ПОЛНЫЙ СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1. Найти сказуемое, изменив форму предложения. 2. Найти подлежащее: кто это делает? 3. Найти второстепенные члены предложения: а) группа сказуемого (зависят от сказуемого); б) группа подлежащего (зависят от подлежащего); в) зависят от других второстепенных членов предложения. 4. Найти (если есть) однородные слова, обращения, вводные, вставные конструкции, обособленные, уточняющие члены предложения. 5. Выделить союзы и союзные слова. 6. Составить схему предложения. 7. Охарактеризовать предложение: а) вид предложения по количеству основ (простое – сложное); б) вид предложения по цели высказывания (пов., вопросит., побудит.); в) вид предложения по интонации (восклицател. - невосклицательное); г) вид предложения по составу основы (одно-двусоставное); д) вид предложения по налич.-отс. второстепенных чл.(распр.-нераспр.) е) вид предложения по налич.-отс.всех необх.чл.пр-ия (полное-неполное ж) чем осложнено (однор., обращ., распр. опред…, ничем не осложнено) |
49 50
ВИДЫ ПРИДАТОЧНЫХ В СПП (ТЕОРИЯ)
| ВИДЫ ПРИДАТОЧНЫХ В СПП (ПРАКТИКА)
СПП С НЕСКОЛЬКИМИ ПРИДАТОЧНЫМИ
Когда мы пришли, отец показал мне несколько крупных окуней, которых он выловил без меня.
Я встал рано, когда солнце не палило и было свежо. |
47 45
ДИАЛОГ – разговор двух или нескольких лиц; состоит из реплик | ОДНОРОДНЫЕ СЛОВА – слова, относящиеся к одному и тому же слову, отвечающие на один и тот же вопрос и являющиеся одним и тем же членом предложения. | ||||||||
Матроскин спросил: - Шарик, что ты умеешь делать? - Картошку окучивать. -Ну и ну! – удивился кот. - А ещё я могу посуду языком мыть, - добавил Шарик. | |||||||||
1. Как и у других рек нашей местности, берега Колокши КРУТЫЕ, БЕЗ песчаных ОТМЕЛЕЙ, луговыми цветами ЗАРОСЛИ до самой воды. ,, 2. БЕЛЫЕ, ЗОЛОТЫЕ и СИНИЕ качаются над головою цветы. , и (соединительные и разделительные союзы) 3. Маше стало жаль расставаться и с этим БЕРЕГОМ, и с ЛУГАМИ, и с ШАЛАШОМ. и, и, и (повторяющиеся союзы) 4. Я ночью ШЁЛ, а днём в лесу БЕЖАЛ. , а (противительные союзы) 5. Человек должен быть человеком не только В своей РАДОСТИ, но и В СТРАДАНИИ. Не только, но и (двойные союзы) | |||||||||
ПРЯМАЯ РЕЧЬ – дословно переданная речь, вводимая в текст словами автора | |||||||||
Петя хвастался: «А у меня дамка!» «А я её съем»,- отвечает Саша. «Так ведь он, - ответила девочка, - страшный драчун». (Слова автора разорвали одно предложение прямой речи.) «Ну да, - не понял я. – А что тут смешного?» (Слова автора разорвали прямую речь на границе предложений.) | |||||||||
ОБОБЩАЮЩЕЕ СЛОВО – форма, называющая более широкое, чем в ряду однородных слов, понятие. | |||||||||
1. За деревней с холма был виден ГОРОД: КВАРТАЛЫ, ЗДАНИЯ, иСАДЫ, и ЦЕРКВИ. :,, и, и 2. Ему не страшны были ни ВОЛКИ, ниРЫСИ, ни КУНИЦЫ – ВСЕ ЭТИ ужасные СУЩЕСТВА. ни, ни, ни - 3. ВСЁ ЭТО: мчащиеся МАШИНЫиидущие ЛЮДИ – единым впечатлением обрушилось на девушек. : и - … 4. Наряду с иными БЕДСТВИЯМИ, как-то: ПОЖАР, ГРАД, СУШЬ – есть ещё одно бедствие. , как-то:,, - … | |||||||||
КОСВЕННАЯ РЕЧЬ – чужая речь, введённая автором в форме придаточ- ной части сложноподчинённого предложения | |||||||||
ЗАМЕНА
|
43 44
ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (грамматическая основа) | ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ | |||||||||||||||||||||||||
1. В погожее время ДУНАЙ чистый. (Имя существительное) 2. САМ ОН– первейший лентяй. (Местоимение + «сам», «весь») 3. ВРАГ - ОН на всё готов. («Двойное» подлежащее: сущ-ое дублир.мест.) 4. КТО не умеет слушать, прошу уйти. (Местоимение любого разряда) 5. НОВЕНЬКАЯ чем-то раздражала. (Прил. и прич. в роли сущ-го) 6. Через час осталось ШЕСТНАДЦАТЬ. (Числительное) 7. ВСТРЕТИТЬ медведя в лесу – не такая уж радость. (Н.ф. глагола) 8. НЕСКОЛЬКО СОЛДАТ выскочили вперёд. (Сс: «кол-во + Р.П.») 9. КРАСНАЯ РЫБА плохо идёт на крюк. (Фразеологизм)
|
В.п. без пр. – строить жизнь Р.п. при отриц. – не видел брата
закутался в шубу лучше наук
холодный туман
радость весны заготовки впрок
книга «Война и мир»
|
58 59
ОСОБЕННОСТИ СКЛОНЕНИЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА | ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗНОШЕНИЯ | |||||
И.П | РОДИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ | |||||
ЖЕНСКИЙ РОД | МУЖСКОЙ РОД | СРЕДНИЙ РОД | Ч Т | Ч Н | Ш Н | |
директора желоба округа отпуска профессора сторожа паспорта ястреба тома (-ы) пекаря (-и) слесаря (-и) бухгалтеры редакторы порты торты шоферы клапаны тракторы фронты цехи (-а) годы (-а) ветры (-а) | черешен боен барышень боярышень деревень простынь свадеб усадеб вафель туфель оглобель ставен басен песен домен ступней западней кочерег | башкир болгар татар киргизов казахов якутов валенок сапог чулок ремешков носков аршин ампер метров граммов килограммов лимонов апельсинов помидоров | войск яблок копытцев корытцев древков коленей блюдец зеркалец одеялец полотенец чисел полотен ядер | нечто - О боа какао радио бомонд оазис соте боте поэт (в торжественных случаях) | молочный достаточно полуночный булочная Э лазер анестезия антитеза компьютер свитер темп тенденция теннис термос штемпель стенд партер денди бутерброд | конечно скучно нарочно булочная яичница пустячный скворечник прачечная горчичник Ильинична – Илья Саввична – Савва Э академия бытие афера гренадер опека конгресс агрессия экспресс энергия истекший недоуменно шинель фланель декада проект |
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ, потемок будней
НЕ ИМЕЮЩИЕ ФОРМЫ сумерек граблей
ЕДИНСТВЕННОГО ЧИСЛА яслей
70 71
КЛАССИФИКАЦИЯ ОШИБОК
| РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ
|
72 73
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ (Г) | |||
Словообразовательные ошибки | Синтаксические ошибки | ||
-неоправданное словосочини-тельство или видоизменение слова | надсмешка (насмешка) нагинаться(нагибаться) спинжак (пиджак) беспощадство (жестокость) растерчиво (растерянно) непоседка (непоседа) | -в структуре словосочетаний | Описывают (что?) о школьном музее. Из прочитанного (прочитанной) мной части романа… |
-в согласовании подлежащего и сказуемого | Три дня, проведённых Мцыри на свободе, была та жизнь (были той жизнью), о которой он мечтал. | ||
Морфологические ошибки (неверное образование форм какой-либо части речи) | -в построении предложений с однородными словами | Показать значение спорта и (объяснить)почему я его люблю. | |
-имя существительное | Был простым мальчишком (мальчишкой). Сколько время (времени)? Охраняли двое милиционер (милиционеров). | -в построении предложений с обособленными членами | Между записанными темами на доске(на доске темами). Путешествуя на велосипеде, у меня сломалась фара (когда я путешествовал на велосипеде…). |
-имя прилагательное | Был послабже (слабее). Эта река более уже (узкая). | -нарушение границы предложения | Собаки напали на след зайца. И стали гонять его по вырубке. |
-местоимение | Ихние (их) привычки. Должен за её (неё) бороться. | -Местоимённое дублирование одного из членов предложения | Кусты, они покрывали берег реки. (кусты покрывали берег реки) |
-глагол и его формы | Судья ехдиет (ездит) на охоту. Человек метается (мечется)по комнате. Ложит (кладёт) инструмент на место. Ждя (ожидая)нападения врага. Озирая (озираясь) по сторонам. | -пропуск необходимых слов | Владик прибил доску и побежал (играть)в волейбол. |
-смешение сочинительной и подчинительной связи в сложном предложении | Когда ветер усиливается, и (-) кроны деревьев шумят под его порывами. | ||
-отрыв придаточного предложения от определяемого слова | Сыновья Тараса только что слезли с коней, которые учились в Киевской бурсе (сыновья, которые…). | ||
-смешение прямой и косвенной речи | Он сказал, что (-) зачем же вы (мы) это сделали. | ||
-разрушение фразеологического оборота | Терпеть не могу сидеть сложив (сложа) руки. Она хохотала (кричала) как резаная. |
А Августовский агронОмия алкогОль анАпест анонИм апострОф асбЕст афЕра афИнянин Б баловАть (избалОванный) бАнтов белЁсый блЁклый брАло брОня (билет) бряцАть бытиЕ в валовОй вероисповЕдание взЯто включенА включИт вОгнутый возбужденО Г гастронОмия гЕрбовый глазирОванный гофрирОванный гренОн-гренкИ гУсеничный | Д дефИс деЯние джентльмЕн диспансЕр добелА добЫча дОверху договОр докумЕнт донЕльзя дОнизу допИвший досУг дОсуха дОсыта дОчиста дралАсь дрЕвко дремОта дрофА духовнИк Е еретИк Ж жалюзИ ждАло (А) жЁлчь З забелЁнный завИдно завилА заворожЁнный зАгнутый задОлго закУпорить зАлитый занозИть | зАнял (А) занятОй зАнятый заперлАсь запертА запломбировАть заржАвЕть звонИт звОнница знАмение знАхарка зубчАтый И(Й) Издавна изобретЕние изрАильский изЫск Иконопись индустрИя инструмЕнт информИровать Ирис (цветок) Искра истЕкший исчЕрпать йогУрт К казакИ каталОг каучУк кАшлянутьквартАл киломЕтр клялАсь кожУх коклЮш комбАйнер копИровать костюмирОванный красИвее (-ейший) | крАшений кремЕнь крестьЯнин кулинАрия кУхонный Л лгалА лЕктор (-Ов) лилОвее логопЕд (-ия) ломОта лОмОть М манЁвры мАркетинг мастерскИ металлургИя мизЕрный мозаИчный мУсоропровОд мЫтАрство мышлЕние Н нА нос нАвзничь надОлго назвалАсь нАискось намЕренье наркомАния наслюнЁнный насторожЁнно начАвший началА нАчали началИсь нЕ был некролОг | непрАвы новорождённый О обеспЕчение обетовАнный областей облегчИть обострЁнный обуслОвливать Овен одолжИт ожилА опЕка оптОвый освЕдомиться осЕдлый остриЁ отвАр отделИт отЁкший отжАтый отжИм Отрочество П пАмятуя перезвонИм переключИт петлЯ плЕсневеть побасЁнка пОвар (-Ов) повторИт Погнутый пОд ноги подкрАлась поднЁсший поднЯв подОлгу подрОстковый | полилА пОнят понЯвший принУдить портОвый пОрты предложИть премировАть прибралА прИбыл придАное принесЁнный прИняли прИнят принЯть прислАла пролилА просверлЁнный простолюдИн прОстыни простЫнь простынЯ простынЯм пулОвер Р рАджа разноимЁнный разношЁрстный раскалЁнный расхвАленный рвалАсь ревЕнь револьвЕр рЕкрут рекрУтский реформИровать ржАветь родИлся (-Ась) рожкИ (макаронные) | С свЁкла сверлИт сИлос симметрИя сирОты скАтерти склАдчина слИвовый снАдобье снЯто соболЕзнование собралА созЫв сорвалА сосредотОчение стАтуя стЕпень (-Ей) столЯр Т табУ танцОвщица толИка тОрты тОтчас тошнотА тунИка У углубИть умЕрший упрОчение усугубИть Ф факсИмиле феЕрия фенОмен фетИш | Х хлЕбец ходАтайство хозЯева хОленый христианИн Ц цЕдра цемЕнт Ч чЕрпать Ш, Щ шАрфы шофЁр щавЕль щегольскИ щепОть Э Экскурс экскУрсия экскурсовОд экспЕрт эпилЕпсия Я Ягодицы Ядрица языковЫе (явления) языкОвая (колбаса) Ясеневый |
ТИПЫ РЕЧИ56
об одновременных действиях, о последовательных действиях о причинах явлений
4 I. Тезис (что будем доказывать). 1. Описание предмета II. Аргументы (доказательства). (КАКОЙ он?) 3 5 1. 2. 2. Описание места 1 7 3. (ГДЕ он находится?) 2 6 III. Вывод (в связи с тезисом). слева…около…тут же 1 – пролог (вступление: место, время действия, хар-ка персонажей…) Рассуждение-ДОКАЗАТЕЛЬСТВО недалеко…шумит… 2 – завязка (с чего началось действие) (ПОЧЕМУ так, а не иначе? стоит…находится… 3 – развитие действия ЧТО из этого СЛЕДУЕТ?) 4 – кульминация (главное событие, 3. Описание состояния изменяющее действие) Рассуждение-ОБЪЯСНЕНИЕ окружающей среды 5 – спад действия (ЧТО это ТАКОЕ? - толкование (КАКОВО здесь?) 6 – развязка (чем закончилось) понятия, объяснение сути явления) вечереет…холодно… 7 – эпилог (заключение: что стало с душно…тишина… героями позже) Рассуждение-РАЗМЫШЛЕНИЕ небо…воздух… (КАК быть? ЧТО делать? - раздумья над различными 4. Описание состояние жизненными ситуациями) лица (КАКОВО ему?) плохо, грустно, озноб, радостно, не по себе
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
СТИЛИ РЕЧИ 57
|
Анализ произведения 62
Наименование | Лексическое значение | Пример употребления | Цель употребления |
ТЕМА | То, о чем говорится в произведении (что хочу написать?) | Автомобиль забрызгал грязью пожилую женщину, переходившую дорогу | |
ИДЕЯ | Главная мысль (к чему призывает автор?) | Надо строить более широкие дороги; люди должны быть более внимательными; наша душевная черствость. | Определить замысел автора |
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА | Слова, имеющие наибольшее значение для воплощения авторской мысли; | У него удивительные руки... такие руки были у... такими руками … | Определить смысловой и эмоциональный фон текста |
НОМИНАТИВ-НОЕ НОЕ значение | Лексическое значение | Солнце - небесное тело шарообразной формы, вокруг которого вращается Земля | Понять смысл |
СИМВОЛИЧЕС- КОЕ значение | Слуховые, зрительные, эмоциональные представления, которые вызывает слово | Солнце - свет, радость, тепло | Понять идею |
СТИЛИ речи | Высокий (книжный) | лучезарный, беззаветно | Определить художественное значение употребления этого этого стиля |
Нейтральный | парус, рассвет, сильно | ||
Низкий (бытовая лексика) | вишь, обормот, айда | ||
ЭПИТЕТ | Художественное определение, отмечающее существенную для данного контекста черту в изображаемом явлении. | «в тумане моря голубом,» «на мутном небе» - изобразительные (нет прямой оценки); | Усилить, подчеркнуть какое- нибудь характерное, выдающееся качество предмета |
«томительная ночи повесть», «мелькают образы бездушные людей» - лирические (есть отношение автора к изображаемому) | |||
волшебница - зима (сущ-ое) | |||
на севере диком стоит одиноко (нар.) | |||
несутся, гремя и сверкая- (дееприч.) | |||
СРАВНЕНИЕ | Уподобление какого- либо явления другому | уходим дымом (тв. п.) | Выделить существенные признаки |
прекраснее рая (ср. ст.) | |||
кругла, как солнце (союзы - будто, точно, словно) | |||
глаза подобны звездам (слова - похожий) | |||
не топот, не труба (отрицат.) |
МЕТАФОРА | Употребление слова или выражения в переносном значении (можно перевести в сравнение) | Пурпур розы; отблеск янтаря; лениво дышит полдень; железный стих (метафорический эпитет); туманная юность (метафорический эпитет) | Позволяет автору раскрыть «свою жизненную философию» |
ОЛИЦЕТВОРЕ- НИЕ | Перенос признаков живого существа на явления природы, предметы и понятия; это целый образ, складывающийся из отдельных словесных метафор | Ветер со стоном метался по безлюдному острову. Его печальный голос тоскливо звучал над притихшим лесом. | Позволяет автору раскрыть «свою жизненную философию» |
МЕТОНИМИЯ | Перенос названия с одного предмета на другой на основании смежности (нельзя перевести в сравнении) | Скушай еще тарелочку! (содержание - содержащий) | Делают мысль более яркой, .лаконичной, выразительной, придают предметную наглядность |
Ругал Гомера (автор - пр-ие) | |||
обрёк мечам (действие - орудие действ.) | |||
фарфор на столе (предмет - материал) | |||
столица молилась (место - люди) | |||
СИНЕКДОХА | Разновидность метонимии (перенос по признаку колич. отношений) | К нему и птица не летит и зверь нейдёт. | Делают мысль более яркой, лаконичной, выразительной, придают предметную наглядность |
ПЕРИФРАЗ | Оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием их характерных черт | седая чародейка ЗИМА | Придает тексту торжественное, возвышенное звучание; позволяет избежать повторов, служит для связи пр-ий |
солнце русской поэзии ПУШКИН | |||
автор «Мцыри» ЛЕРМОНТОВ | |||
ГИПЕРБОЛА | Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения. | В 140 солнц закат пылал... | Выразительность образа, выделить мысль, придать ей необычную форму, эмоциональную окраску |
ЛИТОТА | Образное выражение, содержащее непомерное преуменьшение размера, силы, значения. | Ниже тоненькой былинки надо голову клонить |
СЛОВОБРАЗО-ВАТЕЛЬНЫЕ И ГРАММАТИЧЕСКИЕ средства | Морфемы с определённым значением; слова определенной части речи | Человек, человечек Божище - божик | Передать эмоциональное отношение, создать нетрадиционный образ | |||||||
Молчи, скрывайся и таи (глаг. в пов.н.) | ||||||||||
Шепот, робкое дыхание, трели соловья (сущ-ые) | ||||||||||
СИНТАКСИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ПРЕДЛОЖЕНИЙ структура предложений | ||||||||||
1. Грамматические признаки | простое - сложное | Есть субъект или его нет, недосказанность | ||||||||
одно-двусоставные | ||||||||||
полное - неполное | ||||||||||
2. По цели высказывания | Повествовательное | Описание определенного состояния | ||||||||
Вопросительное | Просьба - заклинание, мучительный вопрос, на который пытаются найти ответ | |||||||||
Побудительные Побудительное | ||||||||||
3. Знаки препинания | !! - особая эмоциональность высказывания | |||||||||
... - кульминационный момент, трудно подобрать слова, напряженность переживаемого чувства | ||||||||||
- афористическая хлесткость, динамизм | ||||||||||
Комбинация знаков - сложность | ||||||||||
СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ фигуры | ||||||||||
1.Риторический вопрос | Цель: не получить ответ, а привлечь внимание | Знаете ли вы украинскую ночь? | Привлечь внимание к чему - нибудь | |||||||
2.Риторическое обращение | Подчёркнутое обращение к кому - чему – нибудь | Человек! Будь осторожен! | Выразить отношение, дать характеристику | |||||||
3. Повтор | Анафора (повтор слова в начале...) | Жара вставала...Жара душила... Жара сводила... | Создание напряженно - нарастающей интонации | |||||||
Анадиплосис (подхват) - конец - начало | ...запел песню. Песня... | |||||||||
Рефрен- повтор предложения, обособленного от текста | ||||||||||
Градация - нарастание (убывание) значимости | Фет «Я пришел к тебе...» (композиция.- II -) Повтор эпизодов (сюжетная градация) | |||||||||
4.Параллелизм | Сходное расположение элементов речи, которые создают единый образ | |||||||||
5. Синтаксичес- кий параллелизм | Одинаковое построение предложенийий, абзацев... | По небу плывут тучи. Над рекой висит туман В душе затаилась боль. | Описание осенней распутицы - описание внутреннего состояния человека | |||||||
6. Композицион- ный параллелизм | = сюжетн. линии, смысловая параллельность частей | |||||||||
7. Многосоюзие (полисиндетон) | Повтор союза | Дождь сеялся и на леса, и на поля, и на широкий Днепр. | ||||||||
8. Бессоюзие (асиндетон) | Б.Без союзов (однородные слова, предложения) | Мелькают мимо будки, бабы, мальчишки, лавки, фонари … | ||||||||
9.Эллипсис | Пропуск подразумеваемого слова | Ввели и - чарку - стук ему | Эффект бытовой небрежности, деловитости, лирической взволнованности | ||||||
10. Инверсия | Постановка слов на синтаксически необычное для них место, нарушение порядка | Сижу за решеткой в темнице сырой | Интонац.- синтаксич. выделение слов, Сс; логическое выделение | ||||||
На севере диком стоит одиноко | |||||||||
Часов однообразный бой | |||||||||
Роняет лес багряный свой убор | |||||||||
1 1.Антитеза | Резкое противопоставление противоположных понятий | Ученье - свет, а неученье тьма | Усиление выразительности речи | ||||||
12. Оксюморон | Соединение понятий, противоречащих, исключающих друг друга | Горькая радость, звонкая тишина, красноречивое молчание | |||||||
13. Ирония | Скрытая насмешка | «Откуда, умная, бредешь ты, ты голова?» (обращение к ослу) | Развлечь читателя, подчеркнуть недостатки | ||||||
14. Градация | Приём последовательности, постепенности в расположении чего- нибудь, при переходе от одного к другому | Обман зрения – галлюцинация - мираж | Расставить явления по степени значимости, создать эффект наибольшей выразительности | ||||||
15. Умолчание (многоточие) | Прерванность мысли (обрывки мыслей, открытый финал) | Андрей проиграл...Весь город говорит...Завтра свободна, свободна... | Позволяет читателю домыслить | ||||||
1 б. Контекстные (контекстуальные) синонимы, анонимы | Приобретают свойства
близких или
противоположн
|