Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

История возникновения романтизма как направления искусства.





Романтизм (фр. romantism) - литературно-художественное направление, которому присущи интуитивно-чувственное мировосприятие, внимание к внутреннему миру человека, неприятие будничности, возвеличивания «жизни духа», конфликт мечты и действительности, увлечения бессознательным, таинственным, фантастическим, иррациональным, обращение к фольклора и национальной мифологии.

Романтизм был не только литературным направлением, он был движением, охвативший различные сферы культуры того времени, включая живопись, музыку, философию и даже науку. Он состоял и развивался как духовная культура, многогранная и разветвленная, в основе которой лежит новое мировоззрение. Этим романтизм напоминает другие великие эпохи в истории европейской культуры, такие как Высокое средневековье, Возрождение, Барокко, Просвещение.

Новый художественный направление возникает и быстро утверждается начиная с последнего десятилетия XVIII в. и в первой трети XIX в.. в европейских странах. Его появление и развитие обусловлены многими факторами: эстетическими, мировоззренческими, общественно-политическими.

Как литературное направление романтизм вызревает в недрах классицизма, точнее, неоклассицизма, который царил в некоторых европейских странах со второй половины XVIII в. Классицистические и романтические тенденции тесно переплетаются на рубеже XVIII-XIX вв. Примером может служить творчество Жана Поля, у которого появился новый, "чудаковатый" герой, а романы строились вопреки классическим канонам - в произвольной форме. Однако, хотя романтизм и возник на почве классицизма, он постепенно пришел к отрицанию его эстетики. Романтики опровергли любые каноны в искусстве, в том числе правило трех единств, жанровую иерархию, статичность характеров, доминирование какой-то одной черты в изображении людей, регламентацию языка и т.п.. В отличие от классицистов, романтики выдвинули идею абсолютной свободы художника, его творческой свободы и независимости от всяких обстоятельств. Одновременно вместо однозначных и статических образов классицизма они ввели в искусство нового героя - духовно богатую личность, отмечаются бесконечностью проявлений своего внутреннего мира, способность к саморазвитию, самоуглубления, самооценки и самосовершенствования.

На формирование романтизма повлияли и достижения сентименталистов, в частности внимание к внутреннему миру личности, культ естественного человека, провозглашение приоритета чувств над разумом. А также достижения писателей эпохи Просвещения, в частности И. В. Гете и Ф. Шиллера, в произведениях которых формировались элементы романтической эстетики. Эти Метце много сделали для изображения сложного и многогранного жизни человека. Они возвеличили силу человеческого духа, мощь человеческой натуры в постижении мира и природы; утверждали свободу личности, большую роль искусства и творчества. Гете и Шиллер, поэты-"штюрмеры", собирали фольклор и широко использовали его в художественной литературе, поворачивая искусство к народным истокам. Эту плодотворную работу продолжили писатели-романтики.

Философские принципы романтизма. Одним из существенных факторов развития нового направления стала связь литературы и философии. Огромное значение для формирования романтизма имела идеалистическая философия. В 1797 году в Йене вокруг братьев Августа и Фридриха Шлегелив сплотилось общество писателей и ученых, в который входили Новая лес, Л.Тик, В.Ваккенродер, философы Ф.Шеллинг и Й.Фихте. Близкими по взглядам к этому кружку были поэт К.Брентано и философ Ф.Шлейермахер.

Шлегель Август Вильгельм (1767-1845) - немецкий историк литературы, писатель, философ. В своих научных трудах и лекциях обосновал историко-художественную концепцию романтизма. Он абсолютизирует личность, подчеркивая, что романтизм создает новый тип героя: это индивидуум, неповторимая личность, диктует действительности свои законы, а не вынужден подчиняться законам действительности; висувае теорию активной, преобразующей роли искусства в подлинности, а также теорию контрастов.

Шлегель Фридрих (1772-1829) - немецкий критик, филолог, философ, писатель, теоретик романтизма. Сформулировал программные идеи кружка иенского романтиков. Обосновал принцип историзма, согласно которому каждое явление следует рассматривать в развитии, а также связи литературы с действительностью. Философ подчеркнул "универсальность" романтической литературы: по его мнению, она призвана постичь универсальные, всеобщие закономерности мироздания, а творческая интуиция является самым и полным средством познания. Ф.Шле гель отмечал мифологической типизации. Он считал мифологический образ проявлением универсальности, поскольку он включает в себя определенное понятие, категорию.

Шеллинг Фридрих Вильгельм Йозеф (1775-1854) - немецкий философ, объективный идеалист, представитель немецкой классической философии. Развил философию природы, идею о "рефлексию" сознания (то есть погружение в собственное "я" в процессе творческой деятельности), о приоритете интуиции в познании мира, о свободе выявления личности. Разработал "философию тождества" (тождество объекта и субъекта) высшим законом провозгласил закон тождества единого разума самому себе.

Кант Эммануил (1724-1804) - немецкий философ, основоположник немецкого классического идеализма. Кант подходил к явлениям действительности и к человеку с позиций дуализма. С его точки зрения, мир имеет определенные границы и одновременно он бесконечен, на человека влияют условия существования и вместе с тем она свободна в своих чувствах и поступках. В романтизме также соединились разнородные начала: историчность и "универсальность", земное и возвышенное, конкретное и абстрактное, действительность и идеал т.п..

Фихте Иоганн Готлиб (1762-1814) - немецкий философ, субъективный идеалист. Философ попытался вывести все разнообразие форм познания из одного - субъективно-идеалистического начала. Он верил, что человек - абсолютный активный субъект, способный одухотворит ваты и творить мир. Мнение о "внутренней" (духовной) активность личности подхватили романтики, предоставив человеку "безграничные права в постижении и преобразовании себя и мира" (Новая лес).

Руссо Жан Жак (1712-1778) - французский философ, писатель, композитор. Романтики опирались на идеи о противопоставлении природы и цивилизации, человека "естественной" и человека "культурной" ("искусственной"). Вслед за Руссо они отказывались от рационального понимания человеческой природы, утверждали роль чувств в формировании личности и постижении им мира.

Герде Иоганн Готфрид (1744-1803) - немецкий философ, писатель-просветитель. Он выдвинул свою программу обновления искусства путем обращения к народно-национальным истокам. Герде считал, что литература и культура питаются традициями, духовными достижениями разных народов. Поэтому вслед за ним романтики собирают и выдают народные песни, сказки, легенды, а главное - проникаются духом народного творчества, которая дала толчок к их художественных исканий.

Романтизм как литературное направление потерпел и общественно-политических влияний. Конечно, их не следует абсолютизировать, поскольку литература развивается прежде всего за своими собственными, имманентными законами. Однако нельзя и не учитывать общественно-политических условий, сложившихся в период романтизма. Среди важнейших событий, которые оказали влияние на романтизм, была Великая Французская революция (1789-1794). Гюго отмечал: "Писатели XIX века - дети Французской революции". Молодые писатели-романтики (Новая лес, Колридж, Вордсворт, Тик, Ваккенродер и др.) с восторгом восприняли идеи равенства, Братства, Свободы. Но они очень быстро почувствовали драму разочарование. Высокие идеи революции не оправдались. Увидев, что интересы человека и моральные приоритеты человечества попранные, они, вопреки действительности, провозглашают ценность личности, ее мечты и желания, а главное - право на жизнь. Не найдя в реальном мире желаемой гармонии, романтики создают собственный мир фантастики, экзотики, обращаются да прошлого, пытаясь с позиций созданной ими художественной реальности осмыслить глобальные проблемы бытия.

Романтизм утверждает особый способ творческого мышления, характеризуется универсальностью и философичностью. Конечно, романтиков волновали определенные исторические события и явления, но они умели обобщать их так, что те приобретали значение для всего человечества и мира в целом. Всеобщность мышления - характерная черта романтического мироощущения..

Основные признаки романтизма как литературного направления.

- Субъективность искусства: акцент не на картинке, а на выражении чувств, мечтаний, настроений.

- Углубление во внутренний мир личности.

- Человек - высшая ценность, она «внутреннюю бесконечность», способна творить новые миры и одухотворять действительность.

- Мир - не статична совершенная система, а живет и подвижное целое.

- Человек и мир полны неразгаданных тайн (отсюда - стихия таинственного, мистики, иррационального).

- Наличие двух миров - реального (реального) и идеального (воображаемого).

- Неприятие будничной реальности и одновременно овладения (одушевление) действительного мира через свое внутреннее «я».

- Отрицание любых правил и канонов в искусстве, творческое воображение и свобода художника - основной закон романтизма.

- Интерес к прошлому, народного творчества, мифологии.

- Характерные художественные приемы романтизма - символика, контраст, ирония, аллегория, гротеск и др..

- Яркая, красочная язык, раскрывает сильные страсти, мощные характеры, драматические конфликты.

- Исключительность главного героя (мятежник, отшельник, путешественник и др.), отличается от своего окружения, его склонность к рефлексии, углубление во внутренний мир.

- Повышенная роль эмоционально-экспрессивного начала.

- Утверждение высоких идеалов: гармонии с природой и человечеством, любви, духовного смысла бытия и т.п..

- Пафос - приподнятое или критический (романтики воспевали личность и общечеловеческие ценности, одновременно они разоблачали недостатки романтическими средствами). Трагизм в восприятии общества и жизни. Недовольство существующим миром и стремление к лучшему бытия, красоты, духовного идеала.

Природа в романтизме - абсолютная реальность, образец гармонии, живого и разнообразного бытия, подвижной органической целостности и одновременно средоточие таинственных, стихийных, противоречивых вил, воплощение вечной тайны мира. Мир природы в романтизме всегда соответствует настроениям, переживаниям лирического героя.

Человек для романтиков - малая вселенная, особый микрокосм, где действуют свои законы, отличные от законов реального мира. Единичное и неповторимое в человеке стало содержанием своеобразного культа индивидуального, который романтики противопоставили общем обезличивание буржуазной эпохи. Идеал романтиков - свободная, духовно развитая личность, которая ищет гармонии с самим собой, людьми, природой, миром. Однако нередко героям романтических произведений не удается найти желаемую гармонию, и тогда их фигуры становятся трагическими. Однако они не перестают быть прекрасными, сильными людьми, отличаются от своей среды прежде всего своими высокими моральными качествами.

Любовь в романтизме. Романтики поэтизировали любви и образы влюбленных. Любовь открывает в человеке новые духовные качества, вызывает к жизни скрытые силы. Любовь для романтиков - это жизнь, а отсутствие любви - смерть. Понимание любви, как соревнования, царившего в галантную эпоху, было чужим для романтиков. Любовь стала для романтиков импульсом, который заставил их искать собственное "я" в "другом", признать ценность этого другого, возвеличить его и склониться перед ним. Признание ценности другого человека - это уже шаг к поиску гармонии в мире.

Течения в романтизме и их представители. Ранний романтизм (универсальный, философский). Конец XVIII-начало XIX в. Представители - братья Ф. И А.Шлегели, Л.Тик, Новалис, Ф.Гельдерлин, В.Блей, С.Колридж и др..

Народно-фольклорный романтизм. Начало XIX в. Представители - Гейне, Мицкевич, Т.Шевченко, Ш. Петефи и др..

Байроническая течение. 1810-1830-е годы. Представители - Дж.Г.Байрон, А. Де Виньи, А. Де Мюссе, Гейне, Мицкевич, А. Пушкин, М. Лермонтов, Д.Леопарди.

Гротескно-романтическая (гофмановская) течение. Появился в период зрелого романтизма. Представители - Э.Т.А.Гофмана, Е.По, Гоголь ("Петербургские повести"), О. де Бальзак ("Шагреневая кожа").

Утопическая течение (связана с утопическим социализмом). Перча четверть XIX в. - 30-40-е годы XIX в. Представители - В.Годвин, П.Б.Шелли, Гюго, Жорж Санд, Е.Сю, Гейне. и др..

Историческая (вальтерскоттивська) течение. Период позднего романтизма. Представители - В.Скотт, А.Пушкин, О.Бальзак, Мериме и др..

Религиозно-мистическое течение. На протяжении всей истории романтизма. Представители - иенского романтики, С.Т.Колридж, Ф.Р.де Шатобриан, поздний Мицкевич.

Реализм - литературно-художественное направление, который заключается во всестороннем отражении взаимоотношений человека и среды, влияния социально-исторических обстоятельств на формирование личности.

Начиная с 30-х годов XIX в., Реализм приобретает классических форм во Франции, затем и в других странах. Реализм имеет свою специфику в отражении жизненных явлений. К типологических черт реализма XIX в. относятся:

- Тяготение к достоверности, объективности;

- Воплощение диалектической связи между закономерно-общим и индивидуально-особенным;

- Освобождение от каноничности, преобладание индивидуальных стилей над "общими";

- Отказ от разделения стиля на "высокий" и "низкий" в зависимости от сфер изображения, а также от разграничения явлений на "эстетические" и "неэстетичные";

- Познавательное направление (связи с естествознанием, историей, социологией, психологией;

- Аналитический подход к действительности, попытки воссоздать мир как сложное единство;

- Внимание к проблемам взаимодействия человека и среды, в типических характеров при типичных обстоятельствах;

- Перенос центра внимания на социальную сферу;

- Преобладание эпического начала;

- Романизация жанров и драматизация романа;

- Появление синтетических индивидуальных стилей, которые сочетали реалистичные и романтические элементы;

- Психологизация всей атмосферы произведения, его предметно-эмоционального мира (портрет, интерьер, пейзаж и т.п.).

Реализм отличается от предыдущих художественных систем, в частности классицизма с его нормативной эстетикой и романтизма с его вниманием к необычному, исключительного, попыткой уйти от будничной реальности в мир грез, фантастики и экзотики. Однако реалисты заимствовали приемы, средства, темы у своих предшественников. Они, как и романтики, свободные от догм и правил, им близок романтический историзм, реалисты заимствуют достижения романтиков в воспроизведении внутреннего мира человека, но одновременно для них большое значение имеет общественный сторону человеческого бытия в целом. Если для романтика Гюго "обыденность - смерть искусства", то реалисты (О. де Бальзак, Диккенс, Г. Флобер, И. Нечуй-Левицкий, Панас Мирный и др.). Уделяют ей большое внимание.

Известно, что новое в литературном развитии не перечеркивает предыдущих достижений. Реализм некоторое время развивается параллельно с романтизмом, учитывая лучшие его достижения. В творческой практике многих писателей, которые считаются реалистами, заметны романтические тенденции. Так, изображая внутренний мир Жюльена Сореля в романе "Красное и черное" (1830), Ф. Стендаль удается в некоторые романтических приемов. Много лет О. де Бальзак разрабатывает типично романтическую тему утраченных иллюзий не только в романе «Утраченные иллюзии» (1837-1842), но и во многих других произведениях «Человеческой комедии». Использование элементов фантастики, характерных для романтической поэтики, помогает писателю в романе 'Шагреневая кожа "(1830-1831) реализовать философский замысел произведения. В новеллистике Мериме влияние романтизма оказывается в изображении необычных, ярких характеров (Кармен, Таманго, Маттео Фальконе) и экзотических картин. Подобную взаимодействие двух литературных направлений можно проследить и в творчестве О Пушкина, М Лермонтова, М Гоголя в русской литературе, М Диккекса и сестер Бронте - в английском, У.Уитмена и Г. Мелвилла - в американской, Т. Шевченко и П. Кулиша - в украинской. В этом нет ничего удивительного, потому что ни один литературное направление в чистом виде не существует, но на отдельных этапах исторического и культурного развития выделяется как доминирующий.

Итак, в 30-40-е годы XIX в. в евро ский странах под влиянием новых философских, социально-экономических и эстетических факторов утверждается реализм. Следует помнить, что термин "реализм" появился позже, чем само явление - в трудах малоизвестных французских писателей Ж. Шанфльори и Л.-Е.-Е. Дюранти, которые выступили с утверждением принципов реализма в сборнике "Реализм" (1857) и журнале "Реализм" (1856-1857). В течение первой половины XIX в. для определения реалистичных явлений, как правило, использовался термин "романтизм", а начиная со второй половины века понятие "реализм" становится общеупотребительным. Теоретическое обоснование нового направления содержится в работах Ф. Стендаля и Бальзака. В трактате "Расин и Шекспир" Ф. Стендаль критикует эстетическую систему классициста Ж.Расина и предлагает следовать У. Шекспира в способе изучения мира. Сравнивая Скотта и писательницу XVIII в. мадам де Лафайет ("Вальтер Скотт и принцесса Клевская"), он предпочитает ее романа "Принцесса Клевская", в котором искусно изображены душевные переживания, социальное положение и быт.

Бальзак в предисловии к «Человеческой комедии», одного из программных произведений реализма, обосновывает свой замысел - отобразить современную Францию. "Самим историком должно быть французское общество, мне остается только быть его секретарем, - отмечает он. Изображая характеры, отбирая главные события из жизни общества, создавая типы путем объединения отдельных черт многочисленных однородных характеров, возможно, мне повезло бы написать историю, забытую столькими историками - историю нравов ". И этот грандиозный план, подобный наполеоновского, писатель воплотил в "Человеческой комедии". "Как и Наполеон, он заставляет весь мир двигаться по орбите Франции, центр которой - Париж. И в середине этой орбиты, в самом Париже, писатель выделяет большое количество слоев: аристократии, духовенство, рабочих, поэтов, писателей, художников, ученых. С шестидесяти аристократических салонов он создает один - герцогини де Кадиньян, сотен банкиров - одного, барона Нусингена, из всех ростовщиков - Гобсека, из всех врачей - Ораса Бьяншон. "Его герои - это экстракты", - так писал о Бальзаке Стефан Цвейг, подчеркивая желание писателя быть правдивым, его умение типизировать. Бальзак приходит к выводу, что общество вроде природы: в нем, как и в природе, существуют определенные виды. Чтобы изучить их, он обращается к опыту естественных наук, к трудам философов, вспоминая имена выдающихся ученых: Ж. Кювье, Сент-Илера, Г.-В.Лейбница, Ж.-Л. Бюффона и др.. Это важно для понимания философских основ нового направления. Развитие естественных наук, философии позитивизма повлиял на формирование реалистического мировоззрения.

Аналитическое начало - одно из ведущих в эстетике реализма, в отличие от эмоционального, личностного начала, на которое ориентировались романтики. Так, прежде чем описать чувство любви в художественных произведениях, Ф. Стендаль изучает его как ученый и пишет трактат "О любви" (1822), в котором выделяет различные виды этого чувства и прослеживает этапы его зарождения. Аналитизм Флобера стал даже предметом шуток: художник Ж. Лемо изобразил писателя, рассматривает сердце своей героини, наколотое на острие ножа. Известно, что сам Флобер называл роман "Госпожа Бовари" анатомическим, а современники сравнивали перо его автора со скальпелем.

Одной из черт реализма является тяготение к правдоподобия, что проявляется в изображении характеров, обстоятельств, мельчайших подробностей жизни. Романы Диккенса настолько поразили Толстого, что он назвал их автора гением: "У него оживают даже неодушевленные вещи". То же можно сказать о самом создателя "Войны и мира" и многих других писателей. Силой своего воображения реалисты XIX в. создавали новый художественный мир, а читателю он часто казался не менее реален, чем настоящий. Эпиграф "Правда, горькая правда" и подзаголовок "Хроника XIX века" к роману Ф. Стендаля "Красное и черное" свидетельствуют о попытке автора приблизиться к реальной жизни. Но правдивость нельзя считать важнейшей чертой реализма, потому что с этого (как отмечает академик Д.В. Затонский) "следует, что все другие художественные формы не являются правдивыми или хотя являются недостаточно", с чем сегодня нельзя согласиться. По мнению ученого, "правдивость" - позаестетичний критерий.

Важную роль в творчестве писателей реалистического направления играет мотивация поступков героев. Например, есть определенная закономерность в том, как и почему ушли из жизни Анна Каренина из одноименного романа Л. Толстого, Эмма Бовари из романа Г. Флобера и Екатерина из пьесы А. Островского "Гроза". К трагическим последствиям в жизни героинь привело разочарование в любви, а оно было в те времена единственной сферой их жизни, в которой они могли себя реализовать. Но Эмма Бовари имеет еще одну причину, достаточно банальной, на первый взгляд, - нужда денег, неспособность погасить долги. Панас Мирный в романе "Проститутка", изображая трагическую судьбу деревенской девушки Христе, подробно анализирует причины социального и этического характера, которые привели к печальным последствиям - нравственного падения героини и ее преждевременной смерти.

Объективирован манера повествования в произведениях многих реалистов похожа саморазвития событий и характеров, невмешательства автора в их ход. "Автор должен быть невидимым в своем произведении, как Бог во Вселенной", - писал Г. Флобер. Мастерство писателя проявляется в умении заставить героя совершать поступки в соответствии с логикой развития его характера. Это важная закономерность реалистической поэтики. Например, поступки героини романа А. Пушкина "Евгений Онегин" Татьяны Лариной не сдаются случайными, так как обусловлены чертами его характера, в частности его целостностью.

Если у романтиков ведущую роль играла исключительная личность в исключительных случаях, то реалисты руководствуются в своем творчестве другим правилом - типичный характер при типичных обстоятельствах. Литературные типы концентрируют в себе черты характера, взгляды и образ мышления, присущие определенной группе людей или нации, но при этом остаются индивидуальными и неповторимыми. Например, Жюльен Сорель, Гобсек, отец Горио, Растиньяк, Эмма и Шарль Бовари, мистер Домби - яркие образы-типы. При этом у каждого автора обобщения имеет свои особенности. Например, Ф. Стендаль акцентирует внимание на психологическом анализе, О. де Бальзак - на характеристике среды и его влиянии, Диккенс - на изображении деталей.

Реалисты XIX в. подчеркивали социальную обусловленность общественных взаимоотношений. Они исследовали связь человека и среды, влияние власти денег на формирование характеров (Домби, Растиньяк, Гранде, Гобсек). Комментируя сцену из романа Ч. Диккенса "Домби и сын", в которой пятилетний Поль спрашивает своего отца о том, что такое деньги, французский писатель Луи Арагон пишет: "Подобные вопросы ни в каком возрасте не могли бы волновать Поля Домби, если бы он был героем Филдинга или Жан-Жака Руссо... "

Реализму как направления, утвердившегося в литературе 30-40-х годов XIX в., Соответствовала определенная система жанров. Ведущую роль в ней играли прозаические произведения, в частности роман, повесть и физиологический очерк. В это время реализм приобретает четко определенных признаков, что дало основание исследователям назвать его классическим.

Реализм 50-60-х годов XIX в. заметно отличается от реализма предыдущего этапа. Г. Флобер чувствовал себя художником "перехода", а в одном из писем отмечал, что "революция 1848 года вырыла бездну между двумя Франция". Ее поражение разрушила веру в утопические идеалы. Он не разделяет большой надежды позитивистов на роль науки и техники, окружающий мир кажется ему низменным и нищим. Неслучайно, работая над романом «Госпожа Бовари» (1851 - 1856), писатель отмечает: "Пишу серым по серому". Э. Золя позже отмечал, что публикация этого романа "показала новую эпоху в литературе". Особенность этой эпохи состояло, в частности, в попытке найти подходящую новую форму для отображения содержания тогдашней жизни.

Напряженная работа над стилем сближает Г. Флобера с представителями "чистого искусства", которое приобрело популярность не только во Франции (парнасцы, Ш. Бодлер, символисты), но и в России (Ф. Тютчев, А. Фет, А. Майков и др..).

Реалист Г. Флобер обращается к романтическим темам (романтическая тоска, мечта об идеальном всепоглощающая любовь) и одновременно с точностью, подобной научной, воспроизводит сцены провинциальной жизни. В его произведениях сочетаются лиризм и детальная точность в изображении образов и явлений. Писатель вводит в художественное произведение физиологические описания. Например, он признавался, что, описывая сцену отравления Эммы Бовари, чувствовал во рту настоящий вкус мышьяка.

Развитие реализма во второй половине XIX в. в разных странах имел свои особенности, обусловленные многими факторами - социальными, национальными, культурно-историческими. Например, в Украине в этот период возможности национально-культурного развития были ограничены действием Валуевского циркуляра (1863), согласно которому произведения художественной литературы, написанные на украинском языке, подвергали жестокой цензуре, и Эмского указа (1876), запрещавший печатать в Российской империи любой какие книги на украинском языке. Однако, несмотря на притеснения и препятствия, украинская нация обогатила мировую культуру художественным наследием таких писателей, как Т. Шевченко, П. Кулиш, Панас Мирный, И. Нечуй-Левицкий и многие другие.

Русская литература второй половины XIX в. развивалась особенно динамично. Она начинает играть исключительную роль в жизни общества. Складываются особые связи автора и читателя, в которых писателю отводится место духовного наставника, проповедника. Такими были в восприятии читателей Л. Толстой и Достоевский. Создатели реалистических романов передавали сложные душевные переживания героев. Каждый из прозаиков вносит свой вклад в развитие распространенного жанра - романа в литературе этого периода. Произведения И. Тургенева отмечаются глубоким и тонким лиризмом, Л. Толстого - "диалектикой души", внутренними монологами, Ф. Достоевского - тонким психологизмом и полифонией, М. Салтыкова-Щедрина - сатирой и гротеском.

Английскую литературу второй половины XIX в. представляют Диккенс, У. Теккерей, Э. Троллоп, Ч. Доджсон (известный под псевдонимом - Льюис Кэрролл), Дж. Мередит, Джордж Элиот, Т.Харди, С. Батлер и др.. В романах Ч. Диккенса этого периода все реже случаются романтические мотивы и образы. Писатель по-другому подходит к раскрытию темы денег. Если в ранних его произведениях получения богатства приводило к счастливой развязке, то в поздних развенчивается мечта героев о том, что деньги могут сделать их счастливыми.

В советское время понятие "реализм" было в значительной степени заидеологизированным. Иногда реализм рассматривали как апофеоз искусства, а в литературоведении наблюдался заметный "реализмоцентризм". Ошибочность подобных рассуждений сейчас очевидна, ибо искусство развивается по законам, отличным от общественных. Термин "реализм" (по мнению литературоведа К. Шахматной) "нужно рассматривать как устойчивую, хотя и несовершенной (как почти все сроки) название, определенной совокупности эстетических принципов, формальных приемов, тематически образных комплексов и т.п.. Углубленное изучение этой совокупности в каждом произведении любого автора позволяет увидеть множество различий, индивидуальных черт, разнообразных культурно-образных комбинаций, которые зависят от множества факторов в каждом отдельном случае ". Действительно, все большие писатели, которых традиционно называют реалистами, непохожие друг на друга, хотя и имеют типологически общие черты в своем творчестве. Но все они - яркие творческие индивидуальности.

Реалистическая литература второй половины XIX в. определенной степени связана с натурализмом.

Натурализм - литературное направление, которое характеризуется стремлением к объективистского, фактографического изображения действительности и человеческих характеров, обусловленных биологическими, наследственными факторами и социально-материальной средой.

Возник во Франции в 70-е годы XIX в. и охватил в 80 - 90-е литературу Западной Европы и США (братья Ж. и Э. Гонкуры, Э. Золя, Ги де Мопассан, Г. Гауптман, Г. Ибсен, С. Крейн, Ф. Норрис и др.).

В последнее время ученые подчеркивают родство реализма и натурализма, а некоторые рассматривают натурализм как одну из крайних течений реализма. И основания для этого существуют, поскольку в художественной системе натурализма жизнеподобие достигает крайнего выражения. Натуралисты, как и реалисты, стремятся вести рассказ в объективном плане. Большую роль в их произведениях играют документализм, желание охватить социальные явления и живую природу. В натуралистов двойная мотивация поступков героев: причинами социальными и природными, биологическими. Они воспринимают человека как не только социальный феномен, но и природный, подчеркивая проблемы наследственности. Философским основанием натурализма был позитивизм.

Позитивизм - направление философии, в котором единственным источником знаний считают конкретные (эмпирические) науки.

Возник во Франции в 30-х годах XIX в. Его основоположником был французский философ и социолог А. Конт. Позитивисты не признавали абстрактных теоретических соображений, которые, по их мнению, не дают истинной картины жизни. Своей философией они объявили конкретные науки, которые опираются на опыт человека.

Программу натурализма изложил Эмиль Золя в книгах "Экспериментальный роман" (1880), "Романисты-натуралисты" (1881). Натуралисты пытались приблизить искусство к науке, их произведения становились своеобразным "клиническим документом", историей наследственной болезни, протоколом судебной экспертизы. Большое значение уделялось фактам, точным описаниям, конкретности в изображении деталей и явлений. Однако иногда, как отмечала Леся Украинской, за "правдой факта" натуралисты не видели "обобщенной правды", ограничивая себя в проникновении в глубины общественного бытия, неизбежно приводило к эстетическим потерь. Впрочем положительный опыт натуралистической литературы обогатил другие направления. Например, художественные находки натурализма были освоены реалистами второй половины XIX в., Которые проявляли повышенный интерес к конкретике, описания фактов как средства расширения социально-объективных границ в искусстве.

Натуралистические элементы время от времени появлялись в литературе других эпох: на рубеже XIX-XX вв., В первой половине XX в., В конце XX в. Однако главное их назначение, как отмечал русский ученый А. Зверев, всегда оставалось неизменным - усилить впечатление от реальной действительности.







Дата добавления: 2015-08-17; просмотров: 3515. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...


Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...


Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...


Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Понятие и структура педагогической техники Педагогическая техника представляет собой важнейший инструмент педагогической технологии, поскольку обеспечивает учителю и воспитателю возможность добиться гармонии между содержанием профессиональной деятельности и ее внешним проявлением...

Репродуктивное здоровье, как составляющая часть здоровья человека и общества   Репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни человека...

Случайной величины Плотностью распределения вероятностей непрерывной случайной величины Х называют функцию f(x) – первую производную от функции распределения F(x): Понятие плотность распределения вероятностей случайной величины Х для дискретной величины неприменима...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия