О БИОСФЕРЕ И НООСФЕРЕ. №35.
Полная ревизия производится при ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ При полной ревизии букс необходимо выполнить работы _____________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Полную ревизию производят под контролем _______________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________ Вывод _____________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ФИЛОСОФИЯ КОСМИЗМА. УЧЕНИЕ В.И.ВЕРНАДСКОГО О БИОСФЕРЕ И НООСФЕРЕ. №35. Одна из причин появления синергетики – катастрофичность. Кто же первым серьезно задумался о грозящей Земле катастрофе? Ученые? Нет. Философы. А именно русские мыслители начала ХХ века, создавшие философию космизма. В широком смысле космизм - это уникальное направление русской культуры, появившееся в конце Х1Х века и продолжившееся в XX веке. Сюда входит целая плеяда философов, ученых, поэтов, музыкантов, художников, отразивших в своем творчестве те или иные проблемы взаимосвязи человека и космоса: Н. Бердяев, С. Булгаков, С. Франк, Н. Федоров, П. Флоренский. Е. Блаватская, Д. Андреев - религиозный космизм; (его разновидность – мистический космизм, основанный во многом на буддизме – Е. Блаватская, Д. Андреев). В. Вернадский, К. Циолковский, Н. Умов, А. Чижевский - естественнонаучный космизм; Ф.Тютчев, поэты-символисты, Н. Рерих, М. Чюрленис, А. Скрябин - художественно-образный космизм. В узком смысле космизм - это направление русской философии, берущее начало в Серебряном веке. Его центральная проблема - человеческая деятельность в ее связи с космосом как свидетельство существования иной реальности, высшей правды. Космизм - это философия жизни, смерти и бессмертия человека и Вселенной в их единстве, это поиск и обретение высшего смысла бытия. Основные виды русского космизма: религиозный и естественно-научный. Все виды космизма объединяют некоторые общие идеи или родовые черты. Это: 1. Гуманизм: космисты соединили в своем учении заботу о большом целом - Земле, биосфере, космосе - с глубочайшими запросами высшей ценности - конкретным человеком. 2. Идея активной эволюции - нового, сознательного этапа развития мира, когда человечество направляет его в ту сторону, которую диктует ему разум и нравственность. Названия этого этапа разные - регуляция природы, ноосфера, пневматосфера, царство Божие, но суть одна: убежденность в том, что сознательная преобразовательная деятельность, как важнейший фактор эволюции, приведет мир к большому совершенству и гармонии. Работать против эволюции, считают космисты - не разумно и бессмысленно. Это приведет к неминуемой катастрофе. 3. Утверждение двойственности нынешнего состояния человека – с одной стороны, его несовершенства, промежуточности как творчески эволюционирующего существа; с другой - его высокого достоинства и большой роли в преобразовании мирозданья. Чтобы жить дальше и выполнять свою космическую функцию человечество должно «восходить», (развиваться) следуя законам эволюции. 4. Убежденность в том, что субъектом планетарной и космической преобразовательной деятельности выступает человечество как единое целое или «целокупное человечество», «душа мира». 5. Уверенность в неизбежности выхода человечества в космос. 6. Переосмысление роли и значения научного знания: наука не может функционировать вне морали, с равным усердием работая и на созидание и на разрушение. Подлинная наука должна иметь четкий нравственный критерий и высшую цель: физическое и духовное совершенствование личности. Для этого необходим грандиозный синтез наук и создание всеобщей космической науки о жизни, базирующейся на понимании того, что жизнь - это целостность, в которой все взаимосвязано. Основная логическая нить рассуждений естественнонаучного космизма такова: 1. Космос – разумен. "Во вселенной господствовал, господствует и будет господствовать разум", - эти слова В.Вернадского можно поставить эпиграфом ко всем исследованиям естественнонаучных космистов. 2. Человек - продукт космической эволюции. 3. Человеческий разум - явление космическое. Он способен влиять на главные сферы бытия - космос и жизнь - реконструировать их и быть гарантом их единства. 4. Наука и техника - есть одновременно и продукты разумной деятельности человека, и отражение Космического Разума или Мирового Логоса. 5. При сохранении существующих параметров научно-технического прогресса - экономический, экологический и другие кризисы Земли, и, как следствие, космическая катастрофа - неизбежны. 6. Выход из ситуации "конца мира" следует искать в коренном изменении научно-технической деятельности человека. Специфика философии космизма в том, что человек рассматривается здесь иначе, чем в традиционных философских течениях: ЧЕЛОВЕК – не просто ЗЕМНОЕ существо, результат биологической эволюции. Человек связан с КОСМОСОМ, он космическое явление. Иначе космизм исследует и общество: не в системе «ОБЩЕСТВО – ЗЕМНАЯ ПРИРОДА», а более широко: «ЧЕЛОВЕК – ЧЕЛОВЕЧЕСТВО – ЗЕМЛЯ – КОСМОС» Примеры связи человека и Космоса: 1. Каждый человек – член этноса: определенного сообщества людей; каждый этнос входит в биоценоз - совокупность растений и животных, населяющих определенный участок суши и водоема. Каждый биоценоз, географический регион является частью планеты ЗЕМЛЯ. Земля, в свою очередь, входит в состав Солнечной системы, которая является составной частью Галактики и Метагалактики (Космоса). 2. Все системы, в том числе и социальные, развиваются ритмично и определенным образом связаны с космическими ритмами. Огромен вклад в научно-философскую концепцию космизма В.И. Вернадского, ученого мирового уровня, сказавшего новое слово в минералогии, геологии, химии, биохимии. Без него идеи космистов могли бы обернуться прекрасными, но воздушными замками. Наиболее существенно в космизме Вернадского следующее: Во-первых, осмысление в четкой эволюционной перспективе неоцененного открытия американского ученого Д. Дана, современника Ч. Дарвина. В 1851 г., на восемь лет раньше выхода в свет дарвиновского труда "Происхождение видов" Д. Дан выдвинул понятие "цефализация" (от греческого цефалос - голова), означающее происходящий в природе медленный, но неуклонный, без единого отката назад процесс совершенствования нервной системы и головного мозга всех живых существ. Это доказывают, изученные Даном, палеонтологические данные за последние 500 миллионов лет, хотя сам процесс уходит еще дальше. Рассматриваемое открытие Вернадский вводит в науку под именем " принцип Дана " и делает вывод о том, что совершенствование мозговой ткани, устремленное постоянно в одном необратимом направлении, свидетельствует о некой идеальной программе, стремящейся к своей реализации. Выявленная направленность развития живого, не может прекратить свою деятельность на человеке в его ныне существующей далеко несовершенной форме. Гомо сапиенс, - считает Вернадский, - служит промежуточным звеном в длинной цепи существ, которые имеют прошлое и будут иметь будущее. Генеральная линия эволюции человека - совершенствование его мозга, что позволит найти "общий язык" с Космическим разумом. Это станет основой космически правильной деятельности на Земле. Во-вторых, учение В. Вернадского о ноосфере (от греческого «ноос» - разум). Термин НООСФЕРА ввел в научный оборот в начале ХХ века французский философ, священник – ТЕЙЯР де ШАРДЕН (1881 – 1955). НООСФЕРА здесь – это возникшая вокруг Земли идеальная, мыслящая оболочка, формирование которой связано с появлением человеческого сознания. У Вернадского НООСФЕРА - это новая геологическая эра в истории Земли, начавшаяся с появлением человека. Ноосфера - это царство разума, свидетельство единства человеческого и космического разума. Сейчас формирование ноосферы делает только первые шаги в своем развитии. Ноосфера будет плодом деятельности всего человечества, результатом спаянности всех человеческих сообществ. Уже сегодня можно видеть насколько важно пространственное, экономическое, информационное, энергетическое, интеллектуальное единение людей. Сила, создающая ноосферу,- считает Вернадский, - это наука, которая всегда должна служить на благо человека. Формирование ноосферы должно осуществляться сознательно, стать целью государственной деятельности, смыслом планетарной политики. Эти грандиозные планы не смогут осуществиться без духовного преображения всех людей планеты Земля. Главное в понятии «ноосфера» (по Вернадскому) следующее: определяющим фактором развития природы и космоса является разум, то есть человек, опираясь на науку и технику, может и должен оказывать целенаправленное воздействие на земные и космические процессы. В фундаменте такой деятельности должна лежать не целесообразность (политическая, экономическая и т.п.), но только нравственность. Так человечество сможет противостоять энтропийным процессам. (Т.е. распаду, деградации). Каким образом человек связан с космосом? Как человек может влиять на космос? Все растения и живые существа (в том числе и человек) обладают особым видом энергии. Это биохимическая энергия. Ее можно количественно измерить, например, в больших калориях или электрических разрядах. Биохимическая энергия и есть то, что связывает человека с Космосом и влияет на развитие жизни на Земле. Человек с помощью этой энергии способен влиять на окружающий мир. Космос также влияет на человечество. Пример: на земную природу и общество оказывают влияние гравитационные поля, электромагнитные излучения, сильные и слабые ядерные взаимодействия. Они могут вызывать природные катаклизмы, эпидемии. Таким образом, жизнь человечества связана не только с воздействием земных процессов, протекающих в земной коре, атмосфере и гидросфере, но и с космическими процессами. Энергия, поступающая из Космоса, может меняться по определенным параметрам: она, например, может менять жесткость своего излучения, сжиматься, концентрироваться. Это может вызывать МУТАЦИИ в растениях, животных, отдельных людях, а также в этносах, социальных системах. МУТАЦИЯ – изменения свойств организма или системы под влиянием различных причин. Эволюция может происходить путем естественного отбора мутаций. Создатели мутационной теории – русский ученый Коржинский, нидерландский - Де Фризо. Вывод Вернадского о том, что жизнь и энергия неразрывно связаны, и, что эта энергия может быть изучена, опирался на многие наблюдения ученых разных специальностей, например биологов: поведение саранчи, леммингов. (См.: приложение). Идея Вернадского о наличии у живых существ особого рода энергии была использована Л.Н. Гумилевым при создании теории ЭТНОСОВ («Этногенез и биосфера Земли»). Вывод о том, что человек – это существо энергетическое и в силу этого - космическое, основывается сегодня на различных экспериментальных фактах, полученных в рамках таких наук как: трансперсональная психология; квантовая биоэнергоинформатика; нейрофизиология; психоэнергетика и др. Все эти дисциплины изучают природу биополя, способы неконтактного взаимодействия человека и мира, так называемую экстрасенсорную деятельность. В 70-е годы в Москве существовала лаборатория под руководством проф. Спиркина, изучавшая ясновидение, телекинез, предвидение, левитацию и др. экстрасенсорные способности человека (сам термин «экстрасенс» придуман здесь). Исследования лаборатории были засекречены, но ими пользовались «кремлевские старцы». Лаборатория просуществовала не долго, хотя в ней работали, практически, не общественных началах. Человек существо энергетическое. Это подтверждают следующие данные: кирлианова фотография, гипотеза единого информационного поля, лептонно-электромагнитная теория (См.: приложение). Вывод: человек не просто сын Земли, часть биосферы. Он – неотъемлемая часть Космоса. Человека с Космосом связывает его энергетическая составляющая. Человек – существо не только социальное, деятельное, разумное, но и энергетическое. Все системы, в том числе и общественные, развиваются ритмично, связаны с космическими ритмами. Весьма интересным является учение о космосе К. Э. Циолковского - ученого, писателя-фантаста, философа. В 20-е годы ХХ века он издал за свой счет ряд философских эссе, названия которых говорят сами за себя: "Причины космоса", "Воля Вселенной", "Неизвестные разумные силы", "Истинное себялюбие" и др. В философских взглядах Циолковского причудливо переплелись материализм, буддизм и теософия. Разделяя в целом логику рассуждений других космистов, Циолковский высказал ряд оригинальных идей: - единственно существующей во Вселенной он признавал одну субстанцию - материю в ее бесконечном превращении; - космос, - по словам Циолковского, - "буквально кишит жизнью в ее самых разнообразных формах" и по нему бесконечно путешествуют атомы; - атом - живое существо, все атомы всегда живы; - человеческий организм - есть "государство атомов", их временная ассоциация; - «истинное себялюбие человека - это забота о будущем своих атомов», то есть обо всем мировом целом, где они рассеиваются после смерти их временного хозяина; - будущее атомов, а, следовательно, человечества и космоса, зависит от нравственного поведения человека; нравственности способствует развитый интеллект. Итак, единым владыкой всего является Космос; человеческая деятельность носит зависимый характер; человек должен осознать свою отсталость от разумной жизни в космосе и это приведет его к самопреображению и преображении планеты. Подводя итог, приведем сравнительную таблицу ответов религиозных и естественнонаучных космистов на следующие вопросы: 1.Что такое космос? 2. Какие духовные качества человека имеют космическое происхождение? 3. Где искать выход из возможной планетарной катастрофы? 4. В чем заключается задача ученых и философов?
Корифеи русского космизма обогнали мировую философию минимум на полстолетия. Их идеи поражают глобальностью, стремлением проникнуть мыслью в самое отдаленное будущее человечества и представить свою версию космического преображения. Тревога космистов за судьбу мира стала понятна лишь в самое последнее время, когда проблема единения людей на основе общечеловеческих ценностей перешла из философии в политику, из абстракции - в практику. Предвидя современный, поистине планетарный кризис, космисты верили в возможность спасения земной цивилизации и космоса через научно-технический прогресс, а также духовное самосовершенствование и преображение каждого человека. Завершающая стадия человеческого движения виделась им как всеединство, организованность, противостояние хаосу.
|