Тема 8.Современная западная философия
Роль философии как интегрирующего фактора культуры (конец ХIХ – ХХ в.в.). Европейская культура и трансформация основных философских проблем, смена ценностей и ориентиров. Максима общественного сознания ХХ века: проблема смысла истории и проблема комплексного изучения человека. Новые типы философствования: сциентистский и антропологический. Экзистенциализм – философия существования – усматривает источник противоречий в борьбе за существование человека. Основными категориями экзистенциализма становятся: сущность и существование. Определяющие положения экзистенциализма: - существование предшествует сущности; - сущность человека приобретается им, наполняется содержанием. Центральной проблемой С. Кьеркегора была проблема выбора, неизбежность которого несет в себе трагедию. Объясните смысл фразы С. Кьергегора: «Выбирая абсолют, я выбираю отчаяние, выбирая отчаяние, я выбираю абсолют, потому что абсолют – это я сам». Важнейшим направлением XIX –XX является «философия жизни». Родоначальником его становятся А. Шопенгауэр и Ф. Ницше. Шопенгауэр в своей работе «Мир как воля и представление» отразил субъективный идеализм. Все явления жизни ему представлялись как порождение представления познающего, а с другой - сам познающий был продуктом мира. Его философия пессимистична: «жизнь нашего тела – это лишь хронически задерживаемое умирание». Оптимизм представляется ему нелепым, исходя из его произведения, объясните, почему? Философия Ф. Ницше – это переоценка ценностей, восприятие человека независимого ни от какого авторитета, в том числе свободного духом, умом, смертью. «Умри вовремя» - назвал свое учение Ницше, объясните, почему? Существование, бытие, человек и его свобода, сознание в экзистенциализме Хайдеггера продолжает идеи Ф. Ницше. Работа «Бытие и время» становится энциклопедией экзистенциализма. Основой становится бытие человека в мире и отношение человека к миру. Важнейшей категорией становится «забота», «бытие-в-мире», «заброшенность–в-мир», «повседневное существование», «страх-перед-смертью» и другие. К. Ясперс дополняет ряд «страх-перед-выбором», которому просвещает свою работу «Вопрос о вине». Сартр на первое место выдвигает проблему свободы. Человек сам выбирает себе свободу или несвободу: закованный в кандалы может быть свободен, а живущий на свободе может быть рабом. А. Камю формулирует философию абсурда: мир абсурден и мы в нем. Особое место в философии занимает психоанализ З. Фрейда, К.Г. Юнга, Э. Фромма, разработавших учение о сознательном и бессознательном. Формирование новых типов философствования: консервативно-традиционных (неогегельянство, шеллингианство), новаторско – традиционных (марксизм), антиклассических (иррационалистических и сциентистских). Сциентизм как способ преодоления “кризиса” классической философии при помощи ее же методов. Позитивизм: проблема метода в “первом” позитивизме (О. Конт, Г. Спенсер) и источника познания в эмпириокритицизме (Э. Мах, Р. Авенариус). Именно Огюст Конт высказал тезис о том, что наука заменяет собой традиционную философию. Она должна ограничится описанием внешней структуры явлений и во всех своих изысканиях стремится заменить слово «почему» на слово «как». Неопозитивизм – одно из самых распространенных направлений в философии ХХ века, начиная с 20-х годов, который по своей направленности является продолжением идей позитивизма XIX века. Логический позитивизм представлен Бертраном Расселом, сосредоточивший свои усилия на анализе логической структуры научного знания. Исходя из данного, определялась и задача философии: подвергать логическому анализу высказывания науки. Определите, изучая предлагаемые источники, каким образом должно было строится «прояснение» научного знания. Людвиг Витгенштейн утверждал, что философия не наука и деятельность, состоящая в логическом анализе языка науки. Основой его философии являлось тождество структуры языка и логической структуры мира. Идеи Венского кружка продолжает К. Поппер, представитель философия науки, создатель модели критической рациональности («Логика научного открытия, 1959). Постпозитивизм Т. Куна представлен в работе «Структура научных революций», в которой представлен особый взгляд на науку как социальный институт. Каждый институт обладает своим стилем мышления, своими критериями научности и рациональности, которые Кун определяет как «парадигмы». Смена парадигм – это и есть научная революция. И. Лакатос предлагает свою концепцию науки, основу которой составляет научно-исследовательская программа. Программа включает в себя жесткое ядро – метафизику программы, негативную эвристику – установки, отсекающие сомнения, позитивная эвристика – исследовательская программа, пути исследования. Любая программа, пройдя прогрессивную стадию, достигает стадии «насыщения», тогда возникает новая исследовательская программа. Определите суть концепции верификации (М. Шлик), физикализма (Р. Карнап, О. Нейрат), конвенционализма (А. Гемпель). Прагматизм как проблема понимания истины проявился в работах Ч. Пирс, Д. Дьюи. Раскройте суть герменевтики, как одного из влиятельных философских течений второй половины ХХ века и ее взгляд на познание. Определите различие в подхода в понимании мира человеком В.Дильтея (метод «вчувствования»), Г.Х Гадамера (метод «герменевтического круга»). Феноменология о психологизме и интуитивизме, о проблеме времени (Э.Гуссерль). На основе материала учебника покажите сближение позиций религиозной философии и философии науки (П.Тейяр де Шарден, П.Тиллих, В.Гейзенберг, А.Швейцер), объясните, в чем суть неотомизма, определите общность взглядов Фомы Аквинского и представителей данного направления в философии. Выявите философские дискуссии современности и их влияние на развитие западной цивилизации. Для освоения курса необходимо:
|