Студопедия — Река Бельмо, Вайвида и другие

Река Бельмо, Вайвида и другие

Люди, далекие от нашего увлечения, зачастую ду- мают, что стоит им взять в руки удочку или подводное ружье, как вот она – добыча: «щука с руку» или во-о- т такой «лещ со сковороду». Увы, нам их приходится разочаровывать. А заодно и объяснять давно извест- ную истину, мол, «без труда не вытащить рыбку из пру- да». Именно такая трудовая рыбалка у меня состоя- лась в первой половине августа 2006 года. Даром, что забрался я в этот раз «к черту на рога» – труднодо- ступные притоки Подкаменной Тунгуски, что в Красно- ярском крае, в самый центр бескрайней Сибири.

Я опускаю тот факт, что путешествие мое, начав- шись в столице, пролегло через Алтай, в частности через жемчужину горного Алтая Телецкое озеро и, на

70% питающую его реку, Чулышман. Естественно и в озере, и в реке я охотился и рыбачил. Но это отдель- ная история.

Целью главного путешествия мои красноярские дру- зья называли реку Вельмо – один из левых прито- ков Подкаменной Тунгуски, которая собрав всю воду с огромной территории, отдает ее Енисею. Впослед- ствии оказалось, что Вельмо – лишь отправная точ- ка, а мы успешно и безуспешно пробивались по воде

как в ее притоки, так и в притоки ее притоков. Но и до

Вельмо путь был не простой: на своем микроавтобу- се пришлось проехать от Красноярска 400 километров по асфальтированным дорогам до Енисейска, на паро- ме переправиться через Енисей и еще 400 километров по изрядно разбитой большегрузными машинами ще- беночной дороге. Этот последний участок занял у нас

12 часов непрерывной езды, и тяжело дался не только машине, но и нашим внутренностям.

В поселке Вельмо, в дополнение к собственной на- дувной лодке, арендовали местную «пирогу» – эдакое восьмиметровое, деревянное, обитое снизу металлом, плавсредство, очень удобное для плавания по мелким и быстрым рекам. На пирогу сложили почти весь наш груз, плюс 300 литров бензина. Водная часть путеше- ствия началась под моросящим дождем, который, не прекращаясь, шел с вечера предыдущего дня. Мы ни- чуть не сомневались, что дождь в дорогу – к удаче…

Мне с Евгением, находящимся в надувной лодке под водометным, сорокосильным мотором, повезло боль- ше, чем нашим друзьям. Если пирога и проходила пе- рекаты и мели, то винт их «Меркурия» часто цеплял дно. А оно каменное. Шесты помогали не всегда, при- ходилось им выпрыгивать в воду и толкать это длин- ное деревянное чудище. Пока трое наших друзей вы- бивались из сил, мы, легко и быстро преодолев ка- кое-то расстояние, останавливались у заманчивой ям-

ки после переката и мочили свои блесны. Получалось

не по-товарищески, но помочь им мы ничем не мо- гли. Хорошо еще, что такая рыбалка не была слиш- ком успешной: поймали первого ленка, первого хариу- са, пару ельцов и несколько окуней.

Анализ столь бедного улова привел к следующим выводам. Вода в Вельмо оказалась очень теплой, что совсем не нравится таким холодолюбивым рыбам, как таймень, ленок и хариус. По утверждениям местных рыбаков, да и по собственному уже не малому опыту – вся эта рыба в теплое время держится в самых верхо- вьях рек. Порой, в ручьях. А вниз она начнет скатывать- ся в сентябре, когда воды в реках и ручьях прибавит- ся, и она станет много холоднее. Народная мудрость на этот счет гласит: «Хорошо было до нас и будет по- сле нас…» Не лучшим образом на рыбные запасы ре- ки сказывалось наличие большого поселка Вельмо на ее берегу и солидный прессинг приезжих рыболовов.

Вверх по Вельмо таким образом мы прошли 110 ки- лометров до ее притока Вайвида. Кое как протащили пирогу по Вайвиде десяток километров и достигли уже ее притока Вайвида-ткан. По этой речушке поднялись, буквально, три сотни метров и сдались. Не было боль- ше ни сил, ни времени – очередной день пути подошел к концу, и только остатки полярного дня позволяли за- светло установить лагерь. Пристроились мы на узкой, галечной косе, за спиной у нас была непролазная тай-

га, а в метре от входа в палатку ледяная вода горно-та-

ежной реки. Если бы мы растянули тамбур перед вхо- дом, то колышки пришлось забивать уже в воде.

Вайвида-ткан нам сразу же понравилась тем, что во- да в ней была намного холоднее, нежели в Вельмо и Вайвиде. Значит рыба могла остаться и вблизи устья, а не только в верховьях. Кстати, длина этого притока че- твертого порядка по навигатору больше сотни киломе- тров. К тому же ее нижние участки были относительно глубокими: некоторые ямки достигали 3-4 метров. И в этот раз наши рыбацкие ожидания оправдались.

Если на Полярном Урале для ловли крупного окуня, хариуса и даже тайменя с успехом применяют силико- новые виброхвосты, то в ящиках красноярских рыбо- ловов их почему-то нет вовсе. Блесны и «мыши» – их основные приманки. Блесны – преимущественно мед- ные и латунные вертушки. Я ловил на белую вертуш- ку и тоже не безуспешно. Основной рыбой в наших уловах был, конечно, хариус. Отдельные экземпляры дотягивали до килограмма, что, как я понял, для тех мест размеры практически предельные. В месте впа- дения нашей реки в Вайвиду без устали клевал сред- ний и мелкий хариус. Андрей и Костя сначала ловили на спиннинги хариусов покрупнее, а потом помельче на

«кораблик». Наловив ведро рыбы, остановились.

Ленок попадался реже, но и габариты его посолид- нее. Нам достались особи до полутора килограммов,

хотя в воде видели и вдвое больших. Этот лосось еще

сильнее хариуса, вываживать его на спиннинг – огром- ное удовольствие. А какие шикарные свечки делает, аж сердце замирает! А, уж, насколько красивы эти рыбы может оценить только рыболов из европейского цен- тра, у которого в уловах, в основном, плотва да ерши.

В первый же чисто рыболовный день на Вайви- де-ткан попытали счастья и подводные охотники. Та- ких в нашей команде было двое: я, уже имевший опыт охоты в быстрых реках, и Евгений – абсолютный нови- чок в этом виде любительского рыболовства. Для него почти все было в новинку, как по части снаряжения и оружия, так и по технике охоты в подобных условиях. Со всем этим он с честью справился, и на второй день уже добыл свою первую рыбу – ленка и двух неболь- ших хариусов. Вот было радости! Победный клич дол- го разносился по окрестной тайге.

Охотились мы, конечно, сплавляясь по течению. Пе- ред этим на водомете поднимались вверх километров на 20. Дорогу лодке преграждали, поваленные в реку, ели и кедры. Иногда между берегом и макушкой дерева в воде оставалось не больше полутора метров, и в эту щель надо было вписаться на полном ходу. Однажды острый камень вспорол днище лодки на длину около метра. Пришлось аварийно выбрасываться на берег и ремонтироваться. Благо для такого случая все было.

Я уже не раз убеждался, что одновременная по ме-

сту и времени подводная охота и традиционное рыбо- ловство приводят к интересным и полезным, в первую очередь для обычных рыболовов, выводам. Так было и в этот раз.

Мои друзья – спиннингисты по началу, например, утверждали, что, «если хариус или ленок в данном ме- сте есть, то он непременно «хапнет». И действительно, на любом перспективном месте первый же заброс да- вал результат, второй – тоже. Но, если уж хватки пре- кратились, то потом сколько не кидай – поклевок нет. Складывается полное ощущение, что, стоявшую тут рыбу, просто выловили и пора идти дальше. На самом деле, наблюдая все это из-под воды, мы часто убежда- лись, что рыба тут еще есть, но либо она напугана сво- ими подругами-неудачницами, оказавшимися в садке, либо им совершенно безразлична данная приманка. Может быть еще и третий вариант – она просто сыта, но мы не мало поймали ленков, у которых в желудке уже была мышка или две. К слову сказать, на искус- ственную мышь ленок клевал даже днем.

Хариусы при встрече с подводным охотником вели себя по-разному. Крупные особи заметно спокойней, чем средние и мелкие. Они чаще встречались пооди- ночке, устраиваясь под деревом или на дне галечной, достаточно глубокой ямки. Мелкие же почти всегда в стае (так у них больше шансов избежать пасти круп-

ного хищника), и очень часто в ямке под самым пере-

катом или порогом. Мелкие и средние ленки могут со- здать свою стайку в 3-5 голов, а могут быть вместе с такого же размера хариусами. Килограммовых и боль- ших ленков я встречал только по одному, и изредка па- рой. Этот хищник почти всегда в движении, не суетит- ся, но и держится на почтительном расстоянии от охот- ника.

Как за хариусами, так и за ленками мы отметили большую привязанность к избранному месту. Обычно это – наиболее глубокое место реки, но с обязатель- ным течением или противотечением и желательно с деревом возле дна. Я по три раза подряд возвращал- ся и проплывал одну и ту же ямку, каждый раз стре- лял (часто безуспешно!) в одних и тех же рыбин. Хари- усы разбегались, обходя меня слева и справа, и вско- ре вновь возвращались в полюбившуюся чем-то ямку.

Кроме ленков и хариусов очень редко попадались небольшие окуни, добыл я в этой речке одного налима и пару щук. Одна вполне достойная – на 3,5 килограм- ма. Тем, кто скажет «Фу – щука…» могу возразить. Щу- ка, обитающая в холодной, горной реке, и, питающая- ся почти исключительно рыбой семейства лососевых, очень даже вкусная. Не следует ее равнять с нашей равнинной родственницей, как по силе сопротивления на крючке, так и по гастрономическим качествам.

Подводная охота в быстрой реке с каменистым дном

предъявляет к снаряжению и оружию особые требова- ния. Холодная вода заставляет облачаться в более те- плый гидрокостюм. Я по всей стране таскаться с тя- желым грузовым поясом (для более толстого и тепло- го гидрокостюма требуется больше свинца), был в ста- реньком, уже тонком костюме и поэтому здорово за- мерзал. А плавал по три-четыре часа за заплыв.

Наконечники наших стрел имели каленые вставки, но и они не выдерживали прямых ударов в камни. В результате я потерял два одинарных наконечника, и у одной стрелы откололась резьба. Охотиться же с тре- зубым или другим многозубым наконечником совсем нельзя. При стрельбе с большой дистанции не хвата- ло мощности ружья донести до цели такую стрелу, а, окажись рыбина рядом, то такой наконечник просто ее рубил. Если ленок или хариус после выстрела остают- ся на стреле, то могут порвать себя и сойти. Поэтому линь следует ставить подлиннее, чтобы рыба остава- лась на нем, а не на стреле. С линя рыба, даже такая сильная, практически не срывается.

Два полных дня рыбацкого счастья подарила нам Вайвида-ткан, но беспокойные души молодых рыболо- вов требовали перемен. Да и мне очень хотелось по- бывать в других, неизведанных еще речушках, благо горючее для наших моторов еще оставалось. И утром

очередного дня мы отправились на поиски нового рыб-

ного Эльдорадо.

Целый день пробивались по Вайвиде вверх, прошли около 40 километров и повернули назад: для нашей пи- роги подъем был слишком трудным, да и вода за борт- ом была недостаточно холодная и прозрачная. На дру- гой день вернулись в Вельмо, спустились до ее прито- ка Енгида и пытались подняться по ней вверх. Пошли только на надувнушке и водомете, но речка эта оказа- лась в это время и для нее непроходимой. С десяток, а то и больше перекатов протащили лодку на руках, но не видя особых перемен, сдались и повернули обрат- но.

Уже в нижнем течении Енгиды я покинул лодку и поплыл на ластах. В первом же глубоком омуте на- шел налимов. Взял несколько штук весом около полу- тора килограммов каждый. Тех, что были меньше – не трогал, а потом и вовсе перестал их стрелять. Охота на налимов спортивного интереса не представляет, но смотреть на солидную рыбину, уютно разместившуюся среди камней на шестиметровой глубине – уже кайф. В двух местах встречал большие стаи мелкого и сред- него хариуса, обозначал их местонахождение для сво- их надводных рыболовов, что находились в лодке, и плыл дальше. Еще встретил трех сигов, чуть меньше килограмма весом.

На том наша рыбалка и завершилась. Еще одна, по-

следняя ночевка в палатках, костер несколько больше обычного в честь прощания с рекой и тайгой, и долгий обратный путь в цивилизацию.

P.S. Я уже третий год гоняюсь за тайменем, и все не- удачно. Два года на реках Полярного Урала и теперь вот на притоках Подкаменной Тунгуски. Но ничего – ко- гда-нибудь он мне все-таки попадется!

Дата добавления: 2015-08-29; просмотров: 384. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Стресс-лимитирующие факторы Поскольку в каждом реализующем факторе общего адаптацион­ного синдрома при бесконтрольном его развитии заложена потенци­альная опасность появления патогенных преобразований...

ТЕОРИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ В современной психологической литературе встречаются различные термины, касающиеся феноменов защиты...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

Педагогическая структура процесса социализации Характеризуя социализацию как педагогический процессе, следует рассмотреть ее основные компоненты: цель, содержание, средства, функции субъекта и объекта...

Типовые ситуационные задачи. Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической   Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической нагрузке. Из медицинской книжки установлено, что он страдает врожденным пороком сердца....

Типовые ситуационные задачи. Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт. ст. Влияние психоэмоциональных факторов отсутствует. Колебаний АД практически нет. Головной боли нет. Нормализовать...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия