Благочестивому читателю 3 страница
(87) Вопрос. Почему о траве и о растениях сказано «да прорастут», а о животных и зверях — «да произведет земля». Какое различие между ними? Они ведь происходят от той же матери. Ответ. То, что прорастает, их плоды всякий раз хотят упасть и находиться в земле, как во чреве матери. В падении листьев они умирают, а затем опять случается рождение. А животные один раз появились на поверхности земли, а затем уже рождаются не от нее, а сами от себя. (88) Вопрос. Почему Бог не украсил Себя по первенству бытия, но впоследствии созданную землю почтил более? Ответ. Из–за могущего возникнуть заблуждения многобожия. Ведь и теперь многие продолжают держаться этого заблуждения, почитая солнце вместо Бога и будучи в ночи безбожия, когда солнце заходит. Тогда будут думать, что плоды зреют, выходя из земли от солнечного тепла, будто бы все не совершается от созидающей Божией силы, и ничего не может тягаться с величием ее установлений. Чтобы не считали солнце предводителем и отцом света, земная кладь была сотворена раньше неба. (89) Вопрос. Почему в первый день, когда небо еще не было утверждено на бездне и тела не были собраны в один сонм, Бог не сотворил солнце, луну и звезды? Ответ. Не было тверди, на которой должны были быть расположены светила. Ибо вначале Бог сотворил небо и землю; не это видимое небо, но то, которое выше видимого. (90) Вопрос. Много ли небес, скажешь ты, существует над твердью? Ответ. Числа небес никто из богоглаголивыя мужей не называл. Только возвышенный Апостол возвестил о том, что он достиг однажды третьего неба. Но сказав, что был восхищен до третьего неба, он не ограничил число небес числом три. Их может быть и больше трех. И Давид, певец божественный, призвал: «Хвалите Господа небес». И богоглаголивые отроки, которые были с Ананией, произносили: «Благословите, небеса Господни, Господа». А их полное число Дух умолчал. Кто из нас сможет с успехом узнать число высших небес? Мы и первого, которое над нашей головою, стремимся достичь мыслию, но при этом отягощены своей бренностью, и пристрастиями ума к нижнему, на земле покоящемуся омрачены, хотя у нас должно быть устремление. (91) Вопрос. Считаешь ли ты это превышнее другим в сравнении с этим видимым небом, называемым твердью? Ответ. Я скажу, что высшее небо более тонкой сущности, ибо оно выше и легче. А замерзший лед [тверди] толще видимого у нас, ибо он выдерживает то, что над миром. «Хвалите Бога в твердости силы Его», — говорит Давид. В согласии с Давидом пели и те, кто были вместе с Ананией: «Благословен Ты в тверди небесной». А до этого Моисей показал, что одно небо стало существовать в начале творения, в первый день, а во второй день — другое: твердь. Здесь и «сказал Бог: да будет твердь» — иной сущности и для иных нужд. (92) Вопрос. Как высшие воды не стекают из–за наклонного устройства тверди? Ответ. Ее струна никак не сгорблена, но она ровная и протяженная. Так и печная труба кажется нам наклонившейся, если мы смотрим снизу, а наверху оказывается, что она прямая и ровная. Так и Божий помост, если смотреть снизу, сверху имеет вид наклонный. Но наверху он ровный и натянутый, и все по нему несется ровно и быстро. Бог творит не как люди, никак нет. Он не кладет твари такое же основание. Но Он с помощью жидкого прикрепил тяжелое. То, что не останавливается и течет, удерживает плотное и толстое. Бог простер небу воздух и бездне края, земле приблизил воды, установив, чтобы более легкое носило более тяжелое. Обоим этим [знаниям] мы обучаемы от божественного Песнопевца: «Покрывающий водами то, что выше у Него; полагающий в облаке восхождение», и потом: «Исповедайтеся Богу, утвердившему землю на водах». Создатель большого сооружения, возводя его, кладет фундамент, соответствующий высоте сооружения. И корабли, обремененные товаром, имеют осадку, соответствующую их тяжести. А Бог мой прежде растянул крышу, а потом положил фундамент, прежде распростер паруса, а потом изобрел корабль творения, который проходит через мятежную житейскую пучину, мимотекущую и не приносящую ни радости, ни долгой печали, пока не дойдет корабль к тихой пристани кончины через нынешни смятения. Чудо, как в тленном плавает земля; как не гибнет тяжесть в течении; как горы не погружаются в жидкое. Тот забыл о себе, кто о Боге спрашивает: «Как?». Кто знает, каким образом держится бездна, и какое дно у нее последнее, и какая тонкая область удерживает ее от падения. В неведомое и бесконечное отпадает моя мысль. Она вращается всегда, исходя из обретенных предпосылок, служа подпорой для возникающих следом других мыслей. Но слабость сомкнута тем, что возопил Соломон: «Высшего себя не разыскивай, и глубочайшего себя не испытывай, но то, что тебе изволено, то и мысли» — веруя во все удерживающую вместе и все могущую Божию силу, которая все хранит и всем владеет, все ей услуживает и все она устрояет. (93) Вопрос. Откуда возникли светила: солнце, луна и звезды — свет? Мы знаем, что они — создания Бога, но спрашиваем о их происхождении. Ответ. Думаю, что светила произошли от первородного света. Ибо Бог, когда выводил сущность света, сказал: «Да будет свет! И стал свет». Но сущность делится на различные облики. «Сказал Бог: Да будут светила!» Как если кто возьмет слиток золота, и выкует из него два громадных щита, и прикрепит на огромном круге, прибив к потолку, чтобы веселить взоры видящих; и обессмертит память о своей изобретательности (благоумии). Бог сотворил их вдалеке от тверди, но тогда же их поместил. Ибо сказал сам божественный повествователь Моисей: «И создал Бог два светила великие». Здесь останови слух, ибо это по достоинству дивно: в повествовании указано, что светила находятся вне тверди. Ведь сказал Моисей: «И положил их на небе», — то есть явно плашмя или вне неба. Так и живописцы красками обычно делают: они пишут их изображения ниже или вне верхней части картины, а потом «прикрепляют» к этому изображенному на картине небу. (94) Вопрос. Бог сотворил оба светила одновременно или одно за другим? Ответ. Мы понимаем процесс их создания из книг Моисеевых. Сказано: «И создал Бог два светила великие… и поставил их Бог на тверди небесной»: светило великое как начало дня, а светило малое как начало ночи». Друг напротив друга Он их у Себя положил: одно — на западе, а другое — на востоке. Одно владеет днем, а другое владеет ночью, так что они идут напротив друг друга: одно — днем, другое — ночью. День кончается, и луна появляется на краю востока: как Царица стоит, озаряя ночь. А солнце на исходе тьмы приходит на то же место, как царь своим выходом освещая поднебесную. Восход солнца — закат луне, и восход луны — зашествие солнца. Так сбывается это «управлять днем и ночью». (95) Вопрос. Почему луна на четырнадцатый день становится полной, озаряя весь мир? Такой она и на пятнадцатый день. А потом, в следующие четырнадцать дней все меньше ночью освещает мир. Ответ. Говорится, что она четырнадцатидневная по своему существованию. Не то, чтобы он была сотворена четырехдневной, а после росла. И когда она была сотворена, была полной. Не бывает, чтобы Божие создание было неполным и несовершенным. Видеть четверть луны не достойно нашему в ней видимому образу. Наш прадед Адам был создан совершенным образом, совершенную он принял и общность жития. И видим мы что рожденные от него нисколько не были наделены этим совершенством, когда родились; но по прошествии лет дошли до этого величия (величины). И так будет, когда мы смертью скончаемся в землю, и будем вскоре опять поражены Воскресением: отбросив тело и облачившись в тело по образу луны, которая десять дней прибавляется под солнцем, отдающим ей не свое существо, но свою [световую] сущность. Отсюда месяц имеет двадцать девять с половиной дней, и за триста пятьдесят четыре дня исполняется круг года по иудейскому летоисчислению. Ибо они знают, что наши греческие месяцы следуют одной только луне. (96) Вопрос. Что означает, что светила будут в знамения, во времена, в дни, в годы? Неужто это то, о чем говорят некоторые, что стихии знаменуют на человеческое рождение? Ответ. Они почитают звезды суемысленно, что приписывают им свое рождение. Ведь не годится, исходя из расположения звезд, знаменовать что–либо о человеческой жизни. Свидетельствует пророк Исайя, когда говорит: «Да поднимутся звездочеты, смотрящие на звезды, и провозгласят то, что будет, и мало они узнают». Наши греческие месяцы последовали только безумию. (97) Вопрос. Что, как ты думаешь, означает «время», «знамение» и «год»? На какое различие указывает Писание, когда говорит: «Да будут в знамения, во времена, в дни, в годы»? Ответ. Одно — это время, а другое — год. Одно знаменует продолжительность, а другое — благой момент. Мы не говорим, что «настал год жатвы» или " — сбора винограда», но «время». Не говорим «год жениться», но время. Об этом учит премудрый Соломон. Звезды знаменуют вот что: Плеяды — начала жатвы. И для мореплавателей запад напротив них. Когда сеять, а когда собирать по нивам семена. А когда с ходом дней наступает воскресенье, то его называют днем покоя. Ибо всякий праздник несет покой от трудов. Иудеи называют праздник субботой. По недельному кругу празднуется она трояким образом за год. Кроме многократной Господской субботы — день субботний, ядение опресноков, также пятидесятый день, также почтение Кущ: даже если этот день по ходу времени и окажется вне Господской субботы, это будет у них праздник, и они назовут этот день субботой. Об этом сказал великий Матфей: «В первую после субботы», называя так день, который после Господской субботы. День этот ради праздника упраздняем. Месяцы создает луна, года — солнце; первая — от хода дня становясь исполнена света, когда солнце обходит землю, месяц, поднимаясь с того же востока, хранит перемену. Так получаются и равноденствия осенью и весной. (98) Вопрос. Небо — это круг или полукруг] Солнце катится по земле, или его ход по небу не| прекращается? Ответ. Мы скажем вместе с великим пророком Исайей, велегласно вопиющим: «Поставивши! небо как свод, и натянувший как кожу». То, что стоит, то не спадает, а то, что натянуто, не свивается. У неба есть начало и конец. В Писании не сказав но, что «солнце взошло», но что «вышло» к земле. Как и Лот вошел в Сигор. Из этого мы узнаем, что небо — не круг, а свод. Давид тоже сказал в песнопениях: …от края небес исход его, а не восход «и дошествие», а не зашествие. И нельзя указать, как оно там продолжает катиться. Как и жених, по словам Давида псалмопевца, не восходит, а «выходит из чертога своего». Сам Господь, говоря богословски, «пошлет», как сказано, Ангелов Своих с| трубой и гласом великим, что они соберут избранных «…от края земли до края неба». (99) Вопрос. Как тогда солнце заходит, если! оно идет не под землею? На какое место тогда попадает его луч? Ответ. Оно быстро минует небесный край; и словно за некоей стеной северный предел, выше которого Каппадокийская земля. Так что на пути блеска солнечного луча стоят волны и глыбы льда — и луч отклоняется в сторону. И они его воспринимают, и свет исчезает, по имеющемуся у нас образу свечи. Если над пламенем держать черепок, то свет будет прямо расходиться на стены. Так и светило движется на восток по северной стороне. И достоверный свидетель у меня — это премудрый Соломон, который сказал так: «Восходит солнце и заходит: восходя, идет на запад и по кругу идет в сторону севера, и приходит на свое место». Солнце видно, как оно сияет в полдень, и до севера распространяет свои лучи, чтобы в урочный час быть на востоке. (100) Вопрос. Если ход солнца непрерывен, то по какой причине летом день у нас делается долгим, а зимой — кратким? Ответ. Потому что солнце поднимается не с одной и той же точки восхода. Но когда оно на юге, оно не на самом верху, но подходит со стороны. И так дни уменьшаются. А когда оно кончает свой верхний путь, то идет ночью по кругу — через весь запад, север и восток: чтобы дойти опять до южной окраины и начать дневной ход. И тогда, естественно, получается, что ночь долгая, а день короток. А когда солнце идет по небу точно по середине, то день и ночь равны. А весной, наклоняясь, высоко идет в сторону севера: тогда ночи уменьшаются, а дни прибавляются — и круг неуч! меньше. Луна не исчезает, когда уменьшается, но затемняется малым кругом, так что она видится как уменьшающаяся и завершающаяся, как скрывав мая облаком: как образ, завешенный, снова облачается в свет. А когда покров снимается, то, как царица, она выходит. Луна — явный образ нашей природы: рождается, растет, полнится, а затем худеет, оканчивается, закатывается, но не гибнет как мы, рождающиеся, растущие и зреющие, доходящие до полноты и движущиеся к старости, умирающие. Когда мы стареем, то вид лица дурно высыхает, настоящий блеск и цвет щек, их румяность покрываются бледностью, телесная сила истощается, мы начинаем горбиться и опираться на палку, клонясь к земле; прообразом этого и свидетельством является луна. Мы стареем и умираем телом, однако дух наш не гибнет, но весьма скоро душа вновь облачится в отброшенное одеяния плоти. «Я» — это не тело, но душа. Тело — «мое», а поскольку его проращивает земля — оттуда и это тело. И как луна после исчезновения рождается вновь, оживает, и видна всем, так и мы, скончавшись и в гробах будучи, вновь встанем, словно вновь рожденные, когда Сын Человеческий придет на пакибытие, явив с этих пор время воскресения нашего. (101) Вопрос. Мы слышали, как ты вчера отвечал, что земля неодушевленна. Но если она неодушевленна, то каким образом она рождает одушевленных существ, таких как вол, овца, лев, змея и прочий род животных? Как она рождает пресмыкающихся и зверей? Ответ. Ничего из этого в земле не было одушевленным. Если мы хоть как–то это допустим, то тогда и лоза внезапно выросла из земли вместе с находившейся под землей гроздью, и плоды финика зрелыми проросли из земли и внезапно явились наружу, и пшеничный зрелый колос, готовый к жатве, был под землей и опять же, Божией волей, проклюнулся сквозь землю. Но пусть не будет такого неразумия. Если бы душа была одушевленной и искипела одушевленными существами, то она бы себя оставила без души, ибо тот, кто выводит вовне душу свою или ближнего своего, — мертв и без души остается, отпуская душу как причину существования живого существа. (102) Вопрос. А люди рождают живых и одушевленных младенцев или те остаются бездушными, пока не выйдут на свет? Ответ. Человек рождает тело, душу вкладывает Бог. Нигде в Писании не сказано, что «да изведет жена душу живу» или «когда Ева (Сарра, Елисавета) зачала, извела душу», но «родила ребенка». Бывает, что у матери является на свет мертворожденнный младенец — одно тело, без души. Если бы дать душу было в их власти, то они рождали бы одушевленных младенцев: а так как у них рождается мертвый, они плачут и рыдают. Они не могут тут вложить душу мертвому, как было бы, если бы им возможно было рождать душу. Когда любое одушевленное существо рубят мечом или протыкают, то тотчас кровь течет рекою, и кровавит все тело, а земля, вспахиваемая плугом и копаемая лопатой, даже когда мы копаем колодцы, не кричит, не стонет, не истекает кровью, не умоляет тех, кто пашет, как делают все одушевленные существа. Почему чеснок, лук и прочая зелень, разрезаемая ножом и серпом, не кровавится, если они одушевленные, как говорят суесловные и пустомысленные манихеи, которые этот злохульный смрад носят в своих душах? Бездушно все, что из земли и из моря, — оно без крови; бездушна земля и все посадки и светила. Нигде Священное Писание не говорит о них, что в них вдунуто дыхание жизни: мы это уже видели, когда речь у нас шла о солнце. Отойди, итак, поскорее от безумия манихеев и несмысленности, прошу тебя. Всякое живое существо рождает себе подобных: вол — вола, конь — коня, и серна так же, и рысь, и носящие тяжести ослы, и плотоядные (хищные) звери; и для каждого его природа является порождающей. Ведь как земля, как она есть, одной только сущности, могла бы рождать столько душ, разнородных и несогласующихся жизней, если бы не Божией волей душу принимало то, что искипело из земли? И как воды повиновались бы Божией воле, будучи одной природы — мягкой и текучей, когда тысячи родов плавающих одушевленных акул и дельфинов одновременно исплавило, подобно земле, мягкие и бегущие одушевленные тела. С крепкой оболочкой плавают по бездне, сопоставимые с горами величиной, тюлени и киты, рыбы–пилы и водные змеи, и прочие страшные именем и обликом глубинные животные, о которых нет времени сказать. Вода — это единая одушевленная природа, но без числа произвела роды плавающих и пернатых, различных по величине, питанию и образу жизни. Одни из них питаются на земле, а другие — в воде: нильские египетские крокодилы, западные пескари, речные псы, в Евфрате — болотные жабы, у нас — гуси и лебеди; и тьмы можно найти водоплавающих пернатых родов, одни из которых по заросшим озерам и болотам хватают семена или поглощают траву, подобно травоядным земным животным, а другие, ныряя, — в водах вылавливают отдельных рыб и проглатывают, что обычно делают хищные животные. Но обратим кормила слова к нашему вопросу, следуя за учением Пророков. Нигде они не показывают, что земля одушевленная, но что Божией силой и духом одушевленными стали из земли искипевшие. Бого–глаголивый Давид поет: «…пошлешь дух Твой — и они созидаются». Пророк Исайя, словно от лица Бога, громогласно вопиет: «Я Бог, сотворивший землю и дающий дыхание жизни для всех ходящих по ней». (103) Вопрос. Мы не называем ничего из мычащего или ревущего неодушевленным. Но как гудит земля, если она бездушна, и ревет, сотрясаясь? Ответ. В этом она подобна морю: когда понимаются подземные ветры, происходит некий шум или испускается рев. Ибо происходит большое возмущение на глубине, и то, что вздымается, производит страшный шум, когда волны сталкиваются друг с другом. А когда ветер успокаивается, то неодушевленное звучит и голосит, затихая просторно. Так что представляется, что полости одушевлены: мы будто их слышим, как они шумят и рычат, а на самом деле это ходит неодушевленный воздух. Когда мы закалываем козу и обдираем ее, то видим, что там неодушевленная кожа; но так как кожа свернута в мешок и в нее нагнетен воздух, то затем, под давлением наших рук, воздух выходит — и бездушное издает шум и рык. Так и мех волынки, если он нагнетен, когда на него определенным образом непрестанно давишь, издает как бы различные голоса. Свирель возглашает жалобным и протяжным звуком. Но можно ли назвать одушевленным голосом колебание звука музыкального инструмента? Ибо от человеческого искусства струны лиры звенят, кожа барабана отзывается. К ним прикасаются, ударяют, когда держат. Нужно разуметь, что и земля под неким действием иногда ревет и содрогается. (104) Вопрос. Но почему три отрока представляют всю тварь одушевленной, когда поют в печи: «Благословите вся дела Господни, Господа, пойте и превозносите Его во веки. Благословите, Ангелы … небеса … солнце и луна … звезды … дождь и роса … иней и снег … свет и тьма … ночи и дни …горы и холмы, моря и реки…? Поставив все в этот ряд, юноши представляют нам эти существующие вещи одушевленными. Ответ. Но богогласное пение не являет одушевленность, кроме человека, зверя, животного и прочего земного и рожденного. Ангелы благословят как словесные и служащие духи. А небеса — ни словом, ни голосом, но дарованием дождя и твердым положением. А солнце и луна — восходом и закатом, движением и испусканием луча. Звезды — благообразностью хоровода. Денница — утренним благовестием дня. Веспер — тоже благовестием. Плеяды, когда появляются на небе, показывают корабельщикам безопасный путь, а на заходе — наоборот. С востока на запад обращающиеся день и ночь — знамение. Земля, даруя человеку плоды, поет Господа. И море, когда его переходят кораблями на веслах. И рыбы, появляясь и прыгая, поют Господу. Так вот неразумные животные и человеки: одни шлют пение словом, а другие из поющих — своими приношениями творят молитву; и благо сообразно сопряженные, обузданные страхом, воспевают Господа. И мы никак не об имуществе и прибыли, а о себе молимся. (105) Вопрос. Если с твердью неразрывно связаны звезды и светила, а небо, как сказано, стоит неподвижно, то каким образом по нему совершает свое движение солнце и луна, не разрывая существо его? И как возможно, что замерзший лед не тает от этого огня? Ответ. Они не прикреплены, но вне тверди, и несутся по воздуху от легкости своей природы. Они сияют под твердью и, не остывая, сияют долу. Они из–за плотности лежащего под ними воздуха, бегут по небу выше, ибо они — огненная сущность, легче, чем любое творение. И к Ангелам относится то же самое. «Ты творишь ангелами Твоими духов, служителями Твоими — огонь пылающий» — сказали песнопевец Давид и святой апостол Павел в послании к Евреям. Ведь светила — выше воздуха, и они не способны, по причине легкости своей природы, коснуться тверди, они не способны в чем–либо ей повредить. Их сдерживает противоположные им заледеневшие небесные воды. (106) Вопрос. Почему звезды не бывают поражаемы натиском ветра, почему они не покидают своего пути? Ответ. Ветры летят и облака несутся под солнцем. Как можно видеть в ясный день, когда облако, проходя, уступает солнцу, которое находится выше. А бурный ветер вздымается по земле и, естественно, возмущает морскую пучину, и застилает воздух пылью. Но и такой ветер не сдвигает ни одного здания, ни одного лежащего камня, даже не перевертывает их. И он никак не долетит до солнца или звезд, которые выше всякого града. (107) Вопрос. Если не для небесного промышления сотворены звезды, если не наше это — по ним видеть судьбу, то почему на Рождество Христово взошла звезда и была предводителем волхвов? И как же они поняли, что это Царская звезда, и тронулись в путешествие, чтобы воздать поклонение Отрочати — наставляемые звездой? Ответ. Божественный Евангелист по отношению к самарянам и саддукеям, которые не принимают (не признают) Ангелов, назвал прекрасного образом Ангела звездой. И также почитание звезд переносится этим на Христа, отводя людей от заблуждения многобожия, как звезду полагая Ангела предводителем поклонения. Волхвы (греч. маги) не были бы иначе подвигнуты на поклонение Христу, как не явлением в своей вере, а их волхвование при этом должно было быть ничего не могущим и не твердым. Халдеи, заблуждающиеся в связи со звездами, ощутили рождение Бога, положившего основу звездам, и установившего им чин. Они одумались молиться Избавителю от заблуждения; и сами они пришли как благовестники, первыми проповедуя в странах о пришествии Богочеловека. Они послушны пророчеству великого Исайи, который возглашает: «Младенец родился нам, Сын, и дан нам …и нарекут имя Ему: Великого Совета Ангел, Чудный, Советник, Бог крепкий, Властелин, Князь мира, Отец будущего века…» Это было за пятьсот лет до этого проречено богогласным Пророком и передано на деле не слышавшим учащимся в Законе и пророках несмысленным иудеям, чтобы они преуспели в вере. Это была не звезда, но какая–то умственно или словесно понимаемая сила, которая вела волхвов. Этому учит нас само ее движение и остановка. Звезды одни — всегда бегут и не прекращают своего движения, а другие стоят и не сдвинутся. А эта звезда является и тем и другим: и бежит, и стоит, и скрывается порой от тех, кого она ведет, что они разузнают, где родился Царь Иудеев. Пришел в смятение Ирод и весь Иерусалим, когда услышали о рождении Бога, о котором сообщили волхвы, когда звезда от них скрылась. А когда звезда явилась опять, она встала над пещерой, где был Отроча — как говорит великий Матфей. Если бы звезда явилась не умом осмысляемым образом, то Иерусалим не тряс бы волхвов, и Ирод не разгневался, услышав о Царе. Если бы звезда не явилась как некая неосмыслимая и словом понимаемая сила, то она бы не явилась как раб Родившемуся. И сейчас у царей совершается обычай, что когда каких–то людей зовут к царю, то у внутренних ворот дворца позванных оставляют стоять во дворе, пока царю не будет возвещено о их приходе. А потом раб приходит опять, и идет перед ними к трону царя. Под видимой звездой разумеем Ангела, вождя стран. А если вам кажется что это скорее звезда или светило, то в таком случае скажите мне: если это светило, то каково оно, где оно, среди неба текущее. Какой город или село, или какой дом строго укажет; даже пальцем не покажут. Звезда по отношению к солнцу — как мышь по отношению к слону. Божия звезда по отношению к городу, большему всех — как по отношению к верблюду комар. Если даже в великом граде никто не знает, какая звезда проповедует высочество Царя над светилами, то как малая звезда может указать пещеру? Если это был не Ангел, совершающий земной путь и проповедующий величие. Да молчат лишенные ума, которые думают, что с рождением каждого зажигается звезда. Они — кощунники. Они болтают, что звезда умирает вместе со смертью человека. Когда в мире было только два человека: Адам и Ева, небо было полно звезд. А когда при потопе погибла вся одушевленная природа, а был храним только богогласный Ной, не сошли с неба звезды вместе с потонувшими в воде, и нисколько они не подвиглись от своего чина (порядка). (108) Вопрос. Как тогда Писание говорит об Аврааме, что тот — звездочет? И как многие другие разное о нас говорят: что растущий ребенок будет убийцей или любодеем, а другой — трезво–мысленным и целомудренным, узнавая это по звездам? Ответ. Писание называет Авраама звездочетом, но нигде Авраам не делал из звезд богов и не воздавал почитания звездам, как показано. Но извещается, что патриарх внимал им о земных вещах: о дожде и засухе, о буре. Отцом его был Фарра, который долго жил с халдеями, почитающими божествами палящий огонь, но Авраам был первенствующим не в звездопочитании, но в Богопочитании. Потом, после рождения Исаака, он нанес себе обрезание железом, опять же не ради звездопочитания, но по богогласию, когда от бесплодной и старой сожительницы причастился рождества Исаака. С ней он от юности, когда он был в поре возраста, до самых седин и дряхлой старости спали вместе, и никак за звездочетами не следовал, и не звезды сделали, что повелели ему вынужденно заколоть отрока, не звездам он следовал, но покорился Богу. Халдею и Месопотамию прошел. Так и достолюбивый Константин, когда собрал святой Собор, и успокоил всех на послушание, то звездочеты вместе с тобою исповедовали нашу веру. И где тут их «смешение» или «схождение»? Тобою упомянутые учения были разрушены Божией силою и премудростью; а также трезвением и наставлением, превышающим то, что ему противостоит. Так и великий Апостол говорит, что с разрушением принадлежащего Закону и возвышением Благовествования злоба распалась и пересоздалась к лучшему, и мир прибыл к учению моему, и собрался, чтобы слушать слово, уходя бея вреда. Говорит божественный песнопевец Давид: «Это изменение десницы Всевышнего»'. И затем вопиет великий в пророках Исайя от лица Бога: «Я — Бог, творящий мир, и злое привожу к лучшему». (109) Вопрос. Я повелеваю, чтобы ваша святость, заводила разговор о звездочетстве не потому что хочу повредить перед нами стоящим, но желая обличить неверие. Говорят, что Арес (Марс), прияв начало своего восхода по четверти, сходясь с Кроносом (Ураном) в начале луны восходящей к полноте благодаря родству дня, творит мужеубийц, разбойников, кровопийц, пьяниц, блудников беснующихся, ведунов безвестных тайн, и всех, кто за ними следуют. И ни один раз эти звезды не творят благих людей. И схождение по четверти Ареса с Афритой (Венерой), когда на восходе не смотрит ни одна из делающих благо звезд, совершает любодейцев, смешивающихся с матерями и сестрами. А когда Кронос выходит при Аресе, то рождаются у нас те, кто возделывает землю и созидает дома, и искусно берется за любое мужское дело, и те женщины, которые при Кроносе и Аресе ложатся, рожают от своих мужей сильных женщин. А в Козероге и Водолее рожденные зло беснуются о Афродите, при этом женщины, так же как и мужчины, родившиеся, когда Арес был в Овне. И нельзя их ни устрашениями и никакими запретами, и никакими ухищрениями удержать от порока, потому что их на него толкают звезды. Ответ. Ты весьма искусно изложил кощунство языческой премудрости. И я сейчас обнажусь, стараясь разбить словом, как камнем из пращи или стрелою, то, что сказано тобой…. Во все дни во всех странах рождаются люди, не лучше и не хуже, независимо от совпадения звезд. В каждой стране законы и отеческие обычаи держатся своей властью. И мы все научены творить законное для нас. Ибо невозможно в зависимости от рождения заставить сирийцев убивать, или брахманов есть мясо или пить пиво, или персов не ложиться с матерями и не портить сестер, или индусов не предавать мертвецов огню, или парфян не метать мертвых собакам, или парфян не иметь много жен, или месопотамян не совершенномудрствовать, или эллинов не питаться и не приобщаться поганым странам, которым эллины дали устав. Но как я прежде сказал, каждый человек держится предания по закону. А если мы примем то, что эллины–язычники кощунственно говорят о звездах, то тогда упраздним закон страхом или поведением. Одни делания добра имеют свою волю, другие понуждаемы, и понуждением прилагаются к лучшему. (110) Вопрос. По семи дням недели, в зависимости от рождения нашего, светят звезды. Мы говорим, что земля разделена на семь краев, и какая–нибудь звезда обладает каждым пределом, и звезды заставляют за собой следовать, чтобы совершалось то, чем они владеют. Некоторые звездное действо называют законом. Ответ. Как же тогда, если на семь частей разделяется Вселенная, мы находим в одной части многоразличные законы? И не семь только — согласно звездам — и не дважды шесть — согласи поддерживающим зодиак; и не тридцать шесть — по десятинам: но мы упоминаем о тысяче законов, которые были изначально передаваемы и теперь существуют. На той же самой земле есть людоеды Инды. От одушевленных закланий воздерживаются живущие в Брахманах, как мы видим. Вавилоняне, когда совокупляются скверным браком со своей близкой родственницей, оскверняются. В другом мраке живут Славяне и Фисонитяне, которые называются и Дунавяне. Они едят как сладость сосцы животных–самок, они млечные, и они как мухи собираются, когда млечные сосцы разбивают о камень. Одни отказываются от узаконенного и неотверженного мясоядения, а другие — подлые — сами себе закон, без властей: убивают сами на пирах и в чертогах своего владыку и князя. Едят лис и медведей; подражая вою, подзывают к себе волков. А другие воздерживаются от насыщения и меньшим подчиняются и повинуются. И много можно сказать о Лангобардах, Норах и Галлах западных, которые не причастны искусству звезд Гермеса и Кроноса, раз цари и князи собственной волей прекратили действие существующих злых законов и дали новый закон. И лучшее не отбросили противники; и не мешала в этом ни одна из отреченных звезд. Я хочу сказать одно, что замкнет уста всех неверных. Все иудеи, прияв данный Моисеем закон, новорожденных у них мужского пола обрезают на восьмой день с кровью. Но от века ни один из язычников и ни один из христиан не бывал обрезаем, хотя много иудеев, эллинов и христиан, которые рождаются в один и тот же месяц, в одну и ту же неделю, в один и тот же день и час. И где Арес, Гермес, Киприда и прочие языческие кощуны? Единый круг объем–лет все, но никто не становится принуждаем звездами. Есть язычники, есть иудеи, есть христиане, в тот же день и час всеянные в материнской утробе, но не все родились одновременно. Многие люди «обещались Христу» и отказались от заблуждений отцов; и князь звезд земной участи не смог им помешать в благочестии.
|