Космизм в архитектуре.
На протяжении всей истории человечества, его лучшие представители обращались к совершенствованию его социального, экономического, политического и культурного строя для его лучшей организации и его лучшего существования, предлагая ему различные "идеальные " варианты как по форме, так и по содержанию. Среди архитекторов-космистов можно особо выделить, как не странно, 2ух французских архитекторов XVIII века К.-Н. Леду, Э.-Л. Булле, а также русского архитектора-конструктивиста И. И. Леонидова. Гравюры из наследия К.-Н. Леду свидетельствуют о предпочтительных символических формах и фигурах, где повторяются почти постоянно квадрат, круг, крест, центр (точка), представляющие четыре фундаментальных и главных символа человечества, связанных с космизмом, так же как мандала, связанная с космологией. В своей знаменитой книге он сравнивает Архитектуру с Космосом: «Архитектура подобна благословенным звездам, озаряющим мир. У нее свои повторы и фазы, как у них; она испытывает эти смешивающие все стихии потрясения; ее свет исчезает под плотностью облаков так же, как их свет, и победителем облачных теней устремляется из них еще более прекрасным и сверкающим. Она окружена блестящими спутниками, отражающими ее сияние и остающимися с ней в недрах безмерности, благодаря ее величественному равновесию». Архитектор Иван Леонидов, также как и К.-Н. Леду, создавал свои архитектурные проекты, творя свое космическое мироздание, которое должно было обеспечить гармоническое равновесие между Природой, Архитектурой и Человеком. Иван Леонидов. Заключение. Бурное развитие технологий в наши дни привело к закономерным кризисным явлениям, которые трансформировались в глобальные проблемы, связанные, в том числе, и с экологией. Культура техногенной цивилизации всегда включала в себя научную рациональность, которая была направлена на преобразование окружающего мира в соответствии с потребностями человечества. Необходимо указать на совпадение многих представлений научной картины мира с идеями философии русского космизма. В русском космизме предпринималась попытка возродить идею органичной связи человека и космоса. В русском космизме достаточно ясно осознавались не только зависимость человека от космоса, но и обратное влияние человека на окружающий мир. Соразмерность человека и остального мира послужили основой для развитой русскими космистами идеи о необходимости соизмерять человеческую деятельность с принципами целостности этого мира. В русском космизме обосновывались принципы нового отношения человека к природе.
Список литературы.
1. Камиль Хайруллин «Философия космизма» Казань 2003 (взято с http://www.proza.ru/2009/04/30/982)
2. Статья директора Харьковского планетария им. Ю.А.Гагарина, Железняк Галины Васильевны 2006г.
3. Новейший философский словарь / Сост. А. А. Грицанов, 1998. Космизм и русский космизм.
4. Б. М. Владимирский, Л. Д. Кисловский «Путями русского космизма. Судьбы людей и идей.» Либроком 2011г.
5. Казютинский В. В. «Космическая философия» К. Э. Циолковского: за и против. Земля и Вселенная. 2003.
|