Студопедия — ТЕЗИС И ЕГО ДОКАЗАТЕЛЬСТВА
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ТЕЗИС И ЕГО ДОКАЗАТЕЛЬСТВА






1. Виды аргументов:

- аксиомы – очевидные факты (не требуют доказательств);

- ссылки на ранее доказанные суждения, высказывания и оценки выдающихся людей;

- факты (определенные события, явления, поступки, детали);

- собственные суждения.

2. Формы (способы) доказательства:

- индуктивный (от общего – тезиса – к частному – аргументу);

- дедуктивный (от частного к общему)

 

АРГУМЕНТ – очевидные суждения, истинность которых установлена с помощью непосредственных наблюдений и восприятия.

РЕФЕРАТ – краткое изложение содержания нескольких текстов-источников по заданной теме. Требования: - информативность; - выделение всех наиболее важных положений первоисточника; - объективность, неискаженное содержание текста; - связность, последовательность, логичность изложения, грамматическая связь всех частей. Типы рефератов: - репродуктивный (воспроизводит содержание источника) - продуктивный (критическое отношение к материалу или творческий подход к нему). ОФОРМЛЕНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ 1. Титульный лист
Муниципальное образовательное учреждение – «Средняя общеобразовательная школа № 5 Реферат «Особенности творческой манеры Б.Пастернака»   Выполнил ученик 11-а класса ______________ Проверил____________ Магнитогорск – 2006 г.

2. План (сложный) с указанием страниц

3. Рекомендации по содержанию:

- никогда не ограничиваться в рассказе о писателе датами рождения и смерти;

- включить мнение современников писателя, критиков того времени и наших современников;

- освещать те факты биографии, которые имеют непосредственное отношение к творчеству;

- подтвердить выводы цитатами из произведений писателя;

- включить иллюстрации;

- высказать собственное отношение к излагаемому материалу;

-сделать сноски (указать источник цитирования и страницы).

4. Список использованной литературы.

 


7 35

ДОКЛАД – устный рассказ на заданную или сформулированную самостоятельно тему ГРУППЫ ТЕМ: 1. Требуют полного или выборочного пересказа содержания произведения (например «Судьба Катюши Масловой»). Излагается в авторской последовательности. Пересказ представляет собой литературный монтаж, т.е. краткое повествование соответствующих сцен, эпизодов, отрывков, скрепленных словами докладчика.   2. Требуют полного или выборочного пересказа с элементами рассуждения (например «Константин Левин и Кити. Какова их роль в романе?)   3. Требуют самостоятельного разрешения поставленных вопросов («Кто виноват в гибели Анны Карениной?) АЛГОРИТМ РАБОТЫ НАД ДОКЛАДОМ 1. Сформулировать и осмыслить тему, определить основную мысль. 2. Внимательно прочитать и отобрать необходимые для раскрытия темы материалы. Законспектировать, сделать выписки, отобрать цитаты. 3. Составить простой план, учитывая последовательность и логическую связь основных мыслей, и отметить, какой материал вы будете использовать для каждого пункта. Систематизировать материал в соответствии с планом, окончательно отобрать соответствующие доказательства, факты, цифры. 4. Если вы делаете устное сообщение, текст его надо заранее подготовить и рассказывать, а не читать. Цитаты же лучше зачитывать. Чтобы можно было легко найти их в нужный момент, около цитаты необходимо написать пункт плана. 5. Не забудьте сообщать слушателям, чье высказывание вы цитируете, из какого источника.   ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИТЕРАТУРНОГО ГЕРОЯ (персонажа) – действующее лицо художественного произведения; именно он, его жизнь, труд, борьба находятся в центре внимания автора 1. Портрет, манера держаться (какое впечатление произвел на вас его внешний облик; что прежде всего выделяется; как это его характеризует). 2. Общественное и семейное положение. 3. Речь (есть ли особенности, о чем они говорят: социальное положение, уровень культуры, характер и т.д.). 4. Черты характера – это устойчивые особенности человека, которые зависят от его образа жизни и проявляются в действиях, поступках, высказываниях. 5. Поведение, деятельность героя: как в поступках проявляется его ум, характер, нравственные качества. 6. Взаимоотношения с окружающими, как ведет себя с разными людьми. 7. Отношение других героев к персонажу: кто о нем говорит, что и как именно. 8. Мнение автора о герое: что думает о своем герое, как характеризует и что хотел сказать, изображая его именно таким. 9. Какие художественные средства используются: эпитеты, метафоры, сравнения, обращения, диалог, авторская речь и т.д. (обращать внимание при раскрытии всех пунктов плана). 10. Каким вам представляется герой, на какие мысли о жизни, о человеке он вас навел. ГРУППОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРСОНАЖЕЙ 1. Выделить то, что является для данной группы характерным, определяющим, обобщающим. 2. Подумать, не допускает ли этот материал деления на подгруппы. Если «да», то: - выделить подгруппы по общим признакам; - на каждую подгруппу составить характеристику, которые в сочетании и составят характеристику группы. 3. Продумать переходы от характеристики одной группы к другой. 4. Не забыть о чертах героев, которые подтверждают групповую характеристику и выявляют яркую индивидуальность.

 


10 36

ОТЗЫВ (РЕЦЕНЗИЯ) – критическая оценка творческой работы Отзыв предполагает - серьезный анализ произведения с самостоятельными обобщениями и выводами (оценка); - рассказ о своих чувствах и впечатлениях.   I. Вступительная часть 1.О чем хочу рассказать (автор, название, время появления). 2.Общее впечатление (оправдались ли ваши ожидания, что особенно интересно, странно, привлекает внимание). 3.Замечания о существе темы и ее реализации в работе. 4. Стиль и тип речи. II. Основная часть 1. Отвечает ли содержание выбранной теме, не вышло ли за пределы или не отступило от нее. Повлияло ли это на выражение идеи, достаточно ли ясно она выражена. 2. Композиция: логика движения мысли, последовательность в передаче материала. 3. Все ли суждения аргументированы; какие аргументы используются: обращение к истории, высказывания авторитетных людей, цитирование, мнение критиков и т.п. 4. Какие мысли, по-вашему, пропущены, есть ли положения, с которыми вы не согласны. 5. Как выражено отношение автора к тому, о чем он пишет. Какие образные средства используются для этого. III. Заключение Обобщение сказанного, выводы, оценка, личная позиция – совпадает ли она с мнением автора текста ФОРМЫ ОТЗЫВА: - сочинение-рассуждение; - письмо другу; - письмо автору текста; - статья в литературно-критический журнал; - страничка в дневнике читателя. ТРАНСФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА Р А С С К А З ---------- П Ь Е С А   1. Внимательно прочитать произведение. 2. Составить список действующих лиц, охарактеризовать каждого по возрасту, роду занятий, социальному положению, характеру, одежде, внешности, отношению к какому-либо герою. 3. Разделить рассказ на части (действия) по месту происходящих событий. 4. В начале каждого действия опишите место, где все происходит, назовите действующих лиц, их местонахождение и действия. 5. Переделайте происходящие события в диалог героев, сопровождая его, где нужно, авторскими ремарками   ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ -------- СЦЕНАРИЙ   1. Выбрать произведение или эпизод для экранизации, внимательно прочитать его. 2. Озаглавить, если это эпизод. 3. Разбить на крупные сцены, если это произведение. 4. Сцены разбить на кадры, наметить их содержание: обстановку, цветовое и звуковое оформление, составить диалоги и монологи, закадровый текст, титры. 5. Определить последовательность, взаимосвязь и взаимопереходы кадров, т.е. монтаж.    
№ кадра Зрительный ряд Дикторский текст, диалоги
  Остров. Два генерала, удивленно оглядывающие друг друга Жили да были два генерала, и т.к. оба были легкомысленны, то в скором времени очутились на необитаемом острове.

 

 


11 12

  ТЕКСТ ДЛЯ РЕЦЕНЗИИ   (1) По-настоящему привлекало русского читателя то, что в чеховских героях он узнавал тип русского интеллигента, русского идеалиста, причудливое и строгое существо, малоизвестное за границей.   (2) Чеховский интеллигент был человеком, сочетавшим глубочайшую порядочность с почти смехотворным неумением осуществить свои идеалы и принципы, человеком, преданным нравственной красоте, но в частной жизни неспособным ни на что дельное. (3) Таков человек, проходящий в обличии врача, студента, сельского учителя и людей других профессий через все рассказы Чехова.   (4) Беспомощные интеллигенты Чехова не были ни террористами, ни социал-демократами, ни будущими большевиками. (5) Важно, что типичный чеховский герой – неудачливый защитник общечеловеческой правды, возложивший на себя бремя, которого он не мог ни вынести, ни сбросить. (6) Все чеховские рассказы – это непрерывное спотыкание, но спотыкается в них человек, заглядевшийся на звёзды. (7) Он всегда несчастен и делает несчастными других; любит не ближних, не тех, кто рядом, а дальних. (8) Страдания негров в чужой стране, китайского кули, уральского рабочего вызывают у него больше сердечных мук, чем неудачи соседа или несчастья жены.(9) Такие люди могла мечтать, но не могла править. (10) Они разбивали свои и чужие жизни, были глупы, слабы, суетливы, истеричны; но за всем этим у Чехова слышится: благословенна страна, сумевшая породить такой человеческий тип. (11) Они не спали ночами, выдумывая миры, которых не могли построить, но само существование таких людей, полных пылкого, пламенного самоотречения, духовной чистоты, - это обещание лучшего будущего для всего мира. (В.Набоков)     РЕЦЕНЗИЯ НА ТЕКСТ В.НАБОКОВА   Появление в литературе образов (типов), наделённых сходными чертами в характере и поведении не исключение (не редкость): «блаженные» герои Достоевского, тургеневские девушки. Талант Чехова вызвал к жизни ещё один образ – тип идеалиста-мечтателя, русского интеллигента. Набоков, по-моему. Дал справедливую и точную оценку этому литературному типу. Чеховский герой симпатичен именно сочетанием тех черт, на которые обращает наше внимание автор текста (нравственной чистотой, духовностью, с одной стороны, и бестолковостью, житейской неприспособленностью, с другой). Даже допуская ошибки и промахи, герой не теряет своего обаяния в глазах читателя, так как всё это совершается не со зла, скорее всего из благих побуждений.   Выразительный метафорический образ спотыкающегося человека, заглядевшегося на звёзды, как нельзя лучше характеризует героя-интеллигента Чехова. Неоднократно встречающиеся в тексте отрицательные частица НЕ и НИ, с одной стороны, подчёркивают неактивность героя, его нерешительность (не способен ни на что дельное, не мог ни вынести, ни сбросить, не могла построить, не могли править), с другой – наводят на мысль о том, что герою несвойственно насилие, стремление заставить остальных жить по-иному, даже если это иное – лучшая, лишенная пошлости жизнь (не были ни террористами, ни социал-демократами, ни будущими большевиками).   Набоков дважды подчёркивает мысль о том, что именно такой, подчас бестолковый и слабый человек – «обещание лучшего будущего для всего мира». Почему? Я думаю, ответ уже дан в самой оценке героя. Не так уж всё плохо и безнадёжно в мире, в котором существуют подобные идеалисты-мечтатели, лишённые меркантильных расчётов, это залог его духовного совершенствования.

 


14 17

РАЗРАБОТКА ТЕМЫ СОЧИНЕНИЯ 1. Обдумать формулировку темы, расшифровать ее, обращая внимание на каждое слово (о чем буду писать). 2. Определить основную мысль (что буду доказывать). Идея – авторское понимание темы. Чтобы определить идею, нужно переделать (переформулировать) тему в вопрос – сжатый, достаточно четкий и точный; ответ на него и будет тезисом, который будем раскрывать, обосновывать, доказывать, развивать в сочинении. 3. Определить факты, доказывающие основную мысль работы. 4. Собрать материал из произведения, подтверждающий или опровергающий факты. 5. Систематизировать материал, составить план, начиная с основной части. Основная часть – формулировка должна совпадать с темой сочинения Вступление и заключение – все слова темы являются основой для формулировки их вариантов, которые должны быть связаны друг с другом Варианты вступления: характеристика эпохи связь темы и мировоззрения писателя мотивация выбора темы разработка темы до … различные подходы к раскрытию темы цель обращения автора к теме что такое художественный образ и т.д. Варианты заключения: современное общество объективность оценки действительности мои интересы в области современной лит-ры актуальность данной темы образ художественный и реальный и т.д. 6. Продумать переходы от одной части к другой. 7. Написать черновик и проверить его: -соответствует ли теме, плану; -раскрыта и доказана ли основная мысль; - связаны ли части между собой.   КАК РАБОТАТЬ НАД СЛОВОМ 1. Читая книги, выписать особенные фразеологические обороты, отдельные слова, выразительные образы. 2. Писать каждый день особым образом – «не останавливаясь» (записывать свою собственную внутреннюю речь): завязать переписку с другом, вести дневник. 3. Выбирать из классических произведений отрывки, списывать их, а потом стараться записать по памяти. 4. Брать рассказ или отрывок из лучших произведений, разбирать по частям, предложениям. ИЗБЕГАЙ ПОВТОРЕНИЙ А.С.ПУШКИН: он, автор, художник, поэт, писатель, друг декабри- стов, классик, мастер слова, любимец народа, творец ИЗОБРАЖАЕТ: описывает, воссоздает, рисует, воспроизводит… ПОВЕСТВУЕТ: говорит, рассказывает, делится услышанным… РАСКРЫВАЕТ: отмечает, выделяет, подчеркивает, замечает, видит РАЗОБЛАЧАЕТ: высмеивает, показывает недостатки, ЧУВСТВУЕТ: радуется, волнуется, сопереживает, огорчается… ЗНАЕТ: понимает, догадывается, предчувствует, уверен, что… ВДОХНОВЛЯЕТ: утверждает, воодушевляет, будит фантазию МЫСЛИТ: думает, размышляет, делает выводы, считает, что… ВОЗМОЖНЫЕ КОНСТРУКЦИИ заслуживает внимания интересна система доказательств правильно ли утверждение да, это верно, но, однако наряду с внимательно отнесся но в отличие от я убежден не так, как понимаю, что в сравнении с не уверен в не скрывает симпатий как уже было сказано ПРИЕМЫ ЦИТИ РОВАНИЯ 1. Точное: прямая речь (Иванов пишет: «Их уже не было…») часть СПП (Иванов пишет, что «их уже не было …») пр-ие с вв. конструкцией (По мнению поэта, «их уже…») 2. Неточное: изложение содержания цитаты (косвенная речь) ссылка на цитату (Об этом свидетельствует …)  

 


15 16

  РАЗРАБОТКА ТЕМЫ СОЧИНЕНИЯ   «ОБРАЗ АВТОРА В РОМАНЕ А.С.ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»   1. Я буду писать о том, каким образом Пушкин участвует в повествовании своего романа; когда, почему и с какой целью он появляется в произведении; на какие темы рассуждает; как характеризует героев; какие мысли о себе и обществе высказывает.     2. Я буду доказывать, что целью появления автора в романе является его стремление охарактеризовать себя и своих героев в разные периоды жизни, рассказать о своём времени и высказать отношение к происходящим событиям.     3. –«Онегин, добрый мой приятель,…»;   -«Я так люблю Татьяну милую мою…»;   -рассуждает о себе как о поэте, который меняется и переходит от романтизма к реализму;   -делится мечтами о будущем, предчувствует реакцию общества на своё произведение;   -появляются грустные мысли об уходящей молодости, о прожитой жизни;   -народность поэта, близость к природе и т.д.     4. –воспоминание о молодости («…на брегах Неву, Там некогда гулял и я…»; «Воспомня прежнюю любовь, Чувствительны, беспечны вновь, Безмолвно упивались мы!»);   -намёк на ссылку поэта («…Но вреден север для меня»);   -воспоминания о театре («…сатиры смелый властелин, Блистал Фонвизин…Там Озеров невольны дани С младой Семёновой делил…Я был от балов без ума…О вы, почтенные супруги! Я вас хочу предостеречь…»);   -отношение к родине («Под небом Африки моей Вздыхать о сумрачной России, Где я страдал, где я любил, Где сердце я похоронил»; «Я был рождён для жизни мирной, Для деревенской тишины…») и т.д.     ПЛАН 1. Возможности авторов проявить себя в произведениях разных жанров. 2. Образ автора в романе «Евгений Онегин». 1. Пушкин и Евгений Онегин: а) общие черты; б) различия. 2. Пушкин и Татьяна Ларина. 3. Автор о своей молодости. 4. Пушкин о русском обществе 20-х годов 19 века. 5. Народность поэта: а) отношение к русским обычаям; б) любовь к родной природе. 6. Рассуждение о своём творчестве. 3. Пушкин – рекордсмен в использовании лирических отступлений для самовыражения.

 


18 13

ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА РАЗГОВОРНОГО СТИЛЯ РАЗГОВОРНО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ СЛОВА (не нарушают норм литературного употребления): дармоед, навязываться, не по нутру.   ПРОСТОРЕЧИЯ: вульгаризмы – пропади пропадом, пялить глаза, юлить, рехнуться; ругательства – дурак, рыло, проклятый; искажения слов – много делов, елестричество, езуит.   ЕСТЕСТВЕННОСТЬ СВОБОДНОГО РАЗГОВОРА создается следующими средствами: особые слова и выражения – авось (может быт ь); охота была (не хочу); смекалка (ум); типун тебе на язык (помолчи); завернуть (зайти); эмоционально-оценочные слова – Варенька, птичка, ключик, водица (использование уменьшительно-ласка- тельных суффиксов); отступление от морфологических норм – не отдал деньги (в.п.вм.р.п.) проходу не дает, в дому, со свету сжила (р.п. и пр.п. на –У); синтаксически неполные конструкции – Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! Конечно, не дай бог этому случиться! В окно выброшусь, в Волгу кинусь! фразеологические обороты – шито-крыто; скатертью дорога; сравнения – жила, точно птичка на воле; точно голубь воркует; постоянные эпитеты – ветры буйные; горька неволя; небо чистое; повторение слов – слыхать слыхала, горячо-горячо, печаль-тоска, высоко-превысоко; предложения, различные по цели высказывания; обращения и т.п СОЧИНЕНИЕ-МИНИАТЮРА 1. Вдумайтесь в тему, в ее содержание. Определить тип работы: повествование, описание, рассуждение. 2. Сформулируйте поставленную проблему своими словами. 3. Отберите необходимый фактический материал. 4. Сгруппируйте материал по общим основаниям. 5. Установите между группами сходства и различия, используя метод сравнения. 6. Сделайте выводы, обобщения. РАБОТА ГАЗЕТНОГО ЖАНРА З а м е т к а. Краткая информация о каких-либо общественно-значимых фактах (и только информация). Обязателен привлекающий внимание заголовок. Р е п о р т а ж. Автор должен быть свидетелем события, о котором рассказывает, так как необходимо дать оценку происходящему. Обязателен последовательный показ начала, развития и завершения какого-либо события, действия. Не должно быть чужих слов, оценок (но возможно использование чьих-либо высказываний). О т ч ё т. Сообщение о мероприятии. Даются существенные подробности, высказывается авторское отношение в определенном стиле и с использованием художественных средств. И н т е р в ь ю. Рассказ или «вопрос-ответ», который может прерываться авторскими отступлениями. СЕМИНАР 1. Выбрать тему. 2. Составить список литературы к теме. 3. Литературу тщательно просмотреть, выборочно прочесть и зафиксировать всё, что представляет интерес, в форме аннотации, перечня цитат, тезисов, конспекта. 4. Материал привести в систему, определить главное, составить план, подобрать аргументы. 5. Лучше сделать сообщение проблемным: не просто перечислять мысли, а воспроизвести сам процесс рождения мысли, поиск доказательств и определить причинно-следственные связи. 6. Отобрать материал на 10-15 минут, способный заинтересовать слушателей.

 


19 20

АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ 1. Автор и название стихотворения. 2. История создания (время написания, события этого периода в жизни автора). 3. Тема (о чем говорится). 4. Идея (главная мысль). 5. Особенности композиции (построения). 6. Система образов, ее описание (ключевые слова, рисующие образы). Средства создания образов: - х у д о ж е с т в е н н ы е эпитет – определение, придающее выражению образность, эмоциональность («Отговорила роща золотая березовым веселым языком»); сравнение – форма поэтической речи, основанная на сопоставлении одного предмета или образа с другим («…как мимо- летное виденье, как гений чистой красоты»); метафора –переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или различию («и кудри наклонять и плакать», «Твое лицо в его простой оправе», «орла двуглавого щипали»); гипербола –художественное преувеличение (туча закрыла полнеба) литота -художественное преуменьшение (мальчик-с-пальчик) и т.д -особенности с и н т а к с и с а инверсия – необычный порядок слов в предложении («Швейцара мимо он стрелой взлетел по мраморным ступеням»); синтаксические фигуры - обращение, риторическое восклицание, вопрос, отрицание, утверждение, пропуск (недоговоренность), плеоназм (многословие) и т.д. - особенности ф о н е т и к и звукопись– способ стихотворной речи, создание образов с помощью звуков: аллитерация – нагнетание согласных («Когда состав на скользком склоне от рельс колеса оторвал»)       ассонанс – нагнетание гласных звуков («Послушный лук согну в дугу»); альтернанс – одновременное нагнетание и гласных, и согласных звуков - с л о в о о б р а з о в а т е л ь н ы е элементы: приставки, суффиксы, частицы   7. Сюжет или лирический сюжет (нарастание эмоциональной волны). 8. Образ лирического героя (его чувства, настроение, отношение к происходящему): а) что представляется при чтении (картина, пейзаж, чья-либо встреча и т.д.); б) что еще можно увидеть и услышать за строками стихотворения, хотя автор прямо об этом не говорит; в) что вы почувствовали при чтении. 9. Ваши чувства и мысли, совпадают ли они с чувствами и мыслями лирического героя. 10. Особенности рифмы: а) мужская – ударение на последнем слоге (окнО – давнО); женская – ударение на предпоследнем слоге (дАром – пожАром); дактилическая - ударение на третьем от конца слоге (расстилАется – разливАется); гипердактилическая – ударение на четвертом от конца слоге (свЕшивающиеся – смЕшивающиеся); б) точная (гор – спор); неточная (рассказ – тоска); в) простая (волны – слоны); составная (до ста расти – до старости). 11. Стихотворный размер: _ _ хорей _ _ ямб _ _ _ дактиль _ _ _ амфибрахий _ _ _ анапест

 


21 22

АЛГОРИТМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТИХОТВОРНОГО РАЗМЕРА 1. Расставь ударения (учти, что «маленькие» слова часто бывают безударными). 2. Подчеркни все безударные гласные. 3. Составь слоговую схему (проверь: количество слогов должно быть равно количеству гласных букв). 4. Перенеси ударения в схему. 5. Раздели на одинаковые по месту ударения отрезки (по два или три слога). 6. Определи размер. ХОРЕЙ (_ _) а) Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя… б) Я вернусь, когда раскинет ветви По-весеннему наш белый сад в) Спит ковыль. Равнина дорогая, И свинцовой свежести полынь… г) По ночам, прижавшись к изголовью, Вижу я, как сильного врага… д) Пишут мне, что ты, тая тревогу, Загрустила шибко обо мне… е) Выхожу один я на дорогу; Сквозь туман кремнистый путь блестит… ЯМБ (_ _) а) Рожденные в года глухие Пути не помнят своего б) Любви, надежды, тихой славы Недолго нежил нас обман в) Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты г) Во глубине сибирских руд Храните гордое терпенье д) В пустыне чахлой и скупой, На почве, зноем раскаленной… е) Хочу я быть ребенком вольным И снова жить в родных горах ДАКТИЛЬ (_ _ _) а) Тучки небесные, вечные странники, Степью лазурною, цепью жемчужною… б) Мы надрывались под зноем, под холодом С вечно согнутой спиной в) Эту привычку к труду благородную Нам бы не худо с тобой перенять г) Прямо дороженька, насыпи узкие, Столбики, рельсы, мосты д) Добрый папаша! К чему в обаянии Умного Ваню держать   АМФИБРАХИЙ (_ _ _) а) За городом вырос пустынный квартал На почве болотной и зыбкой б) Потом вылезали из будок, как псы, Смотрели, как море горело в) Под грохот тяжелых орудий Немало отхлынуло дней г) Товарищ! Ты видел над нею Закаты в дыму и крови д) Сижу за решеткой в темнице сырой. Вскормленный в неволе орел молодой…   АНАПЕСТ (_ _ _) а) По зеркальной воде, по ку3дрям лозняка От зари алый свет разливается б) А владелец роскошных палат Еще сном был глубоким объят в) За заставой, в харчевне убогой, Все пропьют бедняки до рубля г) О, весна без конца и без краю – Без конца и без краю мечта д) Принимаю бессонные споря, Утро в завесях темных окна

 


23 24

    Александр Блок     НА ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ     Марии Павловне Ивановой   Под насыпью, во рву некошеном, Лежит и смотрит, как живая, В цветном платке, на косы брошенном, Красивая и молодая.   Бывало, шла походкой чинною На шум и свист за ближним лесом. Всю обойдя платформу длинную, ждала, волнуясь, под навесом.   Три ярких глаза набегающих – Нежней румянец, круче локон: Быть может, кто из проезжающих Посмотрит пристальней из окон…   Вагоны шли привычной линией, Подрагивали и скрипели; Молчали желтые и синие; В зеленых плакали и пели.   Вставали сонные за стеклами И обводили ровным взглядом Платформу, сад с кустами блёклыми, Её, жандарма с нею рядом…     Лишь раз гусар, рукой небрежною Облокотясь на бархат алый, Скользнул по ней улыбкой нежною… Скользнул – и поезд в даль умчало.   Так мчалась юность бесполезная, В пустых мечтах изнемогая… Тоска дорожная, железная Свистела, сердце разрывая…   Да что – давно уж сердце вынуто! Так много отдано поклонов, Так много жадных взоров кинуто В пустынные глаза вагонов…   Не подходите к ней с вопросами, Вам все равно, а ей – довольно: Любовью, грязью иль колесами Она раздавлена – все больно.     14 июня 1910 года

 


25 26

АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ А.Блока «На железной дороге» Стихотворение написано в 1910 году, в период реакции после подавления русской революции. Восторженное настроение Блока, надежды на изменения общественной жизни, которые он возлагал на 1905 год, «умерли». Сам Блок охарактеризовал это стихотворение как «бессознательное подражание» одному из эпизодов в романе Л.Толстого «Воскресенье»: Катюша Маслова на маленькой станции видит в окне вагона Нехлюдова в бархатном кресле ярко освещенного купе 1 класса. Блок отнес это стихотворение к циклу «Родина». Автор дает как зарисовку судьбы одной девушки, показывая на ее примере, как истинный реалист, Россию того времени и жизнь в ней простых людей. Знакомство со стихотворением, по мнению автора, должно было привести читателя к мысли: такую жизнь, такой общественный строй, такие условия необходимо менять коренным образом и как можно скорее. Большую роль в осуществлении этого замысла играет композиция: в начале стихотворения Блок рисует страшную картину – итог; то, к чему пришла лирическая героиня – Под насыпью, во рву некошеном…(1 строфа) Все остальное в стихотворении – рассказ о причинах этого трагического конца. А последняя строфа позволяет говорить о замкнутой композиции (кольцевая). И это не случайно: круг замкнулся, а выход из него найден только один – смерть. Но главное – понять не причину гибели героини (поэтому-то она чётко и не обозначена), а отношение поэта к её судьбе. Он жалеет её, весь его рассказ просто дышит состраданием. Образы, созданные в стихотворении «На железной дороге», переносят нас на маленький полустанок, затерянный где-то в глубине России. Но говоря «и поезд в даль умчало», автор расширяет место действия: поезд будет проходить и другие полустанки, где, может быть, будут стоять такие же девушки. Их жизнь можно представить достаточно подробно: безрадостное существование, романтические мечты, ожидание счастья, сожаление о бессмысленно проходящей молодости и красоте. Образ жизненного пути осмыслен в стихотворении как образ дороги, проходящих поездов. И потому эпитет «железный» употребляется автором не столько в прямом смысле, сколько как средство передачи нарастающего отчаяния героини («тоска дорожная, железная). Кроме девушки главными действующими лицами стихотворения можно считать рассказчика истории и толпу (пассажиры в вагонах, жандарм, но они мертвы). В этом стихотворении Блок до конца остается на почве реальной действительности. С помощью цветовых образов он показывает социальное, классовое размежевание русского общества: Молчали желтые и синие; В зеленых плакали и пели. Именно в этих строках ярко отражено неравенство: в царской России вагоны 1 класса были окрашены в желтый цвет, 2 – в синий, а 3 - в зеленый. Кроме названных автор использует и другие художественные средства и приемы: - олицетворение («три ярких глаза набегающих», «вагоны шли…молчали»); - обращение к равнодушным слушателям, свидетелям («Не подходите к ней с вопросами, вам все равно, а ей - довольно»). В стихотворении автор передал трагизм обреченности на смерть юности, молодой жизни в России того времени. Неслучайно автор заканчивает стихотворение словом «больно»: ему и самому больно видеть всё это. Стихотворение написано 5-стопным ямбом с пиррихием: Под насыпью, во рву некошеном, Лежит и смотрит, как живая, В цветном платке, на косы брошенном, Красивая и молодая. - - - - - - - - - - - - - - - - - - - Рифма перекрестная; чередуются дактилическая и женская; точная; простая.

 

 


27 9

Э П И З О Д– основной структурный элемент в фабульно-сюжетной структуре любого произведения. С одной стороны, эпизод – некоторое законченное целое, в котором воплощено какое-либо событие; в то же время является одним звеном в общей событийной цепи художественного произведения. Сюжет – это некоторый процесс, в котором эпизоды являются отдельными его фазами, фрагментами, получающими подлинный смысл лишь в составе целого, только в нем выполняющими определенную художественную функцию. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ЭПИЗОДОВ: - характерологическая – раскрывает какие-либо стороны характера персонажа, его мировоззрение; - психологическая – дает представление о его душевном состоянии; - поворот в отношениях героев; - оценочная – авторское слово открыто вторгается в повествование, давая характеристики персонажам и событиям. Эти функции могут объединяться. АНАЛИЗ ЭПИЗОДА (РАССКАЗА) 1. Название эпизода (рассказа) 2. Краткое содержание (разговор о…после…), тема (о чем), сюжет (кратко), особенности развития сюжета, место и время действия 3. Проблемы, которые поставлены 4. Особенности (композиция, стиль, на чем построен (контраст, сравнение и т.д.)) 5. Какими предстают герои, какие качества, черты характера проявляются, особенности постановки и решения проблем 6. Средства раскрытия душевного состояния героя 7. Особенности речи автора и героев 8. Использованные приемы: художественные средства, портрет, пейзаж, образы-символы, диалог, сравнительная хар-ка и т.д. 9. Роль эпизода в контексте произведения. Как данные события дополняют или подтверждают характеристику героя, данную автором или другими персонажами 10. Произведенное впечатление, какие мысли и чувства вызвал. А Н А Л И З – логический метод, с помощью которого мы расчленяем предметы или явления, выделяя в них (для дальнейших рассуждений) отдельные части и свойства.   АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ – такой разбор, который должен привести к его углубленному прочтению, то есть к проникновению в мысли и чувства, выраженные художником.   «Произведение искусства не поддается скальпелю анатома. Рассеченное на части, оно превращается в безжизненную и бесцветную ткань. Для того чтобы понять, «что внутри», как выражаются дети, нет никакой необходимости нарушать цельность художественного произведения. Надо только поглубже вглядеться в него, не давая воли рукам». (С.Маршак)   ОСОБЕННОСТИ АНАЛИЗА ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ В центре лирического произведения – образ лирического героя. Поэтому содержание, смысл произведения надо искать в «ключевых» словах, с помощью которых и выражаются переживания лирического героя.   Отождествлять поэта с лирическим героем его стихотворений, разумеется, нельзя. Личность и судьба художника могут быть только исходным моментом для создания произведения.   Главным и единственным героем лирического произведения является авторское «я» - образ чувство, образ-переживание.   Особенность лирической поэзии – предельная концентрация мысли и чувства, максимальная сжатость пространства при беспредельной емкости содержания. Это достигается широким использованием слов, словосочетаний, выражений, употребленных в переносном смысле.  

28 29

ЭПИЗОД ДУЭЛИ ИЗ РОМАНА И.С.ТУРГЕНЕВА «ОТЦЫ И ДЕТИ» Утро было славное, свежее; маленькие пестрые тучки стояли барашками на бледно-ясной лазури; мелкая роса высыпала на листьях и травах, блистала серебром на паутинках; влажная, темная земля, казалось, ещё хранила румяный след зари; со всего неба сыпались песни жаворонков. Базаров дошёл до рощи, присел в тени на опушке и только тогда открыл Петру, какой он ждал от него услуги. Образованный лакей перепугался насмерть; но Базаров успокоил его уверением, что ему другого нечего будет делать, как только стоять в отдалении да глядеть, и что ответственности он не подвергается никакой. «А между тем, - прибавил он, - подумай, какая предстоит тебе важная роль!» Пётр развёл руками, потупился и, весь зеленый, прислонился к березе. Дорога из Марьина огибала лесок; легкая пыль лежала на ней, еще не тронутая со вчерашнего дня ни колесом, ни ногою. Базаров невольно посматривал вдоль той дороги, рвал и кусал траву, а сам всё твердил про себя: «Экая глупость!» Утренний холодок заставил его раза два вздрогнуть… Пётр уныло взглянул на него, но Базаров только усмехнулся: он не трусил. Раздался топот конских ног по дороге… Мужик показался из-за деревьев. Он гнал двух спутанных лошадей перед собою и, проходя мимо Базарова, посмотрел на него как-то странно, не ломая шапки, что, видимо, смутило Петра, как недоброе предзнаменование. «Вот этот тоже рано встал, - подумал Базаров, - да, по крайней мере, за делом, а мы?» - Кажись, они идут-с, - шепнул вдруг Пётр. Базаров поднял голову и увидал Павла Петровича. Одетый в легкий клетчатый пиджак и белые, как снег, панталоны, он быстро шёл по дороге; под мышкой он нёс ящик, завёрнутый в зелёное сукно. - Извините, я, кажется, заставил вас ждать, промолвил он, кланяясь сперва Базарову, потом Петру, в котором он в это мгновение уважал нечто вроде секунданта. – Я не хотел будить моего камердинера. - Ничего-с, - ответил Базаров, - мы сами только что пришли. - А! Тем лучше! – Павел Петрович оглянулся кругом. – Никого не видать, никто не помешает… Мы можем приступить? - Приступим. - Новых объяснений вы, я полагаю, не требуете? - Не требую. - Угодно вам заряжать? – спросил Павел Петрович, вынимая из ящика пистолеты. - Нет; заряжайте вы, а я шаги отмеривать стану. Ноги у меня длиннее, - прибавил Базаров с усмешкой. – Раз, два, три… - Евгений Васильевич, - с трудом пролепетал Петр (он дрожал, как в лихорадке), - воля ваша, я отойду. - Четыре…пять... Отойди, братец, отойди; можешь даже за дерево стать и уши заткнуть, только глаз не закрывай; а повалится кто, беги подымать. Шесть…семь…восемь…- Базаров остановился. – Довольно? – промолвил он, обращаясь к Павлу Петровичу, - или ещё два шага накинуть? - Как угодно, - проговорил тот, заколачивая вторую пулю. - Ну, накинем ещё два шага. – Базаров провел носком сапога черту по земле. – Вот и барьер. А кстати: на сколько шагов каждому из нас от барьера отойти? Это тоже важный вопрос. Вчера об этом не было дискуссии. -Я полагаю, на десять, - ответил Павел Петрович, подавая Базарову оба пистолета. – Соблаговолите выбрать. -Соблаговолю. А согласитесь, Павел Петрович, что поединок наш необычаен до смешного? Вы посмотри





Дата добавления: 2015-08-29; просмотров: 1127. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Кран машиниста усл. № 394 – назначение и устройство Кран машиниста условный номер 394 предназначен для управления тормозами поезда...

Приложение Г: Особенности заполнение справки формы ву-45   После выполнения полного опробования тормозов, а так же после сокращенного, если предварительно на станции было произведено полное опробование тормозов состава от стационарной установки с автоматической регистрацией параметров или без...

Измерение следующих дефектов: ползун, выщербина, неравномерный прокат, равномерный прокат, кольцевая выработка, откол обода колеса, тонкий гребень, протёртость средней части оси Величину проката определяют с помощью вертикального движка 2 сухаря 3 шаблона 1 по кругу катания...

Вопрос. Отличие деятельности человека от поведения животных главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему: 1...

Расчет концентрации титрованных растворов с помощью поправочного коэффициента При выполнении серийных анализов ГОСТ или ведомственная инструкция обычно предусматривают применение раствора заданной концентрации или заданного титра...

Психолого-педагогическая характеристика студенческой группы   Характеристика группы составляется по 407 группе очного отделения зооинженерного факультета, бакалавриата по направлению «Биология» РГАУ-МСХА имени К...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия