Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Родослов и летописи





I. «Родослов бана Твртко (и деспота Стефана)»

С. Новакович и Л. Стоянович, первыми занявшиеся детальным исследованием сербских родословов, полагали, что древнейшая форма Родослова могла быть создана в первой половине XV в. Константином Философом-Костенецким. Соответственно, в числе источников Родослова оказывались Старшая летопись и ряд других письменных памятников второй половины XIV – начала XV вв., не говоря о более ранних. Однако Д. Радойчич (Радојчић Ђ. С. Доба постанка и развој старих српских родослова // Историjски гласник. Т. 2. 1948. С. 21-36), рассматривая содержание и структуру первоначального родослова, убедительно связал появление его протографа с коронацией боснийского бана Твртко королем Сербии и Боснии в 1377 г. Действительно, Родослов обосновывает принадлежность Твртка к роду Неманичей и его права на престол, в то же время называя его еще лишь баном – т.е. только подкрепляя будущее принятие королевского титула. В Сербии Родослов расширялся в конце XIV – первой половине XV в., что отразилось в его списках. Расширение это происходило при дворе сербских деспотов Хребеляновичей – Бранковичей, родоначальник которых князь Лазарь являлся союзником Твртка. В частности, при дворе Стефана Лазаревича с Родословом работал Константин Костенецкий, создавший позже для Жития деспота собственную его оригинальную сокращенную версию.

Соответственно, иначе, по сравнению с видением впервые детально рассмотревшего эту проблему Л. Стояновича, решается вопрос и об источниках Родослова. Основная часть информации Родослова о генеалогии и правлении Неманичей – устного происхождения. На это указывают и грубые ошибки, относящиеся как к полулегендарным временам (превращение отца и одного из дядьев Немани в его братьев), так и ко временам уже описанным в Житиях королей и архиепископов (разделение короля Уроша I на двух персонажей, якобы отца и сына). Последнее свидетельствует также против работы автора Родослова в собственно Сербии и против его непосредственного знакомства не только с Житиями, но и с иконографическими родословами. История о двух крещениях Немани, которую Стоянович считал восходящей к Житиям св. Симеона Стефана Первовенчанного и Савы, в Родослове излагается совершенно иначе, чем там – Неманя крестится уже в зрелом возрасте, причем именно о двух крещениях говорится только в авторской Паисиевой редакции. Вероятные заимствования из летописей имеются лишь в двух из четырех редакций старейшего Родослова, Паисиевой и Карловацкой, причем разные в той и другой. Только в одном Карловацком списке использованы Житие Стефана Дечанского Григория Цамблака и Житие Стефана Лазаревича Константина Костенецкого.

При создании фантастической легенды о происхождении Немани от римского императора Лициния автор Родослова использовал письменные источники, как минимум Пролог. Славянский Паралипоменон Зонары использовался в редакции, близкой сербской переработке при дворе Стефана Лазаревича (1408 г.). Однако сама по себе легенда не была всецело изобретением автора – византийская генеалогия для Неманичей родилась в окружении жены, затем вдовы Душана Елены Асень-Комнин уже в 1350-х гг. и отразилась в плохо сохранившейся «лозе Неманичей-Асеней-Комнинов» со стены церкви Богородицы в Матейче. Автор Родослова лишь поместил ее в рамки фантасмагорической картины истории, в которой Неманя оказывается правнуком Лициния. Таким образом, автор был совершенно неспособен даже приблизительно соотнести хронологию Зонары с сербской историей, а также незнаком с подробностями «официальной» сербской версии. Это еще одно подтверждение его работы вне Сербии и вообще в удалении от центров не только византийского, но и в целом внешнего культурного влияния. Находившаяся в религиозной полуизоляции Босния является логичным вариантом. Хотя необходимо отметить, что автор был православным и, скорее всего, выходцем из собственно Сербии или Приморья, – может быть, не в первом поколении. Не исключено, что непосредственное знакомство с хроникой Зонары относится уже к позднейшим переработкам Родослова в первой половине XV в., с чем связаны серьезные расхождения списков в его начальной части.

Первоначальный Родослов сохранился в четырех заметно отличающихся редакциях, две из которых представлены отдельными списками. Старейший список – Карловацкий, найденный П. Шафариком в Патриаршей библиотеке и известный по его изданию. В нем Родослов бана Твртко продолжен Родословом Сремских Бранковичей. Создание этой редакции родослова относится к промежутку 1503-1508 гг., а сам список (или его непосредственный протограф) датирован Л. Стояновичем исходя из содержания временем ок. 1561-1573 гг.

Врхобрезницкий список (Пражский народный музей, IX F 7 (Š 29)), частично впервые изданный также П. Шафариком, происходит из монастыря Врхобрезницы в Плевле (Черногория). Он выполнен иноком Гавриилом в 1650 г. и входит в сборник, включающий также Старшую летопись и Младшую летопись 3-го вида. В этом списке отражается редакция, близкая к Карловацкой, но не включающая продолжения и во многих местах сходящаяся с другими списками.

Особую редакцию, возможно, наиболее раннюю по происхождению, представляет Загребский родослов. Основной его список, давший название редакции (арх. HAZU, №501), датируется XVII в. За Родословом в нем следует Загребская летопись. Кроме того, Л. Стояновичу было известно еще два списка – один по изданию единственного первого листа С. Новаковичем (список, открытый И. Руварцем, был более исправен в сравнении с Загребским, и начало родослова Стоянович привел по нему); другой по копии, предоставленной владельцем, профессором Д.Д. Вуксаном. Последний список тоже неполон, но имеет ряд заметных разночтений. В настоящее время издан очень близкий к основному список из Софийского сборника (руб. XVI/XVII вв.), охарактеризованного ранее в связи с Житиями королей и архиепископов. Места составления списков и их протографов неизвестны, однако список Вуксана, скорее всего, связан происхождением с монастырем Морача (Черногория). Распространенность этой версии в сравнении со всеми остальными подкрепляет, скорее всего, мнение о раннем ее происхождении. Создание Загребского родослова может быть отнесено ко временам деспота Стефана Лазаревича (1389-1427), тогда как общий протограф Родослова по Карловацкому и Врхобрезницкому спискам относится к периоду правления Георгия Бранковича (1427-1456).

В Житии царя Уроша патриарха Паисия (1642 г.; автограф – Библ. Патр. 33) имеется особая редакция Родослова, составленная патриархом на основе версии, близкой к Загребскому родослову. Редакция Паисия является историческим прологом к Житию и, соответственно, не содержит последних главок о правителях после Уроша или их предках. На основе того же источника, в том числе его заключения, а также какого-то близкого Карловацкому, Паисий создал собственный краткий родослов, ставший эпилогом к биографической части Жития.

Издание: Стоjановић Љ. Стари српски родослови и летописи. Српска краљевска академиjа: Ср. Карловци, 1927. С.2-39 (Зборник за историjу, jезик и књижевност српског народа. I отд.: Споменици на српском jезику. Кн. XVI).

Следует отметить, что переписчики и редакторы вносили в текст заметные исправления или уточнения, заметив в нем ту или иную несуразность либо кажущееся противоречие. С этим связано большое число смысловых разночтений и сложность текстуальной истории.

II. «Старшая сербская летопись»

Памятник, определяемый как Старшая сербская летопись, был создан в 70-х гг. XIV в. (скорее всего, в 1372-1373 гг.), примерно в тот же смутный период сербской истории, что и первоначальный Родослов. Исходная форма Старшей летописи отразилась в Копоринском и Врхобрезницком ее списках, доведенных до битвы на Марице и смерти царя Уроша (конец 1371 г.). В дальнейшем Летопись была продолжена до 1391 г. – эта ее редакция отразилась в Печском, Студеницком и Цетиньском ее списках.

Первоначальный автор Летописи неизвестен. Он принадлежал к политическим сторонникам эпирских Неманичей (в отличие от создателя Родослова, приверженца Твртка и Лазаря) и писал, по всей видимости, в южных областях Сербского царства. Продолжатель его трудился при дворе Стефана Лазаревича и, соответственно, являлся сторонником и апологетом Хребеляновичей. Создателя текста, отразившегося в Печском списке, иногда идентифицируют под именем Давид (хотя это может быть имя переписчика или даже владельца рукописи).

Образцом для Летописи послужила появившаяся в Сербии во второй половине XIV в. Хроника Георгия Амартола в славянском переводе. Поскольку Хроника разбита по правлениям царей и императоров, и в сербском изводе сопровождается их хронологическим перечнем, Сказанием вкратце, то и Летопись сохраняет многие черты привычного сербам родослова. Точные даты в ней появляются лишь с 1317 г. и встроены в главы, посвященные правлениям, как и в некоторых поздних родословах. Строго говоря, это именно «хроника» с явными элементами генеалогического предания, наподобие Летописи попа Дуклянина, а не летопись в собственном смысле слова. Источниками Летописи послужили как устные предания, так и жития, а также хронологические записи, в основном поминальные.

Летопись известна в пяти списках. Старейший Копоринский, отражающий первоначальную редакцию 1370-х гг., создан в 1453 г. в Копоринье диаконом Дамианом по заказу архиепископа Зеты Иосифа. Хранился в библиотеке монастыря Крушедол (№86), издан впервые П. Шафариком. Другой список той же редакции – Врхобрезницкий 1650 г., содержится в хронографическом сборнике с Родословом и младшей летописью, охарактеризованном выше. Начало Летописи в нем сильно сокращено и к тому же «исправлено» по Родослову – в частности, введено «удвоение» Уроша I.

Наиболее ранний список редакции времен Стефана Лазаревича – Печский начала XVI в. (РНБ F XVII, №16). Он содержит большую лакуну (нет листа) и в целом уже в XIX в., когда А.Ф. Гильфердинг привез его из Печа, находился в плохом состоянии. Собственно, это фрагмент несохранившегося сборника. Печская редакция Летописи включает отсутствующий в других списках каталог О патриархах земли Сербской, составленный между 1382-1388 гг., при патриархе Спиридоне.

Студеницкий список, хранившийся в Народной библиотеке Сербии (№1209), является частью сборника, включающего также Младшую летопись 1-го вида. Список датируется в пределах XVI в. В 1760 г. он находился в Студеницком монастыре, где копия с него была включена в сборник, содержащий также Житие св. Симеона и Жития архиепископов. Та же редакция Летописи отражена в Цетиньском списке конца XVI в., находившемся в 1830 г. в собственности митрополита Черногории Петра Негоша и попавшем позже в библиотеку Одесского университета (№104, собрание А. Кухарского). Студеницкий и Цетиньский списки восходят к общему протографу, входившему в сборник с Младшей летописью 1-го вида в изводе 1490 г. При этом в Цетиньском списке Старшая летопись продолжена до 1516 г., а Младшая летопись 1-го вида – до 1574 г.

Печский и Студеницко-Цетиньский изводы имеют ряд существенных отличий, и их соотношение между собой не до конца понятно. В Печском списке дается развернутая похвала князю Лазарю, тогда как Студеницкий и Цетиньский списки содержат более пространное описание Косовской битвы. Вторичность той или другой версии неочевидна. Возможно, и в Печском, и в Студеницко-Цетиньском изводе по-разному, но еще в окружении Стефана Лазаревича (до 1427 г.), дополнялся первоначальный вид продолженной Летописи, появившийся в 1391 г. или немногим позже. В Студеницко-Цетиньском изводе Летопись к тому же получила новое, более длинное название, и была заметно отредактирована в начальных главах. В то же время и Печский список дает отдельные дополнения в начальные главы, имеющиеся только в нем, иногда оказываясь дальше от Копоринского, чем Студеницкий и Цетиньский. Создание редакции «Давида» иногда датируют 1402-1405 гг.

Издана Л. Стояновичем: Стоjановић Љ. Стари српски родослови и летописи. Српска краљевска академиjа: Ср. Карловци, 1927. С.62-104.







Дата добавления: 2015-08-29; просмотров: 646. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...


Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...


Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...


Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Седалищно-прямокишечная ямка Седалищно-прямокишечная (анальная) ямка, fossa ischiorectalis (ischioanalis) – это парное углубление в области промежности, находящееся по бокам от конечного отдела прямой кишки и седалищных бугров, заполненное жировой клетчаткой, сосудами, нервами и...

Основные структурные физиотерапевтические подразделения Физиотерапевтическое подразделение является одним из структурных подразделений лечебно-профилактического учреждения, которое предназначено для оказания физиотерапевтической помощи...

Почему важны муниципальные выборы? Туристическая фирма оставляет за собой право, в случае причин непреодолимого характера, вносить некоторые изменения в программу тура без уменьшения общего объема и качества услуг, в том числе предоставлять замену отеля на равнозначный...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА Воспитывать сегодня подрастающее поколение на со­временном уровне требований общества нельзя без по­стоянного обновления и обогащения своего профессио­нального педагогического потенциала...

Эффективность управления. Общие понятия о сущности и критериях эффективности. Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации...

Мотивационная сфера личности, ее структура. Потребности и мотивы. Потребности и мотивы, их роль в организации деятельности...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия