Житие святого Савы
Феодосий Хиландарец – самый плодовитый из сербских средневековых писателей. Сведения о «попе и старце» Феодосии отмечены в афонских актах 1316-1348 гг. Однако его литературная деятельность началась в 1280-х или начале 1290-х гг. Помимо Жития св. Савы, самого крупного и, возможно, первого своего произведения, Феодосий создал также Житие св. Петра Коришского (первое из всего трех старосербских житий нетитулованных подвижников) и Похвалу свв. Симеону и Саве (первый отдельный панегирик в старосербской литературе). Кроме того, им написан ряд богослужебных текстов, посвященных свв. Саве, Симеону и Петру. Время написания Жития св. Савы, по всей вероятности, – между 1284 и 1292 гг. В качестве источников Феодосий использовал Житие Доментиана, рассказы учеников Савы, устные легенды, причем не только о нем (например, о гибели болгарского царя Калояна). Кроме того, он активно привлекал материал греческих легендарных житий, конструируя благочестивое и в то же время занимательное повествование об идеальном святом. Особенно активно использовано Житие св. Саввы Иерусалимского. Житие Феодосия иногда характеризуется как «первый сербский роман». Текстуальная история Жития Феодосия, наиболее популярного из оригинальных памятников старосербской прозы, недостаточно разработана. Всего в разное время открыто более 30 списков XIV-XIX вв. только сербской традиции. География их создания и бытования охватывает Афон, различные области Сербии, Черногорию, Герцеговину. Часть их ныне утрачена по разным причинам. Списки XIV-XVII вв. в основном характеризуются малыми отличиями, устойчивостью текста. Наиболее поздние списки, напротив, часто являются компиляциями, редакциями, сокращениями. Одной из подобных редакций являлось и предпринятое епископом Кириллом (Живковичем) первое издание Жития в 1794 г. (под именем Доментиана). Особую позднюю редакцию представляют русские списки Жития, восходящие к несохранившемуся сербскому оригиналу, привезенному с Афона в 1516 г. В них, как и в ряде сербских списков XV-XVI и последующих веков, отсутствует указание на авторство Феодосия, и текст приписан Доментиану. Эта атрибуция была опровергнута только изданием обоих Житий в XIX в. Древнейший известный список Жития относился к 1336 г. (т.е. являлся прижизненным) и был выполнен в Хиландаре старцем Феодулом, позже игуменом монастыря. К древнейшим относится и другой хиландарский список, таха Марка, охарактеризованный ранее в связи с Житием св. Симеона. Издание Жития по этим двум спискам готовилось в конце XIX в., но не состоялось. Список Феодула после этого был утерян; отдельные фотографии его листов хранятся в РГБ. Издание Жития произведено в 1860 г. Д. Даничичем по списку XV в. из кодекса, содержавшего также перевод Жития Иоанна Златоуста. Список хранился в Народной библиотеке Сербии и погиб в 1941 г. Место создания списка неизвестно, в Белград он попал в 1858 г. откуда-то с подвластной еще османам территории. Поскольку в списке отсутствовало имя Феодосия, Д. Даничич приписал текст Доментиану. Издав Жития Доментиана в 1865 г., он исправил ошибку, и дополнил прежнее издание, опубликовав выдержки из списка Венской национальной библиотеки, ныне датируемого XVII в. (Cod. Slav. 62). Список был привезен В. Караджичем из Котора. В Вене же Д. Даничич обнаружил и афонский список Жития 1663 г., принадлежавший в первой трети XVIII в. черногорскому митрополиту Даниилу, также из собрания В. Караджича (Cod. Slav. 25). Позднее были в разной степени введены в научный оборот и другие списки Жития, в основном XVI-XVIII вв., за исключением наиболее поздних не имеющие серьезных содержательных отличий от известных Д. Даничичу. Устойчивость текста Жития отмечалась В. Ягичем, выявившим ряд списков сербской редакции в российских собраниях, а затем и другими исследователями. Первое издание оригинала Жития под именем настоящего автора – репринт издания Д. Даничича 1973 г. По изданию Д. Даничича выполнялись и переводы Жития на сербский язык. Критическое издание Жития по всем ранним спискам планировалось сербскими учеными в 1980-х гг., но не было осуществлено. В 2002 г. Житие издавалось как приложение к монографии болгарского ученого Д. Кенанова Славянска метафрастика (Пловдив – Велико Търново: Жанет-45; Лик, 2002). Издание утерянного Белградского списка Д. Даничичем: Живот светога Саве. Биоград, 1860. Восполнение лакун по Венскому списку: Доментиjан. Живот светога Симеуна и светога Саве. Биоград, 1865. С. X, XVIII-XIX. Житие Феодосия – наиболее насыщенный фольклорно-эпическими стилистическими элементами прозаический памятник Святосавского цикла. В нем сравнительно часто встречаются сербизмы, используются ритмическая речь, внутренние рифмы, чередование настоящего и прошедшего времени, повторы однокоренных или тех же слов. Подчас весьма вычурные синтаксические «плетения» внутри фраз напоминают приемы профессиональных эпических певцов в других средневековых культурах.
|