Культура Казахстана в XIX веке Культура Казахстана в XIX веке.
В истории развития духовной культуры казахского народа вторая половина века была переломной. Возникла и получила развитие культура просвещения. Ее главными представителями были Чокан Валиханов, Ибрай Алтынсарин и Абай Кунанбаев. Просветители в Казахстане подготовили почву для проникновения европейской и русской цивилизации в казахскую среду. Чокан Чингизович Валиханов 1835-1865 гг. — первый казахский ученый-просветитель, этнограф. В 1855 г. совершил большое путешествие по Центральному Казахстану, Тарбагатаю, Семиречью. В 1858 — 1859 гг. знаменитая поездка в Кашгар. Написал очерки по истории, этнографии и фольклору казахов и их соседей: Очерки Джунгарии, Дневник поездки на Иссык-Куль, Киргизы, Записки о киргизах, О состоянии Алтышара…, О мусульманстве в степи и др. Ибрай Алтынсарин 1841-1889 гг. — казахский педагог-просветитель, писатель, этнограф. Первый учитель-казах. По его инициативе были открыты казахские школы с обучением на родном языке, русско-казахских школ для детей бедноты и казахских школ для девочек-казашек. Предпринял попытку создания казахского алфавита на основе русской графики. Автор учебников казахского и русского языков для детей: Киргизская хрестоматия и др. Автор поучительных стихов, рассказов, басен. Был инспектором гимназий Тургайской области, получил диплом дворянина Российской империи. Абай Кунанбаев 1845-1904 гг. — поэт-просветитель, родоначальник новой письменной казахской литературы, композитор. С 8 лет постигает арабскую графику и мусульманскую догматику. Рано начал творческую деятельность, сочинял стихи от имени своих друзей. С 1886 г. стал распространять и печатать свои произведения под своим именем. Писал лирические и сатирические стихи против социального зла и невежества. Поэмы: Масгуд, Сказание об Азиме, Искандер, проза — Назидания. Выступал с протестом против межродовых распрей, пропагандировал русскую литературу. Автор более 30 песен
72. Переселенческая политика во второй половине XIX — начале XX века. В XIX веке не раз поднимались восстания уйгуров против цинского господства в Восточном Туркестане В 1871 году на территорию Уйгурского султаната были введены русские войска. Начались переговоры между Россией и Китаем о возвращении Илийского края Китаю по требованию китайцев. Российская сторона согласилась. Петербургский договор 1881 года предусматривал жителям Илийского края выбор китайского или русского подданства. Переселение продолжалось до 1884 года в Семиречье и Северный Кыргызстан. К этому году в Семиречье, по данным исследователей, насчитывалось 9 572 уйгурские семьи с населением 453 773 человека, в Илийском крае осталось 2 665 семей.
73. Участие населения Казахстана в революции 1905-07 годов.: Одной из главных предпосылок революционных выступлений в 1905-1907 году- колониальная аграрная политика царизма. Переселение крестьян из россии в Каз-н обострило политическую ситуацию в регионе. Часть населения возвращалась в родные места. В 1906-1907г у казахов отобрано 17 млн десятин земли. Революционная деятельность Фрунзе, Колбышева началась в Каз-не, устроив стачки в Верном, Кустанае, Перовске. Организатор анти-правового митинга в Каркаралинске был М.Дулатов. 18-19 октября в Оренбурге массовая политическая стачка.25 октября- в Омске. 16-28 октября 1905г забастовка почтово-телеграфных служащих в Семипалатинске. Самым крупным интернациональным выступлением казахских и русских рабочих в годы 1 российской революционной забастовки на Успенском Руднике в Центральном Каз-не. Руководил забастовкой комитет Русско-киргизский союз прав капитала. Низкая зарплата, невыносимые условия труда- основная причина. Требования рабочих частично удовлетворены. Невзоров и Топорин организаторы.. забастовка продлилась 12 дней, участники — 360 рабочих. Революция потерпела поражение.
74. Столыпинская аграрная реформа в Казахстане. Развитие капитализма в сх Казахстана пагубно повлияло на кочевое скотоводство казахов. Новый размах получило переселение крестьян из центральных губерний в национальные окраины. Одной из основных задач первой русской революции было разрешение аграрного вопроса в стране. После поражения революции царизм стремился разрешить этот вопрос путем реформ. Автором реформ по аграрному вопросу был министр сельского хозяйства царского правительства П. Столыпин. Реформы были направлены на разрушение сельской общины и формирование социального слоя собственников в деревне. Однако при сохранении помещичьего землевладения вставал вопрос о новых землях для крестьян. В связи с этим начался новый этап переселения русских и украинских крестьян в Сибирь, дальний Восток, Среднюю Азию и Казахстан. С 1906 по 1913 годах в Акмолинскую, Тургайскую, Уральскую и Семипалатинскую области переселилось свыше 430 тысяч хозяйств. Однако не все переселенцы приживались на новом месте. Большая часть их вынуждена была вернуться обратно. Ежегодно в Россию из Сибири и Казахстана возвращалось от 40 до 110 тысяч семей переселенцев. Все это свидетельствует о неудачи столыпинской аграрной политики. В свою очередь обезземеливание казахов привело к обострению положения в Казахстане и новому подъему национально-освободительного движения.
|