Студопедия — Фредерик Перлз 10 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Фредерик Перлз 10 страница






(1) Влияние конституции (наследственности).

(2) Научение индивида (обусловленное воздействием среды).

(3) «Футуристические воспоминания» («futuristic memories»).

(4) Навязчивое повторение (незавершенность ситуаций).

(5) Накопление «непереваренных» переживаний (травми­рующие и другие невротические переживания).

(1) В том, что касается конституции, отношение между про­шлым и будущим достаточно очевидно. Возьмем, например, функционирование щитовидной железы. Кретинизм (миксе-дема) обязан своим возникновением какому-то событию, про­изошедшему в прошлом. Будет ли иметь погружение в про­шлое какую-либо ценность, кроме удовлетворения нашего научного любопытства, или же оно поможет нам больше уз­нать об истоках болезни и позволит добиться успешного ее излечения в настоящем? Ведь именно сейчас нам приходит­ся время от времени впрыскивать тироидные гормоны для того, чтобы справиться с недостатком тироксина.

(2) Научение индивида можно сравнить с постройкой до­роги: задача состоит в том, чтобы направить транспортный поток по наиболее экономически выгодному пути. Но в том

Прошлое и настоящее 133

случае, если научение оказывается не слишком глубоким, оно способно сойти на нет, также как может разрушиться плохо построенная дорога. Разрушение стремится к уничтожению. Старые дороги исчезают, мозг забывает. Некоторые дороги, однако, построены с такой же тщательностью, как их строили римляне. Умение читать может оставаться без применения долгие годы и сохраниться на том же уровне, что и раньше.

Если же имеет место переобучение и движение направ­ляется на новые пути, ситуация будет иной: когда нам прихо­дится говорить на иностранном языке, редко используя род­ной, способность говорить на родном языке ухудшается, и по прошествии нескольких лет может стать затруднительным по­иск в памяти тех слов, которые раньше всегда вертелись на кончике языка. С другой стороны, заново обучиться родному языку можно быстрее, чем это первоначально происходит в детском возрасте.

Когда мы пытаемся остановить прогрессирование нев­роза, мы стараемся сделать так, чтобы пациент заново обу­чился пользоваться биологическими функциями, называемы­ми обычно нормальными или естественными. В то же время мы не должны упускать из виду и необходимость помощи в формировании неразвившихся отношений, их тренировку. Мы сможем по достоинству оценить методы Ф.М.Александера с позиций переобучения, если не станем забывать о необходи­мости одновременного преодоления динамического воздей­ствия неправильного гештальта. Если мы просто наложим один гештальт на другой, мы загоним неправильный гештальт в клетку, подавим его, но все же не уничтожим; растворение последнего высвободит энергию для функционирования всей личности.

(3) Выражение «телеологические, футуристические вос­поминания» выглядит парадоксальным, но ведь мы зачастую используем прошлый опыт для решения будущих задач. С психоаналитической точки зрения наиболее интересным при­мером такого рода воспоминаний служит сигнал, предупреж­дающий об опасности. Если на каком-то участке шоссе про­изошло несколько аварий, власти вывешивают дорожный знак, предупреждающий об опасности. Эти знаки помещают­ся не в память о погибших — они служат «цели» предупрежде­ния будущих катастроф.

Приступ тревожности у невротика не является, вопреки Фрейду, сигналом об опасности. Нервный человек употреб-

134 Холизм и психоанализ

ляет свои воспоминания в качестве стоп-сигналов на каж­дом шагу, как только почувствует возможную опасность. Ему эта процедура кажется разумной; похоже, что он действует по пословице «Однажды укушенный — осторожен вдвойне». («Пуганая ворона и куста боится».) Возможно, он когда-то был влюблен и потерпел разочарование. Поэтому теперь он предпринимает все меры для того, чтобы эта «катастрофа» не произошла вновь. Как только он ощущает малейшее про­явление привязанности, перед ним, точно красный свет све­тофора, встают его неприятные переживания, которые он (со­знательно или бессознательно) воспроизводит в себе. Он совсем не обращает внимания на тот факт, что совершает историческую ошибку, что теперешняя ситуация может зна­чительно отличаться от предыдущей.

Нахлынувшие из прошлого травматические воспоминания могут подготовить почву для появления новых сигналов об опасности и еще более ограничить свободу действий невро­тика в различных жизненных сферах, и так будет продолжать­ся до тех пор, пока он не научится находить различие между настоящей и прошлыми ситуациями.

(4) Феномен навязчивого повторения — ошеломляющее открытие Фрейда, толкование которого, к сожалению, доведе­но у него до абсурдных заключений — требует к себе дели­катного подхода. Фрейд увидел в монотонности повторений тенденцию к умственному окостенению. Эти повторения, по его мнению, становятся ригидными и безжизненными как не­органическая материя. Его размышления об этой жизнеотри-цающей тенденции привели его к предположению о том, что за кулисами действует некая определенная сила: инстинкт нирваны или смерти. Он заключил далее, что точно так же как либидо проявляется вовне в качестве любви, инстинкт смер­ти проявляется в страсти к разрушению. Он зашел столь да­леко, что даже решил объявить саму жизнь постоянной борь­бой между инстинктом смерти и либидо. Это нерелигиозный по сути своей человек возвел на престол Эрос и Танатос; ученый и атеист регрессировал до того, что сам создал себе богов, против которых боролся всю жизнь.

По моему мнению, построения Фрейда содержат в себе несколько ошибок. Я не согласен с ним в отношении того, что гештальт «навязчивого повторения» имеет ригидный ха­рактер, хотя отчетливая тенденция к окостенению заметна в привычках. Нам известно, что чем старше человек, чем ме-

Прошлое и настоящее 135

нее гибкой становится его мировоззренческая система, тем меньше оказывается возможность изменения его привычек. Когда мы осуждаем некоторые привычки и называем их по­роками, мы подразумеваем, что перемены были бы желатель­ны. В большинстве случаев, однако, они настолько сраста­ются с нашей личностью, что все усилия по их изменению сводятся к смехотворным полумерам, которые только на мгновение успокаивают совесть, не затрагивая источника неприятностей.

Принципы не менее косны. Они заменяют независимый взгляд на жизнь. Их обладатель окажется затерянным в океа­не событий, если потеряет возможность направлять свои дей­ствия по этим устойчивым ориентирам. Как правило, он даже гордится ими и считает их не недостатками, но источником силы. Он цепляется за них вследствие недоразвитости соб­ственной способности к непредвзятому суждению.

Динамика развития привычек не однородна. Некоторые из них продиктованы принципом экономии энергии и стано­вятся «оттренированными» рефлексами. Привычки зачастую являются фиксациями или же были ими первоначально. Их существование поддерживается за счет страха, но они все же могут быть превращены в благоприобретенные рефлек­сы. Это наблюдение подразумевает, что обычный анализ привычек недостаточен для «избавления» от них простым усилием воли.

Структура «навязчивого повторения» разительно отлича­ется от структур привычек и принципов. Мы уже приводили пример человека, снова и снова разочаровывавшегося в дру­зьях. Мы вряд ли назвали бы такое явление привычкой или принципом. Но что же тогда есть это вынужденное повторе­ние? Чтобы ответить на этот вопрос, нам необходимо будет сделать небольшое отступление.

К.Левин провел следующее исследование памяти. Груп­пе людей давались определенные задания. Им не сообщи­ли о том, что будет проводиться тестирование памяти, и у них сложилось впечатление, что происходит исследование умственных способностей. На следующий день их попроси­ли изложить на бумаге смысл тех задач, которые они запом­нили, и неожиданно оказалось, что нерешенные задачи за­помнились много лучше решенных. Исходя из теории либи­до, можно было ожидать противоположного, а именно того, что нарциссическое удовлетворение приведет к лучшему за-

136 Холизм и психоанализ

поминанию своих успехов. Или у всех у них имелся адле-ровский комплекс неполноценности, и они запоминали толь­ко нерешенные задания для того, чтобы в следующий раз по­пытаться справиться с ними успешнее? Оба объяснения не­удовлетворительны.

Слово «solution» («решение») указывает на то, что озада­чивающая ситуация исчезает, растворяется («is dissolved»). Что касается действий человека, страдающего неврозом на­вязчивых состояний, то стало известно, что эти обсессивные действия должны повторяться до тех пор, пока их задача не будет выполнена. Когда желание смерти растворяется — в результате ли психоанализа или иным путем — заинтересо­ванность в исполнении навязчивых ритуалов («отмена» же­лания смерти) отойдет на задний план, а затем и исчезнет из сознания.

Если котенок пытается взобраться на дерево и падает, то он повторяет свои попытки снова и снова, до тех пор, пока ему это не удастся. Если учитель находит в работе ученика ошибки, он заставляет его переделывать ее заново, не для того, чтобы эти ошибки повторились, а для того, чтобы он на­учился правильно решать задачу. Тогда ситуация оказы­вается завершенной. Учитель и ученик теряют всякий ин­терес к ней, также как и мы теряем интерес к кроссворду, заполнив его.

Повторение действия для достижения мастерства явля­ется ядром его развития. Механическое повторение без со­вершенствования имеет цель, враждебную органической жиз­ни и «креативному холизму» (Смуте). Интерес поддержива­ется лишь до тех пор, пока задача не окончена и находится под рукой. Как только она оказывается завершенной, инте­рес пропадает, пока новая задача не возбудит его заново. Не существует никакого сберегательного банка, из которого организм (согласно теории либидо) мог бы брать необходи­мый интерес в кредит.

Вынужденные повторения никоим образом нельзя счи­тать автоматическими. Напротив, это энергичные попытки ре­шить злободневные жизненные проблемы. Потребность в друге, по сути, — здоровое проявление желания контакта с другими людьми. Постоянно испытывающий разочарования человек занимает невыгодную позицию лишь потому, что ищет себе идеального друга. Он может отрицать не удов­летворяющую его реальность в мечтах или даже в галлюци-

Прошлое и настоящее 137

нациях; он может попытаться сам стать своим собственным идеалом или переделать характеры друзей, но ему не удас­тся достичь исполнения своих желаний. Он не замечает ос­новной ошибки: поиска первопричины своих неудач в невер­ном направлении — вовне, а не в себе. Он видит в друзьях виновников своих разочарований, не осознавая того, что в этом повинны его ожидания. Чем более идеалистичны его ожидания, тем менее они соотносятся с реальностью, и тем более сложной окажется задача установления контакта. Эта проблема останется неразрешенной, и вынужденные повто­рения не прекратятся до тех пор, пока он не подгонит свои несбыточные ожидания к реальным возможностям.

Навязчивые повторения ни в коем случае не механичес­кие и омертвевшие, но представляют собой живые явления. Я никак не возьму в толк, каким образом кто-то может вывес­ти из их существования мистическое влечение к смерти. Это один из тех случаев, когда Фрейд потерял под ногами твер­дую почву науки и углубился в область мистики, подобно Юнгу с его особым подходом к теории либидо и концепцией коллективного бессознательного.

Не мне решать, что же все-таки побудило Фрейда к изоб­ретению теории влечения к смерти. Возможно, болезнь или приближающаяся старость заставили его желать существо­вания такого влечения к смерти, которое бы разряжалось в форме агрессии. Если бы эта теория была верна, любой дос­таточно агрессивный человек обладал бы секретом продле­ния жизни. Диктаторы жили бы ad infinitum (вечно).

Фрейд попеременно использует термины «нирвана» и «влечение к смерти». Тогда как ничто не может подтвердить существование инстинкта смерти, инстинкт нирваны имеет некую основу. Может показаться, что термин «инстинкт» не подходит и что его следует заменить словом «тенденция». Любая потребность нарушает равновесие организма. Ин­стинкт указывает на направление, в котором это равновесие нарушено. Фрейд осознал это правило применительно к по­ловому инстинкту.

У Гете была теория, напоминающая фрейдовскую, но для него нарушителем человеческой «любви к безусловному по­кою» выступало не либидо, а разрушение, символизируемое Мефистофелем. Но этот покой не безусловен и не длите­лен. Удовлетворение восстанавливает организмический ба­ланс и приводит организм в состояние покоя, длящегося

138 Холизм и психоанализ

лишь до тех пор, пока новый инстинкт не предъявит свои требования.

Принимать «инстинкт» за тенденцию к поддержанию рав­новесия — то же самое, что принимать товар, взвешиваемый на весах, за сами весы. Мы можем назвать это врожденное стремление к восстановлению покоя посредством удовлет­ворения инстинкта «влечением к нирване».

Постулирование «инстинкта» нирваны может также ока­заться следствием принятия желаемого за действительное. В те короткие периоды времени, когда наш организм уравнове­шен, мы испытываем покой и счастье, вскоре разрушаемое новыми запросами и потребностями. Зачастую нам хотелось бы изолировать это чувство отдохновения, выделив его из цикла «инстинкт-удовлетворение», и продлить подольше. Я понимаю, что индусы в своем неодобрительном отношении к телу и его страданию, в своих попытках убить все желания провозглашали состояние нирваны конечной целью нашего существования. Если влечение к нирване есть инстинкт, я ума не могу приложить, зачем они тратили столько энергии для достижения желанной цели, если инстинкт сам заботится о себе и не требует никаких сознательных усилий.

К сказанному о так называемом «влечении к смерти»1 можно добавить куда больше. Прозрение его истинной при­роды могло бы состояться давным-давно, если бы ученики Фрейда, в числе которых в прошлом был и я, зачарованные его величием, не проглатывали все, что он изрекал, словно какое-то религиозное откровение.

(5) Это проглатывание интеллектуального материала дает нам повод указать на еще один класс отношений между про­шлым и будущим: широкую категорию травматических и инт-роецированных воспоминаний.

Простой пример. Не большого ума ученик обладает ис­ключительной памятью и заучивает наизусть целые абзацы. Он может с легкостью перенести прочитанное на бумагу во время экзамена, но совершенно не способен объяснить зна­чение того, что он написал. Он вбирает в себя материал, не

1 По моему мнению, силы Ч и ф действительно в ответе за смерть, но сама смерть не ответственна за агрессию. В процессе отвердения арте­рий некоторое количество кальция накапливается в стенках артерий, сни­жая их гибкость и нарушая тем самым процесс правильного питания тка­ней. Простым примером энергии ф является язва желудка, вызванная раз­рушением его стенок желудочным соком.

Прошлое и настоящее 139

ассимилируя его. Общей чертой того класса воспоминаний, которые, как никакие другие, привлекали к себе интерес Фрейда, является то, что они находятся в некоем «желудке ума». Возможны три исхода: либо человека «вырвет» этим материалом (как репортера), либо он «испражнит» его непе­реваренным (проекция), либо же будет «страдать от умствен­ного несварения». Это последнее состояние было так оха­рактеризовано Фрейдом: «...невротик страдает от своих вос­поминаний».

Для того чтобы глубоко проникнуть в суть этого умствен­ного несварения и найти способы его излечения, нам придет­ся детально рассмотреть инстинкт удовлетворения голода и организмическую ассимиляцию. Расстройства процесса ас­симиляции — с психологической точки зрения — приводят к возникновению паранойи и выработке паранойяльного харак­тера. Исследование данной проблемы станет центральным пунктом второй части этой книги.

Часть вторая

МЕНТАЛЬНЫЙ МЕТАБОЛИЗМ

Любой инородный, чуждый или враждебный Личнос­ти элемент, привнесенный в нее извне, создает внутрен­ние напряжения, препятствует ее работе и может даже привести к полной ее дезорганизации и дезинтеграции. Личность, подобно организму, зависит от непрерывного поступления из внешней среды интеллектуальной, со­циальной и тому подобной пищи. Но пока этот чуже­родный материал не будет надлежащим образом вклю­чен в обменные процессы Личности и ассимилирован ею, он может оказаться пагубным и даже фатальным для нее. Так же как ассимиляция органического мате­риала необходима для животного роста, усвоение Лич­ностью нравственного и социального материала стано­вится центральным пунктом ее развития и самореали­зации. Способность к такой ассимиляции колеблется в широких пределах у различных индивидов. Гете смог вобрать в себя и ассимилировать всю науку, искусство и литературу. Он смог усвоить громадные пласты чужо­го опыта, освоиться в них и обратить на достижение того блеска и величия самореализации, которое сдела­ло его одним из величайших людей.

Дж. К. Смуте

Глава 1

ПИЩЕВОЙ ИНСТИНКТ

Если мы разрежем по трем измерениям куб со стороной, равной одному дюйму (рис. 1 и 2), то получим восемь кубов вместо одного; объем останется прежним, но площадь по­верхности удвоится (рис. 3).

142 Ментальный ме та болизм

На рис. 1 показана поверхность площадью в шесть квад­ратных дюймов; на рис. 3 изображены восемь кубов, каждый из которых имеет шесть сторон по полдюйма: 8х6х1/2х1/2=12 квадратных дюймов. Удвоив таким образом поверхность ис­ходного куба, мы можем продолжать деление кубов дальше, тем самым увеличивая поверхность.

Преимущество большой поверхности заключается в быст­роте и эффективности реакции на физические и химические воздействия. Таблетка аспирина, истолченная в порошок, рас­творяется быстрее, чем целая. Кусок мяса, помещенный в сла­бую кислоту, будет растворяться долгое время, поскольку кислота разъедает только поверхность, не затрагивая внут­ренние слои. Если же пропустить его через мясорубку и рав­номерно распределить в кислоте, то все вещество растворит­ся за то время, которое потребовалось бы для растворения его поверхности.

Так, ф играет главенствующую роль в процессе пище­варения. Однако не следует пренебрегать и f, поскольку оно присутствует в процессах формирования отношения к пище (аппетит), в дегустации и в некоторых синтетических хи­мических реакциях, происходящих в нашем организме. Эти функции остаются относительно малозначащими для за­родыша, но в ходе постнатального развития их значение все возрастает.

На начальной стадии эмбрион ничем не отличается от любой другой ткани матери; он получает требуемое коли­чество кислорода и всю необходимую ему пищу в разжи­женном и химически подготовленном к усвоению виде че­рез плаценту и пуповину. На первых порах все продукты до­ставляются к тканям зародыша без какого бы то ни было усилия с его стороны, хотя позднее в их распределение включается сердце эмбриона. С рождением ребенка пупо­вина перестает выполнять свои функции, жизненная связь между матерью и ребенком прерывается, и для того, чтобы остаться в живых, только что появившемуся на свет младен­цу приходится решать задачи, которые, будучи простыми для нас, могут представлять трудность для молодого организма. Ему приходится теперь самостоятельно добывать себе кис­лород, то есть начать дышать, и научиться самому поглощать пищу. Разрушение твердых структур, как указано в начале данной главы, еще не освоено им, но молекулы протеинов и подобных веществ, содержащихся в молоке, должны пройти химическое расщепление и быть разложенными на более

Пищевой инстинкт 143

простые вещества. Существует, однако, один вид активной сознательной деятельности, которую приходится выполнять младенцу: присасывание.

На следующей стадии у ребенка прорезаются передние зубы — появляются первые орудия для разрушения твердой пищи. Передние зубы действуют как ножницы, вовлекая в работу также и челюстные мышцы, хотя в нашей культуре вместо них зачастую используется нож, что приводит к ос­лаблению зубов и их функции. Задача зубов состоит в раз­рушении макроструктуры пищевого продукта, как показано на рис. 1—3.

Соски матери становятся «объектом» кусания. «Канниба­лизм», как неверно обозначил эту стадию психоанализ, всту­пает в свои права. Укусы соска могут оказаться болезненны­ми для матери. Не понимая биологической природы детского желания укусить или, возможно, имея чувствительный сосок, мать способна расстроиться и даже отшлепать «противного» ребенка. Повторное наказание обуславливает подавление кусания. Кусание идентифицируется с причинением боли и самим чувством боли. Травма наказания, однако, встречается реже, чем травма фрустрации при отлучении от груди (преж­девременном или внезапно проведенном). Чем сильнее зап­рещается кусательная активность, тем менее ребенок окажет­ся способным энергично вцепиться в предмет в том случае и тогда, когда этого потребует ситуация.

Отсюда берет свое начало порочный круг. Маленький ре­бенок не может подавлять1 свои импульсы, нелегко ему и про­тивостоять такому сильному побуждению, как желание уку­сить. У маленького ребенка функции Эго (а с ними и границы Я) еще не развились и не обозначились. Насколько я пони­маю, в его распоряжении имеются только средства проекции. На данной стадии ребенок не способен различать внутрен­ний мир и внешний. Поэтому выражение «проекция» не со­всем точно, поскольку оно означает, что нечто, принадлежа­щее внутреннему миру, переживается как принадлежащее внешнему миру; но в практических целях мы можем исполь­зовать термин «проекция», вместо «продифференцированной проекции» (См. главу 10 этой части).

Чем строже запрещенной и спроецированной окажется способность причинять боль, тем скорее у ребенка разовьет-

1 Подавление изначально основано на контроле за запирающими мыш­цами рта, ануса и уретры.

144 Ментальный ме та болизм

ся страх получить ее, а страх возмездия, в свою очередь, при­ведет к дальнейшему усилению отвращения к причинению боли. Во всех подобных случаях выявляется недостаточное использование передних зубов, наряду с общей неспособно­стью овладеть жизненной ситуацией, вцепиться мертвой хват­кой в поставленную задачу.

Другим следствием подавленной агрессии является «рет­рофлексия», которой я посвятил особую главу.

Если дентальное развитие остановилось после появле­ния и использования резцов, то мы сможем разгрызть боль­шой кусок, превратив его в несколько маленьких кусочков, но их переваривание окажется затруднено для желудка и по­требует значительного времени. Чем тщательнее измельче­но вещество, тем большую поверхность оно представляет для химического воздействия. Задача зубов состоит в том, чтобы разрушать крупные куски пищи, пережевывание пред­ставляет из себя последнюю стадию механической подго­товки к химической атаке телесными соками. Наилучшее обеспечение правильного пищеварения состоит в перетира­нии пищи почти в жидкую кашицу, тщательно перемешанную со слюной.

Немногие люди осознают тот факт, что желудок — это про­сто еще одна разновидность кожи, неспособная справиться с большими кусками. Порою организм пытается возместить не­достаточное пережевывание выделением избыточного коли­чества желудочной кислоты и пепсина. Однако, такое при­способление увеличивает опасность возникновения язвы же­лудка или двенадцатиперстной кишки.

Различные стадии в развитии инстинкта утоления голо­да могут быть классифицированы на пренатальную (до рож­дения), предентальную (грудной младенец), резцовую (куса­ние) и молярную (откусывание и пережевывание) стадии. Перед тем как перейти к детальному рассмотрению психо­логических аспектов каждой из этих стадий, мне хотелось бы остановиться на одной затронутой ранее проблеме: пробле­ме нетерпения. Многие взрослые люди относятся к твердой пище так, «как если бы» она была жидкой и ее можно было бы поглощать большими глотками. Таких людей всегда ха­рактеризует нетерпение. Они требуют немедленного утоле­ния своего голода, не находя интереса в разрушении твер­дой пищи. Нетерпеливость сочетается в них с жадностью и неспособностью достичь удовлетворения, что будет в даль­нейшем показано на примерах.

Пищевой инстинкт 145

Чтобы осознать существование тесной связи между жад­ностью и нетерпением, необходимо лишь проследить за воз­буждением, жадностью и нетерпением грудного младенца, когда он сосет. Функция контакта у грудного младенца ог­раничена присасыванием, после чего кормление сводится к конфлюенции («confluence» — от лат. «fluere» = «течь». — примеч. перев.). Когда взрослых одолевает жажда, они ведут себя подобным же образом и не видят в этом ничего предо­судительного. Но те люди, что заглатывают куски целиком, глотают твердую и жидкую пищу, в результате чего у них не развивается ни способность пережевывать, т.е. тщательно прорабатывать что-либо, ни умение выносить напряженное ожидание.

Сравните нетерпеливого едока (который, конечно же, всегда найдет оправдание своей поспешности, вроде «от­сутствия времени») с человеком, ожидающим трамвая. В сознании жадного едока желание «набить рот» образует та­кую же «фигуру», как и трамвай у того, кто его с нетерпени­ем ждет. В обоих случаях ожидается конфлюенция, слияние образа и реальности, и это становится первостепенной по­требностью. Наполнение рта не отступает на задний план, как должно было бы произойти, и удовольствие от дегуста­ции и разрушения пищи не становится средоточием интере­сов — «фигурой».

Самое главное, что деструктивная тенденция, которая должна получать свой естественный биологический выход в использовании зубов, остается неудовлетворенной. Здесь мы находим те же положительные и отрицательные функции, что и в случаях избегания. Функция разрушения, хотя и яв­ляется сама по себе не инстинктом, а лишь мощнейшим ин­струментом на службе у инстинкта утоления голода, «субли­мируется» — отворачивается от такого объекта как «твердая пища». Она проявляет себя в убийствах, развязывании войн, жестокости и других пагубных способах поведения, или, че­рез посредство ретрофлексии, в самоистязании и даже са­моразрушении.

С чисто психическим опытом (желания, фантазии, сны на­яву) часто обращаются так, «как если бы» это было объектив­ной реальностью. В случае невроза навязчивых состояний и некоторых других неврозов можно, например, отметить, что со­весть третирует желание совершить что-либо запретное та­ким же образом, как и государственные властные структуры, наказывающие за уже совершенное преступление. В действи-

146 Ментальный метаболизм

тельности, многие невротики не могут отличить воображае­мого проступка от реального.

При психозах слияние воображения и реальности зачас­тую приводит к тому, что пациент не только ожидает реально­го наказания, но и наказывается за поступки, совершенные им в воображении.

Интеллектуальный и эмоциональный голод воздейству­ют на человека подобно физическому: К.Хорни верно заме­чает, что невротик постоянно с жадностью ищет любви, но его жадность никогда не вознаграждается. То, что невротик не ассимилирует предлагаемую ему любовь, является реша­ющим фактором в его поведении. Он либо отвергает, либо недооценивает ее, и она начинает претить ему или теряет для него всякую ценность, как только он ее получает.

Более того, это нетерпеливое, жадное отношение боль­ше чем что-либо другое ответственно за ту чрезмерную глу­пость, что царит в мире. Точно так же, как таким людям не хватает терпения, чтобы как следует прожевать обычную пищу, им не хватает времени и для того, чтобы «разжевать» пищу духовную.

Поскольку новейшие времена в значительной степени способствуют распространению привычки поспешного по­едания пищи, неудивительно, что один великий астроном ска­зал: «Насколько мы знаем, бесконечны две вещи — вселен­ная и человеческая глупость». Сегодня мы знаем, что это ут­верждение не совсем правильно. Эйнштейн доказал нам, что вселенная ограничена.

Глава 2 СОПРОТИВЛЕНИЕ

Теория либидо утверждает, что развитие сексуального инстинкта проходит через оральную и анальную стадии и что нарушения и фиксации на этих стадиях препятствуют развитию здоровой сексуальной жизни. И собственные на­блюдения, и соображения теоретического порядка вынужда­ют меня не согласиться с этой гипотезой. Если основные интересы человека лежат в оральной или анальной сфере, то Эго может значительно ослабить его сексуальные инте­ресы; а если он признает сексуальные табу, то его интерес к поглощению пищи и, по крайней мере в нашей цивилиза­ции, к испражнению, должны возрасти. Возникновение ораль­ного или анального характеров часто является результатом отталкивания и притяжения — от гениталий к отверстиям пи­щеварительного тракта.

Весьма спорным было бы рассматривать генитальный ха­рактер как высшую форму развития. Райх, к примеру, в своем прославлении сексуальной потенции создает впечатление искусственного идеала, не существующего в действительно­сти. Я согласен с ним в том, что любое нарушение в функции оргазма ведет к расстройству других функций личности, но то же самое происходит и при любом нарушении функций Эго, инстинкта голода и, как показали Ф.М.Александер и сам Райх, двигательной системы. В моей практике встречались случаи истерии, в которых затруднения сексуального характера пре­одолевались очень быстро, хотя анализ оказывался затруд­нен из-за слабо развитых функций Эго.

148 Ментальный метаболизм







Дата добавления: 2015-08-30; просмотров: 357. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Упражнение Джеффа. Это список вопросов или утверждений, отвечая на которые участник может раскрыть свой внутренний мир перед другими участниками и узнать о других участниках больше...

Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи...

Виды сухожильных швов После выделения культи сухожилия и эвакуации гематомы приступают к восстановлению целостности сухожилия...

СПИД: морально-этические проблемы Среди тысяч заболеваний совершенно особое, даже исключительное, место занимает ВИЧ-инфекция...

Понятие массовых мероприятий, их виды Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан...

Тактика действий нарядов полиции по предупреждению и пресечению правонарушений при проведении массовых мероприятий К особенностям проведения массовых мероприятий и факторам, влияющим на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, можно отнести значительное количество субъектов, принимающих участие в их подготовке и проведении...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия