Если (при приготовлении лекарственного жира) нужно использовать более пяти жидкостей, их количество должно быть равным количеству жира.
17-18. Правильно приготовленная паста не должна прилипать к пальцам. Правильно приготовленный жир, при выливании на огонь, не издает никакого треска и придает огню хороший цвет и т.п. При проявлении таких признаков его (лекарственный жир) следует быстро удалить (из очага). (В стадии надлежащего приготовления) пузыри в лекарственном гхи исчезают; в случае приготовления лекарственного растительного масла пузыри начинают появляться. Комментарий: Описанные выше способы проверки фаз приготовления лекарственных жиров можно объяснить следующим образом. Небольшое количество пасты из лекарственных средств извлекают из кипящей жидкости и скатывают между большим и указательным пальцами; если она не прилипает к пальцам, она приготовлена правильно. Когда лекарственный жир выливают на огонь, он ярко горит, не издавая никакого шума. Когда на кипящем гхи пузыри исчезают, а на кипящем растительном масле появляются в большом количестве, они считаются правильно приготовленными, и их следует удалить с очага. Признаки правильного приготовления леха (конфитюра, джема) таковы: он принимает нитевидную форму, тонет в воде и становится либо подвижным, либо неподвижным. Комментарий: Нитевидная форма и свойство тонуть в воде – это признаки всех конфитюров; некоторые конфитюры сохраняют свойство быть подвижными (тянуться подобно гелю), а некоторые теряют эту способность (становясь твердыми). 19-21. Пака (обработка или приготовление) бывает трех родов или степеней: манда (слабое, мягкое), чиккана (приготовленное вполовину силы, среднее) и кхарачиккана (очень сильное). При манда вещество по своим (признакам) подобно пасте; при чиккана оно становится похожим на мадана (пчелиный воск); при кхарачиккана оно становится тусклым, черным и не принимает нитевидной формы. После этих трех стадий приготовления наступает дагдха (чрезмерное приготовление, пережигание, обугливание); использование такого вещества не приведет к желаемой цели. Если лекарственный жир приготовлен неправильно, он приводит к ослаблению пищеварительного огня. Мридупака (слабую обработку) следует использовать для введения лекарства через нос, кхара пака (сильную обработку) – для умащения или массажа тела, а чиккана пака (умеренное приготовление) – для питья и терапии методом клизмы. 22. Шана, панитала, мушти, кудава, прастха, адхака, дрона и ваха – эти меры превосходят каждую предшествующую в четыре раза, в последовательном порядке. Влажные лекарственные средства (травы в свежем, зеленом состоянии) следует класть в состав во вдвое большем количестве, чем в сухом состоянии. Это же относится и к жидкостям, начиная с кудава и т.п. (их следует использовать во вдвое большем количестве, чем это упомянуто в рецепте). Если в рецепте лекарственного жира особо не указана используемая жидкость, для вымачивания и смешивания лекарственных средств следует использовать воду. Там, где особо не указывается количество составляющих лекарство ингредиентов, их следует класть в равном количестве. В тех рецептах, где особо не упоминается форма лекарственного средства, это средство следует готовить в виде пасты. Там, где особо не упоминается часть используемого растения, следует использовать корни; подобным же образом поступают в тех случаях, когда необходимо использовать не слишком распространенное лекарственное средство (используют только корни трав). 25-28. Шесть вамси составляют один маричи, шесть маричи составляют один саршапа, восемь саршапа составляют один тандула; два (тандула) составляют один дханьямаша или ява; четыре (дханьямаша) составляют один андика, машака или шана. Два шана составляют один ватака, кола, бадара или дранкшана; два ватака составляют один акша, пичу, панитала, суварна, кавала, граха, карша, бадала падака, тиндука, паниманика, шукти, аштамика или пич у, - все эти слова используют для обозначения одного и того же. Два пичу составляют один шукти, пала, пракунча, билва, мушти, амра или чатуртхика; два пала составляют один прасрата; два анджали составляют один маника, адхака, бхаджана, камса, дрона, кумбха, гхата или армана; сто пала составляют один тула; двадцать (тула) составляют один бхара. 29. Травы обычно собирают в горах Химават и Виндхья. Те, что собраны в первом месте (горах Химават) являются саумья (холодными, охлаждающими, слабыми по воздействию) и благотворными для здоровья, в то время как травы, собранные в другом месте (горах Виндхья), являются агнейя (горячими, огненными и сильными по воздействию). Так заканчивается глава, называемая дравья калпа, шестая глава Калпасиддхистханы, входящей в Аштангахридайя-самхиту, автором которой является Шримад Вагбхата, сын Вайдьяпати Симхагупты.
|