы и отвоеваны человечеством. История показывает, что данная битва еще не окончена, что новым поколениям нужно снова и снова защищать свои права. Пока, к сожалению, еще нереальна ситуация, при которой не будет требоваться усилий для поддержания и защиты прав и свобод человека. В полной мере права могут быть обеспечены и защищены в демократическом, социальном, правовом государстве. Конечная цель деятельности демократического правового государства состоит в обеспечении прав и свобод человека и гражданина. Достижение этой цели неразрывно связано с обязанностью государства создавать систему защиты прав и свобод, а также устанавливать четкие юридические процедуры такой защиты. Конституции зарубежных стран предусматривают возможность человека защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Под словом «охрана» прав человека понимается не только их защита от всевозможных нарушений, но и создание необходимых условий для того, чтобы человек мог обладать и пользоваться своими правами без всяких незаконных препятствий. Механизм реализации символизирует движение, в данном случае процесс превращения прав и свобод, юридических возможностей в действенное их осуществление [11]. Реализация прав и свобод и результат их осуществления неразрывно связаны, но между ними необходим определенный механизм, способный обеспечить эффективный переход от одного к другому. Это происходит либо в процессе соблюдения гражданами установленного правопорядка, либо при осуществлении правоохранительной деятельности государства. Хотя права и свободы действуют непосредственно, нельзя говорить о том, что не нужно создавать механизм для их реализации и защиты. Потребность в правозащитном механизме возрастает, когда права нарушаются. Помимо деятельности органов государства по защите прав граждан, правозащитный механизм включает в себя борьбу самих граждан за претворение в жизнь предоставленных им законодательством прав и свобод. Конституции предусматривают возможность человека защищать свои нрава и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Формами защиты прав личности являются: 1) защита прав органами публичной власти; 2) защита прав граждан общественными объединениями; 3) самозащита прав человеком, включающая в себя: - обращения в государственные органы и органы местного самоуправления; - обжалование действий (бездействия) должностных лиц, нарушающих права граждан; - обращения в средства массовой информации и правозащитные организации, общественные объединения; - публичные выступления граждан в защиту своих прав; - обращения в международные органы по защите прав человека. В правовом государстве одним из наиболее действенных и распространенных способов защиты прав и свобод является судебная защита. Конституционное право граждан на судебную защиту включает в себя два вида правомочий. Во-первых, материальное содержание этого права (право потерпевшего на возмещение ущерба или вреда, причиненного преступлением либо незаконными действиями органов государственной власти или их должностных лиц). Во-вторых, его процессуальное содержание (право на судебный иск, на индивидуальную или коллективную жалобу) [12]. В системе правозащитных органов институт омбудсмена впервые появился в 1809 г. в Швеции, когда была введена новая должность специального парламентского контролера за законностью деятельности администрации. Во многих странах было установлено свое название этого института: Проведор юстиции - в Португалии, Парламентский посредник (медиатор) - во Франции, Коллегия народной правозащиты - в Австрии, Уполномоченный по гражданским правам - в Польше, Адвокат народа - в Румынии, Парламентский комиссар по делам администрации - в Великобритании, Защитник парода - в Испании, Уполномоченный по публичным расследованиям - в Израиле, Уполномоченный Бундестага по обороне - в Германии, Парламентский омбудсмен - в Литве, Уполномоченный по правам человека - в России. Сейчас институт омбудсмена существует более чем в 100 странах мира. Основной причиной появления данного правозащитного института является то, что во второй половине XX в. ранее существовавшие механизмы обеспечения социально-экономических прав человека оказались недостаточными для разрешения новой разновидности конфликтов между государством и гражданином. В системе разделения властей Уполномоченный по правам человека занимает особое место и, по сути, не принадлежит ни к судебной, ни к исполнительной, ни к законодательной власти. Он выполняет публично-представительную функцию, его деятельность распространяется на самую конфликтную сферу общественных отношений - отношений гражданина и государства, особенно гражданина и чиновника. Его деятельность дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, но не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод. Он призван защищать граждан от плохой работы административных органов, выявлять и анализировать сбои в работе органов власти, приводящие к нарушению прав человека, вырабатывать рекомендации о совершенствовании их деятельности в области защиты прав человека. Права человека и их защита в современном мире регулируются не только национальным правом, но и международным. Право каждого на обращение в межгосударственные органы возникает только тогда, когда исчерпаны все внутригосударственные средства правовой защиты. Всеобщая декларация нрав человека 1948 г., которая носит лишь морально-политический характер, признает право каждого «на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами". Развивая данное положение, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. закрепляет за каждым человеком право "на справедливое судебное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основе закона». Исходя из этого, все право- и дееспособные субъекты права, проживающие на территории государств, являющихся членами Совета Европы, при исчерпании возможностей защиты своих прав согласно национальному законодательству могут обращаться в Европейский Суд по правам человека [13]. Одним из важнейших достижений в международном регулировании прав человека является учреждение и функционирование межгосударственного механизма их защиты. В настоящее время в соответствии с положениями международных договоров сложилась определенная система межгосударственных органов, наделенных функциями международного контроля за деятельностью государств в сфере обеспечения прав человека. Такой контроль осуществляется на различных уровнях: на универсальном - главные и вспомогательные органы Организации Объединенных Наций; на региональном - в Европе на уровне Совета Европы и других институтов, в американских государствах - в рамках Организации американских государств. Некоторые международные правозащитные институты созданы и на постсоветском пространстве в рамках Содружества Независимых Государств. Выводы по главе. Итак, можно сказать, что под конституционными правами и свободами понимаются «наиболее важные права и свободы человека и гражданина, раскрывающие естественное состояние свободы и получающие высшую юридическую защиту». Каждый человек должен иметь возможность свободно выбрать способ защиты своих нарушенных прав. При этом он должен быть уверен в том, что государство гарантирует равную возможность для любого, независимо от его веры, расы, места жительства, возраста и пола, воспользоваться этими способами защиты. В противном случае стремление современного государства к демократии, законности, свободе, равенству, гуманизму, правовому государству, выраженное в конституционных нормах и принципах, останется только декларацией о намерениях.
|