Студопедия — ВСКРЫТИЕ ТРЕХ ГРОБОВ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ВСКРЫТИЕ ТРЕХ ГРОБОВ






 

Умудренные накопленным в прошлом опытом, мы сочли за лучшие возобновить нашу работу в гробнице как только спадет страшный зной, не дававший возможности продолжать изыскания. Мы старались довести до конца необходимые научные мероприятия и преодолеть последние возможные препятствия, чтобы как можно раньше открыть гробницу для публики во время туристского сезона.

Наши старания полностью оправдались, так как между первым января и пятнадцатым марта 1926 года гробницу посетило свыше двенадцати тысяч человек и в течение того же периода я получил двести семьдесят восемь заявлений с просьбой разрешить осмотр предметов, находящихся в лаборатории, и ознакомиться с работой в ней. Закупив необходимые для раскопок материалы, я покинул двадцать третьего сентября Лондон и двадцать восьмого прибыл в Каир.

Как обычно, в Каире нашлось немало дел, которыми надо было заняться, прежде чем отправиться в Луксор.

В Египте при раскопках приходится всегда предвидеть задержки, и надо уметь терпеливо их переносить. П. Лако, генеральный директор Службы древностей, был в отъезде в Европе. Первого октября я повидался с Эдгаром, замещавшим Лако в музее, и мы решили наладить в Долине электрическое освещение, с тем чтобы включить свет с одиннадцатого октября.

Одновременно я воспользовался случаем, чтобы обсудить с ним генеральную программу работ на данный сезон. Ближайшая задача, само собой разумеется, состояла в том, чтобы, во-первых, вынуть из кварцитового саркофага три гроба, вложенных один в другой, поочередно открыть их и исследовать; во-вторых, следовало подвергнуть детальному изучению мумию царя с помощью Дугласа Дерри, профессора анатомии Медицинской школы в Каср-эль-Айни, и доктора Салех-бей Хамди, бывшего директора этой школы; наконец, в-третьих, если позволит время, надо было осмотреть, вынести и зарегистрировать содержимое сокровищницы, расположенной по ту сторону погребального покоя. Всего этого с избытком могло хватить на целый сезон, принимая во внимание, что каждый предмет следовало подготовить для перевозки в Каир. Между тем последнюю часть программы, а именно относящуюся к работам в сокровищнице, выполнить оказалось невозможно: этому помешало число и состояние предметов, найденных на мумии царя. Поднять и вскрыть три царских гроба, вложенных один в другой, оказалось делом гораздо более длительным, чем мы предполагали.

Мы договорились также, что А. Лукас приедет со мной в Луксор шестого октября и вновь примет на себя обязанности химика во время работ по консервации.

Возникал вопрос относительно Лако, находившегося в отпуске в Европе. Когда выяснилось, что он вернется в Египет не раньше ноября, я предложил во избежание возможной задержки послать телеграмму и уточнить дату его возвращения. Если же оно будет отложено, запросить, не согласится ли он, чтобы Эдгар заменил его. На следующий день от Лако был получен ответ; он писал, что хотел бы сам присутствовать при обследовании мумии царя и что задержка, возможно, не доставит мне затруднений. Идя навстречу его желанию, я договорился с доктором Дерри и Салех-беем об отсрочке их приезда в Луксор до десятого ноября.

Ход археологических работ почти всегда складывается не так, как предполагают. Так как в силу различных обстоятельств, затянувших работы, нам пришлось в течение всего подготовительного периода иметь дело лишь с тремя гробами, о которых выше шла речь, то мы были готовы к обследованию мумии как раз к приезду Лако и докторов.

Третьего октября вместе с Лукасом я осмотрел экспонаты из гробницы Тутанхамона, выставленные в Каирском музее. Мы хотели изучить их с точки зрения сохранности, что было чрезвычайно интересно и важно, ибо нам приходилось все время иметь дело с древностями необычайно хрупкими. Вне всякого сомнения, трон потемнел с тех пор, как был выставлен в музее. Мы решили поэтому обработать его весной горячим воском. Предметы, которые можно реставрировать парафинированным воском, только выигрывают от этого. Поэтому данный метод, как нам кажется, - наиболее эффективный.

Пресса - великая и необходимая сила современной цивилизации. Однако временами она жаждет получить больше новостей, чем есть в действительности. К тому же пресса необычайно проникнута духом соперничества. Деловая информация об исследованиях в любой области крайне необходима, и мы надеялись, что система распространения новостей, созданная египетским, правительством, окажется на высоте. Однако вскоре после прибытия я был несколько разочарован, узнав, что корреспонденты, как местные, так и иностранные, не были в полной мере осведомлены.

Прежде чем покинуть Каир, я встретился с Абдель-Хамид-пашой Бедави, советником Министерства общественных работ, и разъяснил ему наши планы. Он выразил полное одобрение, и на следующий вечер я отправился в сопровождении Лукаса в Луксор. Отсюда мы переправились в селение Курну, то есть на западную окраину Фив.

Несмотря на жару, было приятно очутиться в знакомой, всегда захва­тывающей обстановке, в тихой Долине, еще не пробудившейся от летнего сна. Беглый осмотр быстро убедил нас, что гробница, склад и лаборатория находятся в полном порядке. С облегчением мы увидели, как прекрасно справились наши люди со своими разнообразными обязанностями. Возобновляя работу после перерыва в несколько месяцев, мы испытывали смутное чувство опасения: многое могло быть сделано не так, как нужно.

Я без промедления дал указание моим раисам [28]нанять рабочих - около двадцати пяти мужчин и семидесяти пяти мальчиков - и тотчас приступить к работе, с тем чтобы уже к следующему утру очистить вход в гробницу.

Возобновить работы в начале сезона не так легко, как это, может быть, многие себе представляют. Постоянно находятся новые дела. Как обычно, первые дни ушли на подготовку - приведение в порядок и испытание различных инструментов и снаряжения.

Чтобы начать работу в условиях, столь отличных от европейских, в местности, где нелегко приобрести многие самые простые приспособления и оборудование, требуется много предусмотрительности и тщательная предварительная подготовка.

В умении ограничить собственные потребности и использовать для дела то немногое, что имеется под рукой, заключаются основные особенности работы в пустыне. Даже оборудование и инструменты, специально заказанные в Англии или в иной стране, могли оказаться несоответствующими, и в этом случае их нужно было подгонять на месте, чтобы рабочие могли ими пользоваться.

Таким образом, несколько томительных дней пришлось потратить на подготовительные работы. Зато лица раисов озарились широкими улыбками, когда они впервые увидели преимущества одного нового приспособления, которое должно было оказать им практическую помощь в грядущих трудах.

Десятого октября, в шесть часов десять минут, начали откапывать вход в гробницу. Мужчины и мальчики убирали кучи мусора, которыми еще в конце предшествующего сезона мы для сохранности засыпали лестницу, ведущую в гробницу. Они трудились, как муравьи, и, хотя температура в Долине колебалась от 35 до 45°С и воздух был серым от пыли, работали с энтузиазмом. Было приятно наблюдать за ними. Так как на переноске мусора было занято много мальчиков, вход в гробницу расчистили на следующий день. Теперь мы могли присоединить нашу проводку к электрической сети гробниц и осмотреть внутренние помещения усыпальницы Тутанхамона.

Сперва мы удалили водонепроницаемую перегородку из бревен турецкого дуба и сосновых досок, которая защищала деревянную решетку перед входом в коридор, и затем открыли решетку. В другом конце наклонного хода мы удалили щит перед надежно запертой стальной дверью и опять вступили в переднюю комнату и погребальный покой.

И вновь овладело нами ощущение таинственности, благоговение перед давно минувшими, но все еще могущественными тайными силами, витающими над гробницей. Уверенность в том, что прошлое и настоящее связаны воедино, владеет мыслью археолога даже тогда, когда он поглощен техническими мелочами своей работы. А последние были достаточно разнообразны. Было хорошо, что в гробницу совершенно не проникла пыль с тех пор, как мы заперли ее в минувшем году. Только несколько крупинок штукатурки упало с потолка на черный покров, которым я прикрыл кварцитовый саркофаг.

Интересно отметить действие на насекомых различных дезинсекционных средств, примененных в гробнице. Правда, еще оставались насекомые, которых обычно находят в темных помещениях, - по форме они несколько напоминают рыб, - однако в общем дезинсекционные средства оказались достаточно эффективными, и вся эта нечисть была почти полностью уни­чтожена.

И вот опять наши электрические лампы озарили большой кварцитовый саркофаг. Под плоским стеклом, положенным на саркофаг, виднелся позолоченный гроб, и чем дольше мы смотрели на него, тем более глубокое впечатление, казалось, производил он. Нам представлялось, что вокруг витают тени древних богов.

Мы осмотрели гробницу и убедились, что все находится в должном порядке, а затем вновь закрыли ее. Потом мы отправились в лабораторию, вход в которую в течение всего лета был закрыт тяжелым деревянным щитом. Здесь мы не нашли ни пыли, ни насекомых и, так же как на складе, все было в полном порядке.

Таким образом, наша зимняя кампания началась. Долина, пробужденная за последние два дня от своего летнего сна криками рабочих и визгом мальчиков, вновь обрела мир и покой, которые царили здесь до тех пор, пока туристы не вторглись сюда и не нарушили эту тишину.

Передняя комната уже утратила свое великолепное убранство, а погребальный покой лишился золотых наружных саркофагов. Теперь в гробнице оставался лишь внутренний каменный саркофаг со вскрытыми в нем гробами, все еще хранившими свою тайну.

Итак, нам предстояло поднять крышку наружного гроба, находившегося в саркофаге.

Этот большой позолоченный деревянный антропоидный гроб (табл. 78) длиной 2,25 метра украшен головной повязкой «хат». Маска и руки сделаны из массивных листов золота. Гроб относится к типу «риши», так как в основном украшен орнаментом из перьев. Стиль «риши» был распространен в Фивах в переходный период от Среднего царства к Новому, а также во время правления XVII династии. В эпоху Нового царства, с начала XVIII династии, при погребении как высших сановников, так и простых людей стиль украшения гробов совершенно меняется. Однако гроб Тутанхамона, как мы теперь увидели, сохранил прежний облик, правда, с незначительным изменением: были добавлены изображения богинь-хранительниц. Таким образом, оказывается нарушенным обычный порядок вещей, так как вообще стиль быстрее изменяется в обиходе выс­ших, а не низших общественных групп. Не сыграла ли в данном случае роль какая-нибудь связанная с царем религиозная традиция? Когда-то богиня Исида защитила мертвого Осириса, охватив его своими крыльями, и так же она защищает нового Осириса, олицетворенного изображением.

Тщательное исследование гроба показало, что серебряные ручки - по две на каждой стороне - достаточно прочны и даже теперь выдерживают вес крышки. Ими смело можно было пользоваться, чтобы поднять ее. Крышка закреплялась десятью массивными серебряными шипами, вставленными в соответствующие гнезда, по четыре на каждой продольной стороне, один в головах и один в ногах, где они скреплялись прочными серебряными гвоздиками с золотыми шляпками.

Могли ли мы выдернуть серебряные шипы, посредством которых крышка была прикреплена к гробу, не сдвигая его с места внутри саркофага? Так как он почти целиком заполнял последний, особенно в головной части и в ногах, извлечь шипы было отнюдь не легко. Однако нам удалось осторожно удалить их, за исключением одного в головной части, где промежуток едва позволял вытащить его лишь наполовину. Поэтому пришлось перепилить шип, и только после этого удалось извлечь вторую половину.

Затем мы установили подъемные приспособления, без которых нельзя было поднять крышку. Эта установка состояла из двух рядов соединенных блоков, по три в каждом ряду, снабженных автоматическими тормозами и прикрепленных наверху к лесам. Блоки находились непосредственно над центром крышки против ручек. Последние были привязаны к блокам, и, таким образом, обеспечивалось полное равновесие. В противном случае могло случиться, что крышка, повиснув в воздухе, ударится о края саркофага.

Это был долгожданный и волнующий момент. Крышка поднялась легко и благополучно. Показался второй великолепный антропоидный гроб, покрытый тонкой, как паутина, полотняной пеленой, потемневшей и обветшавшей от времени. На ней лежали гирлянды из листьев ивы и оливы, перемежающихся с синими лепестками лотосов и васильков. Точно такой же небольшой венок висел на эмблеме, венчающей лоб. Под покровом местами просвечивали богатые многоцветные украшения из стекла, которым была инкрустирована изящная золотая отделка гроба.

Минувшим летом мы потратили достаточно времени, чтобы разработать методы для разрешения стоящей перед нами задачи, а также подготовили необходимые приспособления. Поэтому нам удалось за одно утро выполнить то, что могло занять по меньшей мере несколько дней.

Мы вновь закрыли гробницу, оставив все на своих местах до тех пор, пока не приедет Гарри Бертон, чтобы сделать фотографии.

До сих пор наша работа протекала достаточно успешно. Однако теперь мы заметили кое-что, весьма обеспокоившее нас. Второй гроб, который, насколько это можно было видеть сквозь ветхий полотняный покров, был превосходным произведением искусства, пострадал от сырости, и его чудесные инкрустации грозили отвалиться в отдельных местах.

Должен признаться, это привело меня в замешательство. Внутри гробов, вложенных один в другой, могла оказаться сырость. Если бы это действительно было так, то царская мумия могла сохраниться хуже, чем мы надеялись.

Пятнадцатого октября прибыл Гарри Бертон, и семнадцатого рано утром он успешно сфотографировал покров и гирлянды цветов, покрывавшие второй гроб, который оставался еще внутри первого гроба, стоявшего в каменном саркофаге.

Теперь мы могли подумать о том, как удобнее вынуть второй гроб и нижнюю часть первого. Трудности явно возрастали по мере того, как мы проникали в глубь саркофага. Было ясно, что оба гроба следовало поднять вместе, так как они требовали чрезвычайно бережного обращения. Поэтому мы вновь прибегли к помощи блоков. В гнезда для шипов первого гроба были вставлены стальные болты, к которым прикрепили тяги. Таким образом, оказалось возможным поднять гробы, почти не прикасаясь к ним. Несмотря на значительный вес последних, их удалось успешно приподнять чуть-чуть выше саркофага и сделать под ними настил из досок - задача не из легких, если учесть ограниченность пространства. Особенно тесно было в головах саркофага. Трудности увеличивала необходимость всячески избегать повреждения хрупкой позолоченной облицовки наружного гроба.

После того как все сфотографировали, я смог удалить венок и гирлянды и снять покров, окутывающий гроб (табл. 81). И вновь волнующее зрелище предстало перед нами: великолепнейшее произведение древнего гробовщика, подобного которому нам еще не приходилось видеть. Фараон был изображен в виде Осириса. Этот гроб, исключительно изящный по замыслу, имел очень красивые очертания. Покоясь в наружном втором гробу, на установленных нами импровизированных козлах, он представлял дивную и величественную картину.

Венок и гирлянды были положены в память «венца, данного Осирису при его торжественном выходе из Зала суда в Гелиополе».

Заботливость и тщательность оформления венка и гирлянд доказывают, что их изготовление у древних египтян, как и в более поздние времена, было особым искусством.

Массивные золотые украшения второго двухметрового гроба богато расцвечены инкрустацией из цветного стекла, имитирующего то красную яшму, то лазурит, то бирюзу. По форме он схож с первым (табл. 78), передает очертания мумии Осириса и также покрыт орнаментом «риши». Однако в деталях имеются, некоторые отличия. Так, голова царя повязана платком «немее», фигуры богинь-хранительниц Исиды и Нефтиды заменены коршуном Нехебт, защищающим фараона своими крыльями, и змеей Буто.

Нас поразило благородство замысла и мастерство исполнения этого прекраснейшего произведения искусства.

Перед нами вновь возникла сложная проблема, подобная той, которую мы решали два года назад, разбирая внешние саркофаги. Опять все происходило не так, как мы рассчитывали, поэтому применить наш прежний опыт не удавалось. Наружный гроб имел ручки, держась за которые можно было его опускать и подымать. Такие же металлические ручки мы надеялись найти у второго гроба. Однако они отсутствовали, и это поста­вило нас в затруднительное положение. Второй гроб оказался весьма тяжелым, а его украшенная поверхность - весьма хрупкой. Крышка его закреплялась, как и у наружного гроба, серебряными гвоздиками с золотыми шляпками, но извлечь их было невозможно - внутренний гроб прилегал к наружному так тесно, что в промежуток между ними нельзя было просунуть и мизинца. Таким образом, прежде чем вынуть внутренний гроб, следовало отделить его от наружного. Мы должны были проделать эту операцию с минимальным риском повредить хрупкие инкрустации, уже пострадавшие от сырости, причина появления которой была еще неизвестна.

Напряженное состояние, неизбежное при подобных работах, часто влечет за собой то, что исследователи чересчур ярко представляют риск непоправимой порчи редкого и прекрасного памятника. При археологических изысканиях в Египте в прежние годы несомненно многое было для нас потеряно из-за чрезмерно нетерпеливого и беззаботного обращения с древностями, а еще больше - из-за отсутствия в нужный момент необходимых приспособлений. Но даже в тех случаях, когда приняты все меры предосторожности, никто не может считать себя гарантированным от неуда­чи при несчастном стечении обстоятельств. Может казаться, что все идет прекрасно, пока внезапно - в самый критический момент - вы не услышите треск: это отвалились маленькие кусочки орнаментированной облицовки. Ваши нервы находятся в величайшем, мучительном напряжении. Что случилось? Все свободное пространство в тесном помещении заполнено вашими людьми. Что нужно сделать, как избежать катастрофы?

Угрожает и другая опасность. Поднимают крышку гроба, и вид какого-либо нового и прекрасного предмета отвлекает внимание рабочих. На одну секунду они забывают свои обязанности - и последствием этого может оказаться неисправимое повреждение.

Вот эти чувства вспоминает археолог, рассказывая друзьям, что он испытывал в моменты нервного напряжения. Только люди, имевшие дело с тяжелыми и ломкими древностями в трудной обстановке, могут понять, как изнурительны для нервов такое напряжение и сознание ответственности. А в данном случае мы к тому же не были уверены, что деревянный остов гроба достаточно хорошо сохранился, чтобы выдержать собственный вес.

Наконец после долгих совещаний и исследований, на что потребовалось около двух дней, мы разработали план действий. Чтобы отделить второй гроб от первого, необходимы были какие-то опорные точки. Напомним, что ручки отсутствовали, поэтому мы сочли наиболее целесообразным использовать металлические гвоздики, находившиеся под крышкой.

Внимательный осмотр показал, что, хотя промежуток между обеими гробами был недостаточен, чтобы выдернуть эти гвоздики, однако их все же можно было вытянуть на 6 миллиметров. Затем мы рискнули прикрепить к ним медную проволоку и подвесили гроб к лесам, находившимся над ним. Все это мы проделали успешно. Затем в толщу закраины наружного гроба мы ввинтили прочные металлические петли. Таким образом, можно было продеть канаты и, наматывая их при помощи блоков, опустить наружный гроб, а также отделить его от второго гроба.

На следующий день после завершения подготовительных работ мы смогли предпринять дальнейшие шаги. Это был один из важнейших моментов в исследовании гробницы. Избранный нами способ действий был противоположен тому, который следовало применить при обычном порядке вещей. Мы опустили наружный гроб и таким образом отделили его от внутреннего, вместо того чтобы вынуть последний. Нам пришлось поступить так потому, что потолок был очень низким и, кроме того, удавалось избежать чрезмерной нагрузки на древние серебряные гвозди.

Операция прошла удачно. Наружный гроб несколько опустили в глубь саркофага, и на мгновение второй гроб повис в воздухе на десяти прочных проволочных тягах. Затем под него были подведены прочные доски, достаточно широкие, чтобы закрыть отверстие саркофага, и второй гроб, получив, таким образом, прочную опору, стоял перед нами во всем своем величии (табл. 83). Проволочные тяги были удалены, механические приспособления убраны, мистер Бертон произвел фотосъемки, и мы могли направить теперь свои усилия на разрешение новой задачи - подъем крышки второго гроба.

Как уже отмечалось, инкрустированная поверхность последнего была чрезвычайно хрупкой. По мере возможности следовало избегать малейшего прикосновения к ней. Для того чтобы поднять крышку и в то же время избежать повреждений, мы ввинтили в нее в тех местах, где это не грозило порчей памятника, четыре металлические петли, которые могли служить ручками. К этим петлям мы прикрепили тяги подъемных приспособлений, извлекли серебряные гвозди с золотыми шляпками и не спеша подняли крышку.

Вначале казалось, что она приклеилась, но постепенно крышка отделилась. Когда она поднялась достаточно высоко, ее опустили на специально подготовленную сбоку деревянную подставку. Перед нами предстал третий гроб, которому, подобно предшествующим, была придана форма фигуры Осириса. Однако основные художественные детали его были скрыты плотно облегающим красноватым саваном (табл. 85). Только лицо, сделанное из полированного золота, оставалось открытым. Ожерелье из бус и цветов, покрывающее шею и грудь, было пришито к подкладке из папируса. Непосредственно над головной повязкой типа, «немее» находилось сложенное в несколько раз полотняное покрывало.

Бертон сразу все сфотографировал, и после этого я удалил ожерелье из цветов и полотняные покровы. И вот обнаружилась поразительная вещь: этот третий гроб длиной 1,85 метра был сделан из массивного золота!

Секрет необычайной тяжести гроба, поражавшей нас до сих пор, теперь был раскрыт. Мы поняли, почему так незначительно убывал вес после того, как мы убрали первый гроб и сняли крышку со второго. Даже тогда гроб был настолько тяжел, что поднять его могли лишь восемь сильных мужчин.

Маске этого золотого гроба (табл. 86) вновь было придано портретное сходство с царем, но черты его, хотя и условные, так как они символизировали Осириса, были более юными, чем на других гробах. Гроб украшал орнамент «риши» и фигуры Исиды и Нефтиды - сюжеты первого гроба. Их дополняли крылатые фигуры Нехебт и Буто (табл. 87). Эти фигуры богинь-хранительниц - эмблемы Верхнего и Нижнего Египта - резко выделялись на гравированном орнаменте, щедро украшавшем гроб, так как представляли собой пышные массивные накладки из перегородчатой эмали. Изображения богинь были инкрустированы полудрагоценными камнями.

Общее впечатление роскоши усиливало надетое поверх условного ожерелья «Сокол», также из перегородчатой эмали, двойное, свободно снимающееся ожерелье из больших дискообразных бус, сделанных из красного и желтого золота и синего фаянса.

Однако отдельные детали орнамента были скрыты под черным глян­цевитым слоем, образовавшимся от застывших благовонных жидкостей, которыми обильно был полит гроб.

В результате этот уникальный памятник был не только искажен, правда, лишь временно, как выяснилось потом, но и прочно приклеился к внутренней части второго гроба. Сгустившаяся жидкость заполнила промежуток между вторым и третьим гробами почти до уровня крышки последнего.

Именно эти священные благовония, несомненно, причинили повреждения гробам. Ведь все гробы находились внутри герметически замкнутого кварцитового саркофага и не могли испытывать воздействия извне. Следует добавить, что саван и ожерелье из цветов и синих фаянсовых бус также пострадали, хотя на первый взгляд казалось, что они находятся в хорошем состоянии. На самом деле они были так хрупки, что разрушались при малейшем прикосновении.

Мы подняли третий гроб вместе с нижней частью второго, который покоился теперь на саркофаге, и перенесли их в переднюю комнату, где оба были более доступны для обследования и обработки.

Необычайное величие последнего открытия подавляло нас. Этот чудесный уникальный памятник - гроб длиной 1,85 метра, тончайшей работы, сделанный из листового золота толщиной от 2,5 до 3,5 миллиметра - представлял собой массивный слиток чистого драгоценного металла. Сколь велики должны были быть богатства, погребавшиеся с древними фараонами! Какие сокровища некогда таила Долина! Ведь из двадцати семи монархов, которые когда-то были здесь погребены, Тутанхамон, вероятно, был наименее значительным. И как возбуждалась алчность и жадность грабителей гробниц! Можно ли вообразить более сильное искушение при виде этих золотых сокровищ?

Ограбление царских гробниц в царствование Рамсеса IX легче понять, если измерить золотым гробом Тутанхамона степень соблазна, влекущего к подобным преступлениям. Он должен был представлять сказочное бо­гатство в глазах каменотесов, ремесленников, водоносов и крестьян - вообще тогдашних рабочих, подобных тем, что были замешаны в дело об ограблении гробниц.

Эти ограбления, происходившие в период правления последних Рамессидов (1200-1100 годы до р. х.), засвидетельствованы официальными документами, известными ныне под названием папирусов Аббот, Амхерст, Туринского и Майера, открытыми в Фивах примерно в начале минувшего столетия. Вероятно, воры, которые предприняли безрезультатный набег на гробницу Тутанхамона, были осведомлены о массивном слитке, покрывавшем останки юного фараона, защищенные стенками саркофагов и тремя вложенными один в другой гробами.

Прежде всего мы позаботились о том, чтобы оградить от повреждений и, насколько это было возможно, сохранить тонкую инкрустацию второго гроба. Мы применили следующий эффективный способ. Гроб слегка обмели щеткой, чтобы удалить слой пыли, вымыли губкой, смоченной в теплой воде с аммонием, обсушили, а затем покрыли толстым слоем нагретого парафина. По мере охлаждения и затвердения парафин надежно закреплял инкрустации, так что можно было безнаказанно притрагиваться к гробу.

Большое преимущество этого метода заключается в том, что слой парафина легко удалить посредством нагревания, как только будет признана необходимой дальнейшая реставрация. Достаточно нагретый парафин является также очищающим средством.

Следующей задачей, привлекшей наше внимание и потребовавшей известного числа экспериментов, было определение наиболее удовлетворительного и в то же время достаточно быстрого способа удаления древних затвердевших священных благовоний, которые не только покрывали гроб, но и целиком заполняли промежуток между обоими гробами, прочно склеивая их и мешая дальнейшим исследованиям. Лукас произвел предварительный анализ этого вещества. По виду оно было черным и походило на деготь; в тех местах, где слой уменьшался, например на крышке гроба, материал стал твердым и ломким, но там, где образовался толстый слой, например внизу и между гробами, вещество на известной глубине оставалось мягким и пластичным. При нагревании оно издавало довольно резкий, но приятный запах, напоминающий аромат древесной смолы. Само собой разумеется, полный химический анализ произвести было еще невозможно, но в результате предварительного исследования удалось установить наличие здесь жиров и органических смолистых веществ. Никаких следов минеральной смолы или битума мы не обнаружили. Предположение, что данный состав содержал древесную смолу, о чем можно было судить по запаху, также оставалось гипотетическим. Зато не было никакого сомнения относительно того, каким образом эти благовония стекали по обеим сторонам третьего гроба и скапливались внизу. Было ясно, что они употреблялись в жидком или полужидком состоянии.

Что касается природы этого материала, то нам удалось установить: он плавился при высокой температуре и подвергался действию некоторых растворителей. Однако ни один из этих методов нельзя было применить при существующем положении вещей. Поэтому мы решили сначала поднять крышку и проверить содержимое гроба, а уже потом предпринимать дальнейшие шаги и применять сильнодействующие средства. К счастью, линию соединения крышки с гробом можно было различить. Подступиться к ней тоже было можно, хотя и с трудом, особенно в ногах, где второй и третий гробы фактически вплотную прилегали друг к другу.

Крышка прикреплялась к гробу посредством восьми золотых шипов (по четыре на каждой стороне), которые держались в соответствующих гнездах при помощи шплинтов-гвоздей. Если бы удалось вынуть эти гвозди, крышку было бы легко приподнять. Но в узком промежутке между гробами обычные инструменты для извлечения металлических гвоздей не применимы, и надо было придумать что-либо иное. К сожалению, пришлось пожертвовать золотыми гвоздями и извлекать их по частям при помощи длинной отвертки. Мы подняли крышку за золотые ручки - и перед нами предстала мумия фараона.

Сложные и противоречивые чувства, овладевающие человеком в такие моменты, невозможно выразить словами. Более трех тысяч лет прошло с тех пор, как человек в последний раз заглянул в этот золотой гроб. Время, измеряемое нашей короткой жизнью, теряет обычную перспективу перед зрелищем, так живо напоминающим торжественные религиозные обряды исчезнувшей навсегда цивилизации. Однако бесполезно подробно останавливаться на подобных переживаниях, основанных на чувстве благоговения и человеческой жалости. Эмоциям нет места в археологических изысканиях.

Итак, мы наконец увидели останки юного фараона, который до сих пор был для нас всего лишь призрачным именем. Занимая всю внутреннюю часть золотого гроба, перед нами лежала внушительная, аккуратно и заботливо запеленутая мумия, которая, так же как и сам гроб, была облита благовониями. Их опять применили в большом количестве, и от времени они сгустились и почернели.

Резким контрастом на темной и мрачной поверхности благовоний выделялась сверкающая и, можно сказать, величественная, пламенеющая золотом маска (табл. 88). Эта маска, или портрет фараона, покрывала его голову и плечи. Когда лили благовония, то старались не попадать на маску, а также на ноги.

Мумии стремились придать облик Осириса. Кованая золотая маска, прекрасный и единственный в своем роде образец древнего портретного искусства, хранит печальное, но спокойное выражение, напоминающее о юности, безвременно похищенной смертью. На массивном золотом лбу маски изображены символы царской власти - коршун Нехебт и змея Буто - эмблема двух царств, которыми правил фараон. К подбородку была прикреплена характерная для Осириса искусственная борода из золота и стекла цвета лазурита. Шею охватывало тройное ожерелье из дискообразных бусин из желтого и красного золота и синего фаянса. С шеи на гибких, инкрустированных золотом ремнях свешивался большой скарабей из черной смолы (табл. 90), который покоился между руками мумии и был украшен священным изображением Бенну (феникса). Руки из полированного золота, скрещенные на груди, были прикреплены к полотняным пеленам и сжимали плеть и крючкообразный скипетр - эмблемы Осириса. Под этими украшениями находился простой полотняный покров, снабженный богато инкрустированными золотыми лентами, свешивающимися с большой, покрывающей грудь фигуры (типа пектораля), изображающей птицу Ба, или душу (таб. 90), крылья которой распростерты по телу. Она сделана из золота техникой перегородчатой эмали. Так как золотые ленты подверглись действию священных благовоний, их блестящие детали с трудом можно было разглядеть. По той же причине многие из найден­ных нами предметов также оказались сильно попорченными.

Тем не менее на лентах, составленных из тяжелых золотых пластинок, скрепленных связками бус (табл. 92), можно было смутно разглядеть надписи, содержащие обращения к богам. Например, на продольных лентах, которые тянутся непосредственно вниз от середины, мы смогли прочесть слова богини неба Нут, божественной матери: «Я создала твою красоту, о Осирис, царь Небхепрура; твоя душа живет, твои мускулы прочны; ты вдыхаешь воздух и выходишь, подобно богу, как выходит Атум. О Осирис, Тутанхамон, ты выходишь и входишь вместе с Ра».

Бог земли, повелитель богов, Геб говорит: «Мой любимый сын, наследник престола Осириса, царь Небхепрура; твое благородство совершенно, твой царский дворец могуществен; твое имя - в устах рехит (то есть подданных), твоя незыблемость - в устах живущих. О Осирис, царь Тутанхамон, пребывает сердце твое в теле твоем вечно. Он находится во главе душ живущих, подобно Ра, он пребывает в небесах».

Тексты на поперечных лентах начинаются со слов: «Восхваляемый перед Анубисом, Хапи, Кебехснебефом, Дуамутефом» и «Оправданный пред Осирисом».

Рядом с этими лентами, вдоль боков мумии, от плеч до ног тянутся фестоны еще более пышно украшенных полос, подвязанных к поперечным лентам и составленных из маленьких затейливо инкрустированных золотых пластинок, также скрепленных бусами. Эти боковые ленты украшены геометрическими узорами, эмблемами «джед» и «тех», солнечными уреями и картушами фараона.

Когда пластинки были очищены, оказалось, что часть их происходит из погребальной утвари Сменхкара, ибо на оборотной стороне некоторых пластинок имеется текст «Главы Сердца», в который включены имена Сменхкара. В большинстве случаев они намеренно стерты впоследствии. После того как все ленты были очищены, стало ясно, что основные их части (тексты и фестоны) были сделаны по мерке, но мумия оказалась больше, чем предполагалось, и, чтобы подогнать детали к общему комплексу, кое-что пришлось подрезать и даже удалить.

Хотя атрибуты, обнаруженные на мумии, обычно присваиваются богам, маска имела определенное сходство с Тутанхамоном, отличаясь той же миловидностью и невозмутимостью и теми же чертами, которые мы можем распознать на всех его статуях и саркофагах. Некоторые черты лица Тутанхамона придают ему сходство с его тестем Эхнатоном; с другой стороны, особенно в профиль, оно очень напоминает лицо великой царицы Тии, матери Эхнатона. Другими словами, чем больше вы вглядываетесь в это лицо, тем яснее в нем проступают черты родства Тутанхамона с обоими великими предшественниками.

Щедрое возлияние благовоний, по-видимому, являлось частью погребального ритуала освящения мертвого царя до его появления перед вели­ким богом подземного царства Осирисом. Следует, однако, отметить, что, когда поливали благовониями третий гроб и мумию, лицо и ноги заботливо обходили, хотя все же немного жидкости попало на ноги первого наружного саркофага.

Бертон сфотографировал гроб и мумию во всех деталях. После этого нам уже было легче внимательно обследовать мумию и обеспечить ее со­хранность.

Большая часть плети и скипетра совершенно истлела и рассыпалась в прах. Нити, которыми когда-то были закреплены руки и украшения на полотняном покрове, сгнили, поэтому некоторые части отваливались при малейшем прикосновении. На скарабее из черной смолы, вероятно в результате сжатия, появились крошечные трещины. Поэтому все наружные повязки и украшения надо было снять и поместить в соответствующем порядке на специальной подставке впредь до предстоящей очистки и реставрации.

Чем больше продвигалась вперед наша работа, тем очевиднее становилось, что и покров и сама мумия находятся в плачевном состоянии. Они полностью обуглились в результате воздействия жирных кислот, содержащихся в благовониях, которыми их пропитали. Мало того! Сгустившийся осадок благовоний прочно приклеил и маску и саму мумию ко дну гроба, и все наши попытки сдвинуть их с места остались безрезультатными. Что было делат







Дата добавления: 2015-08-29; просмотров: 371. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Выработка навыка зеркального письма (динамический стереотип) Цель работы: Проследить особенности образования любого навыка (динамического стереотипа) на примере выработки навыка зеркального письма...

Словарная работа в детском саду Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет одновременно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

Интуитивное мышление Мышление — это пси­хический процесс, обеспечивающий познание сущности предме­тов и явлений и самого субъекта...

Объект, субъект, предмет, цели и задачи управления персоналом Социальная система организации делится на две основные подсистемы: управляющую и управляемую...

Законы Генри, Дальтона, Сеченова. Применение этих законов при лечении кессонной болезни, лечении в барокамере и исследовании электролитного состава крови Закон Генри: Количество газа, растворенного при данной температуре в определенном объеме жидкости, при равновесии прямо пропорциональны давлению газа...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия