Студопедия — Труд, приносящий самоуважение.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Труд, приносящий самоуважение.






Наше уважение к кому-либо означает, что мы высоко ставим личность этого человека. Мы прислушиваемся к его точке зрения. Мы считаем его жизнь драгоценной. Если же мы находим человека недостойным нашего уваже­ния, то ведем себя иначе: его точку зрения всеми силами игнорируем, а жизнь его не ценим.

Очень важны те критерии, которыми мы определяем, стоит или не стоит данного человека уважать: от них зависит наше отношение к окружающим лю­дям.

Война - очень яркий, доведенный до крайности пример того, как целые нации проявляют активное неуважение к правам друг друга: как только при­нято решение о начале войны, противная сторона объявляется “врагом” и более не воспринимается как полноценная, подобная нам часть человечест­ва. Мы не желаем считаться “с ними”, не признаем их точку зрения и не ценим их жизнь. Неуважение выплескивается, и неизбежным результатом бы­вает боль и страдание. Для тех, кто видел войну и другие немыслимые тра­гедии, человеческая способность не уважать себе подобных кажется куда более реальной и ощутимой, чем способность к уважению. Вот как, к приме­ру, выразил эту мысль один знакомый мне вьетнамский ветеран: “Я видел гибель друзей и хладнокровный подсчет потерь, словно после футбольного матча; мне долго морочили голову призывом “убивать красных во имя Хрис­та”, а по возвращении я узнал, что о войне говорили и писали сплошную ложь; врачи лишь пичкали меня таблетками и советовали “быть как все”. Как мне после этого найти хотя бы что-то достойное уважения?”

Уважение к человеку, идеалу или чему угодно еще возникает, когда оно связано с чем-то для нас важным, ценным и любимым. Чувство уважения очень трудно сохранить в обстановке, где тотальное неуважение стало ско­рее правилом, чем исключением, и чем дольше находишься в такой обстанов­ке, тем труднее дается уважение.

Неуважение - тончайший психологический инструмент, позволяющий всяко­го, чьи потребности нам удобнее игнорировать, лишать права считаться че­ловеком. По мере практики и при отсутствии альтернатив, эта психологи­ческая установка легко закрепляется в привычку.

Когда мы уважаем кого-то, от нас исходят сигналы о том, что мы высоко ценим само его существование. Этот человек (или группа, или нация), видя наше доброе отношение, постепенно понимает уважительность наших намере­ний. Напротив, выказывая кому-то неуважение. мы посылаем сигналы, что человек (группа, нация) не такой, как надо, и мы вправе осуждать или пе­ревоспитывать его. Такие заявления ставят под угрозу свободу людей (группы, нации), оставаться такими, какие они есть. Поэтому нас начинают бояться.

Страх, порожденный неуважением, приводит в свою очередь к ответным неуважительным действиям и к порождению взаимного страха. Эта хорошо всем известная цепная реакция ведет к конфронтации и войнам - как на уровне личных, семейных отношений, так и на уровне отношений между сооб­ществами людей и целыми нациями.

Уважение создает благоприятный климат для мира. Неуважение создает благоприятный климат для войны.

В личной жизни каждого из нас способность испытывать уважение ко все­му живому (к отдельным людям и расам, к нашей планете, к самому себе) неразрывно связана со способностью испытывать душевный покой. К примеру, если вы любите природу и ненавидите род человеческий, то можно поспорить на что угодно: вы не пойдете отдыхать в шумную компанию, а отправитесь на природу, потому что высоко ее цените и в ее окружении можете спокойно расслабиться и набраться сил, оставив на время свои защитные реакции.

Чем меньше в нашей жизни того, что мы уважаем и ценим, тем труднее найти такое место, где можно по-настоящему раскрыться, ощутить мир и по­кой. Наша внутренняя война, а значит и наш внутренний мир, обусловлены умением уважать. Когда трудно найти хотя бы что-то достойное уважения, то в равной мере трудно и найти душевный покой.

У всех живых существ есть общее - жизнь. Она объединяет, связывает всех нас. Чем больше внимания мы уделяем этой общности, тем менее угро­жающими представляются нам различия. Духовные традиции почти всех исто­рических культур почитают уважение ко всему и ко всем наряду с высшими достижениями на пути внутренней гармонии. -Это подчеркивает и девиз США - Е pluribus unuin, - который в переводе с латыни означает “Из многих – единое”.

Если уважение ко всему и ко всем кажется вам пока недостижимым, для начала постарайтесь завоевать хотя бы один маленький плацдарм: научитесь уважать и высоко ценить что-то одно, лично вами избранное. Как только вы позволите себе уважать что-то, к вам постепенно начнет приходить душев­ное равновесие. Мало-помалу вы будете приобретать все новые ценности и вкладывать в них свое уважение. Дивидендами с этого вклада будут свобода и покой, как внутренние, так и внешние.

Иногда для разграничения миролюбивых и агрессивных действий пользуют­ся термином “не-мир”. Миролюбивые заявления часто не уберегают нас от немирных действий, поскольку многие поступки основаны на скрытых в под­сознании установках. Чтобы избежать конфликта, необходимо тщательно ана­лизировать все свои действия и выявлять ведущие к «не-миру». Когда мы осознаем свои немирные действия, нам легче найти альтернативу им.

Мы способствуем не-миру, когда проявляем неуважение. Если, к. приме­ру, мы терпеть не можем женщин или мужчин, негров или белых, то мы не склонны проявлять уважение к представителям этих несимпатичных нам групп. Наше неуважение позволяет нам не видеть в них человеческую лич­ность и полностью игнорировать их точку зрения. Такое неуважение воспри­нимается ими как угроза, а на угрозу человек отвечает активацией рефлек­са “бей или беги”, т.е. приходит в боевую готовность. Это - шаг к конф­ликту, к неуравновешенному силовому воздействию. Вот почему можно ска­зать, что всякое неуважение ведет к «не-миру».

Тому, чьи чувства и реакции обострились на войне, порой требуется соприкоснуться с самыми мирными и самыми священными человеческими цен­ностями, чтобы в его душе вновь затеплился огонек уважения.

Один ветеран, вернувшийся с заморской войны с глубокой душевной трав­мой, был не в силах смириться с царящими вокруг него порядками, но сумел наконец обрести покой, когда воспитал в себе глубокое уважение ко всяко­му живому существу. Война, в которой он участвовал, была Крестовым похо­дом, а он стал известен миру как святой Франциск Ассизский.

В человеческой истории много подобных примеров, сближающих различные культуры, континенты и эпохи. Многие писатели размышляли над “феноменом бывшего солдата”, имея в виду тот глубокий внутренний сдвиг, когда на основе немирного опыта человек обретает чувство уважения.

Когда мы стремимся к миру, нам полезно спросить себя, что в наших собственных поступках способствует «не-миру». Как и в своем стремлении к уважению, мы должны выяснить, какие наши действия продиктованы неуваже­нием (к тем, в ком мы видим врагов, к себе, к своей семье, к нации и ко всей планете).

Последовательно задавая себе такого рода вопросы и искренне отвечая на них, мы сможем высветить самые темные закоулки души и разума, пока благотворные перемены не придут сами собой.

Воспитание глубокого внутреннего равновесия составляет основу работы над собой в духовных традициях всего мира.

Хотя практика и мифологическое содержание различных религий очень несхожи, но тем не менее все духовные учителя согласны в одном: способ­ность воспитывать в себе уважение - огромный потенциал развития для каж­дого человека.

Такую работу над собой я называю “истинным трудом”. “Истинный труд” может быть связан с вашей основной работой, дающей средства к существо­ванию, а может и не иметь с ней ничего общего. Та или иная обязанность, та или иная должность могут или быть, или не быть “истинным трудом” - все зависит от того, уважаете ли вы порученное дело. “Истинный труд” мо­жет приносить материальное или моральное вознаграждение, может быть и совершенно бесплатным.

“Истинный труд” - это любой избранный вами вид деятельности, который помогает лучше ощутить цель и смысл вашей жизни. Он осуществляется в той сфере, которую мы ценим выше всего, т.е. к которой испытываем наибольшее уважение.

Я искренне надеюсь, что к этому этапу самоизучения вы уже нашли ту часть вашего жизненного опыта, которую цените выше всего. Примите ее за отправную точку в поиске своего собственного “истинного труда”. Доверие к себе поможет сделать правильный выбор. “Истинный труд” - это своего рода ноша, которую вы избрали с открытым сердцем, чтобы через свою дея­тельность соединиться с потоком жизни.

Завершая свои рассуждения о связи между травмой, ощущением покоя и посттравматическими явлениями, я хотел бы отметить еще один момент. Как уже упоминалось в разделе 2, тактика лечения, делающая упор на “адапта­цию”, не обеспечивает желаемого решения проблем. При этом на людей, ут­ративших внутреннее равновесие из-за пребывания в невыносимых условиях, смотрят как на жертв клинического заболевания.

Но у переживших травму наблюдается еще одно качество, не находящее отражения в медицинской литературе, которая отмечает лишь симптомы стра­ха, агрессивности, тревожности и т.п. и рассматривает людей, пострадав­ших от массового неуважения, в свете психических отклонений и неспособ­ности вести себя «нормально».

Опираясь на сказанное выше о мире и «не-мире», можно сформулировать иную точку зрения. Люди, которые пережили массовое неуважение, оказыва­ются сверхчувствительны в ситуации, где совершаются какие-либо неуважи­тельные действия. Они реагируют даже на самые завуалированные формы «не-мира» быстрее и энергичнее, чем большинство людей. Такую особенность можно, если хотите, считать отклонением, но можно посмотреть на нее ина­че. Посттравматические стрессовые реакции, как мы видим, приводятся в действие присутствием «не-мира» (неуважительного поведения) в ближайшем окружении человека. Иными словами, травмированные люди болезненно реаги­руют на малейшее проявление немирных намерений.

Сверхчувствительность к «не-миру» означает, что человек моментально обращает внимание на неуважительные действия и реагирует на них. Траге­дия нашего времени в том, что многие страдающие от посттравматического стресса люди не могут найти для себя такого места, где царила бы по-нас­тоящему мирная атмосфера. Но по мере того, как все большее число людей, потрясенных увиденным и пережитым на войне, находят свой путь к исцеле­нию, их голос в защиту мира и взаимного уважения становится все слышней.

Ветераны могут многому научить человечество, указывая на скрытые фор­мы «не-мира», которые порой так трудно распознать в самом себе. Тот, кто найдет свой истинный труд в борьбе против «не-мира» и страха как в своей душе, так и на всей планете, почувствует, что жизнь его наполнилась смыслом.







Дата добавления: 2015-08-17; просмотров: 306. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Тема 2: Анатомо-топографическое строение полостей зубов верхней и нижней челюстей. Полость зуба — это сложная система разветвлений, имеющая разнообразную конфигурацию...

Виды и жанры театрализованных представлений   Проживание бронируется и оплачивается слушателями самостоятельно...

Что происходит при встрече с близнецовым пламенем   Если встреча с родственной душой может произойти достаточно спокойно – то встреча с близнецовым пламенем всегда подобна вспышке...

Типовые ситуационные задачи. Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт. ст. Влияние психоэмоциональных факторов отсутствует. Колебаний АД практически нет. Головной боли нет. Нормализовать...

Эндоскопическая диагностика язвенной болезни желудка, гастрита, опухоли Хронический гастрит - понятие клинико-анатомическое, характеризующееся определенными патоморфологическими изменениями слизистой оболочки желудка - неспецифическим воспалительным процессом...

Признаки классификации безопасности Можно выделить следующие признаки классификации безопасности. 1. По признаку масштабности принято различать следующие относительно самостоятельные геополитические уровни и виды безопасности. 1.1. Международная безопасность (глобальная и...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия