Художественные направления Просвещения
В XVIII веке параллельно сосуществовали три основные художественные направления - просветительский классицизм, просветительский реализм и сентиментализм, стороне них стояло искусство рококо, тесно связано с эстетикой барокко. Просветительский классицизм продолжал традиции классицизма XVII века, но на новой основе. Возрождение классицизма в эпоху XVIII века было во многом обусловлено «культом разума», который царил в эпоху Просвещения. Просветители стремились исследовать человеческие поступки и страсти, социальная среда, взаимосвязи человека и мира. Отсюда в их произведениях появляется рационалистический анализ мотивов и последствий деятельности личности, глубокое освещение тех или иных черт человека и действительности, средства художественной типизации с четким выделением существенного в характерах персонажей. Представители просветительского классицизма предпочитали объективным законам искусства, опирались на разум. Художники тяготели к общему, а не индивидуально-конкретного, сохраняли жанровую иерархию и гармоничность в построении произведений. Большую роль художники отводили идеи, становилась смысловым и структурообразующих принципу произведений. Литература просветительского классицизма была рупором философских и политических идей, с помощью которых просветители пытались воспитать нового человека и изменить мир. Отсюда происходит дидактический характер их произведений. Классицисты XVIII века стремились поучать, формировать новые ценности и идеалы. Поэтому жанры классицистической литературы того времени нередко имели открыто полемический или публицистический характер. Представители просветительского классицизма предпочитают трагедии, эпопеи, оде т.п.. Монологи героев, философские диспуты, авторские отступления и установки способствовали активному проведению в жизнь просветительских идей. Однако кроме традиционных черт классицизма (рационализм, преимущество общего над личным, гармоничность построения, дидактизм, схематизация образов и др.)., Сформировавшихся еще в эпоху XVII века, в просветительском классицизме появляются новые признаки. Прежде всего изменяется само содержание произведений. Если в XVII веке провозглашалась идея служения монарху и государству, то в XVIII веке утверждается мнение о необходимости служения всему обществу, делу свободы и справедливости. Герои просветительских произведений охвачены идеей изменить существующий порядок и установить более разумный и гуманный. Отсюда происходит критический пафос многих произведений просветительского классицизма, приближение сюжетов к современности. Изменилась и природа конфликтов: если раньше преобладала борьба страстей и обязанности, то теперь художники сосредоточивают внимание на тех конфликтах, которые возникают в результате столкновения героев с несовершенным обществом и трудностями в исполнении их гражданских обязанностей. Проблематика произведений становится более актуальной, социально значимой. Вопросы, которые освещают художники, связанные с конкретной действительностью, но в то же время они приобретают философский смысл, важного для всех стран и народов. Писатели предоставляли своим произведениям практическое значение. Они рассматривали их как наглядное обобщение «зла» и «добра», как некую дидактически-морализаторскую установку, руководство к действию всего человечества. Такой прагматический характер искусства классицистов определялся пафосом преобразования общества, составляет дух Просвещения. Если классицисты XVII века ориентировались на вкусы высших слоев, то представители просветительского классицизма выражали интересы третьего сословия, вышедшего на арену политической борьбы. Они провозгласили, что личным делом каждого гражданина должно стать служение свободе и установлению «царства разума» на земле. Герои, взятые из обычной жизни, становились олицетворением общественного долга, ответственного отношения к жизни, строгой дисциплины, добродетели. Возвышенные и гармоничные образы имели воспитывать читателей в духе преданности и самопожертвования ради общего блага. Большое значение в просветительском классицизме, как и в классицизме XVII века, имела античное наследие. Однако представители Просвещения переосмысливают ее в связи с новыми мировоззренческими концепциями. Дидро мечтал о возрождении греческого искусства как фактора эстетического и нравственного воспитания народа. Он толковал античность в просветительском плане, связывая ее с задачами борьбы за социальную перестройку общества. Дидро выдвигал требования строгой регламентации, гармоничности в искусстве: «Рисовать так, как говорили в Спарте». Литература просветительского классицизма тяготела к емкости и эмоциональной выразительности форм. Г.-Е.Лессинг также усматривал в античности «общечеловеческий идеал прекрасного», основанного на разуме и воплощался в нормах и образах античного искусства и поэзии. Большую роль в овладении античного наследия классицистами нового времени сыграли труды немецкого философа и теоретика искусства И.-Й.Винкельмана, ставшие известными за пределами Германии и способствовали становлению направления. В трактате «Размышления о подражания греческим произведениям в живописи и скульптуре» Винкельман писал: «Единственный путь для нас сделаться большими и, если возможно, даже непревзойденными, - это подражание древним». Сущность искусства философ видел в подражании природе, но оно может быть направлено или на какой-то один предмет - так возникает копия, или обобщает наблюдения над многими предметами - так возникает идеальное изображение. Второй путь Винкельман считал наиболее плодотворным. Итак, исходной позицией философа была «обобщенная красота», образ «творит с помощью разума духовная природа»: «Кисть, которым работает художник, следует заблаговременно окропить умом». Понятие красоты (идеальной, «умной» красоты) Винкельман распространяет и на человека. Идеал личности он находит в искусстве Древней Греции, в частности в Филоктет Софокла и скульптурной группе «Лаокоон». Винкельман был убежден, что основой для формирования идеального человека демократический строй, потому красота появляется только там, где есть свобода: «Свобода, царствовала в государственном устройстве страны, была одной из причин расцвета искусства в Греции». Немецкий теоретик искусства видел в античном наследии героический и демократическое содержание, он придавал ей большое значение в борьбе против существующего строя и установлении справедливого порядка, при условии которого и расцветет пышным цветом красота духовной природы человека, и утвердятся ум и гармония между людьми. Просветительский классицизм нашел воплощение в «вольтеровском классицизме» во Франции (Вольтер, О.Поуп и др..), В «Веймарском классицизме» в Германии (И.-Гете, Шиллер), а в конце XVIII века сформировался так называемый неоклассицизм (А.Шенье, Д.Парини и др.).. На последнем этапе просветительский классицизм НЕ тяготился жесткими эстетическими нормативами, а тяготел к жанрового разнообразия, масштабности образов, свободной композиции. Кроме литературы, классицистический тип творчества оказался и в других видах искусства XVIII: в живописи - Ж.-Л.Давид, Д.Рейнолдс, в графике - Д.Пиранези, в музыке - К.-В.Глюк и др.. В эпоху Просвещения классицизм приобрел особую действенности, он был тесно связан с актуальными проблемами современности и процессами борьбы за новое общество. Ярким доказательством этого является то, что классицизм стал доминирующим направлением в литературе и искусстве в период Великой французской революции 1789-1794 гг Гражданская направленность, политический характер идей и настроений, их выражение в экспрессивных и вместительных формах, широкое использование античных мотивов и образов, тяготение к массовости искусства - все это как нельзя лучше соответствовало духу Просвещения, задаче преобразования действительности, которое художники и философы выдвинули на первый план. Реалистичный тип творчества оказался в просветительском реализме, основой которого стал принцип подражания природе, выдвинут просветителями. Дидро призывал изучать природу и присматриваться к его жизни. В «Размышлениях о живописи» он писал: «Чем совершеннее является подражание, чем больше оно соответствует первоисточнику, тем больше оно нас удовлетворяет». Писатель-философ подчеркивал познавательную функцию искусства: оно, по его мнению, имеет в художественной форме исследовать жизнь людей, только так красота сочетается с истиной. «Красота в искусстве, - отмечал он, - имеет такую же основу, как и истина в философии. Что такое истина? Соответствие наших суждений явлениям. Что такое красота подражания? Соответствие изображение предмета». Дидро провозгласил необходимость анализа социальной среды и внутреннего мира человека: «пусть художник станет философом и пусть заглянет в самого себя, пусть увидит там человеческую природу» и вместе с тем «пусть он глубоко изучит общественные слои, пусть познает их назначения и вес, их проблемы и преимущества». Г.-Е.Лессинг также обосновал мысль о том, что «искусство в новые времена чрезвычайно расширило свои границы, оно следует теперь всю видимую природу, в которой красота составляет лишь малую долю». Лессинг считал, что искусство должно отражать все проявления жизни - не только прекрасное, но и безобразное, непривлекательное. Он призывал художников проникать во все отрасли общества и достоверно отражать их. Статичности классицизма философ противопоставил динамизм нового искусства. В пафосе движения, действия, борьбы, по его мнению, и оказывается настоящая красота - живая и настоящая, а не холодная и абстрактная, как у классицистов. Правдивость искусства - основной эстетический принцип Лессинга: «Не может быть величественным, что ложно». Впрочем он предупреждал против простого копирования действительности: «Придумывать, подражать, имея определенную цель, - это деятельность, отличает настоящего гения от маленьких художников, которые придумывают только для того, чтобы придумывать, подражают лишь для того, чтобы подражать». Большое значение Лессинг оказывал типизации, в которой, по его мнению, и оказывается правдивость характеров и ситуаций. По его словам, художник должен изображать не отдельные поступки одного человека, а как «может совершить человек нашего времени», конечно, в соответствии со своим обществе и нравственного развития («человек с определенным характером при определенных условиях»). Представители просветительского реализма предпочитали современности как объекта изображения. Они проникали в различные сферы социального бытия, исследовали отношения между различными социальными слоями, влияние среды на человека. Поскольку просветители стремились изменить существующий строй, они глубоко изучали имеющиеся условия жизни, чтобы потом определить пути их улучшения. Поэтому социальный анализ занимает центральное место в художественной системе просветительского реализма. Искусство отмечалось конкретностью, разнообразием фактов, взятых из реальной жизни людей, и в то же время художники стремились их обобщить, проанализировать, найти типичное в индивидуальном, закономерности общественного развития. Поэтому неслучайно в период просветительского реализма на первый план выходит роман, где всесторонность изображения действительности и аналитичность выражены лучше. Представителей просветительского реализма интересует частная жизнь людей, их быт, события личной жизни. Это обусловило появление новых жанров - «мещанской драмы», «слезной комедии», отражавшие правду тогдашней действительности. Исследуя общественную жизнь, писатели открывали в нем много отрицательных черт. И они не боялись социальной критики, смело обличая несправедливые порядки, недостатки и их пагубное влияние на человека. «Правда открыла им глаза на мир и человечество», - справедливо отмечает литературовед В.Жирмунский. Реалисты-просветители были борцами против всего неразумного, антигуманного, они утверждали тип активного и деятельного героя, который способен изменить окружающую действительность. Такой тип героя они нашли в представителях третьего сословия. На страницы произведений просветителей пришли обычные люди из обычной жизни. Художников интересовала судьба простого человека, его связи с обществом и его человеческие качества. Герои просветительского реализма попадают в сложные социальные условия и ситуации, они бы испытываются на моральную устойчивость (Робинзон Крузо, Гулливер, Том Джонс и др.)., Но писатели верили в духовную природу человека, в его творческие возможности, способность преодолеть трудности и изменить себя и мир. То, что в литературу пришли обычные герои, обусловило демократизм творчества реалистов-просветителей. «Они воспевали реального человека, который может стать в полный рост и полностью проявить свою человеческую сущность, заботясь уже не только о себе, но и о других», - писал литературовед В.Гриб. Новым для литературы того времени было то, что характеры героев были поданы в эволюции, в связи с влиянием естественного и общественной среды. Человек изображалась как носитель типичных, родовых качеств. Особое значение представители просветительского реализма оказывали проблеме воспитания человека, становлению ее характера в определенных условиях. Однако, как пишет М.Берковський, «последнее слово в сюжете принадлежит более оптимистичным силам - здесь уже не власть, не богатство, не общественное положение обусловливают решения коллизии, а внутренняя устойчивость человека, его естественное право и закон общественной гармонии». Отсюда идет определенная идеализация героев и дидактизм в произведениях просветительского реализма. В литературе просветительский реализм развивался во взаимодействии с другими направлениями (этим объясняется колебания некоторых писателей между классицизмом и реализмом, реализмом и сентиментализмом). Он был начальным этапом для формирования целостной системы реализма в XIX веке, поэтому в просветительском реализме еще нет той всесторонности и всеохватности изображения действительности, историзма, многогранности характеров, однако это не противоречит его достижений. Просветительский реализм XVIII века стал новым этапом развития литературы, в нем были сформированы те миметического принципы, нашли развитие в дальнейшем. Писатели непосредственно приблизились к реальной жизни и разработали художественные способы его отображения, соединив искусство с актуальными проблемами современности. Представителями просветительского реализма в литературе были Дидро, Дж.Свифта, Г.Филдинг, Р.-Б.Шеридан и др.. Реалистические тенденции проявились и в других видах искусства, например, в живописи (В.Хогарт, С.Шарден). Не менее важную роль в культурной жизни Европы играл сентиментализм, в котором утверждался «культ чувств», «культ сердца» в противовес «культа разума». Это направление получило свое название по произведению английского писателя Л.Стерна «Сентиментальное путешествие» (1768) и утвердился в различных жанрах - романах, повестях, мелодрамах и т.д.. Сентиментализма присущи такие черты, как внимание к внутренней жизни человека, восхваления чувств, подчеркнуто эмоциональное начало, апология задушевности, простоты, естественности. Тогдашнее литература открыло способность простого человека на глубокие чувства, страсти и переживания. Жизнь человеческого сердца составляло главный объект изображения сентименталистов. Их искусство отмечается глубоким демократизмом. Они утверждали ценность человеческой личности независимо от ее социального положения, и эта ценность определялась прежде движениями души, естественностью и искренностью чувств человека. Внимание к внутренней жизни человека обусловила усиление психологического, субъективного начала в литературе. Философским основанием сентиментализма стал русоизм. Ж.-Ж. Руссо отстаивал право искусства на изображение чувств. Он утверждал богатство человеческой личности, неисчерпаемое разнообразие ее страстей. Абсолютизации разума в классицизме он противопоставил другой абсолют - сердце, что, по его мнению, определяет естественное и социальную жизнь человека, направляет его поступки и является средством познания истинного и прекрасного. Руссо предлагал художникам изображать обычного человека, трудолюбивой, добродетельную, моральную. В своем романе «Эмиль, или о воспитании» Руссо выступал против представления о хорошем вкусе как о мнении образованного меньшинства. Он рекомендовал Эмилю изучать поэзию, читать книги, а главное - обратиться к природе, потому удаления от нее, по его мнению, искажает человеческие вкусы. Чрезвычайно важным для культурной жизни эпохи была «Исповедь» Руссо, в которой показана ценность не выдающегося человека, не гений, а неповторимой, уникальной личности. Руссо требовал избавиться от лишнего героики в произведениях, возвышенной патетики, выдвигал принципы простоты, ясности, доступности стиля, натуральности в изображении, искренности в эмоциональном тоне повествования. «Культ сердца» в теории Руссо органично сочетался с «культом природы». Только на лоне природы и в тесной связи с ней человеческие чувства, по его мнению, могут развиваться естественно и свободно («Юлия, или Новая Элоиза»). Руссо считал, что природа - мудрый учитель человека, она его советчик в сердечных делах, воплощение гармонии. Его идеалом была «естественная» человек, который, живя в согласии с природой и сохраняя в душе врожденные начала добра, противостоит пагубному влиянию цивилизации и живет напряженной духовной жизнью, прислушиваясь к голосу сердца. В противоположность социальному анализа, преобладал в просветительском реализме, сентименталисты глубоко исследовали чувства человека. Но в связи с исследованием чувств возникала проблема их воспитания. Сентименталисты возлагали большие надежды на внутренние возможности личности в процессе преобразования жизни, а для этого, по их мнению, нужно было «воспитать сердце» человека, пробудить ее душу, наполнить высокими порывами, повернув к природе. Воспитание чувств непосредственно связывалось с противостоянием негативному влиянию общества. В произведениях сентименталистов нашла отражение высокая культура чувств, благородство человеческой натуры, красота духовной жизни личности. Наиболее ярко сентиментализм развился в Англии (Л.Стерна, С.Ричардсон и др..), Франции (Ж. Руссо), России (Карамзин и др.).. Сентиментализм оказался не только в литературе, но и в живописи (Т.Гейнсборо) и других видах искусства. В последней трети XVIII века в европейских литературах возникает преромантизм, который проявился в творчестве немецких поэтов «Бури и натиска», в английской поэзии и др.. С сентиментализмом преромантизм объединяет внимание к чувствам человека, культ личности и природы, но, в отличие от сентименталистов, предвестники романтизма отметили стихийности, непознанности, иррациональности человеческих чувств. Если сентименталисты стремились исследовать человеческую природу, то зачинатели романтического направления сделали акцент на посвящения духовной жизни личности. «Самая большая загадка - человек», - эта мысль Ф.Шиллера найдет развитие в романтизме в следующую эпоху. Отдельно от основных художественных направлений эпохи развивалось искусство рококо, в котором литературовед Д. Наливайко справедливо видит «оппозицию идеологии Просвещения». Действительно, если дух Просвещения определял пафос преобразования общества, то представители рококо тяготели к выражению в искусстве красоты и наслаждения, которые не связаны с социальной жизнью, а ценны сами по себе. Рококо сформировалось во Франции в период Регентства, отсюда распространилось в другие страны. В настоящее время процесс формирования абсолютистского государства завершился, поэтому героика классицизма отошла на второй план, уступив гедонистическим мотивам. В противовес общей демократизации искусства в эпоху Просвещения творчество художников рококо была более камерной, узкой, интимной. Представители рококо ориентировались на вкусы высших, аристократических слоев, поэтому произведения рококо отличаются особой изысканностью и изяществом форм, пышностью и богатством средств художественной выразительности. Для стиля рококо характерны эстетизм, праздничность, декоративность, театральность, внимание к деталям. Художники считали, что произведение искусства должно радовать зрение, слух или воображение, напоминая тем самым о наслаждениях жизни - красоту, любовь, роскошь и т.д.. Рококо делало жизнь приятной, изысканным, красивым. Поэтому неслучайно в искусстве рококо преобладали анакреонтические мотивы. Художники предпочитали любовным, эротическим сюжетам. Как объекты изображения избирались явления и события, лишенные политического содержания. Рококо тесно связано с барокко своей асимметричностью, непостоянством форм и линий, стихийностью, иррационализмом творчества. Представители рококо обогатили искусство новыми изобразительно-выразительными средствами. Их произведения поражали разнообразием форм и средств художественной выразительности. В литературе стиль рококо оказался в творчестве П.-О.Бомарше, Дидро, Х.-М.Виланда в лирике молодого И.-Гете, анакреонтици Ломоносова. В живописи его представляют Ж.-А.Ватто, Ф.Буше. Стиль рококо нашел воплощение и в архитектуре, скульптуре, музыке, предметах быта и т.д..
|