Особенности русского космизма
Формы русского космизма Как широкая культурно-мировоззренческая тенденция философия русского космизма выступает в трех основных формах: 1. культурно-философской, 2. религиозно-философской и 3. естественнонаучной. Сущность культурно-философской формы состоит в том, что ее сторонники на языке искусства выражают идею единства природы, общества и человека. Эта форма представлена литературными произведениями В.Ф. Одоевского, В.В. Хлебникова, музыкой П.И. Чайковского, А.Н. Скрябина, С.В. Рахманинова, живописными полотнами М.В. Нестерова, Н.К. Рериха. Вторая форма сложилась в результате теоретического осмысления взаимоотношений человека с миром в условиях ускорения научно-технического прогресса. Серьезное воздействие на ее становление оказала мировоззренческая традиция православия и некоторые идея славянофилов. Помимо Н.Ф. Федорова, она связана с именами таких ярких философов, как В.С. Соловьев, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, П.А. Флоренский. Третья форма русского космизма примечательна тем, что она выразила стремление естествоиспытателей осуществить ценностно-мировоззренческий синтез конкретно-научного материала о человеке и природе и построить цельную динамическую картину мира, проясняющую характер взаимоотношений человека с окружающей предметной средой и раскрывающую специфику его бытия. В разработку этой формы космизма внесли большой вклад видные ученые, прежде всего М.А. Умов, Н.Г. Холодный, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский и А.И. Чижевский.
Особенности русского космизма Философия русского космизма не является ни простым развитием предшествовавших ей идей, ни тем более элементарным обобщением народного мировоззрения. Во-первых, ее представители весьма критически осваивают накопленный опыт. Во-вторых, они преодолевают прежнюю одномерность космического видения действительности, совмещая его с двумя дополнительными измерениями – антропологическим и историческим. В-третьих, ими был выдвинут целый ряд фундаментальных идей, не известных прежней философии. Положения о равномощности человека миру, об активной эволюции природы, основанной на гуманистически выверенных действиях людей, о должном характере жизненных ориентиров, о целенаправленном способе самоосуществления личности, наконец, об открытости человека миру, предполагающей способность людей доопределять достаточно пластичную природу, означали появление принципиально нового способа теоретического истолкования действительности. Фундаментальная особенность философии русского космизма – концептуальное (система взглядов) выражение социально-культурных тенденций грядущих перемен. Разработчики этой парадигмы (пример из истории, взятый для доказательства, сравнения) глубоко осознали принципиальную слабость техногенной цивилизации, несущей конструкцией которой служит сугубо инструментальное отношение к миру. Они создали модель бытия человека, существенным элементом которой выступает требование корреляции, т.е. взаимной согласованности строения и функций различных частей (клеток, тканей, органов), осознанных целеполагающих действий людей со спонтанными естественными процессами. Особенность, неординарность идей русского космизма предопределяет неоднозначное отношение к ней. Антикосмисты указывают на отсутствие в русском космизме строгой законченной доктрины, на преобладание в нем должного над сущим, на утопизм далеко идущих проектов. Но обнаруженные ими действительные издержки этого философского направления не перечеркивают его несомненного достоинства. Важной особенностью философии русского космизма является признание онтологического равенства человека с остальным миром. Человек и мир объявляются равно необходимыми друг другу. Таким образом, выделяются два центра сущего, ничего подобного в прежней философии не наблюдалось. Это дало Н.Г. Холодному основание назвать данный подход к анализу действительности антропокосмизмом. Складываются духовные предпосылки для ценностной регуляции космического бытия человека. Будучи продуктом развития природы, человек обрел уникальную способность к целенаправленным нравственно регулируемым действиям, формирующим вторую искусственную природу и преображающим личность. Люди становятся прямыми участниками процессов космического масштаба и значения. В эволюции Космоса наступает такой момент, когда регуляция этого процесса становится прямо-таки необходимой, ибо от нее зависит как сохранение природы, так и дальнейшее существование самой цивилизации. Таким образом, идея онтологического равенства человека и Космоса вполне логично переходит в принцип активной эволюции сущего. Космисты рассматривают человека как существо далеко не совершенное. Здесь наблюдается отход от ортодоксально-христианской традиции, признающей человека венцом творения. Заранее человек не готов ни к какой конкретной деятельности. Он всего лишь кандидат на то, чтобы стать личностью. Именно природная неприспособленность человека оказывает ему неоценимую услугу, делает его открытым для бесконечных вариаций поведения. Слабость человека оборачивается его необычайной силой. Осмысленными действиями люди преобразуют внешний мир, делают его пригодным для своей жизни. Так происходит очеловечивание природы. Космистами предусматривается формирование общества, основанного на родственном сознании, и совершенствование природы самого человека, включая обретение индивидуального бессмертия. Н.Ф. Федоров даже пишет о воскрешении умерших. Важной особенностью учения космистов о регулируемой эволюции мира стала идея ноосферы (от греч. nous – разум и sphaira – шар). Разработку соответствующей теории осуществил В.И. Вернадский. Он указывает на роль разума в развитии мира, обосновывает настоятельную необходимость утвердить новый способ отношений общества с природой. Хорошо представляя трудности становления ноосферы. В.И. Вернадский ставит исключительно важную проблему космической ответственности людей. Осознанная деятельность, направленная на переработку природных систем, обязывает людей соизмерить свои поступки с их возможными результатами, оценивать их с моральной точки зрения. Переход биосферы в ноосферу осуществляется, по мысли В.И. Вернадского, в форме объединения человеческих действий с естественными процессами. Философ приходит к выводу, что назрела необходимость принципиально иначе, нежели прежде, строить свои отношения с природой. Сущность новации – в согласованном (коэволюционном) развитии общества и природной среды. Таким образом, бесспорно то, что философия русского космизма глубоко осознала необходимость перехода человечества к новой стратегии жизнедеятельности, призванной обеспечить равновесие между субъективной устремленностью людей к преобразованию мира и объективными процессами самореализации природы и общества.
|