Благочестивому читателю 8 страница
(180) Вопрос. Если ум — владыка души, и если, имея ум, мы приобретаем, а когда он покидает нас, мы погибаем, то значит именно ум сотворен по образу Божию, то есть как спаситель. Ответ. Хотя я и назвал ум владыкой души, но не назвал его подобным. Сам ум не по образу Божию, ибо как образом нетленного может быть тленный и зависящий от причин? Как может быть пленный — подобен крепкому и всегда таким же без перемен остающемуся? Ибо ум прародителей в раю подчинился, то есть уступил наветам змея. Он или оторвался от души, или пал вместе с нею, как говорит возвышенный разумом Апостол: «Боюсь, не прельстит ли кого–нибудь из вас змей, вновь придя, и растлятся ваши помыслы». И В другом месте он сказал, уже оплакивая погибших: «люди, развращенные умом, невежды в вере». И опять: «Я вижу, что в членах моих другой закон, который сражается против закона моего ума, и* опутывает меня законом греха». И как образом неизменного, не испытывающего повреждений, не зависящего от причин может быть то, что побеждено противником, или же уступило ему, или павшее вместе с душой и соскользнувшее в преступление? (181) Вопрос. Но в чем же тогда, ты думаешь, мы по образу Божию? Или все в нас ты показываешь неуместным? Ответ. Что по подобию, я немного после дам ответ, сколь хватит сил, следуя Божественному Писанию. А «по образу», как я сказал прежде, думаю, в бессмертии и владычности души; не иначе. Только как сказано выше. Ибо говорит Священное Писание: «…и стал человек душею живою», — то есть бессмертной. И перед этим, выше говоря, сказал Бог: «…сотворим человека по образу» и подобию «Нашему», и да владеет «рыбами морскими, и над птицами небесными… и над скотом», зверями и пресмыкающимися по земле». Это владение всем поднебесным творением и бессмертие души, это я и имею по образу Божию, и по причине этого дивлюсь неизреченной Божией благостыни (правде). Давид, певец божественного, сказал: «Господи, что есть человек, что ты помнишь его? Что есть сын человеческий, что посещаешь его?» В согласии с отцом говорит и Соломон, премудрый в божественных вещах: «Господи, что есть человек, что Ты его возвеличил и возвеличиваешь, и поселяешь ум в нем?» И опять же Давид: «Все покорно у ног его, овцы и волы все» и еще: и дикие звери, и птицы небесные, и рыбы морские, которые ходят морскими путями. (182) Вопрос. Но почему сначала нам велено владеть рыбами и птицами, а потом скотами, зверями и пресмыкающимися? Ответ. Сначала дается дерзновение на более слабое. А потом, тем кто дерзнул владеть, тем дается дерзновение обладать более мощными зверями. Или же: раньше произошел из воды род плавающих и пернатых. А потом на поверхности земли появились звери и скоты, и пресмыкающиеся. Подобающим образом рожденные прежде, и были: даны прежде человеку в рабство. (183) Вопрос. Но каким образом мы — владыки над зверями, скотами и пресмыкающимися, когда лев, медведь, волк, змей, скорпион — все они с нами воюют, одни могут нас разорвать, а другие прокусить и умертвить ядом? Ответ. Где–то выше я, сколь мог, ответил. И мне кажется празднословием совершать разговору об одном и том же дважды, не считаясь с настоящим временем. (184) Вопрос. Ты выше нам сказал, что до согрешения все звери и пресмыкающиеся нам подчинялись и боялись нас. Но когда мы после преступления заповеди пали со власти, то все с нам» воюет. И что так есть, ты нам показал. Но теперь мы хотим слышать, почему мы не владеем небом, землею, морем, реками, солнцем, луною, если мы — по образу Божию? Ибо Бог всем владеет. Ответ. То слово, которое о зверях, имеет своим концом именно это. Когда мы не исказили образ, то они покорялись большему, не лишившемуся власти. И человек был для них владыкой. (185) Вопрос. Но разве если бы ты повелел небу пролить дождь или земле дать поросль, то неужто они бы послушали? Или солнцу взойти, неужто оно бы взошло? Или морю высохнуть, или реке обратиться вспять и не течь, разве они бы послушались? Ответ. Прими и об этом очень явные указания. Моисей законодатель ударом посоха пересек Море Красное, и вода затвердела, как непробиваемая стена; и Моисей перевел шестьсот тысяч мужей по сухому дну бездны так, что они не омочили ног. И когда вскоре с плачем они требовали в пустыне воды, то из непричастного влаге твердого камня он опять, ударив посохом, источил реку, затопляющую пустыню. Так и Иисус Навин — преемник Моисея — остановил для многих знаменитую Иорданскую реку и таким же образом перевел народ, велев взять некоторым со дна реки двенадцать валунов, которые находятся видимыми там до сегодняшнего дня. Он же приказал солонцу, бегущему по небу, встать на одном месте до следующего дня до того же часа. Он всего лишь сказал: «Да остановится «солнце над Гаваоном …и луна, над долиною Аналонскою!» — называя некоторые места, где он и победит в битве, и поставит трофей превосходства. Посмотри со мной и на божественного Илию. Он одним словом свел огонь с неба на посланного к нему от царя начальника пятидесяти; Илия сказал ему: «Если я человек Божий, то да сойдет огонь с неба, и сожжет тебя и пятьдесят твоих». И тотчас возникло пламя и сожгло весь этот полк. И охваченный той же самой ревностью о Боге, желая измучить тех людей, которые служили идолам, три с половиной года он держал дождевые облака твердыми, так что богоборный народ был истязаем мором. Он прекратил дождь, сказав: «Жив Господь, дождь будет разве устами моими». Когда ему предстояло перейти на небо, вознестись на четверке огненных коней, то, дойдя до Иордана, он, ударив овечьей шкурой, разделил реку, и вместе с Елисеем перешел ее, не омочив ног. Он сам сел на огненную повозку, и так двинулся на небо, сбросил ученику кожаный плащ и удалился, живой до сего дня. И посмотри опять, что властитель и князь над всем в Новом Завете Петр с облака поражает Симона. Павел дошел до третьего неба, а оттуда — до рая, и будет судить отступивших ангелов. Говоря просто, те люди, которые не осквернили образ злыми делами и тем самым не лишились (отпали) власти, — они князья и властители надо всем. (186) Вопрос. Ты хорошо рассказал и объяснил нам об образе. Но просим мы тебя прибавить к этому и о подобии, почему сказал Бог: «сотворим человека по образу» и подобию «нашему». Что «по образу» — нам дан ответ, а что «по подобию» — о том умолчано. Писание говорит: «И сотворил Бог человека по образу Своему» и не прибавляет: «по подобию». Ответ. Не велит Бог, чтобы мы были праздными и ленивыми, наподобие свиней, мщатей (осленок) и овец, и прочих бессловесных существ. И не будем считать, что мы без усилий и мзды, недостойно, не употребляя нашу власть, можем стать подобным Ему, подражая Ему. То есть да уподобимся Ему приязненным (любезным) отношением к ближним, насколько и можно человеческой природе подражать Богу. Будь же для сирот как отец, вместо мужа их матери. Так сказал премудрый в божественном Соломон. И Сам Господь сказал в Евангелиях: (Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут; Блаженны миротворцы (смиряющие), ибо они будут названы сынами Божиими; ….научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдите покой душам вашим». Итак, будьте человеколюбивы и милостивы. Сами нуждаясь в милости, будем миловать того, кто нуждается в благе. Ибо и Господь делает благо для тех, кто нуждается. Сделаем то, что мы желаем себе восприять. Делает нам Бог то, что мы сделаем. (187) Вопрос. Но Бог не сказал: «Сотворим человека, который уподобится нам деланием добра», но что создаст его уже сейчас совершенным и целостным. Или одно Он сказал, а другое сделал? Ответ. Бог не передумывает. Но Он поместил в человеке некую искру любви к Нему, чтобы подражанием последовать Его пламенности; по–другому никак не могло быть, кроме как чтобы сразу созданный человек стал пребывать во благе. И тем, кто рождается, даруется соответствующим образом. Посмотрим, что ничего из сказанного не разрушает «по образу и по подобию», но только дает указания, исходя из истины. «И сказал Бог: сотворим человека по образу» и по подобию «Нашему». Бог знал будущее, как уже бывшее, и еще до сотворения знал наперед, что сбудется для каждого из всего. Как о Исаве и Иакове прежде их зачатия в материнской утробе, прежде чем они изошли из отцовских чресел, сказал через пророка Малахию: «Иакова Я возлюбил, Исава возненавидел». Так и о Иеремии говорит: «Прежде создания тебя Я знал тебя во чреве; и прежде чем ты изошел из ложесн, Я освятил тебя». Так и о Иуде Бог делает явным предание, еще когда не существовало и его родителей, когда говорит через божественного Давида: «Тот, кто ест хлеб Мой, поднял на Меня пяту». И о верховодящем апостоле Петре Бог сказал через божественного Давида: «И хвалящие Меня, Мною клялись». И действие всех людей совокупно: «Друзья Мои и родственники Мои напротив ко Мне приблизились и встали». Он еще тогда не вышел из чресел, не отвердел плотью, и ни в коем случае еще не было у Него ни родителя, ни деда. Но Он являет спасительный Свой Крест, как уже водруженный, и на нем Он пригвожден: «Прорыли руки мои и ноги Мои, и считали все кости Мои» — гвоздями в них Меня прибьют. Говоря кратко, много раз в Священном Писании мы слышали, что Бог говорит о будущем, как о уже настоящем. Или то, что минуло и сделано, преднарекается и обретает сбытие. Как сказал возвышенный Апостол: «Ибо их я проразумел и преднарек», — в согласии с образом Сына Своего, чтобы Он был первенцем во многой братии. Богу было известно бытие наших прадедов [от Адама], и падение от непослушания, и так как «будет», что в последние веки единственное чадо — Сын Божий — Сам станет человеком и явится ради страдающих людей, то вот это различение, которое было преднаречено, и являет, как я думаю, это «Сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию». Гораздо позже будет, что так будет, что от неискусобрачной Приснодевы Он без семени воплотится, ляжет в яслях скотов, возвращая людей от скотства. «Подобает Мне быть как он есть, и сотворить его как Я есть, поселиться в пещере, в темном и беспросветном его житии, чтобы Он поселился на небе. Я буду обвязан пеленами, чтобы разрешить человека от уз смерти. Возрасту в теле, чтобы он возрос в Божестве. Мне подобает креститься — и омыть оскверненного (прокаженного). Мне подобает пройти искушения и попрать врага, и покорить его, одолев. Я захочу есть за того, кто ест во зле, Я, Тот, Кто кормит все. Я буду жаждать за осужденного, Кто дает дождь, и во плоти пешком ходит по морю. Я буду добровольно связан — и разрешу того, кто связан невольно. Я буду в поругании и поношении, чтобы избавить от поношения мужей преступницу–жену. Создатель, Я буду оплеван в плотское лицо, чтобы сделать чистым лицо созданного. Я буду заушен за раба, Владыка Ангелов, чтобы освободить человека, порабощенного греху, — ибо заушением Господа освобождают рабов, ударением отпуская (прощая) их из рабства. Я буду увенчан тернием, Насадивший рай, чтобы искоренить терние у людей. Я вкушу желчи и буду напоен оцетом, да избавлю от горечи человеческую природу. Давший Израилю манну — взойду на холм и на Крест, пригвождаемый в теле, бесплотный, окружив Себя этим телом ради людей. Так иудеями схвачен Неохватный. Так умирает Бессмертный — смерть для смерти. Так Я хороним в аду — ради существующих. Так Я как бы камнем разбиваю ворота ада, доблестно выводя тех, кто в оковах. Как сказал Мой раб Давид: «Так на небо взойду, не нуждаясь в том, чтобы Меня поднимали», наполняя все, и сяду по правую руку бесплотного Отца, по подобию Его не имея образа». Так по ставшему образу и по подобию Он избрал стать в последние лета, преднарекая Собою будущее для сотворенного. Так что, думаю, ты уже понял, каков смысл «образа и подобия». И пусть умолкнет при этом твое выспрашивание о образе и подобии. (188) Вопрос. И что же, тогда Троица воплотилась и вочеловечилась? Ибо Бог сказал не «Сотворю человека по образу и подобию Моему», но «Сотворим… Нашему». Ответ. Если мы будем настаивать на прочих словах, то во всех случаях само богословие (слова о Боге) нам искусно все покажет, говоря, что сказано «сотворил», а не «творили»; «Бог», а не «боги»; «человека по образу Божию», а не «богов». «Сотворим» знаменует три лица Божества, а само «сотворить» — соединение природы, света и действия: как мы понимаем из самого того, что мы сотворены. Когда сказано «и сотворил Бог человека», то сотворенность, содеянность природы выводит [перед нами] всех людей, и «мужа и жену сотворил», указывает лица. А в другом месте сказал Бог: «Истреблю человека с земли, которого Я сотворил», — хотя были уже многие тьмы людей, которые утонули при Ное. Подобно этому и другое потопление — всего войска Фараонова — воспевает святая песнь Марии: «Воспеваем Господа, ибо со славою Он прославился, коня и всадника повергнул в море», — множество коней называя в единственном числе, и полк воинов в песнопении именуя точно так же, который весь потонул в Чермной пучине вместе с несчастным их царем. А к Моисею Бог сказал: «Я Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова», — что можно сказать, что «Я один и тот же», и так указуется Святая Троица, что Три. Бог с высоты показывает три Своих ипостаси и лица. Одно «Я», а три «Бог» — возвещено. Но и во всем неизреченное и невыразимое явление Бога во плоти мужской от Приснодевы Марии: когда Бог пожелал, Сын воплотился и Дух содействовал — это было сделано, когда никого не было не участвующего, но союзным согласием всех; и тождеством единого Совета, Господства и Царствования, которое в Троице. И для Писания обычно разделять многие Божий действия на три. Действия Ветхого Завета возводятся к Отцу, действия Нового — к Сыну, в настоящем Божественно действуемое и устраиваемое — к Духу. (189) Вопрос. Но Бог не сказал: «Сотворим человека по образу и по подобию, по которому желаю, чтобы он после был». Но настоящее уже являемо совершенным, когда говорится: «И сотворил Бог человека …по образу Божию сотворил Его» как сообщает Моисей. Ответ. Не хочется повторять, ибо в достаточности уже было сказано. Думаю, что образ вполне совершился приличествующим образом в Богоявлении к нам Слова. Об этом много раз свидетельствует сонм Пророков, за много лет до имеющего плоть жития Божия, которое будет после них. Это, как уже наступившее, проповедует возвышенный среди пророков Исайя, когда вопиет: «Отрок родился у нас, и нарицается имя Его Бог крепок», — хотя плоть Матери Его приснодевственной еще не изошла на бытие. Другой Пророк больше чем за пятьсот лет видел Сына как уже распятого и воскресшего из усыпальницы, когда вопрошал предстоя, Его: «Что это раны эти на руках Твоих?». Бог еще не был во плоти, а он, подтверждая слова, пророчествовал как уже о сбывшемся, когда говорил: «Эти раны, которыми был ранен в дому возлюбленного Израиля». И божественный песнопевец Давид за тысячу лет, как о наступившем или уже прошедшем, пел о восхождении Иисуса Христа во плоти на небеса: «Взошел вверх Бог при восклицаниях, Господь при гласе труб». (190) Вопрос. Но как же ты тогда раньше опровергнул тех, кто описывает Божество во плоти или говорит о Нем, как о имеющем человеческий образ, а теперь сам известил, что Оно подобно нам? Ответ. Я сказал не «есть», но «будет». Соединившись с нашей душой и телом, Сам Бог Слово стал подобен нам. Он был с нами, что было и до этого; и был видим, что не было до этого. Когда Он сказал к хору апостольскому, разламывая хлеб: «Возьмите, ешьте от него все, это — Тело Мое», — Он не пострадал плотью, и когда сказал: «Пейте… это Кровь Моя», — не был проколот на Кресте копьем в ребра. Мы видим сегодня этот святой Хлеб на не допускающей скверны Требе во время святого и таинственного Служения, предлагаемый на пречистой Трапезе. Он не согласуется [внешне] со спасительным образом Бога Слова. Как и с размешанной кровью — преподносимая вместе с хлебом чаша вина. Не согласуется ни раздроблением членов, ни составом плоти, ни составом крови. Не невидимо и явным образом примешано к этому телу не имеющее образа Божество. Первое кроваво, одушевленно, жилисто, сочленено различными жилами, и объято кровотоками — в это тело Создатель Слово вплелся до волос и ногтей; и волосы на бороде я мыслю Христовыми, и ноги, и ногти, и кровь, и воду. Ко мне, ради моего, Бог [так] примешался. Это прямо, и действует прямо на члены. А второе — всевластно, без членов, не одушевлено, без крови, неподвижно, непостижимо, и невидимо в Божестве. Но мы имеем веру даже скорее, чем богословие, и [знаем], что не как подобное или как равное, но Божественным невидимым и явным образом — это существующее Божие Тело, которое освящается на святой Трапезе, и священники нераздельно его раздают всем; и его берут, а оно не скудеет. Как солнце не истощается, давая свет тем, кто нуждается. И море, выливаясь на осоленные берега, не делает сухими глубины. И огонь, занятый тысячами свечей, не гаснет, не потухает. Под гнетом он не оскудевает, и пламя рвется вверх […] Оглашаемые, осевшие в неучении, или скорее в погибели, отверглись Его. А не ведающие Закона язычники, не воспитанные в Законе, не оглашенные в нем, хорошо совершили Закон, став для себя законом. Своему Творцу они дивились, только исходя из сотворенного Им, и веровали, что Он — Бог. (192) Вопрос. Если ты сказал выше, что совершением добродетели мы подобны Богу, и обещал сказать, каким образом человек живет по Божьи, то молим сперва рассказать нам: каков устав совершенный делания добра? Ответ. Я удивляюсь, о, любезная глава: ты нам сам показал очевидное установление делания добра, чтобы мы его бодро видели. И если найдется этот устав, то его желанно с помощью слова сделать вечным в своем житии. Я прямо недоумеваю, как объять словом и показать совершенство в житии. Если даже слово и передает смысл, то оно выше моего помышления. Ведь и все те, кто сияет деланием добра, не могут поведать то совершенство, которое у них, то совершенство, которое у всех других: как оно может быть измерено в чувстве и какими определениями оно будет установлено. Что оно по числу и уставу. Все, что количественно, то окружено какими–то своими установлениями. И кто измеряет на глаз локтем, или считает десятками, тот понимает, где он начинает и где кончает. И в нем это и осуществляется. А что до делания добра, то от Апостола мы научились единственному совершенному установлению: ибо делание добра — без установления и без краев. Ибо Апостол велик и высок разумом, и всегда по доброделанию движется. И никак не перестает состязаться за первенство, ибо он думает, что не безвредно прекратить этот бег. Ибо ничто благое не устанавливается своей природой. А когда противник запинает, то это благое всегда тотчас кончается — как жизнь кончается смертью, и свет кончается тьмою, и сила кончается болезнью. Ибо как конец жизни — это начало смерти, заход солнца — это начало тьмы, и недомогание — это начало болезни. Так что остановка бега (течения) на делание добра становится началом течения зла. Разве не хорошо я сказал, что делание добра не подчиняется своим установлениям. Ибо делание добра не имеет окончания: оно совершенно, без конца и лишено установлений, весьма велико и неизмеримо. Ибо, говорится, всякого ума выше Божество, Господство, Первое Благо. Его природа блаженна, бесконечно делание добра. Таким образом, нет ни одного установления для делания добра. Разве только сопротивление злу. Ибо противник не приемлет Божество и не считается с Ним. А тот, кто бежит путем делания добра, тот всегда причастен Богу. Ибо Он — это всесовершенное Действие, Он — самое доброе и благое по Своей природе, и достойным удивления образом причащаем всеми. Но Сам установлений не имеет. Необходимо, чтобы тот, кто стал причастен, в неудержимом желании бежал и прорывался. А бег никогда нельзя остановить, ибо он без установления и без конца. Всесовершенная добродетель да будет понята, что она есть Бог. (193) Вопрос. Но как кто–либо начнет путешествие или дело, если не будет надеяться на конец и завершение? Как кто–либо пойдет добродетелью, не надеясь на совершенство в ней? Ответ. Ты неосмысленно указал искомое слово. В житии о Боге не будем лениться, по силам, когда всегда [Евангелие] богословит: «…будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный». Нам никак не возможно сравниться с Божеством, с несравненной и превышающей ум и осмысление Божией природой — но подражать Его человеколюбию, кротости и всеблагости, показывая милосердие к ближним. Даже если это враг или доносчик, то в любом случае Божество помогает всем и независтно (щедро) дает, предваряя дарами прошение полезного. И ни от одного человека Божество не получает почести, которые были бы достойны. Итак, пойдем, сколь это [для нас] возможно на делание добра, легкими и частыми ристаниями (сражениями) пробегая к нему. Хотя и невозможно достигнуть самой вершины, и невозможно получить все доброе, но даже взять часть не малая польза. Мы не можем выпить весь родник или водохранилище, но разве мы не можем приятием [воды] в довольство уврачевать жгущую нас жажду? И если мы не можем пропустить через себя весь воздух, то разве мы не можем дышать? И если мы не постигнем всех смыслов, то разве мы не должны беседовать? Мы можем показать, что вопреки сильному сопротивлению мы не отпали от совершенства, но старались ради него, сколько было сил; и больше, чем было сил. Похвально это устремление, потому что оно, мне думается, совершением делания добра, что есть спешить всегда на добро. И более всего держать правду, которая одолевает неправду. Ибо неизречен разум Божий, который прилагается и сочетается с нашими трудами. Он недомыслим для всякого человека в сем житии, по причине превосходящего добра или более горького воздаяния, потому мы отвечаем приязнью к подобным, чтобы с ними принять почесть или мучения. (194) Вопрос. Что есть части делание добра и сколько их? И можно ли их все вместе правильно исполнить? Ибо не все всё могут правильно исполнить. [Например, кто–то] не может достойно принять кого–либо по причине нищеты, но может быть воздержным и целомудренным. А другой — терпеть напасти или учить благочестию. Другой — давать нищим необходимое для жизни. Другой — служить даром. И с помощью одной из этих добродетелей не возможно ли избавиться от вечного осуждения? Ответ. Всякое делание добра — со строгостью мыслей, не замутненных скверной. А вся Мерзость злобы по отношению к целомудренным противостоит им воистину как враг. Против худшего подвизается наша природа. Некоторые говорят, что четыре части добродетели, это: мужество, мудрость, целомудрие, правда. Они добры, снизу и по суше движутся (плывут), будучи ниже небесного круга. То есть мужество по отношению к греху противника; целомудрие против страстей иметь власть и победу; а смысл — стройная власть, как в государствах; правда — славная часть жития, как думается, — она наставляет чинности, обуздывая. А что выше, ничего невозможно ни уразуметь, ни показать: и добродетели сами по себе затворены, имеют ли они высокое и небесное подобие красоты. Но у нас наставник — возвышенный Апостол, который насчитывает множество частей делания добра, но три всех лучших: веру, любовь, надежду. Вера дарует людям выше природы быть записанными вместе с бесплотными, хотя человек еще окружен одеянием скверны многих страстей, которые ангельские и прочие чины бесплотных не разумеют. Вера наставляет в искусстве людей, которые ходят внизу, катясь по земле. Она указывает помысл, приводящий к не имеющему образа Престолу Царя, и очевидным образом озаряет блеском не имеющей начала и бессмертной Природы. И оттуда блеск отгоняет омрачение чувств, которое как густое облако для существующих здесь. Омыв его от ума, дарует ему чистый взгляд, так что становится видимым невидимое, и постижимым неприступное. А надежда не вместе с ним отметается, как кто бы сказал, но приуготовляет по–доброму держаться в настоящем. Никак не оказываясь в будущем, но уже видя размышлением то, что еще не настало, как будто оно уже настало. И чаемое приводится пред лицом людей. Переступает запинку ногой, объединяет желаемое с видимым мимотекущим временем и осуществляет любовь будущую. А любовь есть возглавление для пришествия Бога во плоти. Она у Него везде всегда существует, и умолила Его явиться нам во плоти. И вполне подобающим образом она превосходит [другие добродетели], как сказал великий Апостол. Ибо все, что благочестно, человеколюбиво, преподобно и праведно, люди делают ради нее. И для нее и Христос до Крестной смерти преклонил во плоти выю. (195) Вопрос. Как же тогда Соломон, премудрости которого все удивляются, говорит: «Три вещи я не могу уразуметь и четвертое не осмыслил: След летящего орла, путь змеи по камню, стезю корабля, плывущего в открытом море, и путь мужчины в юности»? Если он мудр, то почему этого он нам не объясняет, но заставляет нас оставить изыскание? Мы молим, чтобы ты нам это рассказал. Ответ. Премудрый в Боге Соломон не потому, что не может, не объяснил, но оставил сказанное — он некую искру любви к Богу вложил в нас. Как подвиг и венок исследование в этих вещах. Ибо что останется загадкой, если есть готовое переложение–отгадка? Премудрый не немощен разгадать три, как и осмыслить последующее. Что он назвал следом орла летящего? Мне думается, что это полет Святого Духа в Пророков и Апостолов. Как сказал Господь о Духе, богословя в Евангелиях: «Ты слышишь его голос, а откуда идет или куда идет, не знаешь»; «Никто не знает того, что в человеке, только дух у человека, который в нем. Так и Божие никто не познает (сознает), а только Дух Божий». Что относится к Божию? Явно, что это все видимое и невидимое. Всеми совокупно это недоведомо, а ведомо одному только Духу, и повинуется Ему как Богу и Владыке. Премудрый Соломон сравнивает Духа с орлом, поскольку орел есть царь и владыка для пернатых птиц. И пусть разумеется подобающим образом и о Божием Сыне. По неизреченному устроению таинства Он подобен орлу, полетевшему на ловлю и убийство умственно понимаемого луня и ночного ворона. Многомудрый Соломон также сказал, что не разумеем путь змей по камню. В Священном Писании змей разумеется как старый злодей и погубитель, который увел нас от жития райского, что мы себе создали путь. Как сказал божественный Апостол: «Я боюсь, что вы как когда змей Еву прельстил своими ухищрениями, так и растлеют ваши помыслы». Он же поведал, что Христос — камень, когда сказал: «…пили из духовного последующего камня; камень же был Христос». И по этому Камню никак не мог явиться след или путь змея. Хотя Божие Слово Я выбрал быть человеком, согласно нам, но Он остался невосприявшим и неприступным для лукаво ползающего змея. Ибо греха Он не сотворил, и не оказалось лжи в устах Его. Так говорит все собрание божественных [мужей и жен]. Но и стезю корабля, идущего в открытом море, не мог постичь премудрый царь иудеев. Ибо кораблю причастен Божий Промысл о плоти. Он, подобно кораблю, проходил через море смерти и уже потонувших выводил к новой жизни, но никакого следа смерти в смерти не оставил. Ибо невозможно, чтобы Несмерть бывала смертью. Богогласный назвал бессмертного Бога Слово Христа, и Его мужеский путь в юности: «юность моя с Ним воскресла». То есть обновятся те, кто не познает путей сего несчастного жития, отбросив струпья нынешнего зла, и этой переменой совокупно обновится все творение. И протяженность небес, все как риза обветшает, как одеяло совьется и изменится — сказал царь и пророк Давид. Так и земля переменится, сказал первоверховный Апостол. Еще и море станет пустым, и реки–моря засохнут, явным образом восклицает Исайя, возвышенный в Пророках. Так где–то произнося от Бога, говорит глубине: «Погибнешь, и реки твои высушу». И это подобающим образом сбывается впоследствии. (196) Вопрос. Что повелевает Господь, когда говорит: «От дней Иоанна Крестителя и доселе Царствие Небесное силой берется, и употребляющие силу его захватывают» Мы знаем, что всякий захватчик достоин суда и проклятия; как мы будем понимать сказанное Господом? Ответ. Иоанн пришел прежде того дня, проповедуя людям Царствие Небесное, и когда пришел Спаситель, то те, кто без колебаний и воистину веровал, те великой аскезой и страданиями превзошли установления природы, и перешли телом к бесстрастию и, перелетев через запинания тела, умертвили телесные похоти, ходя в добродетели по узкому и болезненному пути. Они сами себя понуждают, совершая подвиг для венка вышнего призвания, как сказал святой Апостол. (197) Вопрос. Что сказывает Господь, когда говорит об Иоанне: «Если примете его, то есть Илия, который придет»? Мы знаем, что Иоанна казнил Ирод. И как он опять сам будет Илиею? Ответ. Господь в Своем божественном пришествии послал его пред Собою в духе и силе Илии. Он прекрасно называется Илией, по равенству благодатности, и подобию устроения. Ибо началом и концом Заветов обоих был Иоанн. Он был конец Закона и начало Благой Вести, то есть иного, более чем принадлежащего Закону поведения и жития учитель, подобно как и чаемый Илия, который предваряет как–то незадолго Божие второе Христово пришествие во плоти, что есть конец этого бытия и жития и начало будущего. И подобно Иоанну, и его убивает (убьет) за истину разумно понимаемый Ирод. (198) Вопрос. Каким образом самый больший из рожденных женами — Иоанн Креститель? Если потому что он был пророком, то и так, что больше пророка, как и говорит Господь в Евангелии? Почему же тогда Спаситель свидетельствует о нем как о большем всех? Он при зачатии сделал немым своего отца Захарию. Ответ. Я по–другому думаю об этом повествовании. Прежде всего вы сами признаете, что Иоанн, по свидетельству Господа, больше всех людей и выше Пророков. У меня нет слова выше живого слова свидетельства гласа вопиющего в пустыне, велящего уготовать пути Господу и сделать прямыми пути Его. Больший из всех рожденных женами Иоанн потому, что когда он еще был в утробе матери, и не вкусил нашего жития, то прорек, через материнский язык получив голос, и постиг во тьме таящийся Свет — воплощаемый в утробе Приснодевы Марии. Оттуда он блистал как через какое оконце через уста беременной [Елисаветы], которая приняла объятиями и лобзанием богоносную Девицу, и он возрадовался, возопив языком матери: «Откуда мне это, что да придет Мать Господа моего ко мне?» Благоумный раб постиг Владыку, скакал в утробе, стараясь предварить в службе Господу Иордан, и уготовить Ту, что ради нас, для плоти Его купель. Он больший в Пророках, потому что увидел во плоти Самого прореченного, и коснулся Его макушки, Того, Кого трепещут все. И Его все пророки и патриархи видели только во сне и догадках мечты; они прежде Христова Богоявления изменили образ жизни. А то, что Захария онемел от рождества благовествованного отрока, то я скажу, что это не от ужаса перед явившимся ему Ангелом, ибо он привык к этому виду, строго служа Закону; но за образом этого молчания последует молчание Закона. Когда родится отроча, то язык его отца вновь будет устроен, являя то, что родился «голос» от молчания и бесплодия и старости, то есть от обветшавшего, в глубокой старости, бесплодного Закона, от бесплодия приявших его иудеев, которым ничего из прореченного Пророками не было на пользу, и они не разумели о Боге и Слове рождения у нас на сбытие истине. И Его Мать по плоти родилась от них.
|