Студопедия — Андроновская и Бегазы-Дандыбаевская археологические культуры.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Андроновская и Бегазы-Дандыбаевская археологические культуры.






Изобретена технология получения бронзы сплав меди и олова. Найдены многочисленные древние выработки горное дело. Добыча руды в Центральном Казахстане. Добывание руды методом огневой проходки, кайлования и др. Самая крупная культура бронзового века Андроновская впервые обнаружена возле города Ачинска в Южной Сибири. Ещё эту культуру называют культурой окрашенных и скорченных костяков. Этапы культур на территории Казахстана: ранний- Нуринский, средний- Атасуский, поздний- Бегазы-Дандыбаевский. Европеоидная раса. Индоиранский язык.

Бегазы-Дандыбаевская культура — феномен поздней бронзы Центрального Казахстана. В археологии Казахстана существует неразгаданный феномен бегазы-дандыбаевской культуры. Эта обширная мелкосопочная страна площадью около 2 млн. кв. км., несмотря на активные археологические изыскания, до сих пор хранит тайны многих страниц первобытной и средневековой истории. Два фактора определяли интенсивность освоения и достаточно высокий уровень культуры древних племен, населявших Центральный Казахстан — это обширные пастбищные угодья и многочисленные месторождения руд. В эпоху бронзы II тыс. до н.э. начинается разработка рудных месторождений меди, олова, золота. В это время в экологически удобных оазисах на берегах маленьких степных речек обитает довольно многочисленное андроновское население, занимавшееся земледелием, пастушеским скотоводством, горным делом, металлургией и металлообработкой. Процветание Центрально-казахстанских андроновцев обеспечивалось, вероятно, скотом и продукцией бронзолитейного производства. Взлет культуры эпохи бронзы падает на начало первого тысячелетия до н.э.Х-VIII вв. до н.э., на период поздней бронзы по евразийской периодизации. Археологические комплексы этого времени и образуют бегазы-дандыбаевскую культуру.Это культура, в облике которой сохраняются ведущие характеристики бронзового века и одновременно проступают, формируются черты следующей археологической эпохи — раннего железного века. В погребальном обряде наряду с традиционным положением умерших скорченно на боку, единично появляются захоронения вытянуто на спине. Исследования 30-40х годов XX века подготовили основу для выделения бегазы-дандыбаевской культуры. Своеобразными визитными карточками бегазы-дандыбаевской культуры являются монументальные погребальные Сооружения, получившие название скальные мавзолеи и прекрасной выделки сосуды с богатьм декором и красным лощением. Открыто 60 поселений с культурными слоями поздней бронзы и 200 крупных могильников.. Вскрытые площади на поселениях эпохи бронзы достигают нескольких десятков тысяч кв. метров, частично вскрыты курганы рядового населения бегазы-дандыбаевских племен.

Андроновская культура существовала около 8-9 веков и в ее развитии выделяются три этапа: ранний XVII-XVI вв. до н.э., развитой XV — XIII вв. до н.э. и поздний XII — IX вв. до н.э.. За многие века жизнь андроновских племен существенно изменилась. Андроновцы жили в оседлых поселениях по берегам небольших речек. В каждом доме жила большая семья 30-50 человек, а поселок с прилегающими пахотными землями, пастбищами и кладбищем принадлежал одному роду. Главным источником средств существования для андроновцев всегда оставалось скотоводство. Андроновская культура становится по преимуществу культурой коневодов. Появилось и другое новшество — по мере роста подвижности хозяйства все более росло поголовье двугорбых верблюдов-бактрианов. Их кости находят на самых ранних стоянках андроновцев, но в поздний период появляется культ верблюда — находят его глиняные статуэтки и изображения на скалах. Появились и приспособленные к дальним перекочевкам войлочные кибитки, установленные на четырехколесных телегах: фрагменты из глиняных моделей находят при раскопках андроновских поселений, а сами кибитки на телегах изображены на скалах среди других петроглифов. Инвентарь рядового погребения, состоял обычно из нескольких глиняных горшков с пищей, скромных украшений, иногда орудий ножи, тесла, каменные стрелы и частей туши жертвенного животного. В богатых погребениях могильная яма отличалась значительными размерами, грандиозностью курганной насыпи, каменные ограды вокруг нее, и, в особенности, инвентарем. Колесница у андроновцев была не только орудием войны, но и предметом особого культа, почитания В жилищах и погребениях нередки находки глиняных моделей колес со спицами или бронзовых блях, имитирующих колесо. Изображение колеса со спицами или колесниц с конной запряжкой часты не только среди петроглифов Казахстана, но и на глиняных сосудах из могил. Конь был главным жертвенным животным. Жертвы приносились как на похоронах, так и в почитаемых местах, в родовых и племенных святилищах. Как показывают этнографические параллели, такие святилища часто располагались высоко в горах, в труднодоступных местах, где скальные плоскости обильно украшены выбитыми на камне изображениями животных, людей, колесничих и землепашцев, странных существ с головой — солнечным диском и другими сюжетами. Свидетельством другого объекта поклонения — священного огня — являются прямоугольные культовые очаги с чистым золотым слоем, находимые в андроновских жилищах.

 

11. Сакские племенные союзы на территории Казахстана. Саки азиатские скифы VIII-III вв. д н.э. Казахстан, средняя Азия Союз племен:по персидским источникам-племена тиграхауда носящие остроконечные шапки- в Семиречье, на юге Кз; хаомаварга изготавливающие хаому-в долине Мургаба; парадарайя заречные- в Приаралье; по греческим данным- массагеты, исседоны, аримаспы, каспии и др. Геродот указывает нам, что восточнее Урала проживли исседоны, за исседонами обитают аримаспы — одноглазые люди; за аримаспами — стерегущие золото гирфы, а ещё выше за ними — гипербореи на границе с морем. В районах Центрального Казахстана, по предположительным данным, проживали аргиппеи и исседоны. В III веке до н.э. господствующим племенем в Скифии стали даи. Военно-демократическое устройство. Во главе — цари. Предпосылки государственности. Сложение кочевого и полукочевого скотоводства хозяйства; земледелие. Смешанный тип хозяйства- оседло-кочевой. Высокий уровень промысел и ремесел, связанных с добычей металла и его обработкой. Развитие торгового обмена с народами Алтая.ю Сибири, Европы и Востока.

VI в. До н.э.- частые войны саков с песами

V в.до.н.э. учавствовали на стороне персов в войнах с греками Марафонская битва 490 г.до н.э.

IV в.до.н.э.-военные столкновения с войсками Александра Македонского.

Археологические памятники: могильник Бесшатыр, Иссык Золотой человек, в р. Сырдарии курганы Чиликтинской долины, храмы огня в Семиречье и др. Сходство материнской культуры саков со скифскавестаой. Украшения в общескивском зверином стиле. Древние письменные сведения о саках: Геродот История, Страбон География, Авеста.

Скифо-сакская культура. Скифы-саки в свое время создали высокую культуру, влияние которой было очевидным на огромных просторах Вост. Европы, Зап. и Центр. Азии. Гуны многое переняли у скифо-сакской культуры. Расцвет скифской культуры приходится на VIII по VI века до н. э.

Об одежде саков можно судить по античным источникам, по изображениям Персеполь, Амударьинский клад и по археолагическим находкам. На них скаи изображены в высоких головных уборах, облегающих кафтанах до колен, опоясанные ремнем, в бескаблучной обуви. К ремню справа подвешан кинжл, слева- лук.

Украшения выполнялись в общескифском зверином стиле.

Одними из известных являются Бесшатырские курганы, расположенные на берегу реки Или. Все они были разграблены еще в древности. Также ряд кургнов находится в Вост. Казахстане долина Чиликты.

В 1969 году близ города Иссык был раскопан курган, в котором было найдено неразграбленное богатейшее погребение, которое ученые датировали V-ым веком до н. э. В кургане высотой более 7 метров, в деревянном срубе обнаружены останки молодого человека, облаченого в великолепный наряд и при полном вооружении. Четыре тысячи золотых бляшек и пластинок в виде фигурок лошади, барса, архара, птиц и др. Покрывали одежду знатного сака. Так был обнаружен и раскопан знаменитый Золотой человек. Эта находка дала подтверждение звериному стилю в искустве скифо-сакской культуры. Саки изображали животных в движении, в состоянии борьбы и делали это из разного материала: дерева, кости, бронзы, золота. Особенно часто встречается образ золотого коня, символизирующий солнце.

При раскопках Берельских курганов в Восточном Казахстане на Алтае, недалеко от оз. Зайсан было раскопано парное захоронение. Наряду с людьми в погребении были обнаружены и принесенные в жертву лошади. Благодаря линзовой вечной мерзлоте, образовавшейся на месте погребальных курганов, удалось даже выяснить цвет шкур этих лошадей.

О релииозных верованиях сако говорят найденные археологами жертвенные столики, светильники и другие предметы ритуального назначения. Из бытовавших верований в эпоху ранних кочевников следует отметить культ предков, огня, коня и солнца. У большинства племен главным божеством было Солнце- Митра.

В III-II в. до н. э. скифо- сакская культура разрушена нашествием Савроматов. На ее смену пришла культура усуней.

 

12. Общественный строй саков: Общественный строй сакского общества раскрывается на основе археологических материалов. Социальные различия а обществе саков особенно хорошо видны на местах захоронений. Там, наряду большими царскими курганами высотой 15-20 м при диаметре 100 м, расположены и захоронения простых общинников, которые значительно уступают царским курганам и по величине, и по богатству погребений. Это говорит о том, что существовала имущественная диффиренциация общества.Сакское время — это время высшего развития военной демократии как типа общественного устройства. Все население делилось на три группы: воины, жрецы, рядовые общинники пастухи и земледельцы. Каждому сословию сословию — свои цвета. Красный — войны,белый — жрецы,желтый и синий — общинники.Из сословия воинов происходили вожди и цари. Вожди сакских племен посылали послов и заключали союзы, возглавляли войско. Царь должен был постоянно доказывать свое превосходство. Должен быть лучшим среди воинов. Царь проводил первую борозду на весенней пахоте, вставал впереди войска во время сражения. Высока роль народного собрания. В нем равноправное участие принимало мужское взрослое население страны.

 

13.Войны и военное искусство саков: Сакские войны использовали свои военные навыки не только для завоевания пастбищ. Война как доходный промысел, использовалась в целях грабежа, захвата богатств соседей. Часто приходилось переходить от набегов к обороне.В бою наравне с мужчинами принимали участие и женщины. Ближайшим Соседом с юга являлось древнеперсидское госудраство Ахменидов, с которым сакам приходилось вести отражательные войны. Основатель — царь Кир, предпринял поход в 530 г. До н.э. В это время правила царица Томирис у массагетов. Массагеты одержали победу,царя захватили в плен и отрубили голову.Персидский правитель Дарий I оставил после себя победную надпись на Бехистукинской скале о походе против саков в остроконечных колпаках — саков-тиграхаудов.Эти события происходили в 519-518 г. До н.э. В результате длительной войны с персами часть саков была покорена ими. Они платили Дарию дань,обязаны послыть своих войноы для участия в персидских воинах.В V-ом веке до н.э. Персия вела войну против Греции.Среди персидской армии было много сакских наемников. Одно из главных сражений Марафонская битва 490 г. До н.э. закончилась разгромом персов и их союзников — саков.В VI-ом в.до н.э. Александр Македонский, разгромив и подчинив державу Ахменидов, начал завоевание Средней Азии. По его приказу на Сырдарье был построен город — Александрия Эсхата.После нескольких неудач Македонский оставил попытки подчинить себе сакские племена, живущие за Сырдарьей.В целом сакская стратегия ведение военных действий являлась предшественницей тюркской: отступление конных армий с заманиванием противника в глубь территории и совершенно тюркская манера стрельбы из лука — на полном скаку, убегая от противника, стрелять обернувшись назад. Самые значительные военные события саков можно представить VI в. До н.э. — войны с персамиVвек до н.э. — войны на стороне персов против Египта, ГрецииIVв. до н.э. — оборонительная борьба против завоевательного похода Александра Македонского.

 

14.Скифо-сакская культура: Скифы-саки в свое время создали высокую культуру, влияние которой было очевидным на огромных просторах Вост. Европы, Зап. и Центр. Азии. Гуны многое переняли у скифо-сакской культуры. Расцвет скифской культуры приходится на VIII по VI века до н. э. Об одежде саков можно судить по античным источникам, по изображениям Персеполь, Амударьинский клад и по археолагическим находкам. На них скаи изображены в высоких головных уборах, облегающих кафтанах до колен, опоясанные ремнем, в бескаблучной обуви. К ремню справа подвешан кинжл, слева- лук. Украшения выполнялись в общескифском зверином стиле. Одними из известных являются Бесшатырские курганы, расположенные на берегу реки Или. Все они были разграблены еще в древности. Также ряд кургнов находится в Вост. Казахстане долина Чиликты.В 1969 году близ города Иссык был раскопан курган, в котором было найдено неразграбленное богатейшее погребение, которое ученые датировали V-ым веком до н. э. В кургане высотой более 7 метров, в деревянном срубе обнаружены останки молодого человека, облаченого в великолепный наряд и при полном вооружении. Четыре тысячи золотых бляшек и пластинок в виде фигурок лошади, барса, архара, птиц и др. Покрывали одежду знатного сака. Так был обнаружен и раскопан знаменитый Золотой человек. Эта находка дала подтверждение звериному стилю в искустве скифо-сакской культуры. Саки изображали животных в движении, в состоянии борьбы и делали это из разного материала: дерева, кости, бронзы, золота. Особенно часто встречается образ золотого коня, символизирующий солнце.При раскопках Берельских курганов в Восточном Казахстане на Алтае, недалеко от оз. Зайсан было раскопано парное захоронение. Наряду с людьми в погребении были обнаружены и принесенные в жертву лошади. Благодаря линзовой вечной мерзлоте, образовавшейся на месте погребальных курганов, удалось даже выяснить цвет шкур этих лошадей.О релииозных верованиях сако говорят найденные археологами жертвенные столики, светильники и другие предметы ритуального назначения. Из бытовавших верований в эпоху ранних кочевников следует отметить культ предков, огня, коня и солнца. У большинства племен главным божеством было Солнце- Митра.В III-II в. до н. э. скифо- сакская культура разрушена нашествием Савроматов. На ее смену пришла культура усуней.

 

15.Раннегосударственные объединени Усуней и Кангюй.: В конце I-го тысячелетия до н.э. с III-II вв. до н.э. возникли новые племена, пришедшие на смену сакским усуни, канглы кангюи. УСУНИ. с III-II вв. до н.э., Семиречье от Чуйской долины до р. Или; от оз. Иссы-Куль до оз. Балхаш. Союз племён; зачатки государственности. Правитель — гуньмо великий бек. Ставка — г. Чигучен на берегу оз. Иссык-Куль. Междоусобные распри. Войны с канглами и гуннами за пастбища. Связи с Китаем. Скотоводство и земледелие; развито коневодство. Кочевание на небольшие расстояния летом- в горных районах, зимовки — на берегех рек, озёр. Религия: культ предков, природы.Канглы Кангюи. с III-II вв. до н.э., область р. Сырдарья; Южн. Каз-н. Племена кочевых скотоводов и оседлых земледельцев. Развитие городской цивилизации поселение Актобе, Кокмардан и др. с крепостными стенами, глинобитными домами. Наличие имущественного неравенства. Зачатки патриархально-феодального гос-ва военная демократия. Наследственная власть. Ставка правителя — Битянь. Войны в I в.до н.э. — военная помощь гуннам в борьбе с Таньской империей.

 

16.Племена хунну на территории Казахстана. Великое переселение народов.: Гунныхунну. Со 2-го-1-го вв. до н.э. Вторглись на тер-рию Каз-на с востока. Гунны- кочевники, совершавшие со 2-го в.до н.э. набеги на соседние племена. Положили начало Великому переселению народов. Расширение границ гос-ва гуннов — от Забайкалья до Тибета; от р. Хуанхэ до Вост. Туркестана. Гунны делились на 24 рода, во главе кот.стояли старейшины; во главе гуннских племён — шаньюй. Существование налоговой системы. В 170-е гг. до н.э. — поход против усуней. В сер 1-го века до н.э. — распад гуннов на 2 части: южных и северных. 90-е годы н.э. — 2-ая волна гуннских походов: захват Центр. и Зап. Каз-на, кангюйских владений. Начало процесса тюркизации населения. Кочевое скотоводство — основной вид хоз-ва, земледелие, важную роль играла охота. В искусстве — полихромный стиль.

 

17.Исторические условия формирования и развития международной караванной торговли по Великому Шелковому пути.: В.Ш.П. функционировал регулярно со II в. до н.э. до XV в. н.э.. Общая протяжённость — около 7 тыс. км.Один из его участков шёл через города Суяб, Тараз и Испиджаб, далее — в Фараб и в низовья Сырдарьи. В 6-ом веке был подписан договор между Тюркским каганатом и Византией о торговле. Города, лежащие на пути В.Ш.П, значительно богатели за счёт этой транзитной торговли, которая предусматривала выплату пошлин за право торговли. Для купцов строились гостиничные дворы, дастарханы, бани.Была развита меновая торговля, но товары оценивались в денежном эквиваленте. Важный торговый центр — Тараз город купцов в Тюргешском каганате. Крупный торговый город Чуйской долины — Суяб.

 

18. Историческое значение Великого Шелкового пути.

Великий Шелковый путь — одно из наиболее значительных достижений в истории мировой цивилизации. Разветвленные сети караванных дорог пересекали Европу и Азию от Средиземноморья до Китая и служили в эпоху древности и средневековья важным средством торговых связей и диалога между культурами Запада и Востока.Великий шелковый путь регулярно функционровал со II в. до н. э. до XV в.н. э. Общая протяженность- около 7 тыс.км. Один из его участков шел через города Суяб, Тараз и Испиджаб, далее — в Фара и в низовья Сырдарьи. В VI в. был подписан договор между Тюркским каганатом и Византией о торговле. Из Китая вывозили шелк, бумагу, зеркала и прочее, т.е. в чем нуждалась Европа, которая в свою очередь, снабжала страны Востока своей продкцией. Но в основном из Европы вывозили Серебро. По Шелковому пути распространялись культурные растения: виноград, персики и дыни, пряности и сахар, овощи и фрукты, зелень. По Ш. пути распротранялись не только изделия, но и мода на художественные стили и, попадая на подготовленную почву в определённую этно-культурную среду, получали широкое распространение. Наряду с распространением товаров, научных и технических новшеств, образцов культуры в прикладном искусстве, архитектуре, настенной живописи по Шелковому пути по странам Востока и Запада распространялось искусство музыки и танца. При раскопках исторических памятников на протяжении всего Шелкового пути найдены многочисленные материальные подтверждения развития и взаимообогащения в области музыкальной и театральной культур разных народов. По Шелковому пути распространялись религиозные учения и идеи. Из Индии через Среднюю Азию и Восточный Туркестан пришел буддизм, из Сирии, Ирана и Аравии распространилось христианство, а затем и ислам. Наряду с буддизмом по Шелковому пути, следуя с Запада на Восток, распространялось христианство несторианского толка. Лежащие на пути Великого Шелкового пути значительно богатели за счет этой транзитной торговли, которая предусматривала выплату пошлин за право торговли. Для купцов сторились многочисленные гостиничные дворыкараван-сараи, дастарханы, бани. Была развита меновая торговля, но товары оценивались в денежном эквиваленте. Важный торговый центр- Таразгоод купцов в Тюргешском каганате.Крупный торговый город Чуйской долины- Суяб в нем смешанно живут торговцы из разных стран, а половину жителей составляют купцы. В IX-XII веках наметился общий подъем городской культуры. Рост кол-ва городов. Расширяются рабады. Рост товарно-денежных отношений, которые вытесняли товарный обмен. В крупный городах функционировали монетные дворы. Чеканили монеты Испиджаб, Отрар, Будухкет, Тараз. На монетах ставился знак владельца-тамгазнаманитые отрарские монеты, тюргешские монеты, монеты Сасанидов и Караханидов.

 

19.Тюркский и Западно-Тюркский каганаты.: Тюркский каганат существовал в период 552-603гг.Територия: степная полоса в центр. Ази, Северном Китае, значительной части Ср. Азии и Казахстана, Восточной Европы.Разгром тюрками в 552 году аваров жуань-жуаней послужил основой для образования раннефеодального государства Тюркского каганата. Основателем является Бумынь Каган. Смешанный тип хозяйства: кочевое и полукочевое скотоводство и оседло-земледельческое. Занятие охотой, торговлей, ремеслами. Наличие тюркской письменности стелла, найденая в Сев. Монголии на р. Орхон в честь Бильге-кагана и Культегина. Имущественое расслоение внутри скотоводческих племен. Основное богатство знати-скот. У рядовых кочевников- общинное хозяйство. В годы правления Мукан-кагана 553-572 каганат достиг политического господства в Центр. Азии. В VI веке- покорение киданей в Маньчжурии, Северного Китая, кыргызов на Енисее. 560-580-ые гг. — победоносная борьба с эфталитами в Ср. Ази. 568 г. — заключение торговогосоглашения с Византией и военый договор против Персии. Выплата Ираном дани тюркам. Постоянная междоусобная борьба верхов, социльные противоречия. 603г. — распад Тюркского каганата на Вост. и Зап. Западо-тюркский каганат возник в результате распада Тюркского каганата на Восточный и Западеый. Существовал в период 603-704 гг. и занимал территоию Восточного Туркестана, Семиречья, Ср. Азии до р. Амударья, Поволжья. Население: усуни, канглы, ягма, теле и др. Столица- г. Суяб, летняя резиденция- Минг-Булак. Каганат состоял из десяти племен — десятистрельный племенной союз Во главе-каган. Высшие титулы — ябгу, шад и эльтебер; судебные фукции- буруки и тарханы; сбор податей-удуны;основное население- свободные общиники-скотоводыкарабудуны. Формирование раннефеодальных общественных отношений. Кочевое скотоводство, в земледельческих районах-оседлость. Развитие ремесел, торговли, рост южно-казахстанских городоврасположены вдоль Великого Шелкового пути. Образование христианских, зороастрийских, манихейских, будийских религиозных общин. Могущество- в первой половине VII века, во врем правления Джегуй- кагана 610-618 и Тон-джабгу-кагана 618-630, расширение територии до границ с Индией. Межплеменная борьба за власть. 2-ая половина VII века- борьба с войсками Танской империи. Защита независимости во главе с вождем племени тюргешей Уч-Эликом, пришедшим к власти в каганате в 704 г. В начале VIII века началось возвышение племен тюргешей, которые и положили начало новой династии.

 

20.Тюргешский каганат и его роль в борьбе населения Южного Казахстана и Средней Азии против арабской агрессии.: Тюргешский каганат 704 -756. Семиречье, Южный Каз-н. Тюргеши пришли к власти в Семиречье в 704 году. Родоначальник — Уч-Элик-каган 699-706. Территория: от Шаша Ташкент до Турфана и Бешбалыка. Главная ставка находилась в городе Суяб. Страна была разделена на 30 уделов по 7 тыс. воинов в каждом. В начале 8 века — борьба с арабским нашествием на Среднюю Азию; население Самарканда и Бухары, объединив силы с каганом, изгнало арабов из своих городов; полководец кагана Кули Шор в 720-721 г., одержав победу над арабами, изгнал их с тер-рии Согдианы — эти победы Тюргешского каганата значительно приостановили нашествие арабов со стороны Ср. Азии. На востоке — борьба с китайскими захватчиками. Усиление каганата при Сулук-кагане по прозвищу Бодливый 715-738. Постоянные междоусобицы, военные действия на востоке и западе. 756 г. — Тюргешский каганат пал, уступив власть племенам карлуков.

 

21.Государство Карлуков.: Семиречье, Южн. Каз-н. После падения власти тюргешей господство над потомками усуней захватили карлуки, пришедшие из Зап. Алтая в нач. VIII века. В середине VII века в составе карлуков 3 крупных племени: булак, чигиль и ташлык. Титул вождей- эльтебер. Титул верховного вождя- джабгу с 840 г. — каган. Столица- г. Суяб. Интенсивный процесс тюркизации оседло-земледельческого населения. Удельная система правления. Вторая половина VIII в. — расширение границзахват Кашгарии, распространение влияния на Фергану; территория- от Джунгарского Алатау до среднего течения Сырдрьи, между оз. Балхаш и Иссык-Куль. Борьба с арабами на западе регион Мавераннахра. Конец IX в.- захват арабами г. Тараз, распространение ислама среди местного населения. Междоусобная борьба за власть, за пастбища ослабила господство карлуков. 940 г. — захват власти карлукской родовой ветвью из Кашгара династией Караханидов; гос-во карлуков пало.

 

22.Государство Огузов.: Зап. Каз-н, низовья Сырдарьи. Столица Огузского государства — Янгикент в низовьях р. Сырдарьи, на стыке караванных путей. Верховный глава носил титул джабгу. Первоначально было 24 племени, которые делились на две равные части: бузуков и учуков. Развитие патриархально-феодальных отношений. Выделение богатой знати. Развитие частной собственности. Основа имущественного неравенства — собственность на скот. Наличие системы регулярных налоговых сборов. В 965 году в союзе с Киевской Русью разгромили Хазарский каганат, в 986 г. — Волжскую Булгарию. 1041 г. во время правления последнего джабгу — Шахмалика — покорение Хорезма. Многолетняя вооружённая борьба с Сельджуками. Междоусобицы привели к падению Огузского гос-ва под ударами кыпчакских племён.

 

23.Кимакский каганат.: От р. Иртыш до р. Урал; Сев. и Вост. Каз-н. Столица город Имакия на реке Иртыш. Глава племен носил титул ябгу. Основа общественного производства — общинный труд. Выделение родовой знати. Налоговый сбор с зависимого населения. В начале XI века происходит усиление кыпчакских племен. Начавшиеся междоусобицы привели к падению Кимакского каганата. Власть кимаков перешла в руки кыпчакских ханов.

 

24.Кыпчакское ханство: Нач. — 11 — нач. 13 века, Выделение кыпчаков из степных племен. Первоначально были связаны с Кимакским племенным союзом в составе государства, затем приобрели господство над общирной частью тер-рии Каз-на, начало 11 века — захват тер-рии Огизов, распространение власти над степями Казахстана Дешт и кыпчака. Вооруженные набеги на приволжские народности и русские земли. 12 век — расширение территории по р. Дунай, в рус. Летописях известны под названием половцы. 5 групп кыпчаков: казахстанская, южно-русская,поволжская, днепровская, дунайская. Патриархально феодальные отношения, социальное расслоение, выделение знати, обнищание масс, переход их на оседлость, основное занятие — кочевое скотоводство.На юге и на севере — оседлость, торговые путиВеликий Волжский путь. Городская культура гг.Сыгнак на р.Сырдарья, Кумкент, Джент и др..

 

25.Государства Караханидов: 942 — - досере. 12 века. Родоначальником династии Караханидов был Сатук Богра хан915-955 Территория- Семиречье,Маверанаахр,Кашгар.Столица Баласагун. 940- захват г.Баласагун династией Караханидов, установление господства Караханидов династия тюркоязычного племени, принадлежавшего карлукскому объединению.С 942- распространение их власти на тер-рии бывшего Карлукского государства. Деление государств на уделы. Принятие ислама в 960 годы, конец 10 века — захват мавераннахра, начало 11 века — распад госу-ва на две части: западная обл.реки Сырдарьи и восточнуюСемиречье и восточный Туркестан. 11-12 века — борьба с сельджуками. Экономические, социалдьные и культурные сдвиги. Интенсивное оседание кочевого населелния в южных районах, развитие городской, материальной и духовной культуры. Арабская графика вытеснила древнетюркский рунический алфавит. Выдающиеся представители культуры 10-12 вв.: Аль -Фараби, Юсуф Баласагун, Махмуд Кашгарский, Ходжа Ахмет Ясави. Территория- Семиречье,Маверанаахр,Кашгар.Столица Баласагун

 

26.Государство Каракитаев в Семиречье: Сер. — 11 века — начало 13 века, нач. — 12в. Нашествие каракитаев тунгусо — маньчжурских племен из Сев.Китая. Начало политического ослабления Караханидов, дальнейшее обострение отношений между каракитаями и местным населением. государство каракитаев в Семиречье.С появлений киданий в Семиречье их называют каракитаями.Территория — Семиречье, Южный казахстан, Мавераннахар, и Восточный Туркестан.Столица Баласагун, титул правителя — гурхан означает хан ханов,

 

27. Средневековые города Казахстана:Средневековые города Казахстана 6-12 векаЮжный Казахстан и Жетысу на протяжении всего средневековья были центрами городской культуры. Города здесь появились еще в кангарское и усуньское время, однако наибольший расцвет их приходится на VH-X1I1 вв. В этот период можно выделить несколько основных центров развития городской культуры:Среднее течение Сырдарьи — один из наиболее древних центров развития городской культуры, В верховьях реки Арыс находился округ Испиджаб — столица Южного Казахстана в IX-XII вв. В среднем течении располагался округ Кенджид, а при слиянии Арыса и Сырдарьи -округ Фараб или Отрар. Ниже по течению находился округ Ясы-Туркестана.Нижнее течение Сырдарьи — города Янгикент, Сыгнак, Дженд, Барчынлыкент, имевшие большое экономическое и культурное значение для кочевников.Юго-западное Жетысу — регион междуречья Таласа и Шу. В верховьях Таласа раскинулся округ Шельджи, население которогозанималось металлургией. В Таласской долине располагался округ Тараза, а в долине Шу — Суяб и Баласагун.Северо-восточное Жетысу. Сюда входили города Ики-Огуз, Каялык, Алмалык и другие крупные торговые пункты на ВеликомШелковом пути.Долина Ертиса. Арабские и персидские источники локализуют здесь 16 кимакских городов, в том числе столицы каганата -Хакан иХакан-Кимак.

 

28.Наука и культура в X-XII веках. АльФараби:На арабском языке писал выдающийся ученый востока Аль Фараби. Родился в округе Фараб, учился в Бухаре. Аль — Фараби являлся энциклопедистом, он подразделял науки на теоритические и практические. Он доказывал возможность познания мира посредством чувств и разума. Разносторонний вклад в науку: логика, медицина, космология, анатомия, философия, математика и акустика. Он первый ввел квалификацию наук, описав из возникновение.

 

29.Наука и культура в X-XII веках. Юсуф Баласагунский: Родился в городе Баласагун, местонахождение которого до сих пор не установлено. Дата рождения по разным источникам, приблизительно 1015-1018 годы. Относился к тюркскоум племени чигилей. Им написано одно из важнейших исторических и литературных произведений — поэма Кудатгу билиг — первый дошедший до нас памятник светской литературы тюркоязычных народов Казахстана и Средней Азии. В нем отражалась совеременная поэту действительность, общественное сознание и политические концепции определенных социальных кругов.

 

30.Наука и культура в X-XII веках. Махмуд Кашгарский:родом из Барсхана, в 1074 г. После многолетних путешествий составил Диван лугат — ат — тюрксловарь тюркских наречий Внес большой вклад в историю языкознания, бесценный памятник истории быта, нравов и языка тюркоязычных народов, а также естественно — научных представлений того времени.

 

31.Наука и культура в X-XII веках. Ахмед Яссави:.- выдающийся мыслитель и поэт, Жил в городе Яссы. Был проводником мусульманской религии в Казахстане, являлся учеником Арыстанбаба, Ему принадлежит сборник Диван — и Хикмет книга о премудрости, на тюркском языке.

 

32.Экономика тюркских государств: во всех тюрксих государствах господствовали разнохозяйственные традиции:развивались оседлая, городская и кочевническая культуры, на базе которых развивалась и взаимная торговля. Типы скотоводства- кочевой, полукочевой и оседлый. Занятие хотой, торговлей, ремеслами. Пастбища находились в руках аристократической верхушки. Каган — верховный собственник и распорядитель всех земель государства. Тудуна — контролировали сбор податей. Основной капитал знати её собственность — скот. Разводились в основном лошади и овцы. Важное место в хозяйстве занимало коневодство. Тюрки умели производить мускус — дорогостоящие ароматическое средство, применяемое в парфюмерии. Главное занятия карлуков, огузов, кимаков, кыпчаков- кочевое скотоводство. Пастбища: жайляу, кыстау, коктеу, кузеу. Каганы занимались земледелием. Сеяли просо. Степные скотоводы и оседлые земледельцы находились в постоянном контакте, обменивая между собой продукты своего производства. Городская культура получила развитие в Южном Казахстане и в Семиречье в связи с функционированием Великого Шелкового пути.

 

33.Образование Монгольской империи: С развитием частной собственности на скот и землю шло имущественное и социальное расслоение будущего монгольского общества, вожди родов и племен, опираясь на дружины из преданных воинов — нукеров. Захватывали общиные землиЮ развязывали междоусобицы. В связи с этими событиями в начале 13 века произошло объединение монгольских племен под властью Темучина и образование монгольского государства. Темучин сын богатово найона Есугай багатура, предводителя племен кият — борджигинов, родился в 1155 году, в течении 30 лет в жесткой борьбе он шел к единоличной власти над всеми монгольскими племенами и сумел не только возродить кочевую цивилизацию, но и начать новую эпоху в историии Евразии. Созданные им военные отряды хорошо обученных конников-лучников перемещались на большие расстояния и наносили сокрушительные поражения врагу. Жестая дисциплина, взаимовыручка, четкое выполнение приказов отличали монгольское войско.Первоночально монгольское государство было основано в долинах рек Керулена и Орхана, затем вследсвии обьяединения родственных племен и завоевания соседних стран, Монгольское государство превратилось в могучую не только в Центральной Азии но и во всем мире.

 

34.Завоевательная политика Чингисхана на территории Казахстана: Завоевав огромные территории северного Китая Чингисхан хотел ещё покорить земли Центральной Азии, Персии, Ближнего Востока, Восточной Европы. Путь лежал через кыпчакские земли и Семиречье.Население Семиречья в итоге восьмилетнего владычества найманского предводителя Кучлука, его войн Хорезмшахом и карлукскими владетелями было разорено. Желая привлечь народ Семиречья на свою сторону Чингисхан запретил грабежи, приказал лояльность в отношении к населелнию любового вероисповедания. В целом как и любая война монгольское нашествие было величайшем бедствием для Казахстана.Покорение монголами отрицательно сказалось на состояние оседлого и кочевого хозяйства. Монгольские завоевания сопровождались массовым истреблением людей, были разрушены города и селения, дворцы и мечети.

 

35.Казахстан в составе Золотой Орды.:Образование: в 1227 году после смерти Джучи на ханский престол в улусе избран его сын Бату. В 1227г. После смерти Чингиз хана в монгольской империи ханом избран его сын Угедей. В 1235 году на курултае монгольской знати Бату хан поднимает вопрос о продолжении завоевательных походов деда Чингиз хана в Европу. Монгольская знать его поддерживает. В 1243 году Бату хан в низовьях Волги основал новое монгольское государство — Золотая Орда. Территория- земли от Алтая до низовьях Дуная, включая Крым и Северный Кавказ. Столица — Сарай Бату, позднее Сарай Берке. Золотая орда была многонациональным государством. Основную массу кочевников составляли тюркские племена. В оседлых областях жили: булгары, русские, греки и т.п. Монголов в Золотой орде было меньше всего. Основной язык — кыпчакский. Общественное устройство Золотой Орды была по образцу введенному Чингиз ханом. В золотой Орде была улусная система, первоначально приБату хане Золотая орда была зависима от монгольской империи, в 1260 году Монгольская империя распалась на независимые улусы, золотая орда стала самостоятельным государством. Причины ослабления Золо







Дата добавления: 2015-08-29; просмотров: 1336. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

ТЕХНИКА ПОСЕВА, МЕТОДЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР И КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА МИКРООРГАНИЗМОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА БАКТЕРИЙ Цель занятия. Освоить технику посева микроорганизмов на плотные и жидкие питательные среды и методы выделения чис­тых бактериальных культур. Ознакомить студентов с основными культуральными характеристиками микроорганизмов и методами определения...

САНИТАРНО-МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОДЫ, ВОЗДУХА И ПОЧВЫ Цель занятия.Ознакомить студентов с основными методами и показателями...

Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами 64. Получение (сдача) оружия и боеприпасов для проведения стрельб осуществляется в установленном порядке[1]. 65. Безопасность при проведении стрельб обеспечивается...

Примеры решения типовых задач. Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2   Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2. Найдите константу диссоциации кислоты и значение рК. Решение. Подставим данные задачи в уравнение закона разбавления К = a2См/(1 –a) =...

Экспертная оценка как метод психологического исследования Экспертная оценка – диагностический метод измерения, с помощью которого качественные особенности психических явлений получают свое числовое выражение в форме количественных оценок...

В теории государства и права выделяют два пути возникновения государства: восточный и западный Восточный путь возникновения государства представляет собой плавный переход, перерастание первобытного общества в государство...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия