Студопедия — Фредерик Перлз 14 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Фредерик Перлз 14 страница






190 Ментальный ме та болизм

на ребенка, в следующее мгновение бросится защищать его от постороннего обидчика.

Любовь представляет собой идентификацию с объектом («мой/моя»); ненависть — его отвержение («прочь от меня!»). Желание быть любимым проявляется в стремлении к тому, что­бы объект идентифицировал себя с желаниями и запросами субъекта. Сильная взаимная любовь описывается в выраже­ниях вроде «едины душой и телом» и т.д. При половом сно­шении взаимная идентификация — непременное условие; «муж и жена — едина плоть», говорится в Библии.

Границей между двумя фермами служит забор. Забор указывает на контакт между фермами, но в то же время и изолирует их друг от друга. Во времена кочевников границ не существовало — было свободное перетечение, конфлюэнция. С частной собственностью пришло разделение земли, между соседями создавались дружеские и враждебные отношения. Если сегодня объединить фермеров в коллективы, конфлю­энция будет восстановлена, но границы между коллективны­ми хозяйствами (ср. с социалистическим соревнованием в России) останутся. Конфлюэнция также будет иметь место в том случае, если некий фермер «возжелает» ферму соседа и присвоит ее себе.

Изоляция подчеркивает разделение, тогда как контакт делает упор на подход, целью которого будет снятие изоля­ции либо путем устранения враждебности и замены Я и Ты на Мы, либо путем превращения всей совокупности в «мое» или — вследствие отречения от объекта — «твое».

Является ли <fl создателем ф, или же происходит обрат­ное? Оба предположения неверны. Между этими двумя функциями не существует каузальной связи. Когда бы и где бы ни образовывалась граница, ей присущи как функция контакта, так и функция изоляции. Обычно нет ни контакта, ни изоляции, поскольку отсутствует граница, вместо которой наблюдается конфлюэнция. Процессу конфлюэнции препят­ствуют 1 и 4;, либидо и агрессия, дружба и враждебность, чувство знакомого и незнакомого и вообще все, что было выбрано в качестве объекта оттягивания энергии на созда­ние границы.

Хорошим примером одновременного действия ЯТ и ф мо­жет служить замешательство. Здесь одновременно проявля­ются тенденции к установлению контакта (эксгибиция, «по­каз» себя) и к тому, чтобы спрятаться. Его предварительная

Эго как функция организма 191

стадия — смущение. Застенчивому ребенку открыты обе возможности: и возникновение привязанности, и отделение. Застенчивость, таким образом, есть нормальная фаза детс­кого развития; но панибратство с каждым встречным-попе­речным или уклонение от любого контакта, если они высту­пают в качестве постоянного отношения, а не адекватного ответа, становятся нездоровыми крайностями.

В результате исключительного идентифицирования себя с требованиями среды, интроекции идеологии и черт харак­тера Эго утрачивает свою эластичную силу идентификации. На самом деле оно начинает функционировать практически только в роли исполнителя требований конгломерата прин­ципов и фиксированных схем поведения. Супер-Эго и харак­тер прочно заняли свое место, подобно тому как в наше вре­мя изготовленные машинным способом предметы заместили единичные изделия, выполненные вручную.

Глава 8

РАСКОЛ ЛИЧНОСТИ

Существует хорошо известная пословица, гласящая, что метла крепче того же количества отдельных хворостин. Не подтверждает ли эта пословица простой научный факт? Ко­нечно, нет. Пословицы содержат в себе мораль. В этой име­ется в виду, что, соединив несколько прутьев вместе, мы по­вышаем их способность к сопротивлению и делаем их куда лучше приспособленными для нападения! Или же наоборот: если вам нужна крепкая палка, некоторое количество связан­ных вместе палок потоньше вполне ее заменит!

Инегративная функция такого рода — еще один аспект Эго. Эго действует в роли, так сказать, администратора, свя­зывая вместе действия всего организма с его первоочеред­ными потребностями; можно сказать, что оно призывает те функции целого организма, которые служат для удовлетворе­ния наиболее животрепещущей потребности. Как только организм идентифицировал себя с этой потребностью, он на­чинает всеми силами добиваться ее удовлетворения, прояв­ляя враждебность по отношению ко всему, что этому мешает.

Человек сначала утверждает: «Я голоден», а потом — «Я не голоден». С логической точки зрения здесь имеется про­тиворечие, но лишь до тех пор, пока мы рассматриваем этого человека как объект, а не как пространственно-временное событие. Между двумя этими заявлениями он успел что-то поесть. Поэтому оба раза он сказал правду. Более сложная ситуация получается, если поместить голодного человека в

Раскол личности 193

герметично закрытый ящик. Тот, кто просто говорил: «Я го­лоден», теперь чувствует: «Я задыхаюсь», а даже не «Я голо­ден и задыхаюсь». С позиции выживания дыхание важнее, чем еда.

Как происходит, что мы не воспринимаем несовмести­мость такого рода противоречивых утверждений? Идентифи­кация (а то, что говорится об идентификации во всяком слу­чае применимо и к отвержению, постольку поскольку обе они являются взаимодополняющими друг друга контрфункциями) следует за образованием «фигуры-на-фоне». Функция здо­рового Эго реагирует на субъективную реальность и на по­требности организма. Если, скажем, организм испытывает голод, пища становится «гештальтом»; Эго идентифицирует себя с голодом («Я голоден») и откликается на гештальт («Я хочу съесть это»).

В случае с человеком, который скорее умрет, нежели ук­радет кусок хлеба, Эго отвергает возможность взятия пищи. Однако без образования «фигуры-на-фоне» он не смог бы ни увидеть, ни вообразить себе этот кусок хлеба — отчуждение Эго от порыва к взятию хлеба и идентификация его с зако­ном были бы невозможны.

Если бы функции Эго были идентичны «фигуре-на-фоне», они оказались бы излишни, но их участие абсолютно необхо­димо в административной задаче направления всех свобод­ных энергий на удовлетворение той потребности организма, которая является в данный момент «фигурой». Этот факт на­водит нас на следующую бифункциональную проблему — проблему хозяина и слуги. Замечание Фрейда «Мы не хозяе­ва в собственном доме» годится лишь тогда, когда Эго полу­чает приказы от инстинктов относительно биологической сфе­ры, а относительно социальной сферы — от совести и окру­жения. Однако Эго не просто слуга инстинктов и идеологий; оно также и посредник со множеством обязанностей. (Пере­кладывание ответственности на обстоятельства не способ­ствует развитию Эго.)

Желание справиться с собой возникает в результате не­достаточного сотрудничества между функцией Эго и орга­низмом. Если кто-нибудь, например, решает, что дефекация — это помеха и неудобство и что его кишечник обязан во всем беспрекословно его слушаться, то такое барское отношение будет злоупотреблять функцией Эго. Функции Эго призваны обеспечивать адекватное удовлетворение потребности в де­фекации с минимумом затраченной энергии и оптимальным

194 Ментальный ме та болизм

уровнем задействованное™ организма. Диктаторское, запу­гивающее, контролирующее Эго (которое, точнее говоря, оз­начает идентификацию функций Эго с запугивающей совес­тью) далеко от того, чтобы взять на себя ответственность за организм и перекладывает ее (по большей части в качестве наказания) на Ид или «тело», как будто оно есть что-то не принадлежащее «Я».

Понятие «Ид» возможно лишь в качестве контрапункта к понятию «Супер-Эго». Таким образом, оно является искусст­венной, небиологической конструкцией, созданной функцией отторжения Эго. Между принимаемой и отвергаемой частями личности образуется граница, раскол личности усиливается.

Другими словами, принимая Эго за субстанцию, нам при­ходится признать его некомпетентность. Мы должны смирить­ся с зависимостью Эго от требований инстинктов, совести и окружения и полностью согласиться с нелестной фрейдовс­кой оценкой власти Эго. Как только, однако, мы осознаем спо­собность Эго к идентификации, нам придется признаться себе в том, что наш сознательный разум обладает возможностью чрезвычайной важности — возможностью идентифицировать­ся со всем тем, что он считает «правильным».

В функции идентификации/отвержения обнаруживаются зачатки «свободной воли». Этой функцией часто злоупотреб­ляют, не умаляя, однако, того факта, что в ней мы сталкиваем­ся с принципом сознательного контроля над человеческим «Я». Общество должно определять, какие из идентификаций индивидуума окажутся желательными для нормальной рабо­ты его холистической функции без нарушения процесса ин­дивидуального развития, душевного и телесного здоровья. Хотя эта программа и выглядит простой, она выпадает из поля зрения человечества на данном этапе развития нашей циви­лизации. В настоящее время индивиду не остается ничего другого, как избегать множества идентификаций, которые на­верняка приведут к ослаблению целостности личности — что должно выражаться во внутренних конфликтах, расколах лич­ности и всевозрастающем чувстве несчастности. Эти раско­лы, конфликты и несчастье отдельного индивида отражают на уровне микрокосма нынешнюю ситуацию во всем мире.

Шум недовольных в городе поднялся; Всех разом слышно, всяк советовать горазд. Одни — за мир, другим война милее; Врагов изгнать, друзей приветить тщатся...

Вергилий

Раскол личности 195

Интуитивное знание функций 4J и ф, формирующих грани­цы, — огромное преимущество Гитлера. Его агрессия не на­ходит себе дентального выхода (плохие зубы — кушаю кашу) и проявляется в основном в криках и воплях. Когда он не получает того, что хочет, он становится раздражительным, сперва хнычет, затем кричит и вопит во все горло до тех пор, пока все окружающие не начинают паниковать и делать все, чтобы угомонить плаксу (нехорошо обижать невинного ре­бенка, а Гитлер всегда изображал из себя невинность). За­тем, он понимает, что чем больше последователей ему удас­тся привлечь, тем большая агрессия может быть использо­вана; чем сильнее агрессия, приложенная им, тем крепче ста­новятся внутригрупповые связи. Он находит объединяющий символ в свастике1, лозунге «Один народ, одна страна, один вождь» как идеологической формуле, привлекавшей многие классы немецкого общества. В конце концов он предос­тавляет эмоциональную пищу для германского тщеславия: идею «расы господ».

Наряду с применением <fl Гитлер занимался изучени­ем действия ф. Понимая важность целостностей и того, что сила — в единстве, он намеревается уничтожить каждую мощную враждебную организацию, будь то промышленный совет, профсоюз или Церковь. Он раскалывает скорлупу и отбрасывает прочь не могущий быть переваренным матери­ал, проглатывает членов распущенных организаций и асси­милирует их капиталы. «Одну за другой» он устраняет сна­чала внутригосударственные, а затем внегосударственные организации и сами государства. Он применяет оральную технику также и в стратегии. Он вгрызается в стан враж­дебных армий резцами массированных бомбардировок и растирает их в порошок молярами своих танков. Если рез­цы, передовые отряды, притупились, если моляры бомбарди­ровок действуют недостаточно успешно для того, чтобы пе­ремолоть врага в кашу, тогда он пропал. Все, что он спосо­бен предпринять — это вцепиться зубами, не давая проходу.

Существенная задача его метода состоит в раскалыва­нии целого — например, нации — при помощи пятой колон­ны. Идея заключается в том, чтобы, с одной стороны, объе­динить всех членов пятой колонны в единый крепкий кулак, подогревая их общее недовольство и ненависть, делая упор

1В оригинале «gallows-cross» — «крест висельника» {прим. перев.).

196 Ментальный ме та болизм

на внутригрупповых отношениях между ними и выставляя себя единственным спасителем. С другой стороны, он по­буждает их учиться разрушать, что, в свою очередь, усилива­ет сплоченность пятой колонны. Чем больше орального не­доразвития (например, недостаток умения рассуждать само­му или зависимость от церкви и государства) он находит, тем проще оказывается найти подходящих людей, которые бы в него «верили».

Преимущество Гитлера состоит единственно в созна­тельной эксплуатации феномена границ Эго. Границы, конеч­но же, образуются повсеместно и варьируют от трещины, ко­торая, особенно во время избирательной кампании, раскалы­вает американское общество, до личностей с расщеплен­ным сознанием.

Если футбольная команда не направляет свою агрессию в соревновательное русло, а других привлекательных сторон для объединения ее членов не имеется, команда либо раз­валится, либо, на худой конец, распадется на части. Люди с определенным взаимным сходством стянутся вместе и об­разуют клики. Они начнут мучить друг друга, спорить по ме­лочам, и в итоге, если не представится возможности восста­новить общность за пределами границы, они передерутся. Результатом окажется раскол или даже разобщение.

В случае разобщения враждебность исчезнет, но лишь при том условии, что прекратятся всякие контакты. Границы с их Tf/ф-функциями возникают только там, где еще сохра­нился хоть какой-то контакт.

Когда имеется раскол и контакт одновременно, всегда бу­дет задействована одна из функций границы: либо в виде неприкрытой или тайной враждебности, либо в качестве по­давленного стремления к воссоединению посредством иден­тификации, как скрытое дружелюбие или любовь. Зона кон­такта в данных случаях совпадает с зоной конфликта. «Для ссоры необходимы двое».

Раскол между индивидом и обществом представлен слу­чаем помещенного в тюрьму преступника, чья изоляция обре­ла материализованную форму тюремной решетки. Друже­ственное отношение с каждой стороны (помилование и рас­каяние соответственно) может устранить разобщение и вос­становить контакт. Но феномен контакта не перманентен; он основывается на переживании воссоединения и будет заме-

Раскол личности 197

нен конфлюэнцией, как только бывший «преступник» снова окажется признанным членом общества.

В случае преступника раскол освящен обществом, но и отдельный индивид способен к редуцированию такого рода расколов. Жажда одиночества устанавливает границу в ка­честве переходной фазы, тогда как мизантропия или гене­рализованная идея преследования ведут к более устойчи­вой изоляции. Политическое убеждение, отличное от мнения большинства, способно создать новую партию; новая вера создаст новую секту.

С тем чтобы избежать конфликтов, остаться в среде об­щества или другого целостного образования, индивид оттор­гает те части своей личности, которые способны привести к конфликтам с окружением. Уклонение от внешних конфлик­тов приводит, однако, к образованию внутренних. Недаром психоанализ снова и снова подчеркивает этот факт.

Ребенку ужасно хочется иметь определенную игрушку. Он не получает ее, но знает, что ее можно купить за деньги, лежащие в папином кармане. Он знает, что если он возьмет эти деньги, то это повлечет за собой серьезный конфликт с отцом, который говорит, что красть грешно и что за это нака­зывают. Идентифицировав себя с авторитетным высказыва­нием отца, он должен отвергнуть, подавить свое желание. Ему придется уничтожить его либо с помощью изъявления покорности и плача, либо отбрасыванием его за пределы Эго, подавляя или проецируя его. Подавление достигается посредством ретрофлексирования агрессии, которая была первоначально направлена против фрустрирующего отца, а теперь направляется против своего собственного желания. Проекция с помощью другого и более сложного процесса восстанавливает гармонию между ним и отцом, однако за счет разрушения гармонии внутри себя самого.

Целостность требует внутреннего спокойствия. Внутрен­ний конфликт противоречит самой сущности холизма. Фрейд однажды сказал, что внутриличностныи конфликт напоминает ссору двух слуг, спорящих весь день напролет: сколько каж­дому из них следует работать? Если раскол существует внут­ри личности (например, между совестью и инстинктами), Эго может либо оказаться враждебным по отношению к инстинк­там и одобрять совесть (торможение), либо наоборот (вызы­вающее поведение).

На примере убийства показано, как одно и то же дей­ствие может вызывать различные реакции, оценки и даже

198 Ментальный ме та болизм

конфликты и как разнообразные реакции зависят от вида идентификации.

(1) Некто застрелил своего соседа. Общество или тот, кто его представляет, государственный обвинитель, который идентифицирует себя с жертвой, называет это убийством и требует наказания. (2) Некто застрелил своего противника на войне. Общество идентифицирует себя с солдатом, жертва на этот раз оказывается за границами идентификации. Сол­дат может быть представлен к награде. (3) То же самое, что и (1), но здесь судья, узнав, что наш «убийца» был глубоко ос­корблен соседом, может начать симпатизировать обвиняемо­му. Вследствие идентификации с убийцей и убитым одно­временно судья оказывается в ситуации конфликта вокруг вины обвиняемого. (4) То же, что и (2), но Супер-Эго солдата придерживается догмы о том, что убийство — это основной грех. В результате идентификации он также будет находить­ся в ситуации конфликта с требованиями своей страны и своей совести.

В (3) судья говорит: «Я осуждаю вас» и «Я не осуждаю вас». В (4) солдат чувствует: «Я должен убить» и «Я не дол­жен убивать». Такого рода двойные идентификации непере­носимы для организма. Требуется принять решение. От од­ной из идентификаций следует отказаться. По сути, лишь че­рез понимание возможности отказа от идентификаций как от нежелательных и опасных и их отторжения мы можем ухва­тить верное значение Эго и его развития в качестве цензора или селекционера.

Идентификация с потребностями организма исходно не требует затраты усилий, а отвержение требует. Чем теснее связано желание с организмическими нуждами, тем тяжелее проходит отвержение, когда этого требует социальная обста­новка. Большинство из нас почувствовало, как трудно быва­ет отогнать от себя нездоровое любопытство, возникающее при рассматривании уродов. Несмотря на все попытки отве­сти взгляд, снова и снова обнаруживаешь, что смотришь туда, куда не надо. Если почти невозможно уже отказаться от та­кого нездорового любопытства или неприятной привычки вроде тика или заикания, насколько труднее окажется про­цесс отвержения действительно мощного импульса. «Прекра­тишь ли ты, если я дам тебе конфетку?»

Ранее я упоминал, что в функции идентификации заклю­чено ядро «свободной воли», которая возникает в действи­тельности, как только в результате процесса переобуслов-

Раскол личности 199

ливания мы заменяем «хорошее» и «плохое» на «идентифи­кацию» и «отчуждение» соответственно. Идентифицировав себя с определенными методами, мы называем их «правиль­ными» и отторгаем другие, называя их «неправильными». Данное «чувство» правильности и неправильности зачастую обманчиво, поскольку знакомое и привычное воспринимает­ся как правильное, а странное и непривычное — как непра­вильное. Ф.М.Александер провел блестящее исследование тех трудностей, с которыми сталкиваешься в процессе пе­рестройки.

Подобное принятие знакомого отношения за «правиль­ное» ежедневно встречается при анализе. Многие аналитики рассматривают это как недостаточное проникновение паци­ента в суть своей болезни. Такой упрек совершенно необос­нован. Биологически верное отношение может подвергнуть­ся отчуждению до такой степени, что пациент окажется более неспособен увидеть в нем нечто природное. Его сопротивле­ние есть идентификация с определенными идеологическими требованиями, которые он воспринимает не как подвержен­ную изменениям идентификацию, а как непреложно «правиль­ные» взгляды.

Анализ симптома может высветить значение отказа и по­казать, как необходима мобилизация функций Эго для вос­становления здорового функционирования личности в целом. Миссис А. страдает от головной боли после того как подруга оскорбила ее. Она не сознает, что головную боль создает себе сама, и не желает принимать за это ответственность; она скорее станет сваливать вину на свой организм, склон­ность к головным болям или на невнимательную подругу. Психоанализ также освобождает ее от ответственности, на­ходя причину в преобразованной энергии либидо. Если бы она приняла больше ответственности за головную боль (и меньше аспирина) и знала бы точно, что сама виновата в ее возникновении, она могла бы решить больше не допускать подобной ситуации.

Она говорит, что после того, как подруга оскорбила ее, ей хотелось плакать, но она не проронила ни единой сле­зинки. Похоже, что плач преобразовался в головную боль. Но поскольку я не могу представить себе, каким образом по­давленное либидо могло превратиться в головную боль, то я не могу принять такого превращения. Всякий трюк фокусни­ка может получить рациональное объяснение. Идентифици­ровав себя с достоинством и гордостью, она оказалась не-

200 Ментальный метаболизм

способна идентифицировать себя с биологической потреб­ностью искать облегчения в плаче, поэтому она напрягла мышцы глаз и горла, чтобы остановить слезы. Сильное мы­шечное напряжение приводит к боли; сжатие черепных мус­кулов чревато головной болью. Любой может убедиться в таком «продуцировании боли», изо всей силы сжав кулак.

Вернемся к пациенту: без растворения Эго-конгломера-ции (в данном случае, постоянных сокращений мышц) она не сможет поддаться порыву поплакать и овладеть адекватны­ми функциями Эго, т.е. идентификациями с актуальными по­требностями. Ее головная боль сигнализирует о незавер­шенной ситуации; она не в состоянии завершить это, изба­виться от чувства обиды, поскольку совершенно не распо­ложена вести себя свободно.

В этом ей содействует ее сенсомоторная система.

Глава 9

СЕНСОМОТОРНЫЕ СОПРОТИВЛЕНИЯ

Когда аналитик указывает пациенту на то, что с его сто­роны имеется сопротивление или что он находится в состо­янии сопротивления, пациент часто чувствует себя винова­тым, «как будто» ему не следовало бы обладать такими не­приемлемыми свойствами. Психоанализ справедливо сосре­дотачивается на сопротивлениях, но зачастую с мыслью о том, что они представляют нечто нежелательное — с чем можно разделаться и что должно быть непременно уничто­жено для формирования здорового характера. Действитель­ность выглядит несколько иначе. Сопротивления уничтожить невозможно; и, в любом случае, они — не зло, а скорее энер­гии, представляющие ценность для нашей личности, вредо­носные только тогда, когда получают неверное приложение. Мы не сможем должным образом относиться к своим паци­ентам до тех пор, пока не поймем диалектику сопротивле­ний. Диалектическая противоположность сопротивлению — содействие. Крепость, оказывающая сопротивление агрессо­ру, в то же самое время содействует достижению целей за­щитника. В данной книге мы можем придерживаться терми­на «сопротивление», поскольку являемся, по существу, вра­гами невроза. В книге об этике мы предпочли бы термин «содействие» для обозначения тех механизмов, которые по­могают нам в подавлении «осужденных» черт характера. Не­обходимо, однако, иметь в виду, что без признания того, что пациент воспринимает свои сопротивления как своих по­мощников, мы не сможем успешно иметь с ним дело.

202 Ментальный метаболизм

Ригидность энергий сопротивления представляет главное затруднение. Если тормоз в машине или водопроводный кран заклинило, нормальная работа автомобиля или водоснабже­ние оказываются невозможны. В ситуации анализа стоит за­дача восстановления гибкости подобных ригидных сопротив­лений. Это не значит, что исчезло внутреннее сопротивление и возник негативный перенос. Скорее происходит то, что вдо­бавок к границе Эго, лежащей между внушающим тревогу внутренним желанием и сознательной личностью, появляется еще одна граница: между пациентом и аналитиком. Аналитик воспринимается как союзник запретного порыва и соответ­ственно отторгается. Цензор, полный недоверия и враждеб­ности, настороже по отношению к нарушителю, следит, как бы не произошла идентификация со «странными» идеями анали­тика. Организм идентифицирует себя с этой враждебностью и сопротивляется или даже нападает на аналитика.

Образование «фигуры-на-фоне» обладает одним серьез­ным недостатком. Организм способен сосредотачиваться лишь на одном объекте в один момент. Тем самым достига­ется максимум действия на одном участке, но ценой миними­зации внимания, уделяемого всему остальному. Всякая не­предвиденная атака, таким образом, представляет опасность. Неожиданное, внезапное нападение наносит такой же вред отдельному индивиду, как и целой армии или нации. Также как оборонительные сооружения и постоянные укрепления возмещают недостаток в живой силе, в организме индивида имеются кожа и панцирь на физиологическом, поведенческом и характерологическом уровнях. Но, как упоминалось ранее, эти границы не могут быть герметично изолированы. Какой-то контакт с окружающим миром должен оставаться. Замок может иметь пути коммуникации, вроде дверей, предназна­ченных для получения пищи и отправки сообщений. Большой пролом в стене, в противоположность двери, может служить для прямого сообщения, конфлюэнции. Если, скажем, слома­лась ограда на ферме, скот может убежать, «перетечь» сквозь брешь во внешний мир, и фермеру придется отказаться от механической защиты в виде ограды в пользу живого защит­ника, пастушонка или собаки. Последние, впрочем, могут зас­нуть, и выход окажется без охраны; конфлюэнция, таким об­разом, будет восстановлена.

Именно такими путями сообщения являются отверстия в теле. Они требуют определенного сознательного ухода (функции Эго); иначе они могут стать зонами конфлюэнции.

Сенсомоторные сопротивления 203

Пользуясь сравнением с замком, патологическое сопротив­ление можно уподобить запертой двери, ключ от которой по­терян, а полное отсутствие сопротивлений — дырам в стенах, образовавшимся в результате совершенного удаления две­рей. Импульсивный, безответственный характер, наблюдае­мый в случаях «преступности несовершеннолетних», ясно по­казывает отсутствие необходимых сопротивлений, тормозов, которые следует применять для того, чтобы предохранить себя от возмездия общества. Мы подвергнем себя огромному риску, если будем руководствоваться при анализе сопротив­лений предположением о том, что их быть не должно. Часто происходит так, что сопротивления не принимаются всецело, но подавляются и подвергаются сверхкомпенсации — сму­щение компенсируется показным молодечеством, стыд — бесстыдством, отвращение — неразборчивой жадностью. Что касается преступности несовершеннолетних, то подавление сопротивлений часто проявляется в виде вызывающего по­ведения и «героического» выставления себя похожим на иде­ал «крутого парня». Простая ликвидация энергий сопротив­ления влечет за собой еще одну опасность. Многие люди едва ли развили в себе другие функции Эго кроме функции сопротивления, будь то по своим собственным импульсам или по запросам общества. Они нацелены на создание сильного Эго, характера, исполненного «силы воли». Действенная, ра­циональная личность означает для них «сильный» характер — возможность подавить желание курить, иметь половые отно­шения, есть и т.д.

Если кто-то лишает их этих доминирующих функций со­противления, не остается ничего, в чем бы они были заинте­ресованы. Они так и не научились получать удовольствие от жизни, быть агрессивными, любить, и в то время как их сопро­тивления подвергаются анализу, они приходят в полнейшее замешательство, так как идентификации с этими жизненны­ми функциями еще не произошло.

Более того, энергии сопротивления у таких людей пред­ставляют значительную ценность, и если они обладают хо­рошим уровнем сопротивления, люди найдут возможности для того, чтобы обратить их себе на пользу. Чего следует достичь, так это избавления от ретрофлексии. Пациент дол­жен научиться обращать свои энергии сопротивления про­тив внешнего мира, применять их в соответствии с требова­ниями ситуации, говорить «нет», когда это надо сказать. Ког­да приходится иметь дело с мертвецки пьяным человеком,

204 Ментальный метаболизм

более важным оказывается контролировать его, даже изба­виться от его назойливости, нежели держать себя под конт­ролем. Ребенок, который всегда выполняет зачастую идиот­ские и безответственные требования родителей, калечит свою личность и становится впоследствии смиренным, бес­честным чудаком. Если порой ему удается сопротивляться их приказаниям, вступать в борьбу, это поможет ему в пос­ледующей жизни защищать свои права. Каждый конкретный случай является критерием полезности или бесполезности сопротивления. Упрямство, концентрированное сознательное сопротивление, подобным же образом должно обсуждаться с точки зрения его полезности. Упрямство, выражающееся в невосприимчивости к доброму совету, отличается от упрям­ства, с которым полный решимости народ готов отражать неспровоцированные нападения.

Если мы вполне осознаем явление центробежности сен­сорных и моторных функций и феномен ретрофлексии, мы получим четкое представление о соматоневротических со­противлениях. Из вышеперечисленного моторные сопротив­ления, представляющие главным образом случаи повышен­ного мышечного напряжения, являлись предметом обширных исследований в контексте райховой теории панциря. Я хочу лишь добавить, что эти зажимы в действительности — рет-рофлексированное объятие. Они становятся симптомами цепляющегося отношения (присасывание; цепляние за чело­века или имущество, фекалии, дыхание и так далее; можно сравнить с анализом хватательного рефлекса, выполненным Имре Херманн).

Наиболее частым из сенсорных сопротивлений считается скотомизация, ослабление перцептивной функции или заме­на ее на функцию исключения, благодаря чему достигается избегание восприятия определенных вещей. Менее известен факт, что повышенная сенсорная активность также является сопротивлением. Всем нам знакомы люди-недотроги, сверх­чувствительные и обидчивые. Их обидчивость, высокоразви­тая и культивируемая, служит им средством избегания ситуа­ций, в которые им не хочется попадать. Любимое их выраже­ние: «Это действует мне на нервы». Подобная гиперстезия принимает форму, например, мигрени с ее сверхчувствитель­ностью к свету и т.д., когда мадам желает уклониться от не­приятного разговора с мужем. В сексуальном отношении она







Дата добавления: 2015-08-30; просмотров: 307. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Именные части речи, их общие и отличительные признаки Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение...

Интуитивное мышление Мышление — это пси­хический процесс, обеспечивающий познание сущности предме­тов и явлений и самого субъекта...

Объект, субъект, предмет, цели и задачи управления персоналом Социальная система организации делится на две основные подсистемы: управляющую и управляемую...

Приложение Г: Особенности заполнение справки формы ву-45   После выполнения полного опробования тормозов, а так же после сокращенного, если предварительно на станции было произведено полное опробование тормозов состава от стационарной установки с автоматической регистрацией параметров или без...

Измерение следующих дефектов: ползун, выщербина, неравномерный прокат, равномерный прокат, кольцевая выработка, откол обода колеса, тонкий гребень, протёртость средней части оси Величину проката определяют с помощью вертикального движка 2 сухаря 3 шаблона 1 по кругу катания...

Неисправности автосцепки, с которыми запрещается постановка вагонов в поезд. Причины саморасцепов ЗАПРЕЩАЕТСЯ: постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых автосцепное устройство имеет хотя бы одну из следующих неисправностей: - трещину в корпусе автосцепки, излом деталей механизма...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия