Специфика морали как социального явления. Дерево камелий, расположенное на горе Кусака, излучает странную энергию, которая распространяется на тех
Дерево камелий, расположенное на горе Кусака, излучает странную энергию, которая распространяется на тех, кто посмотрит на цветок дерева. Так молодая пара Судзуна и Коити, испытывают это на себе. Хозяйка этого растения, что-то знает про чары камелий, и она хочет заполучить силу Коити. Но скоро грядет обряд Созерцания Луны, и для Судзуны и ее парня это будет непросто. Кто же победит: хозяйка, которая станет бессмертной или сильная любовь молодой пары?
Специфика морали как социального явления. Мораль- система норм, правил, оценок, регулирующих общение и поведение людей в целях достижения единства общественных и личных интересов. В моральном сознании выражен некий стереотип, шаблон, алгоритм поведения человека, признаваемый обществом как оптимальный на данный исторический момент. Нормы и правила морали формируются естественно-историческим путем, по большей части стихийно. Другое определение: мораль - это особый способ регуляции взаимоотношений между людьми, основанный на различении добра и зла. Мораль является регулятором социального поведения. Моральные требования к индивиду в нравственном сознании принимают самые разнообразные формы: это могут быть прямые нормы поведения («не лги», «почитай старших» и т. д.), различные моральные ценности (справедливость, гуманизм, честность, скромность и т. д.), ценностные ориентации, а также морально-психологические механизмы самоконтроля личности (долг, совесть). Проблема специфики морали связана с ее специфическими особенностями: Среди множества выполняемых моралью ФУНКЦИЙ основными принято считать: регулятивную, оценочно-императивную, познавательную. ГЛАВНАЯ ФУНКЦИЯ МОРАЛИ, конечно, РЕГУЛЯТИВНАЯ. Мораль выступает прежде всего как способ регулирования поведения людей в обществе и саморегулирования поведения индивида, имеющего возможность предпочесть один поступок другому. Сущность морали не менее ясно проявляется и в другой ее функции — ОЦЕНОЧНО-ИМПЕРАТИВНОЙ. Она предусматривает разделение всех социальных явлений на «добро» и «зло». Собственно, с помощью этих основополагающих категорий морали и дается оценка любому проявлению общественной жизни и соответственно оформляется повеление (императив) индивиду: поступай таким-то конкретным образом, ибо это добро, и, наоборот, воздерживайся от таких-то поступков, потому что это зло. ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ функция морали в известной степени производна от оценочной. Моральное одобрение или возмущение каким-либо стилем поведения часто есть самый верный показатель того, что та или иная форма жизни устарела, утратила свое историческое оправдание, или, наоборот, знаменует собой хотя и непривычный, но вполне перспективный, новый уклад жизни. Состояние нравов в каждую конкретную эпоху есть самодиагностика общества, т. е. его самопознание, выраженное языком моральных оценок, требований и идеалов. Совокупность названных и других (воспитательной, ориентирующей, прогностической, коммуникативной и т. д.) функций определяет СОЦИАЛЬНУЮ РОЛЬ МОРАЛИ. 2. Биоэтика – современная форма морали медика. Фармацевтическая биоэтика.
Вторая половина XX века характеризовалась высокими темпами научно-технического прогресса, С этим периодом связан новый этап развития профессиональной этики в медицине и фармации – этап биоэтики. Термин «биоэтика» был введен в обиход американским биологом Ван Ренселлером Поттером в 1971 году. Биоэтика – это опыт философского, этического осмысления т.н. проблемных ситуаций, в основном возникших в клинической практике за последние 30 лет. Речь идет о комплексе проблем, связанных: 1) с умиранием человека (1959 год – состояние «смерти мозга» и новая концепция смерти; эвтаназия – право на смерть с достоинством); В настоящее время происходит беспрецедентное наводнение лекарственного рынка новыми ЛС. Часть ЛС имеет сомнительное происхождение, а их метаболизм сопровождается образованием реакционно-активных соединений с непредсказуемыми последствиями, создающими реальную угрозу жизни и здоровью современного и будущих поколений человечества. К тяжелым последствиям может привести употребление некачественных ЛС, удельный вес которых имеет тенденцию к росту, а контрольно-разрешительная система не может в полной мере гарантировать защиту потребителя от негативных последствий использования небезопасных и некачественных ЛС. В этой ситуации начинает сформировываться новое направление в биоэтике – фармацевтическая этика. В настоящее время международное сообщество выработало эффективную систему общественного и государственного контроля над соблюдением прав и интересов субъектов исследований и этичностью клинических исследований (КИ). Основным звеном этой системы является деятельность Комитетов по этике (ЭК). При каждом ЛПУ необходимо создать такой ЭК. Он должен рассматривать любые КИ, которые проводятся в данном учреждении и объектом которых является человек, независимо от того, испытывается ли новое ЛС или новый метод лечения, новая комбинация уже зарегистрированных ЛС. В состав ЭК должно входить необходимое число лиц, обладающих необходимым суммарным опытом и квалификацией для экспертной оценки научных, медицинских и этических аспектов планируемого исследования. Для обеспечения полноценной работы ЭК должен разработать, документально оформить и соблюдать стандартные процедуры. В 1997 году при Российской медицинской ассоциации создан Национальный этический комитет (НЭК), который уже имеет достаточный опыт по одобрению протоколов международных мультицентровых клинических испытаний (ММКИ). НЭК проводит методическую работу по вопросам организации и функционирования ЭК.
|