Студопедия — МУМИЯ ФАРАОНА
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

МУМИЯ ФАРАОНА






 

У большинства исследователей, особенно у тех, кто посвятил себя археологическим изысканиям, бывают периоды, когда их работа становится исключительно интересной. И вот теперь судьба доставила нам возможность пережить один из таких редких и чудесных моментов. Мы будем вспоминать с глубочайшим удовлетворением время, которое наступило вслед за вышеописанными событиями. После долгих лет труда - раскопок, работ по сохранению и описанию найденных предметов - мы могли наконец увидеть собственными глазами то, что до сих пор видели лишь в воображении. Исследование представляло огромный интерес для нас самих независимо от того, что оно, как я смею надеяться, окажется не совсем бесполезным для археологии. Наконец, кое-что из наших открытий должно подтвердить и расширить сведения о погребальном ритуале фараонов и его связи с древними мифами и традициями.

Одиннадцатого ноября, в девять часов сорок пять минут утра, началось обследование мумии.

Описанные выше внешние украшения и инкрустированные золотом ленты были удалены, и царская мумия лежала, покрытая лишь наружными покровами и золотой маской. Она занимала все внутреннее пространство золотого саркофага.

Внешние покровы, состоящие из широкой полотняной пелены, были перевязаны тремя продольными лентами (одна посредине, а две по бокам) и четырьмя поперечными лентами из того же материала. Они соответствовали эластичным инкрустированным золотом полосам, о которых упоминалось выше. Эти полотняные ленты, очевидно, прикреплялись к покровам каким-то клейким веществом, вроде описанного Геродотом. Они были сложены вдвое и имели от 6 до 9,5 сантиметра в ширину. Средняя продольная лента, начинаясь с середины груди, проходила сначала под каждой из трех поперечных лент, по ногам, под подошвами и, возвращаясь обратно, шла под вторым рядом поперечных лент. В ногах полотняные покровы были с боков потерты, вероятно, в результате трения о края металлического саркофага во время переноски в гробницу. Мумия сдвинулась чуть-чуть вбок, по-видимому, из-за толчка, полученного в тот момент, когда ее опускали в саркофаг. Можно также предположить, что благовония вылили на мумию и гроб прежде, чем их опустили в каменный саркофаг, и различный уровень жидкости наводит на мысль, что гроб при этом наклонился в одну сторону.

Так как полотняные покровы стали хрупкими и обуглились, мы покры­ли их парафином, нагретым до такой степени, чтобы после охлаждения он образовал сплошной слой, не проникая, однако, внутрь сквозь ветхие покровы. Когда парафин застыл, доктор Дерри сделал продольный надрез на наружных покровах от центра вниз, после чего мы смогли удалить их большими кусками. Однако наши волнения на этом далеко не окончились. Очень толстые нижние покровы оказались еще более обуглившимися и распавшимися. Мы надеялись, удалив тонкий внешний слой повязок, отделить мумию в тех местах, где она приклеилась к гробу, я вынуть ее, но здесь нас вновь ждало разочарование. Выяснилось, что полотно под мумией и само тело сильно пропитались благовониями, образовавшими смолистую массу на дне гроба, и мумия приклеилась так прочно, что ее было невозможно поднять, не рискуя причинить ей серьезных повреждений. Даже после тщательного удаления большей части погребальных пелен нам пришлось отбивать затвердевшие благовония с туловища долотом, прежде чем удалось приподнять останки царя.

Повязки, которыми была обмотана голова, сохранились лучше тех, что окутывали остальные части тела, так как они не пропитались благовониями и пострадали только косвенно от окисления. То же самое в значительной степени относится и к повязкам на ногах.

Насколько мы могли установить, мумию завернули в пелены обычным образом: использовали многочисленные повязки, бинты и подкладки из полотна. Последние применялись для того, чтобы придать мумии форму человеческого тела. Все вместе свидетельствует о большой предусмотрительности. Для пеленания подбиралось тончайшее полотно типа батиста.

Многочисленные предметы, найденные на мумии, были запрятаны между различными прослойками этих обширных пелен, которыми она была многократно обернута, и буквально покрывали царя с головы до ног. Некоторые предметы большего размера были засунуты под разнообразные бинты, которые в большом количестве охватывали мумию крест-накрест или поперек.

Хотя исследование надо было начинать с ног, я буду в дальнейшем для большей ясности вести описание мумии начиная с головы, перечисляя именно в этой последовательности каждый предмет и каждый интересный факт.

На макушке покойного находилась большая коническая подкладка, сделанная из кусков полотна, надетая на манер современной головной повязки хирурга. По своей форме она напоминает корону Осириса «атеф», но только без таких аксессуаров, как рога и перья. Назначение этой подкладки остается неясным. Судя по форме, ее можно принять за корону, но, с другой стороны, она могла быть просто высокой подкладкой, предназначенной для того, чтобы заполнить пустое пространство внутри полого головного убора маски - так называемого «немее» - и удерживать его на месте. Следует учесть тот факт, что маска являлась неотъемлемой частью внешнего оформления мумии и придавала ей сходство с изображениями на саркофагах.

Ниже этой коронообразной подкладки под маской находился малень­кий железный амулет в форме подставки для головы «урс». О его назна­чении говорит глава 166 «Книги мертвых»: «Восстань из небытия, о ниспростертый... да одолеешь ты своих врагов, да восторжествуешь ты над тем, что они совершают против тебя».

Такие амулеты обычно делались из гематита (красного железняка), но в данном случае вместо этой руды применили чистое железо - факт, который дает нам очень важную путеводную нить в изучении исто­рического развития и прогресса цивилизации. Но к этому мы еще вернемся.

Рядом с упомянутой подкладкой, обвивая макушку, находилась двой­ная перевязь (арабское «акаль»), имеющая известное сходство с головной повязкой бедуинов. Перевязь сделана из полотна я плотно обвязана шнуром с петлями, к которому несомненно прикреплялись тесемки, чтобы за­крепить перевязь на затылке. Назначение этой повязки неизвестно. Ничего сходного или аналогичного до сих пор не было найдено. Возможно, она предохраняла голову от тяжести короны.

После удаления нескольких слоев повязки обнаружилась великолепная диадема (табл. 94), целиком охватывающая голову фараона, - предмет исключительно красивый и в то же время простой. Диадема представляет собой золотой обруч, богато орнаментированный рядом кружков из сердолика. В середину каждого кружка вделана крошечная золотая шишка. С задней стороны прикреплен бант в виде диска, обрамленного цветами, с которого свешиваются две золотые также украшенные ленточки. Обе стороны диадемы оканчиваются подвесками такого же типа, но более широкими. Каждую из них венчает массивный урей, прикрепленный к ребру подвески. Следует отметить, что эмблемы власти над севером и югом, от­носящиеся к этой же диадеме, были найдены отдельно, у правого и левого бедер мумии, а так как фараон лежал внутри саркофага головой к западу, то змею Буто поместили слева, а коршуна Нехебт - справа, то есть так же, как и соответствующие эмблемы на гробах.

Обе эти золотые эмблемы царской власти имели на внутренней стороне углубления, в которые вставлялись скрепы-застежки на диадеме. Таким образом, их можно было снимать и надевать, применяясь каждый раз к той короне, которую желал носить фараон.

Достойным упоминания примером изящной работы по металлу является золотой коршун Нехебт с обсидиановыми глазами (табл. 94). Форма головы и полукруг коротких тугих перьев, охватывающий, подобно воротнику, его шею с затылка, - все это говорит о том, что птица, олицетворяющая богиню Верхнего Египта, была обыкновенным коршуном. Эта порода широко распространена и по сей день в Нубии и нередко встречается в средних и южных провинциях Египта, однако в Нижнем Египте - лишь в исключительных случаях.

Описанная диадема ведет свое происхождение с очень отдаленных времен. Во всяком случае ее название «сешнен» и форма восходят к тем повязкам, которые носили мужчины и женщины всех сословий еще во времена Древнего царства, то есть примерно за полторы тысячи лет до Нового царства. Более того, имеются достаточно убедительные данные, позволяющие причислить диадему такого типа к древнейшим принадлежностям погребальной утвари. Упоминания о ней встречаются в «Текстах саркофагов» Среднего царства. Трижды были найдены в царских погребениях и самые диадемы. Один сходный, хотя не совсем идентичный образец, удалось обнаружить в Лахуне среди ювелирных изделий, открытых известным английским археологом Флиндерсом Петри и принадлежавших царевне Среднего царства Сатхаториунут; в двух других случаях они оказались в царских пирамидах XVII династии в Фивах - в погребении Интефа и в гробнице Себехемсафа. Удивительно то, что в обоих случаях диадемы были найдены профессиональными ворами, обиравшими гробницы: диадема Себехемсафа упомянута в отчетах о знаменитых ограблениях царских усыпальниц, совершившихся в правление Рамсеса IX, когда ее вместе с другими сокровищами нашли разломанной и поделенной между ворами, подобно остальным предметам из драгоценных металлов.

Третью диадему, которая принадлежала Интефу, открыли воры-арабы около ста лет назад. Переходя из рук в руки, она попала наконец в Лейденский музей.

На памятниках подобные диадемы изображаются на голове царя поверх парика вместе с надвинутой сверху короной Осириса - «атеф».

Под прослойками полотняных повязок, обмотанных вокруг лба, находилась широкая височная лента из полированного золота, свисающая до ушей. На концах ее имелись прорези, в каждую из которых продевались тесемки, завязанные бантом на затылке. Этой лентой закреплялась над бровями и висками головная повязка «хат» из тонкого напоминающего батист полотна, к несчастью настолько истлевшая, что ее уже невозможно восстановить. Распознать ее можно было лишь по сохранившемуся на затылке обрывку, по форме напоминающему хвостик. К этой повязке подшиты эмблемы царской власти, составлявшие уже второй ряд украшений, найденных на мумии. Урей с туловищем и хвостом из гибких золотых частиц, скрепленных друг с другом и обрамленных крошечными бусинками, находился на макушке, а конец его спускался на затылок. Коршун Нехебт с распростертыми крыльями, подобный описанным выше, покрывал верхушку головной повязки рядом с уреем. Чтобы мягкое полотно последней могло сохранить нужную форму, под него и на виски были подложены подкладки, также из полотна.

Под головной повязкой «хат» находились новые слои повязок, которые покрывали напоминающую ермолку шапочку из тонкого льняного материала, плотно прилегающую к бритой голове царя. На ней был вышит золотым и фаянсовым бисером символический узор из уреев (табл. 91). Шапочка была подвязана золотой височной лентой, подобной только что описанной. В середине каждого из уреев вписан картуш бога солн­ца Атона. Материал шапочки сильно обуглился и истлел, однако вышивка пострадала гораздо меньше. Узор из уреев остался цел, так как он приклеился к голове царя. Попытки снять узор могли бы кончиться весьма плачевно. Поэтому мы покрыли его тонким слоем воска и оставили в том виде, в каком нашли.

Удаление последних покровов, защищавших лицо царя, потребовало величайшей осторожности: голова обуглилась, и мы все время рисковали повредить весьма хрупкие останки. В то же время мы понимали особую важность и ответственность, сопряженную с такой задачей.

 

От легкого прикосновения щеточки отпали последние обрывки истлевшей ткани и обнажилось ясное и безмятежное лицо молодого человека (табл. 89). Оно было утонченным и культурным, с красивыми чертами, что особенно ясно чувствуется, когда смотришь на губы. Я думаю, что здесь можно отметить, не вторгаясь в область докторов Дерри и Салех-бей Хамди, первое и наиболее сильное впечатление, произведенное этим лицом на всех присутствующих, а именно: изумительное сходство Тутанхамона с его тестем Эхнатоном, что замечалось уже на изображениях.

Столь исключительное сходство - слишком явное, чтобы приписать его какой-либо случайности, - ставит историка перед совершенно новым и неожиданным фактом, в свете которого можно будет до известной степени объяснить эфемерное царствование Сменхкара, а также Тутанхамона, достигших трона благодаря женитьбе на дочерях Эхнатона. Загадка их происхождения разрешится, если предположить, что оба они были отпрысками неофициального брака. Эта гипотеза ни в коем случае не может считаться невероятной, поскольку есть прецедент в царской семье XVIII династии. Тутмос I, сын Аменхотепа I от наложницы Сенсенеб, стал фараоном, женившись на царевне Яхмос, дочери законной царицы. Хатшепсут вышла замуж за своего сводного брата Тутмоса II. Фактически подобные браки были общим правилом, если царица не имела отпрыска, мужского пола или если ее сын преждевременно умирал.

Чем глубже мы изучим проблему, возникшую в результате несомненного внешнего сходства Эхнатона с Тутанхамоном, тем больше света будет пролито на историю того времени.

Сходство это могло возникнуть либо прямым путем, через Эхнатона, либо косвенно, через царицу Тии. Характерные черты, свойственные как Эхнатону, так и Тутанхамону, не встречаются у более ранних представителей семейства Аменхотепа и Тутмоса. Между тем эти черты заметны на некоторых менее условных портретах царицы Тии, от которой Эхнатон, по-видимому, унаследовал внешний облик. Поэтому возможно, что Тутанхамон перенял их из того же источника и был внуком царицы Тии, имев­шей, кроме Эхнатона, еще отпрыска.

Возможное кровное родство обоих царей в значительной мере подтверждается следующим письмом на глиняных табличках из серии клинописных документов, найденных в Тель-эль-Амарне. Это письмо Душратты, царя Митанни (в Верхней Месопотамии), Напхурии (Эхнатону): «Напхурии, царю Египта, моему брату, моему зятю, который любит меня и которого я люблю, говорит Душратта, царь Митанни, твой тесть, который любит тебя, своего брата: «Я здоров. Будь здоров и ты! Твоему дому, твоей матери Тии, повелительнице Египта, моей дочери Татухипе, твоей жене, другим твоим женам, твоим детям, твоим вельможам, твоим колесницам, твоим коням, твоим воинам, твоей стране и всему, что тебе принад­лежит, - да будет наивысшее благополучие!»» [29].

За редким исключением, относящимся к отпрыскам Рамсеса II, в течение всей истории древнего Египта круг детей, признаваемых законными, ограничивается потомством главной жены, называемой «великой царской женой». У Эхнатона такое положение занимали дети «великой царской жены» Нофертити. По этой причине только дети Нофертити - а у нее были лишь дочери - упоминаются в памятниках. Упоминание о «других женах» Эхнатона в цитируемом письме Душратты, как до сих пор предполагали, было известной вольностью со стороны последнего.

Однако судя по различным прецедентам, имевшим место в жизни других египетских фараонов, мы можем с полным основанием поверить, что у Эхнатона были еще жены и что фраза «твоим другим женам» означала нечто большее, чем вольность. Кроме того, при данных обстоятельствах -нельзя не видеть, что упоминание о женах Эхнатона соответствует действительности, несмотря на то что показания источников говорят о противоположном. Надо учесть, что эти показания негативные, поэтому не могут служить доказательством. Такая точка зрения должна быть принята еще и потому, что, как нам известно, царь Митанни был тесно связан с египетским царским домом династическими браками в нескольких поколениях.

Итак, раз царица Нофертити не имела сына, не будет невероятным предположить, что побочный сын царя от менее знатного брака был избран в соправители и наследники и что его женитьба на старшей из оставшихся в живых законных дочерей была естественным следствием.

Таким образом, Тутанхамон был либо сыном Эхнатона, либо внуком Тии по побочной линии. Только одной из этих двух гипотез можно объяснить столь наглядное сходство между двумя фараонами.

Имеется еще одно обстоятельство, представляющее для нас большой интерес: голова мумии свидетельствует о том, что, вопреки условности искусства того периода, лучшие изображения царя, сделанные его современниками, вне всякого сомнения, являются точными портретами Тутанхамона.

На шее фараона находились символические ожерелья-воротники двух типов и двадцать амулетов, расположенных шестью слоями. Между последними лежали многочисленные полотняные повязки. Ожерелье Гора из чеканного листового золота (табл. 96) покрывало шею, образуя верхний ряд. Оно было подвязано к шее кованой золотой проволокой и снабжено сзади подвеской или противовесом. Среди различных видов древнеегипетских украшений подобные ожерелья, большие и малые, были, быть может, наиболее излюбленными и распространенными. В то же время они имели и более серьезное значение. Об этом свидетельствует их значительная роль в этом царском погребении, так же как в погребальных церемониях вообще. Как можно судить на основании этого и многих других ожерелий, к ним подвязывалась подвеска особого рода, служившая как бы противовесом. Называлась она «манхет». Согласно предписаниям, содержащимся в «Текстах пирамид» и в «Текстах саркофагов» Среднего царства, а также в одном разделе «Книги мертвых» Нового царства, эти ожерелья с подвесками надевали на шею или на грудь покойнику. Делали их из всевозможных материалов и обрабатывали разными способами - все эти различия ярко представлены в данном погребении.

Второй слой, или группа предметов, состоит из четырех амулетов, укрепленных золотой проволокой на шее мумии и расположенных в следующем порядке (справа налево): символ Исиды «тет» из красной яшмы, покрытый надписями золотой «позвоночный столб» Осириса - «джед», скипетр «уадж» из зеленого полевого шпата и другой золотой «джед», инкрустированный фаянсом (табл. 95).

Непосредственно под этой группой, образуя третий слой, хранились три амулета: на правой и на левой стороне шеи две странные золотые эмблемы, напоминавшие пальмовые листья, а между ними, на том же шнурке, змея «джед», сделанная из тонкой чеканной золотой пластинки (табл. 95).

Амулет из зеленого полевого шпата, изображающий Тота, голова змеи из красного сердолика, Гор из лазурита, Анубис из зеленого полевого шпата и скипетр «уадж» из того же материала образовали четвертый слой (табл. 95). Каждый амулет этой группы прикреплялся к шее золотой проволокой.

Из чеканных золотых пластинок были сделаны восемь амулетов пятого слоя: крылатая змея с человеческой головой, двойной урей и пять коршунов (табл. 95). Все они были привязаны шнурками к шейной повязке и размещены на шее, частично покрывая друг друга: крылатая змея с человеческой головой у правого края, а урей и коршуны Нехебт на левой стороне.

«Тексты саркофагов», датируемые временем, предшествующим Новому царству, дают различные имена каждому из этих символов и указывают, в каких местах у головы покойника они должны быть размещены. Два коршуна, по-видимому, относятся к типу Мут, три других олицетворяют Нехебт. Так как они оказались слишком хрупкими, нам сразу стало ясно, что предназначались они не для повседневного употребления, а специально для погребения.

Под этими эмблемами находился шестой слой - маленькое ожерелье из четырех рядов бус, несколько напоминающее ошейник. Оно было прикреплено к последним перевязям пелен.

Множество амулетов и священных эмблем, найденных на шее царя, имеют огромное значение. Они свидетельствуют о том, как сильно страшили египтян опасности загробного царства, ожидающие покойника. Несомненно, эти амулеты предназначались для защиты его от напастей во время путешествия по потустороннему миру. Качество и количество этих защитных амулетов зависели от положения и богатства покойника, а также от степени любви и привязанности его родных и близких.

Подлинное значение многих символов остается неясным. Мы не знаем их точного наименования и магических сил, которые им приписывались. Нам только известно, что они должны были помогать покойному и сопровождать его, а поэтому их делали из наиболее дорогих материалов, чтобы они выглядели как можно красивее.

Согласно изречению «Книги мертвых», тот, кто носит эмблему Осириса - «джед», «вступит в царство мертвых, станет есть пищу Осириса и будет оправдан». Символ этот, по-видимому, означает прочность, незыблемость, невредимость и защиту. Священная книга предписывает также делать эти эмблемы из золота и помещать на шею того, кого полагается защищать, чтобы помочь ему «пройти через ворота, ведущие в Амдуат», и «войти, подобно просветленной душе, в подземное царство». Того, кто носит символ «тет» - пояс Исиды, - охранят Исида и Гор, и его радостно встретят в царстве Осириса. По «Книге мертвых», эта эмблема должна быть из красной яшмы, ибо она воплощает «кровь, заклинание и власть Исиды», то есть чары «для охраны Могучего, защищающие его от свершения того, что ему ненавистно». Эмблема «уадж» из зеленого полевого шпата, очевидно, олицетворяет зелень, плодородие и вечную юность, которую, как надеялись, мертвый сможет обрести на том свете. Голова змеи из сердолика служила талисманом для защиты от отвратительных пресмыкающихся, которыми, как полагали, изобиловали подземелья Амдуата.

Из «Книги мертвых» мы узнаем также, что в момент возложения этих таинственных эмблем на усопшего полагалось произносить «торжественным голосом» связанные с ними магические изречения. Вместе с амулетами и эмблемами мы обнаружили на теле фараона остатки небольшого папируса, на котором белыми полукурсивными иероглифами были написаны ритуальные предписания. Однако папирус настолько истлел и распался, что возможность восстановления практически исключалась. Правда, в отдельных местах, хотя и с трудом, удалось расшифровать имена Осириса и Исиды. Поэтому я полагаю, что этот крохотный безнадежно испорченный документ, возможно, имел отношение к подобного рода изречениям.

Эмблемы некоторых божеств встречались дважды и иногда сочетались попарно, в частности Нехебт и Буто. Возможно, этим древние египтяне стремились достичь особой действенности некоторых символов.

Этих украшений мистического и личного характера на теле фараона было так много, что полное описание каждого из них во всех деталях далеко превысило бы размеры нашей книги. Однако я постараюсь кратко изложить основные факты и выявить наиболее характерные особенности.

Как мы уже видели, все украшения имеют особый смысл. Они очень редко применялись только из эстетических побуждений. Сделаны эти украшения очень оригинально. Орнаментальные мотивы и символы комбинируются в них, и в результате смысловое значение сочетается с художественным эффектом.

Отдельные детали их не воспроизводят полностью натуру; напротив, объекты окружающего мира подобраны соответственно их символическому значению и симметрично оформлены в виде орнамента. Лишь временами кое-где встречаются элементы чисто геометрического рисунка.

Описав все, что было найдено на голове и шее мумии, я перехожу к предметам, обнаруженным на руках и на теле.

Сверху нагрудника, покрывавшего мумию от шеи до живота, находилось тридцать пять предметов, расположенных семнадцатью группами, образующими тринадцать слоев. Все они были вложены в сложные переплетения повязок, окутывавших тело.

Первую из этих групп составляла серия из четырех золотых воротников, которые доходили до ключиц, покрывая плечи, и закреплялись на шее проволокой. Все они были снабжены обычными противовесами «манхет» на спине. Один воротник частично покрывал другой. Самый верхний с правой стороны имел форму коршуна Нехебт (табл. 96). Второй, помещенный наверху с левой стороны, представлял собой комбинацию крылатой змеи Буто и коршуна Нехебт (табл. 96). Третий, заходивший еще дальше на левое плечо, изображал змею Буто с распростертыми крыльями. Четвертый (крайний) воротник, расположенный чуть правее центра груди, относился к типу «соколообразных». Он сделан из обыкновенных трубчатых бус; его плечевые части образованы головами соколов (табл. 96). Под этими разнообразными ожерельями на длинной золотой проволоке подвешен доходивший до середины живота большой скарабей из черной смолы (табл. 90). Он прикреплен к золотой пластинке, а его крылья инкрустированы изображением птицы Бенну из цветного стекла. На оборотной стороне скарабея начертан текст в честь Бенну.

Бенну-птица из семейства ардеидов; судя по многочисленным виньеткам, вероятно, обыкновенная цапля. Она часто отождествляется с сердцем и является одним из многочисленных воплощений покойника, когда он «выходит, как душа, живущая после смерти». Бенну также сопоставляется с солнечным богом. На основании некоторых неудачных изображений ее можно ошибочно принять за одну из ночных цапель, однако, поскольку «Книга мертвых» (глава XIII) указывает: «Я вхожу, как сокол, я выхожу, как Бенну на рассвете», не может оставаться сомнений, что здесь подразумевается обыкновенная цапля - одна из птиц, пробуждающихся на заре.

За этой скромной заменой хорошо известного скарабея, символизирую­щего сердце, находилось большое нагрудное ожерелье - пектораль в виде сокола из чеканного листового золота (табл. 96). Туловище сокола покрывает всю нижнюю часть груди мумии, а крылья простираются вверх, касаясь подмышек. В заупокойных текстах оно называется «ожерельем Гора». Но какой бы ни была его магическая сила, с чисто эстетической точки зрения это ожерелье не выдерживает сравнения с другим величественным ожерельем такой же формы, найденным непосредственно под ним и почти в таком же положении. Это нагрудное ожерелье Гора выполнено целиком из золотых пластинок, инкрустированных по способу, напоминающему перегородчатую эмаль (табл. 97). Этот великолепный образец ювелирного искусства открывает серию трех ожерелий. Остальные два находятся в слоях, расположенных немного глубже, поэтому я опишу их сразу.

На упомянутом ожерелье лежал чистый лист папируса, а под ожерельем, посредине груди, - другое ожерелье в виде сокола: из чеканного листового золота, подобное найденному в первой группе на плечах. На обеих сторонах его, параллельно правой и левой руке, находилось по не­большому золотому амулету в форме узла неизвестного назначения. Справа и слева от нижней части груди лежали три золотых браслета, два из них замыкались большими бочкообразными бусами из лазурита и сердолика, третий - эмблемой в виде «ока Гора», сделанной из железа. Это была вторая из трех находок столь редкого и имеющего такое большое, я бы сказал историческое, значение металла. Из него была сделана описанная выше подставка для головы «урс» и только что упомянутая эмблема «удж» на браслете, а третью находку, имеющую особенно важное значение, я опишу в дальнейшем. Здесь же мы видим несомненное доказательство применения в Египте этого столь необходимого металла, обладание которым, по словам Рэскина, играло и играет такую огромную роль «в природе, в политике и в искусстве».

Удалив несколько новых прослоек погребальных пелен, мы добрались до восьмого ряда, представленного очень широким нагрудным ожерельем чеканного листового золота в виде змеи Буто. Оно покрывало всю нижнюю часть нагрудника, простирая свои огромные крылья над плечами, и кончиками крайних перьев охватывало шейные повязки. Подобно другим ожерельям этого типа, оно имело обычную подвеску «манхет», закрепленную проволокой с обратной стороны. Этот образец был последним из восьми цельных металлических ожерелий, найденных на шее и груди царя. Все они, очевидно, служили амулетами, символизирующими вечный покой.

Под ними, разделенные лишь чистыми листами папируса, лежали два совершенно различных великолепных ожерелья-воротника. Они имитировали Нехебт и Буто и были выполнены техникой перегородчатой эмали, подобно только что упомянутому ожерелью Гора. Эти воротники - оже­релье Гора, ожерелье Нехебт и ожерелье Небти (то есть Нехебт и Буто) настолько своеобразны, что заслуживают особого описания. Каждое составлено из большого числа отдельных золотых планок, гравированных с обратной стороны и мелко инкрустированных с лицевой стороны матовым цветным стеклом. Стекло имитирует бирюзу, красную яшму и лазурит. Ожерелье Гора составлено из тридцати восьми планок, ожерелье Нехебт - из двухсот пятидесяти шести и, наконец, ожерелье Небти - из ста семидесяти одной планки (табл. 97-98).

Все планки в основном сходны по выполнению и отличаются только формой и цветом в зависимости от рода перьев, которые они имитируют. Планки можно распределить на несколько групп, соответствующих различным перьям, относящимся к первичному, вторичному и малому покрову и так называемым «фальшивым крыльям». Каждая планка имела маленькие дырочки на обоих концах, через которые продевалась нить, соединявшая их со шнуром из бус. Различные части крыльев, крепко скрепленные таким образом друг с другом, образовывали пышные, замысловатые и в то же время эластичные ожерелья.

Теперь мы переходим к одиннадцатому и двенадцатому слоям, состоящим из более интимных произведений ювелирного искусства. Подвешенный к верхней части груди и в то же время прикрепленный к шее гибкими полосками из золота и лазурита, красовался небольшой пектораль, изображающий застывшего в неподвижной позе коршуна. Этот изысканный образец работы золотых дел мастера, быть может, самый изящный из всего, что было найдено на мумии, инкрустирован зеленым стеклом, лазуритом и карнеолом. Вероятно, он символизировал богиню-хранительницу Верхнего Египта Нехебт из Эль-Каба. Характерные черты птицы позволяют отнести ее к тем безобидным коршунам, которые уже встречались нам в качестве эмблемы на диадеме.

Застежки лент, закрепляющих ожерелье, изображают двух миниатюрных соколов, но особенно очаровательна изящно обработанная чеканная поверхность самого пектораля, на котором в качестве своеобразного oui pro quo выполнен барельефом крошечный пектораль в форме царского картуша. Еще ниже на груди мумии находился другой пектораль в виде трех скарабеев из лазурита, которые поддерживают эмблему неба, диски солнца и луны. В их задних лапках - эмблема господства «неб» на горизонтальной подставке, с которой свешиваются гирлянды маргариток и лотосов.

Жуки здесь несомненно имеют мистическую связь с солнечными и лунными дисками, которые мы видим в их передних лапках. В религиозных текстах скарабей обычно ассоциируется с диском. По всей вероятности, лунный диск, в данном случае шар, появляющийся из лунного полумесяца, символизирует бога Тота, олицетворяющего месяц. Оба диска в значительной степени были связаны с древнейшими источниками египетской мифологии. И независимо от религии, бытующей в той или иной период, культ солнца, скрываясь под новой оболочкой, всегда оставался основным не только в отношении живущих, но и в еще большей степени в отношении умерших. В «Книге мертвых» (гл. XV) мы читаем: «О ты, сияющий диск, подымающийся каждый день на горизонте, да озаришь ты лицо Осириса, который поклонится тебе на рассвете и умилостивит на закате».

Эти образцы ювелирного искусства отражают вершину развития прикладного искусства XVIII династии - сюжеты природы и символика орнамента сочетаются, лаская глаз и привлекая внимание. В этом отношении до известной степени показателен стиль выполнения жуков. При всей условности трактовки воспроизводится каждая существенная деталь насекомого и его особенно бросающиеся в глаза черты: выступающие спереди рожки и оболочка крылышек намеренно подчеркнуты; на щите, то есть завершении широкой плоской головки, видны зубчики, расположенные полукругом; дугообразные передние лапы с наружной стороны оканчиваются пятью крепкими когтями и подобно четырем длинным и тонким задним лапкам резко выступают наружу; последняя пара, слегка дугообразная, заканчивается острыми клещами.

Немножко ниже, под тонкими как паутина повязками, мы обнаружили еще три пектораля. Один лежал над самым центром нагрудника, а два других - по бокам, чуть ниже. Последние были подвешены к шее на золотых цепях, завершавшихся цветками лотоса, бусами из карнеола и сердцевидными подвесками позади, пониже затылка. Центральный пектораль также висел на шее. Тройные связки фаянсовых и золотых бус оканчивались застежкой в виде пектораля с символами «джед» и «тет». Пектораль на правой стороне сделан в форме золотого солнечного сокола. Туловище выполнено в виде ячеек с инкрустациями из своеобразного зеленого камня. Другой, расположенный слева, также сделан из золота со сверкающими инкрустациями. Этот пектораль задуман так, чтобы воплотить игру слов, связанную с царским именем: крылатый скарабей держит в передних лапках лунный диск и полумесяц, а в задних лапках - детерминатив множественного числа (три вертикальных штриха) и иероглиф «хеб» (праздник). Таким образом, вместо Небхепрура (тронное имя Тутанхамона) получается Хепрухебиах (праздник воплощений луны). Центральный пектораль представляет собой глаз «удж» с геральдически оформленным уреем Буто спереди и коршуном Нехебт позади. Оборотная сторона его покрыта изящной чеканкой по золоту, а внизу имеются инкрустации лазуритом и каким-то неизвестным камнем бледно-зеленого цвета, напоминающим эпидот. Особенности всех этих пекторалей свидетельствуют о том, что они, несомненно, были личными украшениями фараона.

Сердцевидные подвески из карнеола, оправленные в золото и инкрустированные миниатюрными иероглифами царского имени, напоминают главу «Книги мертвых», где говорится о сердце из карнеола: «Дозволено душе Осириса (покойного) выходить на землю и делать все, что желает его дух». Судя по расположению последних трех пекторалей - глаза в центре, солнечного шара справа и лунного диска слева - можно попытаться связать их с глазами Осириса, а также Ра или другого бога, отождествляемого с солнцем и луной: «Твой правый глаз - солнце, твой левый глаз - луна». Я должен также отметить здесь, что лунные диски в юве­лирных изделиях этой гробницы сделаны всегда из сплава золота и серебра, тогда как солнечные диски - из сплава золота и меди.

Самый нижний слой был отделен лишь несколькими прослойками полотна, превратившегося почти в пыль. Он представлен превосходным ожерельем из крошечных синих стеклянных и золотых бус, нашитых на своеобразную подкладку и образующих нечто вроде нагрудника. Получался интересный узор - золотые бусы, чередуясь с синими, образовывали желтые прошивки или волны на синем фоне. Ожерелье имело по краям гибкие застежки в виде золотых соколов, обрамление из золотых кружков и малюсеньких золотых подвесок, напоминающих капельки.

В одеяния, покрывавшие грудь и живот, были вложены две группы перстней: на запястье правой руки пять штук, а рядом с запястьем левой руки восемь. Они сделаны из массивного золота, лазурита, матово-белого и зеленого халцедона, бирюзы и в одном случае - из черной смолы.

Нередко по обе стороны от печатки перстня или на ее нижней поверхности было выгравировано имя царя или его картуш, что служило отличительным признаком личной собственности фараона. Это напоминает раннюю форму дворцовых штемпелей.

Прежде чем обратиться к различным предметам, покрывающим живот, я хотел бы описать руки. Они были закутаны отдельно, а затем спеленуты вместе с туловищем. Предплечья были согнуты на верхней части живота, левое немного выше правого. Кисть правой руки лежала над левым бедром, а левая доходила до нижнего края нагрудника с правой стороны. В покровы, окутывающие руки, были запрятаны два совсем маленьких амулета в виде браслетов, которые отвалились вместе с истлевшей тканью во время обследования мумии. Места их падения указывают на то, что они находились у локтей. Амулет с правой руки имел форму толстого проволочного браслета с большой бусиной из необработанного зеленого камня и шестью изящно выполненными из различных материалов глазами «удж». Другой, находившийся на левой руке, представлял собой маленький золотой браслет с замочком, изысканно вырезанным на карнеоле и вставленным на прот







Дата добавления: 2015-08-29; просмотров: 415. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

ТЕРМОДИНАМИКА БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ. 1. Особенности термодинамического метода изучения биологических систем. Основные понятия термодинамики. Термодинамикой называется раздел физики...

Травматическая окклюзия и ее клинические признаки При пародонтите и парадонтозе резистентность тканей пародонта падает...

Подкожное введение сывороток по методу Безредки. С целью предупреждения развития анафилактического шока и других аллергических реак­ций при введении иммунных сывороток используют метод Безредки для определения реакции больного на введение сыворотки...

Сосудистый шов (ручной Карреля, механический шов). Операции при ранениях крупных сосудов 1912 г., Каррель – впервые предложил методику сосудистого шва. Сосудистый шов применяется для восстановления магистрального кровотока при лечении...

Трамадол (Маброн, Плазадол, Трамал, Трамалин) Групповая принадлежность · Наркотический анальгетик со смешанным механизмом действия, агонист опиоидных рецепторов...

Мелоксикам (Мовалис) Групповая принадлежность · Нестероидное противовоспалительное средство, преимущественно селективный обратимый ингибитор циклооксигеназы (ЦОГ-2)...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия