Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Этика как наука о морали.





Этика как особая область знания является философской дисциплиной и представляет собой важнейшую точку философского знания.

Особой проблемой, вызывающей много дискуссий среди специалистов по этике, является проблема соотношения понятий «мораль» и «нравственность». Одни исследователи считают их синонимами, другие настаивают на их различении. Вторая точка зрения восходит к И.Канту (1724-1804), который полагал, что мораль представляет собой внутренние убеждения человека, а нравственность является практической реализацией этих принципов, действием на их основании в реальной жизни. Мораль – это форма общественного сознания, совокупность принципов, правил и норм, которыми люди руководствуются в своих действиях. Мораль регулирует поведение человека во всех без исключения сферах жизни: в труде, в быту, в политике, в науке, в семье и т.д. Моральные нормы отражают общественные отношения в таких понятиях, как добро и зло, честь и достоинство, справедливость, совесть, счастье, смысл жизни и т.д.

Нравственность при таком понимании характеризует реальное поведение людей с точки зрения его соответствия этим нормам, то есть безнравственным будет назван тот человек или тот поступок, который отклоняется именно от принятых в данном обществе норм, хотя он и может подчиняться иным нормам. Именно такая коллизия была скрыта за известным эпизодом осуждения философа Сократа афинянами. Человек, который для всех последующих поколений выступал как образец нравственности, был осужден за безнравственное – с точки зрения его судей, а значит, с точки зрения морали афинского общества – поведение. Типичным примером несовпадения «нравственности» и «морали» является поступок Анны Карениной в одноименном романе Л.Н.Толстого. Анна, оставляя мужа, поступает нравственно, т.е. согласно своим чувствам и характеру, но аморально, т.е. вопреки долгу и нормам общества.

Подводя итог сказанному, определим систему норм морали как идеал, который в большей или меньшей степени воплощается в реальной жизни: нравственность – это мера соответствия реального поведения людей общепринятой системе моральных ценностей.

Мир, изучаемый этикой, построен особым образом: он существует иначе, чем мир, изучаемый физикой, химией, биологией или психологией. Это различие отчетливо проявляется на уровне языка. Такие высказывания, как «вода – это химическое соединение кислорода и водорода» или «память есть способность воспроизводить в сознании события и впечатления, имевшие место в прошлом», относятся к миру сущего. А вот высказывание, характерное для сферы морали: «Врач должен облегчать страдания больного» – в нем речь идет не о том, что есть, а о том, чему следует быть, о мире должного. Физика, биология, психология и им подобные науки изучают объективно существующее, отвлекаясь от оценки его с позиций добра и зла. Для этики же именно вопрос о том, является ли нечто плохим или хорошим, предосудительным или достойным, имеет первостепенное значение. Этика регистрирует, фиксирует, описывает, объясняет не столько сами явления, сколько отношение к ним, их оценку. Наряду с этикой такими оценочными дисциплинами можно считать логику, которая исследует отношение наших суждений к явлениям действительности с точки зрения истинности или ложности этих суждений, и эстетику, в которой основными категориями оценки являются «прекрасное» и «безобразное». В этике же основные категории – это категории «добра» («блага») и «зла».

Этика является философской дисциплиной. Но и в рамках философии она занимает особое место, которое обусловлено принципиальным для этики различением сущего и должного. Традиционно все другие разделы философии (будь то учение о мире, о бытии, о человеке, о познании) принято относить к теоретической философии, изучающей то, что есть, сущее.

Этика же понималась как раздел философии, не столько изучающий, сколько научающий человека, каким ему следует быть, как надлежит себя вести, и потому её называли практической философией.

Необходимо чётко определить, что мы понимаем под практикой. В отечественной философской литературе последних десятилетий бытовало понимание практики, восходящее к Гегелю и Марксу. Суть его в том, что практикой именовали действия человека и социальных групп, которые направлены на преобразование окружающей действительности в интересах этого человека или этих групп. При такой трактовке моральная сторона и моральная оценка действий человека и социальной группы, прежде всего интересовавшая традиционную философию, отходит на второй план. В современной философии широко используется понятие «социальные практики»; каждая такая практика – это устоявшаяся, упорядоченная совокупность взаимоотношений между людьми, организованная вокруг некоторого смыслового ядра. Множество социальных практик, в частности, заключено в сфере взаимоотношений врача и пациента.

Впоследствии философии пришлось умерить свои притязания в отношении этики: очевидно, что люди по большей части получают представления о должном не из философских трактатов, а из других источников. Задачами этики стало исследование того, каковы эти источники, как представления людей о должном соотносятся с их реальным поведением и как соотносятся между собой различные представления людей о должном. Этика отказалась от намерения обязывать людей, как им надлежит поступать, передав эту функцию церкви, но сохранила в качестве главного объекта своего интереса саму эту взаимосвязь сущего и должного в жизни людей. Поэтому этика продолжает оставаться практический философией, но в более узком и строгом смысле.

Оценочные суждения, используемые в этике, имеют определенную структуру. Например, известное высказывание «врач должен облегчать страдания больного». В этом случае мы имеем дело с высказыванием, которое не относится к конкретному событию, а фиксирует предписание, или норму, соблюдаемую или не соблюдаемую в реальных ситуациях и являющуюся критерием, меркой для оценки множества конкретных действий. Такое высказывание называют нормативным (или прескриптивным).

Здесь следует отметить то обстоятельство, что далеко не все нормы имеют моральную природу. Кроме того, помимо норм морали и права в медицине, как и во всякой другой сфере человеческой деятельности, имеется и множество таких норм, которые носят специальный, технический характер. Следование этим нормам, как правило, обеспечивает успешное решение тех задач, которые возникают в процессе деятельности. Характерно, однако, то, что нередко – и особенно там, где, как в медицине, речь идет о действиях, непосредственно затрагивающих другого человека, – нарушение этих норм оценивается с точки зрения не только успеха или неуспеха действий, но и морали. Следует рассмотреть с помощью, каких средств этика выполняет свою задачу.

 







Дата добавления: 2015-08-27; просмотров: 1329. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...


Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...


Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Словарная работа в детском саду Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет одновременно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

ТЕХНИКА ПОСЕВА, МЕТОДЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР И КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА МИКРООРГАНИЗМОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА БАКТЕРИЙ Цель занятия. Освоить технику посева микроорганизмов на плотные и жидкие питательные среды и методы выделения чис­тых бактериальных культур. Ознакомить студентов с основными культуральными характеристиками микроорганизмов и методами определения...

Факторы, влияющие на степень электролитической диссоциации Степень диссоциации зависит от природы электролита и растворителя, концентрации раствора, температуры, присутствия одноименного иона и других факторов...

Йодометрия. Характеристика метода Метод йодометрии основан на ОВ-реакциях, связанных с превращением I2 в ионы I- и обратно...

Броматометрия и бромометрия Броматометрический метод основан на окислении вос­становителей броматом калия в кислой среде...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия