Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Популярное представление о конкуренции





Впервые конкуренцию как универсальное явление отчетливо пред­ставили и адекватно описали биологи. Определенное в эволюцио­нистской формуле как «борьба за существование» это понятие за­хватило воображение публики и стало общим местом в известных рассуждениях. До этого конкуренцию рассматривали, скорее, как экономический, нежели биологический феномен.

Впервые некоторое общее осмысление новой роли, которую долж­на сыграть коммерция и посредник в современном мире, мы находим в XVIII в. в Англии. «Конкуренция — это жизнь торговли», — такова максима торговца, а понятие конкуренции, приобретающее в ней нечто вроде частичного одобрения, заключает в себе зачатки целой филосо­фии современного индустриального общества в том виде, как это уче­ние было сформулировано Адамом Смитом и физиократами.

Экономисты XVIII в. были первыми, кто попытался дать объяс­нение и найти оправдание социальному порядку, основанному на конкуренции и индивидуальной свободе. Они полагали, что суще­ствует естественная гармония человеческих интересов, которая, однажды высвободившись, неизбежно принесет с собой в лучший из всех возможных миров величайшее благо для великого множе­ства людей.

Отдельный индивид, преследуя свою собственную выгоду, с необходимостью будет стремиться производить и продавать то, что имеет наибольшую ценность для сообщества; и таким образом «в этом он, как и во многих других случаях, — читаем у Адама Сми­та, — направляем невидимой рукой, дабы способствовать цели, которая не составляла его намерение».

С еще большим благоговением утверждает это понятие француз­ский писатель Фредерик Бастиа: «Поскольку товары, которые сперва представляются исключительной собственностью индивидов, становятся по воле мудрого провидения (конкуренции) общим достоянием всех; поскольку естественные преимущества местоположения, плодо­родие, температура, богатые минералами недра и даже способность к промышленному делу не достаются производителям в силу конкурен­ции между ними, но в еще большей мере способствуют выгоде потре­бителя; постольку, следовательно, нет ни одной страны, которая не была бы заинтересована в успехе всех других стран»1.

Свобода, которой добивалась коммерция, постепенно достигнув принципа laissez faire*, невероятно расширила область конкурен­ции и тем самым создала мировую экономику там, где прежде были только местные рынки. В то же время она создала и разделение труда, в котором участвуют все государства и народы и в связи с этим подняла презираемого посредника на такую высоту богатства и власти, о какой и не мечтали высшие классы всех предшествую­щих эпох. Но теперь появляется необходимость контролировать конкуренцию в интересах не только тех, кто не имеет доли во все­общем благоденствии, но и в интересах самой конкуренции.

* Свобода действия — Прим. ред.

 

«Нечестная конкуренция» — это выражение все чаще можно ус­лышать в наше время. Предполагается, что есть правила управле­ния конкуренцией, по которым она может и должна контролиро­ваться в собственных же интересах. Это же представление было выражено в требовании «свободы конкуренции» со стороны тех, кто оберегает конкуренцию, контролируя ее. Прозвучали и другие голоса, осуждающие конкуренцию за то, что она «создает монопо­лию». Другими словами, результатом доведения конкуренции до ее логического завершения является ее уничтожение. Это разрушение конкуренции конкуренцией же, видимо, есть не что иное, как утра­та свободы в результате освобождения или, в более широком смыс­ле, — неограниченная свобода без социального контроля заканчива­ется отрицанием свободы и порабощением индивида. Но следует сказать, что ограничение конкуренции конкуренцией означает про­сто, что процесс конкуренции с неизбежностью тяготеет к установ­лению равновесия. Более серьезное возражение заключается в том, что, предоставив свободу экономической конкуренции, общество пожертвовало другими основополагающими интересами, которые не вовлечены непосредственно в экономический процесс. В любом случае экономическая свобода существует внутри порядка, создан­ного и поддерживаемого обществом. Экономическая конкуренция, какой мы ее знаем, предполагает существование права частной соб­ственности, которое является произведением общества. Исходя имен­но из этой посылки, более радикальные экономические учения — ком­мунизм и социализм — стремятся покончить с конкуренцией.

 







Дата добавления: 2015-08-29; просмотров: 266. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2022 год . (0.015 сек.) русская версия | украинская версия