Студопедия — конца XIX - начала ХХ веков
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

конца XIX - начала ХХ веков






Конец XIX - начало XX в. сказался общим кризисом, который охватил различные сферы жизни - экономику, политику, культуру. Нестабильность и хаос жизни, потеря идеалов и прежних ценностей нашли выражение в декадансе - специфическом умонастроения конца XIX в.

Декаданс (фр. упадок) - обобщенное название кризисного мировосприятия, которое проявляется в литературе, искусстве, культуре.

Впервые этот термин использовал поэт Т. Готье 1869 г. в предисловии к книге Ш. Бодлера "Цветы зла". Позже о декаданс писал П. Верлен в стихах 80-х годов XIX в. ("Скука" и др.).. На рубеже XIX - XX вв. декадентское мироощущение распространилось во многих странах.

В центре декадентской литературы - человек, который чувствует свою отчужденность от мира, потерю нравственных идеалов, веры в будущее. Она не воспринимает грубой действительности, предпочитая самоуглубления и самосозерцанию. Единственное действие, на которую он способен, по словам французского писателя П. Клоделя, - это лишь "страстная тоска". По определению критика Л. Тайад, декаденты - это "поколение, которое поет и плачет": плачет от "прозы жизни", "неуютной действительности", а поет, чтобы не потерять "сердечного настроения", хотя "сердце уже превратилось в кладбище невыполнимых мечтаний и надежд ". Основными мотивами писателей-декадентов были сумм, отчаяние, пессимизм, разочарование, жалобы беззащитной души. Подчеркнутая болезненность и угасания жизни становятся любимыми темами, которые превращаются в источник изящных переживаний.

Искусство декаданса нашло адекватные формы для отображения духовного напряжения и растерянности людей эпохи и дало яркие образцы действительно художественных произведений. Декаданс в литературе не имеет общей поэтики, он основывается на сочетании различных направлений, течений, стилей. Например, от романтизма он берет неприятие окружающего общества, разочарование в действительности, стремление уйти от несовершенной жизни в мир красоты и прекрасного иллюзии. Одним из ведущих мотивов декадентских произведений является утверждение роли искусства, его преимущества над реальностью. Отсюда приверженность эстетизма О. Уайльда, И. Анненского и других писателей.

Декаденты тяготеют к фантастике, иррациональности, мистики, которые помогают отразить сложные сдвиги в сознании человека (М. Швоб, К. Мендес и др.).. Нередко герой декадентских произведений имеет уязвимую психику, что способствует глубоким прозрением, а окружающий мир изображается в подчеркнуто грубых тонах. Так происходит сочетание натурализма с романтизмом в пределах декаданса (К. Гюисманс, Ф. Сологуб и др.).. Декадентские мотивы присущи и некоторым целом реалистичным произведениям, предоставляя им особой трагичности и безнадежности (А. Стриндберг, В. Винниченко, М. Арцыбашев и др.)..

Использование различных направлений и стилей в эпоху декаданса показало разноплановые поиски искусства конца XIX - начала XX в., Которое постепенно приближалось к кардинальному изменению эстетической системы и появления раннего модернизма. В это время большое влияние на искусство имели философские теории А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, А. Бергсона.

Эстетика Шопенгауэра. Артур Шопенгауэр (1788-1860) - немецкий философ-идеалист. Его основное произведение "Мир как воля и представление" вышел 1819, однако широкую известность приобрел во второй половине XIX в. Философ воспринимал мир как неугомонный и непоправимый хаос, потому что над всем бытием, по его словам, царит "мировая бессознательная воля", неумолимая и зла. Впрочем существует и объективация этой воли. Первой такой объективацией является мир идей, второй - материальный мир. По мнению Шопенгауэра, "злая воля" вызывает всемирный абсурд и катастрофы, поэтому она исключает любые закономерности природы и общества, отсюда - невозможно познать и преодолеть эту волю с помощью законов логики и разума. Настоящий выход за пределы "мировой воли" - это углубление в интеллект, созерцания свободы без участия в ее процессах, то есть "только представление", а не "непосредственное действие".

Шопенгауэр различал три категории человеческой сущности: что такое человек (т.е. личность в широком смысле слова - здоровье, сила, красота, темперамент, мораль, разум), что она (материальные блага) и кем является человек в представлениях других. "Живя даже при одинаковых обстоятельствах, люди все же оказываются в разных мирах, - писал философ. - Мир, в котором живет человек, зависит от того, как она его понимает, то есть от особенностей его мозга: согласно последнему, мир представляется то бедным, скучным и пошлым, то, наоборот, богатым, полным красоты и величия ".

Мировая воля, по словам философа, вследствие своей неуправляемости и абсурда не может быть прекрасной, а следовательно, и предметом искусства. Но погруженный в себя интеллект (личности или всего человечества) существует независимо от нее, и его "представление" о свободе имеют эстетическое содержание, что должно отражать искусство. Он отрицал методы научного познания, реалистическое искусство, проповедовал приоритет творческой интуиции в процессе созерцания воли, утверждал эстетизм "представлений" вместо реальных фактов жизни.

Философ подчеркивал значение человеческой личности, считая, что представления о мире зависят только от субъекта. Ценность личности абсолютная, она является условием счастья, которое, по мнению Шопенгауэра, заключается не в материальных, а в духовных благах, во внутреннем богатстве души. По словам Ф. Ницше, отказ от действительности, самоуглубления интеллекта Шопенгауэр провозгласил как "самостоятельные ценности", а изменчивый идеал "нирваны" как "праздник духа". Эти идеи привлекли внимание писателей второй половины XIX в., Которые стали больше интересоваться процессами человеческого сознания и подсознания, предпочитая чисто эстетическим принципам (французский поэтическая группа "Парнас", школа "чистого искусства" в русской поэзии и др.)..

Учеником Шопенгауэра считал себя Ф. Ницше, который во многих вопросах пошел дальше своего учителя. "Инстинкты самоуглубления, самоотречения и самосозерцания, - писал он, - привели Шопенгауэра к отрицанию жизни и самого себя... Поэтому нужно, наконец, усомниться в ценности этих ценностей".

Философия Ф. Ницше. Немецкий философ и поэт Фридрих Ницше (1844-1900) - создатель сложной и противоречивой концепции человеческого бытия "философии жизни", оригинальных теорий о сущности искусства, об истории культуры и человечества вообще. Центральной категорией учение жизнь. Понятие "Бог", по его мнению, вымышленное, как противоположность понятию жизни. Понятие "по ту сторону", "истинный мир" выдуманы, чтобы обесценить единственный мир, который существует, чтобы не оставить никакой цели, никакого разума, никакого задача для нашей земной реальности!.. Понятие человеческого "самоотречение" является признаком декаданса, неумение найти свою пользу. Саморазрушения провозглашено "святостью" и "божественностью" человека, а в понятие доброго человека помещены все наиболее слабое, больное, неудачное, все, что должно погибнуть... "Ницше видел свою роль в том, чтобы выявить истинный хаос жизни, кризис общества, которое направляется к катастрофе, поскольку не ценит бытия и главного двигателя прогресса - человека. Отвергнув Бога, Ницше провозгласил приоритет человека - сильного, гордого, уверенного в своих силах, от которой зависит будущее. Идеал сверхчеловека противопоставил слабым и болезненным героям декадентских произведений. Сильную волю личности считал единственной силой, которая может овладеть хаос бытия. Он объявляет борьбу пассивном самосозерцанию и самозосередження, утверждает активную волю и способность человека творить новую реальность, изменяя мир вокруг себя.

Ницшеанские идеи жизни и человеческой личности обусловили начало огромного духовного переворота, который повлиял на развитие искусства, в частности на формирование модернизма.

Интуитивизм А. Бергсона. Теория А. Бергсона тесно связана с философией Ф. Ницше.

Интуитивизм (лат. - воображение, созерцание) - в литературоведении направление, которое абсолютизирует интуицию как момент непосредственного постижения мира благодаря творческой фантазии, которая способствует его эстетическому восприятию и оценке.

Основоположником его является французский философ Анри Бергсон (1859-1941). Первоосновой мира он считал "чистую длительность", а материю, время, движение - лишь формами ее проявления. По его мнению, познать эту "продолжительность" можно только с помощью интуиции, которую он понимал как непосредственное "прозрение", где "акт познания совпадает с актом, порождающим новую действительность в сознании человека". Высшим знанием философ провозгласил индивидуальное переживание, интуицию, а искусство - формой такого познания мира, поскольку источник художественного воображения - душа человека, неповторима и уникальна.

Бергсон считал, что разум способен постичь глубинную сущность, она "подчиняется только интуиции", особенно с помощью искусства, которое имеет непосредственную связь с "продолжительности". Такое искусство не изображает, а намекает, оно суггестивно (с помощью намека, внушения) влияет на чувства и ощущения.

Философ обосновал мысль о "гипнотическую силу" поэзии, в которой "бьются сердце автора и душа мира". Он считал, что не только содержание, но и сам ритм поэзии отражает внутреннее бытие личности и побуждает его к новым открытиям в себе и действительности с помощью собственной интуиции, подчеркивал необходимость поиска новых эстетических форм, способных отображать прежде впечатления и чувства человека. Особое влияние идеи Бергсона оказали на модернистскую поэзию.

Опираясь на философию А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, А. Бергсона, писатели все чаще обращаются к проблемам личности, которая, по словам С. Малларме, "почувствовала потребность духовного пробуждения и начала блуждания в дебрях души". Это обусловило появление в конце XIX в. ранних модернистских течений, сначала развивались параллельно с другими направлениями - реализмом, натурализмом, поздним романтизмом, - но постепенно выходили на первый план, открывая широкий простор для дальнейших творческих поисков, для других течений модернизма. В отличие от реалистов, всегда стремились дать логическое объяснение событий с точки зрения социально-духовной эволюции, модернисты ничего не объясняют - они лишь фиксируют сдвиги в субъективном и объективном мире с помощью знаков, символов, намеков. Модернисты отрицали и методы натурализма с его конкретностью и фактографичность, для них главное - найти обобщенную глубинную сущность. Однако ранний модернизм опирался на традиции романтизма, который ставил превыше всего творческую свободу и свободу художника. Модернисты противопоставили реальности вновь ними мир, существующий только в душе и идеях, но имеет свои законы, которые необходимо осознать. На первое место выдвигали интуицию, которая должна проникать в таинственную сущность бытия. Высшим знанием провозглашали не наука, а художественное творчество, способную одухотворять действительность, открывать никому не известны глубины индивидуальной жизни.

Начиная с конца XIX в., В корне изменяются формы искусства, доминирующую роль берет на себя модернизм.

Модернизм (современный, новейший) - общее название новых литературно-художественных течений XX в. нереалистичного направления, возникшие как отрицание традиционных форм и эстетики прошлого.

Возник в конце XIX в. во Франции (Ш. Бодлер, П.Верлен, Рембо и др.)., вскоре распространился в Бельгии (группа "Молодая Бельгия"), Польши ("Молодая Польша"), России (А. Блок, И. Анненский, О. Мандельштам и др..), Австрии (Г. Рильке) и других странах. Итоге стал одной из определяющих примет литературы XX в. В Украине модернизм утверждается в начале XX в. в творчестве М. Вороного, Олеся, М. Коцюбинского, Хвылевого, М.Зерова и др.. Впервые за свою историю украинской словесности предпочло в искусстве,, эстетическом критерия, не забывая при этом свою роль и в ее общенациональном процессе ". Национальный фактор имел большое значение в формировании украинского модернизма, что и определило его своеобразие на фоне мирового искусства XX в.

Главное внимание в модернистских произведениях сосредоточена на выражении глубинной сущности человека и извечных проблем бытия, поисках путей выхода за пределы конкретного и исторического, присущих реализма и натурализма, возможностях достижения "высокой всеобщности", то есть на открытии универсальных тенденций духовного развития человечества.

Общие черты модернизма:

- Особое внимание к внутреннему миру личности;

- Ориентация на вечные законы бытия и искусства;

- Предпочтение творческой интуиции;

- Понимание литературы как высшего знания, способно проникнуть в самые интимные глубины существования личности и одухотворить мир;

- Склонность к мистицизму, подсознательного;

- Поиск новых формальных средств в искусстве (метаязык, символика, мифотворчество и т.п.);

- Стремление открыть вечные идеи, которые могут изменить мир по законам красоты и искусства;

- Создание новой художественной реальности, равнозначной окружающей действительности, и эксперименты (литературная игра) с этой новой реальностью.

Всего модернизм основывается на "философии жизни".

"Философия жизни" - субъективно-идеалистическое направление в философии, возникшее в Германии (Ф. Ницше, В. Дильтей) и Франции (Бергсон) на рубеже XIX - XX вв., В центре его - понимание жизни как абсолютного, безграничного начала мира, разнообразного в своих проявлениях. Жизнь вечно движется, его нельзя понять с помощью разума или чувства, а только благодаря интуиции, личной переживанию. Высшим знанием модернизм провозгласил не наука, а поэзию, несмотря на ее способность одухотворять мир, проникать в интимные глубины. Украинский модернизм возник не только под влиянием философских и художественных веяний Запада, но и на основе восстановленной отечественной традиции, в частности "философии сердца", имевшая много общих признаков с "философией жизни".

"Философия сердца" - основной традиционное направление украинской философии, который отражает специфику ментального сознания, что проявляется в ярких эмоциональных формах "кордоцентризму". Впервые наиболее полно формулировка "философии сердца" наблюдается в учении Сковороды, который отмечал: "Истина человека есть сердце в человеке, глубокое же сердце - одному лишь Богу достижимо, как мыслей наших бездна, просто сказать душа, есть существенная существо, сила, вне которой мы мертва тень ". Особую актуальность "философия сердца" приобрела в начале XX в. под влиянием европейской "философии жизни". На их пересечении сформировался украинский модернизм. "Кордоцентричнои" пафос наблюдается в лирике неоромантиков, символистов, особенно Александра Олеся, который умел бить "по разорванных струнах сердца своего".

Для мирового модернизма характерны активное новаторство в области содержания и формы, а также подчеркнута условность стиля, отражает не только индивидуально-конкретное, но и общее в определенных тенденциях развития. В центре произведения - человек, который ищет смысл бытия, прислушиваясь к собственным переживаниям и становясь как бы обнаженным нервом эпохи.

В модернистском произведении сочетаются сознательное и подсознательное, земное и космическое, осуществляемая прежде всего в психологической плоскости - души личности, которая стремится понять суть своего существования с позиции вечности.

Модернизм проявляется в различных стилевых течениях: импрессионизм, экзистенциализм, символизм, акмеизм и т.п.. Одним из заметных ответвлений модернизма является авангардизм.Наприкинци XIX - начале XX в. сформировались течения раннего модернизма - импрессионизм, символизм, неоромантизм.

Импрессионизм (фр. - впечатление) - течение модернизма, которая отмечается облагороженным, изящным воспроизведением личностных впечатлений и наблюдений, меняющихся мгновенных ощущений и переживаний.

Сформировался во Франции во второй половине XIX в. прежде всего в живописи (название происходит от картины К. Моне "Импрессия. Восход", 1873). Его представители - художники К. Моне, Э. Мане, О. Ренуар, Э. Дега и др.. - Главной задачей считали естественнее изобразить внешний мир, изящно передать свои мгновенные впечатления, настроения. "Я рисую то, что сейчас чувствую", - зизнавася К. Писсарро.

Импрессионизм оказался плодотворным и для музыки (М. Равель, К. Дебюсси, М. де Фалья, Дж. Пуччини, С. Скотт и др..). "

В литературе представителями импрессионизма были братья Гонкуры, А. Доде, Ги де Мопассан, П. Верлен (Франция), С. Цвейг, А. Шниплер (Австрия), С. Виткевич, С. (Польша), М. Коцюбинский, М. Вороной (Украина) и др.. Импрессионисты изображали мир таким, каким он представлялся в процессе непосредственного видения. "Видеть, чувствовать, выражать - в этом все мое искусство", - так словами братьев Гонкуров могли бы сказать о себе мастера импрессионизма. Для импрессионистических произведений характерны субъективность изображения, подчеркнутый лиризм, использование тропов (метафор, эпитетов, символов и пр..), Которые создают определенное настроение, усиливают ассоциативность чувств и впечатлений. Описания становятся более эпизодическими, фрагментарными, большое значение в них имеют средства воспроизведения цветов, светотеней, звуковых красок и тонов, которые передают изменение внутреннего состояния автора, его чувств. Часто писатели используют лирический монолог, незаконченные фразы и мысли, которые помогают показать течение настроений и впечатлений героя.

В поэзии импрессионизм был близок к символизму.

Символизм (греч. - знак, символ, признак) - одно из течений модернизма, в которой вместо художественного образа, воспроизводит определенное явление, применяется художественный символ, является знаком меняющегося "жизнь души" и поиском "вечной истины".

Возник во Франции в 60-70-х годах XIX в., Откуда распространился в другие страны. Термин предложил французский поэт Ж. Мореас в статье "Символизм" (1886). Доминирующим признаком новой тенденции он считал проявление "скрытой близости к первоначальным идеям", подчеркивая, что искусство стремится воплотить идею в чувственную форму, превратить первичные эмоции на линии, цветовые пятна, звуки, которым следует предоставить символическое значение. По его мнению, художник-символист должен рисовать не предмет, а эффект, который тот создает, а поэт должен воспевать не объект, а впечатления и чувства, возникающие у художника.

Символизм строился на сформулированном Ш. Бодлером законе "соответствий", разомкнутых в безграничный, постоянно обновляемый мир, где происходит "активное самопреобразования внутреннего на внешнее", их синтез. Символисты считали, что сущность мира не может быть познана с помощью рационалистических средств, а доступна только интуиции, на иррациональной основе, раскрывается через намек, озарение.

Ж. Мореас писал, что символическая поэзия - враг "объективного описания", конкретные явления для нее - лишь видимость. В основе эстетической системы символизма положено символ как средство избежания повседневности, достижения идеальной сущности мира - красоты. Художественный символ приводит человека на мысль о существовании идеального начала, недоступного для обычного познания мира. Слово в символизме - намек, образ - загадка. Большое влияние на развитие эстетической концепции символизма произвели немецкий романтизм, а также идеи А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, В. Соловьева.

Символисты понимали поэта как божество, поскольку он интуитивно чувствует путь к истине, а интуицию отождествляли с мистическим прозрением, ибо благодаря ей поэт познает правду "более таинственную и более глубокую, чем правда материальная" (М. Метерлинк).

Углубляясь в мир духовных переживаний личности и ища "вечную истину", символисты использовали такие методы, как сложный метафоризм, иносказания, намеки, символику, музыкальность, многозначность слов, абстрактность образов и т.д.. Все это предопределяло высокую степень условности символистских произведений.

Во Франции наиболее известными представителями символизма были П. Верлен, А. Рембо, С. Малларме, у Бельгии - М. Метерлинк, Э. Верхарн, у Германии - С. Георге; в Австрии - Р.-М. Рильке, Г. Гофмансталь, у России - В. Брюсов, А. Белый, А. Блок. В украинской литературе символизм наиболее присущ представителям "Молодой музы", "Украинского дома", а также группировки "Митуса".

Неоромантизм - стилевая волна модернизма, определяющей чертой которой является преодоление разрыва между идеалом и действительностью, характерный для романтизма, благодаря могучей силе личности, способной превратить желаемое в действительное.

Характерные признаки неоромантизма ощущаются в творчестве К. Гамсуна, Г. Гауптмана, Р.-Л. Стивенсона, Р. Киплинга, представителей "Молодой Польши", Н. Гумилева. В украинской литературе неоромантизм полно проявился в лирике и драматических произведениях Леси Украинский, которая своим "прорывом в лазурь" создавала основу для эстетических и национальных исканий в украинской поэзии. Мощный жизнелюбивый заряд неоромантизма воодушевлял позднее М. Йогансена, Ю. Яновского, Елена Телига, О. Ольжича и др..

Начиная с конца XIX в., Художественный текст осознается модернистами как самостоятельный, совершенный мир, имеющий собственную ценность. Он должен отражать движения человеческой души, впечатления и ощущения личности, а также проникать в глубинную суть бытия и духа. Модернисты активно ищут для своих произведений новый язык - метаязык, которая должна стать, по их мнению, новым универсальным средством отображения непознанного связей. Это обусловило взаимодействие различных видов искусства, которая начинается в период раннего модернизма и продолжается в течение XX в. На рубеже веков прослеживается творческий синтез возможностей музыки и живописи в литературе. Импрессионисты, символисты, неоромантики придают большое значение цветам, оттенкам, звукам, полутонов, ритма каждой фразы, что позволяло воспроизвести малейшие переживания и сокровенные мечты личности. Писатель Ж. Морис в статье «Литература сегодняшнего дня" "(1889) отмечал, что" характерным признаком современного искусства является синтетичность: оно пытается показать целостную человека средствами целостного искусства ", а" всемирной эстетический синтез - попытка вернуть миру утраченные гармонию, единство, красоту ". На рубеже XIX - XX вв. происходит постепенный переход к модернизму. Однако это не означает, что не развиваются другие направления. Например, реалистический метод отображения действительности, основанный на принципах историзма и достоверности, получил новый импульс для развития. К классическим школ реализма в Англии и Франции приблизились другие страны - Италия, Испания, Германия, Соединенные Штаты Америки. В них утверждается жанр социального романа, тяготел к циклизации, образцом для которой была "Человеческая комедия" Бальзака. известными романистами того времени были Э. Золя, А. Франс, Г. Манн, Т. Драйзер и др.. Возникает реалистичная новеллистика. Драматурги тоже стремятся к преимущественному изображение реальной жизни, показа, по словам Б. Шоу, "современных людей при обычных для них обстоятельствах". Крайним проявлением реалистического принципа достоверности стал натурализм конца XIX в., который, по мнению Бердяева, обозначил процесс "гибели целостного человеческого образа" и, как следствие, вызвал у писателей стремление "преодолеть литературу факта ради высшей цели - личности, отказаться от поверхностного видения в пользу глубинной сущности ".

Среди реалистических средств в конце XIX в. заметно усиливается субъективное начало. В реализме большую роль начинают играть методы модернизма: контраст цветов и звуков, символы и аллегории, ослабление фабульности, лирический подтекст т.п. (К. Гамсун, И. Бунин, М. Коцюбинский, О. Кобылянская, А. Чехов и др.)..

Итак, на рубеже XIX - XX вв. литературный процесс развивается в различных направлениях. Реалистическом и натуралистическом детерминизма (учению о всеобщей причинной обусловленности, закономерная связь всех явлений в природе, обществе и мышлении) противостоит абсолютная свобода духа, который восстал против рационализма. Начало переворота в искусстве показали течения раннего модернизма - импрессионизм, символизм, неоромантизм. По словам одного из братьев Гонкуров, коренное отличие новой эпохи "заключается в замене общего конкретным", "увековечении в высшей, абсолютной, окончательной форме в какой-то момент, определенного настроения или душевного состояния". Эти поиски обусловили дальнейшее развитие модернизма в XX в.

 

Авангардизм - срок для определения так называемых "левых течений" в искусстве. Возникает в кризисные периоды истории искусства, когда определенное направление или стиль переживает исчерпанность своих изобразительно-выразительных возможностей. Роль авангардизма заключается в раскрытии кризисных, болезненных явлений в жизни и культуре, которые нередко подаются в гипертрофированной форме, в отрицании традиции и исканиях сверхновой эстетики.

Если модернизм знаменует глубинный переворот эстетико-художественного мышления и творчества, то авангардизм является проявлением этого переворота в наиболее радикальных и даже экстремальных формах. Авангардизм присуще бунтарство, которое, начиная с бунта против "устаревших" форм искусства, распространялось и на формы общественной жизни, удостоверяющих русский футуризм, немецкий экспрессионизм, французский сюрреализм и т.д.. Отрицание традиционных художественных форм сочетается в авангардизм со смелым поиском новых жанров, стиля, языка. Эксперименты авангардистов не всегда были конструктивными, но нельзя отрицать их вклада в обновление и обогащение изобразительно-выразительных средств искусства.

Вопрос о взаимодействии модернизма с другими направлениями сложное. Бесспорным является разрыв раннего модернизма с эстетикой Мимесис, т.е. пониманием искусства как подражателя жизни, на чем основывались художественные системы от ренессанса до классицизма, а в XIX в. - Реализм и натурализм.

Однако уже в 10-20-х годах XX в. в модернистских произведениях (Р.-М. Рильке, Г.Аполлинера, Б.Пастернака, Хвылевого, Косынки и др.). прослеживается тенденция к "поэтики синтеза", отражение бытия современного мира в его сложности и разнообразия. Всего культурные традиции питали модернистские поиски.

Например, выдающиеся из течений конца XIX - начала XX в. символизм и неоромантизм тесно связаны с романтизмом, является его поздними модификациями. Следует отметить также неоклассицизм Т.-С. Элиота, творчество М. Пруста, который учился во французских и русских мастеров психологического романа, а также культ античности в произведениях украинских неоклассиков, английском и американском имажизм. Даже российские кубофутуристи во главе с Маяковского, которые объявили задание "сбросить классику с корабля современности", тоже в определенной степени развивали культурные традиции, в частности тонического стихосложения, и этим обогатили систему версификации, нашли новые структуры и жанры.

Всего модернизм - это динамическая открытая система, которая использует различные художественные традиции и стили. Поэтому неслучайно в модернизме распространяются течения и школы с префиксом нео-: неоромантизм, неоклассицизм, необарокко, неоготика т.п..

 

На смену модернизму в последней трети XX в. приходит постмодернизм, который имеет другие эстетические принципы и создает другую общую парадигму литературы.

Постмодернизм (лат. post - префикс, означающий преемственность, фр. Moderne - современный, новейший) - общее название определенных последние десятилетия тенденций в искусстве, возникшие после модернизма и авангардизма.

Постмодернизма присуще ощущение исчерпанности истории, эстетики, искусства. Реальным считается варьирования и сосуществования всех - и древнейших, и новейших - форм бытия. Поэтому принципы воспроизводимости и совместимости превращаются в стиль художественного мышления со свойственными ему чертами эклектики (механического соединения взглядов), тяготением к стилизации, цитирование, переиначивание, реминисценции, аллюзии (намека). Осознавая разрыв духовных, общественных и культурных связей, постмодернисты пытаются отбить это в своих произведениях, используя различные метафоры, ассоциации, цитаты, впечатление, зарисовки, манипулирования которыми дает возможность открыть общие законы бытия и сознания. Постмодернизм утвердился в творчестве Дж.Апдайка, У. Эко, В.П. 'ецуха, А.Битова, а также В.Медведя, Ю.Андруховича, Е.Пашковского и др..

В XX в. развивается и реализм, хотя в отличие от XIX в. Не он определяет основное направление и характер литературной эпохи, уступив модернизму. В той или иной степени реализм существовал во Франции, Англии, Германии, США, Украине и других странах, но коренное изменение форм общественной жизни и глубокий переворот в художественном мышлении и сознании обусловили новые его черты.

Реализм (от лат. Геаlиs - вещественный, действительный) - идейно-художественное направление в литературе и искусстве, заключается во всестороннем отражении взаимоотношений человека и среды, влияния социально-исторических обстоятельств на формирование духовного мира личности.

Главное место в реалистической литературе занимает познавательно аналитическое начало, а типизация действительности утверждается как универсальный способ художественного обобщения. Реализм является средством познания человеком себя и окружающего мира. Принцип подражания действительности осознается как критерий художественности.

Отличительные черты реализма:

- Стремление к объективности и непосредственной достоверности отображения;

- Последовательное соблюдение миметичних принципов (художественное воссоздание жизни "в формах самой жизни");

- Конкретно-исторический подход к явлениям действительности (историзм);

- Правдивость в изображении деталей;

- Вера в гуманистические идеалы;

- Конфликтность как сюжетно-композиционный способ формирования художественной правды;

- Преобладание прозаических жанров в литературе (роман, повесть) и др..

Разница между реализмом XIX и XX вв. обусловлена ​​прежде стремительными изменениями в окружающей действительности, которая является главным объектом изображения реалистов. Начиная с конца XIX в., Усиливается тенденция к нарушению глобальных проблем мироздания и индивидуального бытия. Реализм XX в. тяготеет к широким обобщениям, отражающих общую картину вселенной и положение человека в нем. Обостряется ощущение катастрофичности мира, кризиса, охватившего различные сферы общества и сознания. Некоторые из реалистов XX в., В отличие от своих предшественников, потеряли оптимистический взгляд на жизнь, не соглашаясь с формами существующего строя (Б. Шоу, Дж.Лондон, А.Платонов и др.).. Сказание отмечается напряженным драматизмом, за которым скрывается глубокая боль авторов судьбу вселенной и человечества.

Идеи преобразования действительности, социальные эксперименты, распространившиеся в обществе с начала XX в., Повлияли определенным образом и на реализм, становится своеобразной летописью эпохи, а также средством художественного предвидения. Рисуя общие сдвиги и катаклизмы, реалисты стремятся предостеречь людей от новых ошибок, неверного выбора, разрыва духовных связей.

Реалистические произведения XX в. отмечаются концентрированием в содержании и форме. Наблюдаются сочетание различных пространственных и временных планов, нарушение последовательности, приемов "сжатия" отражающего сложность самой действительности. Большая роль принадлежит подтекста, элементам символики, метафоричности повествования, мифологическом началу, предоставляющих реалистичным произведениям широкого философского значения. Синтез конкретно-исторического и обобщенного преподносит реализм XX в. на новый уровень осмысления действительности, который отвечает потребностям эпохи, стремлению осознать законы человеческой жизни с позиций вечности.

Реализм XX в. определяется разнообразием стилей и течений (документальная, социально-бытовая, историческая, фольклорно-мифологическая тенденции и др.)., среди которых заметно выделяются две главные - философско-интеллектуальная и психологическая.

Философско-интеллектуальная линия, сформировавшись в художественном творчестве А.Франса, М.Унамуно и др.., Развивается в произведениях Т. Манна, К.Чапека, А.Сент-Экзюпери, В.Пидмогильного и других писателей. Для нее характерно усиление внимания к таким актуальным проблемам, как человек и цивилизация, искусство и действительность, личность и общество, жизнь и смерть и т.д.. Философско-интеллектуальные произведения строятся вокруг определенных идей, которые решаются неоднозначно, заставляя читателей самим делать выводы относительно смысла общего и индивидуального существования. Авторы нередко прибегают к широким обобщениям, стремясь разгадать тайны человеческой души и вселенной. В центре философско-интеллектуальных произведений - всегда мыслящий герой, духовно богатая личность, которая занимается сложными вопросами эпохи. Философско-интеллектуальная тенденция проявляется в различных жанрах - эссе, романах-размышлениях, повестях-притчах, драмах-аллегориях т.п.. Используя философские монологи и диалоги, многозначительную символику, "поток сознания" и т.п., она активно взаимодействует с другими разновидностями реализма XX в.

Психологическая тенденция в реалистической литературе активизируется на рубеже XIX - XX вв. Опираясь на опыт Ф.Достоевского, Ф.Стендаля, Л.Толстого, А.Чехова, Ги де Мопассана, Флобера, писатели все чаще обращаются к внутреннему миру человека, его духовной жизни. Эта тенденция основывается на индивидуальном опыте личности, чувства и переживания которой является критерием оценки мира. Развитие сюжета определяет эволюция сознания. Фабула подчиняется рефлексии, самозосередження. Для психологической литературы важны не внешние события, а факты внутренней жизни, которые обусловливают течение времени. Подчеркнутая субъективность определяет произведения Г. Джеймса, А.Шницлера, раннее творчество К.Гамсуна, лирическую прозу И. Бунина, М. Коцюбинского, Косынки. Нередко писатели используют средства модернизма: импрессионистическую манеру, символическую многозначность и т.д.. Психологическая тенденция реализма XX в. приближает его к модернизму. Иногда эта связь настолько тесная, что трудно определить границу между ними, но именно в этом сближении заключается одна из характерных черт литературного процесса XX в. - Внимание к духовным проблемам личности, от решения которых зависит и общественное существование.

Реализм XX в. проявляется в различных жанрах: социально-психологического романа (Р.Роллан, Ф.Мориак, Э.-М.Ремарк, Э. Хемингуэй, Г.Белля), социально-психологической драмы (Б. Шоу, Ю.А. О'Нил), исторического романа и исторической драмы (Р.Роллан, Л.Фейхтвангер, Б. Шоу), романа-антиутопии (Е. Замятина, О. Хаксли, Дж.Оруэлл), биографического романа (А.Моруа), эпопеи (Дж.Голсуорси), психологического рассказа (Манн, С.Цвейга) и т.д.. Прослеживается тяготение к объединению различных жанровых структур и стилей. Писатели-реалисты XX в. - Люди разных взглядов и убеждений, но основа их творчества - гуманизм и демократизм.

Определенное влияние на развитие мировой литературы XX в. имел рабочее и социалистическое движение. Веяния социализма нашли отражение в творчестве Б. Шоу и Г.Уэллса в Англии, Р.Роллана и Барб







Дата добавления: 2015-08-17; просмотров: 1005. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Приложение Г: Особенности заполнение справки формы ву-45   После выполнения полного опробования тормозов, а так же после сокращенного, если предварительно на станции было произведено полное опробование тормозов состава от стационарной установки с автоматической регистрацией параметров или без...

Измерение следующих дефектов: ползун, выщербина, неравномерный прокат, равномерный прокат, кольцевая выработка, откол обода колеса, тонкий гребень, протёртость средней части оси Величину проката определяют с помощью вертикального движка 2 сухаря 3 шаблона 1 по кругу катания...

Неисправности автосцепки, с которыми запрещается постановка вагонов в поезд. Причины саморасцепов ЗАПРЕЩАЕТСЯ: постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых автосцепное устройство имеет хотя бы одну из следующих неисправностей: - трещину в корпусе автосцепки, излом деталей механизма...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести...

СПИД: морально-этические проблемы Среди тысяч заболеваний совершенно особое, даже исключительное, место занимает ВИЧ-инфекция...

Понятие массовых мероприятий, их виды Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия