Хай-хэт (англ. hi-hat или hihat), часто называемый просто "хэт", – другой вид парных тарелок, имеющих в своих истоках оркестровые тарелки и, затем, low-sock. Хай-хэт представляет собой пару тарелок (по профилю таких же, как crash), закрепленных на специальной стойке с ножным механизмом, позволяющим ударять одной тарелкой о другую, причем конструкция этой стойки мало изменилась со времени ее создания. Вообще различают открытое (тарелки разведены) и закрытое (тарелки соприкасаются, поскольку педаль нажата) положение хай-хэта, причем звук извлекают как ударом палочки в обоих этих положениях, так и путем нажатия ногой на педаль, вследствие чего тарелки ударяются друг о друга.
|
| AAX Studio hats фирмы Sabian.
|
Что касается конструкции привода, то изначально возникла идея "сэкономить музыканта", играющего на тарелках, и совместить его функцию с "основным" барабанщиком, в результате чего был изобретен механизм для соударения тарелок – так называемый low-sock, – представлявший собой педальный привод, установленный на полу, к которому крепилась пара оркестровых тарелок. Такое устройство позволило высвободить руки барабанщика для игры на других барабанах. Сами тарелки при этом находились у пола, поэтому играть по ним палочками было невозможно. Позже один из легендарных пионеров джаза Gene Krupa совместно с не менее легендарным Armand Zildjian придумали современную конструкцию стойки, где тарелки располагались горизонтально выше малого барабана.
Вообще различают педальные приводы типа sock ("ударять") и типа choke ("надавливать"): в первом из них подвижной является нижняя тарелка, а во втором – верхняя. Современные приводы обычно второго типа. Кроме того, существуют тросиковые приводы, позволяющие закрепить пару тарелок практически где угодно и управлять их соударением педалью через тросик. Современные стойки для hi-hat также имеют специальный регулировочный винт, который приподнимает одну сторону нижней тарелки, так что при нажатии на педаль тарелки соударяются не одновременно по всей окружности, а как бы начиная с одного края. Такое направление соударения нужно для того, чтобы воздух быстрее выходил из пространства между тарелками.
До 1960-х годов выпускались хай-хэты 14" и, реже, 13". В начале 1970-х барабанщики тяжелого рока, в первую очередь John Bonham, начали использовать 15"-е хай-хэты. В конце 1970-х фирма Sabian выпустила свой революционный 10" mini hats, дававшие четкое прорезающее звучание, идеальное для записи на студии. Позднее производители начали экспериментировать с заклепками, вставляемыми в нижнюю тарелку, однако к концу 1990-х оказалось, что все эти ухищрения не прижилась, и сейчас в подавляющем большинстве случаев используются тарелки 13" или 14" без всяких заклепок.
Хай-хэты с различными дополнительными элементами (слева направо, верхний ряд: с отверстиями в куполе нижней тарелки, с отверстиями в куполе и теле нижней тарелки, с заклепками в нижней тарелке; нижний ряд: с прослойкой волнистой формы для выхода воздуха, хэт с разными тарелками).
Другой интересной идеей стала попытка обеспечить быстрый отток воздуха из пространства между тарелок – с той же целью получить более четкий звук. Прижились два технических решения: отверстия в нижней тарелке и изогнутая плоскость. Последнее решение имеет два варианта: изогнутым может быть сам край тарелки или между тарелками вставляют дополнительный элемент волнистой формы. Современные хай-хэты обычно гораздо тяжелее современных crash-тарелок, что отражает общую тенденцию к утяжелению хэтов и облегчению crash ’ей. Последним нововведением оказалось использование разных тарелок в одном хай-хэте, причем некоторые барабанщики используют вместе тарелки из разных серий, от разных производителей и даже разного размера.